Услуги иностранных перевозчиков и экспедиторов: когда российский клиент становится налоговым агентом. Иностранная организация (нерезидент) перевозит для российской организации контейнеры морским транспортом. Какие документы могут служить подтверждением фа

Подтверждение транспортных расходов - документы, служащие этой цели, чрезвычайно важны для обоснования такого рода затрат. Как документально обосновать указанные расходы и какие при этом нужно учесть нюансы, рассмотрим в нашем материале.

Что такое транспортные расходы?

Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:

  • документальное оформление;
  • экономическое обоснование.

Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.

Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале .

Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:

  • продавцом товара;
  • покупателем.

При этом транспортировка может производиться следующими лицами:

  • самим продавцом;
  • покупателем с использованием собственного автотранспорта;
  • сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.

Рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.

О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал .

Какие документы необходимо иметь при доставке товара?

Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:

  • счет-фактуру (исключение - применение спецрежима);
  • товарную накладную по форме ТОРГ-12;
  • прочие товарно-транспортные документы - товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).

ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один - для себя, другой - для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.

ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:

  • о сторонах сделки;
  • перевозимых ТМЦ;
  • дополнительных документах;
  • транспортном средстве, осуществляющем доставку;
  • пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • дате доставки груза;
  • прочие данные.

При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.

Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ. ТТН содержит две части - товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:

  • номер ТТН;
  • дату ее составления;
  • информацию о товаре;
  • реквизиты участников сделки;
  • прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?

Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:

  • Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
  • Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.

Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:

  1. Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
  2. Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).

В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:

  • В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
  • Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).

Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:

  • Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
  • Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй - продавцу, третий - покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.

Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?

Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:

  • Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
  • Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах - один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.

Документальное подтверждение расходов по международным перевозкам имеет свои особенности. О них - в наших материалах:

Итоги

Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.

Вопрос: ООО осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции в качестве Экспедитора, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

Организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;

Заключить от своего имени договор перевозки;

Обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.

Для оказания услуг по договору транспортной экспедиции ООО заключает договоры перевозки с третьими лицами (далее Перевозчиками).

Перевозчиками экспортных и импортных грузов являются российские и иностранные компании.

Во время международной грузоперевозки транспортное средство с грузом проходит международные автомобильные пункты (МАПП). При прохождении МАПП работники таможенных органов проставляют отметки или печати в таможенных декларациях, в международной транспортной накладной (CMR) о вывозе/ввозе товара.

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. В него входят:

Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

В НК РФ содержится требование о предоставлении экспедитором документов, подтверждающих право на применение ставки 0% по НДС в случае реализации в/за пределы таможенной территории ЕАЭС. В числе подтверждающих документов необходимо предоставить Декларацию на товары и Транспортный документ (в случае вывоза автомобильным транспортом CMR) с отметками таможенных органов "Вывоз разрешен" (проставляется выпускающей таможней) и "Товар вывезен" (проставляется в таможенном пункте на пересекаемой границе).

В настоящий момент при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС применяется упрощенное таможенное декларирование (УТД) без досмотра груза. Таможенные органы не ставят отметки и печати, указанные выше, на CMR накладной. Таможенные органы не дают четкой информации о причинах отсутствия печатей таможенников в СМР, ссылаясь на: п. 4 ст. 163 Таможенного кодекса Таможенного союза - убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В соответствии со ст. 204 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларация на товары подается в электронной форме.

На основании вышеизложенного просим дать пояснения по следующим вопросам:

1. Нужна ли на CMR отметка таможенных органов (МАПП) о вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в целях подтверждения ставки НДС 0 процентов?

2. Допускается ли отсутствие отметки "Выпуск разрешен" в накладной CMR для подтверждения ставки 0% по НДС?

3. Каким иным документом можно подтвердить факт пересечения границы в качестве подтверждения 0% НДС для налогового органа, в случае, если на CMR-накладной отсутствуют отметки и штампы таможенного органа, а декларирование товара производилось в электронном виде?

4. Какие документы необходимо предоставить в налоговой орган для подтверждения ставки НДС при условии, что товар был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС и декларирование было электронным?

Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации.

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации). При этом представление таможенной декларации (ее копии) для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, налогоплательщикам, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Приведена информация по вопросу документального подтверждения нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров.

В целях подтверждения в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов.

1) Какие документы мы должны иметь от иностранного перевозчика груза, чтобы принять к учету стоимость перево зки? Акты, договора, инвойсы? Н а каком языке? Какой формы...видимо их акты будут отличаться от наших...? 2) НДС, сборы, пошлины уплачены мной в таможню одной платежкой. Видимо надо было разными? Какие теперь подтверждающие документы о сумме уплаченного НДС я должна предоставить в нал оговую, чтобы взять ндс в зачет

1) согласно разъяснениям контролирующих органов, при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная. Она должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR. Кроме того, подтвердить услуги по переводке могут любые документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры и т. д.). При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности);

2) в Налоговом кодексе не сказано, что компания должна выделять НДС в платежном поручении на перечисление таможенных платежей. Поэтому, даже если в платежном поручении на перечисление таможенным органам нет разбивки по видам платежей (НДС, таможенная пошлина, сборы) отказать в возврате НДС налоговая не может. В качестве документа, подтверждающего право на вычет при импорте товаров нужно представить платежку на общую сумму таможенных платежей.

Наряду с платежными документами, свидетельствующими об уплате НДС на таможне, можно использовать подтверждение по форме, утвержденной приказом ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Этот документ подтверждает уплату НДС при импорте товаров и выдается таможней по требованию организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.

1.Статья: Общие правила

Требование о применении транспортной накладной, форма которой утверждена российскими правилами перевозок грузов (ППГ), на международные автоперевозки не распространяется.*

Особенности налогообложения международных автоперевозок мы не рассматривали. Тем не менее кратко охарактеризуем международные требования к документам.

Договор перевозки устанавливается накладной (ее именуют CMR-накладной). Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком (транспортным агентом). Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (ст. 4 , п. 1 ст. 5 КДПГ). Накладная удостоверяет принятие груза перевозчиком (п. 1 ст. 9 КДПГ).*

Но специальной формы накладной КДПГ не устанавливает. В Конвенции лишь перечислены сведения, обязательные для отражения в накладной. А также сообщается, что договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое сочтут необходимым (ст. 6 КДПГ).

Отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).

По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной. Он выдает расписку в принятии груза (п. 1 ст. 13 КДПГ).

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.*

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:

  • первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.*

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П , определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09 , постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы. В этом случае для их подтверждения потребуются другие документы. Например, для подтверждения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет одних только кассовых чеков недостаточно. В кассовом чеке нет наименования должностей и подписей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее правильное оформление. Кроме того, кассовый чек свидетельствует лишь о факте оплаты товаров (работ, услуг) (п. 2 Положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470). Поэтому для подтверждения соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли помимо кассового чека нужно иметь:

  • авансовые отчеты;
  • товарные чеки;
  • квитанции к приходному кассовому ордеру.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 июня 2013 г. № ЕД-4-3/3/11515 .

Ситуация: как подтвердить расходы на приобретение имущества за границей. Покупателем является зарубежное представительство российской организации. Имущество принято на учет головным отделением организации в России

Подтвердить расходы, понесенные при приобретении имущества (работ, услуг) за границей, можно документами, оформленными в соответствии с нормами делового оборота страны, в которой совершена сделка.

При приобретении имущества (работ, услуг) такими документами могут быть контракты, передаточные акты, счета, а также документы, подтверждающие, что с продавцом (исполнителем) рассчитались.* Кроме того, для обоснования затрат, понесенных за границей, можно использовать документы, косвенно подтверждающие факт расходов (таможенные декларации, приказы о командировках, проездные документы и т. п.). Такой вывод позволяет сделать пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Объясняется это тем, что официальное делопроизводство во всех организациях ведется на русском языке как государственном языке России* (п. 1 ст. 16 Закона от 25 октября 1991 г. № 1807-1 ,ст. 68 Конституции РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-05/23 , от 20 марта 2006 г. № 03-02-07/1-66 .

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Документальное оформление

Документами, подтверждающими право на вычет при импорте товаров, являются:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет);
  • таможенная декларация;
  • платежные документы.*

На практике для уплаты НДС при ввозе товаров некоторые импортеры перечисляют на счет таможни аванс, из которого при возникновении обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). По мере списания этих сумм в счет уплаты НДС импортер при соблюдении установленных правил может применять налоговые вычеты. При этом у таможни следует запросить Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (п. 4 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данный отчет (наряду с документами, перечисленными выше) является подтверждением факта использования аванса на уплату налога.

Принимать к вычету суммы авансовых платежей до их зачисления в счет уплаты НДС импортеры не вправе. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-08/158 .

При ввозе импортного товара счет-фактуру не оформляйте. Данные таможенной декларации (номер и дата, сумма НДС) и платежного документа, подтверждающего фактическую уплату налога на таможне, зарегистрируйте в книге покупок (п.17 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Таможенные декларации (их копии, заверенные руководителем организации или главным бухгалтером) и платежные документы, подтверждающие уплату НДС, храните в течение четырех лет (абз. 5).

Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

Вопрос: ...Организация заключает договор перевозки экспортных и импортных грузов с иностранной компанией (Германия). Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию? ("Московский налоговый курьер", 2002, n 24)

"Московский налоговый курьер", N 24, 2002
Вопрос: Организация осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
- организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;
- заключить от своего имени договор перевозки;
- обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.
Перевозчиком экспортных и импортных грузов является иностранная компания (Германия).
Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 августа 2002 г. N 26-12/39585
В соответствии со ст.246 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2002 г., плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
К доходам, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, не связанным с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство и подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, согласно ст.309 НК РФ относятся доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками в целях гл.25 НК РФ понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве. Это положение применяется и в отношении доходов от эксплуатации речных судов.
Выражение "международные морские и воздушные перевозки" для целей указанного Соглашения означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, за исключением случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы от международных перевозок автомобильным транспортом не подпадают под действие ст.8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996. Это означает, что налогообложение доходов от деятельности по осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом подпадает под действие ст.7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" указанного Соглашения.
С учетом рассмотренных выше положений Соглашения доходы резидентов Германии от осуществления деятельности по международным перевозкам автомобильным транспортом, не приводящей к образованию постоянного представительства, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации (основание: Письмо МНС России от 09.07.2002 N 23-1-13/2-942-Ш750).
В соответствии с пп.4 п.2 ст.310 НК РФ в случае выплаты доходов иностранным организациям, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, налоговым агентом не производится удержание налога на доходы при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.
В целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами ст.312 НК РФ обязует иностранную организацию представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местопребывание в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органом иностранного государства.
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
В качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
- "Подтверждается, что компания ___ (наименование компании) ___ является (являлась) в течение ___ (указать период) ___ лицом с постоянным местопребыванием в ___ (указать государство) ___ в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР / Российской Федерацией и ___ (указать государство) ___".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуются.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица (основание: Письмо МНС России от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631).
В соответствии со ст.3 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 компетентным органом применительно к Федеративной Республике Германии является федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
А.А.Глинкин

Российский налоговый курьер, N 23, 2009 год
Рубрика: Налоговое администрирование
Подрубрика: Налог на прибыль
Здоровенко А.О.,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"

Организации, занимающиеся оптовой торговлей, постоянно пользуются услугами специализированных компаний-перевозчиков. А если товар поставляется в рамках экспортно-импортных операций, то в этом случае бывает выгоднее заключить договор с иностранной компанией, которая обеспечит перевозку и экспедирование груза с территории иностранного государства в Россию (вывоз груза из России)

В соответствии с Гражданским кодексом в целях доставки товаров могут заключаться два вида договоров - договор перевозки груза или договор транспортной экспедиции. Порядок налогообложения доходов иностранной компании в России в первую очередь зависит от вида осуществляемой деятельности (от вида оказываемых услуг). Поэтому в договоре, заключенном российской организацией с иностранным партнером, необходимо четко оговорить, какие именно услуги она обязана оказывать - непосредственно перевезти товар из одного пункта в другой или организовать перевозку (то есть нанять перевозчика, обеспечить отправку и получение груза и др.). Это необходимо, чтобы определить, возникают у российской организации обязанности налогового агента при выплате дохода иностранной компании или нет.

Договоры международной перевозки и транспортной экспедиции: в чем разница?

В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Общие условия осуществления перевозки определяются правилами перевозки грузов различными видами транспорта, принятыми на основании транспортных уставов и кодексов. Так, например, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта* международная перевозка - это вывоз грузов за пределы территории России (ввоз грузов на территорию РФ) с пересечением государственной границы Российской Федерации. Перевозку груза в международном сообщении автомобильным транспортом может осуществлять перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязательства по договору международной перевозки.

________________

* Введен в действие Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ .

К международным воздушным перевозкам относятся воздушные перевозки, при которых пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств или на территории одного государства, но при этом предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (п.2 ст.101 Воздушного кодекса) . При этом перевозчиком может быть гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, условиях аренды или ином законном основании и использующие указанное воздушное судно для полетов. У перевозчика должна быть лицензия на право осуществления воздушной перевозки грузов, а также сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Итак, международными являются перевозки, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, при условии, что один из пунктов находится на территории РФ. Аналогичная норма приведена в пункте 4.7 части II Методических рекомендаций по налогообложению прибыли иностранных организаций , утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 .

В отличие от договора перевозки по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п.1 ст.801 ГК РФ) . То есть по данному договору экспедитор лишь организует перевозку груза: заключает от своего имени или имени клиента договор перевозки по определенному маршруту, обеспечивает погрузку (выгрузку) товаров, а также выполняет иные услуги, связанные с перевозкой, предусмотренные этим договором.

Налогообложение доходов иностранной компании по договору международной перевозки

В соответствии с абзацем 2 подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами России.

Правила налогообложения доходов иностранной компании, получаемых от международных перевозок, зависят от порядка осуществления ею деятельности в РФ.

Иностранный перевозчик ведет деятельность в РФ через постоянное представительство

Иностранная компания признается плательщиком налога на прибыль, если она осуществляет деятельность в России через постоянное представительство и (или) получает доходы от источников в РФ.

Постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации может быть филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое регулярно осуществляется предпринимательская деятельность на территории РФ (