Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики. Как смотреть фехтование, чтобы всё понимать Фехтование на шпагах третьяковская

Фехтование в Москве - обзор различных направлений

На сегодня в Москве сложилось довольно значительная прослойка различных школ фехтования по самым разным направлениям.

Основную массу на сегодня среди школ фехтования в Москве занимают клубы и школы ножевого боя. В целом это понятно. Сам по себе ножевой бой - одно из самых востребованных направлений фехтования, востребованных на бытовом уровне.

Все хотят уметь владеть ножом. Все лелеют голубую мечту подсадить на нож гопника в темном переулке, ну а кто то лелеет и мечту подсадить на нож порядочного гражданина и своего «заклятого друга», таких, кстати, не мало. Все они идут в школы ножевого боя. Основные школы ножевого боя в Москве - это, по сути, выходцы из рукопашного боя.

То есть их техника - это всего лишь модернизированный вариант рукопашного боя, когда вместо кулака или боксерской перчатки - у вас в
руке нож. Чем это чревато? А вот чем. Для знатоков не секрет, что рукопашный бой и бой с ножом - это сильно разные вещи. Разные во всем, в стойке, в технике удара, в задействованных мышцах при ударе, в движениях, в идеологии боя наконец. То, что приемлемо для рукопашного боя - совершенно неприемлемо для ножевого боя. Ножевой бой исповедует один точный удар. Это - аксиома.

Если вы набегаете и пытаетесь истыкать человека десятком ударов, то почти на 100% гарантированно получите хоть один удар, но в ответ. А проблема ножа такова, что в нем и один пропущенный удар часто может быть летальным. Следовательно, основа ножевого боя - это мгновенный вход, поражение, и не менее мгновенный выход, все остальное благоглупости, приводящие к обоюдному поражению, допустить которое не просто нежелательно, а смерти подобно в самом прямом смысле.

Katana Club придерживается техники только чистого поражения, с максимальной безопасностью для себя - этим мы разительно отличаемся от остальных школ ножевого боя в Москве, и вообще от школ фехтования в Москве.


Второй момент, а точнее проклятие ножевого боя в Москве - это турниры.

То есть, как все благоглупости, они задумывались как проверка силы и ловкости участников, и как все благоглупости через пару лет достигли апогея дурости. Их правила рассчитаны на турнир, а не на реальный бой на улице, о котором обычно красиво рассказывают инструктора, завлекая новичков.

Не секрет, что правила турниров далеки от реального боя как Юпитер от Земли. Турнирные правила большинства клубов в целом
приветствуют удары руками и ногами, хотя в реальном ножевом бою на улице этого практически никогда не случается, а тот, кто по дурости махнул ногой - получает в нее гарантированный удар ножом и проигрывает драку а часто и жизнь.

Турнирные правила вырабатывают полное до дебелизма отсутствие боязни клинка противника - ну еще бы, это же всего лишь имитация, чего ее боятся. Как следствие, люди лезут на клинок не разбирая брода, получают множественные удары и наносят сами, не понимая, что в реальном бою это два трупа, отвалившихся от друг друга с дырками в пузе.


Еще один момент - это само тренировочное оружие. Короткие деревянные тупые имитации.

Такой вид тренировочного снаряда распространен в большинстве клубов Москвы. Чем это плохо. Ну во-первых вес и длинна. Деревяшка весьма коротка и легка. Если сделать ее больше, что потребуется более серьезная, ЗНАЧИТЕЛЬНО более серьезная защита, чем просто фехтовальная маска. Это лишние расходы и не только участников, но и клубов, в том числе на безопасность занятий. Тяжелым и длинным деревянным оружием можно легко убить. В самом прямом смысле, я не шучу. Или жестоко искалечить. Даже то оружие, что обычно есть - это опасность для противника при поражении шеи, живота, кистей, если они плохо защищены. Вплоть до летального исхода. Если вы тупой деревящкой со всей силы ударили в печень или селезенку - вы конечно не проткнете человека.

Но, кроме здоровенной гематомы, он может получить разрыв внутренних органов и

Умереть от сильнейшей потери крови еще до конца тренировки. Особенно с учетом того что из чистого бахвальства 90% участников не одевает защитные жилеты. Это с одной стороны. По этому достаточно

Распространена практика ослабления удара в конечной точке, чтобы ненароком не получить груз 200 и приличный срок в тюрьме.

А с другой стороны, малый вес и размеры не дают нормально набивать руку, тренируясь с таким оружием. Некоторые приемы вообще невозможно натренировать с малым весом ножа, например быстрые удары по руке. Не летит вперед нож такой развесовки и такого веса, хотя взяв в руки даже обычный
складной нож вы получаете совсем другую картину.

Katana Club использует в своих тренировках и спаррингах не травмаопасные массогабариты реальных ножей, тяжелых - от 200 - 250 грамм и более, например Raja 2 или Ontario. Наши имитации не причиняют увечий, хотя получить синяк на пальцах вполне реально, если вы приходите на спарринг без перчаток. Все участники спаррингов, в обязательном порядке имеют защитные шлемы, предохраняющие от контузии и надежно закрывающие лица и перчатки. Кроме того женщинам рекомендуется носить нагрудники, во избежание травм груди.

Такой подход Katana Club к тренировкам дает возможность не ослаблять удар в его крайней точки, из боязни покалечить человека, а наносить его в полную силу. Это формирует рефлекс у человека ВСЕГДА бить именно так, сильно и жестоко, не допуская смазанных ударов. Во вторых реальная развесовка позволяет наносить быстрые, точные и мощные удары, в отличие от легкой деревянной имитации.

Еще одно направление фехтования в Москве, достаточно популярное - это дуэльное фехтование. Тут выбор клубов и школ и направлений весьма широк. От фехтования на двуручных мечах, от сабель и палашей и до


Тяжелых исторических шпаг. Всех их объединяет одно - это как правило оружие из текстолита, весом более 1,1 кг, хотя иногда встречаются и клубы, фехтующие на стальных клинках.

Основным отличием этого направления является его крайняя травмаопасность. Текстолитовый клинок, в отличие от стального практически
не гнется. Бьют им, как правило, в полную силу и со всей дури. Этот вид фехтования вынуждает иметь достаточно дорогостоящий защитный доспех, фехтовальную маску, модернизированную, ибо если вы получаете прямой удар в лицо в стандартную спортивную фехтовальную маску, то последствием бывает рассечение сеткой лица и сломанный нос, хорошо, если сломанный так что его собрать можно.

Впрочем защита не гарантирует от мелких травм, таких как разбитые пальцы, гематомы от уколов, травмы суставов и прочее прочее.

Одно из самых неприятных явлений в дуэльном фехтовании это его страшная оторванность от реальной жизни. Турниры, которые проводятся на очки, не дают никаких навыков реального боя, более того, они этот навык у человека размывают. В целом все знают - оружие не настоящее, удары не смертельны, и чтобы заработать очки - лезут, не глядя на вражеский клинок. Повторяется та же картина, что и в ножевом бое. Даже еще хуже. Более того, практика, сложившаяся в дуэльном фехтовании не привносит почти ничего из спортивного фехтования, а напрасно, в спортивном фехтовании, несмотря на всю его воплощенность есть чему поучиться.

Katana Club в своем обучении берет самое лучшее и из спортивного фехтования, мы стараемся изучать и приемы мастеров спортивного фехтования и вдумчиво переносить их на более тяжелое оружие.

Особняком стоит фехтование в айкидо, кендо и прочее обучение приемам с катаной.


К сожалению, сегодняшнее кендо очень далеко отстоит от реального боевого фехтования. В нем ряда приемов - например запрещены

Колющие удары в лицо, нет возможности отступать во время схватки и многое другое. Не намного лучше обстоят дела в айкидо.

От своего первоначального варианта - боя с мечом, сегодняшнее айкидо далеко как небо от земли. Я уж не говорю о том, что спаринги с мечом в современном айкидо не практикуются. Кроме того, все эти школы не обучают бою на разном оружии, нарабатывая приемы только на двуручный меч - катану, и оставляя в стороне приемы с коротким мечом и ножом.

Еще одна проблема - это доспехи для того же кендо. Исто стоимость очень высока, так что на сегодня это спорт для весьма состоятельных людей.

В своей практике Katana Club ориентируется на тщательное изучение практик восточных боевых искусств, с разным оружием, как с двуручным, так и с одноручным, коротким и длинным, унифицируя и осовременивая классику боя с мечом. Katana Club привносит в него элементы и из спортивного фехтования, которые к слову никогда не применялись в классическом японском боевом искусстве, но которые максимально эффективны.

Еще одно из направлений - это реконструкторское фехтование в Москве. Несомненный плюс этого фехтования - это исторический антураж. Минусов же достаточно много.


Во первых - это достаточно жесткие ограничения на бугуртах (показательных боях типа рыцарского турнира) на типы ударов, оружие, приемы фехтования. Например на стальном оружии запрещены колющие удары даже тупыми клинками, из за боязни нанести жестокие
травмы, увечья или даже убить участников.

Во вторых, крайне высокая травмоопасность. Клинки в целом тупые, но лупят ими от души, так что часто не спасают и стальные доспехи. Частенько кто-то получает травмы, выводящие человека из строя на многие недели. В третьих еще большая оторванность от жизни, чем дуэльное фехтование. Ну разве встретите вы в жизни человека, одетого в тяжелые доспехи?

В отличие от этих направлений, Katana Club как школа фехтования в Москве обучает своих учеников таким приемам и ударам, которые будучи направленны на бездоспешного противника в о первых полностью универсальны - вам не важно, какое оружие у вас в руках - палка, меч, мачете, нож, сабля, палаш или туристический топорик.

Вы сможете успешно защитить себя ЛЮБЫМ оружием. Во вторых, все наши приемы применимы для самозащиты, и включают в себя весь
арсенал ударов - как рубящих, так и колющих. Универсальность мышечных движений развивает умение использовать любой предмет в качестве оружия самообороны. Наши приемы не вычурны, не искусственные, чем например, грешит часто дуэльное фехтование, мы применяем максимально эффективные приемы совмещая как спортивное фехтование, как исторические приемы, так и приемы из восточных школ фехтования, включая классику.

В Katana Club вы сможете научиться максимально эффективному стилю боя, при это на разном оружии и без переучивания отдельно приемам ножевого боя, боя с мачете или мечом - как двуручным, так и одноручным. После обучения в Katana Club любой предмет станет вам оружием, любой предмет в ваших руках поможет вам само оборониться на улице.

Фехтование является одним из пяти видов спорта, которые включены в программу всех Олимпийских игр.

Впервые в программе оно появилось в 1896 г. С 1900 — проводились Олимпийские турниры уже на всех видах оружия, используемые сейчас.

Когда фехтование стало спортивным

Как искусство владения колющим оружием, фехтование зародилось в XV веке в Испании . Чуть позже в Германии и Англии были созданы ассоциации преподавателей фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые установили принципы фехтования. Был создан теоретический курс по его изучению. Этот период можно считать зарождением фехтования как вида спорта.

Его первый международный устав правил был определён в 1914 году , хотя на то время фехтование уже считалось отдельным видом спорта, и было включено в программу Олимпийских игр. В 1921 году провели первый чемпионат мира, организованный немного ранее созданной Международной федерацией фехтования.

Справка. Первые соревнования, похожие на современные турниры, проводились ещё 3 тысячи лет назад в Египте, Индии, Древней Греции, Риме, Японии и Китае. Об этом говорят древние фрески.

Какие виды этого спорта есть сейчас

В современном фехтовании используется три вида оружия: шпага, рапира и сабля .

Шпага

Представляет собой колющее оружие. Этот тип считается самым распространённым. Поединок наиболее приближен к опасному боевому фехтованию.

Фото 1. Шпага для спортивного фехтования. На конце клинка есть специальный электронный наконечник, фиксирующий уколы.

Такой вид фехтования самый тяжёлый из трёх . В частности, вес шпаги составляет более 700 г.

У этого типа поединка имеются следующие особенности:

  • Поражаться может любая часть тела: туловище, голова или конечности, а также снаряжение и одежда фехтующего. При этом баллы начисляются за любой укол.
  • Баллы за уколы, которые противники нанесли одновременно друг другу, засчитываются сразу обоим.
  • Бой соревнующихся на шпагах обычно длится долго из-за того, что противники выбирают выжидающую стратегию, так как получить укол и очко за него очень легко.
  • Многие считают, что преимущество в поединке имеет высокий спортсмен с длинными руками. Однако у такой теория нет статистических подтверждений: в международных турнирах выигрывают фехтующие с разным ростом.

Рапира

Представляет собой колющее спортивное оружие. Среди трёх видов считается самой безопасной, поэтому в поединке на рапирах участвуют женщины и дети в возрасте от 10 до 12 лет. У неё относительно небольшой вес — 500 г , а длина такая же, как и у шпаги — 110 см.

Отличия боя на рапирах:

  • Поверхность тела, которую можно поразить рапирой и получить очко, самая маленькая среди трёх видов фехтования . В частности, это туловище и шея (нижняя часть язычка маски).
  • Существует так называемое понятие приоритета или «тактической правоты». Это правило заключается в том, что противнику сначала нужно отразить атаку и получить, таким образом, приоритет перед тем, как нанести ответный удар.
  • Если происходит обоюдная атака (одновременная), очки за возможные уколы начисляться не будут.

Важно! Фехтование на рапирах считается базовым видом , которым должны овладеть все спортсмены. После этого они уже выбирают другой профиль (шпага или сабля) либо остаются рапиристами.

Сабля

В отличие от первых двух типов (шпаги и рапиры) сабля — не только колющее, но и рубящее оружие. Вес у неё такой же, как и у рапиры, а вот длина отличается: на 5 см меньше.

Главная особенность этого вида фехтования состоит в том, что здесь начисляются баллы как за уколы, так и за удары . При этом удар может быть нанесён всей поверхностью клинка или его обухом.

Особенности фехтования на саблях:

  • Поражаться может голова (маска), руки и туловище.
  • Кроме нанесения удара для начисления очка, нужно так же получить приоритет, как и в случае рапир.
  • Сабельное фехтование отличается большей динамичностью и зрелищностью . Все действия спортсмены выполняют очень быстро.
  • В этом виде время не фиксируется.

Вам также будет интересно:

Спортсмены, добившиеся больших результатов

Самые знаменитые фехтовальщики:

Среди мужчин:

  1. Аладар Геревич. Кроме огромного количества медалей, полученных на европейских и мировых чемпионатах, этот венгерский фехтовальщик мог похвастаться 10 медалями на Олимпийских играх. Среди них были 7 золотых. Он также известен как спортсмен-долгожитель, проживший 81 год . Умер спортсмен в 1991 году.

Фото 2. Профессиональный фехтовальщик Аладар Геревич. В руках спортсмен держит спортивную саблю и защитную маску.

  1. Эдоардо Манджаротти родом из Италии. В общей сложности, он завоевал 39 медалей на мировых турнирах и Олимпийских играх. Специализировался в фехтовании на шпаге и рапире.
  2. Недо Нади. Огромное уважение этот спортсмен получил благодаря 5 золотым медалям , которые завоевал в течение одного Олимпийского турнира. При этом стал первым фехтовальщиком, который взял золото сразу в трёх видах оружия.

Среди женщин:

  1. Елена Белова . Советская спортсменка, которая стала олимпийской чемпионкой четыре раза . Кроме этого, она неоднократно побеждала на международных турнирах и соревнованиях СССР. Елена — единственная олимпийская чемпионка в истории советского фехтования, одержавшая победу в отдельных схватках.
  2. Мария Веццали . Эта женщина считается одной из лучших фехтовальщиц мира благодаря 6 победам на Олимпийских играх, 16 на чемпионатах мира и 13 на европейских турнирах. Спортсменка выиграла 5 Олимпийских медалей в одной личной дисциплине.
  3. Ирина Эмбрих. Эстонская фехтовальщица, была признана лучшей в этом виде спорта в своей стране в 2007 году . Ирина является многократным призёром мировых, европейских и эстонских первенств.

Чем полезно спортивное фехтование

Занятия спортом благоприятны для здоровья. Фехтование не исключение. Поединки на шпагах, рапирах или саблях полезны следующим:

  • Тренируются все группы мышц , подтягивается фигура человека.
  • Развивается скорость реакции, координации, ловкости, выносливости, внимания.
  • Начинают хорошо функционировать сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
  • Благодаря циклической и динамической работе организм сбрасывает балласт в виде лишних жировых отложений.
  • Развивается способность быстро принимать решения в сложных положениях.

Общая информация :

  • Клуб« Клинок и Лоза» обучает историческому фехтованию - фехтованию на клинковом оружии, имеющем аналоги в прошлом. Обучение разделяется на несколько направлений: фитнесс-фехтование, историческое фехтование(включая историю костюма), рубка мишеней.
  • Наш клуб объединяет направления комплексной реконструкции, что означает полное погружение в эпоху(VII-XII и XVII века). В качестве бонуса - обучение верховой езде, стрельбе из лука и морскому делу на выездах(регион участники выбирают самостоятельно).
  • С 2018 года мы начали изучение традиций исторических европейских боевых искусств(HEMA).
  • Мы являемся членами« Федерация Спортивного Меча». Проводим занятия для детей на мягком оружии.
  • Одежда для тренировок в зале - спортивная. На клубных выездах - согласно эпохе, на которую организуется выезд.
Мы тренируем по направлениям :
  • Классическое фехтование с одним оружием.
  • Шпага и дага.
  • Меч и щит.
  • Топор и щит.
  • Копьё / бродекс.
  • Меч / сабля.
  • Длинный меч.
  • Дуэльное фехтование.
  • Командная работа(тройки, пятёрки).

Город клуба : Москва.

Год основания : 2010.

Руководитель : Павлюкова Екатерина Дмитриевна.

Инструкторский состав : Павлюков Алексей(с 2009 года), Камшилин Александр(с 2008 года), Павлюкова Екатерина(с 2009 года).

Проведённые турниры и мероприятия :
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Варяжские Паруса»: лодочные бои, обучение морскому делу, участие в реконструкции балтского обряда« Сотворение мира» (2015−2018 годы).
  • Ежегодный межэпоховый фестиваль исторической реконструкции« Хельга»: боевая программа, организация метательных тиров и торговли, судейство(2014−2018 годы).
  • Турниры исторического фехтования« Хольмганг»(2016 год).
  • Турниры по рубке на репликах клинкового оружия« Поющий Клинок»(2016−2017 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Богатырская Сила»: судейство, организация турнира в рамках фестиваля(2013, 2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Гнёздово»: организация метательных тиров, организация и проведение мастер-классов, судейство(2013−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русь Изначальная»: организация и проведение турнира в рамках фестиваля, судейство(2016 год).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Былинный Берег»: показательные выступления и мастер-классы по рубке, организация метательных тиров(ножи, топоры, сулицы), судейство, лодочная команда(2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русборг»: показательные выступления с конной программой(2016 год).
  • Международная выставка« Клинок - традиции и современность», «Клинок на Неве», ножевые выставки в Москве и Санкт-Петербурге: показательные выступления по фехтованию и рубке, мастер-классы по рубке,(2016−2019 годы).
  • Ежегодная международная выставка« Конная Россия» в КСК« Битца»: показательная конная программа (2016 год).
  • Закрытые Кавалерийские соревнования КСК« Атаманец»(2015 год).

В атаку не ходи! Назад не ходи! Защиту не бери! Контратаку не делай! Не проваливай! Прямую руку не ставь!
- А что же делать?
- Фехтуй!

Дополнительная информация

  • Прежнее название клуба: СКИР« Хорояр».
  • Для фехтования мы используюем массогабаритные(не заточенные) копии исторического оружия. Техника фехтования восстанавливается по историческим манускриптам и фехтбухам. Фехтование происходит в аналогах исторических костюмов с обязательным соответствием оружию фехтовальщика.
  • Наш клуб принимал участие в съёмках фехтовальных сцен для клипов музыкальных групп: Imperial Age (участие), Рарог« Беда»(участие и постановка), Калевала« Нагрянули»(участие и постановка фехтовальных сцен).
Контакты :
  • Мастерская клуба и собеседование с кандидатами: ул. Ольховская, 14, корпус 4, комната 13 М (м. Бауманская / м. Красносельская ).
  • Адрес зала для тренировок: ул. Нижняя Красносельская, 35, строение К (м. Бауманская / м. Красносельская) .
  • Чтобы записаться на первую тренировку, заполните форму в группе« ВКонтакте»: «
Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны — в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.

Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.

Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.

Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздаются невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Колоть, а не рубить

Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.

Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.

Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.

В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во-первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.

Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка.

Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.

Все клинки абсолютно прямые. Разумеется, ни один из них не имеет лезвия, и каждый увенчан тупым наконечником. Все они хорошо гнутся, так как в случае поломки могли бы мгновенно превратиться в острое боевое оружие. Да, шпага слегка тяжелее и несколько жестче за счет трехгранного клинка (у рапиры клинок четырехгранный, у сабли — трапециевидный). Есть и другие особенности, но все же главное отличие — в правилах проведения поединков.

Фонарь рассудит

Самые простые правила у шпажистов: очко получает тот, кто первым нанесет укол. Счет идет на доли секунды, поэтому фехтовальщикам не обойтись без электрофиксации уколов. Наконечник шпаги представляет собой что-то вроде кнопки, которая срабатывает при усилии в 7,4 Н (750 гс). Легкие касания шпагой соперника засчитаны не будут. Кстати, хорошие уколы спортивной шпагой весьма чувствительны.

Двухжильная проводка от наконечника проходит по желобу вдоль клинка и соединяется с разъемом, спрятанным за гардой. К разъему подключается провод, который проходит через рукав защитной куртки и соединяется с аппаратом.

До недавнего времени соединение всегда было проводным: перемещаясь вдоль дорожки, спортсмен вытягивал провод из инерционной катушки, как из рулетки. Сегодня на смену катушке приходит радиопередатчик. «Фехтовать с беспроводной системой очень удобно, — говорит Софья Великая, — катушка оказывает слабое, но все же заметное сопротивление движению. В редких случаях провод не успевает смотаться правильно и запутывается».

Аппарат ведет хронометраж (длительность поединков ограничивается по времени), фиксирует уколы, демонстрирует счет. Когда у спортсмена на шпаге срабатывает наконечник, на его стороне загорается фонарь соответствующего цвета (одному участнику присваивается зеленый цвет, другому — красный). Если следом противник нанесет ответный укол, фонарь на его стороне уже не загорится: очко присуждается тому, кто уколол первым. Исключение составляют случаи, когда участники наносят друг другу уколы в пределах четверти секунды. Такие уколы считаются нанесенными одновременно: загораются два фонаря, и оба спортсмена получают очко.

В фехтовании на шпагах засчитываются уколы в любую часть тела, кроме затылка. Поэтому у спортивных шпаг самая крупная гарда (13,5 см в диаметре), ведь рука тоже может стать мишенью соперника. Интересная особенность современной шпаги (а также рапиры) — пистолетная рукоять, которая за счет естественного положения запястья позволяет совершать более точные и экономные движения. Шпага с пистолетной рукоятью — это квинтэссенция колющего оружия: нанести ею рубящий удар практически невозможно.

Соревнования шпажистов автоматизированы в наибольшей степени, поэтому наблюдать за ними очень просто: чей фонарь загорелся, тот и получает балл. Тем не менее рефери может не засчитать укол, если он нанесен с нарушением правил. Именно судья, а не аппарат, начинает и останавливает поединок, ориентируясь на часы. Уколы, нанесенные после команды Halte! («Стоп!»), не засчитываются.

Д’Артаньян, ты не прав!

Фехтование на рапирах — весьма тонкое искусство, и наблюдать за ним немного сложнее. Одновременные уколы здесь не засчитываются, приоритет первого укола не действует, при этом практически при каждой атаке загорается сразу два фонаря. Дело в том, что в рапирах действует так называемое правило правоты атаки. Когда спортсмен начинает атаку, он получает приоритет. Его соперник обязан отразить атаку, прежде чем наносить укол. В некоторых случаях парирование и контратака могут представлять собой буквально одно движение, но факт отражения атаки и перехода приоритета не ускользнет от взгляда опытного судьи.

Рапира легче и мягче шпаги, ее наконечник срабатывает при усилии 4,9 Н (500 гс). Ей не нужна большая гарда: рапиристы не целятся в руки, ведь засчитываются только попадания в корпус. Помните фехтование на fioretto? Оно дошло до нас практически в неизменном виде, разве что кожаный жилет сменился на электрический, в ткань которого по всей площади вплетена токопроводящая проволока.

В проводе, который тянется за рапиристом, не две жилы, а три. При срабатывании наконечника на рапире аппарат проверяет, касается ли оружие электрожилета. Если нет, то на аппарате загорается белый фонарь и укол не засчитывается.

Фехтование на саблях — самая динамичная дисциплина. Саблисты могут наносить как рубящие, так и колющие удары выше пояса, включая руки и голову. Вместо электрожилета они надевают электрокуртку, к которой с помощью провода подсоединяется маска с токопроводящим воротом. «Кнопки» на наконечнике сабли нет. Результативным ударом считается любой контакт сабли с электрокурткой или маской. Как и в рапирах, в саблях действует принцип правоты атаки и приоритет определяет рефери.

«В фехтовании на саблях удар может прийти в любой момент и с любой стороны, — рассказывает Софья. — Если рапирист может позволить себе планомерно следовать заготовленной тактической схеме в течение всего поединка, то саблист должен постоянно перестраивать свою тактику и мгновенно принимать решения». А для зрителя сабля — это самые высокие скорости, нестандартные движения, невероятные акробатические прыжки и самые эффектные стоп-кадры.

Один за всех и все за одного

«Личное и командное фехтование отличаются друг от друга, как два разных вида спорта, — рассказывает чемпионка. — Когда настраиваешься на личную победу, твоими конкурентами оказываются самые разные спортсмены, в том числе и соотечественники. Ты борешься с ними на главных турнирах своей жизни: чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. А буквально на следующий день нужно сплотиться и вместе сражаться за медали».

Командное фехтование — это редкий вид спорта, в котором интрига сохраняется до самого конца соревнования, и каждый спортсмен имеет теоретическую возможность переломить ход встречи и выиграть турнир вплоть до последнего поединка. Это становится возможным благодаря особым правилам подсчета ударов.

Команда состоит из трех спортсменов (допустимо наличие одного запасного). Они участвуют в девяти боях, и сетка расчерчена так, чтобы ни один участник не встретился дважды с тем же соперником. В каждом раунде максимальный счет увеличивается на пять ударов: в первом поединке фехтуют до пяти, в следующем до десяти и т. д. Время поединка ограничено тремя минутами.

К примеру, если третий раунд начинается со счета 3:12 в пользу команды справа, правый боец может довести его до 3:15, если будет выигрывать «всухую». Но и боец слева может довести счет в этом раунде до 15:12 в пользу своей команды. Этой возможностью Софья Великая воспользовалась на прошедшем чемпионате мира, переломив ход встречи с Украиной: при счете 21:25 в пользу Украины в шестом раунде наша спортсменка выиграла бой против Алины Комащук с результатом 9:2. Раунд завершился с общим счетом 30:27 в пользу команды России, а первенство — золотой медалью в копилку нашей сборной.

Как ни парадоксально, именно в командных соревнованиях ярче проявляется характер бойца. Здесь нет гарантированных титулов и побед по очкам за несколько этапов до конца первенства, как в «Формуле-1». Проявив железную волю, годами отточенное мастерство и стойкую концентрацию, спортсмен может исправить даже грубые ошибки товарищей и привести команду к победе. И, посетив чемпионат мира в Москве, я могу уверенно сказать: фехтовальщики действительно до последнего верят в победу.

Если я назвал недостаточно причин для того, чтобы ходить смотреть на фехтование, то вот вам еще одна: судьи здесь говорят по-французски. Это очень красиво.


Электрическая мода. Зона поражения в разных видах фехтования хорошо иллюстрируется экипировкой спортсменов. Фехтовальщики на саблях (вверху) носят электрокуртки с длинными рукавами и токопроводящие маски, рапиристы (в центре) — жилеты и электровороты. И только шпажисты ничего контактного не носят — у них засчитывается укол в любую часть тела.

Время любит счет

Компания Tissot на протяжении многих лет выступала в качестве официального хронометриста в таких видах спорта, как хоккей, футбол, баскетбол, авто- и мотогонки (NASCAR, Superbike, MotoGP). Tissot — давний партнер Международной федерации фехтования FIE. Поэтому если кого-то и стоит спрашивать о хронометраже в фехтовании, то это специалисты швейцарского часового дома.

Команда Tissot прибыла в «Олимпийский» за три дня до начала чемпионата мира — именно столько времени нужно, чтобы установить, скоммутировать и проверить все оборудование. Особенность хронометража в фехтовании заключается в том, что состязания проходят сразу на множестве дорожек. На арене «Олимпийского» разместилось 24 дорожки для отборочных туров и 8 для полуфиналов и финалов (и это не считая еще 18 тренировочных). Ключевой компонент системы — прибор под названием KRT. Это портативный компьютер, который может подключаться к соревновательному аппарату любой марки и передавать его сигналы далее по сетевому протоколу. Каждый KRT отправляет данные по трем направлениям: в скоринговую систему, где документируется результат, в систему формирования телевизионной графики (она же используется для трансляции на большой экран) и на интернет-стриминг.

Важнейшая задача для хронометриста — подготовка волонтеров, роль которых в фехтовании трудно переоценить. Ведь именно волонтер запускает и останавливает хронометраж по команде рефери, и от точности его работы может зависеть исход поединка.


Идеальное партнерство. Швейцарский часовой дом Tissot обеспечивает хронометраж на мировых первенствах по фехтованию с 1996 года. Для международной федерации фехтования FIE это партнерство означает безупречно точное судейство, а для швейцарской марки — верность ключевым ценностям: сочетанию традиций и инноваций.

Словарь рефери

Ан гард (фр. En guarde, «к бою»): участники занимают позиции у линий начала боя

Эт-ву прэ? (фр. tes-vous pr? t?, «Вы готовы?»): если участник не готов к бою, он должен подать знак судье

Алле! (фр. Allez!, «начинайте!»): бой начинается

Альт! (фр. Halte!, «cтой!»): бой останавливается, удары или уколы, нанесенные после команды, не засчитываются

А друа (фр. A droit, «направо»): укол (удар) присуждается спортсмену справа

А гош (фр. A gauche, «налево»): укол (удар) присуждается спортсмену слева

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них