Обретение мощей михаила и федора черниговских. Церковь михаила и федора черниговских. Строительство и использование

Русские князья веками ездили на поклон в Орду, путь в которую начинался по дороге, ставшей улицей Замоскворечья - Большой Ордынкой. Не все возвращались живыми.

Убитых в стане Батыя в Золотой Орде князя Черниговского Михаила Всеволодовича и боярина Федора за отказ пройти языческий обряд, в 1246 году церковь причислила к лику святых. Мощи Князя Михаила и боярина Феодора в 1246 г. были погребены во Владимире, а затем были перенесены в Чернигов.

Еще в 1577 году для мощей святых был воздвигнут храм в Московском кремле, находившийся над Тайницкими воротами и наименованный впоследствии собором Черниговских святых. Сам государь писал обращенную к святым «зазывную грамоту», призывая их в Царствующий град Москву, «яко живых».

14 февраля 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем Иваном Грозным и митрополитом Московским Антонием торжественно встречали святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора, перенесенные из отбитого у поляков Чернигова.

25 августа 1770 года, по упразднении Черниговского собора, мощи перенесли в Сретенский собор, что на сенях, а 21 ноября 1774 г. - в Архангельский собор, где тщанием императрицы Екатерины II была устроена серебряная рака, похищенная французами в 1812 году .

Мощи святых в бронзовой раке покоятся и поныне в Архангельском соборе Московского кремля.

1625: Действует деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев

В память о встрече мощей Черниговских святых царем был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 г. Храм был приписан к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором .

1675: Купчиха Малютина по завещанию мужа строит пятиглавый храм Черниговских чудотворцев

В 2011 году, когда археологи восстанавливали фундамент церкви, под полом было обнаружено захоронение и надгробная плита XVII века. На камне сохранилась надпись на древнеславянском языке, указывающая, что здесь покоится знаменитый купец суконной сотни, родоначальник рода Малютиных, участвовавший в принятии первого московского Торгового устава. Считается, что именно он и завещал своей жене построить каменный храм святых Михаила и Фёдора на месте деревянного ― по тем временам это считалось очень щедрым жестом .

В 1675 г. на средства купчихи Иулиании Ивановны Малютиной на месте деревянного храма во имя Черниговских чудотворцев выстроен каменный пятиглавый однопрестольный храм, который находится там и поныне, причем в его композицию входила не сохранившаяся до наших дней шатровая колокольня.

Главная святыня храма - Троица Ветхозаветная, (около 1675 г.) - находится в Третьяковской галерее , куда поступила в 1934 году. Расчищена в ГТГ А. В. Кириковым в 1954 году.

Троица ветхозаветная, с бытием. Около 1675 года. Школа Оружейной палаты. Доска липовая, с ковчегом, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 133 × 127 см

Вот как описывается эта икона в книге Антоновой В. И., Мневы Н. Е. "Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации" (1963 г.) :

Основная тема библейского рассказа о трапезе трех ангелов у Авраама и Сарры объединена в единую композицию с «бытийными» сценами, расположенными в глубине пространства, в интерьерах, на площадках и лестницах здания, около дуба Мамврийского и горок.
Сюжеты сцен:
  • Встреча Авраамом трех ангелов;
  • Умовение ног ангелам;
  • Приготовление пищи;
  • Проводы ангелов;
  • Изгнание Лота из города Содома и превращение его жены в соляной столб;
  • Приношение Авраамом в жертву своего сына Исаака.
Фигуры ангелов, сидящих за столом на переднем плане, большие, грузные. Авраам и Сарра, подающие ангелам пищу, вдвое меньше. В глубине пространства фигуры изображены совсем маленькими. Живо и совершенно неиконописно написаны люди. Лица исполнены в светотеневой реалистической манере. Одежды оливковых и малиново-красных тонов с широкими золотыми пробелами. Стол и сидения - резные, позолоченные. На столе белая скатерть, золотая посуда, ножи, ложки, хлебцы, ягоды. Перед столом, на земле, среди цветов, на поддоне стоят два золотых кунгана. Горки, на которых растут натуралистически написанные цветы, светло-желтых тонов с красноватыми и зеленоватыми притенениями. Здания окрашены несколько пестро - в зеленые, розовые и желтые оттенки. На могучем дубе с толстым стволом и широкой кроной листья украшены золотом, фон - зеленовато-голубой. Поля - желтые.
На обороте, под верхней шпонкой, надпись чернилами и две сургучные печати. Надпись: «... церквия Черниговских чудотворцев 1811 г. сентября 26». На печатях - буквы «КИД» под изображением птицы и надпись: «Двукраева... полку. Ивана …нова».

1740: К храму Черниговских чудотворцев был пристроен придел св. вмц. Екатерины

В 1740 г. к храму Черниговских чудотворцев был пристроен придел св. вмц. Екатерины, а крыша с кокошниками превращена в четырехскатную. В 1820-30 гг. храм Черниговских мучеников был приписан к церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, причем Екатерининский придел был упразднен и разобран вместе с верхней частью храмовой колокольни.

1917: Закрытие храма

Соседний Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт в 1917 г., храм Черниговских чудотворцев – вскоре после него.

1924: В здании храма Черниговских мучеников молитвенный дом баптистов

С 1924 г. в здании храма Черниговских мучеников находился молитвенный дом баптистов.

1934: Храм Черниговских мучеников превратили в склад

Около 1934 г. храм Черниговских мучеников превратили в склад. Так и был он складом вплоть до 1977 г. Главы были разобраны, штукатурка облезла. Не лучше выглядел и храм Иоанна Предтечи. В 1969 г. М.Л. Богоявленский, один из крупнейших специалистов по истории Московских храмов, так описывал его состояние: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района».

1970-е: Реставрация храмов перед Олимпиадой

Во второй половине 1970-х гг., когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы во многих порушенных памятниках архитектуры. Были отреставрированы и оба храма вместе с отдельно стоящей колокольней в Черниговском переулке. В храме Черниговских мучеников были восстановлены и покрыты изумрудной черепицей главы, раскрыто завершение с кокошниками. Стены обоих храмов были оштукатурены и побелены, трапезная и колокольня - покрашены. Реставрационные работы продолжались вплоть до 1984 г.

1991: Возвращение храма верующим

В 1991 г. храм Черниговских мучеников был возвращен верующим, а 3 октября 1993 г. состоялось его освящение.

1993: Освящение храма

2010: Начало реставрации

После передачи в 2010 году Черниговского подворья Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия началась комплексная реставрация храмов и прилегающих к ним зданий.

2017: проводит Божественную литургию

3 октября 2017 года ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель подворья митрополит Волоколамский Иларион совершил в храме Черниговских мучеников первую за почти сто лет Божественную литургию.

2018: Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма

11 марта 2018 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве и возглавил Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили:

  • митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД);

  • архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;
  • протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;
  • протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы;
  • иеромонах Иоанн (Копейкин), проректор по учебной работе ОЦАД;
  • священник Димитрий Сафонов, секретарь Ученого совета ОЦАД;
  • иеромонах Николай (Оно), инспектор ОЦАД;
  • иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе;
  • протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы;
  • учащиеся ОЦАД архимандрит Синесий (Викторатос) (Элладская Православная Церковь) и
  • игумен Георгий (Станкович) (Сербская Православная Церковь);
  • духовенство г. Москвы.

Патриаршее богослужение посетили:

За Литургией молились преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры, благотворители возрожденного храма.

Богослужебные песнопения исполнил Московский Синодальный хор (руководитель ― заслуженный артист России А.А. Пузаков).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Сергия Евтеева, клирика храма святого великомученика Димитрия Солунского в поселке Восточный г. Москвы, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Павел (Черкасов), помощник проректора ОЦАД по учебной работе.

По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Волоколамский Иларион:

«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый Отец!
Позвольте приветствовать Вас в этом небоподобном храме во имя святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, построенном на том самом месте, где самодержец Иоанн Грозный встретил мощи честных мучеников, после того как они были привезены в стольный град Москву.
Ваше Святейшество, девять лет назад, после Вашего восшествия на Московский Патриарший престол, на первом же заседании Священного Синода после этого события было принято решение о создании в Москве Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Вы возглавили Наблюдательный совет этого учебного заведения, а мне благословили быть ее ректором. С этого момента начались реставрационные работы на Черниговском Патриаршем подворье. И сегодня завершен очередной этап этих работ, ибо второй храм этого подворья в честь святых черниговских мучеников ныне освящен Вашим Святейшеством.
Реставрационные работы здесь проходили под Вашим непосредственным наблюдением при участии города Москвы. И те росписи, которые Вы видите сегодня на стенах, это частично восстановленные фрески XIX века. Например, сцена, на которой изображен Христос и припавшая к Нему жена-грешница из Евангелия от Луки, частично сохранилась. Также некоторые эпизоды из евангельских историй. А то, что не сохранилось, восстанавливалось по найденным образцам. И сегодня этот храм предстал в том благолепии, в котором он был изначальном создан и благоукрашен.
Ваше Святейшество, по Вашему благословению в стенах Черниговского Патриаршего подворья размещается Общецерковная аспирантура и докторантура ― высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, в котором учатся студенты и аспиранты из разных стран. Также Общецерковная аспирантура и докторантура осуществляет взаимодействие со светскими учебными заведениями. Совсем недавно наше учебное заведение получило государственную аккредитацию, что открывает нам новые возможности и для обучения, и для взаимодействия со светскими вузами.
На базе Общецерковной аспирантуры по Вашему благословению развиваются различные проекты, в том числе был создан первый в истории России диссертационный совет, решения которого признаются государством. Состоялась первая защита диссертации, решение диссертационного совета по этой диссертации также было признано нашим российским государством.
Все, что мы делаем в стенах этого учебного заведения, мы делаем по Вашему благословению для того, чтобы наши студенты могли получать полноценное образование, и для того, чтобы во взаимодействии со светскими высшими учебными заведениями мы могли строить систему теологического образования на всем пространстве нашего Отечества.
В этот день я хотел бы поблагодарить тех, кто внес свою значительную лепту в воссоздание этого святого храма, прежде всего, Олега Михайловича Бударгина , который положил много трудов и привлек много средств, чтобы расписать этот храм, построить иконостас, чтобы совершилось сегодняшнее событие.
Хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в реставрации этого храма, всех, кто принимает участие в жизни нашего учебного заведения и, прежде всего, Вас, Ваше Святейшество, как епископа города Москвы, как председателя Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры. Позвольте в этот для нас очень важный день преподнести Вам образ святого Александра Невского, который является Вашим небесным покровителем, потому что в его святой обители Вы принимали все степени священства, и пожелать Вам, чтобы молитва этого святого, духовного сродника святого князя Михаила Черниговского всегда сопутствовала Вам на Вашем Первосвятительском пути. Многая лета, Ваше Святейшество!»

Святейший Патриарх Кирилл произнес ответное слово:

«Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова. Действительно, став Патриархом, я принял решение создать Общецерковную аспирантуру, которая могла бы содействовать развитию богословского образования в нашей Церкви, и опыт показал, что так оно и происходит. С радостью могу сказать, что обновление нашего богословского образования сегодня происходит практически во всех духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, где-то с большим успехом, где-то с меньшим; но для того чтобы вы поняли, что развитие духовного образования действительно становится приоритетным для нашей Церкви, отмечу лишь, что за последние годы не было ни одного заседания Высшего Церковного Совета, на котором бы не обсуждались вопросы, связанные с развитием богословского образования.
Радуюсь успехам нашей Общецерковной аспирантуры и надеюсь, что она будет в полной мере развивать все то, что Церковь сегодня считает важным, - для того чтобы мир уверовал, для того чтобы языком богословия Церковь научилась говорить с теми, кто, к сожалению, еще не воспринимает голос церковной проповеди, помогая им видеть в отеческом Предании, Священном Писании, святоотеческих творениях ту великую вечную мудрость, опираясь на которую, мы можем актуализировать древнее, но всегда юное Божественное откровение».

Предстоятель Русской Церкви также обратился с Первосвятительским словом ко всем участникам богослужения.

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Неопалимая Купина».

Во внимание к помощи в реставрации храма святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Святейший Патриарх Кирилл наградил орденом преподобного Сергия Радонежского III степени члена Высшего совета «Единой России» О.М. Бударгина »

(Черниговский переулок, № 3)

Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему Божиим попущением недугом тяжким одержиму быти, яко и вся составы тела его разслабиша ). Наслышанный о чудесных исцелениях с помощью молитв переяславского столпника Никиты, юный князь вместе со своим верным болярином Феодором отправился в Переяславль. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами, но вскоре возвратился в свой родной Чернигов. В 1235 году после ухода во Владимир Ярослава Всеволодовича Михаил занял киевский престол.

Во время нашествия на Русь монголо-татар князь уехал в Венгрию искать помощи у Польши и Германии, но не сумел заручиться поддержкой. Русь была сожжена и разгромлена. Михаил вернулся в разрушенный Киев, а затем переселился в Чернигов и правил там, пока вместе с другими князьями не был вызван в Орду. Согласно написанному в конце XIII века «Сказанию о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора»: «Начаша их звати татарове нужею, глаголаще: «Не подобает жити на земли канови и Батыеве, не поклонившеся има». Мнози бо ехаша и поклонишася канови и Батыеви. Обычай же имяше кан и Батый: аще убо приедет кто поклонится ему, не повелеваше первое привести пред ся, но приказано бяше волхвом вести сквозе огнь и поклонитися кусту и идолом. А иже с собою что приношаху дары цесареви, от всего того взимающе волсви, вметахуть первое во огнь, тоже пред цесаря пущахуть самех и дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и покланяхуся солнцю и кусту и идолом славы ради света сего и прашаху кождо их власти. Они же без взбранения даяхуть им, кто которыя власти хотяше, да прелстятся славою света сего».

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев

Настал черед и Михаилу ехать в Орду к Батыю. Князь попросил благословения у своего духовного отца, который наказал ему твердо стоять за веру православную. Когда Михаил и боярин Феодор прибыли в 1246 году к Батыю, волхвы повели их к месту, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути и где все язычники проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Ипатьевская летопись сообщает нам храбрый и мужественный ответ князя: «Михаил же отвеща: «Аще бог ны есть предал и власть нашу, грех ради наших, во руце ваши, тобе кланяемся и чести приносим ти. А закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемься».

Бояре, бывшие с князем, стали просить Михаила поклониться огню, но тот отвечал им: «Не хочу только по имени христианином называться, а поступать как поганый» . Тогда и внук Михаила ростовский князь Борис стал умолять его пройти сквозь огонь. Боярин Феодор увидел, что Михаил может поддаться его мольбам. И тогда, чтобы укрепить дух князя, Феодор стал говорить ему словами Христа из Евангелия: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Батый рассвирепел оттого, что Михаил и Феодор отказались поклониться богам его, – яко свирепый зверь возьярися! Он повелел схватить Михаила. Сначала его били кулаками по сердцу, и, пока не потерял сознание, князь пел псалом «Мученики твои, Господи, не отреклись от тебя, и тебя ради, Христос, страдают». Потом Михаила бросили на землю и избивали ногами, пока земля не обагрилась кровью, а после этого предатель христианской веры Домиан отрезал голову князя и отшвырнул прочь. Боярину Феодору было еще труднее, потому что на его глазах убили Михаила, а затем предложили княжество взамен на поклонение языческим богам. Но Феодор предпочел пострадать за Христа, как и князь его. Убийцы мучили Феодора, как Михаила, и отрезали ему голову.

Тела страстотерпцев были брошены на съедение голодным псам, но звери чудесным образом не тронули их. После подвига Михаила и Феодора татарские ханы крайне редко решались проверять стойкость веры русских людей и их готовность умереть за православную веру и не требовали от русских в Орде исполнения обрядов прохождения сквозь огонь. Мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Возле мощей случилось множество чудес, и Иван Грозный захотел привезти их в Москву. В 1578 году царь и митрополит Антоний сотворили молитвенное «послание» черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых мощей в Москву. В память об этом событии был установлен праздник 14 февраля и построена придельная к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором церковь Михаила Черниговского.

До 1677 года церковь имела название Сретения мощей великого князя Черниговского Михаила. Первый каменный храм был возведен в 1695 году на пожертвования купеческой вдовы Иулиании Ивановны Малютиной. Эта характерная посадская церковь конца XVII века сохранилась до наших дней. Она состояла из трапезной и небольшого четверика с кокошниками, завершенного пятиглавием. С запада осевую композицию замыкала колокольня. В 1740 году к храму с южной стороны был пристроен придел Святой великомученицы Екатерины. Тогда же появился новый декор на фасадах притвора и трапезной, а крыша с кокошниками стала четырехскатной. В 1820 – 1830-х годах церковь была упразднена и считалась приписанной к храму Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Придел Святой Екатерины и верхняя часть колокольни были разобраны.

С 1924 года в здании храма Михаила и Феодора Черниговских находился молитвенный дом баптистов. В 1930-х годах храм окончательно закрыли. Вероятной датой закрытия церкви можно считать 1934 год. Об этом свидетельствует запись в каталоге древнерусского искусства Третьяковской галереи о передаче из церкви Черниговских чудотворцев иконы «Троица ветхозаветная с бытием» 1675 года, выполненной мастерами Оружейной палаты. В 1940-х годах главы четверика были разобраны. В 1970-х годах архитекторами А.В. Охом и С.С. Кравченко началась реставрация церкви, в результате которой было восстановлено пятиглавие, покрытое изумрудной глазурованной черепицей, раскрыто завершение с кокошниками, вычинена ограда с решеткой с востока от церкви вдоль переулка.

В 1991 году храм был возвращен верующим, а 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских, заново освящен. Огромную роль в восстановлении прихода сыграл протоиерей Сергий Торопцев. В 1991 году в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий II рукоположил протодиакона Сергия в священнический сан, а через несколько дней он был назначен настоятелем вновь открытого храма в честь Михаила и Феодора Черниговских чудотворцев. Будучи отличным электриком, плотником и сварщиком, всю работу по подготовке храма к богослужениям отец Сергий проделал собственными руками и с помощью немногочисленных прихожан. В начале ХХ века, когда храмы Черниговского переулка уже были объединены в один приход, церковь Михаила и Феодора, использовалась как летняя. С 1991 года все богослужения, даже зимой, проходили в неотапливаемом храме. Верующие помогали церкви: ставили рамы, двери, приносили маленькие обогреватели, покрывали каменный пол досками. Иногда на службу приходило два человека, а зимой отец Сергий вел богослужения и вовсе без прихожан.

В течение пяти лет настоятель боролся за возвращение приходу соседнего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, который был занят демонстрационным залом декоративного стекла. За 1992 – 1994 годы стараниями отца Сергия приходу были возвращены здания богадельни, колокольни и церковного дома. В 1990-х годах хор церкви Михаила и Феодора Черниговских был одним из лучших в Москве благодаря своему регенту И.Д. Деркачу, до этого много лет руководившему хором Богоявленского кафедрального собора в Елохове. В хоре пели профессиональные певчие, пришедшие вместе с регентом. А попробовать себя в качестве певчего мог любой прихожанин храма. В 1994 году настоятелем подворья Черниговских мучеников был назначен опытный и уважаемый протоиерей Сергий Карамнов, который восстанавливал церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина Феодора Черниговских наверняка затерялась бы среди зданий какой-нибудь из центральных улиц Замоскворечья. Но здесь, в крошечном и уютном Черниговском переулке, она на своем месте. Выполненная в стиле «русского узорочья», церковь имеет несколько малоповторимых особенностей. Первое, что бросается в глаза, – это контраст тонких, вытянутых барабанов глав и специально увеличенных кокошников и развитый антаблемент со сложным узорчатым рисунком. Многие элементы храма сохранились с конца XVII века: нижний ряд пластичных кокошников, парные колонки по углам четверика, южный и северный порталы, колончатые наличники окон с килевидными кокошниками. На сводах и стенах уцелели элементы росписи первой половины XVIII века. Необычно низкая и широкая, как будто приплюснутая к земле трапезная равна по площади основной части храма. В церкви Михаила и Феодора Черниговских необычно мало окон: в четверике их всего два, а в трапезной – четыре. Отсутствие должного освещения еще больше уменьшает внутренний объем храма. Притвор церкви был когда-то первым ярусом колокольни. Сейчас внутри него можно увидеть своды первой половины XVIII ве ка. Фасады притвора украшены спаренными пилястрами на углах. В ограде вдоль Черниговского переулка сохранился белокаменный цоколь XVIII века и кирпичные столы с решеткой XIX века.

С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «Обе церкви и прилегающие к ним постройки тщательно отреставрированы в 1984 г. и составляют редкий по своей живописности ансамбль, который приобретает еще большую выразительность при сопоставлении его с высоким доходным домом И.Ф. Нейштадта на заднем плане в изломе переулка». Прошло уже почти тридцать лет с момента последней реставрации. Сейчас церкви Черниговского переулка нуждаются, по крайней мере, в косметическом ремонте. Какой-то серый и пасмурный вид они имеют. Наверное, храмы, находящиеся не на оживленной Большой Ордынке, не должны быть парадно красивы, но все-таки это одни из древнейших архитектурных памятников Замоскворечья. Хочется, чтобы Черниговский переулок стал своеобразным музеем под открытым небом, ведь на нем нет ни одного непримечательного здания. На двухстах восемнадцати метрах находится целых четыре памятника культурного наследия разных эпох, начиная с XVII века и заканчивая XX веком.

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Прогулки по Серебряному веку. Санкт-Петербург автора Недошивин Вячеслав Михайлович

ПЕТЕРБУРГ МИХАИЛА КУЗМИНА Вина весеннего иголки Я вновь принять душой готов, – Ведь в каждой лужице – осколки Стеклянно-алых облаков… Мы снова путники! Согласны? Мы пробудились ото сна! Как чудеса твои прекрасны, Кудесница любви,

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

5 Почитание святых К святым в православной Церкви относятся как к ходатаям и посредникам между Богом и человеком в деле духовного роста. В Библии сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Сомнения Михаила и его матери Михаил в то время жил с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре возле города Костромы. Московское посольство явилось в монастырь 13 марта 1613 г., но по просьбе Марфы говорили о делах на следующий день.В соборной церкви объявили, что вся

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Бракосочетание Михаила Царю исполнилось 29 лет, когда мать выбрала ему новую невесту. Это была княжна Мария Владимировна Долгорукова, дочь князя Владимира Тимофеевича. Летопись говорит, что царь вступил в этот брак только по воле матери, но вопреки своему желанию. В июне

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Скатерть Лидии Либединской автора Громова Наталья Александровна

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Закатная любовь Михаила Светлова Светлов встал, протягивая мне руку: - Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал. Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга - потрудней, пожалуй, чем написать

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги автора

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок, № 2/4) Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны

Из книги автора

Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26) Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента.

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

Церковь святых князя Михаила и верного болярина его Феодора Черниговских чудотворцев

Черниговский пер., 3

"Черниговский пер. назван в XVIII в. по стоявшей в нем церкви Черниговских чудотворцев".

"Первоначально построена как придельный храм к соседней церкви Иоанна Предтечи в 1675 г.; перестроена купеческой вдовой Милютиной".

"Следует думать, что именно здесь 14 января 1578 г. были встречены мощи святого князя Михаила, почему храм еще в 1677 г. значился в честь его "сретения". Документально известен с 1625 г. деревянным. Каменный заложен 17 мая, а освящен 25 октября 1695 г.; храмоздательницей была купчиха Иулиания Ивановна Малютина. В 1740 г. с юга к трапезной пристроен придел святой Екатерины, разобранный в 1830 г., когда было значительное обновление храма и освящение 19 сентября. Шатровой колокольни XVII в., стоявшей с запада, не было уже к середине XIX в. Внутри главный иконостас и небольшие отдельные были в стиле ампир 1830 г. На наружной стене сохранялась надпись о построении церкви в 1675 г.".

"Напротив еще один архитектурный памятник - церковь, выстроенная в 1675 г. в память убитых монголо-татарами в ставке Батыя черниговского князя Михаила и его ближнего боярина Федора. Обе церкви недавно тщательно отреставрированы и вместе с колокольней составляют сейчас редкий по своей живописности ансамбль, который приобретает еще большую выразительность при сопоставлении его с высоким доходным домом (№ 4, 1913 г., архитектор К. А. Дулин), на заднем плане в изломе переулка".

Храм был приписан к соседней церкви Иоанна Предтечи под Бором.

"После закрытия церковь в 1924 г. была отдана баптистам"; затем использовалась как склад.

"Икона Троица ветхозаветная с бытием, около 1675 г., школа Оружейной палаты, из церкви Черниговских чудотворцев, ныне находится в Третьяковской галерее, куда была передана в 1934 г." - эту дату можно принять как приблизительный срок закрытия храма.

В 1965 г. М. Л. Богоявленский записывал: "В настоящее время храм обезглавлен, штукатурка во многих местах отвалилась, вид его неряшливый, заброшенный. Здание используется под склад".

С 1977 г. церковь вместе с соседней Иоанно-Предтеченской начали неспешно реставрировать. К 1982 г. ремонт извне завершен: вновь восстановлены главы, покрытие которых сделано из изумрудной глазурованной черепицы. Раскрыто завершение с кокошниками (уже в XIX в. бывшее простым четырехскатным). Вычинена ограда с решеткой с востока от церкви вдоль переулка. На главах водружены кресты. В 1990 г. владелец его тот же, что и церкви Иоанна Предтечи.

"Храм Михаила и Федора черниговских 1675 г. с оградой XIX в. стоит на государственной охране под № 25".

В 1991 г. он был возвращен верующим.

Давным-давно, в 15-м – начале 16-го века на месте меж нынешней Ордынкою и Пятницкой улицей стоял Ивановский монастырь. А на территории его – деревянная церковь Святых Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев, известная с 1625 года. Ее также называли еще Михаило-феодоровская или Черниговская церковь. И ставили ее как раз на месте встречи привезенных в Москву мощей Михаила и Феодора Черниговских, страшною смертию погибших в Орде в 1246 году.
В 1675 году обветшавший деревянный храм разобрали. И на его месте средствами московской купчихи Иулиании Ивановны Малютиной аки лебедь белая вознеслась белоснежная каменный красавица-церковь.
Ах, жаль, не знаем мы имени архитектора и мастеров, возводивших это белоснежное чудо! Ей-Богу, знал бы – перечислил бы всех поименно, да и в ноги памяти бы их поклонился за ту удивительную красоту, что они нам оставили!
Еще до революции академик, историк архитектуры, член комиссии по сохранению древних памятников Андрей Михайлович Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".
И глядя на Черниговскую церковь, понимаешь: прав был академик, ах, как прав!
Отряхнулась Русь от монгольского ига, задышала воздухом свободы, расцвела…
И, конечно, рассвет выразился прежде всего в православной архитектуре. Именно тогда наряду с каноническими, традиционными храмами явились миру множество других, среди которых особо выделились огненные храмы. Только в Москве и Подмосковье их построили около 300.
Черниговский храм – он как раз из огненных. Высокий четверик (четырехгранник) завершается двумя рядами островерхих килевидных кокошников, похожих на языки пламени, и увенчивается пятью главами – символами Христа и четырех евангелистов. К храму примыкает низкая трапезная, а завершает композицию шатровая колокольня.
Надо отметить, что после Москвы огненные храмы начали широко строиться на всей Руси. И их по праву считают яркими символами Русской цивилизации.
В советское время – в 70-80-х годах - здание Черниговского храма бережно отреставрировали: восстановили и покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками, побелили стены. А в 1991-м вернули верующим.
И нам с вами снова дано восхититься удивительной красотою Черниговской церкви.
Теперешний ее адрес, кстати, - Черниговский переулок, дом 3.

Контакты храма: