Все мифы древнего рима. Мифы древнего рима. Миф о поколении людей

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

На мифологию и религию римлян большое влияние оказали соседние народы - этруски и греки. Но вместе с тем легенды и мифы древнего Рима имеют свою самобытность.

Зарождение римской мифологии

Дату возникновения религии древнего Рима определить трудно. Известно, что в конце II - начале I тысячелетия до н. э. происходила миграция италиков (так называли народы, населявшие до образования на нем Римского государства), которые в течение нескольких веков расселялись по Италии и затем ассимилировались с римлянами. Они имели свою культуру и религию.

В 753 году до нашей эры, согласно легенде, был основан Рим. С VIII по VI вв. до н. э. длился царский период, когда были заложены основы общественно-государственной и религиозной жизни империи. Официальный пантеон богов и мифы древнего Рима сложились примерно в этот период. Хотя нужно сразу отметить, что с завоеваниями римлянами новых территорий они охотно включали в свою мифологию и религию чужих богов и героев, поэтому список божеств и легенд постоянно пополнялся.

Отличительные черты религии древнего Рима

Как и в Греции, здесь не было строгой организации вероучения. Боги и мифы древнего Рима частично были заимствованы у соседних стран. Отличие римской религии от той же греческой было существенным.

Если для греков божество - это прежде всего личность со своими, вполне человеческими, чертами характера, то римляне никогда не представляли богов в виде антропоморфных существ. В самом начале формирования своей религии они даже не могли назвать их половую принадлежность. Греки представляли свой пантеон божественных сил как большую семью, в которой между родственниками постоянно случаются скандалы и происходят разногласия. Для греков боги - это личности, наделенные сверхъестественными силами и обладающие идеальными качествами. Поэтому вокруг них создавался ореол мифов.

Отношение римлян к божествам было другим. Мир в их представлении был населен враждебными или благосклонными к миру людей сущностями. Они есть везде и постоянно сопровождают человека. Мифы древнего Рима говорят, что до взросления юноша или девушка находились под покровительством большого количества божественных сущностей. Это был бог колыбели, первых шагов, надежды, здравомыслия и прочие. По мере взросления одни божества оставляли человека, а другие, напротив, брали его под свою опеку - это шесть богов брака, удачи и здоровья, богатства. Умирающего сопровождали в последний путь столько же высших существ, что и при рождении: лишающий света, отбирающий душу, приносящий смерть.

Еще одна отличительная черта римской религии - ее тесная связь с государством. Изначально все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, совершал ее глава - отец. Позднее многие семейные и родовые празднества приобрели государственное значение и превратились в официальные мероприятия.

Отличалось и положение жрецов. Если в древней Греции они выделялись в отдельную группу населения, то у римлян являлись государственными служащими. Существовало несколько жреческих коллегий: весталки, понтифики и авгуры.

Религия и древние мифы Рима носили смешанный характер. Основа - это исконно римские божества. В пантеон богов входили заимствованные персонажи из греческой и этрусской религии и персонифицированные понятия, появившиеся много позже. К ним относится, например, Fortuna - счастье.

Пантеон римских богов

У римлян изначально было особое отношение к богам. Они не были связаны семейными отношениями, как греческие божества, о них не слагали мифов. долгое время отказывались придавать своим богам черты характера и облик. Часть сказаний о них в конце концов была заимствована у греков.

Древние мифы Рима говорят о том, что список римских богов был очень обширен. Сюда входили Хаос, Темпус, Амур, Сатурн, Уран, Океан и другие божества, а также их дети - титаны.

Третье и четвертое поколения стали главными в пантеоне и были представлены 12 богами. Они приведены в соответствие с олимпийцами у греков. Юпитер (Зевс) - олицетворение грозы и молний, Юнона (Гера) - его жена и покровительница семьи и брака, Церера (Деметра) - богиня плодородия. Минерва и Юнона были заимствованы из этрусской религии.

В римский пантеон входили и персонифицированные существа, ставшие богами:

Виктория - Победа;

Фатум - Судьба;

Либертас - Свобода;

Психея - Душа;

Мания - Безумие;

Фортуна - Удача;

Ювента - Юность.

Наиболее важное значение для римлян имели земледельческие и родовые божества.

Влияние греческой мифологии

Мифы древней Греции и Рима очень похожи, поскольку многое о богах римляне почерпнули у своего близкого соседа. Процесс заимствования начинается в конце VI - начале V веков. Совершенно ошибочным является мнение, что 12 главных божеств Олимпа были взяты Римом и получили новые имена. Юпитер, Вулкан, Веста, Марс, Сатурн - это исконно римские божества, впоследствии соотнесенные с греческими. Первыми богами, заимствованными у греков, стали Аполлон и Дионис. Кроме того, римляне включили в свой пантеон Геркулеса и Гермеса, а также греческих богов и титанов первого и второго поколений.

У римлян было много божеств, которых они сами делили на старых и новых. Позднее они создали свой пантеон главных богов, взяв за основу сонм греческих высших сил.

Мифы древнего Рима: краткое содержание. Боги и герои

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была бедной, то много сказаний они переняли у греков. Но были и исконно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.

Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, поскольку считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой - в прошлое.

Слуги пожалели малышей и положили их в корыто, которое пустили в плаванье по реке. Высоко стоявшая в ней вода опустилась и корыто пристало к берегу под смоковницей. Крики детей услышала жившая неподалеку со своим выводком волчица и стала кормить младенцев. Это зрелище однажды увидел пастух Фавстул и забрал детей к себе домой.

Когда они повзрослели, приемные родители рассказали братьям об их происхождении. Ромул и Рем отправились к Нумитору, который сразу же признал их. Собрав с его помощью небольшой отряд, браться убили Амулия и объявили царем своего деда. В награду они попросили земли по берегам Тибра, где нашли свое спасение. Там было решено заложить столицу будущего царства. Во время спора за то, чье имя она будет носить, Рем был убит Ромулом.

Герои римских мифов

Большинство легенд, кроме заимствованных у греков, рассказывают о персонажах, которые совершали подвиги или жертвовали собой во имя процветания Рима. Это Ромул и Рем, братья Горации, Луций Юний, Муций Сцевола и многие другие. Римская религия была подчинена государству и гражданскому долгу. Многие мифы были эпическими и прославляли героев-императоров.

Эней

Эней - основатель Римского государства. Сын богини Афродиты, друг Гектора, герой - юный царевич бежал с маленьким сыном и отцом после падения Трои и попал в неизвестную страну, где жили латины. Он женился на Лавинии, дочери местного царя Латина, и вместе с ним стал управлять Италийскими землями. Потомки Энея, Ромул и Рем, стали основателями Рима.

Мифы древнего Рима для детей - лучшие книги для маленьких читателей

Несмотря на обилие книг, найти достойную литературу по изучению мифов древних народов сложно. Особняком здесь стоит произведение, которое было создано ровно 100 лет назад и до сих пор является эталоном. Н. А. Кун «Мифы древнего Рима и Греции» - эту книгу знает огромное количество читателей. Она была написана в 1914 году специально для учеников школ и всех ценителей мифологии древних народов. Собрание мифов написано очень простым и одновременно живым языком, и прекрасно подходит для детской аудитории.

А. А. Нейхардт составила интересный сборник «Легенды и сказания древнего Рима», который дает лаконичную информацию по римским богам и героям.

Заключение

Благодаря тому, что римляне заимствовали греческих богов и мифы, эти сказания дошли до наших дней. Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Вергилий создал эпос «Энеида», Овидий написал «Метаморфозы» и «Фасты». Благодаря их трудам современный человек сейчас имеет возможность узнать о религиозных представлениях и богах двух великих древних государств - Греции и Рима.

Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Однако довольно известными являются жреческие книги «Индигита-менты». Сохранились официальные записи о жизни древнеримских общин, записи древнегреческих авторов в отклик на события в Гесперии (как они называли древнюю Италию), гимны коллегий Арвальских братьев и т. д.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Однако основными источниками принято считать «Энеиду» Вергилия, книги истории Ливия, «Фасты» Овидия и четвертую книгу Проперция.

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано...государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала... некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Изумленный отвагой и невероятной стойкостью патриция, Порсенна воскликнул: «Если все римляне такие стойкие, то победить их невозможно». Он отпустил Муция, который с той поры стал носить прозвище Сцевола (Левша), и решил начать переговоры о перемирии.

Римская фантазия (фрагмент). Художник П. Панини

Предисловие

Древний Рим – не просто самая могущественная из цивилизаций античности, это целая эпоха мировой истории и культуры, длившаяся с восьмого века до нашей эры по пятый век эры нашей. Это величайшее государство, в период наивысшего могущества охватывавшее территории от севера Англии до севера Африки, от Гибралтара до Персидского залива, получило название по главному своему городу – Риму. Когда-то небольшое поселение изгоев и отщепенцев, основанное легендарным полубогом Ромулом на берегу реки Тибр, Рим со временем превратился в самое блистательное творение рук человека античности и, по праву получив титул «Вечного города», стал сердцем огромной империи. Именно там, в столице мира, стоит искать квинтэссенцию римской культуры, ради чего, собственно, и написана эта книга. Поэтому на протяжении всего повествования мы так и не сможем далеко отойти от стен Вечного города.

Корпус историко-культурных сведений о Риме колоссален, под этой же обложкой вы найдете лишь краткий обзор римских верований и легенд. Римская культура специфична и интересна тем, что, веками поглощая и впитывая обычаи и нравы покоренных народов, сохранила под всеми этими наслоениями собственный стержень и собственный неповторимый дух. Познакомить читателя, ранее не соприкасавшегося с этой эпохой, с пантеоном римских богов и верованиями римлян, с логикой и этикой римской духовной культуры, с самыми известными или характерными легендами и преданиями Рима мы и намеревались, подбирая истории для данной книги. Все написанное ниже – это изложение трудов известных античных авторов, по мере надобности откомментированное с привлечением трудов известных историков и для удобства восприятия разбитое на законченные очерки и разделы. Мы надеемся, что эта книга станет лишь первым шагом на долгом пути вашего знакомства с величественной и суровой эпохой Древнего Рима.

Отбирая сюжеты для дальнейшего повествования, мы старались, во-первых, останавливаться лишь на том, что действительно способно заинтересовать современного читателя, во-вторых, делать акценты на ключевые моменты в понимании римской жизни: мышление, поведение, нравы и обычаи людей той эпохи. Немаловажным представлялась нам и необходимость должным образом, с позиций того далекого времени, раскрыть известные, позже многократно использовавшиеся в мировой культуре сюжеты.

Первый раздел нашей книги полностью посвящен характеристике и эволюции римских верований, взаимоотношениям римлян с богами и духами обширного пантеона. Во втором и третьем разделе собран корпус самых известных, любопытных и характерных римских легенд и преданий, соотнесенный с канвой исторических событий. Последний же раздел охватывает короткий, но, вероятно, самый освещенный период римской истории – век первых императоров, где мы по мере сил разбираем и эпизоды, возможно, уже известные читателю, наполняя их немаловажными подробностями и комментариями, позволяющими более объективно взглянуть на героев и эпоху.

Мы надеемся, что любознательному читателю, открытому для всего нового, эта книга принесет немало интересных сведений, неординарных наблюдений и, конечно, много часов увлекательного чтения.



По дороге в храм. Художник Л. Альма-Тадема

Пантеон и верования Древнего Рима

О римской мифологии


Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее – довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства – от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона – того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи – покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны – тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога – покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» – «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после – торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

– Юпитер (у греков Зевс) – бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

– Нептун (у греков Посейдон) – бог морей;

– Вулкан (у греков Гефест) – бог огня и кузнечного ремесла;

– Аполлон – бог света, наук и искусств;

– Меркурий (у греков Гермес) – бог торговли;

– Марс (у греков Арес) – бог войны;

– Юнона (у греков Гера) – богиня брака, жена Юпитера;

– Минерва (у греков Афина) – богиня мудрости и ремесел;

– Церера (у греков Деметра) – богиня плодородия;

– Венера (у греков Афродита) – богиня любви и красоты;

– Веста (у греков Гестия) – богиня семейного очага;

– Диана (у греков Артемида) – богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Янус

Происхождение бога Януса, который не почитался нигде, кроме Рима, вероятно, очень древнее. В ранних текстах Януса называли «богом богов» и «добрым создателем», что, возможно, является отголоском мифа о Янусе как творце всего мира. Во времена более поздние Януса видели уже не демиургом, а божеством дверей, входа и выхода, но он оставался одним из наиболее чтимых римских богов.

Имя его, по всей видимости, происходит от слова ianua – «дверь», хотя Цицерон связывал его с глаголом inire – «наступать», Овидий же возводил имя «Янус» к «Хаосу», из которого тот якобы и появился в момент сотворения мира. В древности, говорят, Янус жил на месте Рима на холме Яникуле.

Так как Янус был богом дверей, храм его, построенный по преданию Нумой Помпилием в северной части римского форума, представлял собой двойную, с крышей и стенами, арку. Это были символические ворота римского государства, в центре которых, внутри, возвышалось изображение Януса.

Храм Януса служил показателем войны и мира в Риме: когда начиналась война, царь или консул отпирал храм и через эти ворота, перед ликами бога, проходили отправлявшиеся в поход римские воины. На время войны ворота оставались открытыми и запирались только тогда, когда во всем государстве наступал мир. Отсюда, по всей видимости, некая связь Януса с Квирином, сабинским богом войны. По крайней мере, храм-ворота Нума Помпилий посвятил, по преданию, божеству Янусу Квирину, так же именуют его в торжественной формуле объявления войны жрецы-фециалы.

Будучи богом входа, Янус считался в Риме покровителем любого начала. Римляне говорили: «В руках Януса – начало, в руках Юпитера – все». При обращении к богам первым провозглашалось имя Януса. В честь него назывался первый месяц двенадцатимесячного года, январь – januaris, ему посвящался сам праздник нового года – январские календы, когда в жертву Янусу приносили белого быка. Любые календы, то есть первый день месяца, также были посвящены Янусу, как и утренние часы каждого дня. Постепенно Януса стали почитать как божество, управляющее движением года и времени вообще. На некоторых его изображениях на пальцах рук Януса начертано разбитое надвое римское число CCCLXV (на правой CCC, на левой – LXV), то есть 365 – по количеству дней в году.

Вдобавок Януса полагали божественным привратником, именуя его Замыкающим и Отворяющим, так как утром он открывал небесные врата и выпускал на небосвод солнце, а на ночь запирал его обратно. Поэтому Януса изображают с ключом в одной руке и посохом в другой.

Но самый известный внешний атрибут Януса – его двуликость, причем лица Януса смотрят в противоположные стороны. Черту эту объясняли тем, что двери тоже ведут как наружу, так и внутрь, а еще тем, что Янус смотрит одновременно в прошлое и в будущее.

Несмотря на то что Янус был одним из наиболее уважаемых государством богов, в народе культ Януса не получил широкого распространения. Однако простые люди считали Януса также покровителем дорог и путников, а римские мореходы подносили ему дары, так как верили, что именно он научил людей строить первые корабли.

Некоторые говорят, что Янус был женат на нимфе Ютурне, сестре рутульского царя Турна, имевшей свой источник близ реки Нумиция. Ютурна родила ему сына Фонта, бога родников.


Танец под музыку времени. Художник Н. Пуссен


Рассказывают также историю о Янусе и нимфе Карне, в которую он был влюблен. Карна избегала общества мужчин, предпочитая охотиться с дротиками на зверей и птиц. Много юношей искали ее любви, и самым настырным она говорила, что при свете солнца ей стыдно ответить их просьбам, но предлагала пройти в темную пещеру, где обещала ласки. Сама же, вместе того чтобы идти за ними, пряталась в густом кустарнике.

Так же отвечала Карна и влюбленному Янусу, но забыла, что у Януса два лица и он спиной видит, куда она спряталась. В зарослях под самой скалой Янус настиг нимфу и, уже обнимая, пообещал взамен утраченной девственности сделать ее богиней дверных петель и подарил ветку белого терновника, которым отвращали от дверей дома несчастья.

Однажды Карна спасла от ночных птиц, питавшихся кровью и внутренностями младенцев, пятидневного Проку, будущего царя Альбы-Лонги. Окропив водой порог и пожертвовав птицам свиные потроха, Карна оставила на окне царского дома белую ветку Януса, и больше ночные птицы не трогали младенца. С тех пор Карну почитали как защитницу детей и хранительницу внутренних органов человека.

Сатурн

Бога Сатурна римляне почитали с глубокой древности и очень широко, повсюду были его святилища, а сама Италия, по преданию, изначально называлась Сатурновой землей. Сатурна считали богом плодородной земли и посевов (имя его происходит от латинского satus – посев), но образ его постепенно слился с фигурой греческого бога Кроноса, отца Зевса, которого тот сверг и заключил в бездне Тартара.


Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру. Художник И. Акимов


В умах римлян это предание преобразилось и звучало так: когда Юпитер сбросил Сатурна с трона, тот сел на корабль и после долгих скитаний причалил к берегам Лация, центральной Италии, где жило племя латинов и где будет со временем построен вечный город Рим. По Тибру Сатурн поднялся на корабле до холма Яникула, где его гостеприимно принял Янус. Сам Сатурн обосновался на другом берегу реки, у подножия Капитолия. У того же холма стояло и древнейшее его святилище. В те давние времена жившие поблизости люди были дикими и добывали себе пропитание охотой. Сатурн собрал их в единое племя, научил обрабатывать землю, выращивать фрукты и виноград. Говорят, сама эта земля получила название «Лаций» от слова latere, «скрывать», потому что укрыла бежавшего от сыновнего гнева Сатурна.


Золотой век Художник Э. Дж. Пойнтер


Время, когда бог правил латинами, называли Золотым веком. Тогда все люди жили в мире и изобилии и были равны, не делились на рабов и свободных, бедных и богатых. Но со временем Сатурн покинул Капитолий, и Золотой век ушел в прошлое. В честь Сатурна, создателя земледелия, и в память о его временах в конце каждого года римляне справляли веселый праздник Сатурналии, посвященный сбору последнего урожая, когда рабы уравнивались в правах с хозяевами. Также называли сатурновым поколением мирных земледельцев, живущих на лоне природы, и сатурновым стихом – незатейливый размер, которым писали древнейшие поэты.

Во времена Республики на месте древнего святилища воздвигли храм в честь Сатурна и его жены, богини Опс, которую ассоциировали с греческой Реей. Под этим храмом как под охраной бога держали римскую казну и договоры о государственных долгах и доходах.

Рассказывали также, что у Сатурна был сын по имени Пик, бог полей и лесов. Был он прекрасен телом и душой, и многие нимфы заглядывались на него, но он отдал свое сердце лишь одной – дочери Януса Каненте, славившейся своим не обыкновенным голосом. Однажды Пик отправился в леса Лаврента охотиться на кабанов. Там увидела его волшебница Цирцея, собиравшая травы, и остолбенела, пораженная красотой Пика: он ехал через лес на коне с двумя дротиками в руках и в алом плаще-хламиде, сколотом золотой пряжкой. С первого взгляда Цирцея влюбилась в Пика и, чтобы выманить его подальше от свиты, сотворила призрак вепря, увлекший Пика в глухую чащу.


Цирцея. Художник Дж. У. Уотерхаус


В чаще подкараулила волшебница Пика и стала умолять его о любви. Пик же отвечал, что любит лишь свою жену Каненту и будет хранить ей верность. Оскорбленная отказом Цирцея выкрикнула заклинание, и почувствовал Пик, что превращается в птицу. В досаде бил он клювом деревья, но человеческий облик к нему не вернулся. Только оперенье птицы сохранило следы былого наряда Пика: крылья ее красноватые, а вокруг шеи – золотой ободок. Мы называем эту птицу дятлом.

Тщетно спутники Пика искали его по лесам, нашли только Цирцею. Они узнали могущественную волшебницу и стали требовать, чтобы она вернула им Пика, но коварная Цирцея воззвала к безднам и превратила спутников Пика в диких зверей.

Канента же никак не могла дождаться мужа. Она рыдала, в горе рвала волосы и шесть дней и ночей без сна и еды бродила по лесам и полям, разыскивая Пика. Наконец пришла она к берегу Тибра и там без сил опустилась на землю, чтобы спеть свою последнюю песню. Канента пела и потихоньку таяла в воздухе, пока совсем не исчезла. В память о Каненте место, где ее не стало, называют Певчим.

Рождение. Отец Зевса Крон, который свергнул своего отца деда Зевса Урана (см. « ») не был уверен, что власть останется в его руках. Тогда Крон приказал своей жене Рее приносить ему своих детей: Гестию, Деметру, Геру, Аиду и Посейдона, которых он съедал. Рея не хотела потерять своего шестого ребенка Зевса и спрятала его на острове Крит.

Борьба с Титанами. Когда Зевс подрос и возмужал, он решил вернуть своих братьев и сестер, заставив Крона извергнуть их из своей утробы. Крон вернул детей и те начали долгую и упорную борьбу с Титанами. В конце концов Титаны были повержены и низвегнуты в Тартар.

Борьба с Тифоном. После того, как все посчитали, что битва окончена, оказалось, что все не так просто. Мать Титанов — Гея-Земля, рассердилась на Зевса и родила от Тартара ужасное стоглавое чудовище — Тифона, и его Зевс отправил в Тартар.

Олимп . Как известно Зевс находится на , окруженный сонмом богов. Здесь и его супруга Гера, златокудрый Аполлон с сестрой Артемидой, Афродита и Афина. Зевс с богами решают судьбы людей и всего мира.

Жены Зевса. Женой Зевса была Гера — покровительница брака, рождения детей. После того, как Крон извергнул своих детей, Рея отнесла Геру к седому Океану, где она была воспитана Фетидой, но Зевс влюбился в неё и похитил. Гера очень могущественна и постоянно спорит на собраниях богов, чем выводит Зевса из себя.

Другой женой Зевса была Ио, которую Зевс превратил в корову, оберегая её от ревнивой Геры, однако и это не помогло, Гера наслала на неё огромного овода, от которого она избавилась по предсказанию Прометея, в Египте она родила сына Эпафа.

Аполлон

Рождение. Бог света Аполлон родился на острове Делос. Его мать Латона нашла приют на этом острове, так как Гера преследовала её по пятам и послала страшного змея Пифона. Рождение Аполлона ознаменовалось потоками яркого света.

Борьба с Пифоном. Юный Аполлон грозил всему злому и мрачному, он отправился в жилище Пифона, вызвал его на дуэль и победил. Апполон зарыл его в землю священного города Дельфы, там же он создал свое святилище и оракул.

Аполлон у Адмета. Искупая свой грех Аполлон пас стада царя Адмета, он сделал их великолепными и помог получить руку царицы Алкесты. Кроме этого он правил . Его составляли Каллиопа — муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Так же Аполлон может и наказывать. Именно он наказал сыновей Алоэя — Отта и Эфиальта, они грозились взгромоздиться на небо и похитить Геру и Артемиду. От руки Аполлона пострадал и фригийский сатир Марсий, он осмелился состязаться с ним в игре на арфе, которую бросила Афина, прокляв инструмент, так как он обезображивал её лицо. Аполлон выиграл соревнования и приказал повесить Марсия, содрав с него шкуру.

Мифы о Артемиде

Артемида как и Аполлон родилась на острове Делос в одно время с Аполлоном. Она следит за всем, что растет на земле и благословляет свадьбы, браки и рождение детей. На охоте богиню всегда сопровождают нимфы.

Артемида может и наказать, что она и сделал с Актеоном, сына Автонои дочери Кадма, который нарушил его покой, превратив его в оленя, которого растерзали его же собственные собаки.

Афина-Паллада

Афина-Паллада была рождена из головы Зевса, так как Мойры нагадали ему, сын богини Метис возьмет у него власть, то он прежде чем родилась дочь проглотил собственную жену. Вскоре у Зевса начались головные боли и он приказал Гефесту расколоть ему голову, так из головы появилась Афина.

Афина дает мудрые советы, хранит города, учит девушек ткать, но и наказывать тоже умеет. Так ею была наказана Арахна, она вызвала Афину на поединок, который длился долго, но в конце концов Арахна не выдержала и повесилась, но Афина вынула её из петли и превратила в паука.

Гермес

Гермес родился в гроте горы Киллены в Аркадии. Гермес охраняет дороги, сопутствует путникам при жизни и отправляет их в Аид. Одновременно Гермес это и божество воров и плутов. Он то и украл коров Аполлона.

Афродита

Афродита родилась около острова Киферы. Она олицетворение красоты и вечной молодости. Она постоянно находится в на Олимпе среди богов. Тому, кто служит ей, она дарит счастье. Так случилось с кипрским художником Пигмалионом, он слепил красивую девушку и постоянно разговаривал с ней, тогда он попросил Афродиту подарить ему в жены такую же какой была его статуя. Придя домой он увидел, что его статуя ожила.

Кроме этого Афродита может и наказать, это и случилось с гордым сыном речного бога Кефиса, холодным Нарциссом. Когда он заблудился в лесу, его увидела нимфа Эхо, она хотела прикоснуться к нему, но он оттолкнул её и скрылся в лесу, заставив нимфу страдать. Афродита наслала на Нарцисса страшную кару — придя к ручью напиться, он влюбился в собственное отражение в воде, она превратила его в белый цветок смерти — Нарцисс.

Гефест

Гефест — сын Геры и Зевса, бог огня и кузнец, родился слабым и хромым, Гера выбросила его с Олимпа, упавшего воспитали богини океана. Гефест вырос хромым и некрасивым, но умел выковывать прекрасные вещи. Помня поступок матери, он выковал красивое кресло и послал ей его в подарок, но как только Гера села в него, она оказалась в ловушке, никто кроме Гефеста не мог её освободить, а делать этого он не хотел, тогда Гермес прислал бога виноделия Диониса, тот опоил Гефеста и он освободил мать, ведь он уже не помнил обиды. Он построил на Олимпе богам красивые дворцы. Однако Гефест может быть и грозным, именно он и своим оружием и поразил гигантов.

Фаэтон

Фаэтон сын бога Солнца Гелиоса и Климены- дочери богини моря Фетиды. Когда родственник Фаэтона, сын Зевса Эпаф стал оскорблять его, говоря, что он сын простого смертного, Фаэтон в слезах побежал к матери и та послала его к Гелиосу и тот подтвердил, что он его отец. Фаэтон попросил отца проехаться на его колеснице, Гелиос с страхом позволил ему и Фаэтон не удержавшись упал и разбился на берегах Эридана.

Дионис

Дионис родился у Зевса от прекрасной Семелы — дочери царя Кадма. Зевс обещал ей исполнить любую её просьбу и ревнивая Гера сделала так, что бы Семела попросила Зевса явиться ей в полном величии. Зевс явился ей и Семела в ужасе упала и у неё родился Дионис- слабый и неспособный жить, но Зевс спас его, зашив себе в ребро. Дионис окреп и родился во второй раз и тогда Зевс отнес его в своей сестре Ино и её мужу Атаманту — царю Орхомена.

Гера разгневалась и наслала на Атаманта безумие, в порыве которого он убил своего сына Леарха и кинулся за Ино, но так бежала и бросилась в море.

От безумного Атаманта Диониса спас Гермес и отдал его на воспитание нимфам, которые были превращены Зевсом в созвездие Гиады.

По свету Дионис всегда ходит в сопровождении охмелевших сатиров. Однако власть Диониса не все признают и тогда он наказывает, это как раз и случилось с Ликургом напал на Диониса, вместе с дочерьми, которые не пошли на праздник Диониса, он превратил его в летучих мышей. Так же он наказал и пиратов, которые пытались продать его в рабство, обвив корабль виноградными лозами, а пиратов он превратил в дельфинов, так же он наказал и царя Мидаса, дав ему ослиные уши.

Миф о поколении людей

В мифе речь идет о поколениях людей, которых породил Зевс. Сначала он сделал первый род, который жил в золотом веке, не зная ни печали ни тревог. Второй род был разумным и обладал короткой жизнью. Крон разгневанный на них изгнал их в подземное царство, это то и был серебряный век.

Люди же третьего века не знали мира и любили воевать.

Люди четвертого века были героями, сражавшимися за Трою и царя Эдипа.

Пятый род людей рожден в век железа — век изнурительных печалей, который продолжается и по сей день.

Персей

У царя Аргоса Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи. И тогда Акрисий построил подземный дворец и заключил туда свою дочь. Но Зевс полюбил Данаю и проник во дворец в виде золотого дождя, после чего у Данаи родился сын Персей. Услышав смех Персея Акрисий испугался и спустившись во дворец заточил дочь в ящик и бросил его в море. После долгих скитаний Персей нашел прибежище у царя Полидекта.

Когда Персей вырос, Полидект послал его за головой Медузы-горгоны. На помощь Персею пришли Афина и Гермес. После долгого пути Персей пришел в ту страну, где жила горгона и убил её, а голову положил в сумку.

После долгого пути усталый Персей нашел прибежище у Атласа, но тот прогнал его и тогда Персей показал ему голову Медузы и Атлас превратился в камень. Вернувшись к Полидекту он показал ему медузу, так как тот не верил ему. В Аргосе он убил своего деда Акрисия.

Подвиги Геракла

1. Немейский лев. В первом подвиге Эврисфей приказал Гераклу убить немейского льва, порожденного Тифоном и Ехидной, который опустошал все. Геракл нашел логовище льва и стал ждать, затем он пустил во льва стралы и убил его, оглушив палицей, а затем задушил. Взвалив льва на плечи он понес его в Микены.

2. Лернейская гидра. Это второй подвиг Геракла. В логово гидры он отправился с Иолаем. Он начал бить её палицей, но она все равно оставалась живой. Тогда по приказанию Геракла Иолай прижигал головы гидры. Геракл зарыл бессмертную голову, а тело рассек и погрузил стрелы в желч, раны от которой стали теперь не излечимы.

3. Стимфалийские птицы. После победы над гидрой Эврифей приказывает Гераклу убить стимфалийских птиц. Афина-Паллада дала ему тимпаны, которыми он поднял шум и птицы начали кружить над ним, которых он перестрелял стрелами из лука. Некоторые из них в страхе улетели из Стимфала.

4. Керинейская лань. Затем Эврисфей послал Геракла за Керинейской ланью. Целый год он преследовал лань и наконец убил её, Артемида хотела его наказать, но он сказал, убил лань не по своей воле, а по приказу Эврифея и богиня простила его.

5. Эриманфский бык. После лани Эврисфей послал Геракла за Эриманфмским быком. Перед боем Геракл дрался с кентаврами, в ходе чего был ранен его лучший друг Харон. Это обстоятельство сильно опечалило Геракла. Он убил быка и показал царю, после чего тот спрятался в кувшине.

6. Скотный двор царя Авгия. Затем Эврисфей приказал Гераклу очистить скотный двор царя Авгия, который стоял грязным годами, Геракл согласился, но в качестве оплаты потребовал десятую часть стада. Он почистил скотный двор водами реки за один день.

7. Критский бык. Что бы поймать Критского быка, Геракл отправился на Крит. Этот бык опустошал все вокруг. Геракл поймал его и укротил. Но затем отпустил его обратно, где его убил Тесей.

8. Кони Диомеда. После укрощения быка Геракл отправился во Фракию, где у царя Диомеда были кони. Геракл захватил коней и убил Диомеда. Он отпустил коней и их растерзали дикие звери.

9. Пояс Ипполиты. Затем Эврисфей послал Геракла за поясом Ипполиты в страну амазонок. Геракл миром хотел добыть пояс, но ревнивая Гера сделала все, что бы началась война, в которой ценой плена был добыт пояс царицы амазонок Ипполиты.

10. Коровы Гериона. После похода к амазонкам Эврисфей велит Гераклу привести ему коров великана Гериона. По пути Геракл убил пса Орфа и великана Эвритиона, а затем и самого Гериона. Привести коров стоило ему больших трудов.

11. Кербер. После получения коров Эврисфей приказывает отправится в Аид за псом Кербером. Геракл укротил пса и привел его в Микены, но трусливый Эврисфей попросл отправить пса снова в Аид.

12. Яблоки Гесперид. Последний подвиг для Геракла был самым трудным — добыть яблоки Гесперид. На своем пути он убил Антея- царя Бусириса, держал небесный свод за Атланта пока он ходил за яблоками. Но и яблоки были отданы Эврисфеем обратно в сад.

Дедал и Икар

Будучи величайшим художником Дедал из-за зависти убил своего племянника Тала. Спасаясь от смерти он бежал на Крит, где прожил много лет. Вместе с сыном он на крыльях из воска хотел улететь, но Икар погиб, а Дедал добрался до Сицилии, где поздней погиб Минос.

Миф о Тисее

Рождение и воспитание . Эгей беззаботно правил в Афинах, но его печалило одно обстоятельство- у него не было детей. Оракул дал ему пророчество, что у него родится сын и станет величайшим героем Греции. Уходя в Афины Эгей положил под скалу свой меч и сандалии, сказал Эфре, что когда Тесей сам в состоянии будет сдвинуть скалу пусть возьмет их. Сам Тесей вырос сильный и красивый.

Тесей в Афинах . После того как Тесей по просьбе матери взял меч и сандалии отца он отправился в Афины к отцу. По дороге он победил величайших разбойников: великана Перифета, Синида и Прокруста, а так же порождение Тифона и Ехидны- свинью. В -Афинах Тесей победил и быка, укрощенного Гераклом (см. 7 подвиг Геракла).

Путешествие на Крит. Когда Тесей пришел на Крит Аттика была в печали, так как горажане должны были каждые 9 лет отдавать 7 юношей и девушек на съедение Минотавру. При помощи Ариадны, дочери царя Миноса он убил Минотавра и вышел из лабиринта, но забыл заменить паруса на белый цвет, чем погубил своего отца, Эгей бросился в море, думая, что сын погиб.

Тесей и амазонки. Тесей мудро правил в Афинах, часто отлучаясь на разные войны. Так он привел из Фемискира города Амазонок царицу Антиопу и женился на ней. Амазонки хотели освободить свою царицу и вторглись в Афины. Началась война, в которой Антиопа и была убита, сражаясь на стороне Тесея.

Тесей и Пейрифой. Живший в Фесалии предводитель лапифов Пейрифой захотел померятся силой с Тесеем, тем самым вызвав его на поединок. Но оба были такими величавыми, что сразу прекратили сражение. После этого Тесей отправился на свадьбу Пейрифоя, где состоялась битва с Кентаврами.

Похищение Персефоны. Смерть Тесея. Когда умерла жена Пейрифоя Гипподамия, Пейрифой решил снова жениться. Тогда они похитили Елену, а затем захотели похитить жену самого Аида Персефону, но были наказаны, власть перешла Менесфею, а Тесея настигла смерть.

Орфей и Эвридика

Великий певец Орфей имел прекрасную жену нимфу Эвридику, но счастье его длилось не долго, так как Эвридика умерла от укуса змеи. Орфей отправился к Аиду и попросил вернуть её, Аид вернул Эвридику, но попросил Орфея не оборачиваться назад, когда они будут возвращаться, но он не послушался и потерял Эвридику навечно. После Орфей стал ненавидеть женщин и был растерзан вакханками.

Аргонавты

Фрикс и Гелла. У Афаманта были дети Фрикс и Гелла, но он изменил жене Нефеле и женился на дочери Кадма Ино, но она не взлюбила его детей. Ино подкупила послов и те принесли ложное известие, что голод кончится, если принести Фрикса в жертву. Но Нефела послала златорунного барана, что бы спасти детей. Гелла погибла, когда баран летел над морем, а Фрикса баран привез в Колхиду к сыну бога Солнца- волшебнику Эету. Барана принесли в жертву, а руно повесили в роще, которое сторожил неусыпный дракон. Молва о руне прокатилось по всей Греции, от него зависело благоденствие всего рода.

Рождение и воспитание Янсона. В Фессалии правил брат Афаманта Кретей. Но после его смерти править стал Энсон, но жестокий Пелий отнял у него власть. Когда у Энсона родился сын он из за боязни отдал его на воспитание кентавру Харону. Когда Янсон вырос он пришел назад в Иолк, где родился к своему отцу. По дороге он встретил Пелия, а после встречи с Энсоном Янсон потребовал у Пелия вернуть ему власть. Но хитрый Пелий задумав погубить Янсона потребовал добыть ему золотое руно.

Поход в Колхиду. После разговора с Пелием Янсон начал готовится к походу в Колхиду. Он собрал много героев, был построен корабль и боги покровительствовали Янсону.

Аргонавты на острове Лемнос. После плавания герои пристали к острову Лемнос. Они долго наслаждались пирами, но Геракс уговорил их ехать дальше.

На полуострове Кизик. Во время путешествия по Протонтиде аргонавты пристали к острову Кизик, где жили долионы. После победы над шестирукими исполинами ночью аргонавты снова прибыли к острову, но жители их не узнали и началась война, только утром они поняли свою ошибку.

Аргонавты в Мизии. После недолгого плавания аргонавты прибыли в Мизию, где исчезли Геракл и Гилас. Опечаленные аргонавты вернулись на корабль, но морской бог Главк сказал, что Геракл должен вернуться в Грецию и совершить 12 подвигов у Эврисфея.

Аргонавты у Амика. На следующий день аргонавты пристали к берегу Вифании. Там правил царь Амик, который гордился своей силой и заставил всех с ним бороться. Амик был побежден и убит когда с ним дрался Полидевк, тогда бебрики напали на аргонавтов, но были обращены ими в бегство.

Аргонавты у Финея. Вскоре аргонавты прибыли в к берегам Фракии. Выйдя на берег они увидели дом, где жил Финей, который раньше был царем. За злоупотребление даром прорицания Финей ослеп и боги наслали на него гарпий, которые гадили на его пищу. Сыновья Борея погнались за ними, но вестница богов Ирида запретила гарпия трогать пищу Финея, после сытного обеда Финей предсказал аргонавтам их дальнейшую судьбу.

Симплегады. Финей предсказал аргонавтам, что на их пути встретятся скалы Симплегады, которые сходятся и расходятся. Тогда аргонавты пустили голубя и тот пролетел между скалами, а за ним прошел и корабль и тогда скалы Симплегады остановились.

Остров Аретиада. Прибытие в Колхиду. Аргонавты плыли долго, но тут с острова поднялась птица и кинула медное перо, пролетая над кораблем, перо вонзилось в плечо Оилею. Вынув перо из раны аргонавты увидели, что это стрела. Аргонавты поняли, что это птицы стимфалиды, которые жили на острове Аретиада. Герои прибыли на остров и начали шуметь и кричать, птицы же поднялись в небо стали кидать стрелы, после чего скрылись за горизонтом. На острове аргонавты встретили сыновей Фрикса, которые потерпели кораблекрушение на пути возвращения в Орхомен. На следующее утро герои прибыли в Колхиду.

Гера и Афродита. Когда аргонавты прибыли в Колхиду, боги стали советоваться, как помочь Янсону. Богини Гера и Афина решили идти к Афродите, что бы она велела своему сыну Эроту пронзить стрелами сердце Медеи- дочери Эета.

Янсон у Эета. Утром аргонавты решили идти к Эету, что бы просить его отдать руно. Когда они пришли к дворцу Эета их увидела Медея и вскрикнула от изумления. Во дворце Аргос сообщил Эету, что Янсон прибыл за золотым руном. Разгневавшись Эет решил погубить Янсона приказав ему вспахать поле Ареса и засеять его зубами дракона а после сразиться с воинами из зубов дракона.

Аргонавты обращаются к Медеи. Вернувшись на корабль, Янсон рассказал о поручении Эета. Тогда Аргос сказал, что во дворце Эета живет Медея, великая волшебница. Когда аргонавты попросили помочь, она достала мазь которую отдала Янсону, объяснив, как ею пользоваться.

Подвиг Янсона. Глубокой ночью Янсон принес жертву Гекате. Утром он пошел к Эету и тот дал ему зубы дракона. Янсон натер волшебной мазью щит, копье, а затем намазался сам и его тело обрело нечеловеческую силу. Затем он запряг быков и вспахав поле засеял его зубами дракона и когда из зубов выросли воины он сразился с ними, убив всех до единого. Увидев это Эет задумал погубить Янсона.

Похищение золотого руна. Эет догадался, что Янсон совершил подвиг при помощи Медеи. Великая опасность грозила им обоим, тогда Медея решила помочь Янсону похитить руно. Она усыпила дракона, а Янсон снял руно и быстро отвязав Арго он понесся прочь от Колхиды. Эет же послал за ним погоню.

Возвращение аргонавтов. Когда аргонавты увидели, что берег Истра занят колхидцами они придумали погубить их хитростью. Янсон послал предводителю войска колхидцев Абсириту дорогие подарки как бы эти подарки от Медеи и убедил его прийти в храм, где и убил его, аргонавты затем пустились в путь, но началась буря и голос из коры велел им ехать к Цирцеи за очищением. Цирцея очистила аргонавтов от убийства и они счастливо поехали дальше и вскоре прибыли в Иолк.

Смерть Пелия. Пелий же не сдержал своего слова отдать власть Янсону. Тогда Янсон решил отомстить Пелию и попросил Медею омолодить Энсона и та исполнила его желания, об этом узнали дочери Пелия и попросили омолодить Пелия. Медея сделал несколько иное зелье и усыпив Пелия убила его, но власть Янсону так и не удалось получить сын Пелия изгнал Янсона из Иолка, Янсон удалился с Медеей в Коринф.

Смерть Янсона. После изгнания Янсон и Медея стали жить в Коринфе у царя Креонта, но Янсон изменил Медее и когда у них родились дети он влюбился в дочь царя Главку. Медея разгневалась и задумала погубить обоих. Она послал Главке отравленные платье и корону, которые убили её, затем Медея убила своих детей а под обломками Арго погиб и Янсон.

Миф об Энее.В мифе речь идет о путешествие Энея в Италию, что бы там основать город. Он преодолел много странствий, участвовал в войне с Турном, в которой победил. После войны он основал новый город и был взят на небо.

Легенды о Риме. В городе Альба-Лонго царствовал потомок Энея- Нумитор, его брат Апулий завидовал ему и свергнул его с престола, затем убил сына Нумитора, а дочь сделал жрицей богини Весты.

Когда Рея дочь Нумитора родила от брака с Мирсом Амулий приказал бросить близнецов в Тибр. Детей бросили в Тибр, но и нашла волчица и отнесла в свое логово, где их потом нашел пастух Фаустул, мальчиков назвали Ромул и Рем. Братья были смелыми, именно Ромул убил Амулия и освободил брата. Ромул основал после смерти Рема город названный Римом.