Основные принципы создания флористической композиции. Основы флористики для начинающих Законы флористики

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Порадовать необычным букетом близких или декорировать цветами торжество можно не только с помощью профессионального флориста, но и самостоятельно. Нужно только соблюсти несколько правил, чтобы букет выглядел гармонично и привлекательно.

сайт собрал советы от специалистов для тех, кто хочет попробовать себя в искусстве флористики и сделать это с удовольствием.

Как узнать, что цветы свежие

Чтобы купить максимально свежие цветы, нужно обращать внимание на их маркеры свежести. Приведем примеры самых точных.

Формы букетов могут быть разные, но новичкам лучше использовать 2 техники сбора композиции: параллельную или спиральную. Обязательно предварительно очищаем нижнюю часть стеблей от листьев и шипов.

1. Параллельный букет

Это самый простой способ составления букета, тем не менее есть простор для творчества. Техника: стебли растений укладываем параллельно друг другу, плотно. Часто связывающая лента выступает и в качестве декора.

Такой букет можно собрать, чтобы он получился круглым, асимметричным или односторонним.

Круглая форма собирается из 1–4 видов цветов примерно одинакового размера и дополнений. В центре - главный цветок, вокруг него по кругу располагаем остальные, так чтобы они находились приблизительно на одной высоте. Композицию можно связывать несколько раз для удобства.

В асимметричном букете также размещаем цветы по кругу, но высота цветов будет разной.

Односторонний букет. В таком букете будет самая высокая точка - цветок или цветы на самых длинных стеблях, а остальные растения располагаем ступенчато, постепенно спускаясь вниз.

2. Спиральный букет

Такая техника подойдет для пышных букетов, состоящих из большого количества разных растений или цветов одного вида. Форма букета получается круглой, а расположение стеблей помогает презентовать большое количество цветов в выгодном свете.

Техника: самый простой способ - это сборка такого букета на столе.

Первый цветок - основа. Второй укладываем стеблем на первый с наклоном вправо. Третий - за первым, с наклоном влево. И далее в таком же порядке.

Если вы складываете букет из одинаковых цветов, проверять его постоянно не нужно. Если же в композиции будут разные цветы, периодически аккуратно приподнимайте букет, придерживая за точку пересечения стеблей, чтобы проверить и поправить расположение элементов.

Гармония композиции

Чтобы букет был удачным и прожил долго, важно соблюсти два правила:

  • сочетаемость растений;
  • сочетаемость оттенков.

Букеты могут быть однотонными, аналогичными, радужными или контрастными. Если кажется, что сочетать цвета трудно, можно воспользоваться цветовым кругом . Рядом находятся аналогичные цвета, а напротив друг друга - самые яркие контрасты.

Европейский стиль букетов позволяет сочетать разные цветы, однако некоторые растения лучше использовать в монобукетах, так как они сильно сокращают жизнь своим соседям. Среди таких вредных «эгоистов»:

  • нарцисс (особенно для тюльпанов);
  • гвоздика (особенно для роз);
  • ландыши;
  • черемуха;
  • резеда.

Но есть и растения-«доктора», они продлят жизнь цветам:

  • кипарис;
  • можжевельник;
  • лилия (для роз);
  • жасмин (для ландыша).

Секреты дизайна

Объективно красивый букет - это всегда небольшие флористические секреты, которые и делают композицию гармоничной. Некоторые из них:

  • в композиции из множества цветов должен быть главный «пункт», фокусная точка, которая притягивает внимание. Наши глаза подсознательно ищут «пункты», и такие букеты кажутся гармоничными;
  • не переборщите с зеленью, и она не должна быть выше цветов;
  • использование цветов разной степени раскрытости и бутонов продлевает жизнь букету;
  • важен ритм букета: цветы, формы, цвета должны чередоваться, тогда создается определенное «движение» композиции, которое нравится глазу.

Упаковка как часть композиции

Среди стильной и модной упаковки последних лет и текущего года первое место занимает однотонная бумага. Добавят шарма букету ткань и кружево, плотный необработанный лен - рогожка, атласные ленты и веревки крупного плетения.

Сдают позиции крупные и мелкие сетки.

Нежелательно - полиэтилен, его можно использовать только как техническую упаковку.

Цветочные тренды - 2018

Флористика привлекает внимание многих начинающих рукодельниц, для которых освоение новых техник – цель, помогающая постоянно совершенствоваться. Обучиться этому ремеслу пошагово может каждый. После первых занятий уже можно рассчитывать на результат. Важно, закреплять полученные знания на практике.

Флористикой называют искусство создания композиций из живых и искусственных цветов, иногда с привлечением сторонних элементов. Навыки в этой сфере будут полезны при создании букетов, панно и коллажей. Флористические композиции могут быть востребованы в преддверии праздников и различных торжеств, будь то свадьба или юбилей.

Материалы для флористики

Решив заниматься флористикой, стоит заиметь необходимые для создания композиций материалы. Для составления композиций может быть использовано все что угодно. Здесь представлены материалы, которые флористу требуются максимально часто.

Материал Предназначение Особенности
Флористическая губка Основа для композиции. Обычно, кладется на дно емкости, и в нее втыкаются растения или другие элементы композиции.
Тонкая проволока Обвязочный материал. Может применяться для разных целей, в том числе, для изготовления деталей композиции.
Атласная лента Декорирование композиции. Оптимально иметь атласные ленты разных цветов.
Тейп-лента Тейпирование срезов. Может использоваться для разных целей.
Пищевая пленка В качестве обертки. Не следует применять в качестве декорирующего элемента, только как техническую обертку.

Инструменты флориста

На инструментах для флориста не следует экономить:

  • Секатор. К выбору секатора подходить рекомендуется с максимальной щепетильностью. Не лишним будет перед покупкой подержать, посмотреть и попробовать инструмент в деле, если это возможно.
  • Ножницы. Флористу ножницы нужны часто и для разных целей. Поэтому оптимально иметь 2 пары ножниц, одну для бытовых нужд, а вторую непосредственно для флористики.
  • Флористический нож. Необходимо держать нож хорошо заточенным. Структура стебля может испортиться, когда делается его срез с помощью тупого ножа. Удобно иметь 2 ножа, один для работы непосредственно с композициями за столом, а другой - для срезания растений в саду.
  • Термоклеевой пистолет. Для флористических целей будет достаточно пистолета мощностью 100 - 150 Ватт.
  • Плоскогубцы. Флористу этот инструмент нужен для скручивания проволоки, создания на ней загибов. Дополнительно могут пригодиться тонкогубцы, которые подходят для работы с тонкой проволокой.
  • Кусачки для обрезания проволоки.
  • Цветовой круг. Функциональная шпаргалка, благодаря которой удобно подбирать цвета элементов при создании букетов и композиций.
  • Степлер. Это устройство в работе флориста используется с целью прикрепления деталей, которые нельзя приклеить или совместить с другими элементами композиции каким-то иным способом.

Основы составления букетов из живых цветов

Флористика для начинающих пошагово предполагает, что ученику следует в первую очередь сконцентрироваться на ненавязчивых композициях. Декорирование букета может оказаться излишним, и это отрицательно отразится на его привлекательности.

Оформление композиции должно опираться на цель, с которой он создается. Соответственно, необходимо использовать элементы, оптимально подходящие для этой цели.

Сочетание цветов в букете

Цветочные композиции, выполненные преимущественно с использованием одного цвета, называются линейными. Также существуют 4 гаммы, которые уместно использовать начинающим флористам, не беспокоясь за результат.

«Контрастная»

Использование в букете противоположных по цвету растений и элементов может сделать композицию яркой, насыщенной, вселяющей чувство оптимизма.

Слишком резкий контраст, тем не менее, может привести к противоположному результату.

«Аналогичная»

Если композиция вмещает в себя элементы близкие по цвету, ее можно отнести к разряду аналогичных. Допускается дополнительное использование разных оттенков одного цвета.

Количество цветов здесь не ограничивается, возможно, какой-то будет преобладать над остальными, а, может быть, все они будут представлены в равной степени.

«Монохроматическая»

При использовании одного цвета, но играя с его разными оттенками, результатом является монохроматическая композиция.

Сочетание элементов в этом случае сопряжено с плавными переходами, что предполагает улавливание глазом «всей картины в целом», но при необходимости можно рассмотреть и каждый элемент в отдельности.

«Радужная»

Не предполагается никаких особенных ограничений по цвету. Могут быть использованы самые разные цветы и прочие атрибуты элементов композиции. Ярким примером здесь является обычный букет полевых цветов.

Несмотря на отсутствие строгих ограничений, следует понимать, что есть цвета и другие детали, которые вместе выглядят не самым приятным образом.

Оформление букетов из живых цветов

Не стоит постоянно полагаться на интуитивный подход, ведь даже свободные аранжировки подчиняются определенным законам, и ниже представлен их список:

  • Наиболее яркие и крупные бутоны уместнее располагать в центре композиции, а блеклые и маленькие соответственно ближе к краям, это позволит букету выглядеть объемнее.
  • Декорирование зеленью допустимо в ограниченном количестве, слишком много подобного декора будет отвлекать от бутонов цветов, внося в композицию хаотичность.

  • Соцветия желательно немного удалять друг от друга, тогда их будет проще рассмотреть.
  • Рекомендуется варьировать элементы аранжировки по высоте в разумных пределах.
  • Не нужно принудительно сгибать или закручивать растения, лучше оставить их в естественном положении.
  • Следует по возможности использовать цветы разной степени зрелости, от еще совсем нераскрывшихся бутонов до полностью раскрытых.
  • Все перечисленные выше правила можно нарушать при условии, что в итоге композиция будет иметь гармоничный вид.

Составление букетов из искусственных цветов

Флористика для начинающих пошагово предоставляет возможность в итоге научиться создавать и букеты из искусственных цветов. Главное их преимущество перед живыми - долговечность.

Начинать следует с создания выкройки, а после переходить к созданию элемента на ее основе из заранее запасенных заготовок. Конечный вариант может являться стандартным букетом, садовой композицией, растением в горшке или кашпо.
Флористические композиции

Различают 2 основных флористических стиля: «массивный» и «линейно-массивный».


Массивный стиль флористики

Касаемо первого предполагается, что основу композиции составляет массивное растение или цветок, который располагается вертикально, а несколько дополнительных элементов - горизонтально. Точка фокусирования здесь отсутствует.

Специалисты не советуют при создании флористической композиции в массивном стиле использовать контрастную цветовую гамму. Предпочтительнее перетекание от одного элемента к другому, как в плане их цвета, так и их размера. Классический пример композиции в данном стиле - цветы в вазе.


Линейный стиль флористики

Флористика не всегда очевидна начинающим в отношении таких моментов, как определение стиля композиций. Пошагово обучаясь мастерству, на определенном этапе становится понятно, чем линейно-массивный стиль отличается от описанного выше: растительный материал не должен быть полностью прикрытым.

Обучение флористике для начинающих, пошаговые мастер-классы

Начинающие флористы благодаря мастер-классам узнают некоторые секреты и знакомятся с подводными камнями, которые наставники рассказывают, как обходить.

Коробка с цветами

Флористика для начинающих пошагово изучается с основ композиции, предполагающей наличие под рукой, помимо базовых, следующих материалов:

  • суккулент;
  • розы с крупными бутонами;
  • коробка или ящик;
  • открытка (опционально).
Флористика для начинающих пошагово: пример оформления коробки с цветами

Процесс выполнения:

  1. Исходя из размеров ящика или картонной коробки, необходимо соответствующим образом вырезать губку с последующей ее упаковкой в пищевую пленку.
  2. Следует поместить пленку с губкой в коробку, а затем закрепить ее с использованием степлера.
  3. Растения нужно укладывать, заполняя ими весь объем емкости, но осторожно, чтобы случайно ничего не повредить.
  4. Теперь коробку с цветами следует обвязать атласной лентой, и при желании положить внутрь соответствующую композиции по форме и цвету открытку.

Сумочка с цветами

Для создания этой композиции, следует запастись следующими материалами:

  • роза (обычная);
  • эустомы;
  • розовая тейп-лента;
  • фиолетовые бусины крупного размера;
  • гвоздики (цветы);
  • смолосемянник;
  • любая ткань.

Процесс выполнения:

  1. Нужно обмотать тейп-лентой проволоку по всей длине.
  2. Далее, проволоку следует таким образом переплести, чтобы ей придавалась форма, необходимая для основы каркаса будущей сумочки.
  3. Из этой же проволоки нужно сплести ручки сумочки, а затем приделать их к подготовленному каркасу.
  4. Для придания ручкам эстетической привлекательности, они могут быть обмотаны атласной лентой.
  5. Каркас сумочки необходимо застелить тканью изнутри.
  6. Теперь следует положить на самое дно сумочки смоченную и завернутую в пищевую пленку флористическую губку.
  7. Чтобы цветы полностью вошли в сумочку, следует соответствующим образом обрезать их стебли, а затем каждый цветок необходимо вставить в губку.
  8. С помощью бус и атласной ленты, переплетая эти предметы между собой, нужно сделать гирлянду, и затем она должна быть прикреплена к сумочке.

Свадебный букет

Здесь для выполнения следует подготовить:

  • паникумы (5 шт.);
  • шнурок декоративного типа;
  • розовая органза;
  • линейка;
  • лента декоративная из пластика;
  • бусины, не более 1 см. в диаметре (15 шт.);
  • розовые тюльпаны (7 шт.);
  • зеленая проволока.

Процесс выполнения:

  1. Полоску из органзы, ширина которой не должна превышать 30 см., требуется сложить вдвое, а потом разрезать ножницами посередине, разделив ее на 2 части. Повторить эту операцию с другой полоской, так как потребуется, минимум, 4 лоскутка органзы.
  2. Каждый из этих лоскутков нужно сложить вдвое и отрезать от них ножницами полоски по 3 см. шириной, но разрез при этом не должен достигать линии сгиба.
  3. Из этих отрезков необходимо собрать пышные цветы, скручивая между собой их ножки, а затем, соединив их проволокой у основания, но одну ножку нужно оставить длинной, так чтобы ее длина соответствовала стеблю декоративного цветка.
  4. Тюльпаны следует расположить в пределах одного уровня, а паникумы должны быть равномерно распределены по букету, обрамление живых цветов будет происходить за счет деталей из органзы, выполненных в ходе предыдущего шага.
  5. Все стебли необходимо теперь связать проволокой, скручивая ее как можно выше, во избежание потери формы и распада объединенных вместе цветов.
  6. Используя секатор, стебли необходимо обрезать до желаемой длины.
  7. Листья со стеблей требуется аккуратно оборвать и расположить их по всей окружности букета.
  8. Далее, соблюдая предельную осторожность, избегая повреждения листьев тюльпанов, следует, обернув лентой из пластика место связки 3 - 4 раза, скрепить букет.
  9. Концы декоративной ленты можно украсить белыми бусинами.

Спиральный букет

Для выполнения этой композиции подойдут любые цветы. Для большего удобства рекомендуется выбирать те, у которых плотные и ровные стебли. Это могут быть, например, ромашки или розы.

Процесс выполнения:

  1. Несколько зачищенных цветков нужно сложить верхушками так, чтобы они оказались в вертикальном положении.
  2. Переложив заготовку в левую руку, правой нужно взять очередной цветок и, слегка наклоняя его в правый бок, поместить его спереди заготовки, но следующий цветок необходимо будет наклонять уже в левый бок.
  3. Повторить операции из предыдущего пункта с той лишь разницей, что теперь складывать цветы требуется сзади.
  4. Пункты 2 и 3 повторяются до тех пор, пока композиция не примет законченный вид. По ходу дела допускается регулирование высоты бутонов, но не стоит забывать держать крепко всю заготовку левой рукой. Также необходимо учитывать, что цветы при данной сборке должны соприкасаться только стеблями.
  5. Декор, при его использовании, так же должен добавляться по спирали.
  6. Зелень может быть добавлена в конце. Предполагается, что ей букет будет, как будто обернут.
  7. Следует крепко зафиксировать букет проволокой или декоративной пластиковой лентой, а лишние концы обрезать секатором.
  8. Стебли нужно наискось обрезать, тогда букет сможет получать питание из воды.

Специалисты в области флористики рекомендуют избегать оборачивания круглых букетов, к которым относится и спиральный вариант, сеткой, бумагой или пленкой. Небольшие букеты, состоящие не более чем из 15 элементов, все же, допустимо оборачивать. В небольшой спиральный букет, обернутый, например, пленкой, можно вставить открытку с пожеланиями.

Параллельный букет

Подобного типа букеты часто можно наблюдать на свадьбах или в банкетных залах.

Собрать параллельный букет достаточно просто, для этого потребуется иметь под рукой:

  • цветы с крупными бутонами;
  • папоротник или зелень;
  • элементы для декорирования.

Процесс выполнения:

  1. Нужно сделать «лесенку» из имеющихся цветов, укладывая их рядом так, чтобы головка следующего цветка оказывалась ниже предыдущего.
  2. Стебли необходимо обвязать тейп-лентой, чтобы они примыкали друг к другу. Оптимально будет использовать розы.
  3. Далее следует добавить элементы декора и зелень вокруг цветов, помня, что нельзя ими закрывать верхнюю часть композиции, которую собой представляют бутоны.
  4. Чтобы букет был более устойчив, можно использовать каркас из проволоки.
  5. Стебли следует равномерно обрезать, после чего букет можно украсить ленточками и бантами, и обернуть каким-либо материалом, если того требует ситуация.

Композиция из сухоцветов

Данная композиция не так сложна в исполнении, как в поиске подходящих для нее сухоцветов. Представленные в примере растения могут быть заменены аналогичными.


Пример составления флористической композиции из сухоцветов

Процесс выполнения:

  1. Нужно поместить губку на дно вазы или другой емкости, при необходимости ее следует обрезать, придав соответствующую емкости форму.
  2. Соцветия бессмертника, как наиболее крупные, ставятся в вазу первым делом.
  3. Не лишним будет добавить контраста, для этого можно поместить в вазу черные рудбекии.
  4. Теперь нужно добавить вертикальные элементы - соцветия рудбекии западной, а свободное пространство композиции можно задекорировать веточками розового вереска.
  5. Наконец, приходит черед самых высоких элементов данной композиции - соцветий зайцехвоста. Здесь важно аккуратно подходить к работе с этими соцветиями, так как они имеют ломкие стебли.

Техника «Ошибана»

Флористика для начинающих пошагово затрагивает и японскую технику «Ошибана», которую в определенном смысле можно причислить к живописи, так как с ее помощью создаются картины.

Отличие от классической живописи состоит в том, что «художник» здесь вместо красок или наравне с ними использует высушенные по особой технологии растения. Это могут быть не только цветы, а все что угодно: плоды, кожура, ягоды, кора, семечки и так далее.

Для выполнения композиций в этом стиле потребуются:

  • пинцет;
  • цветные карандаши;
  • кусок ткани;
  • термоклеевый пистолет;
  • краски (акварель);
  • калька;
  • цветная бумага или картон;
  • ПВА клей.

Особое внимание следует уделить сбору материала. Заниматься этим следует исключительно в сухую погоду. Нужно внимательно осматривать каждое растение на наличие плесени и личинок насекомых, и при обнаружении таковых, растение необходимо выбросить. Грязные и пыльные растения, если это возможно, следует очистить, если нет, то так же выбросить.

После сбора материала его необходимо высушить. Для этого можно использовать книги под грузом, либо старые газеты. Груз должен подбираться индивидуально для каждого растения, чтобы не испортить материал.

Нежные растения не следует подвергать под пресс весом свыше 20 кг. Если материал слишком хрупкий, то максимальный вес пресса — 5 кг. Для грубых растений подойдет пресс — вплоть до 40 кг.

Крупные сочные листья не возбраняется сушить с помощью утюга через специальную бумагу или газету. Храниться засушенный материал должен в сухом, защищенном от света месте, предварительно уложенный в папки или коробки от компакт-дисков.

Процесс выполнения композиции:

  1. Для начала необходимо определиться с сюжетом картины. Если предполагается наличие большого количества светлых деталей, то фон следует использовать темного цвета, и наоборот. В качестве материала для фона выступает цветная бумага, либо картон, который можно немного раскрасить красками или карандашами. Так же для фона могут использоваться различные ткани.
  2. Определившись с сюжетом, на основной фон следует нанести эскиз карандашом с последующим его перечерчиванием на кальку.
  3. Из кальки вырезаются элементы, на основании которых подбираются растения для использования в композиции.
  4. Растения, обрезанные до необходимых размеров, нужно в соответствии с задумкой разложить на основном фоне.
  5. Не нужно основательно промазывать клеем детали из растений, лучше наносить его тонким слоем и аккуратно прикреплять детали к полотну.
  6. В качестве последнего шага картину будет необходимо положить под груз.

Помните, что картины, выполненные по технике «Ошибана» категорически не рекомендуется размещать под открытыми солнечными лучами , так как это может повлечь ее быстрое выгорание.

Керамический способ

Керамическая флористика предполагает использование полимерной глины для создания букетов цветов и различных поделок.

В качестве примера будет рассмотрен вариант выполнения колокольчика керамическим способом.

Для его изготовления потребуются:

  • карандаш;
  • ПВА клей;
  • глина;
  • краски;
  • скалка;
  • нитки;
  • жестяная полоска небольшого размера.

Процесс выполнения:

  • Нужно сделать выкройку колокольчика и по ее форме согнуть жестяную полоску.
  • Теперь следует взять глину и смешать ее с раствором из воды и красок, чтобы получился примерно тот цвет, который хотелось бы видеть в итоге.
  • С помощью скалки нужно раскатать глину и далее ножом нужно вырезать несколько заплат по форме напоминающих цветочки.
  • Пальцами с обратной стороны цветка нужно создать небольшие ребрышки;
  • Пальцами нужно склеить края цветочка и прищипывать по форме креста, делая движения ими вверх.
  • Для создания тычинки и пестика потребуется тонкий слой глины, скатанный колбаской, с одного конца разрезать на 3 небольшие части, а затем приклеить туда «пестик», обрамляя его желтыми нитками.

  • Теперь можно надевать колокольчик.
  • Чашелистик изготавливается по той же методике и приклеивается к основе.
  • Наконец, нужно обкатать ножку глиной и затонировать цветок маслом.
    Упаковка как часть композиции

В тренде однотонная бумага. Шарма букету способны добавить кружевные узоры, атласные ленточки и даже крупного плетения веревки. Из тканей подойдет необработанный лен.

Сетки мастера флористики все чаще считают устаревшим веянием. Полиэтилен может быть использован лишь, как техническая упаковка, в качестве украшения композиции этот материал не используется.

Уход за цветами

Живые и искусственные цветы нуждаются в определенном уходе. Во флористических композициях также используются засушенные растения, и они требуют ухода, отличающегося от того, который необходим живым и искусственным цветам.

Уход за живыми цветами

Так как в воде растения неминуемо начинают разлагаться посредством процесса гниения, что ведет в итоге к размножению бактерий, вода, в которую цветы помещаются, должна быть максимально чистой. Такой подход позволит замедлить процесс увядания, цветы простоят дольше.

Нельзя забывать, что содержащиеся в водопроводной воде вещества также могут отрицательно сказаться на жизни цветка, поэтому воду лучше использовать из фильтра. Не возбраняется использование опрыскивателей для охлаждения и увлажнения цветов.

Правила по уходу за живыми цветами:

  • Необходимо удалить все отростки и листья, находящиеся на стебле, который будет погружен в воду. После этого стебли следует промыть.
  • Срез стебля нужно делать под углом, а воды в вазу наливать как можно больше, тогда цветы простоят дольше. Оптимальная температура воды в данном случае - 7°С.
  • Крайне не рекомендуется ставить вазу с цветами рядом с нагревательными приборами, это укоротит их жизнь. Цветы дольше сохранятся в хорошо проветриваемом помещении с приглушенным светом, вдали от прямых солнечных лучей.

Уход за сухими цветами

В среднем засушенные цветы и растения без ущерба для последующего их использования во флористических композициях могут храниться до года.


Пучки сухих цветов хранят в подвешенном состоянии

Есть правила, позволяющие продлить этот срок:

  • Сухие цветы можно обработать специальным закрепителем для флористических композиций.
  • Засушенный материал следует держать вдали от света, в особенности от прямого воздействия солнца.
  • Для сдувания пыли с композиций, выполненных из сухого материала, можно использовать фен, но только на низкой мощности, иначе имеется риск испортить композицию.
  • Следует избегать помещений с повышенной влажностью.
  • Оптимальным вариантом хранения засушенных растений является создание пучков с последующим их подвешиванием на крючках.
  • Головки цветов в высушенном варианте можно хранить в картонной коробке, предварительно высыпав на дно небольшое количество силикагеля, а сверху накрыв упаковочной бумагой.

Уход за искусственными цветами

Искусственные цветы требуют меньшего ухода для своей сохранности в надлежащем состоянии.


Листья искусственных цветов можно аккуратно протирать мягкой тряпочкой

Вот правила, которые помогут избежать порчи подобного материала:

  • для очистки от пыли можно использовать фен на низкой мощности и мягкую тряпочку;
  • следует избегать прямого воздействия на материал солнечного света;
  • хранить искусственные цветы нужно в картонной коробке, укомплектовав их в вертикальном положении, чтобы избежать вмятин и деформаций.

Где можно пройти курсы флористики и дизайна, стоимость в Москве, СПб

Освоение этого ремесла - задача вполне осуществимая. Можно пройти обучение традиционным методом, посещая занятия в специализированных центрах. Мастера там обучают как терминам, используемым во флористике, так и непосредственно азам и различным техникам исполнения композиций.

Стоимость подобных курсов в Москве и Санкт-Петербурге варьируется в пределах от 30000 до 50000 руб. Срок обучения в среднем составляет 10 дней.

Можно освоить азы флористики онлайн. Курсы для начинающих мастера проводят дистанционно, например по скайпу, пошагово объясняя и показывая все нюансы работы, а также отвечая в режиме реального времени на вопросы учеников.

Стоимость онлайн курсов варьируется в пределах от 5000 до 10000 руб. Нельзя не отметить и наличие возможности бесплатного обучения этому ремеслу с помощью имеющихся в свободном доступе видео, текстовых статей и книг.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про флористику

Флористика для начинающих пошагово — как сделать букет роз:

Флористика в современном мире представляет собой настоящее искусство, которое наравне с созданием художественных произведений, наполняет людские сердца невероятным вдохновением.

При этом материалами для создания флористических композиций служат в большинстве случаев натуральные природные материалы. Но как научится их использовать в цветочных произведениях так, чтобы они выглядели презентабельно, а созданный декор подходил для оформления различных интерьеров или мероприятий.

Это можно сделать, освоив основы флористики, где можно узнать ответы на такие волнующие вопросы, как: «С чего нужно начать флористу при сборке букетов?», «Какие основы композиции необходимо знать», «Какие правила составления букетов существуют?».

Начинающие флористы должны изучить теорию в поисках ответов на вопросы, чтобы в дальнейшем разбавив ее практикой достигнуть высоты мастерства в профессии.

С чего необходимо начинать обучение во флористике?

Обучение флористике следует начинать с изучения важных принципов составления композиции.

Правильно составленная композиция будет выделяться следующими признаками:

    1. Гармоничностью – общее впечатление от композиции должно быть приближено к идеальному;
    2. Конструкцией композиции – перед созданием букета каждому флористу важно определиться с общей концепцией и со стилем исполнения. Какие стили используются во флористике можно узнать из статьи «Виды букетов во флористике»;
    3. Разнообразием фактур и структур – в удачной композиции флористы умеют грамотно сочетать различные цветы по своему виду.

Растения имеют разные поверхности, такие как бархатная, глянцевая, матовая, парчовая, рустикальная. Поэтому важно научиться совмещать их таким образом между собой, чтобы они заиграли. Например, лучше сочетать блестящие цветы с матовой зеленью, и наоборот.

Помимо фактуры стоит обратить внимание и на структуру растений, которая в зависимости от вида растений делится на три формы: большие, средние и маленькие. В каждой флористической работе нужно уметь грамотно их компоновать друг с другом.

    1. Хорошей цветностью – правильно подобранная цветовая гамма сконцентрирует внимание на композиции, а не оттолкнет от нее. Научиться цветовому сочетанию можно с помощью цветового круга (подробно в статье « »);
    2. Динамичностью и фокусной точкой

Динамика композиции задается правильно подобранными материалами и расположением элементов. Любой человек, глядя на такой букет, будет перемещать свой взгляд от одной его части к другой.

Но при этом будут существовать такие фокусные места в аранжировке, на которые больше всего будут обращать внимание.

Фокусный центр может быть как один, так и несколько. Создают такую привлекательную доминанту за счет сочетания разных растительных фактур, необычных форм листьев и расцветок, разных уровней постановок и раскрытия цветов;

  1. Пропорциональностью – композиция должна выглядеть соразмерно при составлении из разных элементов, таких, к примеру, как сосуд или подставка, растения и цветы. Достичь правильной соразмерности помогает закон Золотого сечения;
  2. Уравновешенностью – баланс и устойчивость композиции достигается за счет правильного размещения цветов. Сбалансированность у симметричной композиции достигается легко за счет одинаковых частей. А вот в асимметричном букете при смещении центра оси балансировку создают не только расположением растений, но и крепежа или правильно подобранного сосуда.

И создавая различные виды цветочных композиций необходимо опираться на данные принципы. Некоторые из них стоит изучить более пристально.

Сочетание фактур в цветочных композициях

Растительная фактура – это внешняя визуальная характеристика растений. Это важный фактор составления букетов, которым умело пользуются мастера флористики.

Профессионалы способны благодаря грамотному соединению разнофактурных растений между собой создавать невероятно красивые цветочные презентации.

А начинающие флористы должны этому научиться. Для этого им нужно разбираться в том, какие поверхности у растений бывают и какое у них название.

Различают следующие фактурные поверхности:


Как же композиционно стоит соединять цветы согласно фактурам в букете? Это стоит делать либо контрастно, например, шерстяная и рустикальная компоновка, либо похожие, к примеру, парчовая и шелковистая компоновка. При этом не стоит забывать и про совместимость цветов между собой в букете.

Компоновка растений по структуре в букете

Растения различаются по своей структуре, так у одних большие листья и маленькие соцветия, у других большие бутоны, третьи вытянутые, а четвертые невысокие. Но чтобы букет гармонично смотрелся необходимо правильно компоновать различные растения друг с другом.

В связи с этим во флористике цветы разбивают по значению на три группы:

  1. Большие – это цветы-доминанты, которые не особо нуждаются в аранжировке. К ним относятся, к примеру, дельфиниумы, лилии и пионы. Такие растения не стоит смешивать друг с другом, а комбинировать лучше с малыми по значению. Эти букеты будут выглядеть объемными и выразительными.
  2. Средние – могут использоваться в любых комбинациях, как с большими по значению, так и с малыми. В первом случае при создании в композиции их можно расположить ниже больших, а во втором случае выше малых. Гвоздики, розы и эустомы – яркие представители этой группы;
  3. Малые – цветы этой группы наполняют букеты. Если из растений создается отдельная композиция, то они занимают немного пространства и собираются в массе. Такие растения скорее располагают в небольших вазочках, горшках или корзинах в интерьере. Астра кустовая, маргаритки, матрикария и незабудки – это представители группы.

Помимо этого учитывается рост растений, которые могут быть не только пряморастущими, но и извилистыми, и ниспадающими. Все эти особенности при составлении букетов также флористы рассматривают.

Правило пропорций «Золотое сечение»

Золотое сечение во флористике – это первооснова, которую должен знать каждый новичок на пути достижения вершин флористического мастерства.

Данное правило заключается в том, что гармоничность букета заключена в определенном соблюдении пропорций, которые уравновешивают части композиции, и позволяют ей выглядеть как единое и целое цветочное произведение.

Правило золотого сечения во флористике использует основу теории о пропорции Пифагора и чисел Фибоначчи. Простыми и понятными словами, это означает, что при составлении композиций стоит руководствоваться определенными математическими соотношениями при сборке.

Во флористике такими соотношениями выступают 2:3 и 3:5:8. Мастера справляются с такими пропорциями на глаз, а вот новичкам приходится сложнее, поскольку им вначале сложно понять, как правильно расположить части композиции.

Но со временем больше практикуясь, любой начинающий флорист будет способен мастерски исполнять букеты, используя правило золотого сечения.

Самое важное на пути к успеху, это помнить, что в основе создания композиций следует соблюдать следующие пропорции:

  • Пропорция высоты

Например, для композиции в вазе изначально меряется высота сосуда. Берем пропорцию 2:3. Если ваза высокая, то ее пропорция будет составлять 3 части, верх композиции будет ниже и ее пропорция приравнена к 2м частям. И наоборот.

Касаемо букета, то пропорции высчитываются от середины связки. И лучше брать 3:5. Причем первая пропорция – это низ, а вторая – это верх.

  • Пропорция длины – в зависимости от длины или диаметра сосуда вычисляется ширина композиции;
  • Пропорция высоты и длины – немного посложнее. В этом случае работа размещается горизонтально, но пропорции высчитываются от высоты сосуда. От длины композиции будет зависеть диаметр и массивность центра цветочного произведения. Соблюдается соотношение 3:5:8. Если его нарушить, то возникнет оптическая дисгармония.
  • Пропорция массы используемого материала

Применяется при создании асимметричных композиций. Группировка идет в соотношении 3:5:8 в таком порядке – главная часть в пропорции 8, дальняя в пропорции 5, ближняя в пропорции 3.

Принцип пропорциональности применяется таким образом как к симметричным, так и к ассиметричным композициям. Поэтому переходя от правила пропорций к дальнейшему изучению основы флористического мастерства, речь заходит о симметричности и асимметричности букетов.


Симметрия и асимметрия в композициях

Наблюдая за разными букетами на фото, размещенными в таких соцсетях как инстаграм или фейсбук, стоит заметить, что композиции выглядят или симметрично, или асимметрично.

Это сделано профессионально. Флористы специально по-разному распределяют материал в работе, чтобы такая постановка материала в зависимости от подобранных цветов выглядела живой и привлекательной.

Поэтому симметрия и асимметрия в композиции – это не менее важная часть обучения флористике не только в теории, но и на практике.

Постановка материала начинается с выделения геометрической оси. Если материал будет равноудален от ее середины, то мы будем говорить о симметрии. Если материал будет размещен свободно по левую и правую сторону от центра, то – об асимметрии.

Симметричные композиции строят от центра тяжести оси. Это означает, что в середине будет отображен основной мотив произведения. При этом симметрию разделяют на следующие виды:

  • Вертикальную;
  • Горизонтальную;
  • Радиальную (свойственна круглым композициям);
  • Зеркальную (оптический эффект достигается за счет схожести цветов);
  • Групповую.

Групповая симметрия сложнее остальных видов. В ней и оптическое построение, и расположение материала в рядом стоящих композициях должно быть схожим.

Флористы используют симметрию при создании декоративных композиций для аранжировки различных торжеств и юбилеев, создания цветочного дизайна для офисов.

Асимметрия в композиции в отличие от симметрии не размещается на оси, а отклоняется от нее. При этом флористы сохраняют баланс композиции за счет оптического весового равновесия.

В асимметрии при создании композиций можно выделить следующие правила:

  1. Диссимметрия создается интуитивно, чтобы работа выглядела натурально, похожей на природу;
  2. Визуальное равновесие в работе достигается за счет метода рычага, то есть главную группу располагают слева от оси, а вторую как рычаг справа и дальше;
  3. Расстояние между частями зависит от размера меньшей группы. Насколько меньше размер группы, настолько дальше она располагается;
  4. Баланс композиции регулируется за счет постановки частей композиции на расстоянии друг от друга, по высоте и приближением к геометрической оси. Достаточно часто флористы используют метод треугольника при создании цветочных произведений;
  5. Диссимметрию усиливают светлые цвета растений, поэтому их стоит добавлять в композиции.

Композиции необычного дизайна на свадьбу, декорирование праздничных помещений на день рождение или тематических мероприятий для отдыха, например, сказочных – все это позволяет проявлять фантазию с помощью асимметричности.

Полезные видео для начинающих флористов

Основы флористики для начинающих можно дополнить с помощью полезных видеоуроков. Ведь новичкам важна не только теория, но и практика, которая помогает совершенствоваться в изучении данного искусства.

Профессионально обучиться флористическому искусству рекомендуем в онлайн-школе Екатерины Андрюковой . Только для посетителей нашего сайта действует специальный промокод SL84ECBA88 , который дает право 10% скидки при покупке любого продукта флористической школы .

Помимо данных видео, начиная работать с цветочными композициями, стоит постоянно просматривать различные мастер-классы. В зависимости от того что вам нужно, вы можете воспользоваться ими в своей практике.

Флористика – это одна из разновидностей дизайна и декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании композиций, коллажей, букетов, панно. Цветочные композиции – это творческая и техническая работа. Обычно целью дизайнера является выражение какой-либо темы или идеи, события, используя только лишь цветы и листья. Флористика для начинающих предполагает создание несложных природных композиций, букетов и коллажей. Флористика может стать настоящим хобби для любителей чего-то прекрасного, ведь шедевры можно создавать своими руками. Итак, с чего же начать?

Основы искусства флористики

Для начала нужно определиться с материалами. Каждый цветок имеет свое значение. Для работы используются различные природные материалы, например, цветы, травы, листья, ягоды, каштаны, орехи и т.д. Используемые материалы могут быть как сухими, так и живыми.

Если вы хотите создать подарочный букет, помните, что азалия означает преданность, гладиолус – постоянство, калла – красоту и уравновешенность, лотос – крепкое здоровье и счастье, орхидея – красоту, пион – славу и богатство. Кроме того, каждому оттенку соответствует свое значение. Красные цветы символизируют страсть и любовь, темно-розовые – благодарность, белые – чистоту и невинность, фиолетовые – дружбу, желтые – радость и процветание. В последнее время цветочному этикету отводится все больше внимания. Поэтому, соединяя различные цветы можно выразить чувства или благодарность.

При составлении цветочной композиции очень важен внешний вид цветов. Выбирая цветы, обратите внимание на листву. Она должна быть зеленой, без коричневых пятен. Стебли должны выглядеть так, как будто их недавно срезали с клумбы.

Главное правило во флористике для начинающих: больше – не значит лучше. Как привило, опытные дизайнеры в своих работах не используют более трех цветов. Букеты, в которых более четырех видов цветов могут казаться нагроможденными и слишком пестрыми, что портит их внешний вид.

к оглавлению

Классификация на типы композиций

Флористы выделяют 4 способа сочетания цветовой гаммы растений. Первый – использование похожих цветов, второй – сочетание контрастных цветов, расположенных друг против друга, третий – сочетание из разных цветового круга, четвертый – сочетание нескольких оттенков одного цвета.

Ярко и необычно смотрятся контрастные композиции. Для создания такого букета нужно использовать «чистые» цвета. Можно сочетать оранжевые герберы с синими ирисами, получив оптимистичную композицию. Для романтической атмосферы следует выбрать постельные оттенки, выбирая приглушенные: голубые цвета в сочетании с нежно-розовыми или же лиловые с желто-коричневыми. Экспериментируя, попробуйте сделать букет из цветов светлого оттенка и темного.

В букете может преобладать определенный цвет. Как привило, флористы для гармоничного сочетания используют несколько цветов похожих оттенков. Такой букет может составляться в переходной гамме одного тона. Например, для ярких цветов задний фон композиции делается тусклее и темнее, а для темных – темнее и ярче. При создании композиции нельзя обращать внимание только лишь на цвет. Старайтесь выбирать природный материал подходящего размера и формы.

Составляя цветочную композицию нужно подготовить растения и правильно их хранить в процессе работы. Ставить цветы в воду нужно срезав их стебли под углом. Удалите все отростки и листву, которая находится ниже уровня воды. Для поддержания свежести цветов можно использовать флористическую пену, которая препятствует росту бактерий. Почти все срезанные цветы лучше всего хранить при температуре +5 градусов. Гладиолусы, орхидеи, антуриумы хорошо сохраняются при +10 градусов. «Оживить» некоторые увядающие цветы, например, розу можно поместив на 2 часа растение в ванну с водой.

к оглавлению

Чарующие композиции из сухоцветов

Очень красиво смотрятся композиции из сухих цветов. Они долговечны и почти не нуждаются в дальнейшем уходе. Букет из сухоцветов можно составить в декоративном дереве или вазе. Один из самых важных этапов при составлении букета – это подбор необходимых цветов и их сушка. Можно выбрать высокие розы, гладиолусы. Как дополнение к букету подойдут листья эвкалипта, цветы мака, тысячелистник, высушенные листья папоротника. Как правило, сухоцветы не очень яркие, поэтому можно произвести окраску растений или же использовать в качестве декора дополнительные элементы, например, перья павлина.

Наиболее популярная композиция из сухих цветов – это обычный букет. Для его создания необходимы высушенные цветы, ваза, декоративны камни и наполнитель. Дно вазы нужно наполнить флористической пеной. Если такой не имеется, можно использовать обычную монтажную, залив ею целлофан, сохранив тем самым стенки вазы. Подрежьте стебли сухоцветов на необходимую длину. Составлять букет нужно начиная с самых высоких цветов, которые образуют форму будущем композиции. Поворачивайте вазу, дополняя ее природными материалами, чтобы со всех сторон букет смотрелся гармонично. Камни следует добавлять по желанию. В прозрачной вазе они будут не только украшением, но и сделают ее более устойчивой. Готовую композицию из сухоцветов нужно разместить подальше от окна, чтобы попадало как можно меньше солнечных лучей.

к оглавлению

Инструменты для будущего флориста

Если вы серьезно увлеклись дизайном из флористических материалов, то вам наверняка понадобятся инструменты. Флористическая пена нужна для закрепления цветов в композиции. При помощи цветочных булавок можно закреплять ленты и мох в необходимом месте. Флористическая лента нужна для того, чтобы стебель получил дополнительную устойчивость. Также ею можно скрыть флористическую проволоку, которая является основной во многих работах. Для резки проволоки понадобятся кусачки. Другие инструменты можно встретить в арсенале каждого садовника и цветовода: садовые ножницы, секатор и т.д. Ножницы и секатор должны быть острыми, чтобы срез всегда был ровным. Особенно это важно при работе с деревянными веточками и цветами с толстым стеблем.

Опытные флористы нередко используют клеевой пистолет и палочки. Благодаря этим приспособлениям можно закреплять пену в сосуде. Пистолет можно использовать для изготовления композиций из сухоцветов и из искусственных цветов.

к оглавлению

Направления и стили флористики

Европейцы выделяют три направления флористики: формо-линейное, вегетативное и декоративное. Такую классификацию утвердили Грегор Лерш и Даниэль Ост. Питер Асман вылелил 4 направления флористики. Кроме трех вышеперечисленных стилей был еще один – параллельный. Однако это направление было перенесено в категорию расположения линий растительных материалов. В настоящее время особой популярностью пользуется креативная флористика. Это направление характеризуется оригинальностью форм, изысканностью и неповторимостью.

Композиции, сделанные в линейном стиле, очень легко узнать. Все растительные материалы используются довольно скупо. Любой элемент очень важен, также как и важен момент использования пространства между материалами. Особенность массивного стиля в его аранжировке. Это объемные формы с мягкими переходами. Флорист создает центральную часть букета, а затем постепенно заполняет контуры аранжировки. Композиции, сделанные в смешанном стиле флористики, очень разнообразны. Они далеки от установленных правил аранжировки линейного, массивного или массивно-линейного стиля. Скорее всего, они гармонично совмещают в себе все стили.

Флористика – это увлекательное занятие, которое подарит немало приятных минут. Изготавливая композицию из цветов, веточек и листьев вы становитесь ближе к природе. Изучение флористики, как элемента дизайна, может не только дать возможность познавать новые возможности, но и даже перерасти в настоящую профессию.

Флористика один из видов прикладного искусства. Он позволяет творить шедевры из природных материалов. В результате получаются коллажи, букеты, панно, композиции. Это направление искусства позволяет проявить творческий потенциал и научится техническим приемам. В работе применяются только цветы и листья.

Начинающим флористам стоит попробовать складывать несложные композиции в виде букетов. Для творческого человека такое хобби может стать настоящим увлечением. Создавать необычные работы из природных материалов очень легко придерживаясь уроков и советов опытных флористов. В природе нет одинаковых цветов или листьев, поэтому работа всегда получается уникальной.

Начало работы с цветами

Просмотрев урок по выполнению букетов сразу же нужно подумать над тем из чего его составить.

Подобрать нужный материл

Можно использовать как живые компоненты, так и сухие. Материалы делятся по категориям: экзотические, полевые и другие. Есть растения, которые универсально впишутся в любой букет. Например, Ирисы или Подсолнухи.

В основном использую следующие материалы:

Некоторые растения не сочетаются между собой. Им свойственно выделять в воду вещества, которые отравляют другие растения. Принято отдельно от других держать розы, гвоздики и лилии.

Подарочные букеты имеют свои особенности. Цветы всегда имели собственный смысл. Расцветка тоже подразумевает определенное послание. Даже упаковка имеет значение.

Использование слишком большого количества разных цветков (более 4 видов) делает композицию тяжелой, нагроможденный или слишком простоватой. Букет от начинающего флориста должен отличаться от набора полевых цветов.

Этикет во флористике получает все большее развитие. На него все чаще обращают внимание. Если цветы могут передать чувства дарителя, то композиция может иметь значение полноценной открытки.

По канонам дизайна в любой сфере идеальное сочетание - это три основных цвета. В отношении составления букетов, это правило тоже применимо. Новичок продемонстрирует хороший вкус, если будет придерживаться скромной цветовой палитры.

Качество цветов особенно живых - это очень важный фактор. Составленный букет выглядит небрежным, если на листьях будут пятна или стебель будет вялый. Есть приемы для сохранения живых цветов в хорошем состоянии: хранить при подходящей температуре, срезать стебли под углом, очищать их от листьев и отростков до уровня воды. Срез нужно иногда обновлять - цветы будут дольше сохраняться.

Букеты из сухоцветов имеют ряд преимуществ:

  • Долговечны.
  • Простое оформление композиции.
  • Не нужен дополнительный уход.
  • Стоят без воды в вазе или даже в деревянных заготовках.
  • Дополнительная окраска придает яркости и уникальности букету.
  • Подходят темные углы дома, чтобы букет не выцветал.

Выбрать композицию

Есть несколько основных композиций, которые помогут начинающим собирать букеты из живых и сухих цветов очень быстро и качественно.

  1. Использование похожих цветов . Такая техника составления букетов самая популярная среди непрофессионалов. Пионы, ирисы, голландские розыголландские розы , сирень, фиалки легко компонуются.
  2. Борьба и единство противоположностей в контрастных композициях. Они получаются одними из самых эффектных и ярких. Использование базовых цветов делает оформление букетов интересным. Из живых цветов складывать букеты для начинающих будет особенно просто и интересно. Контраста можно добиться за счет светлых и темных оттенков.
  3. Сочетание различных цветов одной насыщенности. Для этого использую оттеночный круг. Существуют специальные компьютерные программы, позволяющие увидеть цвета сочетающиеся с отдельным оттенком. Это помогает работать художникам и веб-дизайнерам. Начинающий флорист может натренировать свое цветоощущение благодаря им.
  4. Сочетание цветов одного цвета , но разных оттенков. Букет похож на градиент.

На композицию также влияют форма и размер объектов. Они должны быть пропорциональны по отношению друг ко другу.

Инструменты для начинающих флористов

Все эти предметы нужны для начала работы. С опытом можно подобрать и другие приспособления.

Стили в искусстве флористики

Формолинейный стиль, характеризуется сдержанным количеством материалов и форм. Букет состоит только из одних цветов.

Массивный стиль - аранжировка, характеризующаяся большими формами и мягкими линиями. Вначале составляется главная часть букета, а потом дополняются все пустоты, чтобы достигнуть плавности линий.

Креативная флористика - применяются нестандартные формы и отдается приоритет уникальности изделия.

Смешанный стиль - это объединение нескольких стилей в необычные композиции.

Букеты для женщин более обтекаемые и круглые, а мужские более вытянутые.

Весенний букет: пошаговая инструкция

Мастер-класс по флористике для начинающих из нескольких простых шагов. Урок по составлению этого букета повторить под силу даже ребенку.

  1. Подготовьте инструменты. Обрежьте нежно-розовые пионы так, чтобы ножка была длиной 45 см. Удалите с ножки все листья, которые будут в воде.
  2. Выберете самый большой цветок, добавляйте к нему другие меньшего размера. Их нужно располагать чуть ниже основного цветка. Направьте букет бутонами к себе, чтобы увидеть как они располагаются.
  3. Стебли цветов должны находиться по отношению друг к другу под углом в 45 градусов.
  4. Наполняем букет до тех пор, пока он не будет нужного объема. Теперь его можно закрепить лентой для флористики. Закрыть фиксацию атласной лентой.
  5. Сравнять стебли, чтобы бутоны были на одном уровне. Заверните их в прозрачную упаковку.

Букет готов. Бутоны розовых пионов можно разбавить белыми.

Видео мастер-класс

Флористика позволит сделать уникальный подарок близким или украсить торжество. Даже новичок может сделать букет из цветов пошагово выполняя действия в мастер-классе.

Оформление творческих изделий из растений пройдет легко, если придерживаться техники из мастер-класса. В нем подробно описано составление композиции, создание формы и подбор оттенков цвета.