Что приносит левиафан. Левиафан: что означает это слово, и что за мифическое существо под ним скрывается? Как выглядит левиафан

Происхождение

Египтяне в древности говорили, что их страну с юга и востока охраняют непроходимые пустыни, с севера - мощные крепости, а западную границу (Нил) сторожат крокодилы . По мнению Бориса Шарова, их древние евреи могли иметь в виду, описывая Левиафана. А в дальнейшем, чтобы объяснить простому крестьянину, что есть вещи пострашнее засухи или наводнения, преувеличивали в десятки и сотни раз размер, мощь и силу зверя и приравняли его к Геенне огненной.

В Библии

Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

Влияние на культуру

Литература и изобразительное искусство

Кинематограф и анимация

  • «Левиафан » - фильм ужасов режиссёра Дж. Косматоса .
  • Левиафан - название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале «На краю Вселенной ».
  • Левиафан - одна из семи Сестёр Чистилища в аниме «Когда плачут чайки ».
  • Левиафан - гигантский робот, созданный королём Атлантиды для защиты подводного прохода к последней на дне в мультфильме «Атлантида ».
  • Левиафан - магическое имя одного из главных персонажей «Девять неизвестных », чёрного мага Артура Полякова.
  • Левиафан - Владыка Ада в кинофильме «Восставший из ада ».
  • Левиафан - морское существо из мультсериала «Пираты Тёмной Воды », внешне выглядящее как морской дракон. Левиафаны передвигаются стаями, и только кожа этих существ может выдерживать Тёмную Воду.
  • Левиафаны - в сериале «Сверхъестественное » одни из самых первых существ (в данном случае монстры), которых создал Бог задолго (помимо первых четырёх Архангелов) до создания ангелов и человека. Были заключены в Чистилище . Их поглотил Кастиэль для увеличения своей силы вместе со множеством душ из Чистилища. Главные злодеи 7-го сезона. Не могут умереть, так как не имеют души.
  • Левиафан - прототип военно-морского оружия на звуковой основе в сериале «Тайны Смолвиля ».
  • Левиафан - имя алхимика-афериста в аниме «Госик».
  • Левиафан - огромный монстр, живущий в воздушном океане, из одноимённой серии анимационного сериала «Небесные рыцари ».

Компьютерные игры

Музыка

Примечания

См. также

  • «Ориэлла» (книга Мэгги Фьюри)
  • Leviathan (альбом американской прогрессив-метал группы Mastodon)

Категории:

  • Персонажи Ветхого Завета
  • Демоны в христианстве
  • Западносемитская мифология
  • Иудаистическая мифология
  • Мифические змеи
  • Животные Библии
  • Книга Иова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Левиафан" в других словарях:

    - (евр. liwjathan, собств. значит: изогнутый, от арабск. lawaj верить, крутить). 1) морское чудовище, о котором упоминается в книге Иова. 2) заглавие знаменитого трактата английск. философа Томаса Гоббза, в котор. он олицетворяет государство в… … Словарь иностранных слов русского языка

    левиафан - а, м. leviathan, нем. Leviathan <др. евр. 1. В библии: огромное морское чудовище. Крысин 1998. Тогда некий ужасный Левиафан возшед из глубины морския, на поглощенных водой кровавых трупах, и на плоти и костях человеческих возлегал. Трутень… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Посмотрел на днях последний фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получившего приз «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Для режиссера это первая работа с откровенным, можно даже сказать нарочитым, идеолого-политическим посылом. Во всех его предыдущих артхаусных работах достаточно талантливо разрабатывались принципиально аполитичные, общечеловеческие, архетипно-универсальные темы семейных межличностных отношений – отцы и дети, мужья и жены, больной человек и его близкие перед лицом смерти…

В случае с «Левиафаном» не так: прозападная, либерально-политическая заангажированность явно взяла верх над искусством, сделала его своим послушным орудием. Что ж, кто дает призы, тот и заказывает музыку.

Интересна и весьма показательна история возникновения самого замысла фильма. В 2008 г. Звягинцеву рассказали историю об американце Марвине Джоне Химейере, ветеране войны во Вьетнаме, который из-за длительного конфликта с местной цементной компанией (г. Грэнби, штат Колорадо) по поводу территории, где находилась его мастерская, обшил свой бульдозер броней, разрушил более десяти административных зданий, нанеся миллионные убытки своим обидчикам, после чего покончил жизнь самоубийством.

Сначала Звягинцев загорелся идеей снять фильм об этой истории, но потом решил отказаться от американских коннотаций и перенес действие фильма в современную Россию, объясняя это тем, что мы имеем дело с вечной темой. Почему фильм на вечную трагическую тему нельзя снимать с привязкой к США, прямо основываясь на случившихся там событиях, режиссер так и не пояснил. Видимо, все дело в пресловутой политкорректности.

Хотя фактическая история американца Джона Химейера по своему трагизму, насыщенности и динамизму на порядок превосходит сценарную историю главного героя фильма Звягинцева. Как бы там ни было, в итоге фильм снят о сегодняшней России, хотя на самом деле основывается на событиях, произошедших в США.

Перед зрителями разворачивается драматическое столкновение трудяги, мастера на все руки и вместе с тем пьяницы и сквернослова Николая, олицетворяющего, по всей видимости, простой русский народ, и бессовестного мэра, также пьяницы и сквернослова, представляющего современное российское государство.

Николай в Церковь совсем не ходит. Мэр, напротив, показан как вполне воцерковленный человек, посещающий Богослужения, более-менее регулярно исповедующийся и причащающийся.

Все попытки Николая вместе с другом-адвокатом и женой добиться правды по закону разбиваются о всемогущество насквозь коррумпированной системы. В неравной борьбе с ней Николай теряет все самое дорогое ‑ родительский дом, землю, автомастерскую, лучшего друга, сына, любимую жену, личную свободу. Жена сначала изменяет с другом, а затем кончает жизнь самоубийством. Невиновного Николая обвиняют в ее убийстве, фабрикуют улики и по несправедливому суду садят в тюрьму на пятнадцать лет.

Мэр торжествует. На захваченной у Николая земле он строит православный храм при полном одобрении вышестоящих властей и благословении местного православного владыки, олицетворяющего Русскую Православную Церковь.

К развязке фильма складывается устойчивое впечатление, что главным виновником трагедии, является именно православный епископ, предстающий перед нами этаким красноречивым книжником и фарисеем, благочестивыми словами оправдывающий любую гнусность властей ради своих корыстных целей. Именно он ставит перед мэром задачу постройки храма на злополучном участке земли, именно он своими утешениями и проповедями наущает мэра использовать все возможные средства для достижения цели, убеждает в праведности всех его действий, заглушает в нем робкий голос время от времени просыпающейся совести, именно он получает наибольшую выгоду от всего произошедшего.

Кроме епископа, Русская Церковь в фильме также представлена беспрекословно подчиняющимся ему простым, малообразованным священником, занятым преимущественно выживанием вместе с нищим и невежественным народом.

Итак, перед нами избитый до банальности сюжет о трагедии маленького беззащитного человека и его правды, гибнущего от вопиющей несправедливости всесильного церковно-государственного аппарата.

Трагедия эта разворачивается на фоне мертвенно-серых пейзажей, бездорожья, грязи, разрухи и нищеты. Понятно, что ничего, кроме унылой безысходности и омерзения все это не вызывает.

Беспросветный мрак русской жизни свыше всякой меры нагнетается негативними символическими образами, имеющими явные христианские коннотации, ‑ разбитые, гниющие на холодной морской отмели корабли, рыбы с отрубленными головами, свиньи, которых кормят хлебом, приобетенным для церковной панихиды… Имя главного героя Николай также выбрано не случайно и имеет символический подтекст.

Прекрасная операторская работа, проникновенная игра известных актеров, суровая величавость северной природы еще более усиливают у зрителей состояние жалости и сострадания к жертвам, возмущения и ненависти по отношению к мучителям, не навязчиво подталкивают к заданным революционным выводам: «Так жить нельзя!», «Долой такое государство и такую Церковь!»

Итак, при финансовой поддержке Министерства культуры России (sic! ) российский режиссер Андрей Звягинцев снял откровенно пропагандистский лживый фильм против Православной Церкви, против России и ее народа.

В этом нет ничего нового. Все это уже было в нашей многострадальной истории. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас»(Еккл. 1:10)… «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!»(Еккл. 1:14). Сто лет назад русский народ вместе со своей Церковью все это уже проходил. Тогда глашатаем революции была литература, сегодня – «важнейшее из всех искусств» (В.И. Ленин).

Выяснить точно, что означает левиафан сейчас не так-то просто, поскольку слово «левиафан» служило обозначением для многих существ в разные времена.

Значение слова «Левиафан»

Лингвист из Германии В. Генезиус определил, что значит слово левиафан. Liviah, если прибавить к нему окончание an, то получится: «тот, кто закручивается в спираль», при более полном изучении этого слова liviah+tan означает «гирлянда».

В отдельности tan, может подразумевать:

  • Крокодила.
  • Кита.
  • Гигантскую рыбу.
  • Дракона.

Изначально левиафаном называли гигантское библейское существо, но такое же, название, могли дать целому виду других тварей, поскольку с течением времени слово левиафан стало нарицательным для любых существ, живущих в море и обладающих большими размерами. Китов часто называют «левиафанами морских глубин», а сейчас так именуют нечто грандиозное и невероятное. Впоследствии такое имя давалось большим кораблям и пароходам.

Кто такой левиафан в библии?

В христианстве левиафан часто символизирует дьявола. В Ветхом завете (книга Иова) он появляется в виде могучего морского чудовища и описывается как гигантский змей, крокодил или дракон, который будет сокрушен Богом.

  • Господь - тот, кто создал левиафанов, согласно библейскому преданию Бог создал еще одно страшное сухопутное чудовище - бегемота (демона плотских желаний). В конце времен эти два существа должны сразиться и убить друг друга, а мясо их будут есть праведники на пиру Мессии.

Еще одно имя Левиафана, которое часто упоминается в книге Иова - «змей пронизывающий» и «змей кривой» что дает основания считать, что именно Левиафан был змеем, соблазнившим Еву в райском саду. Враг света, Божьих откровений, и всего пророческого - вот что такое дух левиафана.

  • Он подталкивает христиан к тому, чтобы предаться плотской жизни, наталкивает на эгоистичность, на привлечение к себе славы и внимания. Левиафан заставляет людей держаться за старое мышление и называть правильным то, что Бог четко и определенно призвал считать неправильным.

Еще одна распространенное мнение гласит, что левиафаны были динозаврами. В книге Иова встречается упоминание о трех левиафанах: живущем в воде, прямобегуще и изгибающимся. Можно предположить, что прямобегущий имел длинные ноги, а изгибающийся - короткие, как у ящера или крокодила. Считается, что динозавров не взяли на Ноев ковчег, поскольку они представляли собой опасность для человека.

Как выглядит библейский Левиафан?

Левиафан кто такой: кит, змей или морское чудовище. Если проанализировать отрывки из псалма Давида и прибавить к этому описание из книги Иова, то левиафан предстает пред нами в виде красного дракона с семью головами, на каждой из которых венец, и десятью рогами.

Тело левиафана защищает непробиваемая чешуя, его крепкие зубы вселяют ужас, а из пасти - вырывается пламя. От его дыхания закипает море, и нет на земле существа, которое было бы сильнее его.

Описание:

  • На многих средневековых картинах можно встретить изображение Левиафана в качестве гигантского кита.
  • Разомкнутые челюсти левиафана символизируют врата в ад, на многих картинах можно увидеть, что в пасти чудовища стоит адский котел.

Описания существ, похожих на левиафана, встречаются не только в христианской мифологии:

  • В египетской мифологии Сет (бог ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти) обратился в Левиафана во время своей борьбы с Гором (бог неба и солнца).
  • В угаритской мифологии семиголовый Латану (Левиафан) сражался против Балу и Анат и был побежден.
  • В хананейской мифологии левиафан является олицетворением первобытного хаоса.
  • Согласно арамейским преданиям, Творцом сотворил левиафана без пары, поскольку его размножение могло стать губительным для всего мира.
  • Упоминается о морском чудовище левиафане в греческом мифе о Ките и Андромеде; - в геополитическом символизме символизирует власть моря.

Часто левиафан отождествляется с нильским крокодилом, которого можно было встретить в Палестине, в окрестностях Кесари (в книге Иова он назван «зверем в тростнике»). К югу от горы Кармил располагались "город крокодилов" и "река крокодилов", вот что упоминают.

Страбон и Плиний о левиафане. Город давно разрушен, но известно, что река - это Нахал-Танниним. В фольклоре левиафан встречается редко, за исключением сказаний о царе Соломоном.

Левиафан в демонологии

Есть несколько классификаций, каждая из которых отвечает на вопрос что такое левиафан (см. Демон Белиал и его связь с Левиафаном). Немецкий инквизитор П. Бинсфельда составил классифицировал демонов, разделив их по категориям греха, которые совершает человек. Так, Левиафан отвечает за зависть.

Еще одна классификация основана на ангельских чинах, она дает другой ответ, на вопрос кто такие левиафаны . Поскольку демоны являются падшими ангелами, их чины восходят к ангельским рангам. Левиафан относится к первому лику ангелов (Серафимы), он склоняет людей к ереси и другим грехам, противоречащим вере. Также, Левиафан четвертый коронованный принц ада и второй князь в иерархии серафимов, он возглавил восстание против Господа вместе с Люцифером и Вельзевулом.

Философский ответ на вопрос: левиафан кто это

Большую известность библейский монстр приобрел благодаря книге английского мыслителя Томаса Гоббса. На обложке книги, где изображен левиафан, можно увидеть гигантского человека, тело которого состоит из тысяч других человеческих тел.

В руках он держит крест и меч. В своей книге Гоббс обосновал теорию возникновения государства и общества, человек, по его мнению, изначально обладает злой природой, в этом причина постоянной «войны всех против всех».

Государство - это левиафан, чудовище, уничтожающее все на своем пути. Образ левиафана у Гоббса двойственный, с одной стороны, это сила, которой невозможно противостоять, а с другой - эта сила необходима для поддержания жизнеспособности общества.

Способы противостоять духу Левиафана:

  • Человек уязвим перед духом, когда его одолевают боль и гнев, поэтому важно умение признавать свой гнев и, при этом, принимать решение о прощении и не уделять слишком много времени обидам и злости.
  • «Страдание любит компанию»- гласит поговорка. Не окружайте себя людьми, которые будут «сострадать» Вам. Общайтесь с теми людьми, которые будут сдерживать Вас и не побоятся сказать правду, даже если она болезненна.

Существовал ли левиафан в реальности

На земле действительно существовало существо, называемое ныне левиафаном. В 2008 году на юго-западе пустыни Ика (Перу) проводились археологические раскопки. Исследователи нашли останки существа, населявшего океаны более 12 миллионов лет назад. Предположительно, останки имеют сходство с современными кашалотами.

Млекопитающее было свыше 17 метров в длину, а зубы его были 36 см в длину и 12 см в ширину, это самые большие зубы, которыми обладал кто-либо из земных хищных животных. Фото найденных останков можно посмотреть в интернете. Существо назвали «Leviathan melvillei», первая часть имени взята из Ветхого Завета, вторую же приписали кашалоту в честь Германа Мелвилла (он написал роман «Моби Дик»).

В столичных кинотеатрах показывают «Левиафан». Что такое "Левиафан", как не перепутать Иова и Иону и при чем здесь трактат Томаса Гоббса – «Большой» готовит к просмотру фильма Андрея Звягинцева.

В минский прокат вышел фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», который уже получил «Золотой глобус», номинацию на «Оскар», BAFTA и звание «фильма о Рашке-говняшке» от министра культуры РФ . В лучших традициях эпохи пост-постмодернизма фильм можно смотреть и без предварительной подготовки, вот только в этом случае вы поймете лишь то, что лежит на поверхности. «Большой» выдает необходимый минимум гуманитарных знаний, с которым можно нырять в глубины «Левиафана», чтобы понять, что такое «Левиафан».

Кто такой Левиафан?

Левиафан – морское чудовище, о котором говорится в Ветхом Завете, а точнее, в книге Иова. В Библии он олицетворяет непостижимость божественного творения, а кое-где обозначает и враждебное Богу существо, дьявола, над которым Господь одерживает победу в начале времен, но который может пробудиться снова. Его сухопутный «аналог» — бегемот, правда, судя по описаниям, левиафаны куда ужаснее.

«Круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас»
(Иов. 40:20-41:26).

Почему говорят, что Левиафан – это кит?

В том, что многие представляют себе мифическое чудище всего лишь большим китом, «виноват» самый известный литературный Левиафан, который обитает в бурных водах романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». В произведении описывался реальный свирепый кашалот больших размеров, который в сознании одержимого китобоя стал символом мирового зла, левиафаном. Кстати, попытка победить кита и зло успехом не увенчалась.

Ассоциация «Левиафан – кит» так прочно утвердилась в массовом сознании, что, когда в 2008 году исследователи обнаружили на берегах Южной Америки окаменелые останки гигантского кита, то назвали его Livyatan melvillei – «Левиафан Мелвилла». Видимо, они тоже не знали, что такое Левиафан.

Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, непобедимое, которому до тебя и дела нет

Существует еще одно литературное произведение, где речь идет о Левиафане. Когда-то английский философ Томас Гоббс использовал сильный образ морского чудовища для описания государства в своем трактате «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Морское чудовище изображалось в виде огромного человека, состоящего из тьмы крошечных человеческих тел. Вспомните Гоббса, когда будете смотреть фильм Звягинцева: левиафан — государство, жестокое, коварное, непобедимое, которому до тебя и дела нет.

При чем тут Иов и Иона?

Кроме того, что самое подробное описание Левиафана встречается в книге Иова, есть куда более важная связь ветхозаветного персонажа и творения российского кинематографа. Иов был праведником, который счастливо жил в большом богатстве вместе со своей семьей. Завистливый Дьявол стал доказывать Богу: Иов праведен только потому, что счастлив и богат. Тогда Господь позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Иов теряет богатство и детей, заболевает проказой, вынуждено покидает город и там, сидя в пепле и навозе, скоблит свои струпья черепком, но даже тогда не проклинает Господа. За смиренность и любовь Бог возвращает Иову былое счастье. Ветхозаветный Иов – символ безвинного страдания и бесконечного терпения.

Только не путайте Иова и Иону! Иона, библейский пророк тоже был знаком с Левиафаном: пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так как не хотел спасать народ Ниневии, но к «Левиафану» Звягинцева эта история имеет разве что отдаленное отношение. Хотя Иона точно узнал, что такое Левиафан…

При чем тут фильм Звягинцева?

Конечно, автослесарь Николай Сергеев, с которым познакомит вас «Левиафан», совсем не праведный Иов. Но параллель между его бедами и страданиями библейского героя проводить можно. «Николай чист сердцем и не сделал никому зла», — говорит режиссер Звягинцев.

А в основе сюжета фильма Звягинцева – трагическая история сварщика из Колорадо Марвина Джона Химейера, дом которого попытался отобрать цементный завод. Сварщик запаял себя в бульдозере и снес завод, а потом покончил с собой. Также в одном из интервью Звягинцев рассказывал, что источником вдохновения для него стала повесть Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас»: ее герой, богатый барышник из Бранденбурга, в одиночку бросает вызов государству, пытаясь отомстить обидчику, обобравшему и унизившему его аристократу.

Левиафан - чудовище, описанное неоднократно в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые демонологи считают, что он относится к демонам и даже является адским принцем. А в определенных современных хаотических религиях он считается верховным божеством.

В статье:

Чудовище Левиафан - зверь из библейской истории

В библейских притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако есть упоминания и о существах, не имевших пары и сотворенных в единственном роде. Возможно - это отражение древних античных мифов о таинственных морских и земных созданиях, поражающих глаз и являющихся настоящими чудищами или монстрами. Такие легенды встречаются у всех народов мира, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не являются исключением.

Одним из подобных зверей было чудовище Левиафан, морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по созданию этого зверя . Там же частично описывается и его облик. Левиафан обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки некоторым более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе это чудовище никоим образом не относится к демонам или злым адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничной силы Господа.

Бегемот и левиафан в книге Иова

Не был Левиафан в Библии и единственным таким существом. Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Вторым был Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Бегемот и Левиафан в книге Иова описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и тем более убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

История Левиафана и параллели с другими народами

Самые первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских и египетских мифов. Издревле в Египте считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле - сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где вполне могли трансформироваться в сущность Левиафана. Также упоминается похожее существо и в древневавилонских легендах. В них стал единственным, кто смог повергнуть Левиафана - самого сильного слугу, личное морское чудище бога моря по имени Яма .

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается весьма интересная параллель со скандинавской мифологией - там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер неустанно поедают воины, погибшие в бою. Это - однозначное совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его мясо после Страшного Суда. Другой же отсылкой к скандинавской мифологии является и змей Йормунганд - такое же мифическое морское чудовище. Да и сама сцена Страшного Суда, в которой однозначно будут сражаться мифические звери, очень похожа на скандинавский Рагнарёк - конец света.

Легко можно провести параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой , или же с Лернейской Гидрой . А в древнерусской мифологии этот образ однозначно позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо . И подобные аналоги могущественных морских существ с крайне сходными чертами есть практически во всех религиях мира и традициях, что может удивить даже самых заядлых скептиков.

По мнению же ученых, в средние века и в древности с Левиафаном часто могли путать морских зверей. Например, китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторые названия животных на латыни. А в современной культуре Левиафан часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым. Например - с безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Демон Левиафан - кто же он такой

Демон левиафан из сериала Сверхъестественное

В связи с тем, что Левиафан в мифологии считался невероятно сильным и способным на огромные разрушения существом, многие средневековые исследователи и демонологии причисляли его к лику демонов. Так, известный в шестнадцатом веке демонолог Бинсфельд отождествлял демона Левиафана с одним из смертных грехов - завистью, и причислял того к . Он считал, что Левиафан - принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с .

Другие же исследователи и многие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан есть ничто иное, как одно из имен Сатаны. Это - его звериный, разрушительный аспект. Тем не менее большинство самых известных гримуаров, например, никак не указывают на существование такого демона. А это может являться уже весьма важным фактором в исследовании этой фигуры. Ведь большинство известных во всем мире демонов так или иначе, но фигурировали в ситуациях с одержимостями. Но в тщательно задокументированных и подробно описанных случаях одержимости демонами имя Левиафана ни разу не возникает.

Сейчас же превалирует точка зрения, что существо Левиафан, все же являет собой другую силу. Он никак не относится к конфликту Рая и Ада. Левиафан представляется абсолютно нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать и о сути древнегреческого Посейдона или римского Нептуна. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако такая нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес множества исследователей. На их основе впоследствии даже сформировались некоторые отдельные культы.