Имя существительное. Части речи. Имя существительное Родительный кого? чего

Слайд 1

Имя существительное как часть речи
Парушкина Г.Н. МБОУ «Бородинская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Слайд 2

Десятое февраля Классная работа

Слайд 3

Работа с текстом. Найти имена существительные и определить их роль в предложении. Я изловил в лесу у пенька ящерицу и принёс её домой. Жила она в большой широкой банке, куда я насыпал песку и камешков. Каждый день я переменял в банке дёрн и воду и пускал туда мух, жучков, личинок, червячков, улиток. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Особенно ей нравились белые капустные бабочки. (В.Бианки).

Слайд 4

Проверь себя! Я изловил в лесу у пенька ящерицу и принёс её домой. Жила она в большой широкой банке, куда я насыпал песку и камешков. Каждый день я переменял в банке дёрн и воду и пускал туда мух, жучков, личинок, червячков, улиток. Ящерица с жадностью их поедала, схватывала широким ртом. Особенно ей нравились белые капустные бабочки. (В.Бианки).

Слайд 5

Проверь себя!
В предложении у существительных своя функция: они играют роль подлежащего и второстепенных членов.

Слайд 6

Установите отличия существительных Небо, сосна, дуб, солнышко, гроза, осень, тополь. Осина, ясень, дерево. Котёнок, подарок, журнал, игрушка, малыш, журналистка, кукла, пенал, дневник, ученик, попугай, клетка, старушка. Листья, книги, ручка, ноты, программа, глагол, уроки, упражнения, классы, взгляд, рассказ, тетрадь. Им. собств. Мурка, Артём, девочка, Ванюшка, Волга, Москва, город, птица, Земля, бабушка.

Слайд 7

Проверь себя! РОД Небо, сосна, дуб, солнышко, гроза, осень, тополь. Осина, ясень, дерево ОДУШ.(жив. предм.) Котёнок, подарок, журнал, игрушка, малыш, журналистка, кукла, пенал, дневник, ученик, попугай, клетка, старушка. ЧИСЛО. Листья, книги, ручка, ноты, программа, глагол, уроки, упражнения, классы, взгляд, рассказ, тетрадь. Им. собств.Названия.Мурка, Артём, девочка, Ванюшка, Волга, Москва, город, птица, Земля, бабушка.

Слайд 8

Проверь себя!
Имена существительные различаем по родам, числам. Они могут называть предметы живой и неживой природы Они называют предметы собственным именем.

Слайд 9

Во время первого прослушивания подумайте над содержанием песни. Во время второго выпишите услышанные существительные. после третьего чтения устно восстановить текст песни по выписанным словам

Слайд 10

Один солдат на свете жил, Красивый и отважный, Но он игрушкой детской был. Ведь был солдат бумажный. Он переделать мир хотел, Чтоб был счастливым каждый. А почему? Да потому, Что был солдат бумажный. А он, судьбу свою кляня, Не тихой жизни жаждал И всё просил; «Огня! Огня!» Забыв, что он бумажный. Не доверяли вы ему Своих секретов важных. В огонь? Ну что ж! Иди! Идёшь? И он шагнул однажды. И там пропал он ни за грош, Ведь был солдат бумажный.

Слайд 11

Глупо ли погиб солдат? А, может быть, был великий смысл в его гибели? Или лучше выбрать «тихую жизнь»? Смелость, доброта, отвага, доблесть, бесстрашие, равнодушие, эгоизм, хитрость, глупость, жадность, храбрость, злоба, нежность, холодность.

Слайд 12

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам.

Слайд 13

Ещё раз обратимся к тому, какими словами мы охарактеризовали бумажного солдата. Возвратимся к морфологии. Какую часть речи представляют слова на экране? «Имя существительное». А есть у имени существительного один секрет. И связан он со значением. В чём же секрет? И попробуем его разгадать. Существительное должно обозначать предмет, а слова смелость, храбрость, доброта и т.п. обозначают признаки героя. Есть существительные, которые обозначают признак как предмет.

Слайд 2

четвертый лишний: шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж водоросли, росточек, возраст, вырос 2) поставить ударения в словах: столяр, торты, жалюзи, каталог 3) разведите по значению и написанию слова: развивается ребенок - развевается флаг 4) сколько букв и звуков в словах: яма, письмо.

Слайд 3

Имя существительное – хлеб языка. (Л.В.Успенский)

«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

Слайд 4

Маршрутный лист

  • Слайд 5

    Выпишите имена существительные

    Пуськибятые. Сяпалакалуша по напушке и увазилабутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушатаприсяпали и бутявкустрямкали. И подудонились. А калушаволит: - Оее, оее! Бутявка – то некузявая! Калушатабутявкувычучили. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: - Калушатаподудонились! Зюмонепалявые! Пуськибятые!

    Слайд 6

    ПОДСКАЗКА.

  • Слайд 7

    Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

    1 группа – названия лиц: 2 группа – названия вещей: 3группа – названия веществ:4 группа – названия живых существ и организмов: 5 группа – географические названия: 6 группа – названия фактов, событий, явлений: 7 группа – названия признаков: 8 группа – название действий:

    Слайд 8

    Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Аллея, бинокль, артист, Россия, вестибюль, вокзал, впечатление, коллекция, миллион, будущее, профессия, территория, ветеран.

    Слайд 9

    Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.

    Слайд 10

    Распределите слова в два столбика. По какому признаку распределяли? Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта, Нева, Восьмое марта, март, ромашка, кафе «Ромашка», трактор, Куликовская битва, Сатурн.

    Слайд 11

    Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Расскажите о синтаксической роли существительного.1) Дерево поднялось выше дома.2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.3) Сосна – это хвойное дерево.4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

    Слайд 12

    Опорный конспект:

    1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … 2. Морфологические признаки: Пост. – собственное и …, одушевленные и …., род (….), склонение. Непост. – изменяется по числам, падежам 3. В предложении является...

    Слайд 13

    Тест «Имя существительное».

    Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.Б. Имена существительные изменяются по родам.В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. Смелый Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Берёзы украшают леса»: а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. Определить род существительных: честность, правда, книги. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

    Слайд 14

    Самопроверка

    Ответы 1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные «5» - 5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа

    Слайд 15

    Домашнее задание

    Учебник «Теория» §4 (стр.14). Составьте рассказ на основе текста «Пуськибятые»

    Посмотреть все слайды

    Тема: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».



    • - Говорим вполголоса!
    • - Общаемся культурно!

    Актуализация знаний. Кластер.

    Имя

    существительное

    Непостоянные

    признаки

    Постоянные

    признаки

    Часть речи

    Падеж,

    число

    Собственное или

    нарицательное

    Род:

    женский, мужской,

    средний

    Синтаксическая

    роль в

    предложении

    Одушевлённое или

    неодушевлённое

    Склонение: 1, 2, 3


    Лингвистическая разминка

    Исключи одно лишнее:

    а) портрет, акварель, кисть, портьера

    б) шкаф, ковёр, диван, полки

    в) конверт, телеграмма, марка, деньги

    г) племянник, школьник, сестра, мачеха.

    Объясни смысл высказываний:

    Подарок Коле

    Подарок Коли

    Какие слова оказались здесь случайно?

    Сани, кефир, реки, воздух, грабли, сахар, уши, брюки, ножницы, Москва, ворота.


    • Хомячок, попугай, бурундучок, белая крыса Матильда с маленьким крысёнком…
    • Докажите, что все записанные вами существительные одушевлённые.
    • Какие из одушевлённых существительных являются собственными?
    • Приведите примеры собственных неодушевленных существительных.

    • Сгруппируйте имена существительные:
    • А) по родам;
    • Б) по типам склонения;
    • В) найдите существительные только множественного числа;
    • Г) найдите существительные только единственного числа.
    • Объясните знаки препинания.

    Подарки весны. Г. Сапгир.

    -Что, Весна, ты принесла?

    И ответила Весна:

    -Принесла я вам, ребятки,

    Лейки, грабли и лопатки,

    Первые подснежники, жёлтые скворечники.

    Принесла я вам грачей, и скворцов, и зябликов.

    И несёт любой ручей

    Целый флот корабликов.

    И ещё я принесла много света и тепла,

    Прыгалки и салки, новые считалки.

    Все ребята удивились:

    Как-то сразу появились

    Почки клейкие в лесу,

    Травка на опушке

    И у Маши на носу

    Первые веснушки.

    Грабли, прыгалки, салки.

    Свет, тепло.

    Объясните знаки препинания.


    Образуйте форму от существительных родительного падежа множественного числа.

    рельсов

    • Рельс –
    • Сапоги –
    • Место –
    • Кружево –
    • Километр –
    • Санаторий –
    • Дело –
    • Грузины -

    сапог

    мест

    кружев

    километров

    санаториев

    дел

    грузин


    • Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
    • Используя схему построения текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод, докажите, что данные слова являются существительными.

    • Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодёж…, строить на побережь…, жить в селени….

    • Собраться на площад….
    • Писать о геро…. Расположиться в рощ….
    • Росли в тепл….
    • Прогуляться по алле…

    Синтаксическая роль

    В предложении может быть:

    сущ. в Им.п.

    сущ. в Т.п.

    сущ. в Р.п.

    сущ. в В.п .

    подлежащее

    дополнение

    обстоятельство

    определение


    Зимой, чтобы не простудит ь ся, нужно надевать тёплое пальто.

    Мы проснулись, а на кухне нас уже ждёт горячий кофе.

    Кто-то играл на п и анино, которое стояло

    в большой комнате.

    Исход игры решил досадный п е нальти.

    В комнате отдыхала пожилая мадам.

    ср. р.

    м. р .

    ср. р.


    По какому признаку, кроме морфологических, можно распределить эти существительные?

    В какие по значению группы объединяются эти существительные?

    2

    конкретные

    4

    3

    собирательные

    вещественные

    1

    отвлечённые

    молодёжь

    мечта

    детвора

    комар

    сливки

    грач

    бег

    бензин


    • Вставьте о-е-ё!
    • Плеч_м, чиж_м, ж_лудь, куниц_й, пальц_м, ш_в, 5 пальц_в, плащ_м, крыж_вник, ч_рточка, ш_пот, ш_колад, ч_лн, расч_ска, ш_рстка.

    Надо подумать

    • Превратите имена нарицательные в имена собственные.
    • Цветок роза –
    • Плодородная земля –
    • Воздушный шарик –
    • Чёрная ворона –

    Роза, Черноземье, пёс Шарик, река Ворона


    • 1. Какие существительные имеют только одну форму числа?
    • А) сметана; Б) очки; В) линейка; Г) страница.
    • 2. Найдите слова с окончанием –ие:
    • А) решение; Б) далёкие; В) предупреждение; Г) большие.
    • 3.Найдите существительное, на конце которого пишется мягкий знак:
    • А) (много) сокровищ…; Б) горячий ключ…; В) из-за туч…; Г) красивая брош… .

    • 4.В каком слове ударение падает на первый слог?
    • А) боязнь; Б) щавель; В) фарфор; Г) ненависть.
    • 5. В окончаниях каких существительных во множественном числе именительного падежа пишется ?
    • А) шофер; Б) директор; В) инженер; Г) столяр.

    • 6. Укажите НЕПРАВИЛЬНУЮ форму употребления родительного падежа множественного числа:
    • А) песни грузин; Б) много солдат; В) много дел; Г) нет носок; Д) нет полотенцев.
    • 7. Выберите ответ.
    • В предложении На вершине сосны сидел дятел и долбил ствол подчеркнутое слово является:
    • А) подлежащим; Б) сказуемым; В) дополнением; Г) обстоятельством.

    • 1. А. Б.
    • 2. А. В.
    • 3. Г.
    • 4. Г.
    • 5. А. Б.
    • 6. Г. Д.
    • 7. В.

    • повторить, что такое имя существительное
    • различать морфологические признаки имени существительного
    • определять синтаксическую роль имени существительного
    • использовать полученные знания для правописания и образования имён существительных.
    • употреблять имена существительные в речи.

    Итоги

    «5» 15-16 б

    «4» 12-14 б

    1 слайд

    2 слайд

    Цели урока Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости. Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

    3 слайд

    А.Шибаев «Слова, слова, слова…» Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами.

    4 слайд

    Доброта. Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда – то Хоть чем – то согрели меня. Согрели своей плащ – п…латкой, Иль тихим шутливым сл…вцом, Иль чаем на столик… шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле (Ю. Друнина) а о е е

    5 слайд

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?» Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет? Имя существительное сказало о себе так: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам???»

    6 слайд

    7 слайд

    8 слайд

    9 слайд

    10 слайд

    11 слайд

    Ответить на вопросы, привести примеры Существительные могут обозначать людей и животных? Существительные могут обозначать географические названия? Существительные могут обозначать предмет признака? Существительные могут обозначать явления природы? Существительные могут обозначать события? Существительные могут обозначать качества человека? Существительные могут обозначать предмет действия? Существительные могут обозначать состояние человека?

    12 слайд

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет. Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы. Существительные обозначают людей и животных, географические названия (Москва), явления природы (радуга, дождь), события (праздник, война), состояние человека (грусть, волнение), качества человека (смелость, доброта), предмет действия (бег, ходьба), предмет признака (желтизна, красота) .

    13 слайд

    14 слайд

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие Землю, ее недра, водную поверхность Космические тела и явления Растения Животных Явления природы Вещества Факты, события Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога Затмение солнца, заря, рассвет, Метель, ветер, иней, мороз Каникулы, олимпиада, праздник Черешня, пшеница, рожь Змея, крокодил Молоко, золото, железо,

    15 слайд

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо. Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол). Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.