Чем отличается мозг и поведение правшей и левшей. Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации Отчего он такой

В ученой среде существует гипотеза, что в очень древние времена каменного века соотношение людей, совершающих основные действия рукой правой (правшей) и рукой левой (левшей) было одинаковым. В животном мире, например, это соотношение является таковым и сегодня.

Однако в процессе развития человечества у большинства людей постепенно основной рукой становилась рука правая, в бронзовом веке, например, левшей среди всех людей было уже только одна треть. А сколько процентов левшей в мире сегодня?

В разных статистических источниках указывается, что в наше время левшей в мире 10-17 процентов.

При этом необязательно левша все делает левой рукой, например, писать он может и левой, потому что в школе его заставили этому научиться. Но большинство действий левша, все равно, предпочитает совершать левой рукой.

Если говорить, сколько процентов левшей в мире среди мужчин и женщин по отдельности, то среди мужчин их заметно больше. А если поинтересоваться распределением левшей «по странам и континентам», то самый большой их процент в странах Южной, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.

От 75% до 90% населения мира являются правшами. Но если вы левша, вы не одиноки в этом правостороннем мире. Миллиарды людей живут на земном шаре. Таким образом, там есть сотни миллионов левшей! Что делает человека левшой или правшой?

Известно, что склонность пользоваться преимущественно правой или левой рукой определяется генетически, однако до сих пор ученым не удавалось выяснить, какой именно ген участвует в этом процессе.

Левшой также можно стать в следствии получения травмы. Например, если правша повреждает правую руку, то он вынужден использовать левую. Этот же принцип работает и наоборот. При желании, можно и самостоятельно принять решение какую руку вы хотите использовать и развивать ее. К примеру, некоторые родители могут переучивать своего ребенка писать левой рукой. Правда ли что левши являются более творческими людьми?

Нет, это не правда. Рембрандт и Ван Гог два хороших примера. Что же дало начало этой теории? Мы знаем, что у всех людей мозг разделен на два полушария – правое и левое. Правое полушарие контролирует движения на левой половине тела, которая включает в левую руку. Левое полушарие контролирует движения с правой стороны. Творческая деятельность такая как, например, написание песни, рисование картины, зарождается в основном на левой стороне мозга. Так что если вы левша, то теория гласит, что вы, скорее всего, очень творческая личность. Но мыслительные процессы в вашем мозгу слишком сложны и не ограничиваются только одним полушарием. Когда вы думаете, оба полушария работают одновременно. И только потому, что вам больше нравится использовать левую руку, совсем не означает, что вы думаете только при помощи одной стороны вашего мозга.

Удобно ли вам жить в мире правшей?

Некоторые продукты, как, например, ножницы, сделаны с учетом того что бы комфортно ложиться в вашу руку. Так как большинство людей правши, эти продукты предназначены для использования чьей-то правой руки. Левши, конечно, могут научиться пользоваться либо правой рукой либо держать эти же «правосторонние» инструменты левой рукой, но это приводит к постоянному дискомфорту. К счастью многие компании в настоящее время производят специальные продуктов, ориентированные на левшей. Такие товары включают в себя не только самые необходимые вещи, как, например, ножницы, инструменты для письма и спортивный инвентарь, но и даже музыкальные инструменты.

Одним из мест, где левше для удобства может потребоваться дополнительная помощь это школа. К примеру, многие столы предназначены для правшей и не оставляют места левше для отдыха его руки поле длительной работы. К сожалению, если у ребенка возникает проблема с школьным инвентарем, решать ее приходится родителям. Это включает в себя как покупку ручек и тетрадей, так и парт.

Почерк может представлять большие проблемы, так как по мере того как ребенок-левша учится писать, он часто задевает уже написанную строчку, тем самым размазывая чернила по странице или мел по доске.

Учится писать будет проще если вы:

Избегайте тетради с левой спиралью.

Покупайте блокноты с отрывными страницами или со спиралью, расположенной с верху.

Постарайтесь найти специальную ручку для левшей или хотя бы, просто не маркую ручку. Так когда вы пишите, вы не будите разводить грязь на странице. Если есть возможность, используйте карандаш.

Левши в спорте.

Это правда, что левши преуспевают в спорте. Не смотря на то, что левши сталкиваются с некоторыми трудностями, они получают реальное преимущество на игровом поле. В бейсболе или футболе, леворукий нападающий стоит на несколько шагов ближе к первой базе, что дает ему больше шансов на победу.

В баскетболе и других видах спорта, игрок-левша может легко удивить соперника, изменяя свою стратегию. Например, левша баскетболист будет использовать левую руку и подойдет к корзине с левой стороны. С такой преимуществом, не удивительно, что некоторые супер спортсмены были левшами. К там спортсменам можно отнести бейсболиста Теда Уильямса и звезду тенниса Рафаэлья Надалья. Так же ученый Альберт Эйнштейн, основатель Microsoft Билл Гейтс, и мультипликационный персонаж Барт Симпсон тоже были левшами. Другими словами, если вы левша, вы находитесь в хорошей компании!

Пересмотрены: Чарльз Б. Брилл, MD Дата отзыва: Сентябрь 2012

Как левша, я всегда чувствовал себя немного «другим». Часто я испытывал трудности, пытаясь «вписаться в правосторонний мир». Представьте себе, когда я учился в школе, мне пришлось постоянно контролировать себя, чтобы я мог нормально писать, нормально есть, не толкая рядом сидящего человека, даже дома, большая часть предметов обихода (открывашки, секаторы) сделаны для правшей.

Я часто задавался вопросом, на самом ли деле я такой уникальный? Примерно 10 процентов населения — левши, и это почти 30 миллионов человек только в США, так что быть левшой не такая уж редкость, как я думал. Помимо чувства отличия от других, у меня складывается ощущение что даже история скрывает дискриминацию по отношения к левшам:

Некоторые общие английские фразы олицетворяют «лево», как отрицательное качество – например — Во многих европейских языках слово «право» не только является синонимом правильности, но также употребляется как «власть» и «правосудие»: в немецком инидерландском языках - recht (право, правовой, юридический), во французском - droit (прямо, право, правовой), в испанском - derecho (право, правовой); в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия. Исторически сложилось, что быть правшой также означает «быть квалифицированным, умелым, ловким»: латинское слово «dexter» («правый») обозначает правшу как ловкого; испанский термин «diestro» имеет два значения: «правша» и «квалифицированный». На ирландском языке «deas» означает «правильную сторону» и «хороший», а слово «Ciotog», левая рука, связано со словом «ciotach», «неуклюжий, неловкий, неудобный».

Английское слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского «sinister, -tra, -trum». Оно первоначально означало «левый, левосторонний», а затем, в Классическом латинском веке, приняло смысл «зло, злой» и «неудачный, несчастливый». В то же время слово «sinister» («зловещий») происходит от латинского слова «sinus», означающего «карман»: традиционная римская тога имела только один карман, предназначенный для правшей и для удобства пользования расположенный на левой стороне. Современное итальянское слово «sinistra» имеет два значения: зловещий и левый. Испанское «siniestra» также имеет два значения, хотя его значение «левый» используется редко - для этого обычно применяется баскское слово «izquierda (на баскском - esker). Немецкое слово «links» обозначает «слева», прилагательное «link» имеет значение «хитро, лукаво, украдкой, окольным путем», а глагол «linken» - «обманывать». (Википедия)

Одна из вещей, которые я также слышал всю свою жизнь, это то что я неуклюжий и у меня совершенно отсутствует координация. Но, как я узнал, это, вероятно, никак не связано с дефектом в моих природных способностях, а дело в том, что мне приходится использовать правосторонние инструменты, которые выглядят для меня задом на перед.

Учитывая все это негатив, окружающий нас, трудно не чувствовать себя немного обделенным, но существует множество отличных вещей, которые присущи левшам исходя из статистики: Быть левшой — иметь преимущество во многих видах спорта.

Левши имеют больше шансов быть гениями — или имеющих высокую IQ. Леворукие мужчины зарабатываю больше денег, чем праворукие. Левши лучше видят под водой. Как правило, левши лучше играют в видеоигры, чем правши. Левши, легче переносят и восстанавливаются после инсульта, чем правши. Левша-водители более успешны при обучении вождению, чем правши.

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров. В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» — «ложный», «фальшивый». Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо. В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия. Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач. Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию. «Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% — правое. Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека. Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек. Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один — правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой. Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки. Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой — по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой.

В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип.

Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно.

Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Мы живем в асимметричном мире, не замечая этого. Многие вещи видишь, только когда они начинают причинять тебе неудобства. Левши, оказавшись в мире, приспособленном для правшей, вынуждены смириться с тем, что рычаг коробки передач автомобиля, школьная пропись, клавиатура компьютера созданы словно специально для того, чтобы подпортить им, левшам, жизнь. Станки и швейные машинки, замки и ножницы - все служит исключительно праворуким людям. Асимметричность мироздания болезненно напоминает о себе левшам и во время спортивных соревнований, и в армии, и даже при обычном рукопожатии.

И тем не менее именно леворуким принадлежат многие (слишком многие, чтобы это было случайностью) гениальные творения человечества - работы Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Родена, Леонардо да Винчи, Рубенса, Пикассо. Левшами были Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д’Арк. Левой рукой записывали свои прозрения Аристотель, Ньютон, Эйнштейн, Тесла, Павлов, Максвелл, Пуанкаре…

Но с леворукостью часто связывают не только творческую активность, но и странности поведения и даже психические болезни. Среди людей, страдающих шизофренией, аутизмом, синдромом дефицита внимания, тоже много левшей. И даже, говорят, среди гомосексуалистов. Расплата за талант? Неправильные, в общем, какие-то эти левши. И не только в руках тут дело - у них что-то с головой. К левшам издавна относились подозрительно: левая сторона ни с чем хорошим никогда не ассоциировалась - «ходить налево», «встать с левой ноги», «левые доходы»… То ли дело «правый» - правильный, правовой, правдивый, праведный…

Доминирование одной руки свойственно не только людям. У многих обезьян одна рука играет ведущую роль, а вторая - подчиненную. Но у приматов праворукость и леворукость распространены примерно одинаково, а у нас - в соотношении 9 к 1. Кстати, это соотношение меняется: у нового поколения один левша приходится уже на пять правшей. Кто же они, эти левши, действительно ли они «не такие, как все» и почему их меньше, чем правшей?

Почему одни люди - левши, а другие - правши?

На этот вопрос пока никто не ответил. Существует масса гипотез, мифов, предположений - от генетической пред­определенности до социальных факторов.

Дело осложняется тем, что левши бывают разные. Одни рождаются леворукими (хотя мы пока не можем найти закон наследования в семьях, где много левшей) - это генетический вариант.

Второй вариант - компенсаторный: ребенок становится левшой в результате какой-то неизвестной пока дисфункции в развитии мозга. Таких детей почти столько же, сколько с генетической леворукостью. Хотя во многих странах с хорошей системой родовспоможения доля компенсаторного варианта леворукости - всего около 10%.

Строго говоря, леворукость и праворукость имеют еще и степень выраженности. Есть сильно выраженные левши, которые ничего не могут делать правой рукой. Есть более умеренные варианты. То же и у правшей. Есть и амбидекстры - люди, которые одинаково хорошо владеют обеими руками. Поэтому понятия «левша» и «правша» очень относительны.

В народе распространено мнение, что у левшей правое полушарие мозга больше развито, чем у других людей. Насколько оно справедливо?

Представление о том, что леворукие люди правополушарны, а праворукие левополушарны, - это миф, причем достаточно старый, ему лет 200. Раньше думали, что деятельность правой руки регулируется только левым полушарием мозга. Считалось, что если как-то нарушается работа левого полушария, то ребенок может стать леворуким. В этой гипотезе есть доля правды, но впоследствии выяснили, что такой жесткой привязки руки к противоположному полушарию нет. Деятельность каждой руки регулируется и контролируется обоими полушариями.

В одних видах деятельности ведущую роль играет одно полушарие, в других больше участвует другое, но они всегда работают вместе. Любая сколько-нибудь сложная деятельность человека включает в себя и внимание, и восприятие, и память, и мышление - нет деятельности, которую мы могли бы «привязать» к одному полушарию. Возьмем процесс чтения: там нужен и вербальный анализ, и зрительно-пространственный, и смысловой, то есть обязательно участвуют оба полушария. Причем чем младше человек и чем менее сформирована деятельность, тем больше в нее вовлечены оба полушария. Лишь в привычной, хорошо освоенной деятельности может сильно доминировать одно из них.

А вот еще один, скорее всего, миф: что у левшей чаще, чем у правшей, обнаруживаются творческие наклонности, или, в другом варианте, что среди творческих людей больше леворуких.

«Среди творческих людей больше леворуких» - это некорректная формулировка. Еще в 1924 году был такой доктор Капустин, который обследовал больных в неврологической клинике и обнаружил, что среди них больше леворуких, чем праворуких. И сделал вывод, что все леворукие - дегенераты. Но некорректно делать вывод обо всей совокупности леворуких по такой специфической выборке. Это лишь один вариант нарушения развития, возможно, приводящий к леворукости. Если использовать такие некорректные выборки, очень легко заключить, что левши особенно талантливы или, наоборот, что они ущербны.

Так ведь никто еще не посчитал, никто этого пока не сделал. И потом, вопрос: как считать? Художники - это одно, а математики - совсем другое… Вот среди журналистов много леворуких: им ведь не надо работать за станком, с инструментами. Леворукому действительно трудно стать летчиком и, по-видимому, легче - журналистом.

Ну а помимо мифов - есть ли на самом деле какие-то различия между правшами и левшами?

Мы на основании исследований, которые ведем уже 20 лет, считаем, что ребенок с генетическим вариантом леворукости ничем не отличается от праворукого, по крайней мере в области умственных способностей. А вот дети с компенсаторным вариантом леворукости, как и праворукие дети, подвергшиеся тем или иным рискам в развитии, в общей массе немного отстают от левшей и правшей с нормальным вариантом развития.

В ваших исследованиях сравнивалась успешность выполнения заданий правшами и левшами, но, может быть, есть какие-то различия не в результатах, а в том, как дети выполняют эти задания - в их когнитивных стилях или даже в личностных качествах?

Нет. Есть множество различий в стилях выполнения заданий и внутри группы правшей, и внутри группы левшей, но значимых различий между группами нет. Что же касается личностного развития, то оно связано в большей мере с социокультурными условиями жизни, а не с генами и природными особенностями.

А вообще сколько их, левшей?

В 70–80-е годы в школьном возрасте их выявляли 3–5%, а сейчас 20%. Их просто перестали переучивать. А раньше «перевоспитывать» начинали еще до школы. Это была достаточно жесткая система, но все равно оставалось 3% левшей, которые никакому переучиванию не поддавались. Хотя писали практически все правой рукой. Такая же жесткая система требований была практически во всех европейских странах. Но там стали отходить от нее начиная с 1950-х, а мы порвали с ней только в 90-х.

А может, имеет смысл все-таки хоть немного переучивать левшей? Ведь это тоже развитие для мозга.

Любое насилие над природой оборачивается очень печальными последствиями. А переучивание - не просто насилие над природой, а ситуация, в которой человек должен с большим трудом выполнять какие-то действия, постоянно испытывая при этом неудачу. Причем запланированную неудачу! Попробуйте бить по гвоздю молотком не ведущей рукой - вы будете все время попадать по пальцам. И вот в эту ситуацию «попадания по пальцам» мы ставим ребенка, например, когда заставляем его писать не той рукой. Он не может писать качественно, он постоянно будет испытывать психологический дискомфорт.

Человек в такой ситуации долго нормально существовать не может. Ребенок каждый день пишет, выполняя свои задания, но им недовольны и учителя, и родители. Из-за того что он плохо пишет, он получает плохие оценки - не только по письму, но и по математике и так далее.

Мозг очень пластичен и может постепенно перестроиться. Но постоянный стресс из-за собственной неуспешности ведет к возникновению тяжелейших неврозов. Врачам очень хорошо известны неврозы леворуких детей при переучивании. Поэтому переучивать нельзя ни в коем случае, в этом нет никакого смысла.

С какими трудностями чаще всего сталкиваются леворукие дети в наше время?

Дети с генетическим вариантом леворукости, как я уже говорила, ничем особенным от праворуких не отличаются, у них те же самые трудности, что и у всех детей, никакой специфики нет.

Правильно ли я понимаю, что сейчас принято говорить не просто о леворукости - праворукости, а о профиле латерализации, включающем «левоногость - правоногость», «левоглазость - правоглазость»?

Действительно, наряду с ведущей правой рукой у ребенка могут быть ведущими левая нога, левое ухо, левый глаз. Это интересная проблема, мы тоже ей занимаемся последние десятилетия.

А что, кстати, значит «ведущий глаз»?

Когда вы смотрите в подзорную трубу или в микроскоп, вы всегда прикладываете окуляр к ведущему глазу. Ведущее ухо лучше различает оттенки звуков. Даже наши ноздри имеют разную чувствительность. Причем человек может быть не только амбидекстром, у него и ноги, и глаза могут одинаково хорошо работать.

Так вот, людей, у которых ведущими являются левая рука, нога, ухо и глаз, лишь около 1%. Людей, у которых все признаки правые, больше - 40%. Остальные - смешанные варианты сочетаний левых и правых признаков.

С этой точки зрения «левша» и «правша» - несколько устаревшие понятия?

Если учитывать профиль латерализации, получается, что чистых левшей не больше 1%. И это еще без учета чувствительности к боли или к холоду, которая тоже разная у левой и правой половины тела. А какое отношение это имеет к полушариям мозга, пока вопрос.

А есть ли в изучении леворукости какие-то нерешенные вопросы, которые вас особенно волнуют?

Все вопросы, о которых мы говорим, нерешенные. Мне бы, конечно, хотелось понять мозговые механизмы организации деятельности у праворуких и леворуких детей. По нашей гипотезе, деятельность полушарий мозга у них организована по-разному: у праворуких более жесткие связи между полушариями, а у леворуких - внутри каждого полушария. Получается, что у леворуких детей полушария более разобщены, каждое из них работает больше по-своему, чем у праворуких.

Я читал - кажется, у того же Голдберга, - что между мужчинами и женщинами наблюдается такое же различие.

Это тоже миф. Больше того, говорят, что женщины левополушарны, а мужчины правополушарны. А до 70-х годов все было наоборот: говорили, что мужчины левополушарные, потому что считалось, что левое полушарие - «наше все», доминантное, а правое - подсобное. А в 70-е годы начали понимать, что без правого полушария никакая деятельность невозможна, и постепенно именно правому полушарию стали приписывать те функции, которые очень хотелось иметь мужчинам. И теперь мужчины стали считать себя правополушарными.

На самом деле здесь ситуация такая же, как с левшами и правшами: разница в когнитивном развитии между женщинами и мужчинами в целом гораздо меньше, чем разница внутри группы женщин или внутри группы мужчин.

Вернемся к леворукости: что может значить это различие между леворукими и праворукими в межполушарных и внутриполушарных связях?

Есть данные, согласно которым у сильно леворуких и у сильно праворуких более низкий коэффициент интеллекта, чем у людей со слабо выраженной леворукостью и праворукостью. Мы предполагаем, что у сильно леворуких полушария слишком разобщены, связь между ними недостаточна, а у сильно праворуких недостаточна дифференциация, им сложно организовать какие-то новые варианты взаимодействия.

Но если наиболее успешны люди, у которых более или менее развиты обе руки, получается, что с детьми все-таки стоит заниматься, чтобы они развивались в эту сторону?

Вы меня уже не в первый раз пытаетесь подтолкнуть к одной мысли, противником которой я являюсь. Мысль эта хорошо известна: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача», как говорил Мичурин. Но мозг любого человека, как бы он ни был организован, обладает фантастическими возможностями. Его не нужно переделывать. Мозгу можно помогать. Любое насилие, любые неадекватные требования приведут не к развитию ребенка, а к торможению. Если мы этого не хотим, нам не стоит следовать мичуринскому тезису.

Марьяна Безруких - директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор. Автор около 350 научных и популярных работ, среди которых «Ребенок идет в школу», «Почему учиться трудно», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Ребенок-непоседа» и др. Она первой в нашей стране разработала прописи для леворуких детей.

Аристотель, Леонардо да Винчи, Опра Уинфри, Пол МакКартни, Джастин Бибер – все они левши. Левшой был каждый двадцатый американский президент, включая Билла Клинтона и Барака Обаму. Ходят слухи, что леворукость – признак гениальности, ученые пытались проверить эту гипотезу на фактическом материале. Левши в целом составляют лишь 10% населения (среди близнецов это явление встречается чаще – 21% являются левшами либо амбидекстрами), поэтому кажется, что среди них выдающиеся люди действительно встречаются чаще.

Но есть и подвох: исследования указывают на связь леворукости с целым букетом болезней – от психических заболеваний до рассеянного склероза. Также у левшей в среднем более низкие зарплаты, а их работа обычно требует более низкой квалификации. Эти выводы подтверждаются надежными исследованиями, но разница между правшами и левшами минимальна, так что родителям левшей можно не волноваться.
Тем не менее, леворукость может оказаться полезным указанием для врачей, пытающихся поставить диагноз. Мы расскажем вам о разных причинах, по которым леворукость или праворукость могут влиять на состояние здоровья.

Психическое здоровье
Среди пациентов с психическими болезнями леворукость чаще встречается у больных шизофренией, чем у пациентов с депрессией или другими аффективными расстройствами. Согласно некоторым исследованиям, доля левшей среди пациентов с шизофренией или шизоаффективным расстройством достигает аж 40%. Конечно, леворукость сама по себе не приводит к психозу. Однако при наличии соответствующих симптомов информация о леворукости может быть полезна врачу при постановке диагноза.

Рак груди

В 2007 году британские ученые показали, что после менопаузы риск рака молочной железы выше у женщин-левшей, чем у женщин-правшей. Поэтому если вы левша, а среди ваших родственников были случаи рака груди, то вам стоит обратиться к врачу для проверки.

Расстройства пищеварения
В другом исследовании ученые из Англии обнаружили, что у левшей значительно повышен риск аутоимунных и воспалительных заболеваний кишечника, например, болезни Крона и язвенного колита. Оказалось, что 21% пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника – левши.

Рассеянный склероз
Гарвардские исследователи показали, что у женщин-левшей на 62% повышен риск развития рассеянного склероза, по сравнению с женщинами-правшами (не считая переученных левшей).

Расстройства сна

Левши чаще страдают от ночных пробуждений, вызванных синдромом периодических движений конечностей (СПДК) – серьезным расстройством сна. Исследования пациентов с СПДК показывают, что у 94% левшей с этим диагнозом случаются периодические движения конечностей с обеих сторон тела во время сна, в то время среди правшей с СПДК такое явления встречается в 69% случаев.

Нарушения обучаемости
К счастью, в наше время уже не пытаются переучивать левшей, когда они учатся писать, но образовательная система все еще не благоприятствует обучению амбидекстров («двуруких»). Это связано с тем, что они иначе обучаются языку. В результате у таких детей выше вероятность появления речевых, учебных и психических проблем, которые могут сохраняться и во взрослом возрасте. Также у них выше вероятность появления синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Пониженный доход
В упомянутом ранее исследовании гарвардских ученых 2014 года было обнаружено, что у левшей доход на 10-12% ниже, чем у правшей. Это во много объясняется наличием у левшей дополнительных проблем с обучением и нарушениями поведения. Однако не следует паниковать. Родителям лишь следует вовремя обнаружить леворукость своего ребенка и обратить внимание на вероятность развития таких проблем, как нарушения обучаемости и синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Спортивные качества

Положительной стороной леворукости является преимущество в таких видах спорта, как теннис, бокс и бейсбол (для питчеров). Почему? Правши часто не имеют опыта защиты от атаки с неожиданных углов (представьте, что вы пытаетесь блокировать неожиданный хук слева). Ярким примером является великий теннисист Рафаэль Надаль: будучи изначально правшой, он играет левой рукой, чтобы получить преимущество над соперниками.

Общественное поведение
В недавнем исследовании было показано, что амбидекстры чаще оказываются интровертами, чем правши или левши. Леворукость не оказывает заметного влияния на характер, но «двурукость» делает людей более робкими.

Почему среди художников, музыкантов - представителей так называемых творческих профессий - много левшей, а, скажем, летчики, как правило, правши? Почему после черепно-мозговых травм нарушенные функции быстрее восстанавливаются у левшей? В чем сходство и различия людей с разным индивидуальным профилем асимметрии? Каковы механизмы формирования таких особенностей? Ответы на эти вопросы интересуют не только нейрофизиологов, но и специалистов многих других областей знаний.

Французский анатом и антрополог Поль Брока в 1861 г. впервые показал: повреждение левого полушария головного мозга приводит к афазии (потере речи), а травма правого такой патологией не сопровождается. На основе этих данных возникла долго существовавшая в науке концепция: левое полушарие у правшей ведущее, в то время как функциональная роль правого второстепенна. Однако по мере накопления фактов выяснилось, что и оно выполняет ряд важнейших функций. А вот у левшей доминантным по речи считалось правое полушарие, но, как оказалось, это мнение ошибочно: в действительности речевое представительство у индивидов с таким типом асимметрии может быть левополушарным и даже билатеральным (смешанным).

Количество правшей в человеческой популяции, по различным данным, колеблется в пределах 80 - 95%, в то время как остальную часть составляют левши и амбидекстры (люди с равными возможностями обеих рук). Судя по статистике, число левшей, например, в Европе выросло за последние полвека в 3 - 4 раза, что справедливо связывают с повсеместным прекращением их переучивания, созданием адаптированных к ним технических приспособлений и инструментов. "Левшество" становится объектом все более пристального внимания исследователей в области нейрофизиологии, психологии, социологии. В общем виде эти знания необходимы и в повседневной жизни - при воспитании и обучении ребенка, выборе профессии. У левшей обнаружены проявления особой художественной и музыкальной одаренности, артистических способностей, а также высокой общей информированности, часто сочетающейся с достижениями в математике, архитектуре, других науках.



Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга правши в состоянии покоя.

Возрастающий интерес к изучению особенностей организации мозга леворуких или левшей (последний термин включает определение не только ведущей руки, но и других органов движений и чувств) связан и с потребностями медицинской практики. Так, при одинаковом с правшами характере поражения мозга психоневрологические нарушения сопровождаются у них несходными проявлениями синдромов. Есть данные о более высокой степени риска заболевания левшей такими недугами, как эпилепсия, шизофрения и др., выявлена повышенная их уязвимость к воздействию внешних и внутренних факторов.

Ныне накоплены многочисленные свидетельства, что у каждого из нас, независимо от профиля асимметрии, одно полушарие мозга отличается от другого рядом морфологических, функциональных и биохимических параметров, находящих отражение в особенностях психической деятельности. Общим для всех представителей Homo sapiens является и то, что асимметрия мозга с годами прогрессивно нарастает у детей, определяя тем самым их нормальное психическое развитие, достигает максимума к зрелому возрасту, когда работа мозга наиболее эффективна, и нивелируется в пожилом - при старении ее продуктивность падает. Заметим: благодаря бурному развитию современных методов исследований - позитронно-эмиссионной томографии и т.п. - мы теперь лучше понимаем механизмы этих сложнейших процессов.

Анатомические отличия двух полушарий мозга наиболее детально изучены у правшей. Оказалось, ряд структур левой гемисферы (полусферы) характеризуется большим размером по сравнению с симметричными отделами правой. И особо выраженная (семикратно!) нейроанатомическая асимметрия обнаруживается в слуховой коре. Сходные различия характерны также для задней части постцентральных извилин. Есть данные, что левый затылочный полюс длиннее и часто выходит за среднюю линию по сравнению с правым, в то время как правое полушарие шире левого в центральных и фронтальных отделах. О разнице в кровоснабжении гемисфер можно судить хотя бы по размерам левой внутренней сонной артерии и артериальном давлении в ней - они больше. По имеющимся сведениям то же можно сказать об объеме левого бокового желудочка и количестве серого вещества в пропорциональном сравнении с белым веществом в левом полушарии, хотя правое и тяжелее. При этом кортикальные (корковые) области, вовлеченные в реализацию речевых сигналов, шире представлены в левой гемисфере.

Нейроанатомические различия мозга правшей характерны не только для "речевых" зон, но распространяются и на другие структуры - зрительные, задние ассоциативные (теменные), размеры которых в правом полушарии значительнее, чем в левом. В то же время эти сравнения позволяют говорить о том, что указанная асимметрия не модально-специфическая - "речевое" полушарие против "зрительного". Скорее всего, первичные проекционные зоны обеих систем сосредоточены главным образом в левой гемисфере мозга. А вот кортикальные области интермодальных ассоциативных зон локализованы больше в правом полушарии.



Спектры когерентности ЭЭГ в симметричных областях мозга левши в состоянии покоя.

Указанные особенности создают предпосылки для неравных функциональных возможностей полушарий: в левом преобладают коротко-аксонные связи, особенно в первичных проекционных областях коры, в то время как в правом связи между областями - интеррегиональные. Следовательно, у правшей левая полусфера имеет структурные основы для обеспечения "локальной" обработки стимула, а у правой шире возможности для обработки сложной информации. Таким образом, в картине нейроанатомической асимметрии мозга правшей выделяются две базисные черты: сенсорные и моторные области представительнее в левом полушарии, в то время как для правого характерны ассоциативные зоны; в левом наблюдается преобладание интракортикальных, в правом - интеркортикальных связей.

Описанные различия - основа для дифференцированной роли полушарий в использовании когнитивных (познавательных) стратегий. Левому принадлежит ведущая роль при решении лингвистических, вербальных задач, им обеспечивается осознаваемая психомоторная деятельность, речь и основанные на ней мышление и память. Правое же доминирует в решении пространственно-конструктивных задач, отвечает за психосенсорную сферу: восприятие мира и себя в нем, эмоциональные переживания, запоминание событий в виде чувственных образов с точным отражением пространства и времени, в которых происходили события и сформировался их образ в сознании человека.

О нейроанатомической организации мозга левшей сведения более скупы, но и по ним можно судить о меньшей его асимметрии по сравнению с правшами. У 71 % левшей сильвиева борозда* располагается симметрично в обоих полушариях. Хотя есть сведения о больших размерах слуховой коры в правой полусфере по сравнению с левой. Внутренняя сонная артерия и кровяное давление у них во многих случаях больше в правом полушарии (вспомните: у правшей ситуация иная). Однако нейроанатомическая асимметрия мозга левшей - не "зеркальное" отражение описываемой у правшей, и варианты у них гораздо многочисленнее.

При анализе способностей каждого из полушарий выполнять функции другого установлено: у правшей поражение левого на ранних этапах онтогенеза не приводит к возникновению афазии, и речь развивается благодаря сохранности правой гемисферы. Вместе с тем нарушение невербальных форм поведения, возникающее при поражении правого полушария, не восполняется за счет функционирования интактной левой гемисферы. Для левшей же характерно отсутствие отчетливой корреляции между стороной мозгового поражения и наступлением локализованных расстройств, что свидетельствует о более диффузной, чем у правшей, представленности вербальных и конструктивных функций.

В настоящее время накапливаются свидетельства того, что межполушарные различия, наблюдаемые при выполнении познавательных задач как у правшей, так и у левшей, связаны не только с различием кортикальных систем правого и левого полушарий, но и подкорковых структур. На основании результатов клинических исследований высказано предположение: у правшей в ходе эволюции в левом полушарии реализация психических процессов перешла в кору, а подкорковые образования стали играть роль пейсмекеров**. В правом этого не произошло, и те же процессы идут при значительной активности глубинных образований, в частности диэнцефальных***, имеющих с ним более тесные функциональные связи. Данные же, касающиеся левшей, свидетельствуют о меньшей по сравнению с правшами сформированности у них функциональных различий подкорковых структур.

Относительно механизмов межполушарного взаимодействия существуют разные теории, но они, как правило, касаются правшей. По мнению американского нейрофизиолога Виктора Дененберга, высказанному в начале 90-х годов XX в., оно возможно при одновременной реализации трех процессов - активации, торможения и корреляции (под последней автор подразумевает, что оба полушария представляют собой компоненты контролирующей системы, работающей по принципу отрицательной обратной связи).

Сформулированная в 80-х годах XX в. доктором биологических наук Виталием Бианки (Ленинградский государственный университет) модель межполушарного взаимодействия также базируется на трех основных принципах деятельности мозга - асимметрии, доминанте и комплементарности. Модель предусматривает участие и горизонтальных, и вертикальных потоков возбуждения и торможения, формирующих асимметрию больших полушарий, - они, вероятно, несхожи у правшей и левшей. Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у правшей по мере созревания мозга системы и процессы, необходимые для осуществления таких функций, как речь, зрительно-пространственные и моторные функции формируются и сохраняются в одном полушарии при одновременном их подавлении в другом. У левшей происходит атипичное развитие механизмов межполушарного взаимодействия с достаточно независимым и стабильным в течение онтогенеза формированием двигательных, речевых энграмм**** в правой и левой гемисферах.

"Общение" полушарий осуществляется при посредстве многочисленных комиссур (спаек), в частности мозолистого тела*****, рассечение которого нарушает обмен сенсомоторной, тактильной и иных форм информации. Кстати, мозолистое тело у левшей имеет большие размеры, чем у правшей, и это, несомненно, решающим образом влияет на межполушарную организацию психических процессов у первых, а также на характер проявления у них патологических симптомов.

За последние десятилетия накоплено немало фактов еще об одной стороне асимметрии мозга - нейрохимической. Так, у правшей в различных структурах правого и левого полушарий асимметрично распределены различные биохимические вещества, в том числе медиаторы. В частности, содержание дофамина****** значительнее в базальных ядрах******* левого полушария по сравнению с правым. Асимметрия уровня этого гормона в различных структурах мозга нарастает по мере его созревания. При анализе данных о ферментативной активности коркового вещества правшей в прецентральной и лобных областях коры головного мозга обнаружены большие значения содержания ацетилхолина******** в левом полушарии по сравнению с правым. Нейрохимические же исследования распределения метаболитов серотонина*********, напротив, показали: чаще они преобладают в правом полушарии, особенно в медиофронтальных отделах мозга. Перечисленные факты в перспективе нужно учитывать в клинической практике при использовании различных фармакологических препаратов, оказывающих воздействие на медиаторные системы мозга для эффективного восстановления функций правого или левого полушария.

Добавим: у левшей одни и те же фармакологические агенты, в частности анестетики, могут вызывать несходный по сравнению с правшами лечебный эффект, что, вероятно, обусловлено отличной от последних нейрохимической асимметрией мозга и требует внимания практикующих врачей.

Анализ распределения нейрогормонов и нейропептидов и их рецепторов выявил связанные с этим фактором различия в полушариях мозга у правшей и левшей, а также более частую встречаемость заболеваний иммунологической природы у вторых (в 2,5 раза) по сравнению с первыми. Это позволило выдвинуть иммунную теорию происхождения "левшества" (наряду с генетической, культурологической и патологической).

Электрофизиологические исследования существенно дополняют описанную выше картину, поскольку одним из подходов к изучению межполушарной асимметрии является анализ основных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), регистрируемой в коре, - она подобно вершине айсберга отражает глубинные, базисные нейроанатомические и биохимические процессы в мозге. При сопоставлении амплитудно-частотных характеристик основного ритма ЭЭГ здорового человека - альфа-ритма********** - было выявлено: у правшей в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях он имеет меньшую амплитуду в левом, доминантном полушарии. При разных видах психической активности уменьшается его амплитуда и увеличивается частота, и эти параметры зависят от характера выполнения задания. Специфическая асимметрия альфа-ритма зависит от предпочитаемой стратегии, характера выполняемого задания - вербального или пространственно-конструктивного, эмоционального фактора, степени тревожности испытуемого и т.д.



Динамика средних уровней когерентности ЭЭГ и двигательных ответов на звуковой стимул у правши и левши при засыпании и пробуждении.

Рост числа регистрируемых потенциалов и анализируемых диапазонов ритмов ЭЭГ (медленных - дельта и тета и частых - бета и гамма) должен способствовать получению более полной информации о включении соответствующих структур мозга в конкретные познавательные процессы. Наши многолетние работы показали, что для анализа особенностей функционирования полушарий наибольший интерес представляет когерентный*********** анализ ритмических составляющих ЭЭГ, отражающий эффективность связей между различными областями мозга и широко используемый как у нас в стране, так и за рубежом.

Наш анализ доказал: отчетливее всего полушарные различия между правшами и левшами выявляются при оценке интракортикального взаимодействия в областях коры, связанных с локализацией речевых зон. В лобно-центральных областях когерентность имела более высокие значения в правом полушарии как у правшей, так и левшей. Это можно объяснить большей интенсивностью мозгового кровотока и процессов метаболизма в лобно-центральных отделах коры правой гемисферы и правом гиппокампе, что отражает не столько интракортикальное, сколько корково подкорковое взаимодействие. Нарушение вышеописанных межполушарных соотношений может сопровождаться эмоциональным дисбалансом - как результат дисфункции срединных структур и правого полушария, связанного с формированием отрицательных, филогенетически более древних базисных эмоций человека.



Характер изменения выделенных диапазонов ритмов ЭЭГ в симметричных лобных и центральных отделах мозга у правшей и левшей.

Отчетливые различия организации ЭЭГ между правшами и левшами были выявлены при функциональных нагрузках, в частности при выполнении движений, особенно ведущей рукой. При этом у правшей наблюдалось локальное повышение когерентности ЭЭГ в симметричных центральных областях коры для альфа- и бета-диапазонов ритмов (зона корковой проекции двигательного анализатора) в сочетании с ее снижением в остальных отделах, в том числе - в симметричных областях правого полушария. Для левшей же характерно однонаправленное изменение когерентности для большинства областей коры и диапазонов ритмов. Показанные особенности, вероятно, отражают формирование локальных систем, участвующих в регуляции движений у правшей, и диффузных систем - у левшей.

Особый интерес представляют зафиксированные у правшей разнонаправленные изменения когерентности альфа- и тета-диапазонов, а у левшей - однонаправленные (синфазные). Указанные факты в сопоставлении с данными о генезе различных диапазонов ритмов ЭЭГ говорят о разном участии корковых и подкорковых структур мозга и специфическом характере их взаимодействия в регуляции и выполнении произвольных движений.

Обнаруженные между правшами и левшами различия пространственно-временной организации ЭЭГ в условиях активной деятельности подтверждены и в экспериментальной ситуации противоположного характера - при засыпании. Как у правшей, так и левшей выявлено уменьшение межполушарной асимметрии мозга, характерной для бодрствования, за счет более выраженного снижения средних уровней когерентности в доминантном полушарии. В ходе опыта испытуемым предлагали одновременно нажимать на кнопки, находящиеся в обеих руках, в ответ на случайно предъявляемые звуковые сигналы. Оказалось, по мере засыпания и снижения когерентности ЭЭГ в доминантном полушарии у правшей сначала прекращались двигательные ответы правой рукой при сохранении ответов левой, замиравших лишь при полном засыпании; при пробуждении наблюдалась обратная картина. У левшей та же закономерность имела противоположный характер или проявлялась менее отчетливо.

Однако важнее тот факт, что в рассмотренной ситуации у правшей было выявлено разнонаправленное изменение когерентности колебаний альфа-бета- и тета-дельта-диапазонов ритмов при смене функциональных состояний (бодрствование-сон); у левшей же во всех областях коры наблюдалось однонаправленное, синфазное изменение когерентности всех выделенных диапазонов тех же ритмов.

Словом, можно предположить: разное поведение ритмов ЭЭГ у правшей и левшей отражает различную специализацию регуляторных систем мозга в формировании межполушарной асимметрии. Так, у правшей поддержание левополушарной асимметрии в состоянии покоя, обусловленное преимущественно альфа-диапазоном, может быть обеспечено за счет интракортикального взаимодействия. В отличие от левополушарной правополушарная асимметрия, наблюдающаяся при засыпании, когда когерентность тета-дельта-диапазонов нарастала, свидетельствует о существовании функционально значимых связей правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими************ структурами (включающими гиппокамп). Поддержание левополушарной асимметрии у них происходит также при участии бета-диапазона, что говорит о функциональных связях левого полушария со стволовыми структурами.



Схема взаимодействия коры больших полушарий и подкорковых регуляторных систем мозга у правшей и левшей.

У левшей, с одной стороны, как и у правшей, выявляются признаки функциональной связанности правого полушария с диэнцефальными и, вероятно, лимбическими структурами, с другой - проявляется меньшая специфичность полушарий и сформированность этих связей в отношении стволовых структур. Выявленное нами у правшей разнонаправленное поведение быстрых и медленных ритмов ЭЭГ отражает наличие элементов конкуренции как между полушариями, так и между корковыми и подкорковыми структурами, действующих по принципу отрицательной обратной связи. У левшей синфазный характер поведения ритмов ЭЭГ, возможно, свидетельствует о формировании преимущественного взаимодействия между полушариями, а также корковыми и подкорковыми структурами по принципу положительной обратной связи.

Предложенная концепция особенностей организации мозга правшей и левшей способствует лучшему пониманию различных клинических проявлений, выявляемых при церебральной патологии. В частности, нами собраны сведения о том, что у левшей, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, через 5 - 7 лет развивались более тяжелые психоневрологические нарушения по сравнению с правшами, вплоть до эпилептических приступов. Это согласуется с клиническими данными о том, что степень риска развития эпилепсии у левшей выше, чем у правшей, и свидетельствует о повышенной чувствительности первых к радиационному воздействию.

Вместе с тем нами совместно с сотрудниками Института нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко РАМН было проведено сопоставление особенностей восстановления у правшей и левшей нарушенных функций при одинаковом характере, тяжести и стороне травматического поражения мозга. Выявлено: у левшей по сравнению с правшами этот процесс проходил быстрее и полнее, что объясняется не только меньшей функциональной специализацией корковых центров, но и принципами организации их мозга.

В завершение хочется подчеркнуть: описанные выше особенности мозга левшей, скорее всего, составляют физиологическую основу неоднократно подмеченных в литературе и характерных для них неординарных черт, принятия нестандартных решений, в том числе в творческой деятельности (по типу озарения). Вероятно, они - основа того, что среди левшей гениальные люди встречаются чаще, чем в популяции правшей. Об этих фактах нам хотелось бы напомнить в противовес часто встречающейся точке зрения о патологическом характере формирования асимметрии мозга левшей. Мы полагаем, что принцип организации мозга, отличный от правшей, имеющих преимущества при определенных видах деятельности, скажем, операторской, успешен и для других, в том числе творческих видов деятельности.

* Сильвиева борозда - латеральная (боковая) борозда полушарий большого мозга.

** Пейсмекеры - нейроны, самопроизвольно генерирующие импульсы.

*** Диэнцефальный - относящийся к промежуточному мозгу.

**** Энграмма - гипотетическая структура, хранящая следы памяти.

***** Мозолистое тело - тяж нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие головного мозга.

****** Дофамин - медиатор нервной системы, нейрогормон: биохимический предшественник норадреналина и адреналина.

******* Базальные ядра - анатомически обособленная группа парных подкорковых структур; облегчают запускаемые корой движения и подавляют лишние сопутствующие.

******** Ацетилхолин - медиатор (переносчик) нервного возбуждения. При поступлении в кровь понижает ее давление, замедляет сердцебиение и т.д..

********* Серотонин - медиатор проведения нервных импульсов через синапс. Нейроны головного мозга, использующие его, участвуют в регуляции многих форм поведения, процессов сна, терморегуляции.

********** При изучении потенциалов мозга часто проводят их спектральный анализ, причем разные компоненты спектра имеют разные названия: дельта (0,5 - 4 Гц), тета 1 (4 - 6), тета 2 (6 - 8), альфа (8 - 13), бета 1 (13 - 20), бета 2 (20 - 40 Гц), гамма-волны (включают частоту бета 2 ритма и выше).

*********** Когерентность - согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов.

************ Лимбическая система - совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др..

ЖАВОРОНКОВА Л.