Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии Одаренность способность талант различие понятий

  • бесконечная способность имитировать гениальность
  • блистательный ум
  • божественный дар
  • божий дар в зернах
  • божья искра
  • брат краткости
  • врожденная гениальность
  • выдающ. способн
  • выдающиеся врожденные качества, особые природные способности
  • выдающиеся способности
  • высокая степень одаренности
  • где он - там и поклоники
  • где он, там и поклонники
  • дар божий
  • дар в чем-то
  • дар гения
  • дар от Бога
  • дар свыше
  • дар, данный природой
  • дар, способности
  • дарование
  • дарование, природные способности
  • денежная единица Вавилона
  • денежная единица Персии
  • денежная счетная единица в Древней Греции
  • древнегреческая мера веса
  • древнегреческая персидская монета
  • древнеримская монета
  • древняя денежная единица
  • душевное богатство, которое нельзя украсть, но которое само исчезает, если не находит выхода
  • его не зарывай в землю
  • его не пропить, но зарыть можно
  • его не пропьешь
  • его не рекомендуется зарывать в землю
  • его нельзя пропить, но зарыть можно
  • единица массы в Древней Греции
  • задатки ума от рождения
  • зарываемый в землю
  • зарытые выдающиеся способности
  • как называлась в Древней Греции чаша весов, на которой взвешивали слитки золота
  • лучшее лекарство от бездарности
  • м. вес и монета у древних греков и у римлян; природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями. Талан, счастье, удача; рок, судьба, участь; барыш, прибыток вят. перм.; находка тамб. Талан на майдан! привет играющим на деньги. Наш талан с сумой по дворам. Мой талан ушел по горам (съел баран). Талану к коже не пришьешь. Не наш талан, чтоб найти, а наш, чтоб потерять. На дочернино счастье лошадь продал. Бог дал пять рублев талану, наживы. Кому есть талан, тот будет атаман. Нашему Ивану нигде нет талану. Всеми молодец, да нет талану на роду. Худ талан, коли прост (пуст) карман. Не возьмешь товаром, не возьмешь и таланом (и божбою). Овому талан, овому два (прибавка: а нет талану, не пришьешь к сарафану). Талан не туман, не мимо идет. Как в поле туман, так ему счастье, талан! (слова повитухи, за кашей) Знать по всему, что не быть талану. Чужой талан скоро растет, а наш ни ползет, ни лезет! Таланный, к талану относящ. Таланное дитя мачехино! Будешь таланен,
  • не надо его зарывать в землю
  • не подлежащий зарыванию в землю
  • не подлежащий зарытию в землю
  • недоразвитая гениальность
  • необычайная одаренность
  • одаренность
  • особое дарование
  • особые природные способности человека
  • особые способности
  • первая ступень гениальности
  • почти гениальность
  • природная одаренность
  • рассказ А. Чехова
  • рассказ российского писателя А. А. Дударева
  • самая крупная в древности весовая денежная единица, равная по ценности приблизительно 26 кг серебра
  • самая крупная единица массы и денежно-счетная единица в Древней Греции
  • сдвиг по фазе, но в нужном для искусства направлении
  • синоним дарование
  • способности от бога
  • способность, оставаясь собой, превосходить себя
  • старинная древнегреческая монета
  • то, чего нет у бездарности
  • то, что на эстраде заменили деньгами
  • то, что нельзя пропить
  • тот, кому надо помогать, в отличие от бездарей
  • ум от Бога
  • хотел увеличить Чарльз Диккенс, спя всегда лицом на север
  • этим даром Пушкин обладал в полной мере
  • это слово произошло от тюркского слова "счастье"
  • это способность легко делать то, что трудно для других (Анри Амиел)
  • как называлась в Древней Греции чаша весов, на которой взвешивали слитки золота?
  • божья искра в человеке
  • выдающ. способн.
  • это слово произошло от тюркского слова «счастье»
  • «настоящий... никогда не удовлетворяется достигнутым»
  • анаграмма к слову «Тантал»
  • что выйдет из слова «Тантал», если в нем поменять местами буквы?
  • анаграмма к слову «атлант»
  • его не пропьёшь
  • мешанина из слова "атлант"
  • мешанина из слова «атлант»
  • анаграмма к слову "атлант"
  • Креативность и творчество

    Часто можно встретить отождествление понятий креативность и творчество, одаренность, талантливость. Нередко случается, что мы диагностируем выборку, и оказывается, что те, кто реально занимаются творчеством, создают некий значимый продукт показывают низкие результаты по тестам креативности, а высокие результаты у тех, кто этого не демонстирует.

    Почему так? Творчество и талант, а тем более гениальность не являются лишь способностью к созданию большого количества разных идей, продуктов. Встает вопрос о качестве этой продукции.

    Несмотря на то, что креативность определяют как творческие способности индивида, если посмотреть на тесты креативности, то можно заметить, что креативность сводится к синтетической способности: способности создавать много, быстро, разнообразно, оригинально.

    Наиболее известен тест Торренса. Вот как он сам описывает, что это такое:

    "Креативность (творческость), - пишет Е. П. Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

    Однако если взглянуть на сам тест, то вот какие характеристики становятся определяющими: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

    Творчество включает в себя 2 стратегии: синтетическую и аналитическую.

    Притом, вторая – аналитическая не менее, а, возможно даже, более важна для творчества. Способность видеть недостатки, улучшать, соотносить с идеальным образом – все это аналитические способности. Так или иначе, можно видеть, что существуют художники, ученые с разными стилями. Есть те, которые создают много произведений и быстро. Их часто называют плодовитыми. Есть те, которые способны долго и скрупулезно создавать годами один единственный шедевр.

    Потому, когда говорят, креативность, необходимо очень внимательно смотреть, что под этим подразумевается.

    Понятие «одаренность» очень близко понятию «способности ». Остановимся немного на этом. Слово «способность» имеет в русском языке по меньшей мере два значения. По толковому словарю Д.П.Ушакова: 1) природное дарование, 2) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное «способный» обычно понимается в первом словарном значении (например, «способная ученица», «способный молодой ученый»). В таком случае этот термин и «одаренность» так тесно связаны, что не всегда их можно различить. По существующей в психологии традиции, слово «одаренность» может обозначать качественно своеобразное у каждого индивида сочетание таких способностей, их единство.



    Одаренность – совокупность, система способностей, обеспечивающая возможность успешного выполнения деятельности.

    Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

    Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

    Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

    Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.


    III. Одаренность, наследственность, среда

    Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справедливости (Howe, 1996). Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признаком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор). Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, поскольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

    В специальном исследовании Сосняк провела подробные опросы 21 выдающегося американского пианиста и их родителей в самом начале их карьеры (Sosniak, 1990). Оказалось, что в раннем возрасте не было заметно каких-либо признаков будущих достижений. Даже после шести лет интенсивной подготовки только для очень небольшого числа музыкантов можно было прогнозировать будущие успехи. Похожие выводы были получены в лонгитюдных исследованиях известных музыкантов, математиков и спортсменов (теннисистов, пловцов). В одной работе по музыкальным способностям (Howe et al., 1995) были охвачены 257 детей, из которых несколько впоследствии достигли больших успехов. Родителей просили указать, когда ребенок впервые запел, начал заниматься музыкой, стал проявлять интерес к занятиям и т. д. Оказалось, что ни один из признаков не отличал группу преуспевших от других детей, далее такой, как интерес к звукам и получение удовольствия от них. Исключение составил признак раннего начала пения (разница была невелика). Причем в этих случаях родители пели для ребенка и в присутствии ребенка задолго до того, как ребенок начал петь сам.

    Согласно еще одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения каким-то навыкам. Там, где от обычных людей требуются значительные усилия, люди с врожденными способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования также не подтверждают эту точку зрения. Сравнение группы успешных музыкантов с другими детьми показало, что не обнаруживается достоверной разницы во времени тренировки, необходимой для достижения определенного уровня развития способностей, которые требуются для перехода из одного класса в другой в британских музыкальных школах. Самый важный вывод заключается в том, что групповые различия в уровне достижений были не больше, чем можно было бы ожидать, исходя из групповых отличий во времени, потраченном на упражнения.

    Возможное объяснение: эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта - это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготных близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга.

    Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале {Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54).

    Изучение роли генотипа и среды в показателях, относящихся, по мнению описавших их авторов, к креативности, ведется с конца 60-х гг. В первых работах влияния генотипа на большинство показателей креативности обнаружено не было.

    При подсчете среднего внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по 11 показателям креативности авторы другого исследования пришли к выводу, что генотип обусловливает не более четверти дисперсии этих показателей: среднее внутрипарное сходство оказалось равно 0.57 у МЗ близнецов и 0.44 у ДЗ близнецов; соответственно, показатель наследуемости равен 0.26.

    Аналогичные результаты были получены и при обобщении данных 10 исследований дивергентного мышления: внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов, вычисленные при этом обобщении, равнялись соответственно 0.61 и 0.5, что позволяет заключить, что генотип определяет 22% дисперсии показателей дивергентного мышления.

    Невысокий уровень генетической обусловленности индивидуальных различий, относящихся к креативности и дивергентному мышлению, указывает на то, что формирование творческих способностей человека в значительной степени связано со средовыми особенностями развития.

    При этом многие исследователи склонны считать, что и те невысокие показатели наследуемости, которые обнаруживаются при генетическом анализе креативности, относятся не столько к специфике творческих особенностей человека, сколько к общему интеллекту, до некоторой степени измеряемому тестами креативности. Так, в одной из работ при обследовании близнецовой выборки по 5 показателям креативности только один из показателей (словесные ассоциации) продемонстрировал связь с генотипом. Этот же показатель оказался наиболее тесно связан с результатами выполнения двух интеллектуальных тестов - теста Равена и словарного теста. Иначе говоря, чем выше показатель креативности коррелирует с интеллектом, тем в большей степени его изменчивость оказывается связана с генотипом.

    В то же время, корреляции между интеллектом и креативностью не такие высокие.

    Средовые влияния:

    Но одаренность не есть нечто данное, это не только совокупность различных способностей. Она развивается, т.е. предстает в динамике. И здесь нужно говорить о средовых факторах, таких как биографические факторы, факторы детского развития и т.д. Джон Нэш не любил в детстве математику, у Эйнштейна были плохие отметки в школе.

    Концепция импрессинга (Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей.

    Пример импрессинга:

    В качестве примера импрессинга приводят биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еше сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия.

    Другой пример - это случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике.

    IV. Концептуальные способности, как основа интеллектуальной одаренности

    Марина Александровна Холодная в последние годы предложила свою модель интеллектуальной одаренности. Не смотря на то, что она применяют данную модель лишь к интеллекту, нам кажется целесообразным распространять ее и на другие виды одаренности.

    При изучении интеллектуальной одаренности мы сталкиваемся с некоторым ключевым противоречием: не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Иными словами, имеет место эффект инверсии в развитии одаренности в виде изменения одного состояния на прямо противоположное (был одаренным – перестал быть одаренным, не был одаренным – стал одаренным) (Холодная, 2011).

    Данное противоречие вынуждает сформулировать два основных вопроса:

    во-первых, почему дети с явными признаками одаренности «не превращаются» в одаренных взрослых и, во-вторых, почему из обычных детей «получаются» одаренные взрослые.

    Ответ, на наш взгляд, заключается в следующем: в основе одаренности

    ребенка и взрослого лежат разные психические ресурсы. Соответственно проблему одаренных детей необходимо переформулировать и рассматривать ее под новым углом зрения: каковы механизмы и факторы развития интеллектуальной одаренности с точки зрения превращения детской одаренности в одаренность взрослого человека (или, если подойти к этой проблеме в более прагматическом плане, то каковы условия превращения детей – одаренных и неодаренных – в одаренных взрослых).

    1. Во-первых, на первый план выходит содержательный аспект интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний – декларативных, процедурных, неявных, а также способов экспликации

    и преобразования знаний). Соответственно ключевой аспект интеллектуальной

    одаренности – это способность порождать некоторое объективно новое содержа-

    ние и выражать его в адекватных знаковых либо материализованных формах.

    2. Во-вторых, важную роль играет метакогнитивный опыт (механизмы непроизволь-

    ной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности).

    3. В-третьих, в ментальных ресурсах одаренного взрослого человека интегрируются его познавательные, эмоциональные, мотивационные и духовно-ценностные состояния, формируя уникальный по своему составу индивидуальный интенциональный опыт (Холодная, 2002, 2011).

    - на когнитивном уровне «автономные» субъекты, по сравнению с «зависимыми», обладают более высокой сформированностью интегральных когнитивных структур и характеризуются более высокой способностью выделения гештальтов;

    - на метакогнитивном уровне «автономные» субъекты, по сравнению с «зависимыми», характеризуются более высоким уровнем сформированности непроизвольного и произвольного контролей, а также большей вариативностью и разнообразием субъективных способов осмысления одного и того же события и более адекватной восприимчивостью по отношению к необычным аспектам происходящего.

    Многочисленные исследования «экспертов» (компетентных лиц) показыва-

    ют, что знания экспертов организуются вокруг принципов и обобщений, которые

    позволяют включать элементы ситуации в какие-либо категории. Эти принципы

    и обобщения не заданы в проблемной ситуации, они выводятся из опыта субъекта. Подобные обобщенные «индивидуальные метазнания» не привязаны к

    наличным условиям, поэтому у экспертов появляется возможность различных

    вариантов их применения с последующим накоплением процедурных знаний.

    Есть основания предполагать, что ключевую (системообразующую) роль

    в системе ментальных ресурсов одаренного взрослого играют концептуальные

    способности. Концептуальные способности – это психические качества, обе-

    спечивающие возможность порождения некоторого нового ментального содер-

    жания, не представленного в актуальных обстоятельствах и отсутствующего в

    усвоенных индивидуальных знаниях.

    Эмпирические критерии концептуальных способностей: 1) выявление имплицитных признаков и связей; 2) конструирование новых представлений и идей, включая концептуальные метафоры; 3) выстраивание некоторого множества интерпретаций ситуации, в том числе альтернативных; 4) создание авторских текстов (ментальных нарративов). Нарратив - исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции.

    V. Развитие одаренности

    Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным" используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия "умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности.

    Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

    В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

    Cпособности, одаренность и талант, взаимосвязь и различия в этих явлениях. Многие считают, что талант человека предопределен свыше, и на его развитие повлиять никак невозможно - он либо есть, либо его нет. Исследования в области психологии показывают, что все на земле обладают задатками к развитию таланта. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно прилагать со своей стороны никаких усилий. Какие задатки заложили в ребенка мама и папа, с такими он и будет жить дальше. Но нельзя говорить о том, что если в семье не было известных художников, а родители просто умеют хорошо срисовывать картинки из детских журналов, то в их семье никогда не будет талантливого ребенка. Если задатки даны нам от природы и мы начинаем их развивать, то можно уже отметить появление способностей к выбранной деятельности у ребенка. Одаренность ребенка многие века привлекала внимание философов, педагогов.

    Еще в античные времена проблеме одаренности уделялось немало внимания. Так, например, Конфуций размышлял об особо одаренных детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать. Платон требовал полностью передать воспитание в руки государства и выступал за власть духовной аристократии, при которой интеллектуально одаренные люди после интенсивных занятий математикой и философией принимались бы в среду правящих. Платон полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей. По его мнению, общество должно заставить одаренных людей изучить все то, что полезно государству. Педагогика развивалась, и рос интерес к одаренным детям. У педагогов в отношении детей существуют разные мнения: так, например, Дж. Локк считал, что ребенок - это чистый лист, на котором воспитатель пишет знания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, полагал, что ребенок одарен от природы, и цель педагога - не мешать его развитию.

    Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

    Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

    Таким образом, гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. К этим же выводам приводят современные и наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть, окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека.

    Тем не менее, устаревшие взгляды будут еще долго влиять на мышление всех воспитателей и ученых - всех, кто получил традиционное педагогическое образование. Поэтому они никогда не смогут воспитывать детей одаренными: это противоречит их мировоззрению. Только когда родители поймут эту главную истину, они сумеют освободить способности своего ребенка, защитить его одаренность.

    Конечно, было бы неверным отрицать наличие некоторых различий в исходных задатках. Но, согласитесь, получив строительный материал в объеме достаточном для строительства, скажем, международного аэропорта «Шереметьево», нерадивые хозяева могут полностью утратить его и не суметь построить даже заурядный склад. Даже простое предположение в пользу генетической одаренности оказывается совершенно не очевидным и по другим причинам. Оказалось, что с момента рождения ребенка, пусть даже с каким-то определенным генотипом до момента, когда можно выявлять одаренность - дистанция огромного размера. Например, не только вес мозга увеличивается почти в два раза, но и, похоже, согласно данным последнего десятилетия, обновляются нейроны.

    Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Самым распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Он формулирует его так: "Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни". Оно подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмен, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности штернивського определения. Несмотря на это, определение В. Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.

    Одаренность - это как природный дар, который человек получает, то наследственно обусловлено. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития. Природные задатки организма сами по себе не детерминируют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развитии не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешним и неотделимо от него.

    Одаренность проявляется лишь через свою соотнесенность с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние задатки и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности особенно существенное значение имеет оптимальность уровня требований, предъявляемых при деятельности человека, например, требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими, однако посильными.

    Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотнесение является не только абстрактным, но и реальным связью, обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

    В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общую и специальную одаренность является наиболее дискуссионным.

    Ч. Спирмен, отстаивая положение о существовании общей одаренности, в своей теории "двух факторов" рассматривает ее как "общую одаренность" (genetal ability), или "общий фактор" (general factor), рядом со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др. Решительными оппонентами этой точки зрения Т. Циген, Э.Торндайк, то есть представители ассоциативной психологии. Общей способности интеллекта или одаренности не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирования". Бывают не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должно соотноситься с условиями развития.

    С целью установления соотношения умственного и хронологического возраста В. Штерн ввел понятие 10 - интеллектуального коэффициента. Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако, по сути, 10 устанавливает только уровень развития, достигнутый на конкретном его этапе. В то же время практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие в соотнесении с условиями жизнедеятельности.

    В психологическом учении о личности способности и одаренность являются важными составляющими общей структуры личности. Они связаны с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития личности в процессе его воспитания и общественно-практической деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

    Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства. Каждая специальная способность - это синтез определенных свойств личности, образующие ее готовность к активному и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом же общего развития является одаренность, которую С.Л. Рубинштейн называет "общей способностью".

    Таким образом, по вопросам о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотнесения общего и специального развития, что особенно важно для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако, не следует забывать об их относительный характер, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.

    Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес придается тем или иным разновидностям деятельности и понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности. Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается в основном как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренность говорится: о так называемой общую одаренность или специальную. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в той или иной человека; каков ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч.Спирмен, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".

    Одаренность и способности людей отличаются не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, а другая - во второй, но и на уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности заключается не в ранжировании людей по уровню одаренности, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способная конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

    Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

    Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в глазах музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта во многом зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к избранному делу.

    Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен необходимости в творчестве.

    Гениальность - высший уровень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.

    Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладевание культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение способностей.

    2. Охарактеризуйте соотношение задатков и способностей.

    3. Определите, что такое общие способности.

    4. В чем проявляются особенности специальных способностей?

    5. Определите компоненты педагогической деятельности и педагогических способностей.

    6. Назовите и охарактеризуйте уровне развития способностей.

    7. Какие особенности проявления таланта, гениальности, одаренности?

    8. В чем проявляется высшая степень талантливости?

    Литература

    1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород, 1994.

    2. Василькевич Х.М., Костюк Г.С. О способности // Развитие идеи С. Костюка в современных психологических исследованиях. Наук, зал ин-та психологии. - М.: 2000. Изд. 20. - Ч.И.

    3. Вовченко А.В. О способности человека. Талант // Внеклассное время. -2003. - №6. - С.45-47.

    4. Доброволъсъка Л.П., Яремчук СВ. Способности как один из главных критериев естественного отбора // Педагогика и психология. - 2001. -№ 2. - С.73-78.

    5. Проблема способностей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. - М.: Просвещение, 1962.

    6. Психология одаренности детей и подростков (Способности к литературному творчеству). - М.: Наука, +2000.

    7. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шариков. - М.: Просвещение, 1991.

    8. СобчикЛ.М. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Просвещение, 1998..

    9. Способности и склонности: Комплексное исследование / Под ред. З.А. Голубевой. - М.: Просвещение, 1989.

    Ю.Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Наука, 1961.

    Человека. Давайте сначала разберемся с каждым из этих понятий и дадим им определения.

    О задатках

    Итак, задатки - это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки - понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

    Одаренность - что это?

    Далее следует одаренность - это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.

    Поговорим о таланте

    Перейдем к обозначению понятия «талант». Это довольно высокий уровень развития творческих способностей, при котором человек может писать прекрасные стихи, рисовать красивые картины или мастерски петь. Если постоянно развивать свои умения и стремиться к большему, можно достичь грандиозных успехов.

    Гениальность и талант - это...

    Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.

    Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных - единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.

    Существует мнение о том, что гениальные люди - посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей - нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант - это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.

    Талант и гениальность: сходство и различия

    Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие "талант" (и "гениальность" также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром американский изобретатель утверждал, что гений - это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.

    Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант - это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.

    Психологи говорят, что каждый человек гениален по-своему, необходимо только открыть в нем задатки. Талант, гениальность придут со временем. Именно поэтому заботливые родители должны внимательно наблюдать за своим малышом, чтобы обнаружить в нем творческие способности. Регулярные занятия с профессионалами сделают свое дело. Способности превратятся в одаренность, а в дальнейшем и в талант. Сможет ли человек стать гением в своем деле, будет зависеть только от него. Способен ли он трудиться без отдыха, сможет ли он посвятить всего себя любимому делу, отказавшись от всего остального. Стоит учесть, что семейная жизнь и быт могут помешать гениальности, притупить её.

    Алкоголь и наркотики также могут встать на пути у талантливого человека. Это часто происходит. Всем известны случаи, когда творческие люди «пропивали» свой талант, оставшись в итоге ни с чем.

    О развитии таланта

    А теперь поговорим о том, как развить свой талант.

    1. Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
    2. Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на конкурсы и другие творческие мероприятия.
    3. Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
    4. Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант - это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.