Древняя славянская религия: говорящие с ветром, повелевающие дождем. Древняя славянская религия: говорящие с ветром, повелевающие дождем Гефест - повелитель огня и металла

Завтра родноверы празднуют один из своих больших праздников - Великдень. В славянской религии он означает победу дня над ночью (день величает). "Комсомолка" решила узнать об экзотическом славянском веровании. Адепты религии древних славян обожествляют силы природы, почитают народные обычаи и верят в сверхспособности человека.

Отчего вы не языче?

На древнем славянском капище рядом с Десятинной церковью в Киеве собралось около сотни человек. Одетые в причудливые древне­славянские одежды люди водят хороводы вокруг костра, взывая к небу. Знакомьтесь - это родноверы, или, как они себя называют, хранители родной православной веры. Кстати, слово "язычник", которым их наградили ученые, считают для себя обидным, поскольку в старину славяне так обращались к иностранцам. Когда-то славянские верования были могущественной религией. Но с приходом христианства в 988 году они утратили влияние. Однако в последнее время ситуация стала меняться, многих потянуло к вере праотцов. Одни ученые связывают это с ослаблением христианства, другие - с интересом людей к истории и культуре. Сегодня только в одном Киеве несколько тысяч родноверов, и число их постоянно растет.

Религия предков дает возможность понять свое прошлое, свои корни, - говорит духовный проводник Международного центра славянской ведической культуры "Родовое огнище" Яровит Поздняков. - Это не значит, что мы тоскуем по прошлому, однако, не зная его, человек нивелирует весь опыт, который накопили предки.

Боги: один за всех и все за одного

В отличие от мировых религий родноверы поклоняются множеству богов. Верят, что земля, растения, силы природы - все одухотворенное. Заручившись поддержкой "духа", можно руководить силами природы.

Наши предки могли общаться с духовным миром и влиять на силы природы, вызвать ветер, дождь, - говорит Яровит Поздняков. - Они понимали духовный мир и общались с высшими душами (богами), которые заведуют этими стихиями.

Позняков считает, что сверхспособности наших предков - не просто выдумка. Всевозможные волшебства в народных сказках, где люди умели разговаривать с животными, вызывать молнии и ветер, - все это не с бухты-барахты какого-нибудь фантаста друида. Все - реально. Но для того, чтобы уметь влиять на силы природы, нужно уметь договариваться с богами. А их в родноверии ой как много: Сварог - бог мудрости и кузнечного дела, Лада - богиня жизни, весны, плодородия, Вышень - бог мудрости, Перун - покровитель воинов, громовержец, Макошь - богиня равновесия, Велес - бог искусства, торговли, Даждьбог - бог солнца и света и многие другие. Любопытно, что богов, а также русалок, леших, деревья и землю родноверы считают единым целым. Это живой дух, которого славяне именуют Род Всевышний, или Бог богов.

Принцип любого ведического мировоззрения - единство и множественное проявление, - говорит Яровит Поздняков. - Все, что мы видим, - лишь проявление единого целого Рода Всевышнего, который все в мире объединяет и проявляет свои чудеса через всех остальных богов.

Нет ни ада, ни рая

В родноверии нет понятия "ад" и "рай". Адепты этой религии считают, что загробную жизнь выдумали для того, чтобы держать людей в страхе, а соответственно, в покорности. В представлении неоязычников существуют три мира: Правь - место обитания богов, верхний мир. Явь - мир людей. И нижний мир Навь - мир прошлого, оттуда прилетают наваждения и дурные сны. По их мнению, после смерти душа проходит реинкарнацию для того, чтобы вновь возродиться в мир людей и выполнить свою миссию. Основные задачи - двигаться по праведному пути (вправь) и своими благими поступками наработать качество души (любовь, честность, справедливость и т.д.). В награду человеческая душа после множества реинкарнаций попадает в разряд высших душ, а это уже ближе к уровню богов. Не живешь в мире людей по справедливости, идешь по кривому пути (кривде) - тебя наказывают, отбирают здоровье, не ладится личная жизнь.

Одно из главных правил в родноверии, которое привлекает в эту религию многих молодых людей, - если что-то хочешь изменить в мире, начни с себя.

Не сетуй на здоровье, невезение, не перекладывай ответственности на других людей. Человек, который верит в свои силы, - это самый верующий человек, и не нужно священника, который будет рассказывать, как жить. Бог внутри нас, - говорит Яровит Поздняков.

Битва религий

Некоторые религиоведы отождествляют неоязычество с проявлением национализма, считая, что их адепты ведут себя нетерпимо по отношению к другим религиям, в первую очередь к христианству. Например, поджог киевского православного храма Трех Святителей в августе прошлого года связывают с религиозными фанатиками-язычниками. Также на нападения жалуются и в церкви Святого Николая на Аскольдовой могиле.

Возможно, те, кто считает себя язычниками, и нападают на христианские храмы. Мы же такой низостью не занимаемся и язычниками себя не считаем, - говорит Яровит Поздняков. Глава родноверов сожалеет, что всевозможные языческие течения и их ультраправые наклонности сформировали вокруг веры его праотцов негативный ареол.

Верховным божеством в древнегреческой мифологии является сын титанов Реи и Кроноса - Зевс. Этот всемогущий отец богов Древней Греции повелевает ветром и облаками, он способен ударом скипетра вызвать ураган и шторм.

При желании Зевс успокаивает бушующую и очищает небо от туч. Три брата - боги древней Греции Зевс, Аид и Посейдон разделили между собой всю полноту власти. Зевс стал повелителемнеба, Посейдон - повелителем моря, Аиду досталось царство мертвых.

В самые древние времена Зевс являлся владыкой и подземелья. Позднее с его именем связывают лишь светлую сторону жизни. Во времена патриархата Зевс становится абсолютным властителем горы Олимп.

По легенде, восставшая против Зевса Гея послала на борьбу с ним свое порождение, прозванное Тифоном. Пораженное огненными молниями Небесного Владыки, это существо потерпело поражение. Но борьба на этом на закончилась. Новые дети Геи - гиганты положили начало развития гигантомахии (в пер. с греч. - «битва великанов»). Согласно утверждениям Аполлодора, позднее появилась тифония, что дает возможность утверждать - Тифон в сравнении с гигантами был более грозным чудовищем.

Аид - властитель подземного царства

Совершим небольшую экскурсию в .

Повелителем темного подземного царства, куда ни разу не заглянул солнечный луч, правит сын Реи и Кроноса, брат Зевса - Аид. В подземелье через реку Ахеронт переправляются души умерших. Там же протекает река Стикс, а из недр земли пробивается источник Лета. Всему земному он дарует забвение. Над мрачными поросшими дикими тюльпанами полями Аида проносятся тени умерших.

Вход в охраняет свирепый трехглавый пес Кербер, на шее которого шевелятся шипящие змеи. Войти может каждый, но выйти из мрачного царства не позволялось никому.

И печали сюда не доходят. На золотом троне восседают боги древней Греции - Аид и жена его Персефона. Судьи Радамант и Минос находятся у трона, рядом можно увидеть чернокрылого бога смерти - Таната. Прислуживают Аиду Эринии - богини мщения.

Гефест - повелитель огня и металла

Гефест (сын богов Древней Греции) Зевса и Геры считается богом огня и металла, покровителем кузнечного дела. Он родился хромым и хилым. Страшная в своем гневе Гера бросила несчастного в океан, но морские богини древней Греции - Эвринома и Фетида спасли его и выходили. Юноша оказался способным к искусствам и ремеслам. Особенно по душе ему пришлось кузнечное дело.

Более поздние предания говорят о том, что Гефеста сбросил с Олимпа его отец - Зевс, отчего мальчик остался хромым на всю жизнь. Гефест упал на остров Лемнос, тем его приютили местные жители. Позднее в Афинах в честь бога древней Греции устраивались праздники - гефестии.

Гефест вырос могучим богатырем и с раннего утра до поздней ночи работал в кузнице. Несмотря на хромоту, он обладает исполинской силой и высоким уровнем мастерства. Боги древней Греции пользовались на Олимпе медными чертогами, которые построил Гефест. Кроме того искусный мастер выполнил из золота двух умеющих разговаривать рабынь, выковал доспехи Ахиллесу, скипетр и эгиду Зевсу, колесницу Гелиоса, ящик Пандоры и др. Благодаря Гефесту возникло ювелирное дело. Первые украшения, выполненные из драгоценных камней, были подарены своим нареченным матерям, спасшим его от гибели богиням Эвриноме и Фетиде. Однако на родную мать Геру он таил глубокую обиду за ее жестокий поступок и желал ей отомстить.

Гипнос - бог, владеющий тайнами сна

Гипнос - бог сна, рожденный Никтой. Он живет со своим братом - близнецом в Тартаре. В отличие от брата он благожелателен и добродушен. Гипнос позволяет людям забывать обо всех бедах и несчастьях, и дарит им . По ночам бог сна проносится над землей и выливает из рога сонный напиток. Гипнос осторожно касается жезлом глаз людей, смыкает веки и погружает в глубокий сон. Подвластны его усыпляющей силе и боги древней Греции.

Как-то Гера вздумала погубить Геракла, который возвращался из Трои. Она смогла уговорить Гипноса усыпить Повелителя Неба, чтобы тот ей не мешал. Проснувшийся в гневе Зевс был страшен. Он хотел жестоко наказать Гипноса, но за бога сна вступилась его мать Никта. С могущественной богиней Зевс решил не ссорится. Но никаких выводов из этой истории Гипнос не сделал. В следующий раз Гера опять уговорила его усыпить Зевса, посулив женитьбу на одной из харит Пасифее.

Постоянными атрибутами бога сна являлись: рог, наполненный снотворными соками, мак и жезл для усыпления. По Гомеру место обитания Гипноса - остров Лемнос, по Овидию он проживает в пещере, находящейся в стране киммерийцев. Из пещеры вытекает родник забвения, в то время как сам бог, окруженный прекрасными грезами, возлегает на чудесном ложе.

Глава 213. Предстоящая битва (часть 4)

Мелтор представлял собой королевство, которое всегда было готово к войне, а потому мобилизация войск происходила в 10 раз быстрее и скрытнее, чем в других странах.

Также существовала большая разница между возможностями регулярной армии и магов. В Мелторе использовались пространственные карманы, поэтому им не требовалось отдельное подразделение по тыловому обеспечению. Кроме того, маги сами по себе были ходячим оружием, в связи с чем не были обременены экипировкой. Вот почему они могли проявить мобильность, выходящую за рамки здравого смысла.

И вот, ровно через три дня после встречи…

Все подразделения были собраны в порту Рибенды, восточного прибрежного города Королевства Мелтор.

Ночью, когда гражданский доступ к побережью был ограничен, экспедиция, насчитывающая около 1,000 человек, ждала своего командира. Среди них основной боевой единицей, в которой служило большинство людей, был магический корпус.

– 1-ый магический корпус королевства – 800 человек! Командир – Виконт Картер! – раздался громкий голос Бланделла, которому в унисон отсалютовали 800 солдат, являя собой прекрасный пример военной дисциплины.

Магический корпус Мелтора…

Они были не магами, а магическими солдатами. Каждый из них достиг 3-го Круга, используя магические реагенты, а также изучив несколько магических заклинаний и вторичную магию поддержки. Конечно, эти воины не могли сравниться с пользователем ауры, но шесть или семь таких солдат вполне могли одолеть одного пользователя ауры. У магических солдат была магия ускорения и огневая мощь Огненного Шара, что ставило их эффективность в один ряд с лучниками. 800 магических солдат были эквивалентны пяти тысячам регулярных солдат.

– Я, Борс Картер, почитаю имя моей семьи и королевской семьи.

Командир подразделения также был выдающейся фигурой. Будучи ветераном последней войны и тем, кто до сих пор оставался активным магом 6-го Круга, Картер был назначен командиром магического корпуса. Картер был ответственен за сдерживание монстров в Западном Лесу, а потому его командные способности были хорошо проверены.

– Мобильный блок Белой Башни – 36 человек! Командир – Мастер Белой Башни Орта! – вновь раздался голос Бланделла, называя следующее подразделение.

Перед тридцатью шестью магами в белых одеждах стоял сам Орта с привычной маской на лице.

Возможно потому, что они оба были Мастерами Башен, но Орта просто вежливо поклонился, после чего вернулся к своему первоначальному положению. Благодаря Теодору им не нужно было путешествовать при помощи воздушных шаров. Однако магическая поддержка Белой Башни всё равно была бы весьма кстати.

Данное подразделение было ориентировано скорее на мобильность, нежели на боевую мощь. Вряд ли даже один из них обладал могуществом Мастера Белой Башни, однако настоящие боевые войска Мелтора стояли несколько в ином месте.

– 63 боевых мага Красной Башни! Командиром также будет Мастер Белой Башни Орта! Заместитель – Главный Маг Красной Башни, Винс Хайдель!

64 боевых мага, представлявшие собой огромную массу силы, также в унисон ответили на приветствие. Действуя вместе, они вполне могли победить даже мастера меча. Самая простая магия огня, активированная одновременно этим подразделением, была способна превратить в угольки целый замок.

– Я, Главный Маг Винс Хайдель, сделаю всё возможное чтобы поддержать Мастера Белой Башни.

Винс находился под влиянием магической системы древнего языка, а потому вибрации магической силы, исходящие из его тела, были куда интенсивнее по сравнению с вибрациями других. Также доказательством его компетенции служил тот факт, что Винс удостоился титула Главного Мага и должности заместителя.

Таким образом, объединенное войско включало в себя 800 магических солдат, 100 старших магов и группу из четырех человек, включая Теодора.

– И, наконец, четыре члена Кватро! Их командир – Теодор Миллер! В соответствии с указом Его Величества, Теодор Миллер получил право действовать в одиночку!

Индивидуальные боевые права… Несмотря на то, что Теодор имел право возглавить 10,000 человек, на поле боя всё обстояло иначе. Будучи мастером, он в буквальном смысле этого слова представлял собой армию в одном лице. Поэтому для того, чтобы проявить всю свою силу, ему необходимо было действовать отдельно.

Понимая это, Теодор почтительно поклонился.

– Я, Главный Маг Теодор Миллер, выполню свою работу в качестве капитана Кватро.

– Да!

Увидев стоявшую возле Теодора Сильвию, на лице Бланделла промелькнули нотки недовольства, но затем он вновь перевел взгляд на выстроенных перед ним солдат. Они были действительно элитными войсками Мелтора.

– Всем войскам! Подняться на палубы кораблей в соответствии с предписанием! – приказал Бланделл Адрункус.

Первым, кто пришел в движение, был командир магического корпуса, Борс Картер.

– Корпус, слушай мою команду! В порядке очередности занять отведенные корабли!

– 1-ый взвод, следуй за моим флагом!

– 2-ой взвод, двигайся за 1-ым взводом!

Вид восьмисот солдат, передвигающихся самым организованным образом, был поистине впечатляющим. Войско, занявшее внушительный участок пространства на белом песке, без суеты рассредоточилось по кораблям. Они исчезли в ночи так же внезапно, как и появились здесь.

Понаблюдав некоторое время за этой сценой, Теодор обернулся к своим товарищам по команде. На лицах двух из них была вполне понятная нервозность, а у четвертого…

– Пара?

– А-а? – ответил Парагранум, чьё вечно холодное лицо на этот раз выглядело как-то слишком подозрительно.

– Случилось что-то хорошее? Почему ты такая счастливая?

– О, я правда так выгляжу?

– Да. Так в чём дело?

– Э-э… Расскажу попозже.

Слова Пары обозначали, что они вернутся к этой теме, когда останутся наедине, что побудило Сильвию пристально уставиться на неё из-за спины Теодора. Однако гримуары не интересовались человеческими отношениями, а потому Парагранум попросту проигнорировал девушку. С горькой улыбкой посмотрев на них обеих, Тео понял, в чем заключается подобное поведение Пары.

«Похоже, что её исследование прошло хорошо».

Это была единственная причина, по которой Парагранум стал бы выражать такие эмоции. Наверное, экспериментальный материал в виде Ллойда Поллана перестал быть «человеком».

Выкинув из головы эти мысли, Тео посмотрел на приближающегося человека. Это была красавица с синими волосами, морской дракон Аквило. Она пришла в порт из-за скуки и, совершенно естественным образом обняв Теодора, прошептала ему на ухо:

– Мальчик, ты помнишь, чему я тебя учила?

– Конечно, как я могу это забыть?

Он принял её кровь, но Теодор был человеком, а потому не мог понимать то, как использовать силу дракона на уровне своих инстинктов.

В связи с этим, по пути из Мана-виля в Рибенду, он обучился у Аквило одному трюку. Как Теодору стало известно, существовал предел непроизвольному проявлению силы. Ему нужно было сознательно манипулировать дарованной ему силой, чтобы противостоять морским течениям.

К счастью, пока что всё складывалось достаточно успешно. Его навыки взаимодействия с водой достигли уровня, при котором он мог более-менее контролировать движение течений. Это служило доказательством того, что он был крайне чувствителен ко всей окружавшей его влаге.

– Ну, это всего лишь основы. Если тебе не встретится тайфун, то никаких проблем возникнуть не должно.

– Да?

Аквило утвердительно кивнула, после чего попрощалась с ним:

– Что ж, мальчик, хорошего путешествия. Мы ещё обязательно встретимся, так что не вздумай умирать не у меня на глазах.

– … Какое кровавое прощание.

– Это обычное прощание среди драконов.

Он действительно понятия не имел, шутила Аквило или нет, поскольку она ему ничего не ответила. Со сколькими людьми этот дракон попрощался в последний раз на протяжении тысяч лет своей жизни? Возможно, присущая ей холодность и была результатом всего этого.

Теодор некоторое время смотрел ей вслед, а затем…

Вшу-у-у-у-ух.

Он использовал Левитацию. Это было базовое заклинание, которое позволяло ему парить в воздухе, а в сочетании с направленной магией ветра, давало возможность летать на низких скоростях. И вот, вскоре его развевающаяся красная мантия опустилась на корабль, предназначенный для Кватро.

Корабль Теодора был флагманским. Как правило, подобное положение занимала наиболее мощная боевая единица, но на этот раз ситуация была другой.

Это было море, в котором на данный момент царствовали мощные южные ветра. Если Теодор не откроет путь, то вместо продвижения вперёд, флот будет отброшен назад на песок.

Ветер дул с достаточной силой, чтобы порвать паруса, и взгляды собравшихся, естественно, сосредоточились на Теодоре.

– Уф… Что ж, попробуем чему я всё это время учился.

Если его попытка закончится неудачей, последствия будут необратимыми. Им потребуется неделя на то, чтобы изменить маршрут отъезда из Рибенды на сухопутный. А за это время Королевство Солдун практически наверняка попадёт в руки Лайрона и Андраса.

Теодор нес тяжелое бремя. Но вот, его глаза сверкнули, и он посмотрел на горизонт. Цвет, в который был окрашен горизонт, чем-то напоминал флуоресцентные волосы Аквило. В нос корабля ударила волна, и Теодор, в конце концов, осмелился использовать Слова Дракона – язык, который изначально предназначался вовсе не для людей.

– Открой путь, море.

Он мог использовать Слова Дракона лишь три раза в день, однако не существовало лучшего способа добавить к чему-то силы. Голос Теодора прозвучал вовсе не громко, но его слова тут же вызвали дикие порывы ветра.

Слова Дракона, доминировавшие над природой, превзошли все законы физики.

Ветер, дующий с юга на север, остановился и начал дуть в прямо противоположном направлении. Бурные морские течения успокоились, и волны двинулись в сторону юга.

Солдаты не впервые видели магию, но даже они не смогли удержаться от восклицания.

– Э-это …? Так это и есть магия Теодора Миллера?

– Нет, это просто смешно… Даже погодным заклинаниям не под силу повлиять на само море!

– Т-течения! Они меняются!

Всё было в точности так, как и выкрикнул солдат. Море изменилось. Южный ветер превратился в северный, а волны в корне поменяли своё направление.

Ветер дунул в паруса с такой силой, что корабли потащило вперед даже при наличии брошенных на дно якорей. Это было чудо, когда враг стал другом, а неблагоприятные условия обратились вспять.

Увидев, что долгожданная возможность наконец пришла, командиры тут же подняли голос:

– Поднять якоря! Полный вперёд!

– Рулевой! Чего бы это не стоило, не упусти этот ветер!

До ушей Теодора донеслись голоса Мастера Белой Башни Орты и Виконта Картера. Несмотря на чувство победы над чем-то невозможным, Тео не мог не беспокоиться о будущем. А грохот грома и кучевые облака вдалеке лишь усиливали это беспокойство.

Гру-ду-ду-ду!

После того, как Митра «расцвела», его чувства стали куда острее, а потому он не мог позволить себе расслабиться.

«Возможно, эта поездка пройдет не так гладко, как хотелось бы».

Королевство Лайрон и Империя Андрас… Они оба были врагами Мелтора. Если они основательно подготовились к войне, то ущерб не будет незначительным. Было очевидно, что основной их удар направлен на Мелтор. Эта гражданская война была всего лишь разведкой боем, призванной увидеть, за кем преимущество в новом витке грядущего противостояния.

Теодор посмотрел вперёд и увидел то, что их ждало.

А ждали их тёмные тучи и бесчисленные молнии.

Связанный со стихией воздуха, ветер в мифологических представлениях персонифицируется или наделяется свойствами демонического существа. В народе его называют «Ветровым», «Ветряным мужем» или человеческими именами. Так, в Архангельской губернии ветер называли Лукой или Мойсием, а на всей территории Русского Севера непосредственно для северного ветра было распространено имя Седориха. Обычай называть ветер человеческим именем существовал у многих славянских народов.

Традиционные представления о том, каков внешний облик ветра, делятся на два типа. Согласно первым, ветер невидим, он существует в природе незримо. Согласно вторым, ветер воплощался в облике человека, причем мужского пола. Его представляли с большой головой и толстыми губами. В Новгородской губернии ветер называли «косоруким». Атрибутом его являлась шапка. Так, поволжцам северо-западный ветер виделся дедом в изорванной шапке. В разных местностях он мог представляться в облике и мальчика, и мужчины, а также всадником и конем. По поверьям, ветер, как человек, может кататься в повозке, а в Вятской губернии верили, что он может входить в дом к людям. Архаичный мифологический образ сохранили украинские поверья, где ветры воплощаются в виде четырех больших человек с огромными губами и усами, стоящих в четырех концах мира.

В народных представлениях власть повелевать ветрами приписывается различным божествам и мифологическим персонажам. Так, в «Слове о полку Игореве» о ветрах говорится, что они - «Стрибожьи внуки» и подвластны Стрибогу. В русских сказках повелительницей ветров выступает Баба-Яга. В древних севернорусских поверьях духи воздушной стихии воплощались в антропоморфных образах повелителей ветров: Сиверике, Щен-нике, Полуденнике, Шелоннике. Согласно мифологическим рассказам, ветер сопровождает лешего, покойника, черта, различную нечистую силу, которые могут вызывать появление ветра или сами становиться им.

О связи ветра с потусторонним миром свидетельствуют не только его причастность к архаичным божествам и существам «иного» мира, но и его местопребывание, о котором можно судить и по традиционным представлениям, и по указаниям в мифопоэ-тических текстах. Так, в Вологодской и Тамбовской губерниях местом обитания ветра считался остров в море или океане - типичные образы «того» света. Вологодской традиции мифологических рассказов известен образ двенадцати ветров, называемых «варганами» и прикованных цепями к скале, которая находится на острове среди океана; когда какому-нибудь ветру удается сорваться с цепи, на земле возникают буря и ураган. По поверьям Томской губернии, ветер появляется из дырки в небе.

В народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, в Поволжье благоприятный ветер называли «святым воздухом». На Русском Севере холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». Воплощением самого опасного ветра был «вихрь», о котором ниже будет отдельный разговор.

В крестьянской среде причины возникновения ветра осмыслялись по-разному. В некоторых местах его появление связывалось с общеславянскими представлениями о ветре как местопребывании душ и демонических существ. В Вологодской губернии считали, что тихий ветер возникает от дуновения ангелов, а буйный - из-за действия дьявольских сил. Когда поднимался сильный ветер, обычно говорили, что кто-то умер неестественной, то есть не своей, смертью или что умер колдун. В Новгородской губернии верили, что ветры производят ангелы, которых Бог поставил по четырем сторонам света; ангелы дуют по очереди: когда устанет дуть один, начинает другой. В Томской губернии полагали, что ветер появляется из неба, которое случайно «пробили» люди. На Русском Севере существовало представление о том, что зарождению этой природной стихии способствуют действия при мотании ниток, создающие движение воздуха, особенно если эта работа производится летом на закате солнца. Ветром могли, по поверьям, управлять колдуны, которых поэтому называли «облакогонителями».

Ветер воспринимался как стихия, наделенная большим могуществом, - и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и благодатный дождь, а может засыпать посевы градом и возмутить смертоносные волны водной стихии. Традиционные представления об особенностях ветра как природного явления в полной мере отразились в русских поговорках. Так, о его могуществе свидетельствует поговорка «Выше ветра голову не носи», а о неуемности и жестокости - поговорка «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет». В поговорках «За ветром в поле не угоняешься» и «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?» раскрываются его основные характеристики - быстрота и неуловимость, вольность и непредсказуемость.

Ветер считался опасной стихией также в связи с широко распространенным среди русских крестьян поверьем о том, что с ним приносятся мор, эпидемии, эпизоотии (падеж скота). Отсюда и такие народные названия повальных болезней, как «поветрие», «ветрянка». Источником болезней считались злые ветры, особенно вихрь. Кроме того, до сих пор во многих местностях считают, что именно по ветру колдуны пускают свои чары и насылают порчу. Вот как описывается пускание килы (болезнь, сопровождаемая внутренними нарывами) в одном из пермских рассказов о колдунах: «Что-то прошептал на палку да и дунул на кончик, чтоб кила-то по ветру понеслась и села кому-нибудь». Такие люди назывались «ветряными». Отсюда поговорка «С ветра пришло, на ветер и пошло», которая, скорее всего, восходит к заговорной формуле, направленной против болезни. Некоторые ветры считались опасными не только для людей, но и для животных. Так, на Псковщине восточный и северо-восточный ветры называли «волкоед», «волкодав» или «волкорез».

Вместе с тем ветер был нужен для приведения в движение ветряных мельниц, для совершения разных хозяйственных и промысловых работ. В случае необходимости его вызывали свистом, а иногда пением. Так, при веянии хлеба - очищении зерен от сора - старухи в Рязанской губернии дули в ту сторону, откуда требовался ветер, и махали руками. В Белоруссии во время затишья мельник, чтобы «запрячь» ветер для работы, вызывал его, бросая горсти муки с верхушки мельницы.

Очень важно было направление ветра в сфере мореходства и в рыболовном промысле. В Архангельской губернии женщины выходили вечером на берег моря для обряда моления ветра, чтобы он помог находящимся на промысле рыболовам. Обычно желаемым здесь был восточный ветер, а опасным считался западный. На следующую ночь женщины отправлялись к берегу реки и били поленом по флюгеру, чтобы он «тянул поветрие», при этом вспоминали трижды девять односельчан или знакомых с плешивой головой и отмечали это число углем на лучинах с поперечной перекладинкой, образующей крест. После этого все шли на задворки и громко кричали: «Восток да обедник, пора потянуть, запад да шалоник, пора покидать тридевять плешей, все сосчитанные, пересчитанные, востокова плешь наперед пошла», - и, встав лицом на восток, бросали свои лучины через голову назад со словами: «Востоку да обеднику каши наварю и блинов напеку, а западу шалонику спину оголю, у востока да обедника жена хороша, а у запада шалоника жена померла!» Затем смотрели: в какую сторону лучины лягут крестом, с той стороны и ожидали ветра. Здесь же, когда нужен был благоприятный северный ветер, за ним «посылали» таракана: для этого его сажали на лучину и пускали в воду. Этот обычай указывает на представления о том, что ветер находится далеко, в конце водного пространства, за пределами этого мира, и, соответственно, на его потустороннюю природу. Сами рыболовы, находясь в море, для привлечения попутного ветра молились св. Николаю и бросали на воду хлеб по направлению к этому ветру.

В народной традиции обращение к ветру использовалось не только в связи с хозяйственными и промысловыми нуждами, но и в случае несчастья и болезни. Один из древних примеров такого обращения представлен в «Слове о полку Игореве» в плаче Ярославны:

О ветр, ветрило! Зачем, господине, так сильно веешь! Зачем мчишь вражьи стрелы на своих легких крыльях на воинов моей лады? Или мало тебе высоко под облаками веять, лелея корабли на синем море! Зачем, господине, мое веселье по ковылю развеял?

Обращения подобного рода широко распространены в заговорной практике. В заговорах образ ветра, зачастую персонифицированный, выступает в качестве помощника: «Уж вы, батюшки ветры, батюшки вихоря, сослужите мне службу верную»; или: «Поклонюсе я, раб божий, ветряному мужу златому телу, четырем ветрам, четырем братьям» Особенно часто образ ветра встречается в любовных заговорах. Вот, например, воронежский заговор «от тоски»:

На море, на Океане, на острове Буяне живут три брата, три ветра, один северный, другой восточный, третий западный. «Навейте вы, нанесите вы, ветры, печаль, сухоту рабе Божьей (имярек), чтобы она без раба Божьего (имярек) дня не дневала, часа не часовала». Слово мое крепко. Вера в разрушительную или благотворную силу ветра обусловила формирование обрядов и магических действий, направленных на его умилостивление. Чтобы задобрить стихию, совершали обряд «кормления» ветра. В качестве дара или жертвы ветру у многих славянских народов, в том числе и у русских, использовали хлеб, муку, крупу, остатки праздничных блюд. Так, например, на Смоленщине лечение болезней, принесенных ветром, включало относ (подарок) ветровому духу, при этом говорили:

Xозяин батюшка, прости раба и рабу.

Вот тебе хлеб и соль и

низкий поклон от раба Божия (имярек)!

Ты, и крестовой [то есть находящийся на перекрестке дорог], и пудовой [устрашающий],

ты, дворовой, и северный,

и южный, и западный,

и всходный, и лесовой,

и полевой, и водяной,

и ночной, и полуночный

и денной, и полуденный,

и все вы, меня, грешного простите

Заговор произносили три раза и трижды обводили краюшкой хлеба вокруг головы больного, а затем хлеб клали около его постели по левую руку.

Оберегом от ветра у русских считались густые веники, которые затыкали под крышей дома. А самой лучшей защитой во время сильного ветра с метелью, когда, по поверьям, на полях играют черти и мертвые выходят из могил, почиталась молитва: «Да воскреснет Бог» Чтобы избежать появления ветра, на Русском Севере соблюдали запрет мотать нитки летом на закате солнца, в Полесье - сжигать старый веник, у украинцев - разорять муравейник. До сих пор повсеместно у русских известен запрет свистеть в доме, иначе, согласно народным представлением, денег не будет, так как они будут «пущены на ветер».

В фольклорном жанре загадки, сохранившем древние мифологические представления, встречаются очень яркие, емкие и точные характеристики природной стихии ветра: «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает». В загадке о дороге и ветре последний представляется таким быстрым в движении, что его никому не догнать: «Есть у дедушки конек - всему свету не догнать, есть у бабушки новинка - всему свету не скатать». Ветер зачастую сравнивается с одним из самых быстрых и сильных животных - конем: в народе о ветре говорят, что он - «жеребец, которого всему миру не сдержать».


| |