Презентация по литературе на тему "Творчество А.Платонова"(11 класс). А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества Запись списка произведений писателя

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ И ЕГО ЭПОХА (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) (1899 – 1951) МОУ Тамбовская СОШ Комарова В.М. 2009 г. Цели урока: Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейнонравственных противоречий Платонова. Обзорно рассмотреть произведения Платонова как эпопею народной жизни и эпоху становления и развития нашего государства после Октябрьской революции. Выявить проблематику произведений. Развивать интерес к истории русской литературы. Эпиграфы: Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый – век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. Н.И. Глазков Незамутненная правда и зримая пластичность платоновского слова делают его нетускнеющим от времени зеркалом души писателя, чье сердце вместило поиски и свершения, заблуждения и находки, потери и обретения великой, сложной и героической эпохи. И. Мотяшов Все возможно – и удается все, но главное – сеять души в людях. А. Платонов СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи. «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека. Инженер, поэт, журналист. «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Художественный мир писателя. Пророческое слово Андрея Платонова. ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи» СЕМАФОРЫ О времени своей молодости, совпавшей с историческими катаклизмами, писатель позже скажет: «История бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности». Жизнь Платонова оказалась почти точно вписана в первую половину ХХ века. Судьба воронежского писателя неотделима от катастрофических потрясений эпохи – двух мировых войн, революции и Гражданской войны. «Сюжет» биографии многих современников Платонова определялся именно этими событиями. СМЕРТЬ КОМИССАРА ВТОРАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека» Родина не была никогда для Платонова понятием смутным и отвлеченным. «Сердце навсегда может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, писал он, - и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел» УЛИЦЫ РАБОЧЕЙ СЛОБОДКИ «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» «Жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», признался однажды Андрей Платонов. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ДЕТСТВЕ ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЕТСТВА АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ В ЮНОСТИ В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Вот его портрет той поры, намеченный одним из друзей: «Среднего роста и крепкого сложения, с широким русским лицом и пытливыми глазами, в которых словно затаилась какая-то глубокая печаль… держался угловато и настороженно…». Но в суждениях он проявлял решительность и резкость. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Инженер, поэт, журналист ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда. Внимательно всматривается в происходящее, фиксируя сущностные черты новой эпохи. Напишет он об этом позже. «Должен сказать, что с самого начала своей литературной работы я ясно сознавал и всегда хотел быть именно политическим писателем, а не эстетическим» Из объяснения Платонова, что такое политический писатель, следует, что это значит болеть душой за все, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» - прямым чувством жизни». А. Платонов Творчество Платонова сочетает в себе конкретное, остро злободневное содержание с универсальностью итоговых размышлений. Два пласта содержат его произведения: изменчивый и часто управляемый идеями и волей людей, прогнозируемый исторический поток, - с одной стороны, и пласт глубинного бытия народной жизни, ее естественного состояния, ее мощных непредсказуемых сил, связанных с космосом и «НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ природными ритмами, - с ЮНОСТИ» другой. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА «Не во всякую эпоху возможно прямое авторское слово» Если дать сжатый обзор творческого пути Платонова, то можно увидеть, как многообразен его художественный мир, словно он создан несколькими авторами, но в этом многообразии выражены разные грани таланта одного художника, постоянство тем, образов, мотивов. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Как прозаик Платонов написал ряд произведений о самоотверженных людях, о «будничном героизме»: «Бессмертие», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др «Прекрасное» и «яростное» представлены в рассказе и в борении, и в неразрывном единстве - такова ситуация, в которой живет и трудится в окружающем его мире человек. 1944 год внес радостные перемены в жизнь Андрея Платоновича: 11 октября у него рождается дочь Мария. Андрей ПЛАТОНОВ со своей семьей ПЯТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Художественный мир писателя Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» (1927 г.) Написана в жанре исторического повествования. Идея преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. Автор приходит к противоречию между теориями и реальностью. Повесть «ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ» Проследим сюжет повести. Петр 1 поручает англичанину Бертрану Перри построить шлюзы, чтобы соединить Оку с Доном; Бертран составил «прожект»: объем работ огромный - нужно соорудить тридцать три шлюза. Однако осуществление идеи терпит крах, хотя почти вся губерния брошена на работы. Виной тому ошибки в расчетах, рабский труд и нереальные сроки, на которых настаивает Петр. Но здесь есть общая мысль, которая будет волновать Платонова всю жизнь, - мысль о сопротивлении природы человеку, его техническому расчету: «Между техникой и природой трагическая ситуация. Цель техники - «дайте мне точку опоры, я переверну мир». А конструкция природы такова, что она не любит, когда ее обыгрывают...». Природа требует крайне бережного с ней обращения. «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1926 -1927) Впервые издана в в 1928 году. Повесть «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Образ Фомы Пухова - центральный в повести. Подход Платонова к этому сложному образу оказался интересным в художественном отношении. Это работящий человек, без особого энтузиазма, но без отговорок; на фронте вел себя хладнокровно и мужественно, не теряя чувство юмора в трудных ситуациях. Критика стремилась изобразить его как идеального рабочего человека, участвующего в революции. Однако это сделать трудно. В итоге образ сокровенного человека - это тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей огромное значение труда, принимающей мир таким, каким он должен быть. ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОВЕСТИ «СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК» Роман «ЧЕВЕНГУР» (1928-1929) Свое отношение к проблеме культуры, забвение которой ведет к гибели нации, художник недвусмысленно выразил в романе. Этот роман о революции и гражданской войне, о первых шагах строительства новой жизни, о трагическом крушении мифа, мечты о мгновенном переустройстве мира, о создании коммунистического общества, о мировом триумфе революции. Чаще всего жанр этого произведения определяют как утопию. Но это часть истины. Действительно, в романе даны гиперболизация и гротеск, но нет ни героя, ни идеи, которые можно назвать нереальными. Действие романа охватывает переходный период от гражданской войны и военного коммунизма к нэпу. Центр событий – путешествие Саши Дванова по степной России и история Чевенгурской коммуны. «КОТЛОВАН»(1930) Когда мы читаем повесть, перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. Повесть «КОТЛОВАН» 1930 г. Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает “культура жизни” - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды на будущее. Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами «КОТЛОВАН» спят в гробах. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался над окружающим. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ За годы войны Платонов выпустил четыре книги рассказов: «Одухотворенные люди» (1942), Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945) Русский солдат принял на себя вину за боль и страдание людей, и именно он стал, по словам Платонова, той силой, которая остановила движение смерти, стал силой жизни, живой природы. «…Война – это зона между жизнью и смертью, где жизнь добывается в тяжелом труде через смерть врага, - война вместе с тем место, где надолго решается судьба человечества. Например, русское серое обычное поле является великим многозначительным образом, а супряга, когда тринадцать-четырнадцать детей и старух впряжены в общую лямку, тянут однолемешный плуг, символом непобедимой России…» А. Платонов. Из записных книжек Я бы хотел, чтоб некие мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни и, может быть, имеющие общую значимость, не обратились в забвение совместно с моим прахом и послужили, как особенного рода орудие, тому же делу, которому служил и я. А я служил и служу делу защиты нашего общего отчего крова, называемого Отчизной, я работаю всем своим духом… на оборону живой целости нашей земли, которую я полюбил еще в детстве наивным чувством, а позднее - осмысленно, как солдат, который согласен отдать обратно жизнь за эту землю, потому что солдат соображает: жизнь ему одолжается Родиной только временно. А. Платонов. «Размышления офицера» Платонов проявлял большой интерес и к драматургии, написал несколько пьес: «Шарманка», «Высокое напряжение», «14 красных избушек», после войны - «Ученик Лицея», «Ноев ковчег». Но как драматург при жизни он практически остался неизвестным. Он явился и автором нескольких киносценариев, в том числе по рассказам «Июльская гроза» и «Семья Иванова». Василий Гроссман писал: «До последних дней своих Андрей Платонович сохранил все богатство своей чистой, ясной души, всю силу своего удивительного ума». Пожалуй, ни у кого из русских прозаиков XX века нет столько посмертных публикаций, сколько у Платонова. ШЕСТАЯ СТРАНИЦА ЖУРНАЛА Пророческое слово Андрея Платонова Платонов современен, как современны наши классики. Он обжигающе современен, ибо своим творчеством многое объясняет не только в советском периоде русской истории, с которым мы выясняем отношения, но и наше время, и нас с вами, оголяет нас, доносит каждой написанной строчкой чистую правду, в которой мы иногда признаёмся если не публично, то хотя бы наедине с собой… Наталья Васильевна КОРНИЕНКО, членкорреспондент РАН, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького, руководитель группы Собрания сочинений Андрея Платонова, председатель Текстологической комиссии секции языка и литературы Отделения историко-филологических наук РАН. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ Пусть вечно горит над нами звезда по имени… ЛИТЕРАТУРА Платонов А. П. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече Уроки мысли и чувства. Часть 3. Воронеж, 1995 Платонов А. П. Избранное: Для учащихся ст. классов сред. Шк./Сост., авт. предисл., коммент. Н. Г. Полтавцева.- М.: Просвещение, 1989. Акаткин В. Прощание с утопией. Воронеж, Центр.Черноз. Книж. Изд., 1991

краткое содержание других презентаций

«Лирика Есенина и Маяковского» - В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Стихотворение похоже на народную лирическую песню. Введение: Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече.

«Чехов футлярная жизнь» - Беликов хоронит себя заживо. 90-е годы в России - подъем общественной жизни. Беликов схож с премудрым пескарем?!… Мне нужно жить среди народа… Беликов не живет, а существует. Исследовательская работа по литературе. Проблему «футлярной жизни» можно соотнести и с нашим временем. Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова. Рассказы рисуют разные проявления "футлярной жизни". Объект исследования: Рассказчик и автор в произведениях Чехова конца 80-90х гг.

«Годы жизни Твардовского» - Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. Лауреат различных премий, орденоносец. Советский писатель и поэт. Твардовский Александр Трифонович. Член ВКП с 1940 года. История создания. Муратова Алина 11 с/э.

«Символизм в русской литературе» - Но в дыханье злобной стужи Чую волю внешних сил. Мироощущение в лирике поэта. Преимущественность человеческой мысли. А.А.Блок. Методы работы. Гипотеза. Проблемные вопросы. А.Белый. Раздумья. Лирический герой одинок и пытается создать «свой мир». Плеяда символистов. Ключевые темы в поэтическом наследии В.Я.Брюсова. К.Д.Бальмонт: «Тишина», «Будем как солнце», «Марево».

«Богатырь Илья Муромец» - Миф или реальный человек, еще при жизни ставший легендой? В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. Подвиги русского Геракла. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Мощи облачены в монашескую одежду. Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Илья Муромец - самый популярный герой княжеско-дружинного киевского эпоса. Три богатыря.

«Горький и революция» - Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Путь Горького как человека и писателя до и после революции сложен. М.Горький «Детство». Чем я виноват? Пристанища… пристанища нету! Урок литературы в 11 классе. Горький: «буревестник революции» и «икона социализма». Работы нет, силы нет! М.Горький м А.И.Ленин на Втором конгрессе Коминтерна, 1920г. М.Горький. «Детство». Вот – правда! За что мне – правду? «Где – правда?

кранизации произведений «Айна» - художественный фильм. Режиссёр Николай Тихонов, сценаристы «А. Платонов», М.Смирнова по рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница». «Житейское дело» - (СССР, 1976 год) Киностудия «ЛенФильм» Состоит из трёх новелл, объединённых темой войны. «Житейское дело» (1 новелла), Мелодрама, поставленная по одноимённому рассказу Андрея Платонова. «Одинокий голос человека» - художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера». «Корова» - мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу. «Фро» - по мотивам одноимённого рассказа. «Рабыня» (1968) - художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр». «Случайный взгляд» - по мотивам повести «Котлован». «Опять надо жить» - художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек». «Возлюбленные Марии» - фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесённый в США. «Три брата» - итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесёно в Италию. «Домой!» (1982) - художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение». «Отец» - художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение». «Родина электричества» - художественный фильм по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Режиссёр Лариса Шепитько. «Никита» - художественный фильм (2011 год) по мотивам рассказа «Никита». Режиссёр Марат Никитин.

Разделы: Литература

Класс: 11

Форма: лекция с презентацией.

Тема: «Художественный мир Андрея Платонова».

Цель: ввести учащихся в своеобразный мир человека и писателя А.А.Платонова.

Задачи.

  • Познакомить с трудной биографией человека Платонова.
  • Дать обзор творчества писателя.
  • Дать представление об особенностях художественного мира Андрея Платонова.

Ход урока

1. Лекция учителя.

Имя Андрея Платонова становится все более известным в нашей стране. Он родился в 1899 г., а умер в 1951г. Все самые страшные, неудобные, неуютные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем написанном – реальная судьба страны, нашего народа, самого писателя. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая определит и самого Платонова, его место в нашей культуре и истории литературы: «Народ там есть…а меня там нет… А без меня народ неполный!»

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в семье слесаря – железнодорожника на окраине Воронежа. Жизнь железных дорог вошла в мир будущего писателя и его будущих произведений. В 7 лет мальчик был отдан в первоклассную церковно – приходскую школу, а на 8 году был переведен в Воронежское городское училище, в котором проучился 2 года. Впоследствии он писал: »У нас семья была одно время в 10 человек, а я – старший сын – один работал, кроме отца».

«Работал я во многих местах, у многих хозяев», – вспоминал писатель. «Мальчиком» на складе страхового общества, потом конторщиком, позднее – помощником машиниста локомобиля, литейщиком на трубном заводе, электромонтером в железнодорожных мастерских. Мир техники увлек подростка. Он мечтает создать вечный двигатель, сидит по ночам над чертежами, а вечерами, вернувшись с работы, строит в сарае из 2-х газовых труб турбину с 6 системами спиралей.

Была у юного Кулибина с 12 лет и другая страсть: писание стихов. Мало кто из читателей даже сейчас знает, что писатель Платонов начинался со стихов. Некоторые из них публиковались в Воронежской газете в 1918 – 1921 г.г. В 1922 г. вышел первый и единственный сборник стихов Платонова «Голубая глубина». С тех пор он ни разу не переиздавался и стал библиографической редкостью (стихи зачитать).

Революцию встретил Платонов восемнадцатилетним юношей. Едва поступив в железнодорожный политехникум (1918 г.), он вынужден был прервать учебу и занять место помощника машиниста на паровозе своего отца. В течение 2-х лет в Воронежском крае полыхали пожары гражданской войны. Здесь были и австро-германские оккупанты, и Каледин, и Краснов, и Деникин. Вместе с отцом Платонов подвозит красноармейцам боеприпасы, а в 1919 г. его командируют для оказания помощи по мобилизации населения на борьбу с Деникиным. О гражданской войне Платонов знал не понаслышке.

Расцвет творчества пришелся на 20 – 40 г. Он автор романов («Чевенгур», «Котлован»), повестей, рассказов, пьес, стихов, литературно обработанных сказок, публицистических и литературно-критических статей.

При жизни печатался мало. А писал тихо, не стараясь никого ни перекричать, ни растолкать, ни оглушить. Он создал свой, особенный художественный мир – «прекрасный и яростный» – и думал так о своем будущем: «Иногда мне кажется, что у меня нет общественного будущего, а есть будущее, ценное только для меня одного».

В годы Великой Отечественной войны корреспондент «Красной звезды» А.Платонов пишет рассказы, в которых сами названия раскрывали смысл гуманистической концепции писателя: «Неодушевленный враг», «Пустодушие», но – «Одухотворенные люди».

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью (последствия бомбежки под Львовом в 1944 г.), писатель не оставлял работу и после войны.

В последние годы жизни Платонов написал рассказы «Возвращение» и «Афродита», несколько пьес и киносценариев. В 1950 г. вышел сборник сказок в его пересказе. Многое не было опубликовано при жизни А.Платонова: повести «Ювенильное море», «Чевенгур», «Джан» увидели свет только после смерти писателя.

Раздумья Андрея Платонова о жизни, истории и национальном самосохранении могло бы быть определено такой формулой писателя: «Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится… Так и будет жить один в другом, как один свет».

Умер Андрей Платонов тихой смертью, дома. До конца его жизни рядом с писателем была жена и дочь.

2. Работа с презентацией. (Приложение 1)

3. Запись списка произведений писателя.

Список произведений.

  1. Романы: «Чевегур» (1926-1929), «Котлован» (1928-1930).
  2. Повести: »Ювенильное море», «Джан» (1934), «Впрок» (1931).
  3. Рассказы: «Усомнившийся Макар» (1924), «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности…», «Мать», «Афродита», «Возвращение» и другие.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Характерные черты времени в повести «Котлован» Метафоричность художественного мышления Андрея Платонова

3 слайд

Описание слайда:

Родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано - с 14 лет - начал работать. Учился в церковно- приходской школе, затем в городском училище.

4 слайд

Описание слайда:

Платонов начал писать в годы гражданской войны - стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его - публицистическая («Электрификация», 1921). В 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов. Молодой Платонов был увлечен социальной утопией.

5 слайд

Описание слайда:

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

8 слайд

Описание слайда:

Грандиозные проекты, стройки коммунизма Вечный образ Вавилонской башни. Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Строительство метрополитена. Беломорканал. Планы поворота северных рек.

9 слайд

Описание слайда:

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации «Двое - это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов» «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

10 слайд

Описание слайда:

Процветание бюрократии «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

11 слайд

Описание слайда:

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие) «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот» «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

12 слайд

Описание слайда:

Массовое доносительство «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, - даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»

13 слайд

Описание слайда:

Всеобщая подозрительность Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

14 слайд

Описание слайда:

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

15 слайд

Описание слайда:

Попытки людей приспособиться к новой жизни Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию - он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

16 слайд