Нечестивый человек. Нечестивец, нечестивый. Как истолковывается слово «нечестивый» в библейских псалмах и притчах

В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое.

1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.

2. Святитель Василий Великий в плане аллегорического толкования под советом нечестивых понимает совещание с худыми помыслами: «Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф.15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле.

3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).

По мнению составителей толкового словаря, «нечестивый» - это то же самое, что «порочный», «греховный».

В Библии, как сообщается на одном из религиозных порталов, есть сорок два упоминания о нечестивых людях.

Как истолковывается слово «нечестивый» в библейских псалмах и притчах

Нечестивым можно назвать человека надменного, берущего взаймы и не отдающего долг, произносящего лживые слова и с пренебрежением относящегося к людям, менее удачливым, чем он сам.

Нечестивцами, как сказано в онлайн-Библии, являются также люди:

  • не скупящиеся на подарки в надежде повлиять на ход правосудия;
  • гневливые (поддающиеся гневу);
  • доверяющие советам нечестивых.

Об опасности, подстерегающей всех, кто даже случайно задумался о возможности последовать такому совету, писал в своих откровениях обличитель язычества апостол Павел (он же впервые подробно охарактеризовал нечестивцев).

Нечестивыми Павел, ссылаясь на Священное Писание, называл людей, поддавшихся соблазнительным обещаниям, данным им первым нечестивцем или «нечистым» - падшим ангелом, изгнанным с небес. Предназначение совета нечестивых - заставить человека отклониться от пути, назначенного ему Богом.

Советом нечестивых священнослужители с давних времен называют сборища развратителей.

Главная цель, которую преследуют нечестивые, - это путем ложных проповедей лишить христианина силы. Склонить человека отказаться от земных страданий, необходимых для спасения души, больше думать о благоустройстве временной, земной жизни и сосредоточить все свое внимание на плотских утехах.

Другими словами, цель развратителей - направить верующих на путь нечестивых.

По какому пути идут нечестивые?

Ступившие на путь, указанный советом нечестивых, не смогут найти оправдания своим поступкам на последнем суде, уготованном им Богом. «...Путь нечестивых погибнет», - такие слова есть в одном из псалмов.

В посланиях, оставленных потомкам апостолом Павлом, сказано, что на путь грешников ступает множество людей (так как он широк), не понимая, что хорошо устроенная временная (земная) жизнь заканчивается нисхождением в преисподнюю.

Посещение собраний развратителей апостол называет последним шагом, ведущим к погибели. Известно также, что Павел предал анафеме «проповедников», чьи наставления пропитаны ложью.

Так кто же такие нечестивые люди?

Современные люди, не посещающие храм, крайне редко слышат слово «нечестивый». Это понятие встречается, главным образом, в лексиконе верующих. Большинство людей, пытаясь понять значение слова «нечестивый», обращаются к посланиям, оставленным апостолами.

Если верить информации, обнародованной на одном из религиозных сайтов, среди христиан есть и такие, которые не причисляют Иуду к числу предателей, а считают его исполнителем ответственного задания (без его предательства, мол, Иисус не смог бы выполнить свою мученическую миссию). Эта категория верующих трактует слово «нечестивый», опираясь на послания Иуды.

Опальный апостол, призывая христиан бороться за веру, которую он сам когда-то предал, дает четкое определение понятию «нечестивый»: это человек, способный увидеть в божьей благодати повод для распутства, оскверняющий плоть и злословящий в адрес представителей высоких властей.

Нечестивец, нечестивый

В ВЗ слово "нечестивый" (евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также "безбожный" ), встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: "нечестивец", "нечестивцы". Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, - поэтому слово раша часто пе-реводится и как "беззаконник". Н. являет собой полную противоположность праведному (см. Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ.
Безбожие - откровенное или скрывающееся под маской набожности - проявляется не только в отношении к Богу, но и в соответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10) . Н., "забывающие Бога" (Пс 49:22) , полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25) , и поэтому становятся "развратителями" (Пс 1:1) , "поступающими по своим нечестивым похотям" (Иуд 18) . "Нет страха Божия пред глазами" их (Пс 35:2) . Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16) . "В устах их Ты близок, но далек от сердца их" (Иер 12:2) . Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17) , и за это "им нет мира" (Ис 48:22; 57:21) . "Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис 58:4) . "Сердце нечестивого жестоко" (Притч 12:10) . Н. "низлагает бедного и нищего" (Пс 36:14) . Он "подсматривает за праведником и ищет умертвить его" (ст. 32). "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее" (Притч 21:27) . НЗ клеймит позором "нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд 4) .
II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦАМ.:

1) с человеч. т.зр., Бог "губит и непорочного и виновного" (Иов 9:22) . Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: "всему и всем одно" (Еккл 9:2) , "праведного и нечестивого будет судить Бог" (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и след.);
2) над Н. свершится суд: "отросток корня Иессея" "духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис 11:4) . Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым "пример будущим нечестивцам". Господь знает, "как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет 2:6,9) . "...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков" (Рим 1:18) , и "потому не устоят нечестивые на суде" (Пс 1:5) ;
3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7) : Господь не желает "смерти грешника", но хочет, чтобы он "обратился от пути своего и жив был" (Иез 33:11) . Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им "всех уставов" Бога (Иез 18:21) : "В правде своей, которую будет делать, он жив будет" (Иез 18:22) ;
4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который "умер за нечестивых" (Рим 5:6) , мы "будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим 5:9) . "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим 4:5) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Нечестивец, нечестивый" в других словарях:

    См. грешник... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нечестивец развратник, распутник, преступник, заблудшая овца, безбожник, греховодник, беззакозник, беззаконник, грешник … Словарь синонимов

    НЕЧЕСТИВЕЦ, нечестивца, муж. (книжн. устар.). Нечестивый человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 нечестивец (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    М. 1. разг. сниж. Тот, кто оскорбляет что либо священное; нечестивый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Вца; м. Нечестивый человек. Кто этот н.? / Шутл. Не озорничай, н.! ◁ Нечестивица, ы; ж … Энциклопедический словарь

    Ср. воображаемое состояние кого или чего при отсутствии Бога, божества; | отрицание бытия Божия, полное безверие; | непризнавание воплощения Господня. Безбожник муж. безбожница жен. неверующий в Бога, отрицающий бытие Его; | беззаконник,… … Толковый словарь Даля

    безбожьныи - (121) пр. Безбожный, иноверный; еретический; нечестивый: на обличениѥ безбожьны˫а ихъ. и преѡсквьрнѥны˫а ересы. (ἀϑέου) КЕ XII, 265а; дорофеи. иже тоѥ безбожноѥ ѥреси бывъ поборникъ. (ἀϑέως) КР 1284, 380в; безбожныи твои свѣтъ. (ἀϑέσμου) ПНЧ 1296 … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Вопрос: Кто с точки зрения ислама считается нечестивцем (фасиком)?

Ответ: Фасик (нечестивец) – это тот, кто поступает вопреки повелениям Аллаха Всевышнего, для кого совершение грехов и всего плохого является привычкой.

В терминологии шариата термин «фасик» означает выход из повиновения Аллаху и проявление непокорности Ему.

В более широком смысле фасиком является тот, кто совершает большие грехи или упорствует в малых, а также тот, кто пренебрегает всеми религиозными предписаниями или же частью из них (Фахруддин ар-Рази, Тафсируль-Кабир, II, 91; Рагиб аль-Исфахани, аль-Муфредат, 572). Фиск можно разделить на три категории:

1. Редкое совершение грехов, считая их отвратительным.

2. Упорное совершение одного и того же греха.

3. Совершение грехов, считая их дозволенными. В этом случае у человека уже не остается никакой связи с верой и религией.

В Коране термин фиск, в основном используется в значении «куфр» (неверие). Однако в некоторых аятах термин фиск упоминается в абсолютном значении (в значении нечестие). Например: фиск, совершаемый во время хаджа (аль-Бакара 2/197), или поедание мяса животных, над которыми не было произнесено имя Аллаха (аль-Анам 6/121), или фиск клеветы на мусульманина (ан-Нур 24/4).

Во всех других аятах термин фиск используется в значении неверия:

(аль-Бакара 2/99).

«Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (аль-Маида 5/47).

«Так подтвердилось Слово твоего Господа о том, что нечестивцы (фасики) не уверуют» (Юнус 10/33).

«Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами» (аль-Маида 5/81).

По мнению мутазилитов, фасик не является ни верующим, ни неверующим, а чем-то средним между ними. Это их воззрение в то же самое время является одним из пяти основополагающих принципов вероубеждений и называется «Манзилю бейналь-Манзилятейн». По их мнению, если фасик покается, то вернется к вере, а если он умрет без покаяния, то навечно окажется в Аду. По мнению хариджитов, считавших, что действия являются одной из основ веры, любое из трех вышеупомянутых проявлений фиска является куфром (неверием), и фасик навечно попадет в Ад.

Фиск является очень опасным положением, и каждый человек должен стараться избегать подобного. Необходимо избегать любых грехов, как больших, так и малых, а также следует избегать упорства в совершении малых грехов. Упорство в совершении малых грехов является одной из степеней фиска, о чем было сказано выше.

Необходимо обратить внимание на один очень важный момент: никто не может называть другого человека фасиком. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Никто не имеет права называть другого человека фасиком или кяфиром. Если кто-то назовет другого человека фасиком или кяфиром, а тот не является таковым, то эти слова вернутся к тому, кто их произнес, и он сам станет фасиком или кяфиром» (Мухтасар Таджридус-Сарих, XII, 137). В то же самое время этот хадис устанавливает очень важный нравственный принцип. Раскрытие недостатков человека, и тем более осуждение человека, приписывая ему фиск или неверие, является безнравственным, и если эти качества на самом деле не присущи тому человеку, то они возвращаются к сказавшему их.

Спрашивает Сергей
Отвечает Александра Ланц, 07.09.2013


Вопрос: "Скажите, пожалуйста,вы отвечаете на вопросы по принципу
избирательности? Снова здравствуйте.Если честно, я не совсем понял ваш ответ. Я недавно задавал такой вопрос: Свидетели Иеговы утверждают, что первые люди знали и произносили имя Бога Иегова. Так как я не получил ответа на этот вопрос,я подумал, что вы отвечаете на вопросы избирательно.

Мир вам!

Для того, чтобы перестать беспокоиться и высказывать претензии, вам необходимо внимательно прочитать те пункты, которые обозначены перед формой вопроса. Вот этот пункт, например:

"Если Ваш вопрос важен для Вас и срочен, молитесь, чтобы Бог указал на него нашим отвечающим в первую очередь, когда они будут просматривать список вопросов, так как вопросов очень много и на все мы не имеем возможности ответить".

Кажется, вы пока что относитесь к тем людям, которые сомневаются в том, что делом Бога на земле занимается Сам Бог, и что именно Он дает ответы, а не мы, и что Он всегда делает это вовремя и правильно. Он может сделать так, что ваш вопрос не заметят, и может сделать так, что на ваш вопрос ответят все отвечающие. Поэтому когда вы высказываете неудовольствие в наш адрес, вы, по сути, недовольны Его работой .

Другой пункт такой:

Перед тем, как задавать вопрос, посмотрите в соответствующих рубриках или воспользуйтесь поиском по ключевым словам (например, если Вы ищите "Второзаконие", можно искать "второзак" - это выведет заголовки всех статей, где есть такой набор символов). Поиск по всему сайту находится сверху. Вы можете вписать Ваш вопрос или его часть туда. Поиск по разделу находится слева на зеленом фоне сразу под меню. 80% поднимаемых вопросов были уже отвечены в различных статьях (даже вопросы личного плана).

Ваш вопрос как раз подпадает под этот пункт. Мы уже так много отвечали относительно имени Бога, что вряд ли кто-то сделает это еще раз . И сейчас я отвечаю на ваши претензии только для того, чтобы помочь другим нашим читателям не впасть в ваш бунт против Вседержителя. Ведь если бы вы искренне желали найти ответ на ваш вопрос и молились бы об этом Тому, Чьим именем люди спасаются, т.е. Иисусу Христу, то Вседержитель направил бы вас к поисковой системе сайта, вы тогда вы ввели бы в окошечко поиска словосочетание ИМЯ БОГА и нашли бы все эти ответы.

С уважением,

Саша.