Псалом 53 читать на русском языке

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения («на струнных орудиях» ), во-вторых, на характер содержания ("учение" ), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам .

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6–7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

. Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди» . Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

. ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

«Чужие восстали... и сильные ищут души моей» . – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; "сильные" – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. "Душу мою" – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – «Не имеют Бога пред собою» . Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.

. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Он воздаст за зло врагам» . Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. – «Истиною Твоею истреби их» – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

. ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – «На врагов моих смотрело око мое» . Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

Ключ к этому псалму лежит у двери, так как его заглавие сообщает, по какому случаю он был сочинен: когда жители Зифа, мужи Иуды (прообраз предателя Иуды), выдали Давида Саулу, подсказав, где скрывается беглец и как его схватить. Они делали это дважды (1Цар 23:19; 26:1), и это записано к их вечному бесславию. Этот псалом благозвучный. Возможно, псалмопевец размышлял над ним, находясь в бедствии, а изложил на бумаге в то время, когда опасность миновала, добавив к тексту два последних стиха, где выразил свою благодарность за избавление. Эти стихи в то же время могли быть написаны в вере в то время, когда он был напуган. В этом псалме (I) Давид жалуется Богу на злобность своих врагов и молится против них (ст. 2-4).

(II) Он утешает себя уверенностью в Божьем благоволении и защите, ободряя себя тем, что в должное время его враги будут смущены, а он – избавлен (ст. 5-8). Всякий раз, находясь в беде, мы можем петь этот псалом для собственного утешения.

Начальнику хора. На струнных орудиях.

Учение Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не у нас ли скрывается Давид?»

Стихи 3-5 . В этих стихах мы можем обратить внимание (1) на великую беду, в которой оказался Давид, о чем говорится в начале псалма. Зифеи договорились и пришли к Саулу, чтобы сообщить, где находится Давид, пообещав передать его в руки царя. Можно было подумать, что Давида не будут преследовать после того как он бежал из страны, что в чужих землях его не смогут найти, а в своей стране не предадут. Но все было не так. Ни одному благочестивому человеку не следует надеяться, что он окажется в безопасности и покое, пока не попадет на небеса. Как же вероломны оказались дружелюбные Зифеи! Хорошо, что Богу можно доверять, так как людям верить нельзя (Мих 7:5).

(2) На молитву Давида к Богу с просьбой о помощи и избавлении (ст. 3,4). Он взывает к силе Божьей, которая могла помочь ему, и к Его имени, благодаря которому Господь мог помочь ему. Псалмопевец умоляет, чтобы Всевышний спас его от врагов и судил, то есть излагает свою ситуацию и просит вступиться. Давиду не к кому больше обращаться, кроме имени Божьего; у него нет другой силы, чтобы положиться, кроме Божьей силы, и он делает их своим прибежищем и упованием. Он уверен, что получит действенный ответ на свои молитвы (ст. 4), которые, даже находясь в бегстве и не имея возможности торжественно обратиться к Богу, он время от времени возносил к небесам: «Боже! услышь молитву мою, которая исходит от сердца, внемли словам уст моих».

(3) На его просьбу, описывающую характер врагов (ст. 5).

Они были чужие. Таковыми являлись Зифеи, недостойные носить имя израильтянина. «Они поступили со мной более подло и жестоко, чем филистимляне». Наихудшего обращения можно ожидать от того, кто, разорвав узы родства, ведет себя как чужой.

Они – угнетатели. Таким был Саул, который, являясь царем, должен был использовать свою власть для защиты верных подчиненных, а он использовал ее для их истребления. Нет более печального зрелища, чем угнетатель на месте суда (Еккл 3:16). Самым большим опасностям апостол Павел подвергался со стороны единоплеменников и лжебратьев (2Кор 11:26). То же можно сказать о Давиде.

Они были грозными и пугающими, так как не только ненавидели Давида и желали ему зла, но и пытались умертвить его тело, объединив свои усилия для совершения злодеяния.

Они были очень злобны и искали души псалмопевца. Они охотились за его драгоценной жизнью, так как ничто другое не могло их удовлетворить. Мы можем с верой молиться Богу, чтобы Он Своим провидением не даровал им успех и это не выглядело бы так, словно Он одобряет таких кровожадных людей.

Они были абсолютно мирскими людьми и атеистами, и поэтому Давид полагает, что честь Господа требует, чтобы Он выступил против них. Они не имеют Бога пред собою, то есть отгоняют мысли о Боге, не считают, что Он все видит; что, сражаясь против Его народа, они сражаются против Него; не считают, что их бесчестные дела повлекут за собой фатальные последствия. Отметьте, что от тех, кто не имеет Бога перед собою, ничего хорошего нельзя ожидать. Более того, в каком бесчестии такие люди не виновны? Какие узы родства, дружбы, благодарности или обета могут хранить люди, не имеющие страха Божьего? Selah – Отметьте это. Давайте будем уверенны, что Бог всегда перед нашими глазами, ибо если это не так, то мы можем отчаяться.

Стихи 6-9 . В этой молитве мы видим действенные проявления веры Давида, благодаря которой он был уверен в благополучном исходе этого дела, хотя угроза была значительной.

I. Он был уверен, что Бог на его стороне (ст. 6), и говорит об этом с торжеством и ликованием: «Вот, Бог помощник мой». Если мы – за Него, то и Он – за нас, и в Нем мы будем иметь такую помощь, что нам не придется бояться никаких сил, выступивших против нас. Хотя люди и бесы стараются погубить нас, они не смогут добиться своего, пока Бог – наш Помощник. «Господь подкрепляет душу мою»28 . Сравните этот стих со следующим: «Господь мне помощник… (Пс 117:7). Есть люди, которые поддерживают меня, и Бог – один из них. Он – главный из них; никто из них не поможет мне, если Он не поможет им». Каждое творение относится к нам так (а не по-другому), как ему повелевает Бог. Слова псалмопевца подразумевают: «Господь подкрепляет душу мою, не дает мне потерять интерес к моему делу и погибнуть от бедствий». Тот, кто Своим провидением подкрепляет все окружающее, Своей благодатью поддерживает души Своего народа. Бог, который в нужное время спасет Свой народ, в трудное время поддержит и ободрит его, чтобы сотворенный Им дух не пал пред Ним.

II. Бог на его стороне, и Давид не сомневается, что его враги побегут и падут пред ним (ст. 7): «Он воздаст за зло врагам моим, которые следят за мной, выискивая возможности причинить зло. Но зло, которое они замышляют против меня, праведный Бог обратит на их головы». Не Давид будет воздавать им зло, а Бог: «А я, как глухой, не слышу. Ты услышишь, Господи». Врагов, которых мы простили, но они не покаялись, будет судить Бог. Мы не должны мстить, так как Бог сказал: «Мне отмщение». Но псалмопевец молится: «…истиною Твоею истреби их». Это не молитва злобного человека, а молитва веры, ибо она взирает на слово Божье и желает лишь его исполнения. Во всех угрозах Божьих, как и в обетованиях, присутствует истина, и нераскаявшиеся грешники узнают об этом на собственном горьком опыте.

III. Давид обещает возблагодарить Бога за ощущения Его милости, которые он имеет сейчас (ст. 8): «Я усердно принесу Тебе жертву». Хотя жертвы были дорогие, но если Бог требовал, чтобы поклоняющиеся Ему именно так прославляли его, то Давид обещал не только принести их, но принести добровольно, без принуждения. В этом смысле все наши духовные жертвы должны быть добровольными приношениями, ибо Бог любит доброхотно дающего. Но Давид не только обещает принести жертву (что было лишь тенью обряда), но и исполнить его сущность: «Я прославлю имя Твое». Благодарное сердце и уста, воздающие хвалу Его имени, являются теми жертвами, которые Бог примет: «Я прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Твое имя не только величественно, но и благо, и поэтому оно заслуживает хвалы. Мы обязаны не только прославлять Твое имя, но так как оно благо, приятно и полезно, то благо есть славить Господа (Пс 91:2), и поэтому я прославлю имя Твое».

IV. Давид говорит о своем избавлении, словно оно уже совершилось (ст. 9): «Я прославлю имя Твое и скажу: «Ты избавил меня»; теперь об этом моя песнь». Он радуется полному избавлению и говорит: «Ты избавил меня от всех бед». Теперь его сердце успокоилось: «…на врагов моих смотрело око мое, я не видел, чтобы они были отрезаны или истреблены, но враги были вынуждены отступить, так как Саулу принесли новости о том, что против него выступили филистимляне (1Цар 23:27,28)». Давид желал лишь личной безопасности, и в отступлении войск Саула увидел исполнение своего желания. «Ты избавил меня от всех бед».

(1) Возможно, этой мыслью Давид утешал себя, когда был в отчаянии: «Ты избавлял меня от всех бед до сего момента. Много раз я достигал своей цели и видел исполнение своего желания относительно врагов, поэтому Господь избавит меня и от этой беды». Из этого следует, что, находясь в стесненных обстоятельствах, мы должны ободрять себя своими прежними избавлениями.

Стихи 1 и 2 этого 53-го псалма составляют его надписание, которое читается так: В конец, в песнех разума, Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас? Объяснение слов в конец смотри в предыдущих псалмах (50, 48,4, 6, 10 и др.). А следующие затем выражения: в песнех разума, Давиду имеют такой смысл: псалом принадлежит премудрому Давиду, или, что то же, есть произведение ума Давидова; назначен для исполнения (в конец ) голосового (в песнех ). Дальнейшие изречения (ст. 2) означают следующее: псалом составлен в воспоминание того события, когда зифеи пришли и сказали Саулу: вот, Давид скрывается у нас. Это самое событие из жизни Давида, как показывает надписание, и послужило поводом к составлению настоящего псалма.

Для того чтобы лучше понять и уяснить самое содержание псалма, нужно последовательно изложить историю этого события, как оно описано в 1-й книге Царств (). Преследуемый Саулом, Давид укрылся однажды со своим небольшим отрядом в городе Кеиле, который незадолго пред тем был защищен им от разграбления филистимлянами. Узнав об этом, Саул собрал войско и отправился к Кеилю с намерением захватить в нем Давида. Скоро и Давид узнал о намерении Саула и, хотя надеялся, что жители Кеиля в благодарность ему за их защиту от филистимлян не выдадут его Саулу, однако же он решился вопросить Господа Бога о том, оставаться ли ему в этом городе или искать другого убежища. Получив чрез первосвященника Авиафара определенный ответ, что граждане выдадут его Саулу, если он не уйдет из их города, Давид удалился оттуда со своим отрядом в пустыню Зиф. Но и здесь положение его было не безопасно. Обитатели пустыни, опасаясь, вероятно, мщения со стороны Саула за укрывательство врага его, пришли к нему и сказали, что Давид скрывается в их местности. Саул поблагодарил их за это известие и приказал им тщательнее наблюдать за всеми движениями Давида и выследить точнее все те места, в которых он бывает. Получив об этом новые сведения от зифеев, Саул сам отправился вслед за ними. Давид между тем двинулся далее на юг, в пустыню Маон, а Саул, по указаниям зифеев, хорошо знакомых с местностью, быстро преследовал его. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид со своими людьми был на другой стороне той же горы. И когда Саул со своим отрядом шел в обход Давиду, и последний, по-видимому, находился в неизбежной опасности быть захваченным, в это время вдруг является к Саулу вестник с известием, что в пределы царства Израильского вторгаются филистимляне. Тогда Саул принужден был оставить преследование Давида и возвратиться со своим войском для защиты своего царства от нападения филистимлян. Таким образом, спасение Давиду, уготованное промыслом Божиим, было очевидно, и он по этому случаю воспел благодарственную песнь Богу, составив настоящий псалом.

Ст. 3. Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми.

Получивший много раз спасение Божие от различных бед и напастей, св. Давид предвидит, что у него и впереди много будет еще бед и опасностей, а потому молит Бога, чтобы и впредь не оставлял бы его Своею милостью и не лишал спасения, – чтобы даровал ему спасение ради имени Своего, которое Давид с упованием не престанет призывать: Боже, во имя Твое , ради имени Твоего Святого спаси мя . И Господь апостолам и всем верующим обещал, что призыванием имени Его они будут побеждать врагов не только видимых, но и невидимых (). Злобные гонители Давида, Саул и его приближенные, были непримиримыми врагами его, и Давиду неоткуда было ждать защиты против них и некому принести на них жалобы, кроме Бога всемогущего, Который один силен и властен рассудить, на чьей стороне правда. Поэтому праведный Давид молится, чтобы Господь рассудил его с Саулом: и в силе Твоей, Господи, властью Твоею суди ми , потому что, кроме Тебя, не имею никого, к кому бы мог прибегнуть и пожаловаться на несправедливость царя.

Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

Изречениями сих стихов псалмопевец молится о том, чтобы Господь услышал молитву его, не оставил бы без внимания молитвенных слов, исходящих из уст его, причём однозначащие выражения: услыши молитву и внуши глаголы – употребляет для выражения усиленно напряженной молитвы его, или же первым выражает вообще молитву, разумея и непрестанную умную молитву, а вторым говорит о молитве устной. Далее объясняет причину побудившую его к особенно усердной молитве о помощи Божией: яко чуждии восташа на мя . Под именем чуждих разумеет зифеев, которые были хотя и не иноплеменники, но по своему внутреннему расположению были чужды и враждебны Давиду, с которыми у него не было ничего общего, а крепкими называет Саула и его единомышленников, которые были гораздо сильнее Давида и численностью войска, и его вооружением, и которые старались погубить Давида, – искали души его, и действуя так, они не имели страха Божия, не думали о том, согласны ли их действия с волею Божией, – не предложиша Бога пред собою , а действовали исключительно по внушению своих страстей.

Се бо, помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.

Продолжая в этих словах ту же молитвенную песнь Богу, псалмопевец как бы так говорит: злобные враги мои, гоняясь за мной с намерением уловить и погубить меня, не думают о Боге, а Господь устроит мое спасение, и как прежде защищал и всегда спасал меня от находящих бед и скорбных обстояний, так вот (се бо ) и ныне являет мне помощь Свою и на будущее время (я уверен в том) не оставит без Своего заступления: Господь заступник души моей ; самое то зло, которое враги мои готовили мне и будут замышлять и готовить мне в будущем, Он обратит на них самих, отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их , т.е. правдою Твоею, или по правосудию Твоему, накажи врагов моих – истреби их. Это не зложелательство, а предсказание о том, что должно случиться и что действительно сбылось на Сауле и других врагах Давида. Саул, гнавший Давида и жаждавший его погибели, сам подвергся гонению и опасности жизни со стороны иноплеменников, от которых он и погиб со всем войском своим на горах Гелвуйских ().

Волею пожру тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо.

Волею пожру – значит: «принесу благодарственную жертву за спасение добровольно» (а не по принуждению, по требованию Закона), «охотно, с радостью». После того как избавлюсь от врагов, говорит как бы так псалмопевец, я с радостью буду приносить Тебе жертву благодарения, – исповемся имени Твоему , т.е. буду благодарственно прославлять Тебя (имя Твоё): яко благо есть , – потому что прославлять Тебя есть дело доброе (благое ) и Тебе угодное и для меня приятное и полезное. Подобное сему сказано и в другом псалме: «Благо есть исповедатися Господеви» (). Исповедовать же Бога, или, что то же, имя Его, значит открыто и безбоязненно признавать Его своим Богом и прославлять Его Божественные свойства и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая не могли заставить нас отречься от веры в Него (Пространный православный катехизис. Сост. митрополитом Филаретом).

Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

Враг Давида царь Саул, получив известие о вторжении в пределы Израильского царства филистимлян, оставил преследование Давида и поспешил на защиту своего царства, а Давид чрез это самое получил избавление от належащей ему печали. Примеров подобного избавления от предлежащей скорби и печали у него не мало было и прежде, почему, благодарно прославляя Бога, он теперь исповедует во всеуслышание о своем избавлении от скорби: яко от всякия печали избавил мя еси , и тут же говорит, что он теперь может безбоязненно смотреть на своих врагов: и на враги моя воззре око мое , т.е. после того как я получил от Тебя, Господи, помощь и заступление, говорит псалмопевец, для меня не страшны враги мои; надежда на Твою помощь, которой я не лишусь и впредь, даст мне смелость без страха взирать на всякую опасность, угрожающую со стороны врагов моих. Так объясняется псалом этот буквально, в историческом смысле, в отношении его к Давиду. Но он может быть объясняем также и в приложении к каждому верующему, потому что в таких же стесненных обстоятельствах, в каких находился Давид, может находиться и каждый из нас. Могут быть (и бывают) и у нас враги видимые и невидимые, враги сильные и непримиримые, злобные замыслы которых может отвратить на них же самих (ст. 7) един сильный Заступник наш, Господь Бог. А потому мы, в подобных обстоятельствах, должны поступать так же, как поступал праведный Давид: мы должны молитвенно призывать на помощь против врагов наших Господа нашего Иисуса Христа, Который есть единственный Избавитель душ наших и именем Которого верующие, по обетованию Его, изгоняют бесов (). Мы должны благодарственно прославлять Его и исповедовать святое имя Его, и тогда нам не страшны будут никакие напасти со стороны врагов. В изображении страданий праведника, какие он добровольно претерпел со стороны нечестивых врагов его, составитель этого псалма прообразовательно изложил некоторые черты страждущего за спасение людей Богочеловека. По этой причине Святая христианская и ввела этот псалом, равно как и следующий за ним (54), в состав церковного богослужения, именно, оба эти псалма читаются на шестом часе, который всеми молитвословиями напоминает христианам о крестных страданиях, претерпенных Спасителем за род человеческий в 6-м часу дня.

Большинство людей устроено так, что о Боге им свойственно вспоминать только в тяжелые периоды жизни. Для многих это является отправной точкой на пути к вере - ведь Господь все способен обернуть во благо. Псалом 53 представляет собой размышление царя Давида, ответом на предательство. В тот период своей биографии будущий вождь иудеев скрывался от царя Саула, который мечтал уничтожить своего соперника.


53 псалом - Обстоятельства написания, применение

Практически вся Псалтирь является сборником произведений, автором которых является царь Давид. При жизни это был не только могучий воин, мудрый правитель, но и человек, не чуждый прекрасного. Он искусно пел, владел музыкальными инструментами. У иудеев было принято именно воспевать молитвенные тексты, а не просто вслух читать их. Конечно, псалмы не сразу стали использоваться в богослужениях, но со временем вошли в канон не только у евреев, но и у христиан.

В православной церкви Псалтирь звучит на каждом богослужении. Христиане используют ее также в частной молитвенной практике - многим проще использовать готовые тексты, чтобы выразить свои чувства. Псалом 53 прекрасно подходит в тех случаях, когда человек растерян, лишен опоры в жизни. Именно в таком состоянии находился его автор, когда решил обратиться к Всевышнему.

  • Юный Давид получил откровение от Бога о том, что он стал избранником вместо Саула, тогдашнего правителя Иудеи. Несмотря на высокую честь, молодой человек не возгордился, не вынашивал планов переворота, чтобы сместить царя.
  • Смирение было одной из лучших черт Давида, которую часто ставят в пример современным христианам пастыри.
  • Верующие уже много столетий читают данный текст для того, чтобы избавиться от преследований со стороны сильных мира сего. Ведь именно в этом заключалось затруднение будущего великого царя. Обладая властью, Саул решил убить своего соперника, хотя тот вовсе не собирался его свергать.
  • В древности эти строки произносили рабы, чтобы избавиться от жестоких хозяев. Но хотя рабство давно отменено, люди до сих пор попадают в зависимость от обстоятельств, поэтому молитвенное обращение не потеряло свой актуальности.

Получив информацию о том, где находится его враг, Саул собрал своих воинов, чтобы нанести решающий удар. Но в этот момент враги решили напасть на Израиль, так что царю приходится защищать границы государства.


Смысл псалма 53

Каждая библейская глава является источником мудрости. Размышлять над ней можно в любой период жизни, каждый человек увидит что-то для собственной души. В этом непреходящая ценность Священного Писания.

Псалом, по указанию автора, должен исполняться на струнном инструменте и представляет собой поучение, размышление на определенную тему. В данном случае подом стало предательство со стороны жителей Зифа (зифеев), которые происходили из колена Иуды. Они разузнали, где скрывается опальный мужчина и его сторонники, затем донесли эту информацию до Саула.

Как повествует Первая книга Царств, они совершили подобный поступок два раза, что показывает их нераскаянность, желание выслужиться перед сильными мира сего. Согласно толкованию святых отцов, в 53 псалме можно выделить две основные мысли:

  • Жалоба Давида на своих преследователей. Он говорит об их злобе, обращаясь к Богу.
  • Утешение, которое будущий правитель черпает в своей вере. Автор не сомневается, что Господь защитит его, следует только подождать.

Строение достаточно подходящее для того, чтобы верующие находили утешение в данных библейских строках каждый раз, когда возникает необходимость. Все мы порой бываем несправедливо обижены, попадаем в неприятные ситуации без всякой вины. Чтение Псалма 53 помогает посмотреть на подобное положение вещей с точки зрения человека верующего. Все, что происходит в жизни, Господь устраивает для нашего блага. Даже из горестей христианин должен уметь вынести должный урок.

Например, когда наступает череда неприятностей, это учит терпению, делает веру в благую волю Бога сильней. Воспитывается также смирение, человек учится находить утешение в общении с Господом, получает духовную мудрость и помощь Святого Духа в молитве. Разберем текст 53 псалма на русском языке более подробно.


Псалом 53 - текст на русском

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас; К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»
1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. 1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. 2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.
3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. 3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.
4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. 4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.
5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. 5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.
6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, 6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,
7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. 7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

Толкование 53 псалма

Давид оказался в большой беде, под угрозой оказалась его жизнь. Символический смысл ситуации очень глубок. Беглецу казалось, что если отойти подальше от родного края, то враги не смогут найти его и навредить. Также была уверенность в том, что земляки не предадут. На практике все было наоборот. Дружелюбные жители Зифа на самом деле пожелали поступиться своей совестью, чтобы найти милость в глазах земного правителя.

Вывод можно сделать такой - ни один человек не будет в полной безопасности, пока не вернется к своему Создателю, то есть не попадет на небо. Находясь же временно в юдоли скорби, как принято называть землю, следует готовить душу к вечной жизни, заботиться о ней, стремиться жить без греха.

Как истинно верующий, Давид прибегает в печали к верному средству - молитве. Повествует о том, что произошло. Конечно, Бог итак все знает, но Он всегда ждет, когда сердце христианина само устремится к небесному покровительству.

Несмотря на серьезную угрозу жизни, велико проявление веры со стороны избранника Божия. Наглядный пример того, что можно не только обрести милость Творца, но и потерять ее. Саул с Давидом оба получили доверие Господа, но только одному из них удалось его сохранить. От каждого верующего зависит судьба его души в вечности. Даже если вера пока невелика, каждый сам в ответе за то, чтобы взращивать ее в своей душе. Саул пошел вопреки заповедей, поэтому лишился расположения Владыки небес.

Псалом 53 наглядно демонстрирует, как вера влияет на судьбу человека . Торжественные слова автора - «Бог помощник мой» - демонстрируют уверенность в том, что все будет хорошо. Давида не пугают полчища вооруженных врагов. Ведь люди бессильны против гнева Господа. Пусть враги замышляют злое - Бог обернет из коварство против них самих.

  • Еще один важный урок, который можно сделать из данного текста - люди не должны сами мстить своим недругам. Это прерогатива Творца. Нам следует простить обидчика, если же он впоследствии не покается, то будет наказан свыше. Но нельзя отвечать злом за зло.
  • Благодарность - тоже важное качество. В те времена иудеи приносили в жертву животных. Это было дорого, однако праведники исполняли установление, беря пример с патриархов - Авраама, Моисея. Вся суть приношения в том, что человек должен отдать Богу нечто, драгоценное для него. Для многих это является искушением, же говорит о радости, с которой исполняет завет Господа.

Надо понять, что сущность жертвы вовсе не в соблюдении обрядового действия. Господа радует, когда сердце человеческое полно благодарность и любви к Нему. Это выражается в славословиях, прославлении имени Божьего.

Хотя судьба готовит еще много горестей будущему царю, он говорит о своем избавлении как о свершившемся факте. Настолько сильна в нем уверенность в поддержке Господа. Вероятно, утешением Давиду служили прежние случаи, когда ему была оказана Божья милость. Подобным образом должны поступать и все верующие, находясь в затруднительных обстоятельствах. Нельзя поддаваться панике и отчаянию, следует доверять небесному Отцу.

Но для этого необходимо иметь определенное дерзновение, то есть смелость. Оно будет только у того, кто искренне любит Бога и живет по Его заветам. Давид ощущает свою правоту, поэтому обращение к Господу звучит неким требованием, а не просто скромным обращением. Основой жизни Давида было желание угодить Господу, независимо от жизненных обстоятельств.

Необходимость молитвы

Конечно, безгрешных людей просто не бывает. Разница между праведником и в том, что истинно верующий борется с искушениями, пытается искоренить свои пороки, не идет у них на поводу. Псалмопевец является наглядным примером того, как это сделать. Чтобы сопротивляться злым помыслам, необходима постоянная молитва.

Без помощи невозможно нести свой крест, нельзя одолеть страсти, тем более - войти в Царство небесное. В молитве же верующий сможет найти утешение, великую радость духовную. Несмотря на обстоятельства написания, Псалом 53 является полным надежды. Постоянное общение с Богом делает сердце более восприимчивым к благодати. Даже короткая молитва, произнесенная от души, принесет огромную пользу.

53 псалом - текст на русском языке, толкование was last modified: Апрель 24th, 2018 by Bogolub

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 53 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 53.

Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих; яко чуждiи восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей; отвратит злая врагом моим; истиною твоею потреби их. Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи, яко благо; яко от всякiя печали избавил мя eси, и на враги моя воззре oко мое.