Когда появились первые школы. «Как учились на Руси» или «Сказочные школы Презентация на тему первые школы руси

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование медиаресурсов. В работу на уроке вовлечены все учащиеся с учетом их индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булдакова Наталья Владимировна

МОУ «СОШ № 73»

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира

«Как учили школьников на Руси»

В 3 «А» классе

(система Л.В.Занкова)

Тема урока: «Как учили школьников на Руси».

Цели: познакомить детей с первыми письменными источниками, сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков, развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности, воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя: иллюстрации берестяных грамот и письменных источников, выставка книг, пословицы, презентация

Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2 часть, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Подведение к проблеме. Слайд № 1

Чтение предложения: «С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь».

Что можете сказать об этом предложении? (пословица)

Объясните смысл данной пословицы.

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чём бы вы хотели спросить?

(Например)

Когда появилась первая школа?

Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

Какие предметы преподавались?

Какие были портфели?

Как долго продолжались уроки?

Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы. Слайд № 3

Итак, определите тему нашего урока.

Как учились школьники на Руси.

4. Составление плана исследования. Слайд №5

Где будем собирать информацию?

(Выслушиваем ответы учащихся)

Подумаем сами.

Посмотрим в компьютере.

Понаблюдаем.

Спросим у других людей.

Проведем эксперимент.

Посмотрим в книгах.

Учитель. Составим план исследования.

5. Проведение исследования.

1) Подумаем сами

2) Понаблюдаем. Слайды 6-11

Учитель. Сейчас мы с вами отправимся в музей.

Сегодня нашим экскурсоводом будет Фёдорова Анастасия.

  • Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далёкое прошлое.

(1 картинка) Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.

(2картинка) Буквы процарапывались писало. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам. Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писало. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.

(3 картинка) Сохранились берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в 13 веке. Эту грамоту, как и 900 остальных, археологи извлекли, когда разбирали мостовые в Новгороде. Улицы города в то время выкладывали толстыми брёвнами. Так археологам пришлось раскопать 25 слоев настила, чтобы извлечь грамоты. Перед вами грамота № 200. Сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке, поражает копьем врага. Наверное, совсем маленьким был этот новгородский грамотей и рисовал-то он неважно. Конь вышел без головы, копье напоминает веревку, меч – булку или тряпку, а руки человечков похожи на грабли.

(4 картинка) А это страница из «Азбуковника» 16 века. «Азбуковник состоял из азбуки со слогами и прописями, сведениями по русской грамматике, арифметике, были написаны и религиозные поучения.

(5 картинка) Перед вами страница букваря Кариона Истомина, напечатанная в 1694 году. Это был первый иллюстрированный букварь. Каждой букве алфавита посвящена страница с рисунком на эту букву.

3) Посмотрим в книгах. Слайд №12

Учитель. Обратимся за помощью к нашему учебнику.

Чтение статьи «Как учили школьников» в учебнике «Мы и окружающий мир» стр. 21-23.

Зададим вопрос товарищу.

4) Проведем эксперимент. Работа по картине Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси». Слайды № 13-14

Учитель. Заглянем тихо-тихо в училище Московской Руси. Откроем дверь аккуратно, иначе рассердится старый дьяк. Поделитесь своими наблюдениями. (Высказывание детей)

Учитель. Присядем с краешку на лавку. Азбука нелегко давалась детям, обучающимся в 16 в. Целый год зубрили они названия букв. Читаем:

А - «Аз», Б- «Буки», В – «Веди», Г – «Глаголь», Д – «Добро», М – «Мыслите», Ш- “Ша», К- «Како». По правилам надо назвать «полным именем» каждую букву слова. Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Итак, дружина, вам задание: сложите из букв, которые лежат у вас на столах, слова. (Дом, мама, школа)

Сделайте вывод: легко ли было овладеть грамотой в Древнерусской школе?

5) Спросим у других людей. Слайд № 15

Наш класс превращается в телестудию. Готовы к съемке наши операторы. Приглашаю к разговору наших гостей. (Ведущий и гости занимают места за столиком)

Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости нашей студии. В эфире передача «Не за тридевять земель» и я её ведущая Усова Анастасия. Представляю своих собеседников: историки – Атепаева Марина и Кузнецова Ксения, библиограф – Шумов Владислав.

Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».

Историк 1. – Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

Ведущий. - Позвольте вас спросить: чему учились дети и у кого?

Историк 2. - Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестёр трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

Ведущий. - Давайте поговорим о просвещении в Древней Руси. Может быть, есть вопросы у ребят в нашей студии?

1 гость.- Егорова Дарья, 3 «А» класс. Сегодня учителем может стать тот человек, который окончил университет или педагогический колледж. Скажите, пожалуйста, а раньше, где учился будущий учитель? Спасибо.

Историк 1. – В документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вёл все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Староста никогда не доносил на детей. Приучали к товариществу, к коллективной жизни в дружине.

2 гость . – Филимонова Александра, 3 «А» класс. Сейчас девочки и мальчики обучаются в одном классе и учат их одинаково. Скажите, пожалуйста, а как было раньше? Спасибо.

Историк 2. – Школы создавались при церквах и монастырях. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно.

3 гость .- Самоша Виктория, 3 «А» класс. Учебный год в наших школах начинается 1 сентября. Скажите, пожалуйста, когда начинались занятия у школьников на Руси? Спасибо.

Библиограф .- Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Всё зависело от способностей.

Ведущий .- А какие наказания были в древнерусской школе?

Библиограф. – За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

4 гость .- Пригода Дмитрий, 3 «А» класс. В нашем классе по расписанию ежедневно 5 уроков. Скажите, пожалуйста, как долго ученики находились в древнерусской школе? Спасибо.

Историк 2.- Посмотрите на иллюстрацию «В Древнерусской школе». Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. И как только зазвонят колокола к вечерней службе, значит, пора заканчивать занятия в школе.

Ведущий. – Надеюсь, вам интересно было узнать, как учили в древнерусской школе. Мне остается поблагодарить наших гостей за увлекательную беседу. До свидания.

Физминутка. Учитель. - После занятий в школе дети отдыхали. Отдохнем и мы с вами. (Дети исполняют русскую народную песню, играя на русских народных инструментах)

Учитель. Наш корреспондент Пронина Алина обратилась с вопросом к учителю истории Рудь Н.В. . Послушаем ее интервью.

Пронина Алина, 3 «А» класс. Я учусь в МОУ «СОШ № 73». Скажите, пожалуйста, Наталья Васильевна, а как раньше назывались учебные заведения?

Наталья Васильевна. Вместо слова «школа» употреблялось «училище», а вместо слова класс - «дружина». В документе «Стоглав» говорится: «В Новгороде, в Москве ив других городах учили грамоте, умению писать и петь». Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки.

Наш корреспондент, Подколзина Екатерина, побеседовала с библиотекарем нашей школы Федорцовой Ларисой Юрьевной. Послушаем её интервью.

Подколзина Екатерина, 3 «А» класс. Лариса Юрьевна, книги, по которым мы занимаемся, получили у Вас в библиотеке. Скажите, пожалуйста, где брали книги школьники раньше?

Лариса Юрьевна. Книги были собственность школы. Учитель воспитывал уважительное отношение к ним. Класть книгу на стол полагалось только печатью сверху, нельзя было книгу класть на сиденье, листов в ней не загибать, после занятий сдавали книгу старосте с поклонением. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет»

6) Посмотрим в компьютере. Слайд №16

Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия», статья «Письменность славян»

6. Подведение итогов исследования. Слайд № 17

Учитель. – Трудно ли было учиться школьникам на Руси?

Чему удивились на уроке?

Что узнали нового?

7. Домашнее задание по выбору учащихся. Слайд № 18

1) Составьте ребусы и кроссворды по теме.

2) Подберите древние пословицы, загадки, в которых встречаются сведения о том, как учились школьники на Руси

3) Какие материалы использовали люди для письма и используют сейчас?

8. Слово учителя. Слайд № 19

Литература

1 . Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: 1994

2. История России. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и её ближайших соседей. Часть 1. От древних славян до Петра Великого.- ЗАО Издательский дом «Аванта+», М.: 1997.

3. Утевская П. Слов драгоценные клады. - Издательство «Детская литература», 1985.

4. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек.- Выпуск 6, 2008.

5. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. - Выпуск 1, 2003.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

«Школы на Руси» - Что нужно для урока? Чему учили в школах? Классный руководитель Никифорова Е.В. 2011 год. XI – XV век. Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси». Как учили в школах на Руси? Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русские обычаи» - В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Среда - лакомка. В понедельник Масленицу встречали. Вопросы для разминки. Собирали лечебные растения. Как называют праздничные дни между Рождеством и Крещением? Затем разводили костры, устраивали хороводы. Крещение Господне отмечают 19 января. В старину наши предки шли купаться в реки, пруды, озера.

«Дольмен» - Цель урока: В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; К настоящему времени в Прикубанье и Причерноморье известно более 2300 дольменов. Дольме?н - в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Дольмены по форме и материалу могут быть самыми разнообразными.

«Святки» - Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Кухня Московского государства XVII в.

«Изба» - Мужской угол, или «коник» - у входа. Брусья потолка укладывали на массивную балку - матицу. 6-стенная изба-связь. С XV века получают распространение печи с трубами. В матицу вкручивали кольцо для очепа. Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь.

Всего в теме 39 презентаций

Класс: 4

Презентация к уроку






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Познакомить учащихся с историй возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историй происхождения алфавита, с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
  • Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16век).
  • Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать уважение к культуре русского народа.

Ход урока

I. Организация

Мне очень приятно вас всех видеть на уроке. Желаю вам хорошего настроения, творческих успехов, новых открытий! Нам предстоит найти ответы на многие исторические вопросы. Сегодня вы будете в роли “ учёных исследователей”. Поможет совершить путешествие в прошлое машина времени – компьютер и творческая группа “ учёных”.

II. Повторение изученного

  • Что такое летопись?
  • Кто ввёл летопись?
  • Кто доставлял сведения летописцу?
  • Что такое “красная строка”?
  • Какие литературные памятники знаете?
  • О чём они рассказывают?

III. Введение в тему урока

Внимание на экран перед вами таблица. В ней зашифрованы темы урока. Расшифруйте её. Начните с левой нижней клеточки. Ходить можно по прямой, вверх, вниз, вправо, влево. Наискосок нельзя.

Слайд 1. Тема урока в зашифрованной таблице.

Слайд 2. Название темы урока.

IV. Постановка цели урока

Сформулируем цель урока.

Вставьте в предложения, записанные на доске, пропущенные слова.

Слайд 3.

V. Изучение темы

А теперь перенесёмся в Древнюю Русь. Посмотрите на экран

Слайд 4. Древняя Русь.

В какие века Русь называли Древней?

Откройте учебник страница 64 , прочитайте тему.

Учёные исследователи работают по группам. Прочитайте текст на с. 64 и найдите ответы на вопросы.

Слайд 5. Задание по группам.

  • Когда на Руси появились первые школы, с правлением какого князя это было связано?
  • Была ли на Руси письменность в X веке? Какими фактами это можно доказать?
  • Сочините рассказ Яков и Максим друзья

Ответы учащихся по группам (вопросы на экране)

При ответе учащихся первой группы слайд 6

VI. Выступление творческой группы “учёных- историков”.

Творческая группа приведёт нам факты, подтверждающие, что в Древней Руси дети могли читать и писать.

Ученик делает сообщение.

Слайд 6. город Новгород XIII в.

Вопросы после сообщения

  1. Из чего сделаны были тетрадки Онфима? Чем он писал? Почему не использовал бумагу и пергамент?

Слайд 7. Рисунок Онфима.

Онфим выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя – всадника, поражающего зверя и написал: Онфим.

Исписанные кусочки бересты, которые находят археологи, называют берестяными грамотами, (рис. с 64)

Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые личные письма, просьбы, приказания, есть даже записочки, где юноша просит девушку выйти за него замуж.

  • Для чего ученые ищут берестяные грамоты?

О том, как создавали первые книги, расскажет ученый-историк (выступление ученика)

Слайд 8. Древняя книга.

  • Вопросы после сообщения.
  • На чем раньше писали книги? Чем?
  • Сколько времени писалась книга?
  • Какой был переплет?
  • Как относились люди к книгам?

VII. Словарная работа.

  • Объясните значения слов.

Слайд 9. Береста, берестяные грамоты, пергамент.

(после того, как учащиеся сами дали определения)

Слайд 10. Даны определения слов: береста, берестяные грамоты, пергамент.

Прочитайте определения.

VIII. Работа по картине Б.М. Кустодиева “Школа Московской Руси”.

Машина времени переносит нас в Московскую Русь.

Слайд 11. Московская Русь.

  • Назовите период существования Московской Руси.

Откройте учебник на с. 66. Рассмотрите картину.

  • Кто написал?

Художник Б.М. Кустодиев поможет представить нам школу Московской Руси.

Слайд 12. Портрет Б.М. Кустодиева.

Слайд 13. Картина “Школа Московской Руси”.

Ответьте на вопросы:

  • Что особенного в классах?
  • Что делают ученики? Сколько их?
  • Как вы думаете, как они относятся к учению?
  • Что делают два мальчика, изображенные художником отдельно?
  • Расскажите об учителе.

Во главе стола пожилой мужчина, одетый в рясу. Это священник. Он обучает детей. За обучение нужно платить, поэтому учились дети состоятельных родителей.

Раньше в школы тоже были правила, которые должны соблюдать ученики.

IX. Порядки в школе

Порядки в школе были строгие, в одном из азбуковников (по нашему – букварь) ребятам дается наказ.

Слайд 14. Поведение в школе

Но правило правилами, а все же “пхание”, “битие” и прочие детские “глумления” тоже случались. И тут шла в ход гроза всех мальчишек – розга. В каждой азбуке было обязательно стихотворение “Похвала розге”.

Слайд 15. Похвала розге.

Как проходил школьный день, чему учились дети расскажет ученый-исследователь…

  • Сколько времени ученики проводили в школе?
  • Какие задания получали от учителя?
  • Как нужно было все выучить?
  • Объясните пословицу “Азбуку учат – во всю избу кричат”

X. Славянский алфавит.

Обучение в школе (как и у нас) начиналось с изучения азбуки или алфавита.

  • Кто придумал славянский алфавит?

Об этом нам расскажет ученый-исследователь…

Слайд 16. Кирилл и Мефодий.

У учеников на партах лежат листочки со славянским алфавитом – кириллицей.

Задание.

Рассмотрите алфавит. Прочитайте названия букв. Современная азбука изменилась, и многих букв в нашем алфавите нет, определите каких?

Слайд 17. ША, КАКО, ОН, ЛЮДИ, АЗ.

Перед вами славянские буквы. Каким современным буквам они соответствуют? Какое слово получится, если сложить славянские буквы

XI. История созданий первых печатных книг.

До 16 в. на Руси книги были рукописными.

  • Кто в России одним из первых начал книгопечатание (Иван Федоров).

Слайд 18. Иван Федоров.

Рассказ учителя.

Одним из первых выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви, хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Бывая на пушечном дворе научился литейному делу. Заходил к жившим в Москве иностранцам. От них он узнал о печатаных станках и буквах-литерах, с помощью которых печатаются книги. И загорелся Иван Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буква. И добился успеха! Не случайно, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве печатную избу – типографию, то он поручил это дело Ивану Федорову и его товарищам.

Вскоре появилась в Москве на Никольской улице типография. Иван Федоров со своими товарищами соорудили печатный станок и приступили к работе.

Слайд 19. Москва. Типография на Никольской улице.

  • Как называлась первая печатная книга? В каком году она была напечатана?

Слайд 20. “Апостол”.

XII. Закрепление и проверка знаний.

Слайд 21-22.

Закончи предложения.

  1. Первые школы на Руси появились в _____ веке.
  2. Открытие школы на Руси связано с указанием князя _____.
  3. В первых школах учились дети знатных людей, _____.
  4. Создателями славянской письменности являются _____.
  5. На Руси писали на _____.
  6. Для письма использовали _____.
  7. Первую “Азбуку” напечатал _____.
  8. Печатная изба открыта при царе _____.

XIII. Итог урока. Что понравилось на уроке?

XIV. Домашнее задание с. 64-68. пересказ, сообщение о Петре I.

Как учились дети в прошлом

Окружающий мир, 3 класс

УМК «Гармония»

Марченко Е.В.

Когда и какие появились школы

В старину детей учили навыкам ведения домашнего хозяйства, крестьянского и ремесленного труда.

Читать и писать на Руси стали учить около 1000 лет назад. Книги в то время печатать ещё не умели. Их писали на выделанной тонкой коже животных- пергаменте. Листы пергамента сшивали в книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Каждая книга писалась около нескольких месяцев и ценилась на вес золота.

Для переписки книг нужны были грамотные люди. В крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из зажиточных семей. Некоторые из них стали летописцами и донесли до нашего времени сведения о жизни в Древней Руси.

С древней истории мира начал свою летопись «Повесть временных лет» Нестор, монах одного из киевских монастырей. Её главная тема – русская земля, её защита.

В летописи «Слово о полку Игореве» рассказывается о самовольном походе на половцев новгород-северского князя Игоря. Его войско разбито, а сам Игорь попал в плен. Автор «Слова» скорбит о павших воинах и призывает русских князей к единству, чтобы общими усилиями под предводительством Великого князя дать отпор «степи».

Первую школу для детей дружинников и священнослужителей организовал князь Владимир в Киеве. Археологи нашли в Новгороде целую пачку упражнений мальчика Онфима, учившегося почти 800 лет назад, Среди них алфавит, склады и даже рисунки

300 лет назад стали открываться первые школы:

духовные- для обучения детей священников

цифирные- для подготовки способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях.

ДУХОВНАЯ ШКОЛА В РЯЗАНЕ

ЗДАНИЕ ЦИФЕРНОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ УЧИЛСЯ П.БАЖОВ

Образованием дворянских детей занимались домашние учителя и приезжие иностранцы- гувернантки и гувернёры, которые обучали их французскому языку.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

В.Перов, 1886 год

При церквях в городах и сёлах стали открываться для детей начальные школы. В них два или четыре года учили детей Закону Божьему, чтению, письму и арифметике.

«Запамятовал! Устный счёт»

Богданов-Бельский, 1895 год

Чтобы продолжить учение в гимназии или лицее, надо было выдержать вступительные экзамены и оплатить учёбу. От платы за учёбу освобождались только самые талантливые ученики.

НАЧАЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА РАСПОЛАГАЛАСЬ В ОБЫЧНОЙ ИЗБЕ. УЧЕНИКИ СИДЕЛИ НА ЛАВКАХ ВДОЛЬ ДЛИННОГО СТОЛА. ЗА ПЛОХОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ В УЧЁБЕ И ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИ УЧЕНИКА МОГЛИ НАКАЗАТЬ: ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ В УГОЛ НА СУШЁНЫЙ ГОРОХ.

УЧЕНИКАМИ БЫЛИ ТОЛЬКО МАЛЬЧИКИ 10-12 ЛЕТ. ДЕВОЧЕК СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ШКОЛУ ТОЛЬКО ОКОЛО 100 ЛЕТ НАЗАД. УЧЕНИЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЗАПОМИНАНИЯ НАЗВАНИЙ БУКВ. АЗБУКУ И КНИГУ МОЛИТВ ЧИТАЛИ ВСЛУХ И УЧИЛИ НАИЗУСТЬ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВВЕЛИ ОКОЛО 80 ЛЕТ НАЗАД. ТОГДА ЖЕ ОТМЕНИЛИ И НАКАЗАНИЯ В ШКОЛАХ.

КАКИМИ БЫЛИ ШКОЛЬНЫЕ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ОДЕЖДА

В НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ХОДИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ОДЕЖДЕ.

В ГИМНАЗИЯХ И УЧИЛИЩАХ БЫЛА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА- ФОРМА.

У МАЛЬЧИКОВ ГИМНАСТЁРКА С РЕМНЁМ И БРЮКИ, ШИНЕЛЬ И ФУРАЖКА СО ЗНАЧКОМ ГИМНАЗИИ ИЛИ УЧИЛИЩА.

ДЕВОЧКИ НОСИЛИ ОДИНАКОВЫЕ ТЁМНЫЕ ПЛАТЬЯ И ФАРТУКИ. В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ НАДЕВАЛИ ВМЕСТО ТЁМНЫХ ФАРТУКОВ И ЛЕНТ НАРЯДНЫЕ БЕЛЫЕ.

ЖЕНСКАЯ СЕМИНАРИЯ, 191 ГОД

ЕЩЁ ОКОЛО 20 ЛЕТ НАЗАД УЧЕНИКИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВСТУПАЛИ В ПИОНЕРЫ- НАДЕВАЛИ КРАСНЫЕ ПИОНЕРСКИЕ ГАЛСТУКИ И ПИОНЕРСКИЕ ЗНАЧКИ.

НА РУСИ УЧЕНИКИ ПИСАЛИ НА СЫРЫХ ГЛИНЯНЫХ ПЛИТКАХ, НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОЩЕЧКАХ, ПОКРЫТЫХ СЛОЕМ ВОСКА, НА БЕРЕСТЕ. БУКВЫ И ЦИФРЫ ЦАРАПАЛИ ПИСАЛОМ- ЗАОСТРЁННОЙ С ОДНОГО КОНЦА ПАЛОЧКОЙ ИЗ МЕТАЛЛА ИЛИ КОСТИ. ДРУГОЙ КОНЕЦ ПИСАЛА ДЛАЛИ ПЛОСИМ, ЧТОБЫ РАЗГЛАЖИВТЬ ВОСК.

КОГДА ИЗОБРЕЛИ БУМАГУ И ЧЕРНИЛА СТАЛИ ПИСАТЬ ГУСИНЫМИ ПЕРЬЯМИ, КОТОРЫЕ ОБМАКИВАЛИ В ЧЕРНИЛЬНИЦУ. НАПИСАННОЕ ПОСЫПАЛИ МЕЛКИМ ПЕСКОМ, ЧТОБЫ ЧЕРНИЛА БЫСТРЕЕ ВЫСЫХЛИ. ПОЗЖЕ ПЕРО БЫЛО ЗАМЕНЕНО НА ДРЕВЯННУЮ РУЧКУ СО СТАЛЬНЫМ ПЕРОМ. В ШКОЛУ НОСИЛИ ЧЕРНИЛЬНИЦЫ. ДЛЯ НИХ В ПАРТАХ ДЕЛАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕРСТИЯ. ПОЗЖЕ ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕННЫЕ ШАРИКОВЫЕ РУЧКИ.

ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЕМАТИКИ ИЗУЧАЛИ ПО «АРИФМЕТИКЕ» МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МАГНИЦКОГО

РУССКИЙ ЯЗЫК УЧИЛИ ПО «ГРАММАТИКЕ»- МЕЛЕНТИЯ СМОТРИЦКОГО

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ УЧЕБНИКИ Л.Н. ТОЛСТОЙ

УЧЕБНИК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НАПИСАЛ К.Д. УШИНСКИЙ

С грамотой вскачь, без
грамоты хоть плачь.

Создатели славянской
письменности

Славянская азбука

14 декабря –
День
НаумаГрамотника

Пророк Наум
«Придёт Наум-наставит на ум»

Наум – святой ветхозаветный
пророк.
Родился он в Галилее в VII веке до
Рождества Христова, предсказал
гибель ассирийского города Ниневии.
На Руси издревле почитали его
помощником во всякого рода
умственных занятиях, отчего и
прозвали его Грамотником.

Наум стал покровителем грамотеев.
Причины две - созвучие слов (ум и
Наум) и крестьянский календарь: зимой
работы было меньше, а времени для
освоения грамоты - больше...
Так приобрел пророк Наум эпитет
“Грамотник”.

Пословицы о святом
Науме
Придёт Наум – наведёт на
ум.
Пророк Наум наставит на
ум.
Батюшка Наум, наведи
меня
на ум.

В первый день встречи с учителем тот
должен был наградить каждого из учеников
тремя символическими ударами плеткой.
Дети же каждое занятие должны были
начинать с трех земных поклонов учителю и
обязаны были слушаться его беспрекословно.
В награду за труды отец с матерью
подносили учителю каравай хлеба и полотенце,
в которое завязывали и деньги в качестве
оплаты занятий. Но чаще всего занятия
оплачивались едой.
Мать ученика приносила учителю курицу,
лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

Понаблюдаем

Берестяная грамота мальчика Онфима, жившего в XIII веке

.

Посмотрим в книгах
Вот как учились в старину
считать.
Раз - два – голова.
Три- четыре – прицепили.
Пять – шесть – в ряд сесть.
Семь – восемь – сено косим.
Девять – десять – сено весить.
Первый учебник по математике
«Арифметика» Л.Ф.Магницкого.

Желание учиться

12
10
8
Столбец 1
Столбец 2
Столбец 3
6
4
2
0
Строка 1
Строка 2
Строка 3
Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Строка 4

А – «Аз»
Б- «Буки»
В – «Веди»
Г – «Глаголь»
Д – «Добро»
М –«Мыслите»
Ш – «Ша»
К – «Како»