Некрасовцы (Игнат-Казаки). Начало заселения Кубани русскими поселенцами Освоение кубани русскими переселенцами некрасовцы

· Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия

Казачьи чины Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии Разное Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Некра́совцы (некрасовские казаки , казаки-некрасовцы , игнат-казаки ) - потомки донских казаков , которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года . Названы в честь предводителя, Игната Некрасова .

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству . Всего вместе с Некрасовым ушло около 8 тыс. человек (по различным данным от 2 тыс. казаков с женами и детьми, 500-600 семей, до 8 тыс. человек). Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое Кубанское казачье войско принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого Кубанского войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба , недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской . Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров , основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае .

На Дунае и в Малой Азии

В период 1740 г.-1778 г., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа, в плавнях Дуная, по соседству с липованами. В современной Румынии , и теперь живут липоване . На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. . После разгрома в 1775 г. Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений. А после взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась в азиатскую Турцию на озеро Майнос и Энос у берегов Эгейского моря. Таким образом, к началу XIX века образовались две группы некрасовцев - дунайская и майносская. Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной "заветам Игната", пополнила в последствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Эгейский Энос как отдельное поселение некрасовцев также перестала существовать, в 1828 г. переселившись на Майнос и полностью влившись в майноскую общину. К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, "подморной" земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по "заветам" осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

Возвращение в Россию

См. также

  • Добруджа. Возникновение русских и украинских поселений
  • Казаки в Турции

Ссылки

  • История казаков-некрасовцев.
  • Быт казаков-некрасовцев. По книге "Сказки казаков-некрасовцев"
  • Энциклопедия казачества. Москва, издательсво «Вече», 2007 г. ISBN 978-5-9533-2096-2
  • Казачий словарь справочник. , Скрылов.Губарев. Электронная версия словаря-справочника.
  • "Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован." , Александра Москетти-Соколова.
  • "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков-некрасовцев(1708 г. - конец 1920-х гг.), Сень Д.В., Краснодар. Изд-во КубГУ., 2001. ISBN 5-8209-0029-4
  • Летописные записи на полях книги "Праздники" Атамана Саничева В.П.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казаки-некрасовцы" в других словарях:

    Эта статья входит в тематический блок Казачество Казаки по регионам Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье … Википедия

    НЕКРАСОВЦЫ - Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники… … Казачий словарь-справочник

    Казаки см. Добруджа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Липоване, игнат казаки, потомки донских казаков, участников Булавинского восстания 1707 09 (См. Булавинское восстание 1707 09), которые после его поражения ушли во главе с И. Ф. Некрасовым на Кубань (где Некрасов возглавил своеобразную… … Большая советская энциклопедия

    Рус. старообрядцы поповского согласия, потомки донских казаков сторонников атамана Игната Некрасова (Некрасы), одного из предводителей Булавинского восстания 1707 08. После подавления восстания ушли с верховьев Дона на Кубань и создали республику … Советская историческая энциклопедия

    - (худ. Николай Самокиш) Уральские казаки (уральцы) или Уральское казачье войско (до 1775 года и после 1917 года Яицкое казачье войско) группа казаков в Российской империи, II … Википедия

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.

Несмотря на то что в результате карательных экспедиций царских войск в земли Войска Донского в конце XVII в. многие городки старообрядцев были разрушены, полностью изжить раскол на Дону московскому правительству не удалось. В 1707 г. здесь вспыхнуло антифеодальное по своему характеру восстание под предводительством Кондратия Булавина, к которому примкнули многие приверженцы «старой веры». Восстание потерпело неудачу: уже в 1708 г. К. Булавин погиб, а основные силы повстанцев были разгромлены правительственными войсками. Однако донские казаки-старообрядцы (всего около двух тысяч человек) под началом Игната Некрасова, понимая, что окончательное поражение неизбежно, ушли на Кубань. Не последнюю роль в выборе мятежными донцами места для нового пристанища сыграло то обстоятельство, что крымские властители одобрительно относились к беглым казакам.

Сподвижники И. Некрасова обосновались на новых землях к концу 1708 - началу 1709 г. и, перейдя под покровительство крымского хана, слились с жившими там кубанскими казаками. С этого времени их стали называть некрасовцами или игнат-казаками.

Некрасовцы основали три укрепленных городка, располагавшихся на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Присоединявшиеся к ним позднее выходцы из России поселялись в Ирле, Зальнике и других населенных пунктах в низовьях Кубани и на берегах Азовского моря. Основными занятиями некрасовцев в период их пребывания на Кубани были рыбная ловля, охота и коневодство. Крымский хан предоставил казакам внутреннюю автономию и освободил их от податей. Тем не менее, находясь под властью Крыма, некрасовцы не являлись полностью независимым сообществом и были обязаны доказывать верность своим покровителям на поле брани.

Озабоченное наличием на Кубани враждебных казаков, российское правительство поначалу пыталось вести переговоры с Оттоманской Портой о выдаче самого И. Некрасова и его сподвижников, однако турки отвергали подобные предложения, заявляя, что некрасовские казаки являются подданными султана. Очень скоро некрасовцы совместно с татарами начали совершать нападения на российскую территорию. После их набега на Саратов и Царицын в 1711 г. царские власти устроили карательный поход, в результате которого городки некрасовцев были сожжены войском П. Апраксина и Чаптержана.

Однако это не остановило казаков, и в 1713 г. И. Некрасов организовал крупный поход под Харьков. Правительству потребовалось подключение дополнительной военной силы для того, чтобы разгромить неприятеля. В 1715 г. группа из 40 игнат-казаков занималась антиправительственной агитацией, призывая жителей Дона и Тамбовской губернии к восстанию. Через два года атаман некрасовцев во главе большого отряда атаковал Пензу, его сподвижники появились на Медведице и Хопре. В 20-х годах XVII в. лазутчики И. Некрасова проникали в южные регионы России, склоняя народ к вооруженным выступлениям и призывая бежать на Кубань.

Во многом благодаря этой агитации войско некрасовцев постоянно пополнялось за счет донских, терских и яицких казаков. Сами же соратники И. Некрасова крайне редко уходили с Кубани.

Во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. правительство Анны Иоанновны посылало против некрасовских казаков карательные отряды, одновременно пытаясь уговорить их вернуться на родину и обещая при этом прощение. Однако тех из них, кто все же решался бежать на Дон, в большинстве случаев задерживали представители турецкой администрации и затем продавали в рабство. В 1737 г. 150 некрасовцев совершили на донские станицы набег, сопровождавшийся значительными разрушениями. Царское правительство вновь отправило войска на Кубань, и многие городки казаков были уничтожены.

После русско-турецкой войны 1735-1739 гг. начался процесс распада казачьей общины некрасовцев, который был ускорен смертью в 1737 г. их предводителя И. Некрасова. Россия расширяла свое влияние, и кубанские казаки были вынуждены поменять место проживания. Одна их группа переместилась в 1740-1741 гг. за Кубань, другая - в Добруджу (Румыния), в устье Дуная. Казаки, поселившиеся в Румынии, впоследствии стали называться липованами.

Закубанская община некрасовцев продолжала пополняться беглыми с Терека и Дона. В 50-х годах XVIII в. российские власти пытались путем переговоров при посредстве кавказских владетелей возвратить игнат-казаков на Дон, однако последствий данная акция не имела. Не захотели некрасовцы воспользоваться и предложением Екатерины II, в 1762 г. призвавшей раскольников вернуться в Россию.

После присоединения Крыма и Правобережья Кубани к России царская администрация вновь предложила казакам возвратиться, суля помилование, однако новое место для поселения им было отведено на Волге. Некрасовцы не приняли эти условия, продолжив набеги на российскую территорию. Правительство Екатерины II и далее неоднократно пыталось путем переговоров склонить игнат-казаков к возвращению, однако они решили переселиться в Турцию. Переселение это осуществлялось в 80-х - начале 90-х годов XVIII в. С этого времени их новым местом жительства стали Энос (на берегу Эгейского моря) и земли в окрестностях озера Майнос.

Проживая на чужбине, некрасовские казаки представляли собой этноконфессиональную группу и сохраняли свою культуру, быт и традиции, основанные на так называемых «Заветах Игната», своеобразной «конституции» некрасовской общины, состоявшей из 170 статей. Согласно «Заветам», высшая власть в общине принадлежала кругу (народному собранию), атаман избирался на один год. Полноту общественных прав каждый некрасовец мужского пола приобретал по достижении восемнадцатилетнего возраста: он мог участвовать в собраниях круга с правом решающего голоса.

Женщины имели только право совещетельного голоса. Браки с иноверцами были запрещены под страхом смерти, казаки были обязаны держаться «старой веры» и не принимать на службу священников-никониан и греков. Кроме того, некрасовцам не разрешалось возвращаться в Россию «при царизме», поэтому процесс их переселения начался только в 20-х годах XX в. Вернувшиеся игнат-казаки селились на Кубани хуторами и станицами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Первые русские переселенцы на Кубани. Казаки-некрасовцы

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) - потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

1 . Пе реселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.

2 . На Дунае и в Малой Азии

В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая - в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название - озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев - дунайская и майносская.

Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали.

Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде. В 60-х годах XIX века начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

3 . Во звращение в Россию

донской казак переселенец община

В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната». К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н.А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Незначительное количество некрасовцев - «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию.

Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей.

Всего за 1912-1913 гг., выехало 70-80 семей. Основав два селения Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один - Новонекрасовский.

Около 170-200 семей оставалось в Турции.

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Ново-Некрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей некрасовцев деревни Майноз в количестве 507 душ, несмотря на разрешения так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д.В. Сень - « «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. - конец 1920-х гг.)», дают полное основание полагать, что какого либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. до 1962 г. не было. Казачий словарь справочник (составители А.И. Скрылов, Г.В. Губарев.), изданный в 1970 г. в США и изданная на его основе в 2007 г. «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече»), называют число некрасовцев вернувшихся на родину до 1958 г. в 7200 человек, очевидно ошибочно принимая за некрасовцев староверов липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек.

Заключение

Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев.

В 1963 году несколько десятков некрасовцев и «дунаки», общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США.

Список литературы

1. Добруджа в ЭСБЕ на сервере Gatchina3000.ru

2. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275

3. История Кубани с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / науч. ред. В.Н. Ратушняк. - Краснодар: Кубанькино, 2004. - 232 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Первые зафиксированные упоминания об украинских казаках. Основа казацкой общины: казаки и родители, казаки и гости, отношение к старшим и к женщине. Быт и воспитание казака. Основа казачьей славы. Образ жизни казаков, полный аскетизма, лишений и горя.

    презентация , добавлен 20.10.2014

    Исследование истории казачества в трудах отечественных ученых. Документальная ценность "Поэтической повести", описывающей события Азовского осадного сидения в 1637-1641 гг. Отношения донских казаков с Москвой, их мотивы при взятии и упорной обороне Азова.

    реферат , добавлен 26.02.2013

    Переселение казаков на Кубань после падения Запорожской Сечи. Административное устройство Черноморского Войска; Жалованная грамота Екатерины II, юридическое оформление организации власти и управления. Деятельность окружных правлений, привилегии Войска.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2012

    Зарождение и развитие системы образования на Кубани в предреформенный период (XIX - начало XX вв.). Открытие первых библиотек и просветительская деятельность декабристов. Школы, гимназии, училища, женское образование на Кубани в период с 1860 по 1917 гг.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Александр Суворов во главе Кубанского корпуса. Создание кордонной линии, обеспечение регулярной связи между Кубанью и Астраханским корпусом. Строительство военных поселений на правом берегу Кубани. Приведение ногайцев к присяге на верность России.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Причины и основные направления российской эмиграции. Первые политические эмигранты в России после восстания декабристов. Рост трудовой эмиграции. Первая волна эмиграции после Октябрьской революции. Русская гимназия, трудоустройство иностранцев в Турции.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Герои Великой Отечественной войны. Проблема безнравственного отношения к героическому прошлому страны. Известие о войне. Патриотический подъем населения Кубани и добровольческое движение. Оккупация Кубани фашистами. Освобождение от фашистских захватчиков.

    доклад , добавлен 19.12.2011

    Крестьянское и национально-освободительное движение осенью 1905 года. Восстания в армии и на флоте. Антинародная позиция национальной буржуазии. Уроки и историческое значение Декабрьского восстания. Причины русско-японской войны. Оборона Порт-Артура.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Казачество как особое воинское сословие, имеющее привилегии за несение обязательной службы. Происхождение казачества. Роль казачества в истории России. Казачьи поверья и предания. Серьги и кони, казачья семья. Восстания Разина, Булавина и Пугачева.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Чрезвычайная комиссия на Кубани. Органы объединенного государственного политического управления и народного комиссариата внутренних дел. Органы госбезопасности Краснодарского края в годы Великой отечественной войны. Чекисты Кубани в послевоенные годы.

В последние годы появилось и стало развиваться новое важное направление – детские фольклорные ансамбли. Значение этого направления выходит за рамки только детской самодеятельности, ибо само по себе возникновение детских и юношеских коллективов, работающих на материале русского и казачьего фольклора, делает очевидным факт осознания и претворения в среде художественной самодеятельности преемственности традиций народной песенной культуры, усвоения ее молодыми поколениями. Приобщение детей к народной музыке в настоящее время приобретает особую актуальность. Народное музыкальное искусство, как и музыкальное воспитание в целом, способствует развитию духовной культуры, творческих способностей, влияет на формирование мировоззрения, содействует гармоничному развитию личности, формированию у детей гражданско-патриотической позиции. Большое внимание уделяется проблеме певческого воспитания детей, особенностям народной манеры пения у детей. Почему мы возрождаем преемственность традиций народного исполнительства?

Песенная традиция

До XVIII в. народная песня жила в устной традиции. Подлинные хранители песенной культуры обладали глубокими знаниями и навыками, передаваемыми по традиции, которая была единственным эталоном их мастерства. Самые одаренные песельники постепенно превращались из любителей в мастеров искусства, и творчество их пополняло сокровищницу фольклора. В глубоких и, казалось бы, специальных слоях музыкальной структуры находит отражение множество явлений духовной культуры от жизненного уклада, бытовых реалий до проявлений фантазии в символических формах.

В казачьей среде песенная традиция представляла значительный интерес именно в ракурсе ее духовного потенциала, культурообразующей роли. Ведь неспроста казачья песня была одной из форм поощрения отличившихся на службе казаков.

В условиях современной жизни, значительно преобразующей черты деревни, станицы с ее традиционными укладами, исследование музыкального фольклора казаков, сохраняющего свои сущностные черты, представляется весьма актуальной темой. Интерес к нему в современных условиях трансформации, утраты традиций, исчезновения отдельных жанров и видов песенной культуры в самых различных регионах страны диктуется именно способностью сохранять живой дух и живое содержание.

Казачество в дореволюционной России представляло собой значительное социальное явление. В его бытовом укладе и сознании находили яркое выражение ростки демократии: в обычаях, обрядах, ритуалах и, естественно, в художественной культуре.

В XIX – начале ХХ века вопросами переселения казаков, их быта, культуры занимались А. Ригельман, П.П. Короленко, А.А. Гордеев, Е.П. Савельев, В.Л. Броневский, В.Д. Сухоруков, В.А. Потто, Ф.А. Щербина, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; К.К. Абаза, Е.Д. Фелицын и многие другие.

В ХХ веке истории казачества посвятили свои труды С.Г. Пушкарев, И.В. Смирнов, А.П. Пронштейн, Н.А. Мининков, Л.Б. Заседателева, Д.В. Сень, В.А. Колесников. С 40–х годов ХХ века и до начала ХХ1 века большой вклад в изучение духовной культуры казаков внесли фольклористы А.М. Листопадов, Сотников Т.И., Б.Н. Путилов, Ф.В. Тумилевич, В.Н. Медведева, Н.Г. Денисов, С.Н. Земцов, Т.С. Рудиченко, Т.Н. Абрамова, Л. Новак, Н. Фрадкин и многие др.

Культура казаков-некрасовцев

Сегодня научный и общественный интерес к казачеству во многом обусловлен процессом возрождения культуры, традиций и обычаев этой социальной группы – процессом, получившим бурное развитие в нашей стране. Примером хранителей традиций, несмотря ни на какие трудности жизни, являются казаки-некрасовцы. Как своеобразная этноконфессиональная группа русского народа, некрасовцы явили собой пример гибкости и последовательности во взаимоотношениях с мусульманскими народами Крымского ханства и Османской империи, что позволило им выжить и сохранить свою культуру, в том числе и музыкальную. Становление их самобытного музыкального фольклора происходило в период значительных исторических преобразований, связанных с их местами обитания и окружения. Эта культура трансформировалась, развивалась, приобретая новые формы. Борьба некрасовцев за выживание нашла отражение в прозаических жанрах (сказках и исторических преданиях, молитвах) и песенном фольклоре, в котором сложились самобытные особенности музыкально-поэтического стиля и неповторимое певческое мастерство казаков. История, культура, в частности, музыкальный фольклор некрасовцев после возвращения их из Турции на родину предков оказались на некоторое время в центре внимания историков, этнографов, фольклористов (см., например, в библиографии: Тумилевич, 1963; Шамаро, 1964; С.26-32; Иванов, Медведева, 1983; Волкова, Заседателева, 1986; Филимонов, 1993 и 1994; Денисов, 1996, 2000; Кощиенко, Близнюк, 1999; Якоби, 2001; Рудиченко, 2004.).

Многочисленные научные экспедиции к казакам, проживающим в настоящее время в Левокумском районе Ставропольского края, в Краснодарском крае, дают определенное представление об их традициях. Экспедиции проводились автором данной публикации с 1963 по 2000 годы: Ставропольский пединститут, СГКМ им. Прозрителева и Праве, РГУ, МГУ, ГМПИ им. Гнесиных, консерватория им. П.И. Чайковского, МГИК, СГК им. Л.В. Собинова, СИАМЗ, РОМК, СКМ им. Прозрителева и Праве, Ставропольское музыкальное училище и др. Также автором данной статьи проводилось с 1977 по 2000 годы несколько экспедиций (в том числе, со студентами краевого училища искусств и СГУ).

Научное осмысление культуры казачества

Некрасовцы, как группа казачества, впервые рассматриваются в монографии П.П. Короленко «Некрасовские казаки» (Короленко, 1899). В ней раскрывается политическое положение некрасовцев в начале XVIII века в России и на территории Крымского ханства. Этой работой было положено начало научному изучению некрасовской истории, собиранию этнографического материала, что позволяет нам сегодня более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Отдельные сюжеты из прошлого некрасовских казаков встречаются в исследованиях, связанных с историей Кубанского казачьего войска, старообрядческого населения Османской империи. Ссылаясь на сведения А.И. Ригельмана, Ф.А. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» описывает появление некрасовцев на Кубани, условия их жизни под покровительством Крымского хана на протяжении нескольких десятков лет. В этом труде он раскрывает причины вражды черноморцев с некрасовцами, одной из которых являлась борьба за землю, в результате чего некрасовцы перебрались на территорию Турции (Щербина, 1913).

Необходимо отметить и значимость трудов В.Б. Броневского, В.Д. Сухорукова, раскрывающих историю казачества. Их работы способствовали накоплению фактического материала, становились источниками для дальнейшего изучения (Броневский, 1834; Сухоруков, 1903.). А. А. Гордеев рассматривает историю казачества до революции 1917 года, причины его расслоения и волнений на Дону, одно из которых связано с булавинским восстанием, а вместе с ним и некрасовским движением в период правления Петра Великого (Гордеев, 1992). Труд А.А. Гордеева помогает проследить последовательность событий в развитии казачества.

Истории казачества посвятил свое исследование и известный ученый Е.П. Савельев. Его краткий обзор современных для его времени народов Кавказа знакомит нас со своеобразием говора донских казаков, «отличного от великороссийского» (Савельев Е.П., 1915. с. 291). Он обращает внимание на домовитость и консерватизм казачества на Дону, стойкие древние обряды и обычаи, а также религиозные воззрения.

Второй этап в изучении истории казачества, в том числе и культурного его наследия, приходится на 40 – 60-е годы ХХ века. Значительный вклад в изучение музыкально – поэтической культуры внесли А.М. Листопадов, Т.И. Сотников, Ф.В. Тумилевич, И.В. Смирнов, Б.Н. Путилов.

А.М. Листопадов в пятитомном труде «Песни донских казаков» (Листопадов, 1949-1954) представляет различные песенные жанры, описывает народные обряды, особенности исполнительской манеры, дает этнографические и исторические справки, сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору. Последние работы Листопадова совпадают с началом исследовательской работой Ф.В. Тумилевича. (Тумилевич, 1941, 1947, 1948, 1957, 1961). Песенный материал, собранный в 1938–1947 годах, сказки и предания некрасовцев, записанные им в 1962 году, являются показателем закономерного развития народной поэзии вдали от родины, в окружении чужого народа. Песни, предания и сказки об Игнате Некрасове интересны как новая страница в развитии эпического жанра русского народа. Яркие художественные индивидуальности, хранители народной поэзии встают перед нами в лице казаков-некрасовцев, и каждый певец, рассказчик со своим репертуаром, со своей особой исполнительской манерой.

Новый этап в изучении культуры и истории потомков донских казаков приходится на вторую половину ХХ века. В них исследователи поднимают уже проблемы развития казачества. Отметим вклад в это направление А.П. Пронштейна, Н.А. Мининкова, Л.Б. Заседателевой, Д.В. Сень и ряд других источников (Дон и степное Предкавказье, 1961; Пронштейн, Мининков, 1983; Заседателева, 1974, 1984; Сень, 2000 – 2002). В отечественной историографии конца ХХ – начала ХХI века весьма заметной работой по истории некрасовцев является монография историка Д.В. Сень «Войско Кубанское Игнатово Кавказское» (Сень, 2001). В ней автор внес ряд уточнений, связанных с военной, религиозной и хозяйственной жизнью некрасовцев на территории Крымского ханства, в Турции, впервые определил понятие «некрасовцы», описал «некрасовскую эпопею», обосновал основные причины, приведшие к массовому уходу казаков в августе 1708 года и их иммиграции из Турции в Россию к началу ХХ века.

Актуальность казачьей песенной культуры

Для современной этнографии актуально изучение исторически сложившихся этнических групп. Находясь в инонациональной среде, они порой теряют культурную специфику, активнее подвергаются языковой ассимиляции. В результате, процессы современной этнокультурной трансформации в них протекают иначе, чем в компактно расселенных крупных этносах, имеющих единые национальные зоны, центры консолидации. Музыкальный фольклор некрасовцев является особым объектом, отразившим сложную историческую судьбу небольшой русской общины, прожившей более 200 лет в иноязычном окружении. По мнению В.Н. Медведевой, единственный культурный «пласт, приближающий нас к целостному представлению о духовном наследии – это их музыкальный фольклор» (Медведева, 2001), и с этим трудно не согласиться. Интересно исследование церковно-богослужебных традиций некрасовцев сотрудника музея им. Андрея Рублева Н.Г. Денисова (Денисов, 2000). Раскрывая особенности некрасовского богослужения, он обращает внимание на необходимость создания государственной программы по сохранению уникальной культуры.

В девяностые же годы ХХ века в государстве произошли значительные перемены, которые сказались на развитии духовной культуры казаков. Широкое общественное внимание к ним в наши дни – показатель того, что судьба казаков и их культуры неразделимы. Итак, пробуждение исторической памяти казаков в наши дни, поиски своего места в нынешнем обществе делают актуальными вопросы культуры казачьей общности. Все большее внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с национальным самосознанием, проблемы нынешнего состояния традиционной культуры, ее роль и значение в общекультурном процессе. Возрождение традиционной музыкальной культуры казаков требует изменений в подходе работы учреждений образования и культуры, в понимании степени ее интегрированности в региональную культуру и культуру российского общества в целом.

Казачий фольклор на Ставрополье

Беседы автора статьи с казаками о том, что помогало им выжить, убеждают в необходимости не просто изучить историю казаков, но и попытаться найти способы возрождения утраченного и сохранения существующего в их культуре. А личные записи и расшифровки традиционного песенного материала на протяжении многих лет позволяют автору сравнивать эволюционные особенности песенно-исполнительской традиции казачества разных поколений.

Впервые я начала записывать традиционный фольклор казаков на Ставрополье в 1977 году. В поле моего зрения попали семейные ансамбли потомственных казаков из станицы Баклановской Изобильненского района (семья Братецких), ст. Григорополисской Новоалександровского района (семья Дроновых), ст. Ессентукской Предгорного района (семья Яицких). В песнях, записанных от перечисленных семей, прослеживалось самое сокровенное, чем дорожили казаки, но не выставлявшееся на суд обычного зрителя-обывателя. И только после 1991 года многие их песни зазвучали с новой силой, с новым отношением к прошлому и настоящему («Погиб император вестимый» – о гибели Александра II). Ко мне стали приезжать из разных районов края представители казачества с просьбой помочь в восстановлении песенного репертуара в станицах. Я возвращала в копиях материал, записанных мною ранее в названных районах. Отрадно, что сегодня есть ростки, хотя и небольшие, в этом деле.

Приобщаются к казачьей культуре участники детских фольклорных ансамблей: «Некрасовские казачата» из п. Новокумский Левокумского района (рук. Синякова В.И..), «Хуторок» из Новоселицкого района (рук. Капустин А.Я.), «Казачок» (младшая и старшая группы) из ДМШ №2 г. Пятигорска (рук. Белякова О.И.), «Славянка» из г. Кисловодска (рук. Петрова С.Г.), фольклорный ансамбль из г. Новопавловск (рук. Ковальчук И.С.). Наряду с ансамблями, знакомящими с казачьей песенной культурой, в крае созданы и ансамбли, которые дают представление и о крестьянской традиционной культуре. Это такие ансамбли, как фольклорный ансамбль «Родничок» из ст. Александрийской Георгиевского района (рук. С. Кузнецова), ансамбль ДМШ с. Грачевка (рук. И. А. Стоялова), детский фольклорный ансамбль «Багатица» из г. Ставрополя (рук. Кузнецов В.А.) и другие. Безусловно, гордостью нашей являются и взрослые фольклорные коллективы: «Станичники» из ст. Григорополисской (рук. Гусева Р.А.), «Казачка» из г. Новопавловск (рук. Анищенко А.А.), «Благовест» из г. Георгиевск (рук. Дементьева Л.Д.) и многие другие.

Анализ работ современных историков, фольклористов-этнографов, полевые дневники автора, архивные документы позволяют сделать попытку увидеть музыкальный фольклор в широкой панораме духовной культуры казаков, как составной части культуры российского народа. И мы с вами должны попытаться сделать всё для возрождения казачьей музыкальной культуры, приобщая к этому все слои населения: от мала до велика.

Якоби Л.А. , заслуженный работник культуры Российской Федерации,
лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России»