Древние афины площадь агора. Древняя Агора в Афинах: торговая площадь и исторический памятник. Другие достопримечательности Древней Агоры

Древняя Агора в Афинах была коммерческим, социальным и политическим сердцем города во время античности. Это был центр повседневной деятельности, люди приходили сюда за покупками, развлечениями и общением.

Раскопки области, которы начались в начале ХХ века, выявили большое количество храмов, алтарей, стоа (длинные галереи, колоннады) и даже концертный зал. Справедливость вершилась в судах здесь и философы говорили с людьми, которые приходили сделать покупки или обсудить ежедневные новости. Школы и спортивные сооружения также были доступны.

На сегодня остались целые два большие здания: Храм Гефеста — лучше всего сохранившийся храм в Греции, и Стоа Аттала — крупный торговый центр, который был восстановлен в 1950-х годах, и в настоящее время содержит музей. Остальная часть Агоры выглядит как большой парк с развалинами древних зданий вокруг.

Храм Гефеста, или Гефестейо́н, был построен в пятом веке до нашей эры с видом на Древнюю Агору из холма. Храм был посвящен богам Гефесту и Афине. Похожий по стилю, но меньше, чем современный Парфенон, Храм Гефеста состоит из тридцати четырех дорических колонн, которые поддерживают еще частично нетронутую крышу. Большой фриз украшен рельефными изображениями подвигов Тесея и Геракла. В античности в селе стояли большие статуи Гефеста и Афины.

Гефестейо́н — это наиболее сохранившийся храм в Греции благодаря его превращению в церковь в седьмом веке. В 1834 году сооружение было объявлено национальным памятником и в течение некоторого времени использовалось в качестве археологического музея.

Стоа Аттала была построена в 150 году до нашей эры Пергамским царем Атталой II. Это здание высотой в два этажа, 116,5 метров в длину и 19,5 в ширину, функционировало как торговый центр. Каждый этаж имел 21 магазин, и посетители могли расслабиться в тени крытой колоннады перед ними. Стоа была разрушена в 267 году нашей эры германским племенем Герули.


С 1953 по 1956 г. стоа была восстановлена ​​на основании ценности американской школой археологии. Сегодня здесь находится музей, где хранятся предметы, найденные на археологических раскопках Древней Агоры.

Музей в Стоа Аттала отображает разнообразный спектр объектов, которые были найдены во время раскопок. Статуи и памятники, украшавшие многочисленные храмы на агоре выставлены в колоннаде. Здесь можно увидеть объекты, которые дают большое понимание повседневной жизни Афин.

Есть предметы домашнего обихода, такие как монеты, игрушки, мобильные печи, кухонные и письменные принадлежности. Есть также экспонаты, иллюстрирующие демократический процесс в древних Афинах, например, выдержка из закона против тирании из 337 г. до н.э., бронзовые фигуры, используемые для голосования и остраки — глиняные черепки с написанным именем человека, которого считали опасным для демократии. Человек, чье имя было написано на большинстве острак во время голосования, изгонялся из города на десять лет.

Другие интересные предметы включают в себя небольшую бронзовую голову статуи богини Ники, датированную около 425 г. до н.э., однажды покрытую золотом и серебром; и Арибаллос — небольшая статуэтка-посудина для хранения масла 530 г. до н.э.

Руины

Большинство зданий Древней Агоры были превращены в развалины. Одним из таких зданий был Одеон Агриппы, большой зал в центре Агоры, где проводились музыкальные спектакли. Крыша зала, с местами для тысячи зрителей, рухнула в 150 г. н.э., после чего он был перестроен в меньших масштабах, вмещая пятьсот человек. В 267 г. н.э. здание было уничтожено Герули. В пятом веке на его фундаменте был построен большой банный комплекс, известный как Дворец гигантов. Три из статуй тритона, украшавших вход в Одеон, а позже Дворец гигантов, сохранились до сих пор.

Еще одно здание древней Агоры, от которого можно видеть только основы, это Толон. Кольцевая структура, построена около 470 г. до н.э., которая была резиденцией администрации Афин. Рядом с Толон, у подножия холма был Боулеутерион — зал совета. В передней части этого здания был мраморный подиум с десятью бронзовыми статуями. На подиуме висели деревянные доски с объявлениями, информирующими людей об официальных решениях и другая информация. Рядом с Боулеутерионом был Метроон, святилище Реи, «матери богов». Официальные отчеты Афин хранились в этом здании.

С юга Агора была ограничена большим U-образным комплексом, в состав которого вошли Восточная, Средняя и Южная Стоа и Дикастерий (верховный суд). Комплекс более чем в два раза превышал размеры Стоа Аттала. Были и несколько других, в том числе Стоа Зевса и Королевская Стоа.

Стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Храмы, алтари и боги-покровители

Все было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста . Богиня Афина , как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремесел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом. Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалеку храм Матери богов был окружен множеством памятников героям. Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм - храмом Аполлона Отца. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах. На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов. В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы. Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деяния 17:15-21) Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разные вида капителей - дорические, ионические и египетские.

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания. Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин - одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V-IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов , которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре так же расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы , прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана. Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён Концертный зал. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа . Его сцена была вымощена разноцветным мрамором . Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известный в древнем мире. Для любознательных граждан была устроена Библиотека Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента . Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора - приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро Фисион или Тезейон. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки , где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного базара. Само место ассоциируется с магазинами и минимаркетами. Сегодня Агора стала так же излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Древнегреческая галерея

    Древнегреческие вазы (экспонат музея)

См. также

Ссылки

Источники

  • Официальный сайт раскопок на территории древней афинской Агоры

Литература

  1. Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.
  2. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  3. Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. М., 2000.
  4. Сидорова Н. А. Афины. 2.изд. М., 1984.
  5. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
  6. Фармаковский Б. В. Художественный идеал демократических Афин. Пгр., 1918.
  7. Boersma J.S. Athenian building policy from 561/0 to 405/4 B.C. Groningen, 1970.
  8. Camp J.M. The Athenian Agora: Excavations in the heart of classical Athens. New York, 1986.
  9. Judeich W. Topographie von Athen. Munchen, 1905.
  10. Travlos J. Pictorial dictionary of ancient Athens. New York, 1971.

Вконтакте

В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий.

FlickreviewR , CC BY-SA 2.0

С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

Возникновение Агоры в Афинах

В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом.

Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н. э.

Юкатан , GNU 1.2

По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.

Панафинейская улица

Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно.

Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне.

Юкатан , GNU 1.2

Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также то, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.

Храмы, алтари и боги-покровители

Все было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен . Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремесел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.

Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалеку храм Матери богов был окружен множеством памятников героям.

Юкатан , GNU 1.2

Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм - храмом Аполлона Отца. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах.

На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин. На другой стороне улицы можно разглядеть руины алтаря Двенадцати богов.

В расположенной рядом стое Зевса Освободителя главному греческому божеству воздавали почести как богу свободы и освобождения. Эта колоннада, или стоя, была излюбленным местом гуляний и встреч. Говорят, что известный философ Сократ встречался здесь со своими друзьями, где они могли присесть или пройтись, беседуя друг с другом. Много даров и пожертвований, украшавших эту стою, таких, как щиты воинов, погибших во время защиты Афин, имели непосредственное отношение к освобождению города от врагов и защите его свободы.

Храмов, статуй и памятников было очень много. Например, в честь бога Гермеса изваяния занимали целый портик, известный как стоя Гермеса. На изображениях Гермеса можно было увидеть символ плодородия и жизни. Там была также статуя Венеры Родительницы, богини плотской любви, а также Диониса. О том, что Агора «священна», говорил столб с чашей, в которой была «святая» вода для церемониального омовения, предназначенная для всех, кто приходил на Агору. Здесь побывал и апостол Павел, возмущённый изобилием капищ и жертвенников (Деян. 17:15-21).

Лучше всего на Агоре сохранилась . Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов.

Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разные вида капителей - дорические, ионические и египетские.

Фотогалерея












Основан: VI веке до н. э.

Время: UTC+3

Полезная информация

Афинская Агора́
др.-греч. ἀγορά
происходит от глагола со значением «собираться, созывать», это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе.

Административный центр

В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания.

Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин - одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.

Коммерческий центр

Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V-IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре также расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана.

Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими. Банковскими операциями занимались трапезиты, сидящие за четырехногими столами (трапезами) в стоях.

Место в культурной жизни

Для культурных мероприятий был сооружён концертный зал. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известных в древнем мире.

Для любознательных граждан была устроена Библиотека Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора - приятного места для прогулок, чтения и размышления.

Агора сегодня

То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро Фисион или Тезейон. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного базара. Само место ассоциируется с магазинами и минимаркетами. Сегодня Агора стала также излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.

В самом сердце Афин к северо-западу от Акрополя лежат руины Древней агоры. В период античной Греции (примерно с начала 6-го века до н.э.) это был политический, финансовый, административный, культурный и религиозный центр древнего города, уступающий по своей значимости лишь Акрополю. Здесь вершилось правосудие, заключались торговые сделки, проводились атлетические и театральные состязания. Стоит отметить, что именно через Древнюю агору пролегал ведущий к Акрополю знаменитый Панафинейский путь, по которому шествовали торжественные процессии во время так называемых Панафиней (религиозно-политические празднества в честь покровительницы города богини Афины). Сегодня Древняя агора - это одна из самых интересных и популярных достопримечательностей столицы, а также важный археологический и исторический памятник.

Первые раскопки Древней агоры были проведены еще во второй половине 19-го столетия Греческим археологическим обществом и Германским археологическим институтом. Систематические же работы начались уже в 20-м столетии Американской школой классических исследований в Афинах. Результаты раскопок были настолько впечатляющими, что на государственном уровне приняли решение о сносе огромного количества современных построек, дабы иметь возможность все же установить границы Древней агоры.

Колоссальная работа, проведенная археологами, дала возможность определить местоположение и назначение множества разнообразных сооружений, как общественных и административных, так и религиозных - храмы Гефеста, Аполлона и Афродиты, стоя Зевса, Царская стоя, так называемый Толос (резиденция правительства Древних Афин), монетный двор, алтарь Двенадцати богов, Метроон, Одеон Агриппы и многое другое.

Сегодня на восточной окраине агоры возвышается впечатляющая Стоя Аттала - реконструкция оригинального сооружения (2-й век до н.э.), возведенная в середине 20-го столетия. Галерея представляет не только определенный архитектурный интерес, но и является домом для Музея агоры. В экспозиции музея представлены уникальные древние артефакты, найденные в ходе раскопок агоры и ее окрестностей и прекрасно иллюстрирующие историю древнего города. Самые ранние экспонаты датируются 4-м тыс. до н.э.

АГОРА
рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Агора находилась под открытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города, а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно, в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальном рассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок, возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городской планировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классических исследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.

Агора в Ассосе (реконструкция)


Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагментов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части города, был Булевтерий, т.е. здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примыкало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Возникшие здесь позднейшие сооружения размещались почти точно на месте древних. В самом северном, святилище Зевса, были алтарь и постамент - по-видимому, для культовой статуи; далее к югу находился имевший апсиду храм Аполлона с небольшой архаической статуей бога, отлитой из бронзы непосредственно на месте. Еще дальше к югу размещались храм Матери Богов, Булевтерий и его кухонная пристройка. В конце 6 в. до н.э., когда в правление Писистрата и его сыновей Афины переживали подъем, здесь были предприняты значительные общественные работы: встроен каменный сток для отвода воды и нечистот; рядом с Булевтерием, там, где из-под земли у подошвы Ареопага пробивались источники, был возведен девятиструйный фонтан, названный Эннеакрунос ("Девять ключей"); к северу, рядом со святилищем Зевса, сооружен и обнесен оградой алтарь Двенадцати Богов. Впрочем, о местонахождении Эннеакруноса на агоре упоминает лишь Павсаний, традиционно же его принято помещать на берегу Илисса, на юго-востоке древних Афин. Вероятно, со свержением тирании и установлением демократии в ходе реформ Клисфена в конце века связано строительство нового здания Совета на месте первоначального Булевтерия, что отражало восстановление значимости Совета ("буле"). В результате реформ Клисфена все граждане Афин были разделены на десять фил, каждая из которых получила имя одного из героев. К востоку от Булевтерия, прямо перед ним, были воздвигнуты статуи этих десяти героев, окруженные оградой, называемой Перифрагмой. Ограда эта играла роль доски для объявлений: главы фил прикрепляли на нее различные сообщения для сведения граждан. Наконец, на исходе века оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с надписью: "Я - пограничный камень агоры". Все эти древние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480-479 до н.э. После ухода персов афинянам пришлось в первую очередь заниматься восстановлением своих домов, городских укреплений, а также знаменитых святынь Акрополя, развернуть же широкое строительство на агоре возможности не было. Здесь были наспех восстановлены или временно отремонтированы небольшие храмы и святилища. Из всех сооружений агоры для повседневных общественных дел был необходим лишь Булевтерий, а он, возможно, оказался среди упомянутых Фукидидом строений, которыми пользовались персы, и потому, по-видимому, уцелел. Во всяком случае, в самом здании не обнаруживается никаких следов разрушений, относящихся ко времени персидского нашествия. Наиболее настоятельной была необходимость восстановить хозяйственные службы при Булевтерии, что было исполнено ок. 470 до н.э., когда на месте прежней кухни рядом с Булевтерием был построен толос. Толос представлял собой круглое здание с расписной черепичной крышей, покоившейся на шести внутренних колоннах. К толосу примыкала кухонная пристройка и небольшой фонтан, а также резервуары для воды и колодцы. Толос был не только местом отправления различных малых культов и хранилищем образцов официальных единиц мер и весов, но служил также столовой и спальней для пританов (членов исполнительного комитета Совета). В конце 30-х годов 5 в. на месте святилища Зевса началось строительство длинной двойной стои (галереи) Зевса Элевтерия с выступающими вперед украшенными фронтонами крыльями по обеим сторонам. Наружные колонны были дорического ордера, внутренние - ионического. Перед стоей, между ее крыльями стояла статуя Зевса, по которому и называлась стоя. Павсаний упоминает еще Царскую стою, где находился архонт-басилевс (член коллегии 9 архонтов, ведавший вопросами религии). Однако описание Павсания довольно неясное, так что топографы не пришли к единому мнению, были ли в Афинах две различные стои, Зевса Элевтерия и Царская, или это одно и то же сооружение. В самом конце 5 в. было начато строительство нового Булевтерия. Старое здание стали использовать как хранилище государственных архивов, а западнее было возведено новое, соединенное с самой агорой короткими пропилеями и проулком. На расположенных полукругом рядах скамей в зале нового Булевтерия могли разместиться все пятьсот членов Совета. Позднее с южной стороны к Булевтерию была пристроена галерея с колоннами, выходившая во двор, где были установлены мраморные стелы с вырезанными на них постановлениями, касающимися Совета и членов его различных комитетов. В 4 в. вместо старого храма Аполлона был возведен новый, ионического ордера, со статуей Аполлона работы скульптора Эвфранора. Между колонн, на которых покоился фронтон, были установлены статуи Аполлона, выполненные Каламидом и Леохаром. Все эти здания были обращены фасадом на восток и располагались у подножия Колона, на вершине которого стоит храм Гефеста, известный ныне в Афинах как Тесейон ("храм Тесея"). С севера агору ограничивала Расписная стоя, стены которой покрывали изображения знаменитых побед, одержанных афинянами, в том числе в Марафонской битве. Здесь же хранились щиты, отнятые у спартанцев, которые были разбиты при Пилосе в 424 до н.э. Стоя находится за пределами раскопанной территории, поэтому ее местоположение точно не определено. Неизвестны и восточные границы агоры классического периода. По-видимому, в течение 2 в. до н.э. агора расширялась, отчасти благодаря пожертвованиям меценатов, таких, как богатый царь Пергама Аттал II, выстроивший вдоль восточной стороны агоры огромную стою, известную как стоя Аттала. Во вновь построенных зданиях размещались торговые ряды. Некоторые здания на западной стороне агоры были перестроены, чтобы соответствовать требованиям симметрии. Старый Булевтерий и храм Матери Богов были объединены в одно большое здание с четырьмя помещениями, перед которыми возвели длинную колоннаду, смотревшую на площадь. Последние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон, небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры возвели перенесенный сюда с другого места храм Ареса, относящийся к 5 в. до н.э. Кроме того, к толосу был пристроен опирающийся на колонны фронтон. При Адриане и его современнике Ироде Аттике, щедром покровителе Афин, никаких значительных построек на агоре возведено не было. Войдя в состав Римской империи, Афины превратились в тихий город, центр образования, и политическая жизнь здесь практически замерла. Оборонительные сооружения города пришли в упадок, а население было слишком малочисленно, чтобы их защищать. Афины стали легкой добычей пришедших с севера готов, которые обрушились на них в 267 н.э. Во время этого нашествия город был разграблен, а здания и памятники агоры снесены. После ухода варваров разрушение довершили сами жители, использовавшие части снесенных сооружений для постройки новой городской стены, которая охватывала гораздо меньшую территорию. Поскольку на агоре продолжали жить и в византийскую эпоху, и во времена турецкого владычества, разрушение ее продолжалось. Тем не менее тщательно проведенные раскопки дали замечательные результаты, уточняющие топографию Афин и проливающие свет на их искусство, быт, развитие государственных институтов и историю в античную эпоху.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АГОРА" в других словарях:

    - (agorб), у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило. Обычно Агора центральная торговая площадь города (в период архаики складывалась стихийно; в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку) … Художественная энциклопедия

    - (agorá), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). * * * АГОРА АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а… … Энциклопедический словарь

    - (греч.). Городская площадь для народных собраний в древней Греции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГОРА (собств. им.). Площадь в Афинах, где происходили торговля и собрания. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    агора - >). Реконструкция. /> Агора в Ассосе (). Реконструкция. Агора в Ассосе (). Реконструкция. у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (,). Со временем агорой стали называть и само место () … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Агора - Агора ♦ Agora Городская площадь в Греции, в частности в Афинах. На такой площади философствовал Сократ. Но агора являла собой прежде всего центр общественной и политической жизни, поэтому в расширительном значении агорой иногда называют спор … Философский словарь Спонвиля

    Агора - в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция. АГОРА (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Агоры украшались храмами, статуями… … Исторический словарь

    - (agora), у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками) … Современная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 3 монета (298) площадь (19) собрание (121) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    - (agora) название народных собрали у древних греков. Агоры площади, украшенные статуями и храмами. Этим же именем пользовались иобщественные рынки на площадях, с устроенными в некоторых городах, (какнапр. Афинах), крытыми галереями. Имеются… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Агора - (agora), рыночная площадь в центре др. греч. городов; соответствует рим. форуму. А. в Афинах была не только торг, центром, но и местом проведения на р. собраний; по сторонам А. размещались обществ, и культовые здания, монетный двор, а также… … Всемирная история

Книги

  • Аудиоэнциклопедия. Древняя Греция (CDmp3) , Манушкина Наталья , Спектакль-путешествие перенесёт маленьких слушателей в прекрасную Элладу. Ребята побывают в древних Афинах, где их ждут Акрополь, величественный Парфенон и шумный рынок Агора. Посетят… Категория: