§1. Реформы шаха Акбара. Правление акбара Реформы акбара кратко

Правление Акбара (1556-1605). Период реформ (1574-1582).

Прелюдия . Акабар – внук основателя государства Бабура. Его отец, Хумаюн, был изгнан в результате восстания старой знати под руководством вождя племени сур Шер-хана (на индийском престоле – Шер-шах). После смерти Шершаха Хумаюн силой возвращается на престол, но через год погибает, подскользнувшись на мраморной лестнице. На престол претендовал как Акбар, так и один из представителей свергнутой Хумаюном династии Сур. В битве при Панипате 1556 войска Акбара побеждают Хему (взбунтовавшийся военачальник Суров).

Сперва Акбар немного корректирует систему управления. Это ещё не сами реформы, но важно. Центральная власть – это падишах + три основных ведомства: военное, налоговое и судебное.

Военное : это армия и обеспечение (госмастерские по типу мануфактур). Армия наёмная, основная сила – в коннице, комлектуемой феодалами за счёт доходов с данных им земель. Также есть государственные части, оснащенные мушкетами. Есть слоны и пехотинцы. Гособеспечения продовольствием нет – армия на подножном корму + обоз из продавцов. Военачальники – как в центре, так и по особо беспокойным окраинам (фоудждары).

Налоговое : государство собирает все налоги – как в казну, так и для держателя феодального владения. При сборе используются как госчиновники, так и верхушка общины, которая за это освобождается от налогов (это способствует феодализации общины, но и защищает её от самоуправства госчиновников). Платят его простые общинники – райаты. На местах существуют также незаконные поборы держателей феодвладения (абвабы). На более высоком уровне за сбор отвечает почти автономный наместник большой области (субы; их к концу правления Акбара 16).

Судебное : государственный судья (кадий) для мусульман. Индусы имеют свою судебную систему. Судебную функцию выполняют и представители административной власти.

На местах: большую роль, хотя и неофициально, играют держатели феодальных владений – джагирадары (условное владение за службу) и заминдари (наследственное владение местной элиты или же владение крестьянина. Облагается налогами, неполноправно).

Собственно реформы:

Реформа джагира (владения). Он проводит перепись земельных владений, устанавливает приемлимые налоги на общинников и назначает каждому джагирдару, в зависимости от дохода с джагира, число поставляемых всадников. Налог со всех крестьян собирается государством и передаётся владельцу данной территории, который лишается формально, становится лишь получателем доходов с неё (но реально он обладает немалой властью. Попытка превратить джагирдара в чиновника, получающего жалование из казны вызвала восстание). Время владения джагиром – несколько лет, после этого челу дают джагир в другом месте. Церемония наделения джагиром сопровождалось ценным подношением государю.

Система мансабов (рангов). Что-то вроде табели о рангах, только ветвь здесь одна – военная. Любой гражданский чиновник приравнивается к офицеру, командующему нным количеством человек, т.е. ему даётся определённый ранг (мансаб). В зависимости от мансаба даётся жалование на низших ступенях (писец был десятником и ему полагалось столько, сколько десятнику и т.д.) или джагир на высших. Причём для высоких мансабов даётся джагир, с которого нужно поставить столько воинов, сколько положено по званию (к концу правления Акбара уже меньше и дальше этот процесс продолжался). Система военных мансабов – свидетельство архаичности общества, напоминает монгольскую систему.

Привлечение на службу немусульман. Всё ради увеличения социальной базы – местные феодалы-немусульмане теперь признаются полноправными владельцами своей собственности, наследственными джагирдарами. Разумеется, с соответствующими обязанностями. Конница, поставляемая новыми служилыми, и компромиссы позволили подавить мятеж джагирдаров-мусульман против отнятия у них владений.

В 1556 г. тринадцатилетним подростком на трон взошел сын Хумаюна Акбар (1542-1605), ставший подлинным основателем империи и величайшим реформатором в истории средневековой Индии. Унаследовав от отца лишь несколько разоренных войной полунезависимых провинций, Акбар смог, где военной силой, где дипломатическими путями расширить свои владения во много раз, присоединив к ним богатейшие области Гуджарата, Бенгалии, Центральной Индии и Кашмира, а также земли деканских султанатов Берара и Ахмад-нагара. Гордых и воинственных раджпутских князей, вечных возмутителей спокойствия, он превратил в своих верных союзников, породнившись с наиболее могущественными их кланами, и раджпутская кавалерия стала основой могольской армии.

Акбар осуществил ряд реформ, призванных создать на месте рыхлого, неуправляемого образования, каким была унаследованная им Могольская империя, сильное централизованное государство. Административная реформа разделила империю на провинции во главе с наместниками, которым подчинялась четкая структура налогового и судебного аппарата. Была введена единая для всей империи система мер и весов, а также календарь, причем, что крайне важно, этот календарь был основан не на догматах ислама или индуизма, а на последних достижениях астрономической науки, в том числе на трудах великого среднеазиатского астронома Улугбека.

Исключительную важность для экономики страны имела налоговая реформа, в рамках которой поземельный налог, раньше собиравшийся в натуральной форме и доходивший до одной трети урожая, был переведен в денежную. Чтобы уплатить его, крестьяне должны были продать урожай на рынке, тем самым способствуя развитию товарно-денежных отношений в империи. В конце 70-х годов падишах попытался отменить существовавшую в течение веков военно-ленную систему и жаловать за службу не землями, а деньгами. Ответом на этот шаг стали мятежи в различных провинциях, так что реформу пришлось отменить. Акбару пришлось ограничиться введением системы рангов (мансабов), которые присваивались феодалам, находившимся на государственной службе. Каждому чину (зат) соответствовала цифровая градация (савар), показывавшая, сколько всадников («савар» и означает «всадник») должен был на доходы со своих земель содержать обладатель данного чина. Для борьбы со злоупотреблениями Акбар ввел хорошо зарекомендовавшую себя у афганских феодалов, правивших Дели во время изгнания его отца Хумаю-на, практику ежегодных смотров феодалов сих отрядами. Во время этих смотров кони каждого мансабдара клеймились, что исключало передачу их от одного военачальника другому. Акбар активно содействовал развитию ремесла и торговли, отменив ряд наиболее тяжелых пошлин с купцов и ремесленников. Но наибольшую славу принесла ему религиозная реформа, целью которой было консолидировать правящую элиту, вне зависимости от вероисповедания. В рамках этой реформы Акбар, вопреки установлениям исламского права, отменил существовавший на протяжении всей истории Делийского султаната, крайне обременительный и еще более унизительный налог с немусульман - джизию. Впервые в истории Индии, да и всего средневекового мира, Акбар отказался делить религии на «истинную» и «ложную», а подданных и вообще людей - на «истинно верующих» и «неверных». Целью политики государства было объявлено не благо мусульман, а «мир для всех». «С самого начала, - писал Акбар иранскому шаху Аббасу I, - мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах и считать все народы слугами божьими. Следует заметить, что благодатью господней отмечены все религии, и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех». Акбар объявил в своих владениях полную свободу вероисповедания, отменил любую дискриминацию немусульман. При дворе стали отмечаться на равных индусские и мусульманские праздники: Акбар появлялся публично с миланом - индусским священным знаком на лбу, беседовал со священнослужителями различных конфессий. Возможность свободно проповедовать была предоставлена и прибывшим из Рима католическим миссионерам. Они, вместе с муллами, брахманами, служителями иных религий, принимали участие в бурных диспутах, устраивавшихся в специально построенном по приказу Акбара «доме молитв» - своеобразном дискуссионном клубе, где в присутствии самого падишаха представители всех конфессий могли отстаивать свои убеждения. Эти дискуссии, которые нередко перерастали в драку между противниками, навсегда отвратили, по свидетельству современника, сердце падишаха Акбара от религиозного фанатизма.


Религиозная политика Акбара вызывала недовольство мусульманских феодалов и консервативной части духовенства. Они напрямую обвиняли падишаха в ереси, поднимая народ на восстания против него. На их стороне был сын и наследник Акбара Джахангир (правил с 1605 по 1627 г.): взойдя на трон, он свел на нет многие начинания отца. Слабовольный и бездарный политик, хотя и не лишенный других талантов (известно, что Джахангир был тонким ценителем искусств, особенно живописи, сам хорошо рисовал), он передал бразды правления своей любимой жене Нур Джахан. Эта энергичная, умная и властолюбивая женщина была фактическим правителем страны. При Джахангире могольские войска окончательно покорили Ахмаднагар, а вот их попытка вторгнуться в княжество Ассам на востоке Индии окончилась поражением.

При сыне Джахангира Шах Джахане (правил с 1628 по 1657 г.) империя достигла зенита своего могущества. Европейские путешественники восхищались невиданной роскошью придворного быта. Могольское государство вело активную завоевательную политику, присоединяя богатые земли на Декане, что давало могольскому войску огромную добычу, феодалам - новые земли, но при этом разоряло «старые» провинции империи: так в 30-е годы XVII в. страшный голод поразил Гуджарат. Ряд деканских походов армии Шах Джахана окончился неудачей, но все же Биджапур и Голконда признали себя вассалами и данниками Моголов.

Аграрный строй Могольской империи XVI-XVIII вв.

Основой экономики Могольской империи, как и других средневековых государств Индии, было сельское хозяйство. В нем было занято до 80-85% населения, которое, по подсчетам ученых, составляло к 1600 г. около 150 млн чел. Сфера обрабатываемой земли постоянно расширялась, и в ряде регионов (например - Индо-Гангская низменность, Панджаб, восточная часть Гуджарата, Андхра, страна тамилов) путешественникам, по их словам, приходилось проезжать через сплошное поле, где был обработан каждый клочок земли, и одна деревня почти переходила в другую. Однако, такие территории, отличавшиеся высокой плотностью населения и интенсивностью сельского хозяйства, соседствовали с горами, густыми джунглями, пустынями, где относительно редкое население занималось скотоводством, примитивным земледелием. Многие районы были заселены племенами, сохранявшими первобытный образ жизни. Обилие невозделанных земель позволяло крестьянам, если войны и гнет делали их жизнь невыносимой, забрасывать старые деревни и переселяться на новые земли. Освоение новых земель обычно поощряло и государство, предоставляя налоговые льготы.

Сельское хозяйство Индии XVI-XVIII вв. имело довольно высокий уровень продуктивности, чему способствовало применение крестьянами различных удобрений, техники севооборота. Для орошения полей использовались каналы (их было относительно немного), резервуары и колодцы, от которых по канавам воду отводили на поля. Для подачи воды использовали приводимые в движение быками водяные колеса. Важнейшим «поставщиком» воды для рек, резервуаров, каналов были ежегодные муссоны. Урожайность многих культур превышала аналогичные показатели в других странах, включая европейские. Орудия т РУДа индийских земледельцев были хорошо приспособлены к условиям почвы того или иного района (легкий плуг, который англичане впоследствии назвали «примитивным», на деле как нельзя лучше соответствовал североиндийским «легким» почвам с неглубоким плодородным слоем). В большинстве районов собирали по два урожая зерновых в год. Широкое распространение получили садоводство и огородничество. Но особенно важным для развития экономики было то, что в сельском хозяйстве неуклонно росла доля технических культур (хлопка, сахарного тростника, тутового дерева, индиго, шафрана, позднее табака). Некоторые регионы, как, например, Гуджарат, целиком специализировались на производстве этих культур и полностью зависели от подвоза зерна из других районов. Рост производства технических культур стимулировал развитие товарно-денежных отношений.

Сельская община - главная ячейка аграрного общества - была сложной структурой, включавшей в себя несколько социальных уровней и целую систему отношений. Верхний слой общины составляла доминировавшая в данном регионе земледельческая каста: джаты (Северная Индия), кунби (Махараштра и Гуджарат), оккалига (Карнатака), веллала (Тамил наду) и т. д. Они пользовались правами свободных земледельцев (в документах их называли малики - «хозяева» или худкашт - «самостоятельные») и составляли главное податное население деревни. Из их рядов выделялась богатая и влиятельная общинная верхушка, совмещавшая должности деревенских старост и чиновников налогового аппарата. Многие представители этой верхушки превращались в мелких и средних феодалов, отказывались от обработки земли в пользу военного дела, принимали образ жизни феодальной знати и начинали претендовать на более высокий (кшатрийский) кастовый статус. Ниже полноправных общинников находился многочисленный слой безземельных арендаторов и батраков, обрабатывавших земли «хозяев», а самыми бесправными и угнетенными были общинные слуги и ремесленники из низких каст и неприкасаемых (кузнецы, кожевенники, цирюльники, стиралыцики, плотники, уборщики и т. д.), которые обслуживали полноправных членов общины и получали за эту ритуально нечистую работу, по индусским представлениям, зафиксированную многолетним обычаем долю урожая.

Все земли в могольской государстве делились на три основные категории. Из государственного домена (халиса) падишах раздавал должностным лицам за службу военные лены (джагиры). Ленник (джагирдар) получал право сбора с территории своего джагира причитающихся казне налогов. Джагир предоставлялся за военную службу: на полученные с пожалованных земель доходы джагирдар был обязан вооружить и поставить в шахскую армию определенное число воинов в зависимости от своего ранга - мансаба. Налоговое ведомство постоянно контролировало расходы джагирдаров и боролось, хотя и безуспешно, с их злоупотреблениями. В любой момент джагир могли отобрать или предоставить в другом месте. Это делалось для того, чтобы джагиры не превращались в наследственные владения, а их держатели - в суверенных правителей. На практике, однако, именно это зачастую и происходило, и в источниках XVII в. часто встречаются «давние» или «наследственные» джагиры. Джагир постепенно приобретал черты суверенного феодального владения.

Из земель халиса государи раздавали свободные от уплаты налогов пожалования (суюргал) храмам, мечетям, другим религиозным учреждениям, что считалось богоугодным делом. Значительную прослойку феодального класса составляли заминдари - либо мелкие феодалы, выходцы из общинной верхушки, либо индусская знать, сохранившая и при мусульманских владыках свои владельческие права на земли в обмен на покорность и уплату дани. Многие заминдары поступали на службу к могольским падишахам и получали свои же земли уже в качестве «наследственного джагира» . Помимо государственных земель и военных ленов существовали земли, находившиеся в частной собственности (они обозначались специальным термином милк). Это были пустоши, освоенные владельцем на собственные средства, земли под домами в городах, участки и целые деревни, подаренные храмам и мечетям, а также сами земли полноправных крестьян-общинников. Эти земли передавались по наследству, могли быть объектом купли-продажи, но кастовые правила и общинные традиции накладывали на эти операции ряд ограничений.

Главной формой налогообложения был мал (или харадж) - земельная рента-налог, которую полноправные общинники платили либо государству, если земля входила в фонд халиса, либо феодальному держателю. Этот налог, который при Акбаре стали взимать в денежной форме, был крайне тяжелым, поскольку в отдельные годы составлял даже половину

урожая. Помимо ренты, с крестьян взималось еще множество налогов, включая и «незаконные» (в пользу местных феодалов), с которыми государство безуспешно боролось. Не менее обременительными были для крестьян принудительная работа на строительстве дорог, крепостей, каналов, участие в загонной охоте феодальных владык, постой армии, разорявшей деревни не хуже неприятеля. Формально крестьянин в Могольской Индии был лично свободен, не знал крепостного права и барщины, но, покинув свою общину, он везде становился чужаком и лишался каких-либо прав. Крестьян-недоимщиков, бежавших из деревни, местным властям предписывалось ловить и карать. Для сбора недоимок и борьбы с крестьянским протестом часто применялись жестокие репрессии.

§1. Реформы шаха Акбара

Основатель Могольской империи Захиреддин Мухаммед Бабур перед смертью разделил свои владения между сыновьями, оставив основную территорию в Индии старшему- Хумаюн, приказав остальным подчиняться ему. Но Хумаюн не удержал отцовской власти и даже бежал из Индии в Иран. Незадолго до этого, в 1542 г. у него родился сын Акбар. В 1556 году 13- летний юноша становится во главе Индии после гибели правившего там Шер- шаха. Владения Моголов в начале его почти полувекового правления (с 1556 по 1605 гг.) не простиралась дальше двуречья Ганга и Джамны. В конце его правления только самый юг полуострова Индостан остался вне пределов Могольского государства.

Население Могольской империи было многоязычным, находилось на разных уровнях общественного развития, было разделено кастовыми преградами. Но большинство жило в узком мире сельской общины. Все права и обязанности передавались по наследству от отца к сыну. Вот почему сельская община была очень устойчивой и являлась основой средневекового индийского общества.

За полвека своего правления Акбар провел ряд реформ с целью централизации государственной власти, укрепления могущества империи и развития торговли. Вершиной пирамиды власти был сам монарх, который, по мнения Акбара, должен работать денно и нощно. При ежедневных приема устраивал правитель. Первый утренний- открытый дворцовый приём. Второй дневной- обсуждение текущих дел. На третьем ночном обсуждались религиозные дела и «большая» политика.

В правительстве Акбара было четыре министра: дивана- налоги и финансы, «мир бахши»- военное ведомство, мир саман- мастерские и склады, садруссудура- главы духовного и судебного управления. Падишах- так назывался официальный титул Акбара- имел также личного секретаря, управляющего делами, который присматривал указы падишаха уже после их подписания и осуществлял контроль за их исполнением. У Акбара было собственное разведывательное управление и чиновник, осуществляющий за контроль поступавшими прошениями на имя падишаха.

Весь бюрократический аппарат был выстроен по военному образцу. Все чиновники были разделены на 33 ранга. Самые высокие принадлежали только трём сыновьям Акбара.

Акбар пытался заменить выделение земельных наделов за службу денежными вознаграждениями, но, встретившись с упорным сопротивление знати, вновь вернулся к старой системе. В первые годы своего правления Акбар реформировал налоговую систему. В Могольской державе существовали три основных вида налогов- раздел урожая, когда государство отбирало его часть; фиксальный денежный налог с площади сельхозугодий; насак 1 7 - когда налог платился со всего урожая этого года.

В очень ранний период своего правления Акбар провёл ряд религиозных работ.

1 7 Насак- оценка.

Он отменил все налоги на паломников, запретил обращение военнопленных в рабство и отменил джизию 1 8 . Эти налоги приносили в казну миллионы рупий, отмена их была очень смелым шагом юного правителя (реформы проводились в 1562- 1564 гг.). родственники падишаха со стороны жён - индусок заняли высокое положение при дворе, мусульманские чиновники считались с ними как с представителями правящей династии.

В сентябре 1579 г. Акбар издал указ о непогрешимости, давший ему высшую власть при решении всех вопросов, касающихся иелама. Акбар не взял на себя руководство религией в стране, как ошибочно думали его противники. Он даже выработал свою собственную религию, названную дин- и- илахи 19 . . эта религия существовала в рамках ислама и открыта была только для людей, достигших определённых ступеней духовного развития. Но это вызвало возмущение и восстание мусульман. Пришлось жестоко подавить этот бунт.

1 8 Джизию- налог на немусульманское население.

19 Дин- и- илахи- новая религия в которой смешаны обычаи мусульман и буддистов. .Бэшем А. Чудо, которым была Индия.- М., 1977

Первым и самым важным шагом по осуществлению финансовой реформы стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Причиной этого явился разразившийся в 1933 г. банковский кризис, когда вкладчики изъяли из банков свои вклады...

Беларусь в период становления буржуазного общества (вторая половина XIX в.)

К середине ХIX в. стал очевиден кризис феодально-крепостнического хозяйства Российской империи. Царское правительство было вынуждено всерьез заняться поисками выхода их ситуации на путях реформирования производственных отношений...

Буржуазные реформы второй половины XIX в.

Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии...

Самое значительное расширение пределов Могольской империи произошло при сыне Хумайуна Акбаре I. Собственно основателем империи Великих Моголов является сын Хумаюна -- Акбар(1556--1605)...

Династия великих монголов в Индии. Правление Акбара

Преемник Акбара, Селим, принял титул Джахангира («завоеватель мира»). Все правление его (1605--1627) прошло в усмирении восстававших сыновей, прославлении султанши Нур Джахан («свет мира») или Нур Магаль («свет дворца») и в ночных оргиях...

Индия эпохи Моголов

В течение почти полувекового правления Акбара (1556-- 1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне. Правление падишаха Акбара (1556--1605) было «золотым веком» империи Великих Моголов...

История России

Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением России, показала экономическую, политическую и военную несостоятельность царизма, обнаружив пороки и язвы социально-экономической системы...

Оттепель середины 1950-х гг. в жизни советского общества

Политические взгляды Столыпина

Большие организаторские способности и решительность Столыпина проявились во время революции 1905. Твердо и энергично он подавил все бандитские выступления революционеров и навел порядок в своей губернии. 26 апр...

Реформы Газан-хана в Иране

Придя к власти, Газан первым делом распорядился разрушить в Тебризе, Багдаде и других городах ислама все языческие храмы, церкви и синагоги. Государство Хулагуидов влилось в состав мусульманского мира. Вассальная связь с Китаем...

Реформы Петра I

Допетровская Россия делилась на уезды. В 1701 г. Петр сделал первый шаг к административной реформе: был учрежден особый округ из Воронежа и недавно завоеванного Азова. В 1702 - 1703 гг...

Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.)

К началу ХХ века Иран оставался отсталой аграрной страной, полуколонией Англии и царской России. Экономика страны была в состоянии разрухи, финансовая система подорвана, внутренняя и внешняя торговля...

Становления самодержавия на Руси в эпоху Ивана Грозного

С 1549 года вместе с «Избранной радой» (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр и др.) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства...

Украина в период Великой Отечественной войны и послевоенный период

Прежде всего, предполагалось реформировать сельское хозяйство. Здесь предусматривалось: повышение закупочных цен, установление твердых планов закупки на с/х продукцию, перераспределение национального дохода в пользу с/х....

Акбар продолжил линию на укрепление служебного владения типа джагира, начатую Шер-шахом. При нем джагир вновь стал подвергаться строгому контролю государства с целью заставить владельцев джагиров -- джагирдаров -- держать соответствующий размеру их владений и боеспособный конный воинский контингент. Для этого снова стали проводить клеймение коней и регулярные смотры. Неизбежно вновь обнаружилась необходимость точного подсчета походов джагирдаров. Поэтому была начата перепись земель, охватившая центральные области государства и некоторые другие важнейшие районы (например, Гуджарат). Обработка зарегистрированных пахотных земель вменялась в обязанность общинников, но зато размер налогообложения устанавливался умеренный, основанный на многолетнем учете производительности сельского хозяйства и соответствующий платежеспособности общинников. Для основных областей налог был установлен в одну третью часть урожая. С малоплодородных пустынных и горных районов налог уменьшался, например, до седьмой доли урожая. В центральных областях Акбар требовал выплаты налога в деньгах. Это было тяжелое условие, так как оно не соответствовало уровню развития товарно-денежных отношений в сельской местности. Довольно ограниченным был и товарообмен деревни с городом. Правда, эта торговля была оживленной в ближайшей округе крупных городов, потреблявших множество сельскохозяйственных продуктов. Технические продукты -- такие, как красители (главным образом индиго и марена), хлопок, коконы или пряжа шелка, а также некоторые пищевые товары (сахар, шафран, пряности, растительное масло) оказывалось выгодным доставлять даже издалека. В целом перевод налога в денежную форму не был обеспечен достаточным развитием денежной экономики, потому фактически его нередко удавалось собирать лишь натурой. Возможно, что в некоторых случаях собранный натурой налог низовые налоговые сборщики, являвшиеся одновременно главами общинных объединений (областных общин), постепенно продавали, и таким путем им удавалось рассчитаться с казной.

В результате регламентации, проведенной Акбаром, джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения. Как уже сказано, обязанности джагирдара, по содержанию конного отряда точно определялись доходностью владения, и лишь незначительные суммы джагирдар имел право тратить на иные цели. Сам он налог не собирал, его доверенный получал от государственного сборщика налог в готовом виде. Время владения джагиром было ограничено несколькими годами, после чего феодалу могли назначить новый джагир в совершенно другом конце государства. Это должно было предотвратить сепаратизм феодалов. При получении джагира феодал обязан был делать государю ценное подношение (к примеру, выдающихся качеств коня или слона, особенно крупный драгоценный камень или ценное ювелирное изделие). Вообще внешне получение джагира выглядело так, что джагирдар получает право на оговоренную сумму дохода, которая может быть собрана с некоторой территории, а не право на данную территорию. Эта внешняя форма пожалования даже у самого Акбара породила иллюзию, что всю процедуру можно упростить, прямо выдавая джагирдарам положенные суммы из казны без распределения между ними конкретных областей. Однако именно тут наглядно проявилась подлинная феодальная природа этого владения. Казалось, джагирдары ничего не теряли, но они подняли мятеж, который с трудом удалось подавить, применяя как силу, так и щедрую раздачу территорий халиса в джагиры. Очевидно, при всей эфемерности прав владения джагирдарам было важно, что они являются владельцами определенных населенных областей, пусть временными, но господами своих подданных, короче говоря, феодалами, а не наемными слугами падишаха, получающими жалование в казначействе. Это было проявление типично феодальной психологии. Представление о своем социальном достоинстве феодалы непосредственно связывали с владением населенной территорией. Кроме того, формальное отсутствие у джагирдаров

прав в отношении населения их джагиров на самом деле вовсе не означало, что и фактически положение является таковым. Джагирдары сами и с помощью своих доверенных собирали разнообразные незаконные сборы сверх твердо установленных государством податей -- абвабы. Акбар запрещал взимать эти несанкционированные поборы, но в конечном счете потерпел здесь такую же неудачу, как и с переводом джагирдаров на денежное жалование. Нередко получение незаконных поборов с общинников было обставлено таким образом, что джагирдар отправлялся в объезд, своих владений, а жители деревень в соответствии с обычаем должны были не только радушно принять своего господина и его свиту, но и делать ему соответствующие торжественности случая подношения. Джагирдары претендовали и на осуществление своих прав собственника-суверена, на осуществление публично-правовой власти над своими подданными, что тоже могло быть связано с некоторыми доходами. Следовательно, владение областью в качестве джагира давало феодалу и существенную материальную выгоду.

С целью регламентации размера дохода и обязанностей состоящих на службе падишаха чиновников и феодалов Акбар ввел свеобразную табель о рангах. Все представители госаппарата и военачальники от мелкого чиновника-писаря до наследного принца рассматривались как лица, состоящие на военной службе падишаха и получали в соответствии со своим местом ранг (мансаб). Какой-нибудь писарь казначейства считался начальником десяти воинов (низший мансаб) и получал. соответствующее жалование. Джагирдар обычно получал мансаб начальника от 400 до 1000 воинов-кавалеристов, и в соответствии с этим определялся размер его джагира. Приближенные падишаха получали большие мансабы и соответственно большие области в джагир. Мансабы принцев могли быть рангами пяти- и семитысячника, а в XVII в. еще больше. Если мелкий чиновник - мансабдар получал небольшое жалование из казны, то немногочисленные мансабдары - джагирдары (их. было от нескольких сот при Акбаре до тысячи с лишним в более поздний период) владели целыми областями. Система мансабдари (табель о рангах) была основана на представлении о сугубо военной организации государственной машины. В чем-то она сродни поголовной регламентации мужчин в качестве воинов и военачальников разного ранга в татаро-монгольской орде при Чингисхане и его наследниках. Эта реформа свидетельствует не о бюрократизации государственной организации, а о ее заметной архаичности, примитивности идеологии господствующих кругов Могольской державы, связанной с неизжитыми следами кочевого и племенного быта. В пользу такой характеристики Могольского государства говорят и некоторые другие обстоятельства.

В задуманной Акбаром форме система мансабдари просуществовала недолго. Уже в конце его правления было официально признано, что джагирдары могут держать конный отряд меньшей численности, чем положено по их рангу и размеру джагира. При последующих падишахах, правивших в XVII в., это расхождение еще больше увеличивалось. Например, джагирдар, имевший ранг пятисотника, фактически выставлял конный отряд в триста всадников и законность такого нарушения долга феодала перед его сюзереном подтверждалась в документах военного ведомства. Этот факт свидетельствует, что тенденция к централизации государства в течение полувекового царствования Акбара стала затухать и постепенно поддаваться противоположной центробежной тенденции. Феодалы явочным порядком добивались присвоения на свои личные нужды все большей доли дохода с джагира. При этом постепенно возрос и размер налога -- до одной второй доли урожая в конце XVI в. Больше увеличить налоговое давление на общины не удалось в течение всего XVII в. Но надо учитывать, что это лишь некий средний показатель, норма, которую нельзя было безболезненно преступать без ущерба для экономики страны.

Политика Акбара была целенаправленно ориентирована на всемерное укрепление его личной власти. В этом плане Акбар искал путей расширения ее социальной базы. Очень важным политическим шагом Акбара явилось привлечение на могольскую службу раджпутских феодалов, индусов по религии. Небольшое число феодалов-индусов и раньше состояло на службе мусульманских государей, например в державе Бахмани. Но это были исключения, положение их в кругу мусульманской знати было неравноправно, их существование рассматривалось как вынужденный компромисс, досадная случайность. Акбар же привлек на свою службу всю массу вассальных князей с их многочисленными вассалами, приблизил князей к себе и допустил ко двору, в свой дарбар, предоставил многим из них важные государственные посты. Эти князья были признаны джагирдарами своих владений. Это не означало экспроприации их княжеств. Они были признаны наследственными джагирдарами с обязанностью выставлять на службу падишаха конное войско. Кроме того, Акбар жаловал им дополнительно и обычные джагиры. Все это, конечно, вызывало недовольство мусульманских военачальников-феодалов, но в итоге им пришлось смириться. Эта политика Акбара полностью себя оправдала. В частности, с помощью новых джагирдаров - раджпутов Акбару удалось подавить мятеж мусульман - джагирдаров. Тяжелая раджпутская кавалерия стала важной составной частью могольской армии. Известно, что после завоевания у Ахмаднагара севера Махарашатры Акбар принял на службу в качестве джагирдаров несколько "представителей маратхской знати.

Дальновидная политика веротерпимости в стране, где мусульмане составляли незначительное меньшинство, привела Акбара к более грандиозным, но утопическим замыслам. Он решил создать новую религию, которая объединила бы всех его подданных -- и индусов и мусульман -- под духовной властью пророка, в качестве которого выступал он сам. С этой целью он выделил определенные элементы религиозных учений в исламе и индуизме и сконструировал искусственную религию под названием дин-и-иляхи (божественная вера). Нельзя сказать, что этот замысел Акбара был совершенно беспочвенным, напротив, идеи религиозной реформации витали в воздухе и оставили глубокий след в религиозной и культурной жизни Индии: различные бхактистские учения-толки суфизма в исламе и впечатляющий пример возникновения новой религии сикхизма, основанного в немалой мере на синтезе идей бхакти и суфизма. Но придуманная Акбаром религия имела правительственное, а не народное происхождение и не нашла социальной опоры. Дин-и-иляхи встретила равнодушие индусов и ожесточенную оппозицию мусульманского духовенства и мусульманской знати. Честолюбивый замысел Акбара потерпел крах. Малочисленная община сторонников религии дин-и-иляхи распалась спустя недолгое время после его смерти. Все же следует обратить внимание на гуманистическую направленность религиозной реформы Акбара, имевшей в виду создание в Индии атмосферы религиозного мира и терпимости. Отступление последующих правителей державы Великих Моголов от политики веротерпимости в сторону мусульманского фанатизма (прежде всего падишаха Аурангзеба во второй половине XVII в.) принесло народам Индии много бедствий и объективно было фактором ослабления власти Моголов.

С 18 лет начинает править сам. Тогда Дели, Агра, восток Пенджаба, район Кабула. К 1605 вся северная Индия, султанаты в Мальве, Гуджарате, Бенгалия, Синд, Кашмир, раджпутские княжества, Кандагар, государство в Ориссе.

Централизация, упрочение власти. Военное, финансовое и судебные ведомства. Держал собственное наемное войско, пытался совершенствовать огнестрельные войска. Для снабжения войска государственные мастерские. Налоговое ведомство: реестр земель и налогов, собирало налоги с государственных и частных земель, потом передавало в руки. Территория разделена на военные наместничества (субы), во главе правитель; округа. Общинная администрация помогала собирать налоги.

Повторил реформы насчет джагира: смотры, клеймение коней. Перепись населения и земель; налог в зависимости от плодородия. Центр должен был платить в деньгах, что тяжело: связь между городом и деревней не развита. Джагир стал весьма ограниченной формой землевладения. Джагир могли менять феодалу раз в несколько лет; налоги собирал не он. Своеобразная табель о рангах, чисто военный принцип. Постепенно тенденция к централизации стала утихать, налоги увеличиваются. Привлечение индусов-atjlfkjdна службу для расширения своей поддержки. Политика веротерпимости + Акбар мечтал создать свою собственную религию, где пророк он сам. Потерпел в этом поражение, так как данная религия имела правительственное, а не народное происхождение. Идеи реформации витали в воздухе. Примитивность, архаичность взглядов Акбара, связана с неизжитыми следами кочевого и племенного бытия.

Билет 5

1. Борьба Китая против нашествия кочевников в XI-XII вв. 197

Провал реформ ослабил империю Сун. Господ-ий класс стал предпочит окупаться данью от варваров. Кит правит-во вступило в переговоры с чжурчжэнями(заним ск-вом, охотой и торговлей с К). После того как гос-во киданей Ляо захв их, связь ухудш-сь. Разлож-е первобытно-общин строя вызв длит внутр борьбу. Власть там захват племен арист-ия. Ее вождь Агуда в 1115г имп-р гос-ва Цзинь. Сунский двор договор с чж-ни. В 1115-1125 чж-ни разгром имп-ию Ляо. Кидане бежали и орган гос-во в р-не Иссык-Куля Зап Ляо. Чж-ни вторг в севкит земли. Весной 1126г их конница приблиз-сь к Хуанхэ и угрож Кайфыну. Побед стор-ки мира с Цзинь. Возмущ-е нар масс. Сунский двор остан-л воен пригот для борьбы с чж-ни и начал переговоры с цзиньскими пол-цами. В 1127 чж-ни снова у Кайфына и захват. Чж-ни на юг. Сожгли г. Янчжоу. Затем перебрались на юж бер-г Янцзы. Цз-ая верх-ка укреп-сь сев-ее Хуанхэ и там создала врем гос-во. В провин-ях Хэнань, Шаньдун, шаньси чж-ни встрет отпор и отошли на сев. Гос-во Ци направили гл удар в р-н Янцзы. В 30х г самый выд-ся военач-к Юэ Фэй. Войско Ю.Ф нанес ряд пораж-й чж-ням, но пришлось отвести армию. В 1141 его казнили. В 1142-мир договор. Кит имп-р признал вассалом цзинского правителя и выпл-л дань. Граница империй по р.Хуайшуй. Сунский двор признал права чж=ей на захв ими кит земли. В 12в на террит К 4 гос-ва: на сев-чж-ская имп-ия Цзинь, на сев-зап тангутское гос-во Си Ся, на юге-Сунская имп-ия и гос-ое объед-е Наньчжао в Юньнани. В 13в-новое вторж-е кочевников. В 1211г полчища Чингисхана вступ в Шаньси. К к12-н13вв в Цзинь изменения. Многие чж-нивели оседлый обр жизни. Сун прав-во соглаш-е с Чингисханом и перестало плат дань. В 1215 Ч-хан овладнл гПекином. Части войска двин-сь на сев-вос к КореиВ 1218г они начали поход на зап. Завоев-е тангут-ого гос-ва Зап-ое Ся законч-сь в 1227г. В уничтож-и его участвовал сам Ч-хан. Войнв с сев К продолж-сь до 1234 и зак-сь разгромом чж-ского цар-ва. Ханы воен действия против юж Сунов. Монгол ханы нач воен действия против Сун гос-ва на юге в 1235г, но не достигли успеха. В 1251 решили послать в Китай войско под рук Хубилая. Монголы подчинили себе Тибет и гос-во Наньчжао. Но занять столицу юж Сунов Ханьчжоу им удалось лишь в 1279г. Вся террит-я К вошла в состав новой монгол имп-ии, правитель Хубилай, столица Пекин. Династия назыв Юань.