Эрик эриксон годы жизни. Развитие теории личности Э. Эриксона. Вклад в развитие психологии

Американский психолог в области психоанализа и психологии развития.

Биография.
Жизнь Эриксона складывалась, довольно, непросто. Его мать - Карла Абрахамсен, по происхождению еврейка, завела интрижку с мужчиной из Дании. В результате этой внебрачной связи летом 1902 года родился маленький Эрик. Карла Абрахамсен относилась к знаменитому еврейскому роду в землях северной Германии. Ее отец и дед Эриксона - Иосиф Абрахамсен торговал сухофруктами, а мать - Генриетта Абрахамсен, скончалась, когда дочери исполнилось пятнадцать лет. Но, помимо Карлы, Генриетта успела оставить после себя еще четверых детей. Братья Абрахамсоны: Макс, Эйнар, Николай и Аксель нашли свое призвание в помощи нуждающимся евреям и переселенцам из России.

Официально Карла вступила в брак с биржевым брокером Вальдемаром Исидором Саломонсеном, который тоже имел еврейские корни. Будущего мэтра психологии нарекли Эриком Саломонсеном. Некоторое время спустя, Карла уехала жить в Карлсруэ, отучилась на мед. сестру и нашла нового мужа. Им стал детский врач Теодор Хомбургер. В семь лет Эрик Саломонсен в первый раз сменил фамилию на Хомбургер. Еще через два года, когда мальчику исполнилось девять лет, отчим усыновил Эрика официально. Семья Хомбургеров была очень религиозна. Теодор был иудеем до мозга костей, а Карла строго соблюдала все еврейские традиции и ритуалы, и занимала руководящую должность в Еврейской Благотворительной лиге города Бадена в синагоге. Поэтому, кроме обычного образования, ребятишки обучались еврейским догматам.

В школе голубоглазый и светловолосый Эрик внешне сильно отличался от других детей. В воскресной школе над ним постоянно подтрунивали. В общеобразовательной школе гнобили за еврейское происхождение. До определенного возраста мальчик не подозревал, что Хомбургер не его родной отец. Со временем Эрик начал это понимать.

После школы Эрик поступает в Венский университет на специальность психоанализа. В 1930 году он знакомится с канадской художницей - Джоэн Моват Серсон и вступает с ней в брак. После окончания университета Хомбургер с женой уезжают в Бостон. Там он устраивается преподавателем в Гарвард. В конце тридцатых годов Эрик сменил фамилию Хомбургер на Эриксон.

Эрик вывел схему психологического развития личности, которая, в отличие от схемы Фрейда, состоит из восьми этапов.
В 1950 году выходит самый важный труд Эриксона - “Детство и общество”. Эта книга построена на практическом психоанализе, который исследовал психические расстройства, с реальными примерами конфликтных ситуаций.

Эриксон разработал теорию эго-психологии, согласно которой человек организует собственную жизнь в соответствии со своим эго. Человеческое эго говорит о его социальном окружении, о его личностном росте, дает чувство уверенности в себе и чувство собственной значимости.

Эриксон исследовал проявления эго в разных состояниях психики человека. Ученый изучал различные психические расстройства и психологические кризисы и постоянно искал новые методы конструктивного и эффективного лечения пациентов: консультации, гипноз, терапия.

В своей книге Эриксон отметил восемь основных этапов развития личности. Это исследование дало большой толчок в развитии психологии. Каждый профессиональный психолог знает суть этого учения.

Эриксон старался наглядно показать, как культура и среда, в которой находится человек, влияют на формирование личности. Это стало опорной точкой для изучения поведения индивида, для открытия новых оригинальных методов исследования в психологии.
Концепция личности Эриксона четко показывает нормальное состояние человека, его адекватное поведение, патологическое поведение и нездоровое поведение.

Восемь периодов развития личности по Эриксону:
Младенчество. Длится с первых дней до одного года. В это время мать своей заботой закладывает в ребенка чувство доверия и защищенности.

Раннее детство. Длится с года до трех лет. В это время в ребенка закладывается чувство самостоятельности и независимости, расширяется кругозор. При чрезмерной опеке в ребенка закладываются неуверенность в себе и чувство стыда.

Игровой этап. Длится с трех до шести лет. Ребенок активно знакомится с миром, учится новому. Если в это период поощрять детскую любознательность, это поможет ребенку стать независимым. Ограничения же, наоборот, способствуют появлению пассивности и чувства вины.

Школьный период. Длится с шести до двенадцати лет. На этом этапе формируется отношение к труду, учебе, дисциплине, либо чувство неуверенности в себе и неполноценности.

Юность. Период, когда эго человека дает о себе знать. Подростки начинают осваивать новые роли в социуме.

Молодость. Длится с двадцати до двадцати шести лет. Появляется близкое отношение к родным людям либо одиночество и закрытость от всех.

Зрелость. Длится до шестидесяти четырех лет. Люди заботятся о младших, стараются быть полезными.

Старость. Период после шестидесяти пяти лет. Человека мучает постоянная усталость, болезни, боль, отсутствие сил. Появляются мысли о смерти, анализ течения прошедшей жизни.

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года в возрасте 92 лет.

Эрик Эриксон - выдающийся психолог 20-го века.

Он знаменит тем, что разработал теорию психосоциального развития и сформулировал концепцию кризиса идентичности.

Учёный считал, что каждый человек на протяжении всей жизни проходит 8 этапов психосоциального развития, каждому из которых соответствует свой центральный конфликт.

Например, доверие против недоверия к миру и родителям у младенца, или же генеративность против стагнации у человека в зрелом возрасте.

В теории развития Эриксона не существует автоматического завершения каждого этапа по заданному расписанию. Вместо этого способность людей справляться с возникающими проблемами определяет, будут ли они развиваться дальше или же надолго «застрянут» на каком-то этапе развития.

Биография

Эрик Эриксон родился во Франкфурте, в Германии, в 1902 году. Мальчик никогда не видел своего биологического отца и даже достоверно не знал, кем тот был. На момент рождения его мать, Карла Абрахамсен, уже несколько месяцев не встречалась со своим первым мужем, Вальдемаром Саломонсеном.

Эрик воспитывался матерью, а позже и отчимом Теодором Хомбергером, который женился на ней в 1905 году. Увы, всю свою юность он ощущал, что отчим никогда не любил его, как своих собственных дочерей. В обществе сверстников мальчик тоже чувствовал себя чужаком: в еврейской школе его сторонились из-за нордической внешности, а в гимназию не принимали из-за еврейского происхождения.

В юности Эрик интересовался живописью и мечтал стать художником, но знакомство с психоанализом изменило его планы. На протяжении трёх лет он изучал эту науку под руководством дочери Фрейда, Анны. Медицинского образования он так никогда и не получил. В 1930 году Эрик женился на художнице и танцовщице Джоан Серсен, с которой они впоследствии воспитали троих детей.

В 1933 году семейство покинуло Германию, где пришёл к власти Гитлер и начал процветать антисемитизм. Учёному довелось некоторое время пожить в Дании, а позже он перебрался в город Бостон в США. Эрик вырос, нося фамилию своего отчима, но в 1939 году, уезжая из Европы, он взял себе другую фамилию – Эриксон.

Таким образом, по его собственным словам – он «сам себя усыновил». Прежнюю фамилию психоаналитик оставил в качестве второго имени.

Научная работа

С 1936 по 1939 Эрик Эриксон работал в Институте человеческих отношений Йельского университета. Целый год из этого периода он провёл, работая с детьми индейского народа сиу в резервации в Южной Дакоте. В 1939 году учёный переехал в Калифорнию, где работал в Институте благосостояния ребёнка на факультете Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Франциско.

В это же самое время он продолжал изучать особенности личностного развития коренных американцев, установив доверительный контакт с народом племенем юрок. Знаменитый психоаналитик работал на кафедре университета до 1951 года, когда его обязали подписать присягу на верность конституции штата и подтвердить, что он не коммунист.

Эрик Эриксон отказался подписать документ в знак протеста против антикоммунистической истерики, хотя, по его словам, и не был коммунистом лично. После этого он был вынужден уйти из университета и вернулся в Массачусетс. Эриксон закончил свою профессиональную карьеру на должности профессора кафедры развития человека в Гарварде.

Ещё долгое время после этого он продолжал проводить психологические исследования и публикации очерков. Умер учёный в почтенном возрасте 91 года, в 1994 году, находясь в доме престарелых.

Будучи незаурядным мыслителем, Эрик Эриксон сумел внести огромный вклад в научное понимание человеческого развития. Хоть он и считал себя фрейдистом, его реалистичная концепция развития эго не ограничивается одним лишь детством. Она охватывает весь период жизни и учитывает критическую важность социальных факторов, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться.

Его работы положили начало новым, серьёзным исследованиям становления личности.

  • За свою жизнь учёный носил целых три фамилии: Саломонсен, Хомбергер и, наконец, Эриксон.
  • За книгу о Махатме Ганди и «о происхождении воинствующего ненасилия» Эриксон получил престижную Пулитцеровскую премию.
  • Его сын Кай Теодор Эриксон пошёл по стопам отца и стал известным социологом в США.

Эриксон прошел ортодоксальную психоаналитическую подготовку под руководством Анны Фрейд. Ему принадлежит довольно популярный подход к изучению проблем личности, который впоследствии разделяли многие психоаналитические системы, несмотря на все их разногласия в прочих областях. Эриксон разработал собственное представление о стадиях развития личности, полагая, что личность человека меняется на протяжении всей его жизни. Он признавал также влияние культурных, исторических и социальных факторов на развитие личности.

Страницы жизни

Эрик Эриксон известен прежде всего как автор концепции кризиса идентичности *. Это понятие основано в значительной мере на его личной биографии. «Мои друзья, - писал он, - настаивали на том, что я должен дать какое-то название своему кризису и суметь отыскать нечто похожее у кого-то другого, чтобы лучше разобраться в себе самом» (Ericson. 1975. P. 25-26). Первый такой кризис в его жизни был связан с его именем. В течение многих лет он полагал, что его фамилия Хомбургер, по фамилии отчима, которого он считал своим настоящим отцом. Он сменил эту фамилию на Эриксон в возрасте 39 лет, когда стал гражданином Соединенных Штатов*.

Второй кризис идентичности связан со школьными годами в Германии. Сам Эриксон считал себя немцем, но одноклассники-немцы его своим не признавали, называя евреем**. В то же время одноклассники-евреи также не считали его своим из-за слишком светлой шевелюры и типично арийской внешности.

Третий кризис разразился после окончания школы, когда Эриксон буквально бежал из привычного круга общения и в течение нескольких лет путешествовал по Европе в поисках собственного Я. В возрасте 25 лет он начал преподавать в небольшой школе в Вене, специально созданной для детей пациентов и друзей Зигмунда Фрейда. Он прошел курс психоаналитической подготовки и объявил, что наконец нашел то, что искал: личную и профессиональную идентичность. И хотя формально он не имел высшего образования, он читал курс лекций в Гар-варде и в итоге смог стать одним из наиболее влиятельных психоаналитиков современности.

Психосоциальные стадии развития

Теория Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентичности.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни проходит восемь психосоциальных стадий развития* , каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового вызова. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению нового кризиса.


Первые четыре стадии повторяют фрейдовское членение. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эрик-сон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал).

Каждая из таких психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что удается ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разрешается неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивное решение удается достичь на следующей стадии развития. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности - установления позитивной идентичности эго.

Кризис идентичности

Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие определенного образа Я - процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами Я для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Те, кто смог обрести достаточно сильное чувство идентичности, тем самым оказывается наиболее подготовлен к столкновению со взрослыми проблемами. Те же, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должны столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса (образование, работа, женитьба), как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления.

Различия в психологии мужчины и женщины

Одним из спорных аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строил свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провел интересное исследование на мальчиках и девочках 10 - 12 лет, которые в ходе игр складывали различные фигуры из кубиков и блоков детского деревянного конструктора (Erikson. 1968).

Те фигуры, которые складывали девочки, были невысокими, статичными, в них каким-либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки.

Конструкции, сооружение в

процессе игры мальчиками (вверху) и девочкаит (внизу).

Воспроизводится по книге Эрик Г.Эриксон «Ребенок и бщество»2-е изд. 1963.

Erikson, 1902-1994) - амер. психолог и психотерапевт, один их основателей эго-психологии. В отличие от классического психоанализа, противопоставляющего индивида и общество, Э. на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в концепции Э. является понятие -"психосоциальной идентичности": устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья; при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида м. б. потеряна (так произошло, напр., с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Э., они признавались ему, что "не знают, кто они такие, они потеряли себя"). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой. Э. выделял 8 стадий психосоциального развития личности, которые он - несмотря на оппозицию к

классическому фрейдизму - отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных 3. Фрейдом, См. также Доверие, Социальная идентичность. (Е. Е. Соколова.)

Эриксон (Erickson) Эрик Хомбургер

(15.06.1902, Франфурт-на-Майне - 1994, Гарвич, Массачусетс) - американский психолог, один из основателей эго-психологии.

Биография. Получил образование в Венском институте психоанализа. Работал на медицинском факультете Гарвардского университета, в университете Беркли в Калифорнии.

Исследования. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития, каждая из которых имеет целью достижение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.).

Сочинения. Childhood and Society. N.Y., 1963;

Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1968;

Life History and the Historical Moment. N.Y., 1975