Разлад в семье людмилы лядовой. Людмила Лядова: «Нас убивает суета, а не секс! Читать интервью с людмилой лядовой

Людмила Лядова // Фото: PhotoXPress.ru

92-летняя народная артистка РСФСР Людмила Лядова – автор более тысячи песен для многих известных артистов. В разное время композиции женщины исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многие другие известные артисты. Близкие Людмилы Алексеевны обратились в программу «Прямой эфир», будучи серьезно обеспокоенными за нее. Они предполагают, что адвокат Виктор Дворовенко, который в последнее время сблизился со знаменитостью, нарочно втерся к ней в доверие, чтобы заполучить роскошную квартиру в центре Москвы. Дружба юриста и Лядовой вызывает серьезные опасения среди ее окружения.

Галина Горбенко, подруга композитора, заявила, что просит помочь в поисках приятельницы. Она утверждает, что Людмиле Алексеевне специально ограничили общение с ее родными и близкими.

«Никто не знает, где она находится. Он отгородил ее всех – забрал из квартиры, где сейчас ремонт, и вывез в загородный дом… В первый раз я его увидела в 2013 году. Сейчас она с ним постоянно рядом. Ей легко втереться в доверие, и она практически не видит, поэтому может подписать практически все, что угодно», – утверждает женщина.

Супруг знаменитости Александр Кудряшов сейчас живет в Московской области отдельно от жены. «Милочка сейчас только отходит от болячки. Она будет нормальным трезвым человеком, и тогда можно собрать консилиум. Все, говорю, Витя, ты требуешь подписи, а смотри, Милочка находится в плохом состоянии», – сказал он в интервью программе. Знакомые передачи и некоторые эксперты уверены, что слова Кудряшова свидетельствуют о якобы корыстных намерениях Дворовенко.

Двоюродная сестра известного композитора Ирина Озерная тоже высказалась по поводу ситуации, в которой оказалась ее родственница. Женщина прояснила связь адвоката и Людмилы Алексеевны.

«Сейчас она у своих друзей – у семьи Дворовенко. Они познакомились на даче… Там она на полном пансионе и в благостном настроении. Она поправляется... Он ее лечит и ухаживает за ней. Земля полнится слухами, но то, что вы говорите, с Виктором Дворовенко не было. Сашенька (муж композитора) очень болен, и он устроил его в больницу», – заявила Озерная.

В то же время сам Кудряшов придерживается иной точки зрения. «Наверное, они все-таки со своим папой поделились и на домашнем консилиуме решили, поскольку Мила уже в возрасте, поиметь квартиру. Они завещание уже подписали, так что… Образно говоря, я пролил ведро слез, но мне было так грустно. Я каждый день себя плохо чувствовал. 7 месяцев. Я никогда не думал, что попаду… Они вот так хитро – раз меня! Оттуда же очень трудно выйти, это каземат и тюрьма. И там люди разных профессий, вероисповеданий. Нас было 26 человек. Там алкоголизм и наркомания. Я вырвался оттуда, потому что у меня признали рак кишечника» – сказал муж Людмилы Лядовой.

Ирина Озерная выразила несогласие с одним из утверждений супруга известного композитора. «Но она не подписала! Она обещала послезавтра», – поспорила с мужчиной Озерная.

Ранее журналисты взяли интервью у Двороненко, в котором он рассказал о своих отношениях со звездой. Юрист не стал скрывать, что чувствует родственную связь с композитором.

«Людмила Алексеевна мне больше чем мама. Она все мое детство провела со мной, воспитывала меня. Все детство мы провели на даче в Подмосковье. Дачи у нас находятся практически друг напротив друга, только через речку. Она знала моего прадедушку, мою прабабушку. Мой прадедушка помогал ей строить дом. Она приходила к нам в гости», – поведал мужчина.

Известный композитор утверждает, что с ней и с ее квартирой все в порядке. Ранее близкие друзья Людмилы Лядовой говорили, что ее недвижимостью пытаются завладеть обманным путем. Однако сама женщина опровергает подобные домыслы.

Уже более полугода композитора Людмилу Лядову окружают скандалы. Ранее появлялась информация, что 92-летнюю женщину пытаются обмануть мошенники. По мнению ее подруги Галины Горбенко в доверие к звезде втираются малознакомые люди, мечтающие завладеть ее недвижимостью.

Популярное:

Близкие Людмилы Лядовой опасаются, что она стала жертвой аферистов

Однако сама Людмила Алексеевна решила опровергнуть такого рода слухи. По словам композитора, она ни в чем не нуждается, да и от чужого дурного влияния не страдает.

«Я отношусь к этим скандалам крайне отрицательно. Все, что сейчас говорится, — неправда. Я не знаю, почему за меня взялись. Я живу хорошо: у меня сейчас все нормально», — прокомментировала ситуацию Лядова.

Однако звезда отметила, что ее самочувствие оставляет желать лучшего. Сейчас Людмила Алексеевна сильно болеет, но все-таки надеется на скорое выздоровление. Также ей приходится переживать из-за судьбы супруга — Александра Федоровича. По словам Лядовой, мужчине никак не удается справиться с алкогольной зависимостью. Сейчас он проходит очередной курс реабилитации.

«Мужа нет дома, он поехал лечиться. Пьет все время. Не волнуйтесь за него, его никто нигде не удерживает и ничего не отбирает. У него есть своя квартира», — заявила Лядова.

Ранее супруг звезды утверждал, что его избраннице угрожает вполне реальная опасность. Он дал эксклюзивный комментарий для программы «Прямой эфир», но, по мнению зрителей, вел себя очень странно. По словам Лядовой, на момент съемки супруг находился в неадекватном состоянии как раз из-за алкогольной зависимости.

Поэтесса Любовь Воропаева также подтвердила, что жизни и благополучию известного композитора ничего не угрожает. По мнению писательницы, скандал разразился из-за мужа Людмилы Алексеевны, который страдает манией преследования.

«Мы недавно виделись. Мне кажется, у нее все отлично. Во-первых, она находится на свежем воздухе, во-вторых, ей обеспечен должный уход. В-третьих, насколько я понимаю, ее нынешний муж живет в другом месте и не напрягает ее своим поведением», — поведала Воропаева.

В интервью для портала «Собеседник» поэтесса отметила, что Лядова до сих пор находится в отличной физической форме. Более того, Людмила Алексеевна находит время и для творчества, и для общения с друзьями.

«Я горда за свою дочь. Всесторонне талантлива моя девочка. Если пересмотреть все мои записи с самого ее рождения, я волновалась: кем она будет?

Слава Создателю - полноценный человек! Красива, великолепно сложена, отличный музыкант и талантливый композитор, спортсменка, рыбак, хорошая жена и дочь, прекрасная хозяйка, добрая, но…»

Писала в своем дневнике мать известного композитора, пианистки и певицы Людмилы Лядовой.

Мордой об стол

- Людмила Алексеевна, что стояло за этим маминым «но»?

А то, что со мной трудно жить, я - непредсказуема.

- Не из-за этой ли непредсказуемости вас в расцвете творческой карьеры выгнали из комсомола?

Все было гораздо прозаичнее. В 1957 году я вступила в жилищный кооператив от Союза композиторов, квартира по тем временам стоила громадных денег - 150 тысяч рублей! Поэтому мне пришлось очень много работать, и я совсем перестала ходить на собрания. А ведь была членом горкома комсомола!

Меня пригласили на комсомольскую конференцию, вызвали на сцену и спрашивают: «Почему товарищ Лядова игнорирует все совещания горкома?» Я начала заикаться, оправдываться, что-то лепетать: «Вы знаете, мне было некогда, я все время работаю - мне надо квартиру строить». Но этим только подлила масла в огонь. Потом я узнала, что решение пропесочить меня по полной программе было принято на самом верху: мол, ты такая популярная, так получай «мордой об стол»!

- Однако впоследствии вам присвоили премию Ленинского комсомола…

В этом и заключается парадокс нашей жизни. Однажды меня исключили и из консерватории. Как вы думаете, за что? Нет, не за прогулы и не за неуспеваемость по профильным предметам. Я просто сдала экзамен по марксизму-ленинизму на «два». Но это, может быть, и сошло бы мне с рук, если бы не мой поступок. Я подошла к доске, на которой красовалась моя фамилия, а напротив нее - «двойка», сняла туфель и каблуком стерла оценку.

В результате мне пришлось распрощаться с консерваторией. Правда, ненадолго. На мое счастье, из Москвы к нам в Свердловск приехал начальник учебных заведений при Министерстве культуры Александр Иванович Живцов и попросил показать ему нечто талантливое и яркое. Все единодушно решили - Лядову. Я играла перед серьезной комиссией труднейшие «Симфонические этюды» Шумана. В результате меня восстановили.

Я всегда была оптимисткой. Да и мама приучала меня быть бодрой, мажорной. Она все время говорила, что в жизни может быть много трудностей, но на то они и существуют, чтобы их преодолевать.

«Ох уж эта девчонка…»

- В детстве вам тоже приходилось сталкиваться с трудностями?

И еще с какими! До сих пор помню, как я поступала на детское отделение консерватории. Тогда мне было десять лет. Перед самыми экзаменами я приболела, у меня поднялась температура, но так как конкурс был только один день, мы с мамой все же решили пойти. До сих пор помню, какой ужас я тогда пережила.

- Неужели не приняли?

- «Они надо мной просто издевались…» - именно эти слова я сказала маме, когда вышла из кабинета. Меня, конечно же, приняли, но, задавая элементарные вопросы по детскому отделению и получая исчерпывающие ответы, экзаменаторы не в меру увлеклись и перешли к вопросам, которые, как правило, задают студентам первого курса консерватории!

- С этого момента, наверное, и начался ваш путь в музыку?

Мой путь в музыку начался с рождения. Я родилась в Свердловске 29 марта 1925 года в семье профессиональных музыкантов. Отец - скрипач и певец (тенор), мать - певица (меццо-сопрано) и хормейстер. Иной - немузыкальной - судьбы у меня просто не могло быть. Ведь я выросла в звуках, нотах, скрипичных, басовых ключах, бемолях и диезах.

В 4 года меня ставили на рояль, и я пела колыбельную Моцарта: «Спи, моя ладость, усни…» Меня начали учить музыке с самого раннего детства. Где-то в 6–8 лет я уже сочинила первые опусы - песенки на стихи Агнии Барто.

- А обычные детские забавы?

И на это времени хватало. Часто, позабыв о гаммах и канонах, я заигрывалась во дворе с ребятами.

- И тогда…

Открывалась форточка, и слышался строгий мамин голос на весь двор: «Мила! Домой!» Но это не мешало мне совершать невероятные поступки. Я обожала танцевать и часто бегала в детский парк им. Павлика Морозова, в котором были качели - такие железные лодки на двоих. Как-то покатались с одной девочкой и сошли. Потом мне снова захотелось. Билетерша меня остановила, сказав, чтобы я стала в очередь. Но меня же не удержишь. В это время железная лодка раскачалась и с силой ударила меня прямо по затылку. Я упала, вся голова в крови…

Мне сделали перевязку, врач сказал - не вставать. Так что вы думаете - дня через четыре я уже на заборе висела с перебинтованной головой! Вот такая я была - упрямая и бесшабашная!

«Ох уж эта девчонка!» - часто вздыхала мама. А однажды катались с горы на санках. Делали такие паровозики: семь-восемь саней сцеплялись вместе (первый ложится на санки, ногами цепляет вторые и так далее, и все вместе мчались с горы). Я, как всегда, конечно, первая. А тогда на земле уже начали появляться первые проталинки. И вот мои санки налетают на островок земли. Все валятся, а я лицом проезжаю по снегу. Прихожу домой - у меня левая половина лица ободрана, опухла, глаза не видно. Бедная моя мама! Досталось же ей со мной!

Помню, как первый раз она повезла меня в Крым, где я впервые увидела море. Пока она с кем-то говорила, я, несмотря на запрет, пошла в воду. А когда стала выходить обратно, то меня волной ударило о камни. Я выскочила, и тут меня вторая волна накрыла… Чего только не передумала в тот момент, и боль была невыносимая! Но надо же держаться. Я ведь никогда виду не показывала, что мне больно. Может быть, поэтому жизнь все время мне шишки наставляла…

«Ты уралка, ты выдержишь…»

В ноябре 1943 года в числе двенадцати лучших студентов Свердловской консерватории меня послали в Москву на смотр молодых дарований. К тому времени мною уже были написаны детские миниатюры, несколько хоров, фортепианных пьес, песен о войне и соната для фортепиано, поэтому прибыла туда не просто как талантливая студентка, но и как начинающий композитор. Мое творчество получило высокую оценку.

Вернувшись домой, мы с Ниной Пантелеевой организовали дуэт и в 1946 году решили принять участие в конкурсе артистов эстрады. Конкурс проходил в ЦДРИ, зал был переполнен. За столом жюри сидели прославленные мастера эстрады: Леонид Утесов, Ирма Яунзем, Игорь Ильинский, Клавдия Шульженко, Ружена Сикора, Владимир Хенкин.

Мы с Ниной ужасно волновались. Я даже забыла переобуться в новые туфли, которые купила перед этим на Тишинском рынке, так и вышла в каких-то деревянных босоножках.

Мы спели негритянскую песню, которую я сама обработала: «Небо, небо, почему ж мы не хотим в рай?» Наше исполнение всем очень понравилось, а Утесов сказал: «Когда вышел этот дуэт, как будто окно распахнулось в вишневый сад». После таких слов исход конкурса был предрешен - мы стали лауреатами.

- О вашем дуэте с Ниной Пантелеевой до сих пор ходят легенды. Почему он распался?

Это случилось в 1952 году. Нина Пантелеева стала невероятно зазнаваться, это при том, что дуэт организовала я, обработки тоже делала я. Но когда у кого-то нос кверху задирается, все забывается. Увы, мы сами часто рушим фундамент, на котором стоим. Возможно, на наши отношения повлиял и тот факт, что 16 февраля 1951 года меня приняли в члены Союза композиторов.

После того как наш дуэт развалился, я стала выступать одна за роялем: и со своими песнями, и с чужими. Мое счастье, что я не только пою, но и играю, и сочиняю - никому кланяться не надо.

- Неужели так-таки никогда никому не кланялись?

Я всегда была гордой, независимой женщиной. Однажды ко мне подошел один очень известный композитор и сказал: «Будешь посговорчивее, я решу все твои проблемы». Но «посговорчивее» я не стала, и вскоре про меня поползли грязные слухи, что я пью, не просыхая, что у меня каждый день новый мужик… К тому же я отвергла ухаживания самого Тихона Хренникова.

И он словно в отместку на съезде композиторов «приложил» меня от души, раскритиковав «пошлую песню Людмилы Лядовой» (имелась в виду «Чудо-песенка»). Лишь сокурсник по Свердловской консерватории Слава Ростропович меня поддержал: «Ничего, Милка, ты уралка, ты выдержишь…» И я выдержала! И никогда не торговала ни своим телом, ни своей душой. Пробивалась только трудом, а если были любовные отношения, то они были искренними и отнюдь не с сильными мира сего.

«Любовь мне помогала жить»

Я БЫЛА натурой увлекающейся и влюбчивой. Может быть, поэтому в личной жизни мне чаще всего не везло. Но даже разочарование давало огромный импульс для творчества.

- Именно таким импульсом стал для вас первый брак?

Так же, как и второй, и третий, и четвертый… Первый раз я вышла замуж в 18 лет за Василия Коржова, который был душой цыганского семейного ансамбля. Увы, наш брак изначально был обречен. Попытки поднять мужа до своего уровня не увенчались успехом, а опускаться до аккомпаниатора цыганского ансамбля мне не захотелось.

Моим вторым мужем стал артист балета, танцовщик Юрий Кузнецов. В творческом плане наш союз оказался очень плодотворным. Я написала много интересной балетной музыки, в том числе пьесу «Слепая девушка», а также балетные миниатюры «Испанский танец», «Негритянские куклы». Но мы с Юрой оба по натуре лидеры, а два «генерала» в одном доме - это уже слишком. Меня больше устраивает, когда муж «полковник».

Третий мой муж Кирилл Головин был не из музыкальной, а из научной среды. Поначалу мне казалось, что впереди нас ожидает море счастья, но потом, что поделаешь, прошло у меня к нему чувство, и я стала видеть в нем одни лишь недостатки…

Предпоследний мой брак с певцом Игорем Сластенко распался по той же причине, что и дуэт с Ниной Пантелеевой. Он начал зазнаваться, систематически меня перевоспитывать. На этом все и закончилось.

- А вы никогда не пытались любой ценой сохранить отношения?

Я не была рабой любви. Во всяком случае на первом месте у меня всегда стояло творчество. Конечно, и переживала, и страдала, но предпочитала быть одной, чем с кем попало.

- Существует легенда, что вы по-царски одаривали тех, кого любили, если даже потом и расставались.

Ну, народная молва всегда преувеличивает, но доля правды в этом есть. Не по-царски, конечно, но одаривала. Я всегда уходила первой и при этом никогда не была мелочной.

- Имея за плечами столь печальный брачный опыт, как вы решились на новый брак?

Когда мы познакомились с Сашей, он играл на саксофоне в эстрадном оркестре под управлением Александра Горбатых. Это был тихий, скромный молодой человек. Когда Саша первый раз пригласил меня на свидание, я подумала: ладно, встречусь разок-другой, но замуж ни за что. Во-первых, он младше меня на 17 лет, во-вторых, сколько же можно! И вот ведь как сложилась жизнь: 32 года мы уже вместе. Именно в Саше я обрела то, что искала всю жизнь. Он мне теперь дороже всех, потому что он мой родной человек.

«Тот, кто стесняется детства, быстро стареет»

Людмила Алексеевна, у меня сложилось впечатление, что такие слова, как «уныние», «депрессия», вам просто не знакомы.

К этому меня с детских лет приучала мама, которой тоже пришлось несладко после ухода отца. Да и характер у меня энергичный, я же маршевая.

- Не случайно многие считают, что вы писали одни лишь марши…

Так уж у нас водится. Как приклеят к человеку какой-нибудь ярлык, так он его и преследует. Это при том, что я написала оперу «Два цвета времени», пять оперетт, два мюзикла, три вокально-инструментальные поэмы и около 800 песен, среди которых немало песен для детей. Я всегда говорю коллегам: не забывайте о детстве. Пишите хорошие песни для детей. Ведь тот, кто стесняется детства, быстро стареет.

Поэт Петр Градов сказал о вас: «Это Лядова Людмила - женщина заметная. А в душе у Милы сила атомно-ракетная!» Насколько эти строки подходят вам нынешней?

Я нисколько не изменилась. Оптимизм, уральское упрямство и воля меня спасают. Мне всегда хотелось быть лучше всех. В этом заключается своеобразный азарт. А силы я черпаю у матушки-природы. И каждый день благодарю Бога за то, что жива-здорова.

- В марте этого года вам исполняется 79 лет…

Я своего возраста не ощущаю. Мне столько, насколько я себя чувствую. А потому идей и планов у меня как всегда множество. В ближайшее время хочу записать диск со своими романсами в собственном исполнении, а также диск с эстрадными песнями. Продолжаю сочинять музыку (в основном романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина), выступать перед зрителями и по-прежнему люблю гастроли.


Кстати, недавно на одном из концертов в Жуковском произошел забавный случай. Позвонили в артистическую, и я взяла трубку. «Что у вас сегодня?» - спросила женщина. «Концерт Людмилы Лядовой. Приходите!» - ответила я. «Лядовой? - переспросила женщина. - А разве она еще жива?»

Однажды со мной произошел такой случай. В 1956 году мы путешествовали с мамой на теплоходе «Родина». Пассажиры, узнав, что на борту теплохода находится известный композитор, попросили меня выступить. Открыли музыкальный салон, и я стала исполнять свои песни - они принимались на ура.

Импровизированный концерт я завершила «Чудо-песенкой», которую попросили повторить. И вдруг возглас: «Все это очень хорошо, но вы бы что-нибудь свое спели!»

92-летняя народная артистка РСФСР Людмила Лядова – автор более тысячи песен для многих известных артистов. В разное время композиции женщины исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многие другие известные артисты. Близкие Людмилы Алексеевны обратились в программу «Прямой эфир», будучи серьезно обеспокоенными за нее. Они предполагают, что адвокат Виктор Дворовенко, который в последнее время сблизился со знаменитостью, нарочно втерся к ней в доверие, чтобы заполучить роскошную квартиру в центре Москвы. Дружба юриста и Лядовой вызывает серьезные опасения среди ее окружения.

Галина Горбенко, подруга композитора, заявила, что просит помочь в поисках приятельницы. Она утверждает, что Людмиле Алексеевне специально ограничили общение с ее родными и близкими.

«Никто не знает, где она находится. Он отгородил ее всех – забрал из квартиры, где сейчас ремонт, и вывез в загородный дом… В первый раз я его увидела в 2013 году. Сейчас она с ним постоянно рядом. Ей легко втереться в доверие, и она практически не видит, поэтому может подписать практически все, что угодно», – утверждает женщина.

Супруг знаменитости Александр Кудряшов сейчас живет в Московской области отдельно от жены. «Милочка сейчас только отходит от болячки. Она будет нормальным трезвым человеком, и тогда можно собрать консилиум. Все, говорю, Витя, ты требуешь подписи, а смотри, Милочка находится в плохом состоянии», – сказал он в интервью программе. Знакомые пары и некоторые эксперты уверены, что слова Кудряшова свидетельствуют о якобы корыстных намерениях Дворовенко.

Двоюродная сестра известного композитора Ирина Озерная тоже высказалась по поводу ситуации, в которой оказалась ее родственница. Женщина прояснила связь адвоката и Людмилы Алексеевны.

«Сейчас она у своих друзей – у семьи Дворовенко. Они познакомились на даче… Там она на полном пансионе и в благостном настроении. Она поправляется... Он ее лечит и ухаживает за ней. Земля полнится слухами, но то, что вы говорите, с Виктором Дворовенко не было. Сашенька (муж композитора) очень болен, и он устроил его в больницу», – заявила Озерная.

В то же время сам Кудряшов придерживается иной точки зрения. «Наверное, они все-таки со своим папой поделились и на домашнем консилиуме решили, поскольку Мила уже в возрасте, поиметь квартиру. Они завещание уже подписали, так что… Образно говоря, я пролил ведро слез, но мне было так грустно. Я каждый день себя плохо чувствовал. 7 месяцев. Я никогда не думал, что попаду… Они вот так хитро – раз меня! Оттуда же очень трудно выйти, это каземат и тюрьма. И там люди разных профессий, вероисповеданий. Нас было 26 человек. Там алкоголизм и наркомания. Я вырвался оттуда, потому что у меня признали рак кишечника» – сказал муж Людмилы Лядовой.

Ирина Озерная выразила несогласие с одним из утверждений супруга известного композитора. «Но она не подписала! Она обещала послезавтра», – поспорила с мужчиной Озерная.

Ранее журналисты взяли интервью у Двороненко, в котором он рассказал о своих отношениях со звездой. Юрист не стал скрывать, что чувствует родственную связь с композитором.

«Людмила Алексеевна мне больше чем мама. Она все мое детство провела со мной, воспитывала меня. Все детство мы провели на даче в Подмосковье. Дачи у нас находятся практически друг напротив друга, только через речку. Она знала моего прадедушку, мою прабабушку. Мой прадедушка помогал ей строить дом. Она приходила к нам в гости», – поведал мужчина.

Елена Лядова — одна из самых сильный актрис в России. Каждая ее роль — это попадание в десятку.

С ней с удовольствием работают режиссеры с мировым именем: Андрей Звягинцев, Вадим Перельман... На экране она умеет удивлять и восхищать. А в жизни Лядова персонаж такой... ускользающий. Обычно она неохотно идет на контакт и находит тысячу причин, чтобы отдалить дату встречи.

Лена, как же долго мы с тобой шли к этой беседе.

Главное, что дошли. (Улыбается.)

И повод хороший. Ты стала телеведущей, участвуешь в проекте «Быть или не быть» на канале ТВ-3, в котором актеры, режиссеры и критики обсуждают пилоты сериалов, а потом в студии проходит голосование зрителей, и фактически на программе решается дальнейшая судьба пилотных проектов - станут они полноценными сериалами или нет. Скажи, почему ты согласилась, что тебя в этой истории поманило?

Во-первых, меня не случайные люди позвали, я давно знакома с Евгением Никишовым и Валерием Федоровичем. Мы вместе делали «Измены» для ТНТ, мы и в обычной жизни приятно общаемся. И конечно, у них возникло желание пригласить знакомую, проверенную актрису. А для меня это новый опыт, это мой дебют в качестве телеведущей. Мне такая история была интересна с точки зрения того, насколько я смогу взять себя в руки, насколько я буду грамотной, насколько смогу общаться вживую с людьми, задавать им вопросы, учитывая их ответы, слышать их.

Слышать собеседника - это очень важное качество для телеведущего. Говорю тебе исходя из собственного опыта.

Мне изначально хотелось не просто в ухо получать команды от редакторов, а вести с участниками полноценную беседу. И еще я волновалась, потому что речь в программе идет о наших коллегах, об их произведениях...

...К тому же ты всех этих людей знаешь лично.

Конечно. Поэтому этическая сторона вопроса меня волновала, безусловно. Первый вопрос, который я задала Валере Федоровичу, - в каком духе будет вестись беседа? Я сразу предупредила, что если это какая-то критическая история, то я не смогу в ней участвовать, потому что я всех люблю, уважаю и хочу дальше сотрудничать с этими людьми. Еще надо учитывать, что эти пилоты сняты не чисто телевизионными режиссерами, набившими руку на сериалах, а выходцами из полного метра, а это совершенно другая каста. Сам посуди, пилоты сняты Николаем Хомерики, Аней Меликян, Петей Бусловым… Мне бы ни в коей мере не хотелось их обидеть.

То есть ты такая осторожная, щепетильная девушка.

Ну как... Это серьезный эксперимент для киношных режиссеров такого уровня - прийти на телевидение. Для них это тоже в каком-то смысле означает снять с себя кожу и представить себя в роли дебютантов. Представляешь, некоторые пилоты на полках по пять лет пролежали.

Почему?

Они не оказались эфирными. Например, к сериалу «Измены» снималось три пилота, я участвовала в третьем. И только по итогам третьего пилота продюсеры приняли решение дать жизнь этому сериалу. В предыдущих историях снимались совершенно другие актрисы, были совершенно другие режиссеры. Потом пригласили режиссера Вадима Перельмана, а он, в свою очередь, уже пригласил меня. И вот мы сняли пилот в Риге, а спустя полгода приступили к основным съемкам.

Знаю, что в программе «Быть или не быть» обсуждался пилотный проект фильма с участием Володи Вдовиченкова...

Да, это как раз проект Пети Буслова «Близкие». Пилот снят еще в 2012 году для ТНТ, и мы также выносили его на обсуждение.

А Володя был на съемках программы?

Наверное, тебе сложнее было снимать программу с участием мужа?

Почему же? Нет. Он такой же гость, к которому надо деликатно отнестись, услышать его. И постараться вести беседу таким образом, чтобы она была конструктивной, а не на уровне «нравится или не нравится мне этот актер».

Лена, ты в этой программе, как я понял, нужна, чтобы сглаживать острые углы. Ты по природе человек неконфликтный?

Я как раз конфликтная, просто есть какие-то моменты, через которые нельзя переступать. А так, в жизни, я, конечно, отстаиваю свои интересы, иногда локтями разгребаю пространство для себя.

И часто приходится «разгребать пространство локтями»? Мне кажется, сейчас уже любые обстоятельства работают на тебя.

В жизни разные бывают моменты, так что локти нужны.

Они у тебя сильные, крепкие?

Нормальные. Нормальные девичьи плечи и локти. (Улыбается.)

А ты, кстати, спортом занимаешься?

Нет, на спорт не хожу. Фитнес вгоняет меня в тоску. Я от него ничего не жду, не жду какого-то результата, так что эти занятия для меня абсолютно бессмысленны.

То есть ты такая статуэтка от природы?

Ну, давай скажем, что от природы.

Или это правильное питание?

Просто я ем немного и не всё подряд. А вот удовольствие я получаю от неспешного плавания, ныряния… Я заплываю в море далеко, ныряю глубоко и подолгу - с маской, с трубкой, с ластами.

Как всё основательно!

Море вообще отдельная история. Водная стихия… Мне кажется, что пробуждается какая-то генетическая память. В этом пространстве я себя комфортно чувствую, главное, чтобы вода была теплой. Кажется, мои мышцы вспоминают что-то древнее - рыбное или змеиное. Я обожаю под водой развлекаться, кружиться, нырять. Природный страх, конечно, дает о себе знать: когда я вижу сквозь маску бездну какую-то, то уже боюсь туда плыть.

А тебе нужен для погружения партнер или лучше наслаждаться морской фауной в одиночестве?

Вообще кто-то другой только мешает - гребет рядом балластом. Но когда это какое-то красивое дно, то в качестве «экскурсионки» показывать рыб друг другу - это интересно.

Бывает, что Вдовиченков погружается вместе с тобой?

Он любит эту историю, но не так экстремально, как я. Володя немного побаивается воды. Так, больше покидать камушки в море.

Лена, мы недавно встретились с тобой в Малом театре, и ты меня познакомила со своим младшим братом, который учится в театральном институте. В общем, пошел по стопам старшей сестры.

Я думаю, это совокупность факторов. Конечно, свою роль сыграло то, что я актриса, и Никита с детства наблюдал за моей актерской судьбой, я брала его на все премии: на «Нику», на «Золотого орла». То есть все мои награды он всегда со мной разделял. Я его с детства выводила в свет, что называется. А самое удивительное, что он закончил школу с золотой медалью, причем без посторонней помощи. Он захотел быть первым в школе. Следующий этап - покорение актерских вершин.

Что ж, начало обнадеживающее. Скажи, брат поступил в Щепку, потому что ты там училась?

Ну, тут уж куда взяли.

То есть ты ему особо не помогала?

Это очень сложно сделать, потому что тут ориентиром служат все-таки способности. Ты можешь просто кого-то попросить повнимательнее посмотреть на молодого человека, но на решение мастера это не повлияет. И я не знала заранее результатов, поступит он или нет, и вся семья волновалась до последнего.

Ты не отговаривала его идти на актерский?

Отговаривала, я даже чуть не стала главным врагом в семье из-за этого. И мне сказали: «Либо ты помогаешь и включаешься, либо отойди в сторону». Родители его поддерживали, конечно.

А ты была против, потому что…

…потому что это сложная профессия и в ней надеяться на удачу - опасный эксперимент. Мы все идем в эту профессию с такими высокими амбициями, с желанием стать звездой. Странно идти в актеры шестнадцати-семнадцатилетнему человеку, говоря что-то вроде: «О, я так люблю театр, так в нем разбираюсь, так хочу свою жизнь этому посвятить!» Мне кажется, это такая… не совсем правда, не совсем мысли ребенка, школьника. Конечно, все хотят быть звездами. В Советском Союзе для всех эталоном была Любовь Орлова, а сейчас - голливудские звезды. Это основной мотив, который цепляет молодых.

А с какого возраста этот мотив начал цеплять тебя?

Да я вообще танцующая и выступающая с самого начала. Вадим, мы же с тобой делали передачу! Я тебе уже всё рассказала еще пятнадцать лет назад. (Улыбается.) Я всегда была творческим ребенком: любила читать стихи, выступала на всех утренниках, участвовала в самодеятельности и так далее. Наверное, я была предрасположена к этому. Я думаю, это еще и особенность многих девочек - кокетничать, выступать, хотеть быть красивыми, стоять на стуле в платье и с бантом, устраивать концерты для родителей и их друзей.

Твои родители ведь к искусству не имеют никакого отношения?

Нет, мама Плехановский институт закончила, папа всю жизнь служил в ракетных войсках. Они у меня инженеры, отец - военный инженер-ракетчик.

Маме, наверное, хотелось, чтобы и ты по ее стопам в Плехановский пошла учиться?

Да, но я ни в какую.

После института ты начала работать в Театре юного зрителя, где тебя прекрасно приняли. У тебя был период, когда ты играла зайчиков, белочек?

Еще бы! Курица, мышка, березка - это в ТЮЗе считается курсом молодого бойца. Причем в спектакле «Два клёна» начинающая актриса играет все эти три ипостаси, перевоплощаясь по ходу действия. Для меня это была премьера, дебют на сцене. Отлично помню тот свой первый спектакль «Два клёна». Причем это было юбилейное представление - 1200-й спектакль, а постановке в тот день исполнялось сорок восемь лет, представляешь? А уже потом были «Трамвай «Желание», «Роберто Зукко».

В спектакле Генриетты Яновской «Трамвай «Желание» ты играла Стеллу, сестру главной героини, открытую, доверчивую, с чистой душой. Это был совершенно дивный спектакль. Меня, Лена, знаешь, что поразило в свое время? Кама Гинкас, легендарный режиссер, однажды поделился со мной, что долго вынашивал замысел постановки в ТЮЗе «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова и что в главной роли поначалу он видел только тебя. Но ты отказалась.

Почему, Лена? Ведь это же роль, о которой, как мне кажется, мечтает любая актриса. Очень чувственная любовная история, настоящая трагическая героиня...

Мне кажется, это какая-то странная теория о мечтаниях актеров сыграть конкретные роли. Мне эта история не показалась впечатляющей, да и роль не была мне интересна. Тем более мы с Камой Мироновичем раньше работали вместе и достаточно откровенны. Я ему просто задала вопрос, в каком виде он бы хотел меня видеть, в той ли ипостаси, в которой я выступала в его предыдущих спектаклях? Какие ему от меня нужны душевные затраты, краски какие? Выяснилось, что такие же, как это было и раньше. То есть я поняла, что он от меня ничего не ждет нового. А я сама от себя чего-то нового ждала. Поэтому мы с ним не совпали.

Что ж, высокая профессиональная мерка. Ты продолжаешь оставаться в штате ТЮЗа?

А почему ты ушла из театра?

Потому что считаю нечестным ничего не играть и при этом получать зарплату. Отказываться от постановок и получать зарплату - это неправильно. Если ты находишься в штате, на тебя рассчитывают, о тебе думают, а у тебя самой другие планы. Наверное, надо сказать друг другу, что, может, мы встретимся попозже, но сейчас просто не занимать мысли уважаемых мною людей - Генриетты Яновской и Камы Гинкаса.

Сниматься в кино оказалось важнее .

Понимаешь, работая над какой-то театральной ролью, ты работаешь и над собой. Роешься в себе, открываешь что-то, закрываешь, находишь какую-то лыжню, на которую надо встать. Но долго ехать по этой лыжне, как мне кажется, вредно для организма. Я вообще за недолгосрочные постановки, за бродвейский вариант: собрались, сделали спектакль, год его отыграли и расстались. Просто практика русского театра абсолютно другая: при удачном стечении обстоятельств актер получил роль на заре карьеры и с нею же и умер. А я не приверженец такого театра, я считаю, что, когда ты годами играешь один спектакль, уже яды начинают исходить из человека, они идут в роль и обратно. И мотиваций играть один и тот же спектакль со временем становится всё меньше.

В этом смысле кино - совсем другое дело: встретились, поработали, расстались.

Встретились, поработали, что-то открыли в себе и расстались, да.

Насколько для тебя важно понравиться и угодить режиссерам, продюсерам?

Знаешь, Вадим, у меня были хорошие учителя, начиная со Щепки, которые все-таки научили в первую очередь не пытаться кому-то другому понравиться и угодить, а нравиться прежде всего себе. Как-то странно строить свою жизнь и при этом оглядываться на чужие интересы. Угодить можно только качеством своей работы. А всё остальное к профессии не имеет никакого отношения. Я не знаю ни одного великого художника, который бы сначала пытался угодить, а потом уже писал свои произведения. Нравлюсь я кому-то как личность или нет - это вообще не имеет отношения к профессии, на экране останется только тот образ, который у меня получился.

Скажи, бывали у тебя случаи, когда ты начинала сниматься, а потом вдруг понимала, что ты и режиссер - это две совершенно разные стихии?

Конечно. Но я всё равно продолжала сниматься. Естественно, еще ни один проект я не завалила. Если происходит столкновение интересов, то мы пытаемся его разрешить путем переговоров. Но случались проекты, где мы с некоторыми режиссерами на определенном отрезке съемок уже переставали понимать друг друга. Где-то меня оставляли в покое режиссеры и...

…давали доиграть так, как ты считала нужным?

Да, соглашались с тем, что я была права.

Вот эта бескомпромиссность, нежелание кому-то угодить у тебя в крови?

Почему бескомпромиссность? Мне кажется, что все мы такие многосложные, всё зависит от ситуации. Просто слово «угодить» вообще не про меня. Кому я должна угодить? Не понимаю. Мне дают работу, и я ее делаю как профессионал. Угодить я должна только зрителю, тому, для кого я работаю, зрители должны что-то получить от моей работы. Все остальные - это цеха, такие же, как и я, мы все делаем общее дело.

Когда на съемках фильма «Елена» ты встретилась с Андреем Звягинцевым, то сразу поняла, что это твой режиссер, человек твоей группы крови?

С Андреем мы встретились гораздо раньше: в его картине «Изгнание» я озвучила Марию Бонневи, главную героиню, после этого он снял короткометражку «Нью-Йорк, я люблю тебя» для альманаха, где я читала закадровые стихи. Поэтому мы с ним уже были знакомы, только на площадке не встречались. Я понимала его манеру, перфекционизм Андрея. А когда встретились уже на площадке съемочной… Ну что тут сказать, прекрасный режиссер!

Потом был «Левиафан», и у тебя там блистательная роль, внешне ты играешь очень сдержанно, но с таким накалом драматизма! Ваш «роман» со Звягинцевым продолжается?

Сейчас я у него не работаю, но он и не обязан брать меня во все фильмы.

В «Левиафане» ты снялась с Володей Вдовиченковым. Вам предлагают и дальше играть вместе?

Совместных предложений у нас много. Но пока особо ничего не заинтересовало. Пока это просто чьи-то попытки попользоваться нами, а вот в этом участвовать мы не хотим.

А ты сразу чувствуешь такие мотивы, да?

Уже по звонку, по тому, как с тобой разговаривают, чувствую. Понятно же, с каким прицелом тебя зовут сниматься и чего от тебя хотят. Мы, актеры, наверное, отчасти все-таки психологи, потому что мы всю жизнь изучаем человека, взаимоотношения людей. Мы ничем другим не занимаемся, кроме того, что разбираем причинно-следственные связи. Но мне изучения человека, самой себя, в конце концов, в рамках одной актерской профессии недостаточно. И я иду за помощью к науке, к ученым. Читаю труды филолога Татьяны Черниговской, слежу за ее выступлениями, лекциями.

Ходишь на лекции?

Нет, пока только в интернет-пространстве их нахожу. Черниговская занимается нейронными связями в мозге - нейролингвистикой, психолингвистикой. Это очень интересно. Она «отделяет» мозг от человека… Послушай, нет смысла углубляться сейчас в такие научные дебри.

Ничего-ничего, продолжай. Очень любопытно.

В общем, это большая иллюзия, что человек хозяин сам себе и своему мозгу. Кто кому хозяин - еще непонятно. На самом деле мы не владеем информацией, которая в нас поступает, и не можем сами осознанно ее организовать и повлиять на принятие решений в самих же себе. Все эти процессы протекают параллельно с нашим сознанием в нашем мозге. Грубо говоря, пока ты обдумываешь ответ, он на самом деле уже готов в твоем мозге. До передачи нужной обработанной информации в сознание мозг, кроме того что проделал работу по обработке и принятию решения за нас, обстряпывает дело так, чтобы мы думали, будто приняли решение самостоятельно и осознанно, но за несколько секунд до того, как мы это понимаем, мозг уже всё сделал и отправил нам в сознание «письмо» с эмоциональными картинками. Это очень сложные процессы. Но, кроме нейронных связей и возможностей мозга, мне любопытны и другие открытия. Вообще всё, что связано с исследованиями космоса, изучением мироздания. Меня интересуют люди, посвятившие жизнь тому, чтобы понять, кто мы такие на самом деле и зачем. Вот куда сейчас, например, без исследований физика Стивена Хокинга? И как только появляется новая информация про космические открытия, черные дыры, я жадно об этом читаю.

Как глубоко ты копаешь! Еще немного и, наверное, сама сможешь лекции читать. Но вернемся к Лядовой-актрисе. Скажи, для тебя важно сниматься нон-стоп?

Ну как? Мне отдых тоже нужен. Не отдых от работы, а просто пожить другой жизнью необходимо, без выездов каждое утро на площадку, подготовок. Важно жить без паники, мы ведь не на «Титанике». (Улыбается.)

А ты часто отказываешься от предложений?

Отказываюсь, отказываюсь. Вот сейчас у меня обычная, плавная, спокойная жизнь. Снялась в передаче для ТВ-3, съемок в кино нет, в театре не репетирую. И всё это позволяет мне в свое удовольствие читать Черниговскую, ходить на выставки, встречаться с тобой, бывать на светских мероприятиях...

...готовить еду любимому мужу?..

А почему нет? Бывает и так, конечно. Жизнь идет, и она не состоит только из работы.

В свое время в программе «Кто там...» я снимал сюжет про Володю Вдовиченкова. Помню, у него дома было огромное количество цветов, он эти цветы поливал в кадре, говорил, как любит ухаживать за ними. Это всё в прошлом?

Нет, за цветами Володя и сейчас любит ухаживать. Но цветов у нас дома немного. Видимо, навыки стали хуже, или цветы плохие продают. Недавно мы нашу пальму выкинули. Ухаживали-ухаживали за ней, столько воды в эту пальму было вылито, в горшок красивый собирались ее пересаживать, открыли корневую систему, а там вообще ничего нет, такой фейк. Но ничего, на место этой пальмы придет другой цветок.

Лена, на светских мероприятиях ты всегда очень стильно и со вкусом одета. Сама занимаешься своим стилем или тебе кто-то подсказывает?

Всё складывается из настроения, контекста и возможностей. Я люблю архитектурные такие вещи. Когда какие-то рисунки, линии нетривиальные. Конечно, бархат, цветы, декольте - это не мое. Тут, наверное, я исхожу из своей внешности.

Скажи, а семейная жизнь вносит какую-то дополнительную гармонию в работу?

Я бы лучше вообще про это не говорила. Я просто не знаю, как это соотнести, потому что одно без другого быть не может. Жизнь и твое отношение к ней - это же всё не по полочкам разложено, всё перемешано.

А тебе больше нравится, когда по полочкам?

В моей голове-то, конечно, всё по полочкам, но в моем сердце всё перемешано.

Хорошо сказала. Как думаешь, в тебе больше позитивной энергии? Для тебя стакан, как это ни банально звучит, наполовину пуст или наполовину полон?

Не знаю вообще, понятия не имею. Мне кажется, что вообще стакан по-любому полон!

То есть надо всё время быть в тонусе.

Что значит «надо быть в тонусе»?

Вообще ничего не надо, ты никому ничем не обязан. Просто себе не ври особо, прислушивайся к себе. Тут еще понять надо, что в тебе несет положительный заряд энергии, а что - отрицательный. Вот этот баланс надо уметь держать.

Получается?

Вот ты сейчас улыбаешься, а глаза всё равно с грустинкой… Знаешь, мне очень нравится наблюдать на экране за тем, как ты молчишь. Ты настолько выразительна в этом своем внутреннем состоянии. Вот мне интересно: в жизни, когда тебя что-то гложет, ты это выплескиваешь наружу? Тебе бывает нужно кому-то поплакаться - мужу, подружкам, маме, брату?

Наверное, стоит сначала подумать, прежде чем выплеснуть свои эмоции наружу. Это всё у меня проходит через фильтры: кому нужна моя информация, как ею распорядится другой человек и как она на него повлияет? И правильно ли она на него повлияет, так ли, как мне бы хотелось?

Какая же ты мудрая девушка, Лена Лядова!

Нет, я не мудрая, просто мне интересно понять, кто мы такие? Шимпанзе, правда, тоже, может, о себе много думает, но у него задачи другие.

Фото: Игорь Клепнёв. Стиль: Полина Шабельникова.

Прически: Наталья Изгорева/«Белый сад». Макияж: Мария Хренихина для «Белый сад»