Гениальность - это талант, одаренность или помешательство? Кто такие гении? Определение слова гений

Гениальность (от лат. genius - дух) - удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений - человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.

Чаще всего гении рождаются в феврале (зачатие в мае). Российский ученый Евгений Виноградов обработал демографическую статистику десяти европейских стран и вывел график рождаемости талантов. Результат получился однозначный - по количеству гениев всех времён и народов февраль является безусловным лидером.
Средний возраст родителей гениальных детей - мать 27, отец 38 лет.

По мнению Бориса Акунина​, есть три разных вида таланта, три вида гениальности: гений "гормональный", гений мастерства и гений возрастного угасания. Он пишет : "Очень часто яркий расцвет креативности совпадает с физиологическим расцветом. Такой талант можно назвать «гормональным». Это цветок пышный и красивый. То, на что не хватает ума или вкуса, художник запросто добирает чутьем, энергетикой, «химией», обаянием (бывает, что и отрицательным). Но в пожилом возрасте гормоны буйствовать перестают, верхнее чутье ослабевает, и остаются только технические навыки, которые, конечно, не пропьешь, однако от них и не захмелеешь. И выясняется, что вчерашний кумир неумен, нравственно несимпатичен, скучно тиражирует былые находки или же пускается в эксперименты, за которыми тягостно наблюдать. «Гормональный» гений очень похож на ослепительную красавицу, вся прелесть которой заключается во внешности и секс-магии. Старушки этого сорта часто являют собой депрессивную картину и, когда используют средства, которые когда-то безошибочно срабатывали, выходит только хуже. Для того, чтобы талантливый художник сохранил свою силу, необходимо, чтобы она опиралась не только на тестостерон, но еще на разум и сердце. Такой режиссер снимет свой лучший фильм и на седьмом десятке, как Ингмар Бергман, и даже на восьмом, как Акира Куросава. А если почувствует, что устал, то вовремя остановится, поскольку хватит ума и такта".

А : "Кроме гениальности «гормональной», каким-то не вполне понятным образом связанной с физиологическим расцветом, есть и гениальность противоположного вектора, связанная с возрастным угасанием. И этот вид талантливости, пожалуй, интереснее и оптимистичнее остальных. Бывает, что человек по-настоящему раскрывается в ту пору жизни, когда принято ставить на себе крест или, во всяком случае, подводить итоги. О будущем задумываться поздно, разве что, как говорится, приглядеть участок посуше.



Вот вам в качестве примера две судьбы. Первая - хрестоматийная, история «полковника Сандерса». Он беспримесный, злокачественный лузер. Рано осиротел, школу не закончил, с тринадцати лет зарабатывал на жизнь, еле перебивался. С огромным трудом заочно выучился на адвоката, но с треском вылетел из профессии после того, как прямо в зале суда поколотил собственного клиента. Ни на одной работе долго не удерживался. Несколько раз пытался создать бизнес и всё время прогорал. Единственное, что у него хорошо получалось - жарить цыплят. Сандерс изобрел новый способ их приготовления, открыл придорожный ресторанчик и даже начал сводить концы с концами, но судьба, казалось, решила доклевать бедолагу. Неподалеку проложили новую трассу, весь трафик перетек туда, и заведение разорилось.

Сандерсу к этому времени стукнуло уже шестьдесят пять. По-хорошему, ему полагалось бы признать свою жизнь окончательно незадавшейся и начать готовиться к переходу в мир более справедливый, нежели этот. Вместо этого старый неудачник придумал превратить свой метод «цыплятожарения» во франшизу и начал продавать ее по всей Америке. Так зародилась сеть «Кентаки фрайд чикен» - один из самых популярных фастфудов в мире. Дедушка стал очень богатым, пожил в свое удовольствие еще немало лет и ушел победителем, а напоследок учредил благотворительный фонд - это лучшая память, какую может оставить по себе богатый человек.

Вторая история - про американскую художницу, которую обычно называют «Бабуся Мозес» (Grandma Moses). Она родилась в 1860 году и прожила тяжелую, малорадостную жизнь. Была женой батрака, родила десять детей, половина которых умерли в младенчестве. В 67 лет овдовела. Интересное началось еще десять лет спустя, когда старая старушка из-за артрита лишилась возможности вышивать и решила писать картины. Собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Она вообще никакого образования кроме начального не имела. Поэтому малевала, как Бог на душу положит. А Он положил - не поскупился. Бабуся Мозес создала более тысячи полотен. Прославилась и разбогатела. Прожила сто один год. Сейчас считается классиком «наивного искусства». Ее работы висят в почтенных музеях, даже в Белом Доме.

Недавно мне подарили книгу Владимира Яковлева «Возраст счастья» - так она вся состоит из подобных реальных историй: про наших с вами современников, настоящая жизнь которых началась только в старости. Там я прочитал про русскую бабушку, вдруг обнаружившую в себе способности к айкидо, про американского дедушку, в 78 лет ставшего фокусником, и еще много всякого позитива.

Давайте же никогда, ни в каком возрасте и физическом состоянии, не хоронить себя раньше смерти, не говорить, что всё позади и что остается лишь кое-как дожить, доскрипеть. Давайте внимательно смотреть вокруг и внутрь себя. Очень возможно, что самые интересные открытия, как внешние, так и внутренние, жизнь приберегает на десерт.

Личностные качества великих людей, однако, не всегда образец для подражания. А.П. Чехов, по отзывам современников, был бабником и обожал публичные дома. В общем, "сора" было достаточно: "неважный врач, не слишком верный друг, почти ницшеанец и декадент, бросал все свое окружение в качестве прототипов в печку своих рассказов. Многие узнавали себя и обижались".

Гениальность, к сожалению, никак не связана с качествами порядочности человека. Когда А.С. Пушкин писал: "Гений и злодейство - две вещи несовместные", это красивое педагогическое внушение, но не научный факт. С другой стороны, если человек, выдающийся по способностям, будет вызывать у большинства окружающих негативные чувства, люди его способности принизят и к гениям его причислять не будут. Замечено: чаще причисляют к гениям тех выдающихся людей, которые имели создавать сокруг себя круг друзей и почитателей, которые, собственно, и начинали транслировать мнение о гениальности имярек.

Любопытно, Иммануил Кант в принципе был домоседом и не самым общительным человеком, но его известности как философа очень способствовали еженедельные приемы, которые он устраивал для образованной знати своего города. Аналогично, Борис Пастернак регулярно собирал в Переделкино веселые и вкусные застолья для большого круга писательской братии. Не у одного Пастернака было много отличных стихов, но общественное мнение подняло именно его. Дружить - полезно!

), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также , обладающий этой одаренностью. В нем. поэзии и философии 18 в., включая романтику, гений – это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а «гений» – это врожденное душевное , благодаря которому предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика суждения», § 46 – 49). Гете, присоединяясь к Гаманну, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую . Ницше также считал творческую детскость осн. качеством гения. В Новое предпринималась попытка поставить «гений» в один с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); действительно, у гения иногда возникает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и идейно высокопроизводительными фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании – стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если охарактеризовать гения, отличающуюся от жизни др. людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная не развила дальше теорий Ломброзо («Гениальность и помешательство»).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ГЕНИЙ" в других словарях:

    гений - я, м. génie f., нем. Genius, пол. geniusz <лат. genius. 1. По религиозным верованиям древних римлян бог покровитель человека, города, страны; дух добра и зла. Сл. 18. Римляне своему Ангелу или по их Гению приносили ладан, цветы и мед.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то, чем вы обладаете; гений то, что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель, которую не видит никто, и попадает. Гений человек с талантом и прилежанием человека без таланта. Габриэль … Сводная энциклопедия афоризмов

    Гений - Гений ♦ Génie В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к… … Философский словарь Спонвиля

    - (лат. genius, от gignere рождать, производить). 1) сила, к рая создает в науке или искусстве что либо выходящее из ряда обыкновенного, делает новые открытия, указывает новые пути. 2) человек, обладающий такой силой. 3) по понятию древн. римлян… … Словарь иностранных слов русского языка

    Филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… … Энциклопедия культурологии

    - (Genius). Дух, оживляющий известное лицо, место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений, по мнению римлян, был не только у каждого человека, но у каждого семейства, города, страны и т. д. Местных гениев представляли себе в виде змей … Энциклопедия мифологии

    См. способность, ум злой гений, непризнанный гений... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гений мудрец, гениальность, величие, гениальный человек, зазнайка, умница, титан… … Словарь синонимов

    Гений многозначный термин: Гений (мифология) личный дух человека в римской мифологии «Гений человек с чрезвычайно выдающимися способностями, тот кто находит пути решение самых сложных проблем самыми невероятными и одновременно… … Википедия

    ГЕНИЙ, гения, муж. (лат. genius) (книжн.). 1. Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. 2. Человек, обладающий подобной способностью. Дарвин был гений. 3. В римской мифологии низшее божество,… … Толковый словарь Ушакова

Признайтесь, вы хоть раз пытались найти у себя признаки гениальности. Нет? А как же фраза: «Ну, разве я не гений?!» Сколько раз вы произносили ее, сделав что-то исключительное, до чего не додумались окружающие? Но гениальность заключается вовсе не в одной умной вещи, пришедшей на ум. Гениальность – это целый комплекс умственных, творческих и деятельных возможностей, которые выражаются в постоянном проявлении себя. Хотя вопросов в этой области очень и очень много. Кто такие гении? По каким параметрам определяют гениального человека? И можно ли воспитать в себе гениальность?

Определение и теории проявления

Понятие «гениальность» происходит от латинского genius, что означает дух, род. Определений у слова очень много, но все они сводятся к тому, что это наивысшая степень проявления человеческих умственных и духовных сил. Существует 5 теорий появления гениальности. Рассмотрим каждую из них подробно.

Биологическая

Суть теории: гении рождаются в результате особой перестройки генов. Исследования велись с разных точек зрения. Выдвигались версии, что на возможность родить гения может влиять все, что угодно, от активности сперматозоидов до силы материнского инстинкта. Сегодня ученые склоняются к мнению, что гениальность зависит не от одного гена, а от целой комбинации. Но почему тогда у гениальных родителей рождаются обычные дети. Недаром же говорят, что природа отдыхает на детях гениев. Возможно, что уникальное ДНК как-то переходит через поколения, но пока это только гипотезы.

Историческая

Эта теория по-своему отвечает на вопрос, что такое гениальность. Если современники признали твое творчество успешным и отличным от других, значит, ты вправе называться гением. Но на практике чаще бывает так, что признание человек получает не от современников, а уже спустя многие годы. Поэтому картины не особо известных в то время художников сегодня стоят миллионы долларов.

Психологическая

Суть: мозг гения уникален, благодаря самобытности человека. Т.е., сочетание свойств и качеств личности, отражение его интеллектуальных и нравственно-психологических черт и приводит к тому, что человек становится гениальным. Иначе говоря, гения отличает оригинальность. И в этом есть доля истины: почти у каждого поэта, художника или скульптора прослеживается собственный стиль.

Эзотерическая (мистическая)

Теоретики в этой области исходили из вопроса, как мыслят гении, и сделали вывод, что такой ум мог возникнуть у человека только под действием неведомых сил или некоего существа высшего рода. Это своеобразный феномен гениальности, отличительный признак гения. И создать его искусственно невозможно. Гений по эзотерической теории – ребенок высшего мира, который недоступен простому обывателю.

Патологическая

Наиболее правдивая на сегодняшний день. Гениальность в ней граничит с безумием или какими-либо психическими отклонениями. Возникла теория психопатологии из анализа биографий признанных гениев. Ведь известно, что Леонардо да Винчи страдал психическим расстройством – прокрастинацией. Он боялся откладывать важные дела на потом, но все равно постоянно отвлекался на бытовую ерунду. У Николы Тесла была фобия: он панически боялся человеческих волос. Неспроста и главного персонажа американского телесериала про ученых Шелдона Купера («Теория Большого взрыва») наделили различными странностями. Он страдал ананкастным расстройством личности, мизофобией, был ипохондриком и т.д.

Не гений ли я?

На основании различных определений гениальности и исследований на эту тему можно выделить 10 признаков того, что ты гений . Они неоднозначны, и кто-то может с этим поспорить, но если вы найдете у себя хотя бы треть, то впору говорить о своей гениальной натуре.

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Особенно, если человек выучил его непроизвольно и легко. Хотя истинные гении обычно свободно говорят на нескольких языках.
  2. Высокий уровень IQ (более 150). Проверить его можно онлайн. Только, чур, не хитрить.
  3. Предпочтение кошек собакам. Те, кто больше любит спокойных домашних животных, менее общительны. Любители активных псов же, наоборот.
  4. Вы – старший ребенок в семье. Это связано не с генетикой, а с особым отношением родителей к первенцу.
  5. Вы неравнодушны к алкоголю. Никто не говорит об алкоголизме, но бокал вина за ужином или рюмка коньяка перед сном – благое дело для вас.
  6. Вы левша. Когнитивные способности у левшей выше, чем у правшей.
  7. Отличное чувство юмора. Это говорит об особенном восприятии окружающего мира и людей.
  8. Вы часто переживаете (за себя, за близких, за отдаленные вещи типа брошенных детей и т.п.)
  9. Вы лентяй. Прокрастинация присуща многим гениям.
  10. Вы сомневаетесь в своей гениальности. Действительно, мозг гения обычно отрицает эту информацию, чтобы было к чему стремиться.

Теперь вы знаете, как распознать гения в самом себе или другом человеке. Конечно, это не специфические и не характерные признаки. Поэтому не стоит впадать в крайность и на их основании делать вывод, что гений – это ленивый алкоголик-левша, который живет с кошками и занимается написанием юмористических сценариев. Но что-то гениальное в таком человеке точно есть.

Как развить?

И опять же, если основываться на признаках гениальности, кто-то может решить, что нужно начать пить или завести кошку. Гением считается человек, которого подсознательно влечет ко всему этому. В таком случае, можно ли стать гением, и как это сделать? Психология имеет ответ и на этот вопрос. Все-таки гениальность – не врожденный дар, и ее можно развивать. Еще Томас Эдисон писал, что «Гений – это только 1% вдохновения и 99% работы над собой».

Для самых целеустремленных и уверенных в себе людей психологи выделили 10 способов, как стать гением .

  1. Регулярная физическая активность. Это улучшает кровоснабжение и работу мозга.
  2. Полноценный сон. Во время отдыха мозг генерирует идеи еще более усиленно.
  3. Сбалансированное питание. Мозгу нужны определенные витамины и микроэлементы, которые есть в рыбе, мясе, сыре, овощах, фруктах, горьком шоколаде, орехах.
  4. Изучение языков. Отличная тренировка скрытых мозговых ресурсов. А знакомство с новой культурой помогает узнать много интересных вещей и пообщаться с иностранными лицами.
  5. Игра на музыкальном инструменте. Это стимуляция мелкой моторики, развитие таланта и гибкости ума.
  6. Творческий подход. Это поможет стать гениальным благодаря развитию неординарного мышления.
  7. Нейробика. Это как аэробика, только тренировать надо мозг. Попробуйте внести в свои привычные дела что-то новое. Пишите нерабочей рукой, спрячьте на неделю пульт от телевизора, освойте метод слепой печати и т.д.
  8. Умственная гимнастика. В Интернете полно логических задачек и примеров, решая которые, вы сможете развивать логику, восприятие, наблюдательность, память, внимание и скорость реакции, узнавать что-то новое.
  9. Решение сложных задач. Не бойтесь браться за те дела, которые вам поначалу кажутся невыполнимыми. Это в любом случае поможет получить опыт и развить стремление.
  10. Регулярная мозговая активность. Нельзя проводить ни одного дня в пассивных мыслях. Мозгу требуются ежедневные нагрузки для сохранения остроты ума.

Генетическая психопатология

Если взглянуть на так называемую гениальную элиту, то примерно 80-85% всех ее представителей окажутся психически неуравновешенными людьми. И у многих из них были проблемы в семье. Возьмем даже самых известных людей. У А.С. Пушкина была вспыльчивая мать. Критика Белинского В.Г. в детстве били родители. Дедушка А.А. Блока закончил жизнь в психбольнице. Отец Д.Байрона лишил себя жизни. А А.Шопенгауэр стал философом во многом благодаря своей гениальной матери, которая написала порядка 25-ти литературных сочинений. Список можно продолжать очень долго: в биографии почти каждого одаренного человека есть подобные истории.

В 30-е годы ХХ века доктором психотехнических наук Г.В. Сегалиным был введено такое понятие как «эвропатология», которое обобщало психопатологию и генетическую предрасположенность гениев. Ученый долго изучал, как становятся гениями. Сегалин был уверен, что гениальность нельзя рассматривать только с точки зрения психических отклонений. Иначе говоря, не все гении – психи, и не все психи – гении. Но на вопрос: есть ли на свете нормальные гении, Сегалин отвечает прямо. Все же, по его мнению, у гениального человека не может быть абсолютного психического здоровья.

Нарушай правила! И еще 45 правил гения Ньюмейер Марти

Кто такой гений?

Кто такой гений?

Многие люди полагают, что гений – это человек с гигантским IQ, скажем, 140 и выше. Это упрощенное определение. Чтобы быть гением, необходимо кое-что еще: помимо интеллекта (достаточно IQ, равного 125) потребуются богатое воображение и умение его применять, умноженные на страстное желание добиться поставленной цели.

Человек не бывает талантлив во всем, его одаренность всегда проявляется в чем-то одном. Например, вы можете быть гениальным микробиологом или непревзойденным психологом. Великолепно писать программы или превосходно играть в футбол. Со временем гений может соединить несколько таких в чем-то в некое подобие во всем, но это не обязательно.

В своей последней книге Metaskills: Five Talents for the Robotic Age («Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации») я описал таланты, необходимые людям для преуспевания в эпоху сотрудничества человека и машины. Я назвал эти таланты «метанавыками», вот они: чувствование, или эмпатия, и интуиция; ви дение, или системное мышление; умение мечтать, или прикладное воображение; умение воплощать, или талант к реализации; обучаемость, или способность приобретать новые навыки.

Для них не требуется высокий IQ. Зато нужна креативность. Правилам, которые позволят вам развить в себе это качество, и посвящена книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения». Она поможет вам мечтать, изобретать, творить и расти, чем бы вы ни занимались.

Тогда кто же такой гений? Вот мое определение: гений – это человек, превращающий мысль в инновацию и при этом меняющий наше ви дение мира. Иными словами, это тот, кто доводит креативность до уровня оригинальности . Лучше всего сказал об этом философ Артур Шопенгауэр: «Талант достигает цели, которой никто больше достичь не может; гений достигает цели, которой никто больше не видит».

Правила, предложенные в этой книге, не новы, хотя могут помочь вам создать нечто новое. Не Микеланджело изобрел молоток и зубило, но именно эти инструменты он использовал при создании своей «Пьеты». Как невозможно обтесать кусок мрамора голыми руками, так и нельзя «обтесать» идеи голым разумом. Нужны правила. Правила и инструменты гения.

В книге «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» я не ставил задачу собрать воедино все существующие правила креативности. Вместо этого я решил сосредоточиться на принципах, которые чаще всего игнорируют, забывают или по неосторожности нарушают. Начинается книга с нескольких советов по стратегии – как найти правильную идею. Затем даются подсказки, полезные на этапе ее воплощения, – как правильно идеей распорядиться. Далее речь пойдет о развитии ваших креативных навыков с течением времени, и наконец – о практическом применении вашей гениальности.

Я сознательно написал короткую книгу. Большинство талантливых людей, которых я знаю, полностью поглощены своими проектами, и длительное чтение – это роскошь, которую они не могут себе позволить. Поэтому перед вами тонкая книга с небольшими советами. Ее можно открывать на любой странице, отмечать важные для вас моменты и при необходимости возвращаться к ним снова и снова.

Внимание! Книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» – чтение не для всех по той простой причине, что не каждый может быть гением. И дело обычно не в отсутствии интеллекта как такового. Чаще – в нехватке 1) воли или 2) навыка. Я исхожу из того, что первого у вас достаточно, иначе вы не держали бы в руках эту книгу. Что касается второго, то вам потребуются некоторая помощь и огромное желание работать. К счастью, работа – это не совсем работа, если вы инвестируете в то, что любите.

Мне бы хотелось, чтобы вы соединили имеющееся у вас желание с этими проверенными временем принципами и запустили бесконечный цикл роста креативности: ваше желание будет подстегивать ваше обучение, а обучение – подпитывать желание. Это и есть та магия, которая рождает гения. Если вы примете ее в качестве главной предпосылки, все остальное не заставит себя ждать.

Марти Ньюмейер

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Хайман Мински? Хайман Мински – американский экономист, описавший ипотечный кризис 2007 г. за сорок лет до его наступления.Он считал, что за подъемом следует спад, так как инвесторы слишком расслабляются, начинают больше рисковать и в конце концов занимают больше,

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Милтон Фридман? По оценке журнала The Economist, Милтон Фридман был наиболее влиятельным экономистом второй половины ХХ в.Вначале он являлся поклонником Кейнса, но в 1960-е отказался от этих взглядов и стал утверждать, что более важно контролировать денежную массу, чем

Из книги Ты - миллионер автора Гольденберг Александр

Глава 20. Ты - гений Когда Природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения.Ральф Уолдо ЭмерсонКаждый человек - гений. Ты родился гением. Твои идеи, твои мысли с детства были гениальными. Гениальность - это то, что выходит за рамки всего привычного, это интуиция,

Из книги Как найти инвестиции и не потерять бизнес автора Эванс Томас

1.3. Что за человек такой – инвестор? Как мы говорили в начале главы, в обычной повседневной жизни, каждый из нас является инвестором. Но чаще всего это состояние бессознательное, определенное образом жизни и развитием общества. Но за последние годы выросло количество

Из книги Одураченные случайностью [Скрытая роль шанса в бизнесе и жизни. Второе издание] автора Талеб Нассим Николас

Глава 1 Если ты такой богатый, то почему такой глупый? О влиянии случайности на социальный статус человека на примере двух персонажей с противоположными установками. О роли неприметного маловероятного события. О том, что в наше время быстро меняется все, кроме, пожалуй,

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Он такой человек Как известно, на свете есть категория людей, которые жить не могут без того, чтобы где-то что-то не украсть, не схимичить, не «провернуть» и т. д. К сожалению, такие люди встречаются и среди бухгалтеров: какую зарплату им не предлагай, они все равно будут

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Когда гений терпит поражение Фонд Long-Term Capital Management (LTCM) использовал стратегию, основанную на широком привлечении заемных средств и замеченной ими тенденции сближения при определенных обстоятельствах цен облигаций с фиксированным доходом. Широкое использование фондом

Из книги Эффективный руководитель автора Друкер Питер Фердинанд

Кто такой руководитель Любой работник умственного труда в современной организации является руководителем, если в силу должностного положения или знаний он отвечает за вклад в работу, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Кто такой менеджер? Конечно, некоторые читатели скажут: «Ведь я не менеджер. Зачем мне теория ограничений?» Но дело в том, что все мы менеджеры. В разных областях, на разных уровнях, но каждый из нас чем-то управляет. Руководите ли вы большой корпорацией, отделом, маленькой

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

ГЕНИЙ ВНУТРИ Управлять своим интеллектом и пользоваться им относительно легко. Но как быть с чувствами, эмоциями? Нет ли еще кого-то внутри каждого из нас, части нас, которую мы едва знаем и которая отвечает за чувства, инстинкты, эмоции, интуицию? Не является ли каждый из

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

2. Кто такой лидер? В лидере прежде всего важна личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Крупный лидер, управляя интересами,

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Требуется гений Средние способности уже недостаточны. Мы развиваемся. То, что является средним сегодня, завтра будет ниже среднего. Мы не на ярмарочной карусели, где достаточно просто держаться за медное кольцо, чтобы не упасть. Мы непрерывно движемся вперед. Происходит

Из книги Deadline. Роман об управлении проектами автора Де Марко Том

Глава 17 Гений по устранению конфликтов - Нам ничего неизвестно о том, как нужно решать конфликты, - говорил мистер Томпкинс команде руководителей. - Я имею в виду не только нас, но и всю нашу отрасль. Мы учимся проектировать сложные системы, писать для них документацию,

Из книги Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга [Уникальная программа управления собой] автора Питерс Стив

Кто такой ваш Шимпанзе В начале нашего путешествия по внутренней Вселенной нам необходимо получить базовое представление о том, что находится внутри нашей головы и как все это работает. Человеческий мозг очень сложен, поэтому мы будем рассматривать его упрощенную

Гений это воплощение высших творческих способностей. Первоначально в римской мифологии - покровитель семьи, обеспечивающий воспроизведение рода, олицетворение сил и способностей мужчины. Уже в римской литературе гений под влиянием греческой культуры в значительной мере отождествляется с демоном как личным божеством, сопровождающим человека сквозь всю его жизнь и определяющим его судьбу: «Гений, спутник, управляющий звездой, под которой родился человек, бог человеческой природы» (Гораций. Послания). В аллегорической литературе средних веков гений - «священник», «жрец» при «божестве» Природы (Алан Лилльский. Поэма «Жалоба Природы», 12 век) или при Венере («Согласие двух языков», 1512, Ж.Лемера де Бельжа); в «Романе о Розе» Жана де Мёна (1260) гений зачитывает указ «богини» Природы, критикующий девственность и призывающий к сексуальной активности. Литература Нового времени усваивает античный мотив гения как сопутствующего человеку божества, разнообразно его варьируя (как источник титанической мощи и богоподобия - «Песнь странника в бурю», 1771-72, И.В.Гёте; заблудившийся на земле и принявший человеческий облик гения избавляется от материальной оболочки силой искусства - «Чудесная восточная сказка об обнаженном святом», 1798, В.Ваккенродера; слияние «хранителя гения» с «милым образом» возлюбленной - «Мой гений», 1815, К.Н.Батюшкова; «гений чистой красоты» как воспоминание о небесной родине человека - «Лалла Рук», 1821, В.А.Жуковского; «враждебный гений», олицетворение враждебной к человеку судьбы - «Андрей Шенье», 1825, А.С.Пушкина).

Идея гения

Идея гения как высшей способности к художественному творчеству формируется в 17-18 веках, вместе с развитием представления о творце как свободной личности, противопоставившей свое вдохновение, основанное на полете воображения, рациональным правилам искусства. Оппозиция гения и «правил» появляется во Франции в литературном «споре древних и новых»: Ш.Перро, отстаивающий точку зрения «новых», отмечает, что для писателя необходимы «знание правил своего искусства и сила своего гения», при этом «менее ученое произведение, в котором, однако, больше гения, часто превосходит произведение того, кто лучше знает правила своего искусства, но чей гений обладает меньшей силой» («Параллели между древними и новыми»). В трактовке понятия как творческого дара очень быстро происходит метонимический перенос, благодаря которому под гением начинают понимать не только свойство (творец «обладает» гением), но и самого носителя свойства (сам творец - гений ); возникает представление о гении как особом типе творческой личности, впервые подробно изложенное в редакционной статье Дж.Аддисона в журнале «Зритель» (1711. No 160): гений творит «без всякой помощи искусства или учености», он всем обязан лишь природе, ибо он - «великий естественный гений», ему также присуще «нечто величественно-необузданное и сумасбродное». Вслед за статьей Аддисона в Англии появляются многочисленные трактаты о гении, написанные в духе пред-романтизма: «О гении», 1719, Х.Фелтона; «Трактат о гении», 1755, У.Шарпа; «Опыт об оригинальном гении», 1767, У.Даффа; «Опыт о гении», 1774, А.Джерарда; «О литературном гении», 1796, А.Д’Израэли. Основными свойствами гения провозглашаются способность к «плодотворному ассоциированию идей» (Джерард) и особенно «изобретательное и гибкое воображение» (Дафф), позволяющее создавать «красоты, которые никогда не были предписаны правилами, и достоинства, не имеющие примеров» («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э.Юнга). В английской эстетике и литературной критике 18 веков гений противостоит не только системе «правил», но и всей миметической концепции искусства, поскольку не подражает природе, но творит нечто принципиально новое: «В волшебной стране фантазии гений может скитаться полным дикарем; здесь - его творческая сила, здесь он может управлять как хочет собственным царством химер» (Юнг). Творения гения, по Юнгу, возникают не «силой искусства», но так же естественно, как природный организм: в поэтическом произведении есть «нечто от природы растения», оно «само распускается из животворного корня гения» (представление о гении и его творении как «естественных организмах» позднее было развито И.Г.Гердером). Вместе с тем в ряде эстетических трудов 18 века заметно стремление приспособить идею гения к традиционной риторико-рационалистической системе понятий, связав его с категориями «вкуса», «воспитания», «остроумия»: Джерард заявляет о «необходимости вкуса для гениев во всех искусствах»; Г.Э.Лессинг в 1759 утверждает, что «мы приобретаем гениальность посредством воспитания» (Lessing G.E. Werke. Miinchen); Ш.Баттё часто употребляет слово гений в значении «остроумие», понимая под ним отдельный удачный прием («Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). Несмотря на этимологическую близость латинских слов genius и ingenium (остроумие), эти понятия постепенно разводятся, поскольку предромантизм видел в остроумии сухую логическую игру, недостойную гения: «Высшая поэзия есть творение гения, она должна лишь изредка, для украшения, использовать отдельные приемы остроумия. Существуют шедевры остроумия, в которых не участвовало сердце; но гений без сердца - лишь наполовину гений. Последнее и высшее действие гениального творения состоит в том, чтобы привести в движение всю душу целиком» (Ф.Г.Клопшток. О святой поэзии, 1755). Установленная в эпоху чувствительности связь между идеей гения и понятиями «души» и «сердца» как средоточиями личностной цельности в дальнейшем привела к мысли о моральной стороне, его «несовместимости со злодейством»: «Что такое гений без доброго сердца?» - вопрошает Д.И.Хвостов («Записки о словесности», 1829).

Осмысление понятие гений

Новый этап в осмыслении понятия гений был ознаменован движением «Бури и натиска» (известным также под названием «эпохи гениев»), которое видело в гении не только творческую, но и демонически сильную личность (подобную Прометею или Фаусту), способную преодолевать границы повседневности. Связь между идеями гения и воображения, установленная в английской эстетике, находит развитие у теоретика движения Я.М.Р.Ленца: образы, порождаемые гением, обладают всей ясностью и конкретностью реальных впечатлений; «прежде чем он начнет писать, образ уже сидит в его душе, со всеми своими отношениями, светом, тенью, колоритом» (Ленц. Заметки о театре, 1774). Философ И.Г.Гаманн, оказавший значительное влияние на «Бурю и натиск» и на позднейший немецкий романтизм, придал учению о гении ярко выраженное антирационалистическое, мистическое звучание: гений - дар Божественного милосердия, это особая форма «безумия» и «глупости», угодных Богу; творениям гения присущи беспорядок, темнота и даже особая «чернота», напоминающая о том, что гений сродни испепеляющему огню : «Не ищите белокурых среди спутниц Аполлона… Всякая из них может сказать: Не смотрите, что я так черна, ибо это огонь гения опалил меня» (Hamann J.G. Samtliche Werke. Wien, 1950). Во второй половине 18 века появляются попытки определить гений как определенный психологический склад: приписывается ряд устойчивых черт характера, среди которых доминирует склонность к меланхолии. Уже барокко связало творческое начало с меланхолическим темпераментом, «темной желчью» («Меланхолики обладают более сильным воображением… и меланхолия из всех состояний души - самая плодотворная для создания всяческих произведений искусства»- Г.Ф.Харсдёрфер. Немецкий секретарь, 1656); 18 и отчасти 19 век развивает этот мотив: меланхолия - неразлучная спутница гения, и более того - его мать (Лафатер И.К. Гений Он же. Физиогномические фрагменты, 1775-78). «Нежное стихотворение, подобно радуге, вырастает лишь на темной почве; поэтому поэтическому гению нравится стихия меланхолии» (И.В.Гёте. Изречения в рифмах, 1814). Утверждаются также представления об одиночестве гения, его неспособности жить повседневной жизнью и обреченности на разлад с окружающим миром (Гёте. Торквато Тассо, 1790); в истории литературы выделяются писатели, служащие образцами: предромантические и романтические критики главным гениями мировой словесности объявляют У.Шекспира с его смелостью, «дикостью», презрением к правилам, в античной литературе его аналогом признается Пиндар. Комплекс идей о гении, выработанных в ходе 18 века, был обобщен в эстетике И.Канта - наиболее значительном опыте включения категории гений в универсальную философскую систему. По Канту, «Гений - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила»; он отделен от вкуса (поскольку вкус - лишь способность суждения, а не продуктивная способность); его главное свойство - оригинальность; образующие его душевные способности - воображение и рассудок в их «счастливом сочетании», позволяющем «схватывать быстро исчезающую игру воображения и придавать ей единство в понятии» («Критика способности суждения», 1790). Гердер вносит в комплекс идей о гении новый мотив органической целостности: «Гением стал лишь тот, кто… создал живое целое» («О критике, вкусе и гении», 1800); его душа отображение мировой души в ее полноте и цельности: так, для «великого духа» Шекспира «весь мир - только тело, вся явления природы - члены этого тела, все возможные характеры и мировоззрения - лишь черты этого духа, а все целое может именоваться так же, как гигантский бог Спинозы: Пан! Универсум!» (И.Г.Гердер. О Шекспире, 1773).

Для романтиков гений - «божественное в человеке» (Ф.В.Й.Шеллинг. Философия искусства, 1807), которое может проявляться помимо и вопреки личности поэта; отсюда - романтическая концепция двойственности гения, допускающая его личную ничтожность, и представление о гениальности как бессознательном: «То самое могучее в поэте, что вдыхает в творения его добрую и злую душу, есть бессознательное… поэт великий… откроет и раздарит клады, которых сам не увидит» (Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. Программа 3). Гений трактуется как универсальное, протеическое существо, способное совмещать в себе множество противоречивых идей, образов и «индивидуальностей»: «гениальный человек», согласно Новалису, «должен, чтобы сформировать свою индивидуальность, вбирать в себя и ассимилировать в себе все новые индивидуальности» (Novalis. Das allgemeine Brouillon. 1798 Idem. Schriften. Stuttgart, 1968). Романтического гения отличает способность к мгновенному синтезу, он не нуждается в длительных мыслительных процедурах, чтобы найти правильное решение, которое приходит к нему как озарение: «Синтетические операции - прыжки… Гений - прыгун по преимуществу». При этом «гений не делает ошибок» (У.Блейк. Маргиналии 1808 г.). Распространившаяся в эпоху романтизма идея о гении как способности к бесконечному перевоплощению приводит к мысли о том, что он проявляется не только в создании абсолютно нового, но и в обновлении и комбинировании старого. Гений - своего рода воскреситель и искупитель прошлого, возвращающий его нам в преображенном виде: «В поэзии в такой же мере, как и в философских исследованиях, гений заявляет о себе наиболее ярко тогда, когда он открывает новые стороны давно известных вещей, извлекает старые истины из состояния забвения…» (С.Т.Колридж. Biographia literaria). Иенскиеромантики реабилитируют барочную категорию остроумия, видя в нем одно из свойств Гения («Гений - это хотя и не произвол, но свобода, как остроумие, любовь и вера, которые должны однажды стать искусством и наукой» - Ф.Шлегель. Критические фрагменты, No 16; 1797), в то время как английские романтики (прежде всего Колридж) противопоставляют остроумию воображение как подлинную стихию гения. Идея как творческой силы в романтическую эпоху нередко сливается с мифологическим образом гения как духа-покровителя, посредника между человеком и небом; творческий дар персонифицируется в образе гения божества: «Гений светлый, добрый Гений, Как отраден твой приход! Сердце жаждет вдохновений, Как росы засохший плод…» (П.А.Катенин. Гений и поэт, 1830).

Проблема различения гения и таланта активно обсуждается с конца 18 века. При всем разнообразии мнений можно выделить три основных направления в решении этого вопроса:

  1. Гений понимается как сила, создающая нечто новое, а талант - как высокая способность к воспроизведению и подражанию («Тот, кто за некоторое время способен сделать больше, чем другие, обладает силой; кто может сделать больше и лучше - имеет талант; кто может создать такое, чего еще никто не создавал, - обладает гением» - И.К. Лафатер. Афоризмы о человеке);
  2. Талант - производительная способность, в то время как гений - некое свойство восприятия, способность видеть мир особым, принципиально новым образом; гений определяет стадию восприятия, а талант - стадию выражения. «Гений - это инстинктивная способность все видеть и все понимать, а талант - дар все передавать и все выражать» (Ш.Ж.Л.де Шендолле. Дневник, 1833); Т. Де Квинси сходным образом трактует талант как проявление «воли и активности», а гений - как «функцию пассивной природы», как определенный модус восприятия («Автобиографические очерки», 1853). А.Шопенгауэр, приспосабливая концепцию гения как определенной формы «пассивного восприятия» к нуждам своей философской системы, видит в гении «субъекта, свободного от воли», способного полностью раствориться в созерцании и стать «ясным зеркалом сущности мира» («Мир как воля и представление»);
  3. Гений - универсальная творческая способность, талант - специализированная способность к определенному виду активности. Эта точка зрения пользуется наибольшим признанием и изложена, в частности, в «Эстетике» Г.В.Ф.Гегеля, где гений определен как «всеобщая способность к подлинному порождению произведения искусства», а талант - как «частная способность» к определенным видам творчества.

Антиномия гения и мира (обыденности, земной реальности), намеченная еще предшественниками романтизма, была осознана в позднем романтизме как невозможность для гения, воплощающего универсальное, не ведающее границ сознание, примириться с ограниченным посюсторонним бытием. В дальнейшем этот разрыв между гением и миропорядком так и не был преодолен. Гёте предпринимает попытку вписать гения в систему мирового устройства, представив его своего рода законодателем мира и определив его как «такую человеческую силу, которая, посредством действий и поступков», дает миру «закон и правило» («Поэзия и правда»), однако в позднейшем развитии идеи гения мотив его противопоставленности миру продолжает доминировать: образ либо эволюционирует в сторону ницшеанской идеи «сверхчеловека», презирающего Божественное мироустройство (усвоенной фашистской идеологией), либо принимает вид болезненной психической или физической аномалии, несовместимой с гармонией и нормой (связь гения и болезни в романе «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна). Усталость европейского художественного сознания от образа гения и сопряженных с ним неразрешимых противоречий вылилась в попытки избавиться вообще от концепции: Ш.Бодлер видит в гении «не более чем детство, сознательно возвращенное и оснащенное взрослыми физическими орудиями самовыражения» («Художник современной жизни». Бодлер Ш. Романтическое искусство); Б.Кроче, осмысливший искусство как совокупность «выражений», по своей природе тождественных «выражениям» обыденного языка, видит в гении чисто «количественное понятие», поскольку «наша фантазия по природе своей тождественна» фантазии гения («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1902). Тривиализация, которой подверглась идея гения в массовой культуре, может восприниматься в литературе 20 века и как правомерная реакция на чрезмерности романтического культа, и как вызов, бросаемый измельчавшей культурой подлинно духовной личности. Для героя романа Р.Музиля «Человек без свойств» (1930-43) поводом к «отпуску от своей жизни» становится именно осознание своего времени как эпохи, когда «футболисты и лошади обладают гением».