На деревьях появляются листочки. Цветы появляются первыми…. Весна. Весенние месяцы. Весенние явления природы. Весенние приметы о погоде

Весной родителей обыкновенно посещает желание сделать из детей юных натуралистов. Все соблазны налицо: птички щебечут, трава колосится, всё цветет. Именно весной лучше всего изучать окружающий мир, что называется, в натуре, а не через экран.

Однако прежде, чем дарить ребенку радость от наблюдения за ростками, спросите себя честно, а сами-то вы знаете, как отличить лист черемухи от листа смородины? Нет? Тогда давайте тренироваться.

У черёмухи листья широкие и тонкие, такие бывают у тенелюбивых растений. Верхняя часть листочка матовая, немного морщинистая, а нижняя часть сизоватая. Есть и заостренный кончик, и зубчатые края, если хорошенько присмотреться видны буро-красные железки.

Растения с мясистыми листьями, с волосками или очень узкими листьями, как у облепихи , лучше противостоят высоким температурам и потере воды.

Кстати, научное название облепихи с греческого переводится, как «блеск для лошадей» – у питавшихся листьями растения животных шкура приобретала атласный отлив.

«Зубастые» листья смородины не спутать с другими. Появляются они в конце апреля - начале мая. У чёрной смородины каждый зубец листочка к тому же оканчивается белым кончиком, так сказать «коготком», а сам лист насыщенно зелёного цвета. Кстати, немногие знают, что смородиновые листья содержат больше витамина С, чем сами ягодки.

Теперь самое время понаблюдать, как зарождается жизнь в саду после долгой зимы: как появляются почки на деревьях, а потом из них распускаются листья. Расскажите, почему у каждого дерева или кустика на вашем участке разные листочки.

Когда с полевыми исследованиями будет покончено, можно и обобщать. Рассказать, как окружающие условия меняют форму листочка и растение в целом. Например, в сухом и солнечном месте листья вырастают небольшие и жесткие, например, как у абрикоса.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы - круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе - сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе - блестящие, клейкие, темнозеленые. Рассматривая почки с детьми старших групп, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие - позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Стихи по теме:

Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.
Я.Аким

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А. Плещеев

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
В. Рождественский

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это...
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже - весна!
В. Данько

Вчера крьоковник весь светился -
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
Е. Благинина

Загадки

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня... {весна).

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
{Береза)

Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой - в саване одном.
(Черемуха)

Над водой
Стоит с красной бородой.
{Калина)

Пословица

Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Дидактические игры

"Рассмотри и опиши" - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель - закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.

"Какой листок" - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. Цель - употребить в речи относительные прилагательные.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Выложить листики из камней.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Подвижные игры

"Зевака". Цель - развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры: Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2-3 упражнения с мячом.

"Охотник". Цель - упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают "охотником", все остальные - "дичь". "Охотник" играет в мяч, остальные в этом время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: "Дичь!" Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).

Ильинов Дмитрий

В ходе теоретического исследования гипотеза о том, что листья деревьев – это «живые заводы» по производству еды, подтвердилась. Образующиеся в них питательные вещества дают деревьям силы для роста. Осенью происходит листопад, во время которого дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета, и спасает себя от потери влаги.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «РОДНИК»

Название секции: естественно - научная

Исследовательская работа

Тема: «Зачем деревьям листья?»

Ильинов Дмитрий, 1 «Б» класс

Руководитель работы:

Игнатьева Татьяна Валерьевна,

Учитель начальных классов

г. Белогорск, 2012 г.

Введение…………………………………………………………………………….3

1.1. Роль листьев в жизни дерева……………………………………………..…..4

1.2. Почему желтеют листья?..................................................................................5

1.3. Почему опадают листья?..................................................................................6

Заключение………………………………………………………………………….8

Список литературы

Приложения

Введение

«Летом вырастают, осенью – опадают». Когда мне прочитали эту загадку, я сразу догадался, что речь идёт о листьях лиственных деревьев. Тогда мне стало интересно, почему весной листья на деревьях появляются, и всё лето мы любуемся их красотой, а осенью деревья теряют их. С чем это связано? Зачем деревьям листья?

Цель: узнать, зачем деревьям нужны листья и почему осенью они опадают.

Задачи: - познакомиться с ролью листьев для дерева,

Определить этапы жизни листьев,

Выяснить причину листопада.

Объект исследования: листья деревьев.

Предмет исследования: жизненный цикл листьев деревьев.

Методы исследования:

Подумать самостоятельно;

Изучить литературу по теме исследования;

Спросить у других людей;

Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

Понаблюдать.

Гипотеза: предположим, что листья придают дереву силы для роста.

Жизненный цикл листьев дерева

  1. Роль листьев в жизни дерева

Проявление жизни деревьев я наблюдал уже в апреле, когда начинали

набухать почки на берёзе, осине и других лиственных деревьях. Потом, в мае

почки лопались и на дереве появлялись клейкие листочки. Они так быстро расправлялись и росли, что в июне моя берёзка, за которой я часто наблюдал, красовались в нежно-зеленом наряде (приложение 5) . Только зачем деревьям листья?

В книжке для любознательных я нашел ответ.

Оказывается, что всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок, который называется живицей или сахарозой. Этот сок питает само дерево и участвует в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла. Поступая во все части растения, она питает его и даёт силы для роста (4).

Интересный факт.

Гусеницам очень нравится сок свежих растений, вот почему они с таким удовольствием едят листья (4).

  1. Почему желтеют листья?

Всё лето деревья радуют нас своей зеленью. Поэты и писатели воспевают в своих произведениях красоту русской березки, изящность молодой рябинки, грациозную хрупкость осины (приложение 2). Любование красотой деревьев, изменчивостью их нарядов нашло отражение и в устном народном творчестве, в частности в загадках (приложение 1).

Хлорофилл, содержащийся в листьях, окрашивает их в зелёный цвет. Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты) жёлтого и красного цвета, но их очень мало (3.3.). Когда осенью образование хлорофилла прекращается, то основным «красителем» листьев становятся только пигменты и поэтому листья меняют цвет – желтеют или краснеют (2) .

Осенний наряд лиственных деревьев вдохновляет на творчество писателей, поэтов (приложение 2). Мне тоже нравится золотая осень: я нарисовал свою березку в пёстром наряде (приложение 3).

1.3. Почему опадают листья?

К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву. Так начинается листопад (3.1).

Оказывается, листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез), во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле (1). Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» (2).

Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали. Существует несколько причин:

Причина первая. Листья дерева в своей совокупности имеют очень большую площадь, и со всей этой площади интенсивно испаряется вода. Летом дерево способно возместить потери влаги, извлекая воду из почвы. Но с похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы (3.4).

Причина вторая . Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Некоторые ветки от этого даже ломаются. Если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях задерживалось бы гораздо больше снега, так как листовая поверхность, как мы сказали выше, велика. Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега (3.4).

Причина третья . Во время листопада дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета. Лист усиленно испаряет воду. На смену этой испаренной воде в него постоянно поступает новая, которая засасывается корнями из почвы. Но в воде, которую корни получают из почвы, растворены различные соли. Таким образом, листья получают не чистую воду, а солевые растворы. Часть солей используется растением для питания, а остальные соли откладываются в клетках листьев. Чем больше влаги испаряет лист, тем сильнее он минерализуется к осени. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения (3.1).

Деревья, у которых осенью опадают листья, называются лиственными, или листопадными. У вечнозелёных хвойных растений иголки – это тоже листья, но они небольшие и жесткие, и спокойно переживают зиму (2)

Интересный факт. Вечнозелёные растения тоже теряют листья, но не все сразу, а постепенно (4).

После листопада, я обратил внимание на то, что у моей березки на голых ветвях видны небольшие, но тугие маленькие почки, из которых весной распустятся новые листья (приложение 4).

Таким образом, сбрасывание листьев помогает дереву сэкономить энергию, поскольку зимой солнечного света очень мало для фотосинтеза в листьях. Осенью деревья переходят в состояние покоя. Движение воды и питательных веществ по сосудам внутри деревьев прекращается, в результате листья засыхают и опадают (2).

8 Заключение

Теперь я знаю, что листья деревьев – это «живые заводы» (4) по производству еды. Образующиеся в них питательные вещества дают деревьям силы для роста. Осенью происходит листопад, во время которого дерево избавляется от избытка минеральных солей, которые накапливаются в листьях в течение всего лета, и спасает себя от потери влаги.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась – листья действительно производят органические вещества для питания дерева в ходе процесса фотосинтеза.

Список литературы

  1. Большая энциклопедия школьника/ пер. с франц. Богатыревой Е., Земцовой Т., Лебедевой Н. – М.: ООО «Издательство «Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 711;
  2. Большая энциклопедия эрудита, - М: Махаон, 2004, с. 487;
  3. Глобальная компьютерная сеть Интернет:

3.1. www.razumniki.ru/stihi_pro_derevya.html;

3.2. www.playroom/content/view;

3.3. www.razvitierebenka.com ;

3.4. http://images.yandex.ru/yandsearch?

4. Отчего и почему/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007, с. 255 ;

Татьяна Гребенюкова
Прогулка «Первые листья на деревьях»

Тема : «Первые листья на деревьях »

Задачи : Формировать у детей умение целенаправленно осуществлять наблюдение, выявлять изменения, произошедшие с деревьями с момента предыдущего наблюдения. Развивать в речи понятия, связанные со строением деревьев (ствол, ветки, листья ) . Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Ход прогулки

Наблюдение

Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево . Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть.Рассмотреть почки на ветках : у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки . На березе – сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно – зеленые. На тополе – блестящие, клейкие, темно – зеленые.

Рассматривая почки с детьми, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше , другие – позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки , найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков . Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников , перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Художественное слово

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе,

Мохнатые, точно шмели.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою .

А. Плещеев

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

В. Рождественский

Выбрались из почек

Первые листочки ,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна :

Неужели это…

Неужели лето?

Нет, еще не лето,

Но уже – весна!

В. Данько

Вчера крыжовник весь светился –

Он был корявый и смешной.

А нынче сразу распустился,

Стоит под зеленью сплошной.

Е. Благинина

Я раскрываю почки

В зеленые листочки ,

Деревья одеваю ,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня… (весна)

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

(Береза)

Матушкой-весной я в платье цветном,

Мачехой-зимой – в саване одном.

(Черемуха)

Над водой

Стоит с красной бородой.

(Калина)

Пословица

Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы знаем о деревьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Волшебные листья осени. Когда мы гуляли с детьми на прогулке во круг нашего детского сада, мы с детьми на собирали очень много красивых.

Пролетело веселое лето. Пора теплых дней, яркого солнца, отдыха на речке. Наступила осень. Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся.

Конспект занятия по аппликации «Сугробы, снег на деревьях» (старшая группа) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: "Сугробы, снег на деревьях" Цель: создать условия для овладения приема обрывания.

Цель: Повторить название деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья) Задачи: Закрепить признаки весны. Учить сравнивать деревья.

Вот и наступил последний осенний месяц осени Ноябрь и мы с детками решили смастерить методическую поделку,Волшебную коробочку листьев"".

НОД «Листья на деревьях» в первой младшей группе НОД на тему: «Листья на деревьях» Программное содержание: Образовательные: Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт деревьев, использовать.

Сезоны - это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один - влажный и дождливый, другой - сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима.

Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Началом весны астрономы считают 21―22 марта ― момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом ― 21―22 июня ― самые длинные дни года.

Для натуралистов весна начинается с прилетом грачей (в среднем 19 марта) и движением сока у остролистного клена (25 марта).

Этот сезон условно делят на три периода: ранняя весна― до схода снега на полях (до половины апреля), средняя весна―до зацветания черемухи (до половины мая) и поздняя весна ― до отцветания яблонь и сирени (до начала июня).

Явления в неживой природе.

Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи; солнце все выше поднимается в полдень над горизонтом, лучи его прямее падают на землю и сильнее прогревают ее. Снег становится рыхлым, начинает таять, и на открытых местах образуются проталины.

Во второй половине марта появляются первые кучевые облака.

Они очень красивы, имеют вид белоснежных, куполообразных масс с ровными основаниями. Облака возникают обычно утром или в полдень вследствие нагревания воздуха, прилежащего к земле; к вечеру, когда восходящие токи ослабевают, они начинают исчезать, таять.

В первой половине апреля сходите земли снег; образующиеся при его таянии ручьи сбегают к водоемам.

Ледоход обычно начинается в середине апреля. Незадолго перед этим у берега появляются закраины ― узкие полоски воды. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке, ударяясь о берега и сваи мостов. Посередине реки льдины движутся быстрее, чем у берегов. По пути они тают. Река освобождается от ледяного покрова, выходит из берегов и разливается. Начинается половодье.

Обычно в начале мая бывает первая гроза.

В это время и позже часто наступает внезапное похолодание с заморозками, от которых очень страдают растения, особенно плодово-ягодные.

Весеннее пробуждение деревьев. Вскоре после появления проталин пробуждаются деревья: у них начинается сокодвижение. Явление это обнаруживается, если проколоть кору толстой иглой: из ракки вытекает сладкая прозрачная жидкость; на воздухе она окисляется и приобретает красноватую окраску.

Добывание сока наносит большой вред деревьям.

Сокодвижение ― сложный физиологический процесс. Корни начинают активно всасывать из оттаивающей почвы воду, она растворяет зимние запасы питательных веществ растения и в виде раствора передвигается по стволу и ветвям к почкам.

Набухание и распускание почек.

Топ-16 первоцветов среди кустарников и деревьев

Дней через десять после начала сокодвижения становится заметно набухание почек, в которых под защитными почечными чешуями находятся зачаточные побеги.

Деревья и кустарники, опыляемые ветром, цветут раньше, чем покроются листьями, или в самом начале их развертывания.

Первыми во второй половине апреля зацветают ольха и орешник, а из опыляемых насекомыми ― верба. Почки у вербы плотно стянуты коричневыми чешуями, имеющими вид колпачков.

Сбросив их, почки выглядят пушистыми шариками, состоящими из волосков, которые защищают цветки от резких колебаний температуры, дождя.

В апреле большинство деревьев еще голые, но покровные чешуйки набухших почек уже раздвигаются, и из них показываются копчики листьев.
Появление листьев. Молодые листья одних деревьев покрыты клейким душистым веществом, у других ― пушком, который предохраняет их от холода.

Нежен и прозрачен в это время светло-зеленый наряд деревьев.

В конце апреля распускаются почки черемухи и березы; в первой половине мая ― почки клена, желтой акации, яблони и груши, а потом ― дуба и липы.

Поздней весной, во второй половине мая, начинается настоящий расцвет весны. Зацветает черемуха, одновременно с ней ― черная смородина, немного позже ― лесная земляника и плодовые деревья, сирень, рябина и большинство травянистых растений.

В последних числах мая созревают плоды осины, ивы.

Осыпаются лепестки у цветков яблони и сирени ― кончается весна, начинается лето.

Биология Весенние явления в жизни растений

Весна - пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.

Весеннее движение соков у деревьев и кустарников - первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во всœе органы растения. В это время листьев еще нет.

Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам . Уже в начале марта͵ раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее - у березы.

Второй признак весны - цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников.

Первой в средней полосœе европейской части СССР зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны 123 . Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы.

Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зелœеные соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки прошлогодние соцветия.

Почти одновременно с ольхой зацветает орешник, с которым вы знакомились еще осœенью.

Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях - сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.

Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений - хорошее приспособление к жизни в лесу.

Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.

Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на желœезнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах.

Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли - цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков 124 . Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики.

Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев - гладкая и холодная.

Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года.

Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.

Третий признак весны - цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная 125 , хохлатки 119 , чистяк весенний 126 , первоцвет весенний 127 .

Цветущие кустарники весной

Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом.

Весной многие из них выходят из-под снега с зелœеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осœенью.

Οʜᴎ часто зацветают до того, как сойдет снег 128 . Вот почему эти растения называют подснежниками.

Растения, цветущие ранней весной, всœегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян.

Это затрудняет их размножение. Многие из растений стали большой редкостью, к примеру печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Охрана природы и рациональное использование природных богатств страны узаконены Конституцией России, т.

е. обязательны для всœех граждан нашей страны.

Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после распускания листьев. В случае если вы из года в год будете наблюдать за ходом весны, то сможете установить последовательность весеннего развития растений.

В средней полосœе европейской части СССР обычно через 8 дней после цветения мать-и-мачехи начинает цвести медуница, через 21 день - одуванчик и ива-ракита.

Груша цветет на 29-й день, желтая акация - на 30-й, а липа - на 75-й день после начала цветения мать-и-мачехи.

Каждый год весенние явления наступают в строгой очередности. К примеру, медуница всœегда зацветает позднее мать-и-мачехи, но раньше одуванчика.

Наблюдения за весенними явлениями в жизни растений помогают установить лучшие сроки проведения сельскохозяйственных работ и своевременно подготовиться к ним.

К примеру, известно: в районах средней полосы лучший урожай огурцов получают при посœеве их семян во время зацветания сирени и желтой акации, а лучший урожай репы и свеклы - при посœеве их во время цветения осины.

Зная, через сколько дней после цветения мать-и-мачехи зацветает сирень, легко установить срок посœева огурцов и подготовиться к нему.

Весна. Весенние месяцы. Весенние явления природы. Весенние приметы о погоде.

Ответ оставил Гость

Признаки весны в неживой природе:
1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой.
2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее.

Дни становятся длиннее.
3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега.
4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход.
5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.
6) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки.

Это называется половодье.
7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям
8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

Признаки весны в живой природе:
a)в жизни птиц с приходом весны: возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов
Подобные изменения стали возможно т. к. Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий.

Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы

b)в жизни зверей: Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки.

У многих зверей весной появляются детёныши.

c)На лиственных де-ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника-ми.

если все кратко написать:
Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое.

Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.

– ознакомление с изменением деревьев и кустарников, с изменением почек.

Ход занятия:

I. Организация внимания.

Актуализация ранее изученного.

– Из чего состоят грибы, которые мы встречаем в лесу?

– Как называется подземная часть гриба?

– А нужен ли мухомор?

– Для кого он полезен?

– Какие грибы нельзя собирать?

– Что необходимо делать, чтобы не повредить грибницу?

– Можно ли собирать старые грибы?

А вот ктото важный,

На беленькой ножке.

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки.

Изучение нового.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложили о ней? Интересно, что береза – единственное в России дерево с белой корой, живет

береза 100 – 120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее. Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза

Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и

совсем погибнуть. Помни, что сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева!

Движение сока у деревьев и кустарников – признак их весеннего

пробуждения.

Еще один признак – цветение некоторых деревьев и кустарников. Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки.

Какие деревья первыми просыпаются весной? Срочно даю 100 баллов

Сережки – это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром.

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко – растение ядовитое.

Все эти растения – раннецветущие. Они цветут еще до распускания

Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться.

Еще позднее распускается черемуха.

Набухание почек и распускание листьев – это признак весеннего

пробуждения деревьев и кустарников.

Ребята, интересные изменения происходят весной с хвойными растениями.

Лиственница полностью одевается новой хвоей. Но хвойные растения никогда не цветут.

Правила друзей природы: не повреждай кору деревьев, не вырезай на

ней буквы.

Не собирай березовый сок. Береги деревья! Не обламывай ветки цветущих деревьев и кустарников. Без цветков не будет и плодов!

IV. Физминутка.

V. Практическая работа.

– Распутай клубок. (Обведи по контуру)

– Написание прямых с закруглением внизу.

– Заштрихуй дерево.

(Материал взят из книги Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования (Часть II)) - Н.