Самодельный станковый рюкзак для охоты. Походный рюкзак своими руками. Походный рюкзак своими руками: материалы и фурнитура

class="subtitle">

Когда вы идете в поход, вы хотите, чтоб вашей спине было максимально удобно. Даже если вы этого не знаете до похода, в горах вы понимаете это в течение первого часа. Потому что если неудобно вашей спине - неудобно вам, группе, руководителю, даже горы, кажется, грустнеют от того, что рюкзак неправильно сидит на спине. Так вот, чтоб спине было удобно, надо выбрать рюкзак с подходящим для вас каркасом .

Итак, вот они, виды “спины” у туристических рюкзаков .

Мягкие рюкзаки.

Каркас отсутствует , как класс, лямки нашиты тупо на мешок для вещей . Размер и плечевых, и поясных лямок можно регулировать , а вот размер под спину - никогда. Такой рюкзак вы выбираете в магазине раз и навсегда только под себя - либо он вам подходит, либо ищите рюкзак с другими параметрами. Засчет отсутствия каркаса такие рюкзаки могут весить очень мало - встречались экземпляры литражом 100 литров и весом в 600 грамм. Для сравнения: 80-литровый каркасный Deuter весит 3 кг(!) с копейками.

Попытайтесь представить себе мешок с лямками под плечи - примерно так и ощущается на себе мягкий рюкзак. Для того, чтоб в спину ничего не давило (а что-то будет давить, даже если набили рюкзак ватой сверху донизу), под спину внутрь обычно подсовывают что-то вместо каркаса . Чаще всего это каримат - либо свернутый в трубу, либо выложенный вдоль спины (кстати, именно отсюда пошел обычай сворачивать каримат внутрь рюкзака, а не привязывать рулоном снаружи).

В СССР мягкие рюкзаки были распространены повсеместно. Самый популярный вариант - “колобок” - до сих пор снится в кошмарах старым мастерам спорта по туризму. Сейчас же мягкие рюкзаки изменили свою нишу: их покупают в основном легкоходы , которым в походе важен каждый грамм. Чуваки кладут туда свои 5-8 килограмм драгоценного веса, и ходят таким образом без лишнего веса. Таким образом, мягкие рюкзаки удобны, когда вы не собираетесь нагружать себя едой и вещами до беспамятства.

Станковые рюкзаки.

Станковые рюкзаки появились на свет, как “доработанные” мягкие. По сути станковый рюкзак представляет собой тот же мешок, к которому приделана металлическая рама . В итоге вес самого рюкзака увеличивается в разы, но появляется возможность таскать много вещей на большие расстояния. Правда, это чертовски неудобно делать: в спину давит металлическая рама, а ни разу не анатомические лямки режут плечи и пояс.

Правда, есть и хорошая новость: в станковых рюкзаках, говорят, принципиально неважно, какой вес внутри рюкзака, и их можно грузить по полной. В результате станковые рюкзаки облюбовали водники, спелеологи и любители долгих экспедиций . И хипстеры, обязательно хипстеры! Потому что в старых фильмах рюкзаки выглядят именно так - а значит, лучше реквизита для тру-походов не существует:)

В итоге правило покупки станкового рюкзака выглядит так: либо вы знаете, зачем его покупаете, либо вы его не покупаете.

Анатомические рюкзаки с внутренним каркасом.

Эволюция станковых рюкзаков пришла к тому, что были изобретены рюкзаки со внутренним каркасом. Это на сегодняшний день абсолютный лидер рынка , 90% рюкзаков в любом туристическом магазине - именно такого типа.

Внутрь спины анатомического рюкзака вставлены жесткие пластины (из металла либо из пластика). Снаружи на ткань нашиты поясные и плечевые лямки, которые почти всегда можно регулировать под необходимый размер спины, изменяя расстояние между поясом и плечами. Пластины внутри рюкзака не дают твердым вещам давить вам в спину. К тому же - почти всегда - они изгибаются, давая рюкзаку возможность повторять формы спины или даже ее вентилировать. Благодаря такому внутреннему каркасу ходить с таким рюкзаком гораздо удобнее , чем с предыдущими версиями.

Главный минус анатомических рюкзаков - их в разы больший вес в сравнении с бескаркасными (сам каркас нехило весит, из чего бы он ни был сделан). Но, учитывая удобство использования, плюсы все-таки перекрывают этот единственный минус.

Анатомические рюкзаки со внешним каркасом (гибридной рамой).

Это как бы следующая модель станковых рюкзаков. Помните, в них совершенно не заботились о спине несчастного владельца, вынужденного ощущать на себе все детали металлической рамы? Так вот, анатомические рюкзаки со внешним каркасом эту проблему решают.

Каркас в таких рюкзаках вынесен наружу и обтянут сеткой. Сетка при одевании рюкзака принимает на 100% форму спины , что удобнее, чем с внутренним каркасом. Но есть и пара ньюансов. Во-первых, спина не регулируется : лямки обычно пришиты к самому рюкзаку. То есть, при покупке вам надо точно решить, подходит вам именно эта модель, или нет. Второй ньюанс - форма внутреннего пространства рюкзака. Из-за того, что такие анатомические рюкзаки сплюснуты со стороны рамы , их внутренний объем резко ограничивается, и запихнуть туда особо объемные вещи вроде спальников бывает практически невозможно. Приходится привязывать снаружи.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: И. Хныкин. Станковый рюкзак. Ветер странствий. Альманах, выпуск 13. «Физкультура и спорт». Москва, 1978 г.

В последние годы за плечами у туристов все чаще можно видеть станковый рюкзак. Несколько моделей появилось в продаже, еще больше самодельных конструкций. Мнения и суждения о достоинствах или недостатках этих рюкзаков по сравнению с традиционными разноречивы. В периодической печати неоднократно помещались материалы о станковых рюкзаках, в основном описательного характера. Однако анализ конструкций, выявление их особенностей, какая-либо аргументированная рекомендация по станковым рюкзакам должного освещения пока не получали.

Публикуя в порядке обсуждения данный материал, редакция считает, что затронутая проблема достаточно злободневна и подробный разбор ее поможет туристам выбрать правильную позицию в оценке станкового рюкзака. Кроме того, обсуждение темы могло бы оказать существенную помощь и предприятиям, выпускающим эту продукцию, и авторам самоделок - в улучшении станкового рюкзака.

В арсенале любого туриста рюкзак – самый необходимый предмет снаряжения. Однако в конструкции рюкзака заключены противоречия между его целью (максимальная вместимость) и средством ее достижения (максимальное удобство при передаче нагрузки на плечи).

Многовековой опыт по переноске тяжестей за спиной подсказал, что наиболее рационально такое положение груза, когда его центр тяжести расположен ближе к спине в районе лопаток. При подобном положении центра тяжести рюкзака будет минимальным плечо опрокидывающего момента, а значит, и величина самого момента, вызываемого рюкзаком, и как следствие – меньше напряжение мышц, удерживающих рюкзак. Меньшим будет и угол вынужденного наклона человека с грузом за спиной – наклона, вызываемого необходимостью ввести суммарную равнодействующую весов человека и рюкзака в пределы площадки опоры (рис. 1).

Существующие инструкции рекомендуют обеспечивать нужное положение центра тяжести путем рационального размещения отдельных предметов внутри рюкзака. Однако эта работа сложная, требующая опыта, времени, «свободы маневра» (последнее в условиях тесной палатки, в непогоду становится проблемой), а результаты ее незначительны. Гораздо эффективнее в целях сохранения объема и вместимости придать рюкзаку определенную форму, уменьшив его толщину при одновременном увеличении высоты. В этом случае центр тяжести рюкзака располагается надлежащим образом (см. рис. 1).

К сожалению, рюкзак традиционной конструкции (мягкий мешок), даже в лучших своих образцах (абалаковский или яровский), плохо поддается «формованию» в нужных направлениях. Высота в большинстве случаев ограничена точкой крепления лямок, попытка нарастить рюкзак требует усиления узла крепления. Остается проблемой и рациональная укладка. Все эти противоречия успешнее разрешаются в станковых рюкзаках.

Одним из первых в нашей стране появился рюкзак с внутренним прутковым каркасом передней стенки (рюкзак системы С. Н. Парфенова). Но такие системы я бы не считал «станковыми»: хотя металлический каркасик, повторяющий форму передней стенки рюкзака, и «ужесточает» ее, она по-прежнему несет в себе недостатки обычного мягкого, ибо сохраняются его форма и размеры, а за счет каркасика увеличивается и вес. Поэтому подобные конструкции вызвали негативную реакцию туристов и надолго определили их отрицательное отношение к станковым рюкзакам вообще.

Условимся, что под «станковым рюкзаком» мы будем понимать такую систему для переноски груза за спиной, которая состоит из двух самостоятельных элементов: жесткого станка с лямками и опорным поясом и мягких емкостей для груза, крепящихся к станку. Эта система позволяет упростить процесс укладки и избежать неудобств от непосредственного давления содержимого рюкзака на спину. Укладка ускоряется и за счет «устойчивости» системы при ее загрузке. Вес рюкзака фиксируется станком и через пояс и лямки рационально распределяется на плечи и поясницу, вызывая минимальное мышечное напряжение.

Станковый рюкзак (рис. 2) позволяет уменьшить толщину емкостей до 200 мм и увеличить их высоту до 800 –1000 мм, что при оптимальной ширине 450 мм сохраняет полезный объем в 75– 90 дм 3 . Плечо опрокидывающего момента сводится к минимуму (100–120 мм). Это, на мой взгляд, главное и реально ощутимое достоинство станкового рюкзака. К сожалению, не во всех моделях это его свойство выявлено достаточно полно. Почти все станковые рюкзаки, и промышленного производства и самоделки, имеют суммарную высоту емкостей порядка 600 мм, зато толщину (в набитом состоянии) до 450 500 мм. Иными словами, основное достоинство системы используется плохо, что дискредитирует и саму идею.


Материал станка . В подавляющем большинстве конструкций станок выполнен из дюралюминиевых трубок. Оптимальным я бы считал диаметр 20–22 мм при толщине стенок 1–2 мм. Подобная трубка обеспечивает достаточную прочность и жесткость станка, удобство крепежа к ней емкостей и других деталей, «ухватистость» в руке. «Поставщиком» материала для самодельного станка может служить каркас старой кровати-раскладушки. Узлы и стыки элементов станка можно выполнить на накладках и трубчатых вставках с крепежом винтами МЗ. Отгибы надо брать готовыми из «колен» той же раскладушки.

Геометрия станка . Опыт многолетнего конструирования и эксплуатации станковых рюкзаков позволяет мне рекомендовать замкнутую систему, состоящую из двух прямых стоек, сходящихся кверху под небольшим углом и объединенных: сверху – общей вертикальной дугой, в средней части – горизонтальной, чуть вытянутой назад распоркой, к которой крепятся верхние концы лямок, и внизу – также общей горизонтальной дугой (возможен треугольный или П-образный элемент); эта часть служит своеобразной подставкой станку и поддерживает емкости снизу. В нижней части стойки стянуты матерчатым поясом шириной 200 – 250 мм, натяжение которого регулируется шнуровкой; поясом станок опирается на поясницу. В нижних отгибах стоек, в сквозных отверстиях, вдеты прямоугольные «колечки» из 1,5–2-миллиметровой стальной проволоки для крепления нижних концов лямок. Всякие добавочные распорки, вертикальные прутки между ними, лишние опорные пояса только усложняют и утяжеляют станок, а торчащие концы каркаса и распорки на уровне головы и шеи служат потенциальными источниками травм. А вот отсутствие верхней дуги на некоторых моделях исключает их подвеску и ограничивает удобство работы с рюкзаком.

В отличие от большинства существующих станков с параллельными стойками, рекомендуемое трапециевидное расположение стоек позволяет иметь на разных уровнях оптимальные расстояния между ними: внизу – 450–500 мм, что «держит» всю ширину емкости и не стесняет движений ног; у лопаток – 330–350 мм, что вместе с распоркой не дает емкостям «привалиться» к спине; на уровне головы – 250–270 мм, что вместе с дугой, располагаемой на 20–30 мм выше головы, исключает травмы при толчках и падениях. При изготовлении станка самим все размеры обязательно уточняются по конкретней фигуре. При промышленном производстве можно предложить освоить станки с изменяемой геометрией (хотя бы регулируемую по высоте среднюю распорку) или станки двух-трёх размеров. Вес станка-самоделки около 700 г. В заводских условиях реален станок (весом 400 – 500 г.

Лямки. Лямки из матерчатых «колбасок» с поролоновой набивкой легки, но при больших нагрузках могут вытягиваться жгутом и резать плечо, а при отрицательных температурах поролон теряет крутость. Войлочные 15 – 20 миллиметровые подкладки предпочтительнее, хотя и тяжелее. И те и другие гигроскопичны. На мой взгляд, лучшим материалом для лямок будет тканый (желательно из синтетики) ремень шириной 40–45 мм (например, от подвесной системы парашюта) с подшивкой тонкого (3–5 мм) войлока чуть большей ширины. Такая лямка хорошо передает нагрузку всей шириной, довольно прочная, в меру мягкая и хорошо шьется.

Оба верхних конца лямок пришивают к одной косынке (синтетика) шириной 150–200 мм и длиной, достаточной чтобы обернуть ею середину распорки станка и скрепить кнопками (турникетными) или шнуровкой. Нижние концы лямок более узкие и выполняются из капроновых лент (20–25 мм); они должны допускать регулировку их по длине (любым способом) и крепиться к колечкам нижних отгибов станка. «Съемность» лямок упрощает их изготовление и ремонт, допускает отдельное использование. Для удобства надевания рюкзака лямка (обычно правая) делается разъемной (колечко в верхней части и защелка-карабин в нижней).


Емкости. Для удобства размещения вещей емкость желательно разделить по высоте на две камеры. В существующих моделях это сделано путем выделения нижней, меньшей, части в самостоятельную камеру. Но при таком решении доступ в нижнюю камеру затруднен, пользоваться горизонтальной щелью, обрамленной зубчиками «молнии», неудобно, а вариант доступа через верхнюю камеру лишает смысла саму идею подобного разделения. Удобнее, по-моему, перенести линию раздела выше. Тогда верхняя (меньшая) камера может быть откидной (лучше всего назад) и служить своеобразным клапаном для нижней; при этом доступ в каждую их них прост и независим.

Каждая камера снабжена самостоятельной горловиной с завязками. Формование емкости обеспечивается, кроме всего, внутренними завязками в вертикальной осевой плоскости емкости, а также притягиванием емкостей к станку стропами. Желательны два боковых кармана (при большой высоте основной емкости карманов может быть и 4, по 2 с каждой стороны). Карманы и камера-клапан служат для предметов первой необходимости, что позволяет дольше не распаковывать основную емкость. Карманы, заходя по ширине за стойки каркаса, служат дополнительным упором от приваливания емкостей к спине. Клапаны карманов и откидная камера-клапан пристегиваются кнопками-турникетами или капроновыми молниями (что надежнее от проникания снега). Деление емкости на три части можно осуществить, приподняв основную двухкамерную емкость уже описанной конструкции выше по станку и поместив третью емкость в виде отдельного тючка в образовавшийся зазор между каркасом и основной емкостью.

Крепление емкостей к станку. Я бы рекомендовал «пришнуровку» основной емкости к станку капроновой лентой (стропой), обматывая ее спирально вокруг трубок.

В этих целях на стенке и дне емкости должны быть пристрочены «пунктирно» ленты, образующие петли. Такой способ допускает быструю замену крепежной ленты при ремонтах и полное отделение станка при необходимости его использования для переноса отдельных крупногабаритных грузов. Кроме того, шнуровка препятствует перемещению верхнего узла крепления лямок по распорке и опорного пояса вверх по трубкам станка.

В станковом рюкзаке, в отличие от мягкого, отпадает надобность в большой прочности ткани, ибо нагрузка рассредоточена по контуру емкости, следовательно, уменьшена по величине. Материалом емкости может служить легкая синтетическая ткань (парашютная, болонья). Для надежности швы емкости можно обшить лентой, образовав «силовой» каркас. Вес такой емкости можно снизить до 300 г, что частично компенсирует вес станка. Распространенное в существующих моделях крепление емкости шпильками через люверсы в отбортовке сложнее, а в кустарных условиях трудновыполнимо. Большая высота станка (до 1000 мм) позволяет при незначительных доработках закреплять снаружи такие «трудные» грузы, как пила, ледоруб, лыжи, ружье, а также крепить дополнительный груз сверх емкостей.

Станковый рюкзак обладает еще одним достоинством. Его конструкция, в отличие от обычных, представляет более широкое поле деятельности для модернизации. Существует возможность отработать новые его модели, в том числе и более узкого, целевого (по видам туризма) назначения, а также вносить в конструкцию другие улучшения, продиктованные вкусом и привычками авторов или другими конкретными задачами.

Станковый рюкзак, изготовленный своими руками с учетом настоящих рекомендаций, может оказаться доступным и предпочтительным для широких масс туристов, чего не скажешь о покупных моделях (не говоря уже об их конструктивных недостатках). Надо только не забывать, что эксплуатация станкового рюкзака имеет свою специфику, которая состоит в приобретении навыков по его использованию, учитывающих более высокое расположение центра тяжести и общую высоту каркаса, а этот процесс требует внимания, терпения и времени. Особенно это важно для лыжных путешествий, где отсутствие необходимых навыков может привести к частым падениям на спусках.

Из всего сказанного с известной уверенностью можно заключить, что станковый рюкзак рациональной конструкции правомерно рекомендовать для пешего, горного и лыжного туризма. Для других видов использовать станковый рюкзак надо с осторожность; по крайней мере, у автора для этого нет необходимой информации.

Немного о перспективах. В промышленном освоении возможная конструкция из полимерных материалов с армированием (литье, штамповка). Такая технология могла бы дать станок принципиально новой формы – в виде сплошной фигурной спинки, легко трансформирующейся в грузовые нарты-саночки (рис. 3). Конечно, это лишь идеи, и говорить о них правомерно лишь в доказательство возможностей, заложенных и до сих пор не раскрытых в этой системе.

diamond_d 08-07-2013 14:17

Уважаемые товарищи. Есть у меня 2 рюкзака, один 55 л с рамой алюминиевой, а другой на 90 л, но без нее. Отверстия под них есть, закрываются липучкой велкро. Только вот ломаю голову из чего самостоятельно можно сделать? Их какого материала, чтоб был прочный и легкий. Посоветуйте где прикупить может чего?

------------------
most people respects badge...«BR»...but everybody respects gun

STEPAN1983 08-07-2013 19:21

STEPAN1983 08-07-2013 23:02

North Wind 08-07-2013 23:34

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.

diamond_d 10-07-2013 23:07

Да мне надо то всего 2 алюминиевые палки, чтоб засунуть их в карманы вдоль спины. Подскажите где взять эти 2 палки одинаковые

diamond_d 11-07-2013 12:50



Может быть не палки, а пластины? На фотке у рюкзака вверху чуть торчат..

вот именно они то мне и нужны родимыеи карманы на моем рюкзаке такие же как на фото, только длиннее. Вот где их достать/купить/спи@#$%&дить?

Хантер07 11-07-2013 18:16

diamond_d 12-07-2013 10:41

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

Сегодня сделаю замеры и вам напишу. я думаю около 80 см, а ширина примерно такая же как на вашем фото.

Bogdan-Omsk 12-07-2013 18:15

quote: Originally posted by North Wind:

Ну или MOLLE II. Они на е-бее по 500 ре продаются. Чинить, конечно, труднее, чем элисовскую.


где бы взять, недорого??? с пересылом от них наверно много выйдет

Клод 12-07-2013 21:45

Раму от шведского рюкзака тоже хотелось бы найти.

Хантер07 14-07-2013 10:23

diamond_d 14-07-2013 11:35

quote: Originally posted by Хантер07:

У меня на работе. От Вас длинна и ширина.

и обо что мне встанет это удовольствие?

Хантер07 14-07-2013 16:13

quote: и обо что мне встанет это удовольствие?

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь....

diamond_d 14-07-2013 16:39

quote: Originally posted by Хантер07:

Придется приехать в Люберцы Померял свою. 40Х3 мм. 35 мм попробую поискать, но 40 мм лучше, более жеская полоса, это все-таки люминь...

а если трубу туда вкрячить? еще жестче будет.

Хантер07 14-07-2013 16:51

Труб у меня нет

Bogdan-Omsk 14-07-2013 19:23

лыжную палку люминиевую распилить и вставить

alexeika 14-07-2013 20:58

да в хозмагах торгующих всякими алюминевыми профилями попадаются и пластины различные...........даже если получается по стандартам http://www.intormetall.ru/prof1/6 четко 35мм нет то даже вручную ножевкой, а тем более дремелью("болгаркой") обрезать не проблема.........или забить и поставить 30мм

Клод 14-07-2013 21:02

Трубка не очень хорошая замена. Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой и форме спины. Трубка слишком жесткая(по сравнению с плоскими латами) и прямая. Будет рвать карманы, давить на спину.Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

diamond_d 14-07-2013 22:52



Хотя встречал рюкзак с внутренней рамой трубчатой- но она была П- образная и заданной формы.

так у меня такой рюкзак есть на 55 л, о котором я писал в первом топике. В нем как раз трубчатая изогнутая рама П-образной формы

Bogdan-Omsk 15-07-2013 10:10

quote: Originally posted by alexeika:

или забить и поставить 30мм


именно так, ничего страшного не будет, со всеми нагрузками справится, можно еще типа изоленты, лейкопластыря, или термоусадку на нее - чтоб меньше портила рюкзак. ну а широкую по всей длинне пилить
конечно нет смысла.

diamond_d 16-07-2013 20:02

так что трубки вообще не годятся?

Bogdan-Omsk 16-07-2013 20:14

правильно сказали, плоские под спину выгибаются. трубки думаю могут и больно спину давить. тут немного другая конструкция - не рама в прямом смысле.

Хантер07 17-07-2013 22:35

quote: так что трубки вообще не годятся?

Ну так что? Нужны пластины или нет?

Rom1983 18-07-2013 12:34

а я поддержу лыжные палки - у меня они в пике-99 стоят заместо штатных пластин. они гораздо жестче на изгиб и рюк хорошо держит форму с любой нагрузкой, а спиной их ваще не чувствую. всем советую палки) пластины производители, видимо, используют в целях экономии.

korvettenkapitan 18-07-2013 08:22



пластины производители, видимо, используют в целях экономии.


Поспешу не согласиться, хотя, возможно, кое-где сей факт имеет место быть. Но своим Бергеном я доволен. Пластины там работают как надо. Думаю, на армии в Великобритании не экономят.

Rom1983 18-07-2013 17:18

korvettenkapitan 18-07-2013 20:16

quote: Originally posted by Rom1983:

на армии везде экономят как раз. если бы не экономили, то у вас на латах была бы и нижняя перемычка, и латы бы не пружинили, а жестко передавали нагрузку на пояс, а демпфировали бы ток спинные и поясные подушки


Трудно согласиться. Латы находятся в тугих карманах из плотной кордуры. Спина жесткая.

Sam99 18-07-2013 20:50

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб, во внутрь трубы поставил высушенные ветки,для жесткости, дешево и сердито.

Rom1983 18-07-2013 21:28

quote: Originally posted by Клод:

Плоские латы изгибаются(иногда используют и изогнутые), пружинят под нагрузкой


quote: Originally posted by korvettenkapitan:

Спина жесткая.

ну как бы зависит от исполнения, видимо... но трубка на изгиб точно жестче пластины, и ее так же можно выгнуть по форме спины (предварительно заполнив песком и заткнув концы - чтобы сохранить круглое сечение в месте изгиба, потом, конечно, песок высыпать)))

Клод 18-07-2013 23:19

quote: Originally posted by Sam99:

Товарищъ произвел доводку своего рюка "из 90-х" путем изготовления рамы из водопроводных металлопластиковых труб,


Видел раму для рюкзака сваренную из ПП труб. Тоже очень ничего.

Каждый турист, хотя бы однажды, задумывается о том, что в его походном рюкзаке чего-то не хватает. С учётом индивидуальных особенностей строения тела иногда сложно подобрать подобную вещь по себе. Но в умелых руках ткань легко превращается в удобный рюкзак. Конструкция походного рюкзака только выглядит сложной и непостижимой, но если следовать инструкции, то можно сшить самостоятельно.

Ткани

Важно чтобы походный рюкзак был прочным и непромокаемым. Поэтому к выбору ткани подходят с особым вниманием. Для его изготовления подойдут такие материалы:

  • авизент - разрабатывался для армии и имеет соответствующие показатели: прочный, лёгкий, недорогой, выдерживает низкие температуры, пропускает воду, сыпется при крое;

  • кордура - также изобретён для армии: выпускается разной плотности, водоотталкивающий, не осыпается, дорогой, тяжёлый, плохо переносит низкие температуры;

  • оксфорд - ткань с переплетением рогожка и содержанием нейлона: лёгкая, недорогая, термостойкая (не теряет свойств от -50 до +110 градусов С), водонепроницаемая, выгорает при воздействии прямых солнечных лучей;

  • полиэстер - для большей прочности и влагостойкости обрабатывают поливинилхлоридом: дешёвый, лёгкий, не изменяет свойств на морозе и солнце, не деформируется, не осыпается, не выдерживает больших нагрузок, не спасает от влаги.

Совет! Выбирая материал следует учитывать планируемые нагрузки и условия использования.

Аксессуары и дополнительные материалы

Для практичности дополнительно понадобятся:

  • тонкий капрон (при ширине 150 см) - 70 см;
  • изолон (пенка) толщиной 10 мм - 1 кв. м.;
  • стропа 25 мм - 7 м;
  • стропа 45 мм - 2 м;
  • фастекс 25 мм - 2 шт.;
  • фастекс 45 мм - 1 шт.;
  • пряжка затягивающая - 14 шт.;
  • стоп-фиксатор - 1 шт.;
  • молния 30 см - 1 шт.;
  • молнии 20 см - по количеству карманов;
  • алюминиевые трубки для каркаса D4, длина 70 см - 2 шт.;
  • шнур D3 - 1,3 м;13. тесьма для отделки швов - 2 м.

Расчёт ткани

Самый простой и точный метод расчёта ткани - это сделать раскладку на миллиметровой бумаге при помощи масштабной (закройной) линейки. Таким образом можно максимально точно вычислить необходимое количество материала.

В этом случае потребуется 2 м ткани при ширине 150 см.

Важно! На пошив такого изделия потребуется не менее 3 кв. м. основного материала.

Пошаговый крой и пошив походного рюкзака

Ниже представлено построение рюкзака на 90 литров.

Изначально детали чертят на бумаге, вырезают и выкраивают из материала. Чтобы было удобней кроить бумажную выкройку прикалывают булавками к ткани, обводят мелом прибавляя припуски.


Для пошива понадобятся следующие детали:

  • спинку и дно изделия делают цельнокроеными, высота детали 101, из них спина 75х30, дно - 30х26х33;
  • основная деталь в форме трапеции с размерами 80х75х85.
  • один карман размером 25х25, и два - 25х15;

Справка! Количество карманов зависит от желания владельца, но стандартно нашивают 3 штуки.

  • лямки чертят изогнутыми длиной 65 и шириной 8 и кроят из всех трёх материалов;
  • клапан 30х25 со сгибами, вырезают из тонкого капрона и застрачивают по уголкам;
  • накладка на спину высотой 50, а шириной: поверху 20 и понизу 25, кроят её из капрона и изолона;
  • пояс выкраивается, так же как и лямки из всех материалов длиной 70;
  • тубус 110х75, выкраивают из тонкого капрона.

Важно! Все размеры указаны в сантиметрах и без учёта припусков на швы, обычно добавляют 0,7 - 1 см.

После того как, все детали выкроены и подготовлены необходимые аксессуары, приступают к пошиву.

На «тело» рюкзака, по меткам, настрачивают карманы со втачанными молниями. Вертикально между ними нашивают две стропы шириной 2,5 см и горизонтально над и под карманами.

От верхних углов книзу на спинку настрачивают две стропы шириной 25 мм верх оставляют открытым, чтобы потом вставить туда каркас. По бокам притачивают затягивающие пряжки на расстоянии 30 и 55 см от низа с двух сторон и две - к верхним углам. И по две стропы сверху и снизу. Отступают 25 см от верха и по центру притачивают ручку. Под ней настрачивают лямки, предварительно собрав их из основной ткани, тонкого капрона и изолона между ними. Настрачивают накладку накрывая концы лямок, по нижней части оставляя бока открытыми для пояса.

По принципу плечевых ремней собирают пояс. Только дополнительно поверху притачивают широкую стропу с фастексами. К краям притачивают две стропы 2,5 см длиной 45 см, для соединения с рюкзаком пришивают затягивающие пряжки.

Собирают клапан так, чтобы получилось типа коробочки, в швы по углам втачивают узкие затягивающие пряжки, которыми он будет крепиться к основе. Вшивают молнию сделав прорезь по центру.

Соединяют спинку и основу рюкзака между собой , складывая их лицом к лицу. Основные швы усиливают тесьмой.

Тубус стачивают и поверху делают кулиску шириной 2 см. В неё вставляют верёвку и продевают концы в стоп-фиксатор. Притачивают его к рюкзаку и вставляют алюминиевые трубки в тоннели, сделанные ранее.

Собрав все части вместе, следует внимательно осмотреть изделие и в случае, если чего-то не хватает - добавить.

Справка! Изготавливая свой первый рюкзак, стоит опробовать свои силы на макетной дешёвой ткани.


Полезные советы

  • кроить ткань можно специальным паяльником, в таком случае края оплавятся и не будут сыпаться;
  • чтобы получить рюкзак объёмом 75 литров уменьшают основную деталь со всех сторон и высоту спины на 10 см, а длину детали тубуса на 20 см;
  • плечевые лямки располагают на расстоянии 50 см от низа при росте 170 - 180 см, при большем росте - 55 см и при меньшем росте - 45 см;
  • шить лучше прочными капроновыми нитками;
  • для прочности швов строчить лучше зигзагом или двойным швом.

Выкройки можно усовершенствовать индивидуально. Например, увеличить или уменьшить размер и количество карманов. Рюкзак, пошитый своими руками, станет незаменимым спутником в любых походах.

Турист , отправляющийся в путешествие пешком , обычно становится в тупик перед вопросом - как приспособить для переноски на спине вещи и провизию , которых набирается так много и которые так необходимы в пути . Рюкзак ? Но рюкзак стоит 8-12 рублей и достать его можно лишь в крупных городах , что, разумеется , не для всех доступно .

В № 10 "Всемирного Туриста " за 1928 год имеется описание "поняги ", употребляемой тунгусами и русскими охотниками Приангарья . Но изготовление поняги довольно сложно (распаривание и сгибание дерева ) и требует порядочно времени , которого всегда бывает так мало у собирающегося в поход туриста . Поэтому я хочу предложить вниманию туристов так называемые "рогульки ", с успехом применяемые нами в течение уже нескольких лет на ближайших и дальних экскурсиях по Уссурийской тайге .

Рогульки , рекомендованные нам путешественником-исследователем В. К. Арсеньевым и применяемые туземцами Дальнего Востока , имеют два варианта .

Первый вариант дает возможность быстрого укрепления тюка на рогульке , чем значительно экономится время при остановке на бивак и при уходе с него .

Для изготовления рогулек в лесу вырезаются две ветки , имеющие вид симметричных развилок , по возможности ровные . Порода дерева безразлична . Лишние сучки и наросты срезываются . Размеры развилки , данные на рисунке , предназначаются для человека ростом 170 см .; при другом росте они должны быть соответственно изменены .

Затем находят кусок ветки с сучком , отходящим под углом , близким к 90°.

Этот кусок ветки прикрепляется посредством проволоки или шпагата к одной из развилок , предварительно слегка надрезанной , чтобы устранить скольжение . Впоследствии , когда рогульки будут готовы , на эту поперечную ветку надевается лямка .

Лямкой служит обыкновенное полотенце из возможно более толстого , широкого и достаточно прочного холста . Этим же полотенцем можно пользоваться в пути при умывании . На каждый конец полотенца привязывают по петле из прочного шпагата с таким расчетом , чтобы эти петли можно было для регулировки длины лямки передвигать вдоль полотенца , но если потянуть за них, то они не должны сползать .

Теперь берется вторая развилка и своими тонкими концами привязывается к веревкам , которые имеют длину , равную толщине тюка , то-есть приблизительно 20-30 см ., и в свою очередь привязываются к тонким концам основной рогульки .

Можно приступить к упаковке вещей . Для этого может служить одеяло , прочная простыня , полотнище палатки или тент . Никаких специальных мешков не требуется , - они явятся мертвым грузом . Одеяло расстилают , на нем компактно раскладывают багаж и тщательно завертывают в разостланную ткань так, чтобы получился плотный и длинный сверток с центром тяжести в середине .

Затем на землю кладется основная рогулька поперечиной кверху . На поперечину , зацепив за перпендикулярный сучок , надевают лямку . Теперь , положив тюк на основную рогульку , его зажимают вспомогательной рогулькой и крепко стягивают между собой свободные (толстые ) концы рогулек прочной веревкой .

В результате получается готовая к переноске котомка . Надев котомку на спину , регулируют длину лямок посредством передвижения веревочных петел на концах полотенца . Полная регулировка достигается после одного-двух дней пути .

Например , поперечина может оказаться привязанной слишком высоко по отношению к рогульке , и тогда котомка сильно оттягивает плечи . Или наоборот , если поперечина привязана слишком низко , тогда груз стремится перекинуться через голову .

Второй вариант несколько проще , но требует каждый раз больше времени для увязывания котомки . Он отличается от первого тем, что ограничиваются лишь одной основной рогулькой , а вместо дополнительной служит веревка .

К обоим тонким концам основной рогульки привязывают веревку толщиной 3-4 мм . и длиной 45-50 см ., а к средине этой веревки привязывают еще такую же , но длиной 2-3 м. Этими веревками тюк плотно привязывается к основной рогульке . Вот и все. У некоторых из читателей , возможно , возникнет опасение , что рогульки будут сильно давить спину , но если ветки выбраны достаточно ровные и гладкие , то они совершенно не ощущаются .

Преимущества рогулек перед рюкзаком следующие :

1. "Мертвый вес" рогулек меньше такового у рюкзака (особенно , когда дерево высохнет ).

2. Об"ем груза не так ограничен , как при рюкзаке .

3. Благодаря рогулькам груз не прилегает к спине плотно всей поверхностью , отчего спина меньше потеет .

4. Вследствие высокого положения центра тяжести и удлиненной формы равномерно распределяется вдоль спины и лямки меньше оттягивают и режут плечи (если только они достаточно толсты и широки ).

5. Котомка с рогульками лежит на спине устойчивее рюкзака и, после некоторого навыка в ее приспосабливании , с тяжелой котомкой можно прыгать через препятствия .

6. Стоимость рогульки равна нулю !

7. В случае поломки рогульку легко возобновить , сделав ее даже по пути .

В заключение рекомендуется туристам обзавестись куском хорошей клеенки размером приблизительно 80X100 см ., пришив к двум соседним углам тесемки . В случае дождя этой клеенкой можно закрыть котомку или закрыться вместе с нею и самому , завязав тесемки у шеи. На биваках клеенка подкладывается под постель , чем устраняется проникновение влаги от сырой земли или травы .

И еще, наконец , каждый турист должен приобрести шкурку для спанья . Шкурка может быть любая : овчина , медвежья , козья , нерпичья , оленья . Размер ее 60 X 90 см . и больше . Такая шкурка очень легка , занимает мало места , но предохраняет от простуды и дает некоторый комфорт .

Практические заметки Б. Роберг. (журнал "Всемирный турист", 1930 г., № 4, из личной библиотеки Рязанского Н.М.)