Литейный мост история. Литейный мост (мост Императора Александра II). Литейный мост - Видео

Литейный мост — мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (по оси Литейного проспекта) с Выборгской стороной (улица Академика Лебедева). В районе моста Нева достигает максимальной глубины — 24 метра.


(http://сайт/data/upimages/liteyny_bridge_1.jpg )


Вид на Литейный мост с разведёнными пролётами и ночной подсветкой


Литейный мост


Область применения Автомобильный, пешеходный


Пересекает Река Нева


Место расположения Санкт-Петербург


Тип конструкции Пятипролётный арочный, п ролетные строения металлические клёпаные


Основной пролёт Разводной, решётчатая металлическая ферма, в разведённом состоянии поднят на 67° к горизонту


Общая длина 396 метров


Ширина моста 34 метра


Дата открытия 1875—1879


История строительства


На старинных картах видно, что еще до основания города примерно здесь существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг. С 1786 года здесь находился второй в городе плашкоутный мост — Воскресенский (по названию Воскресенского (теперь Чернышевского) проспекта. В 1803 году перенесён к Летнему саду и получил название Петербургского. На прежнем месте построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года. С упразднением и сносом Литейного двора значение получила новая магистраль — Литейный проспект, поэтому Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. В 1872 году объявлен конкурс на строительство нового моста. Это положило начало странной традиции, которая потом «соблюдалась» при строительстве Троицкого, Дворцового, Большеохтинского моста: или все проекты признавались неудачными, или победителю отказывали в реализации проекта. В данном случае победитель был объявлен (английская фирма), но его проект в итоге отклонён. За основу был выбран проект инженеров А. Е. Струве и А. А. Вейса, причем первый из них был членом конкурсной комиссии. Струве также настаивал на использовании чугуна немецкого и английского производства, игнорируя возможности отечественной сталелитейной промышленности.


(http://сайт/data/upimages/liteyny_bridge_2.jpg )


Мемориальная доска у Литейного моста . На заднем плане Нахимовское училище и крейсер Аврора


(http://сайт/data/upimages/chugunnaya_reshetka_liteinogo_mosta.jpg )


Узор чугунной решётки моста в 1990


(http://сайт/data/upimages/liteiny_bridge_3.jpg )


Решётка Литейного моста


Мост был заложен 30 августа 1875 года. При строительстве (впервые в России) применены кессоны. Строительство сопровождалось несчастными случаями, в 1876 году в кессон прорвалась вода, погибли 5 рабочих; в 1877 году в кессоне произошел взрыв, погибло ещё 9 рабочих. Мост был закончен 30 сентября 1879 года. На торжественном открытии моста А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора, а его помощники — инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт получили награды.


Конструкция и достопримечательности


Конструкция моста представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролет (то есть открывавшийся как «калитка» — уникальный вариант для невских мостов). Разводной пролет был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре, располагавшейся у левого берега. Разводка моста происходила вручную — восемь рабочих вращали ручной ворот. Вес металлических пролётных строений моста составляет 5 902 тонн. Перила моста изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. Чугунные стойки и чугунные литые секции между ними представляют собой высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. В просветах чугунных столбиков - морские животные.


Эксплуатация переправы


Спустя некоторое время после открытия, Литейный мост был переименован в Александровский мост или мост Императора Александра II, но в народе эти названия не прижились, и в 1917 году за мостом окончательно закреплено название Литейный. Кроме того, ворот для разводки моста на ручном приводе, был заменён водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Мост долгое время оставался единственным, который освещался электрическими фонарями, изобретением русского изобретателя П. Н. Яблочкова, которое из-за противодействия монополии газовщиков не получило распространения в городе. В 1964 году с обновлением Волго-Балтийского пути возникла потребность в модернизации моста. В 1966—1967 годах была проведена реконструкция моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шипова, К. П. Клочкова и архитектора Ю. И. Синицы. Общее руководство строительством осуществлял инженер Ю. Р. Кожуховский. Результатами работ стало: Увеличение ширины мостового полотна на 10 м, благодаря чему стало возможным трёхрядное движение транспорта. Замена металлических конструкций. Поворотный разводной пролёт был сделан раскрывающимся перемещён на более глубоководное место: Длина нового разводного крыла — 55 метров, вес — 3 225 тонн. Подъём осуществляется гидроприводом за две минуты, в разведённом состоянии оно поднято на угол 67° от горизонта. Огромный бык вблизи берегового устоя для вращения разводной части вносил асимметрию в силуэт моста был перестроен. Перила моста были сохранены, для разводного пролёта были отлиты копии из лёгкого сплава. Установлены новые фонари, созданныев гармонии с оградой переправы. Под мостом вдоль набережной были созданы проложены пешеходные дорожки и обустроены гранитные спуски к Неве.

Санкт-Петербург неспроста называют городом мостов, ведь в нем их насчитывается около 350. Многие из этих сооружений являются шедеврами мирового зодчества. Каждое имеет свой уникальный стиль и историю. Литейный мост, пожалуй, один из наиболее изящных образцов архитектурного искусства не только в России, но и во всем мире. Кроме того, о нем сложено множество легенд и поверий, благодаря чему мост получил славу самого таинственного и мистического в городе.

Немного истории

Строительство моста началось в 1875 году и проходило в очень сложных условиях, поскольку глубина Невы в этом месте составляет 24 метра. Главным инженером был назначен А. Е. Струве. Что примечательно, при возведении моста был применен кессонный метод, а также другие технические новшества, не существующие на то время нигде в мире. Суть метода заключалась в том, что на дно реки погружались металлические ящики и под давлением из них выкачивалась вода. Затем рабочие спускались в кессоны и работали, копая грунт и забивая сваи.

Литейный мост вошел в историю как первый освещенный электричеством архитектурный памятник. Связано это с тем, что русский физик Павел Яблочков изобрел первую в мире электрическую лампочку. И подрядчики, строившие мост, решили опробовать его изобретение.

Несмотря на многие препятствия и трагические события, которые постоянно происходили на мосту, он был сдан в срок и торжественно открыт в 1879 году. За период его существования его несколько раз переименовывали, лишь после революции 1917 года название Литейный мост закрепилось за ним окончательно.

Художественное литье

Несмотря на то что художественные качества сооружения не столь велики, стоит отметить его необычайной красоты перила. Часть их выполнена из металла с легким рисунком, а часть - из чугуна методом высокохудожественного литья по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре каждой решетки изображены две русалки, держащие в руках щит с гербом Северной столицы. Всего таких изображений насчитывается 546. По обе стороны от русалок боковые просветы между чугунными решетками-столбиками заполнены изображениями невиданных морских животных. Каждому туристу будет интересно посетить Литейный мост и рассмотреть, сфотографировать столь необычное литье.

Мистический мост

Это сооружение привлекает не только внешней красотой, но и загадочностью, ведь с ним связано много мистических легенд и странных происшествий. Так, согласно поверью, место у моста считалось заколдованным. Когда-то, в древние времена, здесь располагалось языческое капище. И на дне Невы расположился валун «Атакану», которому поклонялись и приносили жертвы племена, жившие в устье реки. Считалось, что камень мстил людям, проплывавшим над ним: тонули баржи, «по случайности» моряки вдруг падали за борт, смерть людей во время строительства тоже связывают с его воздействием.

Существует таинственная закономерность, связанная с тем, что Литейный мост в Петербурге привлекает людей, решивших свести счеты с жизнью. Водолазы, ежегодно занимающиеся поиском утопленников, рассказывают о том, что чаще всего именно с этого сооружения прыгают те, кто решил покончить жизнь самоубийством.

Знавшие немало петербургских тайн старожилы рассказывали о том, что в этом месте когда-то находился мост, ведущий в другие измерения. Он мгновенно окутывал густым туманом и заводил пешехода в неведомые земли, откуда нет возврата.

Литейный мост в Санкт-Петербурге: интересные факты

  • Ограждение моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
  • Узор решеток сооружения стал одним из символов Петербурга.
  • Когда-то разводной пролет моста открывали вручную. В середине 20 века он подвергся серьезной реконструкции. Механизм разводки стал поднимающимся для удобства прохода массивных судов. К декору моста добавили фонари с изображением, аналогичным литью на решетках.
  • Один из пролетов был пробит попавшей в него авиационной бомбой. Было это во время Великой Отечественной войны. К счастью, она не взорвалась.

Развод моста

Поскольку город стоит на островах, мосты здесь - не просто украшение, а насущная необходимость. Многие из них стали визитными карточками Санкт-Петербурга. В том числе и Литейный мост (фото представлено в статье). Развод мостов — удивительное зрелище, которое должен увидеть каждый. Лучше всего наблюдать за процессом в центре города. Все мосты разводят поочередно, с интервалом примерно в 10 минут, подстраиваясь под движение судов. Разводка Литейного моста осуществляется примерно в 01.40 ночи, правда, поднимают только одну секцию. Это, конечно, выглядит не так эффектно, как развод, например, Дворцового моста.

На сегодняшний день, несмотря на 130-летие сооружения, его внешний вид вполне современен. Его пролеты укреплены стальными балками и имеют форму полукруглых линий. Опоры одеты в нежно-розовый гранит. В целом это классическое инженерное сооружение эпохи капитализма, когда даже к столь масштабным проектам не предъявлялись высокие художественные требования.

Литейный мост – известный мост северной столицы, который стал вторым постоянным сооружением этого типа. Он соединяет улицу Академика Лебедева и Литейный проспект. При строительстве этого моста в Санкт-Петербурге были использованы различные технические новшества, например, для освещения пролетов устроено электричество, а для изготовления несущих конструкций выбрана сталь вместо чугуна.

Из истории моста

Свое название мост получил по названию Литейного двора, находящегося на левом берегу Невы. В честь празднования двухсотлетия Петербурга мост был переименован в Александровский (1903 год) в честь царя. Свое начальное название мост вернул только в 1917 году после революции, когда все царские названия стирались с карты города.

До основания Петербурга на месте Литейного моста была переправа, которая соединяла оба берега Невы. В 1786 году был возведен наплавной Воскресенский мост, позже его назвали Петербургским и сместили ниже по течению.

Вместо него появилась другая переправа – она служила около 50 лет. Когда Литейный двор был разобран, а одноименный проспект продлен до Невы, к нему был подведен наплавной Воскресенский мост. После постройки постоянного Литейного моста временный Воскресенский мост был разобран.

Строительство

История Литейного моста началась в 1875 году – 30 августа заложили первый камень сегодняшнего сооружения. Поводом для возведения постоянного моста послужил срыв переправы наплавного типа бурным ледоходом.

Строительство продолжалось четыре года, так как постоянно возникали различные трудности. Нева в этом месте имеет самую большую глубину – до двадцати четырех метров, а на дне слой илистой глины. Фундаментами для всех опор стали кессоны, размеры которых превосходили размеры всех изделий, использовавшиеся ранее в России.

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году.

Описание

Конструкцию моста образуют шесть пролетов. Пять перекрыты клепаными пролетными строениями арочной формы, шестой – поворотный разводной. Каждый пролет состоял из тринадцати двухшарнирных арок. Устои моста массивные, выполнены из монолитного бутобетона и облицованы гранитом.

Сооружение имеет перила двух типов:

  • Для разводного пролета – металлические кованые с обычным рисунком.
  • Решетки с высокохудожественным литьем, выполненным по эскизам архитектора Карла Рахау. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на нем можно видеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Разводка

Раньше разводку Литейного моста обеспечивал так называемый ворот, который приводился в движение восемью рабочими. Позже вместо него была установлена водяная турбина. Проход для судов открывался через двадцать минут. В Петербурге это был единственный мост, оснащенный подобной системой разводного пролета.

Сегодня развод Литейного моста осуществляется ежедневно. График разводки с 1:40 до 4:45 часов.

Реконструкция

В 1964 году была закончена реконструкция Волго-Балтийского канала. В результате возникла необходимость обеспечить удобное сообщение по Неве. Именно поэтому и начался ремонт Литейного моста. При выполнении работ были переделаны верхние части опор, установлены новые пролетные строения из металла. Разводной пролет, который был поворотным, заменили на раскрывающийся и сместили ближе к центру.

Новый Литейный мост стал на десять метров шире, количество пролетов достигло шести. Перила пяти пролетов остались неизменными, а для разводного были использованы копии старых перил, изготовленные из легкого сплава. Также поставили новые фонари, оформление которых соответствовало рисунку решетки Литейного моста.

Под мостом вдоль набережной оборудованы дорожки для пешеходов, устроены гранитные спуски к реке, на подходах к переправе возведены двухуровневые транспортные развязки. Также убрали большого быка у разводного устоя, благодаря чему мост стал более красивым.

Мистика Литейного моста

Вокруг сооружения витает много рассказов и легенд, а район, где он находится, считается одним из самых загадочных в городе. Одна из легенд рассказывает о священном валуне на дне реки. В древние времена ему приносились человеческие жертвы. Говорят, что камень притягивает новых жертв. При возведении опор гибли люди – всего около тридцати человек.

По другой легенде мост обладает магической силой, которая притягивает самоубийц. В народе мост называют оборотнем. Статистика подтверждает, что ежегодно с моста прыгают те, кто не хочет больше жить. Предание говорит, что раньше на этом месте стоял мост-призрак, открывавший проход в параллельные миры. Каждый, кто искал смерть, находил этот призрачный мост и в тумане исчезал навсегда.

Литейный мост для туристов

Благодаря невероятной красоте и ауре таинственности мост притягивает к себе толпы туристов. Они хотят насладиться впечатляющим видом сооружения, которое особенно эффектно смотрится во время белых ночей. Несмотря ни на что, поток желающих сфотографироваться на Литейном мосту не иссякает.

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка...

И.И. Демьянов

Л итейный мост - самый мистический мост Санкт-Петербурга.
На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название «Воскресенского». Затем его перенесли к Летнему саду а прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги... расследования...

Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла - проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, "экономичный" проект "попросили" инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое...

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.


Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.

Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер"... обычное для России дело... Мост был разводным, но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.


«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.

Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II). Однако название Александровский не прижилось, и позже он был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты. Разводил этот мост и стоял под пролетом, ссылка на пост ниже.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И пот легенде, река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать, когда каждый камень был наперечет не понятно.

Гуггл уверяет, что Атакан выглядел примерно так, но я что-то сомневаюсь...

Но какой бы ни была версия, главным было то что Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим....

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот. Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Существует легенда, что мост-оборотень видели еще до начала его с троительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил, что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят, призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерении?

Призраки. Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок, леших, разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших императоров, но это все до исторического материализма. А вот уже после революции, тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности. Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.

А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрака...

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту.

«Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число. Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.
Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место


Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).


«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.

Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Мост после разведения. На фото стоит вертикально почти две тысячи тонн... самый большой и тяжелый В МИРЕ пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

Проишествия, тайны, интриги, расследования... 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома» — здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память...

Акция «Х*й в плену у ФСБ!» прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.