Воронежское учение 1930 г обр вдв. Воздушно-десантные войска России: история, структура, вооружение. «войска дяди васи»

Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, осуществлено полноценное десантирование боевой группы.

Мысли о возможности быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садится практически на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927-1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для своевременой переброски войск в Средней Азии, во время борьбы с басмачами.

В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. По его замыслам такие подразделения, вооруженные в том числе и тяжелым оружием, должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о "посадочных" десантах, о применении парашютов для высадки бойцов, тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов, и непривлекал внимания военных специалистов.

Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.

В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.

По свому примечательна история этого назначения и знакомства Мошковского и Минова. Вот как ее описывает в своей повести «С крыла на крыло» летчик-испытатель Игорь Шелест:

«Яков Мошковcкий был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело. От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.
— А я знаю, зачем вы прилетели к нам!.. — сказал он.
Минов обернулся, удивленный формой обращения. С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили. — Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как!.. — улыбнулся довольно Минов.
Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый!...
Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал... Как его?..
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!»

В последствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».

26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады.

Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта.

Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании "Ирвин". Прыжки совершались с двухмоторного самолета "Фарман-Голиаф" 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.

Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. "Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий. на территории "противника" — прокоментировал свое задание Баранов.

Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков.

Так как грузоподъемность самолета "Фарман-Голиаф" не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов, вторую группу возглавил Яков Мошковский. Длинноствольное оружие и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах.

Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а так же Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.

Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования. Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.

В разросшемся современном городе историческое место высадки первого десанта занимает территорию, парка Победы у торгового центра «Арена». В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: "Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек". А позже 4 сентября 2010 установлен памятник «Воронеж — родина ВДВ. Скульптура состоит из десантника в военной форме 1930-х годов и мальчика с моделью самолета в руках. Фигуры стоят под куполом парашюта. Автор монумента - Владимир Петрихин

В обозримом будущем наш город лишний раз подчеркнет свой статус места, где было создано ВДВ.

На днях мэрия Воронежа опубликовала тендер на проведение проектно-изыскательных работ для возведения уникального музея Воздушно-десантных войск. Этот объект планируют расположить в парке Победы в Северном микрорайоне города. В этом месте уже есть памятник «Воронеж – Родина ВДВ». Каждый год около него собираются ветераны этого рода войск и скандируют свое фирменное «Никто кроме нас». Музей ВДВ должен подчеркнуть статус столицы Черноземья, как Родину ВДВ. Ведь именно в небе над нашим городом 89 лет назад зародился этот один из сильнейший родов войск на планете.

В честь праздника Казанской иконы Божией матери наше издание хотело бы рассказать о том, как в небе под Воронежем были созданы Воздушно-десантные войска. В современном мире ВДВ до сих пор являются одними из наиболее мощных военизированных образований. Русские десантники – это слава, честь и непреодолимая сила нашей Родины.

Проект будущего музея ВДВ в Воронеже

Начать надо с того, что с зарождением авиации в СССР возникла и идея быстрой переброски войск по воздуху. В те 20-е годы XX века самолеты для этих целей были довольно неприхотливыми. Они могли приземляться и взлетать с любой более-менее горизонтальной площадки. Однако тогда речь шла скорее о спасении пилотов, а не целой группировке войск.

Однако история Вооруженных сил России знает, как в 1928 году на собрании Военно-воздушеых сил Советского Союза выступил Леонид Григорьевич Минов. Он затронул роль парашютов в авиации. То выступление сильно заинтересовало руководство страны. Минова отправили в Соединенные Штаты Америки, дабы там он мог изучить состояние парашютного дела.


Леонид Минов

И вот, Иосиф Виссарионович Сталин принимает решение о показательном прыжке в небе над Воронежем. Наш город для этих целен был выбран не случайно. В конце 20-х годов XX века у нас располагался крупнейший авиационный узел в Союзе. В Воронеже базировалась 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА.

Руководителем показательного прыжка был назначен Леонид Минов. Его помощником назначили молодого летчика Якова Мошковского. Так, 26 июля 1930 года состоялся первый в истории человечества прыжок перед летным составом авиационной бригады.


Тяжелые бомбардировщики на воронежском аэродроме

Вот, что затем вспоминал Леонид Григорьевич Минов:

Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек, - рассказывал корреспондентам Леонид Минов.



С тех пор 26 июля считается Днем рождения ВДВ. А, поскольку небесным покровителем этого рода войск является Илья пророк, то десантники отмечают свой праздник каждое 2 августа.

Существенную роль в развитии ВДВ сыграл генерал армии СССР Василий Филиппович Маргелов. Для каждого десантника – это очень и очень значимая фигура. Именно этот военачальник первым понял, что в современных на то время операциях в глубоком тылу противника могут действовать только высокомобильные и готовые к широкому маневру солдаты. В итоге под более, чем 20-летним руководством Маргеловым (в 1954-1959 и 1961-1979 годах) ВДВ СССР стали одними из самых эффективных в Вооруженных силах страны. Служба в этом роде войск стала наиболее престижной. Фотография с Василием Филипповичем в дембельском альбоме ценилась у десантников превыше всего прочего.


Василий Маргелов

В будущем музее ВДВ в Воронеже кроме самого здания планируется также и установка памятника Василию Маргелову. Само же учреждение планируется полукруглым. Его экспозицию выстроят на основе совмещения традиционных витрин и мультимедийного оборудования. В них будут размещаться личные генерала Маргелова, а также дневники упомянутого выше майора Мошковского. В музее хотят создать интерактивный стол. Он будет содержать историю и характеристики каждого экспоната. А для проведения тематических уроков, конференций и кинопоказов обустроят мультимедийную зону с проекционным оборудованием.

То есть, в скором времени Воронеж должен стать Меккой для каждого, кто имеет право говорить каждое 2 августа: «Никто кроме нас».

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж

Да, весьма приятное событие. В такие дни даже работаешь с каким-то таким странным огоньком, поскольку понимаешь, что все красиво.

30 июля 2019 года мы находимся на той самой территории, которая 89 лет назад стала ареной высадки первого советского воздушного десанта. Это место в те времена называлось хутором Клочкова, сейчас это территория Воронежа, но, наверное, так даже лучше будет.

Да, в 1930 году это была глушь полнейшая, и именно здесь и высадились две группы десантников под командованием Леонида Минова и Якова Мошковского. О чем в 1997 году был поставлен памятный знак, потом поставили памятник, а теперь (вполне логично) пришло время увековечить и память человека, отдавшего всю свою жизнь во имя воздушно-десантных войск.

Представлять генерала армии, Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, кандидата военных наук Василия Филипповича Маргелова смысла нет. Мы и не станем этого делать, биография его была расписана по буквам давно, и найти что-то новое просто нереально.

Просто стоит отметить, что вот этот маленький парк, который громко именуется "Парком Победы", как нельзя лучше подходит на роль военно-патриотического места городского масштаба. Особенно в свете того, что после знака и двух памятников воронежские десантники замахнулись ни много ни мало на строительство музея ВДВ.

А что, собственно, вполне логично. Если Воронеж - родина ВДВ, то и музей просто обязан иметь место быть.

И тогда этот парк станет не просто местом сбора на различные мероприятия "голубых беретов", но и историческим комплексом. На базе которого можно вполне прекрасно вести и патриотическую, и историческую работу.

Будучи знаком с воронежским отделением Союза десантников, хочу сказать, что абсолютно уверен в том, что задуманное у них получится, и, подозреваю, даже раньше, чем наступит время отмечать 100-летие ВДВ. Есть к этом предпосылки, знаете ли...

Но о строительстве музея, уверен, мы расскажем отдельно. Сегодня же речь пойдет о памятнике Бате.

Рабочий день, тем более в середине недели... Однако собралось человек двести. Были и представители воронежского "мира", ибо на памятник реально собирали всем миром, прозвучало на митинге много весьма известных фамилий, а неизвестных широкому кругу публики было еще больше.

Так разделились интересно, с одной стороны были синие мундиры и синие костюмы, с другой - разноцветная вольница. Митинг был довольно коротким, уложились буквально минут в двадцать. С другой стороны, а что слова? Дело было сделано, слова, собственно, и не так уж и нужны.

Вот так, собственно. Скромно, но со вкусом. Лично мне памятник очень понравился, ничего лишнего. Металл и гранит. Лучшее, чем можно было увековечить память такого человека, каким был Василий Филиппович Маргелов.

Такие дела иногда происходят в нашей провинции. А вообще, это прекрасно, когда, следуя своему девизу "Никто, кроме нас", десантники совершают именно такие дела. Дела, которые по плечу именно настоящим десантникам.

В городе высадки первого десанта потребовались десятилетия, чтобы увековечить память об этом событии. А на закладной камень в Северном районе пошла глыба, приготовленная ветераном авиации на могилу [фото]

Изменить размер текста: A A

Впрочем, ничего удивительного. С увековечиванием памяти о первом групповом десантировании в Воронеже всегда были большие проблемы. Тема эта словно заколдованная. Об этом «Комсомолке» рассказал краевед Владимир Елецких. В середине 80-х он собирал материалы для планировавшегося в воронежском ДОСААФе музея ВДВ, которому так и не суждено было открыться…

Почему именно Воронеж стал родиной ВДВ

Наш город выбрали для той легендарной десантной операции не случайно. В конце 20-х годов на юго-западной окраине Воронежа располагался крупнейший военный авиаузел. Здесь базировалась особая 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА.

В июне 1930 года авиабригада понесла тяжелую потерю - при совершении испытательного полета под Саратовом разбился самолет ТБ-1. Погибли комбриг Александр Осадчий и шесть человек экипажа (их могилы находятся в парке «Орленок». - ред .). Одной из причин гибели летного состава комиссия признала неумение членов экипажа пользоваться парашютами.

И тогда 3 июля главком ВВС Баранов издал приказ № 0476 о проведении в Воронеже первого учебно-тренировочного сбора по прыжкам с парашютом. А поднимать боевой дух деморализованной авиабригады и обучать летчиков парашютированию направили Леонида Минова - высококлассного спеца, парашютного аса, обучавшегося в Америке . Он свою задачу выполнил блестяще - 12 человек двумя группами удачно приземлились 2 августа 1930 года на показательных учениях МВО.

Добиться от властей Воронежа того, чтобы увековечить то памятное событие, оказалось гораздо труднее и длительнее, чем в далеком 1930-м научить людей преодолевать страх высоты.

Парашютные реликвии городу оказались не нужны

Идея открыть в нашем городе музей ВДВ родилась у ветеранов местного аэроклуба ДОСААФ. И краевед Владимир Елецких взялся им активно помогать. Сбор материалов для музея длился несколько лет - и не только в Воронеже, но и в столице. Вместе с бывшим летчиком-полярником Cтаниславом Австриевским, собиравшимся стать директором музея, Елецких, вооружившись тяжелым катушечным магнитофоном, побывал дома у вдовы легендарного парашютиста Леонида Минова. Записали ценные воспоминания ее и друзей, собрали фотографии. И получили поистине царское предложение от супруги парашютиста.

Квартира хранила ауру Леонида Григорьевича. Повсюду были памятные фотографии, дипломы, медали, жетоны - настоящий музей парашютизма в миниатюре, - вспоминает Владимир Леонидович. - Видя наше восхищение, хозяйка призналась, что муж наказал ей: «Если надумают в Воронеже устроить музей парашютизма, отдашь все, что попросят! Но чтобы мой кабинет был сохранен полностью - пусть все знают, как жил Минов». И добавила: «Не сомневайтесь, отдам все вместе с кабинетом, если пообещаете выставить, как есть!» Это было бы весьма ценное приобретение для Воронежа…

Однако принять такой подарок, как и много других, уже приготовленных в столице, не пришлось. Подножку подставил родной Воронеж.

Когда мы приехали к директору Центрального музея авиации и космонавтики Степанову , он был в бешенстве. Оказалось, в это время из воронежского областного Совета ДОСААФ пришла петиция с отказом принять собранные для будущего нашего музея экспонаты. По банальной причине - отсутствие средств, помещения и штата. Евгений Николаевич тогда просто негодовал: «Три года мы собирали для вас коллекцию, потратили столько сил и средств... 13 ящиков раритетов, в том числе первый котельниковский парашют! И от этого отказаться - это просто дикость какая-то! Я обижен на Воронеж. Половину экспонатов отдам в Рязань , вторую - в Харьков , там все пригодится!»

Установку памятной доски и камня в честь десантников пробивали больше 10 лет

Долгоиграющая эпопея «отфутболивания» сопровождала и установку памятной доски (ее открыли в 1996-м) и закладного камня (в 1997-м) в честь десантников в Воронеже. Совет ветеранов аэроклуба во главе с Василием Никифоровым пробивал их больше десяти лет.

Сколько пришлось тогда собрать документов, потратить нервов, чтобы открыть мемориальную доску на бывшем штабе 11-й авиабригады на Космонавтов, 60! - рассказал Владимир Леонидович. - У чиновников было недоверие к исторической достоверности того приказа 30-го года о проведении в Воронеже учебно-тренировочных прыжков. Сколько было пресловутых отговорок, что «приказ утерян, что, может быть, первые групповые прыжки были не в Воронеже»... Так именно я в ту памятную в середине 80-х поездку в Москву привез номер того приказа. Копию его мне показал биограф Леонида Минова Игорь Глушков . И это сыграло свою роль.

Инициативу ветеранов авиации по установке памятного камня тоже не сразу удалось воплотить.

Было много преград. Во-первых, долго не могли определиться с местом, - вспоминает Елецких. - Сам десант высадился у хутора Клочково, сейчас это район Тепличного. Но я предложил место у академии искусств - там большой парк, и на этом месте когда-то оканчивалось аэродромное поле, а значит, и здесь тогда прыгали парашютисты и укладывали свои парашюты в полет. Место понравилось ветеранам аэроклуба. Тогда всплыли проблемы с финансированием - архитекторы предлагали слишком крупные и затратные проекты, таких миллионов во время ельцинской разрухи просто негде было взять. И тогда, услышав об этом, заслуженный летчик и участник войны Владимир Никитин сказал мне: «Если дело только за этим, я готов отдать на памятный знак свой надгробный камень!» Глыба была выкуплена администрацией Коминтерновского района у ветерана за смешную сумму, и в 1997-м камень наконец поставили... Кстати, после установки памятника «Воронеж - родина ВДВ» десантники, помня мытарства, связанные с закладным камнем, выразили желание сохранить и его. И глыбу просто передвинули. Теперь она лежит на газоне перед катком «Северное сияние», в десятке метров от нового монумента.

Годы создания:

Памятник установлен в Северном микрорайоне Воронежа на месте высадки первого в СССР десантного формирования

Описание памятника:

Впервые высадка военных парашютистов и выброс груза с оружием и боеприпасами для десантников состоялась под Воронежем 2 августа 1930 года. Теперь этот день ежегодно отмечается как день рождения отечественных воздушно-десантных войск, а Воронеж по праву считается родиной ВДВ.

Первый памятник десантникам был установлен на этом месте 2 августа 1997 года. Это – красная гранитная глыба, на лицевой поверхности которой укрепили металлическую табличку со словами: «ЗДЕСЬ 2 АВГУСТА 1930 г. ВПЕРВЫЕ В СССР БЫЛ ВЫСАЖЕН ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ В КОЛИЧЕСТВЕ ДВЕНАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК»

В наше время поле, где приземлялись первые десантники, превратилось в застроенный многоэтажными домами жилой микрорайон, а пустырь близ Академии искусств, на котором был установлен первый памятник, превратился в большой парк, названный Парком Победы.

4 сентября 2010 года в парке Победы состоялось торжественное открытие монумента «Воронеж – Родина ВДВ». Он представляет собой скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых фигур – десантник, одетый в военную форму 30-х годов прошлого столетия, и рядом с ним подросток, держащий в руке модель самолета. Над ними взметнулся парашютный купол – стальная конструкция девятиметровой высоты. Пьедестал памятника выполнен из отполированного гранита.