Супруг галы. Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь. «нет, цветаевы были настоящие»

Некрасивая русская, гениальный арт-менеджер, отчаянная нимфоманка, расчетливая хищница – так говорили о Гале Дали современники. Многие до сих пор не понимают, как русской девочке удалось покорить Францию и создать одно из главных чудес 20 века – Сальвадора Дали.

Елена Дьяконова

В обстоятельствах рождения Елены Дьяконовой не было ни намека на легендарную судьбу. Дочь казанского чиновника, рано погибшего. В 17 лет семья Лены переезжает в Москву, где девушка поступает в гимназию. Она училась вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины, которая позже напишет о Дьяконовой так:

В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими.

В 18 лет Елена заболевает обычным для того времени туберкулезом. Семья собирает все сбережения и отправляет девушку в санаторий в Швейцарии.
Там она меняет ненавистное простое имя Елена на Гала с ударением на втором слоге. Именно так она представляется молодому французскому поэту Эжену-Эмилю-Полю Гранделю.

Первая попытка сотворить гения

Встреча Галы с Эженом приводит к страстному роману. Сын богатого торговца недвижимостью должен был излечиться в санатории от своих стихов, а вместо этого открыл в себе еще больший поэтический талант. Русская муза придумывает для него новое имя – Поль Элюар, под которым он и прославится.

Вернувшись в Россию, Гала сразу решает, что это ненадолго. Не такую судьбу она себе хочет.

Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями.

С этого момента вся жизнь будет складываться только так, как желает Гала. Весной 1916 года она отправляется в Париж и выходит замуж за Элюара – вопреки протестам его отца. Они планировали вместе умереть, но этот брак продержался 12 лет. За это время на свет появилась дочь, к которой Гала никогда не проявляла особого интереса. Жизнь проходила в шикарных кабаках и на элитных курортах. Оба супруга славились своими эротическими похождениями, а их любовный треугольник с художником Максом Эрнстом был известен всем.

Гала и Дали

В августе 1929 года Поль с Галой отправляются в испанскую рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому художнику. В этой глуши 35-летняя Гала встречает главную любовь своей жизни – Сальвадора Дали. Нелепый, весь из странностей, при виде ее он от волнения закатился истерическим смехом. Ей не понравились его лакированные волосы и женское колье из фальшивого жемчуга на шелковой рубашке.

Гала сразу увидела в Дали гениальность. Она рассталась с Элюаром, чтобы навсегда связать свою жизнь с Сальвадором.

Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга.

Как всегда, все произошло так, как хотела Гала. Многие позже увидели в ее выборе четкий расчет. Эта русская обладала удивительным талантом вдохновлять и при этом железной хваткой и прагматичным умом.

В момент встречи Дали был более, чем на 10 лет моложе Галы и почти не имел отношений с женщинами. Он всегда был абсолютно не приспособлен для жизни – боялся ездить в лифте, заключать договоры, пугал окружающих своими эксцентричными замашками.

Гала расстается с Полем и начинает скромную жизнь с художником в испанской деревушке, где она сама шьет себе наряды и оббегает галереи с работами Дали, ищет богатых спонсоров, продает его картины.

Она постоянно контролировала Дали, заставляла заниматься чем угодно – изготовлением шляпок, рекламой, оформлением витрин магазинов. Приносила художнику новые краски и материалы, уговаривала попробовать их. За этот неуемный пыл ее и прозвали тираном и хищницей.

Так писал об их союзе журналист Фрэнк Уитфорд:



Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны – счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гале удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали.

Успех

Энергия Галы, помноженная на гений художника, приносит щедрые плоды. О них все говорят, это самая эпатажная пара, каждое их появление на публике – скандал.

В 1934 году она решает, что им нужно в США. Такой интуиции мог бы позавидовать любой коммерсант. Америка в восторге от сюрреалиста, там пара проводит военные и послевоенные годы. Дали иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, костюмы для балетных и оперных постановок, пишет портреты богатых американцев, сотрудничает с Хичкоком и Диснеем – все под чутким надзором русской музы.

Во Францию Гала и Дали возвращаются еще богаче и известней.

До сих пор нельзя однозначно сказать, узнал бы мир о таланте Дали, не будь с ним рядом «жестокой» Галы. Она заменила художнику мать, которую он рано потерял, семью и весь мир. Без нее он не мог творить, расставаясь даже на день, Дали был не способен рисовать. Вот, что сам гений писал в своем дневнике:

Словно мать страдающему отсутствием аппетита ребенку, она терпеливо твердила: «Полюбуйся, малыш Дали, какую редкую штуку я достала. Ты только попробуй, это ведь жидкая амбра, и к тому же нежженая. Говорят, ею писал сам Вермеер».

Сестра Галы, Лидия, писала, что никогда не видела более трепетного отношения женщины к мужчине:

Гала возится с Дали, как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя – Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай бог, с ним сделается припадок.

Неизвестно, что Гала любила больше – деньги или Дали. Под конец жизни она стала очень мелочной, считала каждый доллар, а после ее смерти под кроватью нашли чемодан с деньгами. Для Сальвадора она всегда была божеством, без которого его не существовало.

Страсть

То, что Гала некрасива, признавали все, кроме Дали. Однако мужчины будто впадали в транс от ее природного магнетизма. На ее прекрасной точеной фигуре идеально сидели костюмы от Шанель. Шикарно одетая, она входила в салон с колодой карт и начинала предсказывать людям будущее.

После возвращения из США слава Галы и Дали становится мировой. Казалось бы, жизнь только начинается, но Гала стареет. В 70 лет она красит волосы, надевает парик и думает о пластической операции. Однако, что удивительно, сексуальное желание в ней с каждым годом только росло. Она всегда была невероятно любвеобильной, преследовала всех натурщиков Дали, многих из них соблазняла. Окружала себя молодыми мальчиками, устраивала оргии, одаривала любовников деньгами и безумно дорогими подарками.




Дали тоже заводит романы, но его любовью всегда остается только Гала. На 74-летие она получает от художника в подарок средневековый замок Пуболь. Посещать его Дали мог только с письменного разрешения Галы.

После ее смерти в 88 лет Дали проживет лишь еще семь – за это время он только раз возьмется за кисть и почти окончательно потеряет разум. Гала останется жить в его бесчисленных картинах: «Первый портрет Галы», «Галарина», «Просто портрет Галы», «Рука Дали стягивает золотое руно, чтобы показать Гале далеко впереди за солнцем обнаженную Аврору», «Портрет Галы с двумя бараньими отбивными на плече», «Три лица Галы на скалах», «Дали со спины, пишущий Галу со спины», «Гала и „Вечерняя молитва“ Милле перед неминуемым пришествием конических анаморфозов», «Гала, глядящая на Средиземное море, превращается на расстоянии двадцати метров в портрет Авраама Линкольна», «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры», «Портрет Галы с носорогическими признаками», «Дневной сон Галы», «Три славные загадки Галы», наконец «Христос Гала».

Я люблю её больше, чем собственных мать и отца. Люблю больше, чем Пикассо и даже деньги.


Елена Ивановна Дьяконова была не чужда эксцентрики, эпатажа, эскапад, служила идеальным объектом вдохновения больших артистов задолго до знакомства с Дали. Её первым мужем был небезызвестный французский поэт Поль Элюар (именно он дал своей любимой прозвище Гала с ударением на последнем слоге), а в любовниках ходил знаменитый немецкий художник-авангардист Макс Эрнст.

Богемный Париж 1920-х был идеальным местом для сексуальных экспериментов, поэтому вся троица занимала одну спальную комнату, не скрываясь от гостей. Однако по-настоящему великая история любви художника и его музы началась в 1929-м, когда Гала вместе с мужем посетила виллу восходящей звезды мирового искусства в Кадакесе. Звезду звали Сальвадор - когда испанец увидел жену приятеля, то за секунду понял, что встретил женщину своей мечты. Та испытывала схожие электрические любовные чувства, помноженные на уверенность в гениальности молодого художника, которому для полной реализации требуется опытная женская рука.

Сновидения играли огромную роль в жизни и творчестве Дали. Он часто рассказывал своим друзьям о таинственной русской женщине, которая приходит к нему во снах и подкидывает идеи для сюрреалистических картин. Вдруг к нему в гости является настоящая роковая женщина из снов, пронизывает электрическим взглядом и остается рядом навсегда, чтобы дарить любовь, наслаждение и вдохновение для творчества.


После нескольких неловких месяцев, когда Гала разрывалась между законным мужем и эксцентричным любовником, безумная страсть ко второму одержала победу. Элюар признал поражение, отпустил супругу к другому мужчине, довольствуясь прощальным подарком испанского сюрреалиста, написавшего его портрет. Сальвадор Дали и Гала отправились в долгое семейное путешествие. Законным браком художник и его муза сочетались в 1932, добавив к нему церковный обряд в 1958-м, когда любовь уже утратила былую страсть и пожилая подруга (десять лет разницы) нуждалась не в любви, а в обеспеченной официальным титулом спокойной пенсии.

























Когда говорят, что за спиной любого великого мужчина стоит сильная и умная женщина, то творческие и бытовые отношения Сальвадора Дали и Гала могли бы послужить отличным доказательством тезиса. Экстравагантный мастер был хорошо известен дома в Испании, а также в соседней Франции, но его звезда засияла на весь мир, когда рядом оказалась его подруга, муза, соратница и модель для всех женских образов.

Любила секс и была раскрепощенной спокойно-уверенной женщиной. Дали же и в интимной жизни не был таким как все, но Гала поняв его желания и природу, вошла и в этот мир, где он чувствовал себя с ней настоящим мужчиной, не оставив ему и уголка его собственной души, где бы её не было.

Твердо решив сделать из Дали знаменитого художника, Гала приложила все усилия, что бы о нем услышали. Она использовала все свои связи, организовывала всевозможные выставки с работами Дали, иногда брала его работы и ходила с ними к разным ценителям современного искусства, и вскоре её усилия увенчались успехом и о художнике сюрреалисте услышал весь мир.


Искушение святого Антония, 1946 г.

В это время муж Гала все еще продолжал надеяться, что она к нему все таки вернется, и снова станет источником его вдохновения, как это было раньше.

Он писал ей любовные письма, но ни на одно не получил ответа, потом стал много выпивать и совсем потерял способность к творчеству. Из жалости к нему, а может быть по какой-то другой причине Гала не развелась с мужем-поэтом и приняла предложение Дали только после смерти Элюара в 1934 году.

Супруги Дали поселяются в Париже, где Гала, бросив своего мужа и дочь, начала главное дело своей жизни, «создание бренда Дали». Она делала всё, что бы вдохновлять своего гения. Была живым воплощением страсти, материнской заботы и искренней дружбы. Дали чувствовал себя с ней защищенным, мог творить, а об остальном заботилась она, его Гала.

Какой удачный союз, гений художника Дали и прагматизм Гала, которая не только умело управляла творческой карьерой мужа, но и постоянно вдохновляла его, являясь для него музой. Она всегда говорила Дали: «Ты гений, и это бесспорно!» - и вскоре Дали действительно поверил в свою гениальность.

Дали пишет необыкновенные картины одну за другой, и подписывает их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали». Гала делала всё, что бы показать картины Сальвадора всем, кто мог оценить и купить их, начиная от своих богатых приятелей, среди которых были Дягилев, Стравинский, Арагон, Дисней, Хичкок, заканчивая владельцами картинных галерей. Она оградила мужа от всего, что могло помешать ему писать картины, не пускала к нему людей, когда он работал или находился в раздумьях о новой картине. Взвалив на свои плечи быт и продюсерские обязанности, она создала все условия для того, что бы ни чего не отвлекало Дали от творческого процесса.

Теперь о картинах Дали услышал весь мир, а о семейной жизни необычной пары то и дело судачили. Кто-то называл их богатыми извращенцами, кто-то шизофрениками, что не было странным, ведь они не переставали эпатировать публику эксцентрическими выходками.

До сплетен и осуждений им не было никакого дела. Дали постоянно рисует супругу, в разных образах, Елены Прекрасной, Богоматери, Женщины у которой на спине отбивные и т.д. Постепенно интерес к картинам Дали начал угасать и предусмотрительная Гала подкидывает ему идею создания дизайнерских вещей, которые с успехом расходятся среди богачей всего мира.

Среди таких вещей диваны в виде женских губ, странные часы с причудливым циферблатом, слоны на тонких ногах и прочие воплощения фантазий художника. Дали стал смелее, уже не было необходимости вселять в него уверенность в своей гениальности. Как сейчас говорят, это практически была звездная болезнь, в момент "обострения" которой, он даже поссорился со своим близким другом Бретоном, и другими сюрреалистами, однажды заявив: «Сюрреализм-это я!».

Гала и Дали часто стали проводить время отдельно друг от друга, она не уставала менять любовников, которые были один моложе другого. Дали проводил время в окружении юных красавиц, устраивая безумные оргии, где он выступал наблюдателем и спуская огромное количество денег на свои развлечения. В 1965 году Дали познакомился в ресторане «У Кастеля» с 19-ти летней Амандой Лир, тогда моделью, певицей и художницей известной под именем Пеки Д’Осло, которая на протяжении 16 лет будет его другом и музой. Говорят, Аманда лир это игра слов L"Amant Dal, что на французском означает любовница Дали.

Первым комплиментом юной красавице от Дали были слова: «У вас прекрасный череп и высококачественный скелет».

Аманду считают второй музой Дали, но единственной женщиной, которая могла влиять на Дали всегда была Гала. Сама Аманда Лир вспоминая знакомство с Гала сказала, что Дали перед тем как представить её своей жене нервничал и буд-то боялся, что та ей не понравится. Когда Дали представил двух женщин друг другу, Гала посмотрела на Аманду с прищуром, рассматривая макияж девушки, которая любила блестки и яркую помаду, и произнесла «О Боже, что это?!»

Отношения, где мужчина знакомит жену и любовницу, при этом ожидая одобрения со стороны первой - могут показаться странными, но в паре Дали и Гала странности были обыкновением. Не смотря на то, что изначально Гала проявляла резкое недовольство в связи с появлением Аманды в жизни Дали, вырезала её лицо из фотографий в журналах, кидала резкие высказывания в её адрес¸ спустя какое-то время их часто видели втроем, во время посещения светских вечеринок и других мероприятий.

Гала поняла, насколько хорошо Дали с его новой Музой и в этом, наверное, была её гениальность. Она наставляла Аманду и поручила заботиться о Дали, при этом даже спонсировала девушку. Как-то Гала попросила Аманду дать слово, что та выйдет за Дали замуж после её смерти. Но к тому времени, когда Гала не стало, Аманда забыла о своих обещаниях будучи занятой своей карьерой и к тому времени уже имея штамп в паспорте.

В 1968 году Дали дарит своей божественной женщине Гала, как он её всегда называл, средневековый замок в Пуболе, который был построен в XI веке. Когда-то он обещал подарить ей замок и выполнил это обещание. Сам Дали мог посещать Гала в Пуболе только по её личному приглашению.

Сквозь столик на втором этаже, Гала могла любоваться белой лошадью, которая стояла на первом.

Дизайнерские наряды Гала.

Гала очень боялась старости, как, наверное, каждая женщина, в особенности та, что привыкла блистать и покорять. Она тратила огромное количество денег на пластические операции и молодых любовников, сам Дали уже не интересовал её.

Она устраивала оргии в своем замке, приглашала молодых людей, которые развлекали её игрой на рояле, танцами и нещадно обирали. Ей постоянно нужны были деньги Дали, и она не раз говорила Аманде Лир, что бы та лучше стимулировала художника на творчество.

Всю жизнь она посвятила Дали, всё чего он хотел это быть центром вселенной. Теперь она будь - то хотела пожить для себя. Последним её увлечением был молодой певец Джефф Фенхольт.

В 1980 году Дали поместили в клинику в Барселоне. Доктор Пигверт считает его состояние очень тяжелым, а особенно тревогу вызывало его психическое здоровье. Вернувшись домой после клиники, Дали пишет самую мрачную картину «Экстре минированные ангелы» из тех, что когда-либо творил.

Гала как и прежде была рядом со своим Дали, даже во время самых сильных приступов депрессии ему было необходимо её присутствие. Она была вынуждена отказаться от Джефа и посвятить все свое время Дали. Простившись с последним отрывком иллюзии своей молодости, старая женщина злится на мужа, и периодически впадает в приступы ярости. Жан-Франсуа Фогел журналист, который был хорошо знаком с парой Дали, говорил: «Дали был очень суров и резок с Гала. Он вечно делал то, чего хотел сам, а не то, чего хотела она».

26 января 1981 года в журнале «Ell» была опубликована статья, в которой доктор Румегер, первый психоаналитик Дали дал интервью: «Правда состоит в том, что у Дали пропало желание жить. То, что сейчас происходит, — это самоубийство просто потому, что Гала больше не заботится о нем. Ей восемьдесят шесть лет. Ум ее бывает ясным не более двух-трех часов в день; все это время она посвящает мыслям о Джефе... которого тоже называет Сальвадором... Она ругает Дали и бранит его как только может. Таким образом, весь мир вокруг Дали рушится. Вы, конечно же, слыхали о младенцах, отторгнутых от матери из-за войны или из-за серьезной болезни, которые умирают от отчаяния. То же самое происходит и с Дали».

В отношениях Дали и Гала нежность, которая приносила им столько удовольствия когда-то, теперь редкость, старые супруги то и дело набрасываются друг на друга с кулаками. В 1982 году Гала не ловко ступила и упала, сломав бедренную кость, с сильными болями её доставили в больницу. Из-за множества пластических операций кожа женщины трескается, образовываются множественные раны. Она медленно впадает в агонию, изредка в моменты прояснения, справляясь о Дали.

Не в силах видеть как его Гала превращается в кусок мяса, он лишь один раз посещает её в больнице. Всё остальное время он ждал её возвращения. В апреле её привезли домой. Гала уже не похожа на себя, она почти не может говорить. Сестры милосердия ухаживают за ней, моют, причесывают, переворачивают, стараются облегчить страдания умирающей женщины. Дали поставил кровать Гала так, что бы она могла видеть море. Ночью он приходит к ней в комнату и ложится на соседнюю кровать, что бы быть рядом с умирающей женой. Между кроватями он приказал установить ширму, так как испытывал сильные муки, когда смотрел во что превратилась его прекрасная Galuchka.

Во второй половине дня 10 июня, Дали протяжно закричал. Поднялась тревога. Гала с замершими глазами смотрела в окно: она умерла.


Дали похоронил супругу, в Замке Пубол, в склепе, который она сама обустроила при жизни, и где было приготовлено два места для неё и её Дали. Из-за запрета на вывоз тела очень древнего испанского закона, действующего еще со времен чумы, Дали решается нарушить его ради Гала и, завернув её тело в одеяло, перевозит в Замок Пубол в лимузине, в котором когда-то они молодые и счастливые путешествовали по Италии и Франции, так семейный лимузин превратился в катафалк.

Забальзамированное тело Гала нарядили в красное платье и похоронили в гробу со стеклянной крышкой в узком кругу только самых близких людей. Дали пережил свою Гала на семь лет, которые он провел в затворничестве в замке в Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни. Смерть Гала как будто вернула его в зародышевое состояние, он перестал говорить, практически не двигался.

Удивительные отношения Дали и Гала продлились 53 года. Необыкновенный талант художника Дали и поразительный характер, необычность женской натуры Гала являя собой удачный симбиоз двух людей выстрелили ярким успехом.

Пожалуй, самая экстраординарная пара своего времени стала примером того, как могут сосуществовать две неистовые и неординарные натуры более полувека, оставаясь преданными друг другу в особом понимании этого слова. Была ли Гала роковой женщиной? Я считаю, что да. Но это не самое необычное в ней, она, желая быть музой, практически произведением искусства для своего мужа, сама стала творцом его таланта.

Эта женщина вдохнула в неуверенного художника веру в себя, раскрыла масштаб его таланта и всю жизнь была его надёжной спутницей, защищая и оберегая.


Женщина, которая знала какой-то особенный секрет, сумевшая стать не только музой гения перед которой он преклонялся.

До самого преклонного возраста Гала не теряла страсти к жизни, желая гореть как можно дольше и как можно ярче. Кто знает, но может если бы Гала и молодой Дали не встретились, мир так и не узнал бы великого художника Сальвадора Дали.

On 27.11.2017 30.11.2018

Небольшая биография жены Сальвадора Дали — небезызвестной Гала, распутной, но умной и расчетливой. Гала оставила о себе память, как один из лучших арт агентов в истории, а ее сексуальная жизнь до сих пор продолжает шокировать.

Сальвадор Дали с женой Гала.

Тем не менее, учитывая закомплексованность мэтра в отношениях с женщинами, его любовницы, если они и были (кто знает), уж точно были не столь многочисленны, как любовники жены. Сальвадор, впрочем, по большей части довольствовался вуайеризмом и выплескивал свою сексуальность преимущественно на картины. Гала делала то же самое, но только избрав своей целью мужчин.

Так что, между Галой и Сальвадором было негласное соглашение — он закрывал глаза на ее вереницу молодых жеребцов, а она закрывала глаза на его оргии. Такие дела.

Жена Сальвадора Дали, старость Гала.

Жена Сальвадора Дали, вклад Гала в успех Сальвадора.

Гала сотворила Дали и она же его уничтожила. Гала сотворила Дали в том смысле, что когда они познакомились он был никому не известен (а вот это ложь и провокация — это не совсем верно. Может для Америки Каталония — это и никто, но в Каталонии, к тому времени Дали был уже довольно известен). И как многие гении, Дали не мог нормально функционировать в этом мире. Он не мог позвонить (Сальвадорыч, как я тебя понимаю!!!), не различал достоинства банкнот. Я однажды видела, как Дали заплатил таксисту 100 долларов даже не представляя себе, что он делает. (с) Ульравиолет

Слухи и непроверенная информация о жене Сальвадора Дали, Гала.


Гале приписывают фразу «Как жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься сексом с пятью мужчинами одновременно».

Дали, Гала, Поль Элюар — был групповой секс или нет? Толком никто не знает, но скорее всего нет. Хотя Поль был известен своими фантазиями (и не только фантазиями) на тему группового секса — и я это не с потолка взял, он прямым текстом говорил об этом в переписке с Гала. Но, учитывая, что, когда Гала завела отношения с Сальвадором Дали, она категорически отказывала мужу, сомневаюсь в возможности такого события.

Говорят, незадолго до смерти Гала, они поссорились с Сальвадором и он побил ее тростью.

На момент встречи Гала было 35 лет, а Сальвадору 25. Казалось бы, что может быть общего между русской женой французского поэта и художником, о чьей экспрессии и чудачествах ходили слухи? Однако, их крепкому союзу суждено было просуществовать 53 года, при том что Гала была старше Дали на 10 лет. Одни называли «хищницей» эту загадочную женщину из России, считая ее эксплуататоршей, заставлявшей художника творить. Другие - уверены, что если бы не вдохновение Гала, ее поддержка и вера в Дали, то гений Сальвадор мог бы быть утрачен для Мира.

Кто такая Гала?

Гала, с ударением на последней букве, как во всех французских словах, ее настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова. Родилась она в 1894 году, в Казани в семье небогатой семье. Ее отец был мелким чиновником, умер, когда девочка была еще в совсем юном возрасте. Мать второй раз вышла замуж за адвоката. Когда Елене было 17 лет, семья переехала в Москву. Там девушка стала гимназисткой, кстати, училась она вместе с будущей поэтессой Мариной Цветаевой.

Детство Сальвадора Дали

Сальвадор Дали родился в 1904 году в городе Фигерасе, что в Испании. Его отец был нотариусом-атеистом, а мать ярым приверженцем католичества. В школьные годы его талант художника проявлялся в рисунках на полях тетрадей. Позже с Дали занимался художник Рамон Пихо. Часть мальчик гулял среди представителей низших слоев общества, моряков, рыбаков, впитывая мифологию своего народа, что позже отразилось в его работах. В 17 лет он поехал в Мадрид для обучения в Академии Изящных Искусств, но попал под влияние Лорки и Бюнуэля – ярых противников консервативных норм и был исключен из Академии за распространение «бунтарских» идей. Отец Сальвадора был расстроен: он еще тешил себя надеждами, что сын пойдет по пути государственного служащего.

Так постепенно шаг за шагом под влиянием Ницше, Фрейда, Бретона, Хуана Миро, Дали предложил миру совершенно новый художественный подход, который он назвал «параноидально-критическим методом».

Гала и Поль Элюар: муза поэта

У Елены с самого детства было очень слабое здоровье, и в 18 лет ей ставят диагноз: туберкулез. На лечение девушку отправляют в Швейцарию, там в санатории произошло роковое знакомство с поэтом из Франции Эжен-Эмиль-Поль-Гренделем, это будущий Поль Элюар. Родители отправили Поля туда лечиться от странной болезни – поэзии.

И тут началось: между ними разгорелся страстный роман.

Отец и мать поэта были против, всячески отговаривая Поля от какой-бы то ни было связи с «русской девчонкой». Но это было бесполезно. Пламя уже вспыхнуло, несмотря на то, что влюбленным пришлось на время расстаться, они постоянно слали друг другу письма. Уже тогда в письмах прослеживается яркое материнское начало в Елене (именно в этот период она решает переименовать себя Галой, что обозначает «праздник», «веселье»). Часто она обращается к полю как к «мальчику», «душеньке».

Свадьба Гала и Поля Элюар

Страстный роман Гала и Поля закончился их свадьбой в 1917 году. Родители Элюара преподнесли в качестве подарка молодоженам огромную кровать, на которой поэт романтично планировал «умереть» со своей возлюбленной, но не тут-то было.

Спустя год после законного скрепления брачных уз, в их семье родилась дочь Сесиль. Несмотря на это столь радостное для обоих событие, их союз не сулил счастья. Элюар не мог усидеть на месте, часто путешествовал, иногда чудачил. В доме скандалы стали обычным делом. Например, поэт легко мог показывать снимки в стиле ню своим друзьям. Гала была одновременно музой и раздражителем Поля. Вскоре она вступила во внебрачные отношения с художником Максом Эрнстом.

Судьбоносная встреча Галлы и Сальвадора Дали

Брак Галлы и Поля Элюара насчитывал уже почти одиннадцать лет. Однажды летом 1929 года, семья Элюаров решила отправиться на автомобиле из Парижа в испанскую деревню Кадакес в гости к молодому художнику Сальвадору Дали. Эта идея принадлежала Полю, он был шокирован фильмом Дали «Андалузский пес». На момент судьбоносной встречи Гале было 35 лет, она была выдержанной женщиной, получившей солидный жизненный опыт, а Сальвадору Дали не так давно исполнилось 25 лет.

Всю дорогу по пути в деревню Элюар расхваливал работы Дали. Перед приездом гостей Сальвадор принарядился специально к встрече: покрасил свои подмышки в синий цвет, набрызгал себя самодельным парфюмом из лаванды, обмазался пометом коз и рыбьим клеем. В таком эпатажном наряде он собрался предстать перед семьей Элюаров. Однако, случайно его взгляд упал на жену Поля. Он увидел ее из окна своего дома. Перед гостями Дали предстал уже в нормальном своем облике, но потеряв дар речи. Тогда он чувствовал, что эта женщина будет его настоящей и единственной любовью всей жизни.

Плодотворный творческий союз: Гала и Сальвадор Дали

Современники Галлы отмечали, что она не была красавицей, но было в ней что-то, что являлось притягательным для многих мужчин: строгость, загадка, магнетизм… Как Гала признается позже, с первого взгляда на Дали она поняла, что перед ней – гений.

Так Гала приняла, пожалуй, одно из важнейших решений в своей жизни: бросить супруга и дочь и посвятить свою жизнь молодому художнику. Без оглядки на состоятельность мужа и бедность художника.

Только после смерти Элюара, спустя 29 лет после встречи, пара официально скрепила свои узы браком.

Их союз был, будто союзом льда и пламени: строгая, расчетливая Гала и робкий Дали. Поговаривают, что до брака он был девственником и панически боялся всякого контакта с женским полом.

Тем не менее, огромное влияние Гала на Дали дало свои плоды: художник ушел из-под влияния Бретона и его группы и стал самостоятельным. Он много работал, возлюбленная была не просто его музой, но еще и его продюсером, арт-директором, маркетологом: она сама создавала выставки работ, постоянно искала состоятельных спонсоров и вела с ними переговоры, занималась продажей картин.

Постепенно в прессу стала просачиваться информация, что Дали работает под давлением Гала, якобы она заставляет его создавать картины, а когда картины не шли из-под кисти, то она сажала его за разработку новых аксессуаров и предметов интерьера. Возможно, так и нужно было обращаться со слабовольным и всего боящимся Сальвадором.

В 1994 году вышла в свет статья, где журналист называл Галлу хищницей, которая взяла жестокой и крепкой хваткой беззащитного и слабовольного художника, имеющего некоторый талант и своими силами сделала из него миллионера и «звезду», за возможность обладания работами которого выстраивались толпы богачей и толстосумов.

Сама Гала была на седьмом небе от счастья. Она транжирила деньги направо и налево.

Путешествие в США: пик популярности Сальвадора Дали

Интуиция Галлы привела пару в США, где, казалось, публика только и ждала их приезда. В 1934 году как раз пересматривались художественные каноны, и бомонд скучал в ожидании скандалов и эпатажа. Америка преподнесла им головокружительный прием: работы Дали раскупались за баснословные суммы, в их честь устраивались шумные вечеринки. Эта поездка только прибавила паре славы и денег.

Годы войны и несколько послевоенных лет Гала и Дали прожили в США, популярность художника, благодаря действиям Гала, была на пике. Гений творил и создавал свои шедевры.

Феномен Гала

«Галатея», «мой талисман», «мой клад», «мое золотце» - так писал о своей супруге Дали. Ее образ можно найти в изображениях множества картин, даже в лике Богоматери. Художник не раз говорил, что он любит ее больше всего на свете – больше денег, славы, даже больше матери. А точней, вместо матери. Художник потерял рано мать, а Гала сумела дать ему материнскую заботу и любовь, которой столь сильно не хватало мужчине.

Приближенные к паре, в частности, сестра Галы, приехав к ним в гости, не раз твердила о материнском поведении Галы в отношении Сальвадора: она за ним убирала, подносила напитки и еду, обожествляла, всячески заботилась о нем.

А в ответ художник творил: картины он подписывал: «Гала-Сальвадор-Дали». По сути, Гала своими руками создала бренд «Сальвадор Дали», была не только его музой, но и умелым менеджером и финансистом. Ей удалось убедить Дали в его исключительности, уникальности и гениальности, а художник в ответ готов был преподнести Гале весь мир.

Борьба со временем

Пара Дали и Гала, которую многие в народе называли «шизофрениками», «сумасшедшими» «извращенцами». Постепенно Гала старела. В бессмысленных попытках хоть как-то удержать свою молодость Гала то ложилась под скальпель пластического хирурга, то принимала «волшебные» таблетки для сохранения молодости, то сидела на диетах. Роскошь, слава, богатство – все это дало женщине возможность держать рядом с собой любовников помоложе. Одним из них стал Джефф Фенхольт – главный актер рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Но этого ей было мало. Однажды Гала обратилась к Сальвадору с просьбой купить ей замок в Пуболе. Там женщина устраивала оргии, но Дали был на них очень редким гостем. Вход ему был возможен только в случае ее письменного приглашения.

На закате жизни

В 1982 году в результате падения, Гала сломала шейку бедра. Ее поместили в больницу, где разум ее постепенно оставлял. Муза художника умерла в одиночестве, забытая множеством своих любовников, на которых столь беззаботно и щедро тратила деньги.

Дали, узнав об этом, пошел на нарушение закона (в те времена нельзя было самостоятельно перевозить тела умерших) – он надел на Гала ее любимое платье, большие солнечные очки, усадил в «Кадиллак» и отвез в замок в Пуболе, где его муза и была похоронена.

Дали после смерти своей Музы

После смерти своей возлюбленной, источника вдохновения, жены, друга в одном лице. Сальвадор Дали закрылся в себе. Он больше не возвращался к холсту, как будто бы его дар покинул. Художник, казалось, сходил с ума, утратил интерес к жизни, мало ел, агрессивно себя вел, кидался на собеседников, вместо нормальной речи – мычание, которое никто не мог разобрать. В таком режиме он провел оставшиеся семь лет.

Вывод:

Во многом, благодаря Гала, Мир узнал о Сальвадоре Дали. Она была его женой, матерью, другом в одном лице. Как Дали признавался сам много раз, всем, что у него есть он обязан всецело «своей Гала».


Фильм "Сальвадор Дали и Гала"