Бормашина из дрели. Уход за спидометром и гибким валом Гибкий вал для бормашины из троса спидометра

Я, наверное, не ошибусь, сказав, что большинство домашних умельцев мечтает иметь в своём распоряжении универсальную бормашинку. Сколько возможностей открывает она владельцу! Гравирование, абразивная обработка деталей сложной конфигурации, самостоятельное изготовление штампов и пресс-форм, сверление и зенкование отверстий, расположенных в труднодоступных для обычной дрели местах, ювелирные работы - это далеко не полный перечень операций, выполнить которые позволяет этот механизм. Поэтому неудивительно, что бормашинку, в силу её большого сроса, непросто приобрести в магазине.

Вместе с тем, этот механизм можно сделать самому. Предлагаю выполненную мною сравнительно простую конструкцию бормашинки на базе электрической дрели.

Прежде всего вам понадобится гибкий привод. Рекомендую использовать для этой цели тросик спидометра - его не составит труда приобрести в любом магазине запчастей к автомобилям и мотоциклам. Я применил гибкий вал спидометра мотоцикла «ИЖ», типа ГВ 119А-01, под который и рассчитаны все показанные на рисунке размеры. Эта деталь эксплуатационным требованиям отвечала полностью, причём доработок почти не требовала - пришлось лишь нарезать резьбу М16 на поверхности одного из наконечников оболочки (рис.1). С равным успехом можно использовать тросики спидометров и других типов.

Внешний вид бормашинки показан на рисунке 2. Электродрель закрепляется в тисках с помощью имеющегося в комплекте приспособления: кронштейна или специального зажима (его размеры приведены для дрели типа ИЭ-1032; в других случаях потребуются соответствующие изменения). Рабочая часть машинки представляет собой расположенный в рукоятке и приводимый во вращение тросиком короткий жёсткий вал с цанговым зажимом. В последнем крепится рабочий инструмент.

Устройство основных элементов бормашинки понятно из рисунка 3. Передача крутящего момента осуществляется через наконечник 9, зажимаемый в патроне. Выступающий из оболочки конец гибкого вала 10 имеет квадратное сечение. Закреплён он в наконечнике следующим образом: вставлен в отверстие, равное диаметру вала (в нашем случае 3,2 мм), на глубину 15 - 20 мм и аккуратно зачеканен (расклёпан или обжат наконечник на длине 10 - 15 мм).

1 - наконечник вала; 2,4 - наконечники оболочки; 3 - гибкая оболочка; 5 - накидная гайка; 6 - гибкий вал

Рис. 2. Бормашинка в сборе:

1 - электродрель; 2 - зажим; 3 - дополнительный кронштейн; 4 гибкий вал; 5 - рукоятка; 6 - цанговый зажим; 7 - рабочий инструмент; 8 - тиски, 9 - винт М10 для затяжки зажима и крепления кронштейна (гайкой). (Размер «в» подбирается по ширине губок тисков)

1 - гайка цанги; 2 - сменная цанга; 3 - распорные втулки; 4 - жёсткий вал; 5 - рукоятка; 6 - накидная гайка; 7 - переходная втулка; 8 - гайка М10; 9 - наконечник; 10 - гибкий вал; 11 - дополнительный кронштейн; 12 - подшипники; 13 - крышка рукоятки. (* - размеры, применяемые под подшипники)

Переходная втулка выполняет несколько функций: играет роль подшипника скольжения, служит для крепления оболочки вала, а также прижимает гибкую приставку к дополнительному кронштейну, обеспечивающему соосность вала и оси дрели. Шарошку по металлу для дрели можете купить, а втулку желательно изготовить из бронзы или латуни.

Рабочий орган состоит из жёсткого вала с цанговым зажимом, рукоятки с крышкой, двух распорных втулок и двух подшипников качения. Рукоятка и крышка могут быть изготовлены из любого металла - бронзы, стали, дюралюминия. Внутри рукоятки с одного края нарезается ответная резьба М16 для закрепления наконечника оболочки гибкого вала. Положение подшипников фиксируется распорными втулками.

Жёсткий вал выточен из стали и, по возможности, закалён. Паз для соединения с наконечником гибкого вала и резьба под сменные цанги на противоположном конце сделаны до закалки.

Сменные цанги изготовлены для инструментов с хвостовиками трёх диаметров: 2,4 и 6 мм. Наружные размеры цанг одинаковые.

Подшипники использованы от старого мотора-редуктора. Они имеют наружный диаметр 16 мм, внутренний - 4 мм и толщину обоймы - 5 мм. Однако вместо них можно применить любые другие малогабаритные подшипники качения или даже скольжения, выточив их из латуни или бронзы.

При эксплуатации автомобиля периодически следует проделывать следующие операции. 1. Проверить надежность затяжки гаек присоединения гибкого вала к спидометру и к коробке передач. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, при этом слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна.

Проверить правильность монтажа гибкого вала. Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируется с плавными изгибами радиусом не менее 150 мм. Следует учитывать,особенно при смене гибкого вала, что наличиекрутых изгибов приводит к сокращению срокаслужбы вала и, кроме того, может вызватьколебания стрелки спидометра и стуки. Поэтому при осмотре автомобиля следует проверить правильность монтажа вала. Вал долженбыть обязательно закреплен скобками и недолжен иметь крутых изгибов (радиусом менее 150 мм), особенно вблизи его концов, врезультате излишней натяжки вала.

Приводной валик спидометра смазывается на заводе-изготовителе вазелиновым маслом, которым пропитывается фитиль, заложенный в отверстие на хвостовике прибора.Это отверстие закрывается сверху Штампованной пробкой. Запаса масла, заложенногопри сборке, хватит на пробег около 25 тыс. км.После этого пробега спидометр долженбыть снят с автомобиля, пробка на хвостовике вынута, фитиль извлечен из отверстия ивновь пропитан вазелиновым маслом МВПГОСТ 1805-51. Если пробка, закрывающая отверстие, будет повреждена при удалении, ееследует заменить новой, выточенной из латуни.

На заводе при сборке гибких валоввнутрь их оболочки закладывается специальная густая смазка, которая рассчитана на работу как при низких (до -50°С), так и привысоких температурах (до +60°С). В этихусловиях указанная смазка не застывает и невытекает из оболочки.

Смазка закладывается в количестве, достаточном на время пробега автомобиля в 15- 20 тыс. км.

По истечении указанного срока, а иногда и ранее, например, если автомобиль систематически работает в жаркую погоду или если при сборке гибкого вала в оболочку заложено смазки меньше установленной нормы, возникает необходимость добавления смазки внутрь оболочки. Это обнаруживается потому, что стрелка спидометра колеблется при движении автомобиля и гибкий вал начинает стучать.

Для смазки следует снять гибкий вал с автомобиля и разобрать, т. е. вытащить гибкий трос, из оболочки, тщательно промыть трос и оболочку в керосине и затем просушить.

После просушки на трос нанести тонкий слой смазки НК;30 ГОСТ 3275-46 или ГОИ-54 ГОСТ 3276-54 и осторожно вставить в оболочку.

При установке гибкого вала на место следует строго соблюдать трассу, по которой он был проложен. После установки накидные гайки вала необходимо опломбировать.

Неисправности спидометра и гибкого вала

Наиболее часто встречающейся неисправностью спидометра является заедание механизма. При такой неисправности спидометр следует сменить или отправить в мастерскую для ремонта.

В эксплуатации часто наблюдаются случаи обрыва троса гибкого вала. При замене такого вала необходимо проверить спидометр и вал на отсутствие заедания. Для этого надо гибкий вал смонтировать на автомобиле (радиусы изгиба вала должны быть не менее 150 мм) и перед присоединением, проворачивая трос несколько раз, убедиться в отсутствии заедания. Трос должен свободно вращаться от руки, а стрелка спидометра должна отходить от нуля.

Гибкий вал применяется в самых разных отраслях, везде, где нужно передавать вращающий момент под произвольными углами. Он используется в качестве трансмиссии в бормашинах и граверах, дрелях, а также для передачи вращения в измерительных приборах, таких, как автомобильный спидометр.

Зачем нужен гибкий вал и где его применяют

Гибкий привод для дрели состоит из двух основных деталей: гибкого тросика с бронированной оплеткой и мягкой оболочки. С одной стороны он оснащен узлом присоединения к двигателю или ручному приводу, с другой — имеет патрон для крепления инструмента.

Использовать гибкий вал очень удобно, когда нужно завернуть или отвернуть крепеж в узких местах с затрудненным доступом, куда не засунуть шуруповерт в рабочем положении

Гибкие валы используются также для привода ручного инструмента для тонких и точных работ. Размещение тяжелого высокооборотного электродвигателя в самом инструменте привело бы к быстрой утомляемости оператора и потере точности операций. Примером является бормашина стоматолога или гравера.

В результате пользователь получает возможность продолжительной работы удобным, не тяжелым и малогабаритным устройством, снижается и уровень вибрации от электродвигателя, передающийся на руку.

Особенностью применения гибкого вала является ограничение предельного крутящего момента, который он способен передать. При превышении этого предела происходит скручивание тросика, и вал выходит из строя.

Особенности конструкции

Главной конструктивной особенностью и одновременно основным преимуществом при применении является возможность его изгиба в любом месте в любом направлении. Это достигается путем использования следующих компонентов:

  • гибкий и прочный стальной плетеный тросик, передающий крутящий момент;
  • броневая оплетка либо намотанная спиралью пружинная проволока, выполняющая роль гибкого корпуса привода.

Снаружи проволока прикрыта гофрированной пластиковой оболочкой, внутри которой находится консистентная смазка. Она снижает трение, предотвращает истирание тросика- сердечника и защищает его от влаги и пыли.

В конструкцию гибкого привода дрели также входят подшипники, к которым прикреплен тросик. Они поддерживают его вращение. С одного конца тросик закрепляется в патроне, с другой на нем предусмотрено крепление для инструмента.

Такой привод предназначен для легких и тонких работ, отвернуть им закисший болт или завернуть 130-миллиметровый саморез на полных оборотах не стоит рассчитывать- надо помнить про то, что крутящий момент, передаваемый гибким валом, ограничен.

Как сделать своими руками

Любители мастерить инструмент своими руками вполне могут изготовить гибкий привод для дрели самостоятельно.

Важно! самому сделать броневую оплетку не получится, для этого нужно промышленное оборудование. Важно также понимать, что самодельный гибкий вал для дрели будет уступать заводскому, прежде всего — по рабочему ресурсу работы. И использовать его лучше эпизодически — тогда он не подведет вас в ответственный момент. Для профессиональной работы в больших объемах лучше потратиться на покупной удлинитель.

Тросик с оплеткой придется купить в магазине, попросив отрезать нужную вам длину. Самоделкину остается разделать концы, смонтировать наружную защиту, заполнив ее смазочными материалами. В качестве заготовки для узла крепления в патрон сгодится хвостовик от сломанного сверла подходящего диаметра.

Как вариант в качестве исходной заготовки можно взять тросик от автомобильного спидометра, а также мотоциклетный привод управления газом или сцеплением.

Один конец проволоки в броневой оплетке нужно будет приварить к хвостовику сломанного сверла, используя гайку подходящего диаметра и сварочный аппарат. Ко второму концу тросика приваривают патрон от дрели либо шестигранный адаптер для быстрой смены инструмента. Помните, что при работе таким приводом нужно придерживать его не за вращающийся патрон, а за неподвижную оплетку. Такое сделанное своими руками устройство не только даст возможность сэкономить средства, но и изготовить привод точно такой длины, какая вам требуется. Большинство заводских приводов имеют длину 25 или 50 см.

Гибкий вал для гравера

Гравер, или бормашина, развивает высокие обороты — до 30 тыс. об/мин. Малогабаритное и удобно лежащее в руке устройство применяется для операций:

  • полировки;
  • фрезеровки;
  • сверления отверстий небольшого диаметра;
  • шлифовки и др.

Работа гравером требует высокой точности движений мастера. Усилия и при этом прикладываются небольшие, по сравнению, скажем, с закручиванием саморезов. Также мал и крутящий момент. Такие приборы используются ювелирами и мастерами художественного творчества, создающими произведения, не уступающим лучшим образцам резчиков по дереву, камню, а также чеканки. Гравировку выполняют по таким материалам, как:

  • металл;
  • дерево;
  • камень;
  • стекло;
  • пластмассы.

Гибкий вал для гравера позволяет до минимума снизить ручные усилия пользователя, превращая многочасовой труд в увлекательное занятие.

Валы для бензокосы

В механических косах с электрическим и бензиновым приводом применяются как гибкие, так и жесткие валы.

В мощных мотокосах, способных срезать высокую, жесткую и густую траву и даже небольшой кустарник, используют цельнометаллические жесткие приводы. Такие аппараты рассчитаны на продолжительную работу и обладают высоким крутящим моментом. У них также значительные габариты и вес, их носят на плечевых ремнях. В качестве рабочего органа используют толстую жесткую леску или мощные стальные ножи — двух, трех или четырех — лезвийные.

Гибкий привод используют в легких маломощных и малогабаритных триммерах, предназначенных для докашивания углов после газонокосилки или подстригания травы на небольших лужайках. Держат такие триммеры одной рукой, а гибкий вал применяется для того, чтобы косить в наиболее удобной позе. Режущий элемент таких аппаратов — леска малой или средней толщины или облегченный двух-лезвийный нож. Если возникнет перегрузка устройства, то гибкий вал может скручиваться. Разрыв при этом, как правило, происходит возле узла крепления вала к двигателю. Если не удается купить «родной вал, то подбирать из приводов подходящей длины нужно по направлению оплетки. Такие приводы могут вращаться только в одну сторону.

Перед началом сезонных работ и после смены привода следует удалить остатки старой смазки, промыть бензином или другим растворителем и заполнить полость в ручке новой смазкой. Вид смазки указан в руководстве пользователя.

Гибкий вал спидометра

Гибкий вал передает крутящий момент с трансмиссии автомобиля или мотоцикла на магнитный датчик спидометра. Если стрелка спидометра при движении на постоянной скорости начинает дергаться или ложится в крайнее положение — значит, неисправен тросик. Его можно заменить своими руками. Гибкий вал подбирается по каталогу деталей для вашей марки автомобиля. Он должен совпадать по местам крепления и по длине. При слишком длинном или слишком коротком тросике возникает риск перегиба его под слишком малым радиусом. Это приводит к возникновению посторонних шумов (похожих на подвывание), к повышенному износу и к преждевременному выходу из стоя узла.

В механизмах возникает необходимость заставить вращаться узел, меняющий свое положение относительно мотора или находящийся в другой плоскости. Для передачи крутящего момента на несоосный двигателю инструмент при больших нагрузках на стационарно установленных механизмах используется кардан. В инструменте и легком оборудовании устанавливают гибкий вал. Он легко изгибается при вращении и состоит из троса или проволоки с броней и мягкого корпуса.

Гибкие валы

В быту удобство гибкого вала используют при работе сверлами и фрезами в местах, где невозможно или трудно добраться обычной дрелью. В стоматологии гибкий вал установлен на всех бормашинах. Любители муравьев делают для них лабиринты, создавая тонкие и сложные хода в гипсовых плитах. Умельцы украшают дома, вырезая и полируя мелкие элементы резьбы по дереву и камню с помощью наборов инструмента, закрепленного на гибком валу.

Кроме дрели, можно пользоваться шуруповертом, болгаркой и гравером. Одна сторона гибкого вала закрепляется в цанговый зажим. На втором конце - приспособление для фиксации инструмента. Гибкий вал, удаленный от массивного корпуса, позволяет делать тонкую работу, требующую малых усилий. Можно вручную сверлить миллиметровые отверстия, зачищать детали в труднодоступных местах, закручивать винты там, где обычный электроинструмент не подлезет.

Во время работы гибкий вал для гравера снижает нагрузку на руку, полностью отсутствует вибрация. Двигатель находится в стороне от рабочей зоны, и шум от его работы меньше.

Устройство гибкого вала

Многоволоконный трос из легированной стали помещен в гибкий корпус. Проволочные валы имеют несколько слоев оплетки с чередующимися направлениями по часовой стрелке и против нее - броню. С одной стороны приспособления закреплен хвостовик, такой, как на инструменте. Вторая заканчивается патроном. Под оболочкой находится смазка, уменьшающая трение и предотвращающая коррозию и попадание влаги. Для корпуса выбирают шланги из пластмасс и капрона, создают специальные - из конических втулок и витых по спирали лент.

Трос закреплен в корпусе через подшипники или втулки на концах, позволяющие ему свободно вращаться. Крутящий момент передается на хвостовик и через проволоку на закрепленный инструмент. Неподвижность наружной оболочки гибкого вала обеспечивается ее креплением к деталям корпуса.

Удобной работу делает ручка на валу, установленная со стороны свободного конца. В дорогих моделях на ней располагается кнопка, блокирующая от проворота при замене инструмента. В магазине можно выбрать любой гибкий вал. Цена на качественные насадки начинается от 2 000 рублей.

Приспособление для дрели

Гибкий вал для дрели делается из проволоки для передачи вращения с несколькими слоями оплетки. Он имеет повышенный запас прочности, поскольку рассчитан на высокие обороты до 1500 об./мин. Длина предлагаемых в магазинах насадок колеблется в пределах 950-1250 мм. Другие размеры возможны, но встречаются реже или делаются на заказ.

Перед началом работы открутите крепежную муфту на дрели и вставьте конец вала в отверстие для инструмента. Стопорное кольцо зажимается, как и при установке сверла, непосредственно в патрон инструмента. Теперь надо зафиксировать дрель, чтобы она не смещалась от вибрации двигателя и не упала.

В магазине, где продают гибкий вал для дрели, можно одновременно приобрести переносную стойку для подвешивания инструмента. Простое приспособление можно легко собрать и своими руками. При работе на постоянном месте достаточно хомута на столе или стене. Нельзя использовать гибкий вал с высокоскоростными и ударными дрелями. Лучше всего для выполнения работ на расстоянии от корпуса подходит инструмент с регулировкой скорости и реверсом.

Самостоятельное изготовление гибкого вала

Любители делать приспособления своими руками могут купить гибкий вал - его проволочную сердцевину в оплетке, в магазине. Накручивать самостоятельно броню без специального оборудования невозможно. Нужную длину продавец отрежет от мотка. Остается заделать концы, установить наружный корпус и заполнить смазкой. Для крепления в дрель подойдет хвостовик от сломанного сверла.

Гравер отличается компактностью и высокими оборотами. Он используется при полировке, шлифовке, сверлении и фрезеровке. Предназначен для работ с небольшим усилием, высокой точностью и непродолжительными по времени 30-40 минут. В основном используется ювелирами. Гибкий вал для гравера расширяет количество возможных операций, позволяет наносить рисунки и надписи на стекло, металл, пластик.

При работе с гибким валом нагрузки на руку минимальные. Открыта рабочая зона. Удобная ручка позволяет делать тонкую работу, точно двигая рукой с инструментом. Профессионалы используют гравера с ножной педалью регулировки оборотов и блокирующей кнопке тормоза на ручке.

Валы для бензокосы

В триммере для травы устанавливаются гибкие и жесткие валы. Выбор делается по интенсивности нагрузки на косу и жесткости травы, которую вы будете срезать. Цельный вал подходит для больших нагрузок в виде тонких веток кустов, жестких стеблей и возможных кочек, неровностей почвы, мусора. Они рассчитаны на профессиональное использование в течение рабочей смены каждый день. Такие инструменты имеют повышенную прочность и большой вес.

Гибкий вал бензокосы устанавливается на легких моделях тримеров, предназначенных для работы на газонах и в саду. В качестве режущего инструмента применяются лески, барабаны и облегченные ножи. Когда возникает перегруз, гибкий вал скручивается. Обрывается он чаще всего вверху, возле двигателя. Выбирать запчасти следует по направлению верхней оплетки, поскольку передавать вращение они могут только в одну сторону.

Наружный корпус на валу отсутствует. Его заменяет полость в ручке косы, которая идет от двигателя в плечевой части до крепления ножей. В начале сезона и в случае замены вала следует хорошо промыть полость, в которой он расположен. Затем заполнить ее свежей густой смазкой, марка которой указана в паспорте на изделие. Добавлять можно раз в 3 месяца.

Гибкий вал спидометра

Легкие тросики передают вращательный момент с оси колес на магнитную катушку спидометра. При движении необходимо знать скорость. Когда выходит из строя гибкий вал, то стрелка на приборе лежит в крайнем положении или резко прыгает, если машина наезжает на препятствие. Отремонтировать спидометр можно самостоятельно.

Гибкий вал подбирается по марке автомобиля. Проверить соответствие можно по местам крепления и длине. Он должен легко крепиться в гнездах коробки передач и спидометра. При неправильном монтаже показания скорости будут неверными. Если вал длинный или имеет малый радиус изгиба под торпедой, появится характерный стук. Срок службы привода спидометра будет коротким.

Усилие, передаваемое гибким валом на катушку, небольшое. Поэтому используют в основном многожильный тросик и корпус из трубки. Изготовить его самостоятельно невозможно без специального оборудования и деталей. В магазине можно купить готовый, или заменить вал в автосалоне.

Доброго всем времени суток. Давно собирался рассказать об этом инструменте, но собрался только сейчас.

И так предстовляю вашему вниманию РУЧНОЙ ГРАВЕР ну или ручнй фрезер. Применений такой вещи я нашел много, от рисунков на стеклах до подтачивания в трудно доступных местах.

Перед вами внешний вид устроуства. Состоит из коробки для электропривода, тросика (взял тросик спидометра от авто), держателя и режущей части.

И так обовсем по порядку.

Внутри коробки находится двигатель от катушечного магнитофона. Болишая мощность двигателя не нужна. При помощи переходной муфты вал двигателя соединен с приводным тросом.

Оболочка троса жестко соединена с корпусом.

Так же внешняя оболочка троса жесткосоединена с ручкой-держателем. Ручку вытачил из стеклотекстолита. Внутри просверлино ступенчатое отверстие таким образом, что бы крепко держать оболочку троса, свободно проходил вращающий ся трос до рабочего органа, и еще на конце держателя вставлена трубка внутри каторой вращается привод патрона.

Патрон состоит из двух половинок скрепленных винтом.В подобный потрон можно зажать режущий инструмент от 2 до 5 мм диаметром. Главное Не забывайте о балансировке патрона и полной совместимости квадрата привода потрона и окошек самого патрона.

Так как работая с таким инструментом руки заняты, а вращаться постоянно он не должен я сделал к нему педаль. Простоу конструкции.

В качестве комутационного аппарата исполизовал обычную толчковую кнопку.