Бауэр национальный вопрос и социал демократия. Отто Бауэр: биография. Аграрная революция под диктовку эсеров

Отто Бауэр

Бауэр Отто(1882 - 1938) - вождь австрийской социал-демократии и II Иитернационала. Русская революция застала его в России где он находился как военнопленный. В 1918 г. он занял пост министра иностранных дел в правительстве социал-демократа Реннера. В 1920 г., выйдя в отставку, работал вместе с Адлером над созданием 2 1/2 Интернационала.

Бауэр (Ваuег) Отто (1882-1938). Один из лидеров австрийской социал-демократии и II Интернационала, идеолог австромарксизма. В годы перед войной Бауэр был секретарем с.-д. фракции австрийского парламента. Как теоретик, прославился тогда своей теорией культурно-национальной автономии, которая, будучи по существу мелкобуржуазным разрешением национального вопроса, отражала идейную зависимость с.-д. от господствующей австрийской буржуазии. В годы войны Бауэр занимает позицию оборончества. Русская революция застает его в России, куда он попал, как военнопленный. В 1918-1919 гг.- министр иностранных дел в образовавшееся после революции правительство с.-д. Реннера. Выступал за присоединение Австрии к Германии. В конце 1921 г. Отто Бауэр выпустил брошюру о новой экономической политике, которую он определял как "капитуляцию перед капитализмом". Введение нэпа означало, по мнению Бауэра, что русская революция не может привести ни к чему иному, как к буржуазно-демократической республике. Один из организаторов и лидеров 2 1/2-го (1921-1923) и Социалистического рабочего (1923-1940) Интернационалов. После гамбургского объединительного конгресса 1922 г. Бауэр является одним из лидеров объединенного, т.-е. по существу II Интернационала. С 1934 г.-в эмиграции.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 1.

Бауэр (Bayer) Отто (5 сентября 1882, Вена - 4 июля 1938, Париж) - один из основоположников австромарксизма , изучал право в Венском университете, в начале 1-й мировой войны был призван в армию, через несколько месяцев попал в Россию в плен, в 1917 вернулся домой, лидер левого крыла СДПА, один из организаторов «Интернационала 2 ½ » (1921-1923) и Социалистического рабочего интернационала (1932-40), в 1934 эмигрировал в Чехословакию, в 1938 - в Париж.

Бауэр разделял методологию исторического материализма и пытался соединить марксизм с неокантианством, а затем и с махизмом. В русле марксизма предпринял первое обстоятельное исследование национального вопроса. В работе «Национальный вопрос и социал-демократия» (Die Nationalitatenfrage und Sozialdemokratie. W., 1907; рус. пер. 1909) выступал за культурно-национальную автономию, считал, что извечное стремление людей объединяться по нациям проявляется в «национальной апперцепции», которая трактовалась им как частная форма проявления общего закона непрерывности человеческого сознания. В 1926 написал Липскую программу СДПА, в которой поставил вопрос о мирном завоевании власти пролетариатом, хотя признавал, что в исключительных случаях возможна диктатура пролетариата. Бауэр искал промежуточный путь между реформизмом и большевизмом, который он видел в социальном партнерстве предпринимателей и профсоюзов. Приход фашизма к власти изменил его взгляды. В книге «Между двумя мировыми войнами» (Zwischenzwei Weltkriegen. Bratsl., 1936) он выдвинул на первый план борьбу за демократию, создал концепцию «интегрального социализма».

M. А. Хевеши

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 222.

Бауэр (Bauer), Отто (5.IX.1882 - 4.VII.1938) - один из лидеров австр. Социала-демократии и 2-го Интернационала, идеолог австромарксизма. Родился в буржуазной семье. Вместе с К. Реннером выдвинул реакционную оппортунистическую теорию "культурно-национальной автономии", обоснованию которой посвятил свою работу "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907, рус. пер. 1909). Перед 1-й мировой войной - секретарь социал-демократической фракции рейхстага, редактор "Arbeiter Zeitung". В период войны Бауэр, мобилизованный в австро-венгерскую армию как офицер запаса, попал в плен в Россию. Во время пребывания в Петрограде в 1917 году сблизился с меньшевиками. В середине 1917 года возвратился в Австрию. В ноябре 1918 - июле 1919 года - министр иностранных дел Австрийской республики. Выступал за присоединение Австрии к Германии. Был одним из основателей Венского 2 1/2-го Интернационала (1921), созданного для того, чтобы помешать переходу рабочих на сторону Коминтерна. В 1923 году принимал активное участие в объединении 2-го и 21/2-го Интернационалов и создании так называемого Социалистического рабочего интернационала. Был в числе авторов оппортунистической Линцской программы Социал-демократической партии Австрии (1926). Во время выступления венских рабочих в июле 1927 года Бауэр, вступив в переговоры с правительством, содействовал поражению выступления. В 1934 году эмигрировал в Чехословакию, а затем во Францию. Поддержка Бауэром и другими правыми социал-демократами идеи аншлюсса способствовала идеологической подготовке захвата Австрии фашистской Германией в 1938 году.

Философские взгляды Бауэра, не имеющие ничего общего с марксизмом, представляют собой смесь кантовских теорий с элементами махизма и прагматизма. Бауэр отвергал материализм и диалектический метод К. Маркса. Теории Бауэра и его оппортунистическая деятельность были разоблачены В. И. Лениным.

Демагогически прикрываясь марксистскими лозунгами, Бауэр в действительности проводил буржуазную политику, проповедовал отказ от классовой борьбы и революции. Бауэр утверждал, что к социализму можно прийти лишь путем завоевания социал-демократической партией большинства в парламенте. Выдвинутую им идею так называемой социализации Бауэр предлагал осуществить посредством взимания налога с капиталистов и помещиков. В 1923 году Бауэр выпустил книгу "Австр. революция 1918 г." (рус. пер. 1925), в к-рой пытался оправдать оппортунистич. политику лидеров австрийской социал-демократии в 1918 году. В своих работах "Путь к социализму" ("Der Weg zum Sozialismus", 1919), "Большевизм или социал-демократия?" ("Bolschewismus oder Sozialdemokratie?", 1920) и других выступал против пролетарской революции и политики большевистской партии в России.

Однако в конце своей жизни Бауэр, как отметил Н. С. Хрущев (см. "Дружественный визит. Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в Австрийской Республике...", 1960, с. 54), нашел в себе мужество и силу воли дать правильную оценку фактам. В своей книге "Между двумя мировыми войнами?" ("Zwischen zwei Weltkriegen?", 1936) Бауэр признал, что Советское государство пользуется поддержкой широких масс народа, и заявил, что СССР "на протяжении немногих лет на деле покажет всем народам мира экономическое, социальное, культурное превосходство социалистического общественного строя".

Б. А. Крылов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Далее читайте:

В.И. Ленин. Империализм как высшая стадия капитализма. Предисловие к французскому и немецкому изданиям .

Сочинения:

Eine Auswahl aus seinem Lebenswerk. W., 1961;

Kapitalismus und Sozialismus nach dem Weltkrieg, Bd. 1. W., 1991.

Литература:

Ленин В. И., О нац. программе РСДРП, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Социализм и война, там же, т. 21, с. 286-87; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22, с. 180-81; его же, Заметки публициста, там же, т. 30, с. 333-37; его же, Доклад о междунар. положении и основных задачах Коммунистич. интернационала 19 июля (на II конгрессе Коммунистич. интернационала 19 июля-7 авг. 1920 г.), там же, т. 31, с. 204-205; Турок В. М., Очерки истории Австрии, 1918-1929, М., 1955; Коммунисты в борьбе за независимость Австрии, Сб., пер. с нем., М., 1956, с. 28, 31, 33, 74, 75-79, 82; Фристер Е., Краткая история Австрии, пер. с нем., М., 1952, с. 464-71.

05 сентября 1881 - 05 июля 1938

австрийский политический деятель, теоретик австромарксизма, генеральный секретарь Социал-демократической партии Австрии

После ноябрьской революции 1918 года в Австрии - министр иностранных дел в коалиционном правительстве Карла Реннера . В 1921 - один из организаторов т.н. «Двухсполовинного» или «Венского» интернационала. После его объединения со II (Социалистическим) Интернационалом в 1923 году - член бюро исполкома Социнтерна.

Отто Бауэр (Bauer, Otto) родился 5 сентября 1881 в Вене, умер 4 июля 1938, в Париже. Закончил народную школу и гимназию в Вене, там же, в университете обучался по специальности «право». Предметом его изучения в Венском университете были экономические и политические законы. В 1906 году он защитил диссертацию по правоведению. После этого, в 1907 году, стал секретарем клуба депутатов социал-демократической партии в Рейхстаге. В том же году стал работать в редакции газеты «Борьба», и «Рабочей газете». В различные годы был членом свободного союза студентов-социалистов, союза по образованию в социальных науках. По своим взглядам был теоретиком и выразителем австромарксизма. С 1918 г. – председатель социалистической партии Германии. Как редактор политических рабочих газет Отто Бауэр выступал с идеями социальной демократии. За подобный подход к устройству общества, выражавшийся в попытке «революции с избирательным бюллетенем», подвергался критике со стороны Льва Троцкого. Основной потенциал политических преобразований видел в прогрессивных экономических изменениях и соединении советской и социальной демократий, что должно было обеспечить построение «Интегрального социализма». Идеи Отто Бауэра трактуются сегодня по-разному, но его вклад не вызывает сомнения. К настоящему времени издано 9 томов его произведений, и все они посвящены проблемам социальной справедливости в обществе. Наиболее значимыми трудами являются: Zwischen zwei Weltkriegen?, 1936. (Между двумя войнами?) и Die illegale Partei, 1939. (Нелегальная партия).

Библиография

  • Die Nationalit?tenfrage und die Sozialdemokratie («Национальный вопрос и социал-демократия»). - Wien, 1908. (нем.)
  • Die Sozialisierungsaktion im ersten Jahre der Republik. - Wien, 1919.
  • Der Weg zum Sozialismus. - Berlin, 1919.
  • Bolschewismus oder Sozialdemokratie? - Wien, 1920. (Ленин говорил об этой книге на 2-м конгрессе Коминтерна: «Недавно опубликована новая книга против большевизма... Я имею в виду книгу Отто Бауэра "Большевизм или социал-демократия?"... Отто Бауэр дал насквозь меньшевистский памфлет, хотя и скрыл своё сочувствие меньшевизму».)
  • Die ?sterreichische Revolution («Австрийская революция»). - Wien, 1923. (нем.)
  • Das Weltbild des Kapitalismus («Мировоззрение капитализма»). - Wien, 1924. (нем.)
  • Die Nationalit?tenfrage und die Sozialdemokratie. - Wien, 1924.
  • Der Kampf um Wald und Weide. - Wien, 1925.
  • Sozialdemokratische Agrarpolitik. - Wien, 1926.
  • Sozialdemokratie, Religion und Kirche. - Wien 1927.
  • Kapitalismus und Sozialismus nach dem Weltkrieg. - Berlin, 1931.
  • Der Aufstand der ?sterreichischen Arbeiter. Seine Ursachen und seine Wirkungen. - Prag, 1934. (нем.)
  • Zwischen den Weltkriegen? Die Krise der Weltwirtschaft, der Demokratie und des Sozialismus. - Prag, 1936.
  • Der Faschismus. - 1936.
  • Die illegale Partei. - Paris, 1939. (посмертное изд.) (нем.)

Литература о Бауэре

  • Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии. 1848-1938 гг. / пер. с англ. - М.: Московская школа политических исследований, 2004. - С. 150?155. - ISBN 5-93895-065-1.

Отто Бауэр (Otto Bauer , 1881 - 1938)

Бауэр Отто (р. 1882), вождь и идеолог австр. социал-демократии , был секретарем с.-д. фракции австрийского парламента, сотрудничал в венской с.-д. газете «Арбейтер-Цейтунг». После революции был председателем комиссии по социализации, а после создания австрийской республики-министром иностранных дел. В 1920-один из основателей так наз. 2½ Интернационала , в 1922 - участник конференции 3-х Интернационалов, которые. безуспешно пытался объединить; участвовал в слиянии 2½ Интернационала со 2-м. В наст. время - депутат австр. парламента и член исполкома 2 Интернационала . Бауэр в своих произведениях по национальному вопросу сторонник национально - культурной автономии («Национ. вопрос и соц.-демократия»). В 1926 на съезде австрийской социал-демократии в г. Линце принята разработ. Бауэром новая программа. Бауэр - теоретик «левого» крыла 2 Интернационала, гл. обр. по рус. вопросу.

По теории Бауэра («Большевизм и социал-демократия» и др.), русская революция совершена пролетариатом , но впоследствии она неминуемо примет буржуазно-демократический характер. Пролетариат мог в октябре 1917 вступить на путь социалистической революции только потому, что крестьянство , преобладающее и численно и экономически в России, было неспособно совершить свою демократическую революцию, т. к. оно было забито и малосознательно. Но со временем положение изменится. Пролетарская революция дала крестьянству полит. права и землю; она же занялась просвещением деревни. Поэтому удельный вес крестьянства все время будет возрастать и наконец оно станет господствующим классом. Это приведет к перерождению социалистич. революции, произойдет обратное (возможно мирное) врастание СССР в капитализм .

Изложенная теория Бауэра не выдерживает научной критики.

1) Бауэр забывает, что пролетариат СССР держит в своих руках командные высоты народного хозяйства (промышленность, транспорт, кредитную систему, внешнюю торговлю), в его pyкax находится производство средств производства, и это обеспечивает ему при умелой политике господство до полного уничтожения классов . 2) Бауэр замалчивает то важнейшее обстоятельство, что социалистический способ производства является более прогрессивным, чем капиталистический, а - прогрессивные формы хозяйства побеждают отсталые. 3) Бауэр забывает, что современ. капитализм в его империалист. стадии вызывает крайнее обострение классовых и иных противоречий. СССР не изолирован. Все угнетенные видят в нем своего вождя.

Бауэр - весьма искусный, хитрый и гибкий политик. Он не отказывается и от революционной фразеологии; иногда даже заявляет себя последователем Ленина в вопросе о союзе пролетариата с крестьянством. Но союз понимает чисто реформистски: он ставит себе целью при помощи крестьянских голосов получить большинство в парламенте. Что касается диктатуры пролетариата, то, по Бауэру, час этой диктатуры пробьет только тогда, когда буржуазия восстанет против законного демократического парламента, в котором пролетариат будет иметь большинство. Что буржуазия устанавливает свою диктатуру раньше, чем пролетариат завоевывает парламентское большинство, и что после восстания буржуазии против законного парламента гораздо труднее пролетариату захватить власть (примеры: Болгария, Литва и т. д.), - подобные «мелочи» Бауэр по обыкновению обходит молчанием, упускает из виду.

Литвинов.

В статье воспроизведен текст из

Австрийский теоретик Отто Бауэр о крестьянских корнях Октября и буржуазности советской политики

Отто Бауэр (1881-1938) - знаковая фигура для мировой социал-демократии XX века. Будучи ведущим теоретиком Социал-демократической партии Немецкой Австрии (СДРПНА), Бауэр внес огромный вклад в разработку австромарксизма - оригинального учения, сочетавшего в себе "трезвый рационализм" и "революционный энтузиазм". На практике это означало идейное лавирование на грани большевизма: австрийский путь к социализму тоже предполагал революцию и диктатуру пролетариата, но они должны были быть достигнуты строго в русле демократического процесса.

Октябрьские события 1917 г. в России стали важным ориентиром для австромарксизма в поиске ответа на вопрос о целесообразности революционного насилия. В 1920 г. вышла работа Бауэра "Большевизм или социал-демократия?" - попытка анализа Октября и его последствий, обобщившая его взгляды по русскому вопросу. Большое внимание здесь уделено особенностям российской деревни, которые, по мнению австрийского оппонента Ленина, в весьма значительной степени определили характер революции. Бауэр стремился доказать, что большевизм является далеко не единственным эффективным методом пролетарской революции, что это изобретение ленинцев, произрастающее из российских реалий и истории, причем изобретение, носящее в отношении крестьянства именно буржуазный характер. Внешне свергнув власть помещиков и капиталистов, Ленин и его соратники ошибочно возрождают капиталистические порядки в деревне, что им еще аукнется в будущем, полагал критик большевизма.

Суммируя свои наблюдения, Бауэр пришел к ключевому для австромарксизма выводу, что в странах Запада, где рабочий класс составляет большинство населения, пролетарская революция может быть реализована именно демократическими методами, а не насилием. Эти свои убеждения Бауэр и его сторонники в пику большевикам попытались реализовать на практике в проекте "Красной Вены" (1918-1934), когда в течение 16 лет социал-демократы пытались создать новый марксистский облик австрийской столицы.

К сожалению, работа Бауэра, с которой были хорошо знакомы вожди Октября, так и не была переведена на русский язык. Большевики активно критиковали своего венского оппонента, причем часто не зная оригинала, по хорошо известной в советские годы методе "Я Пастернака не читал, но решительно осуждаю". Между тем и спустя столетие аргументы Бауэра заслуживают быть услышанными - предсказанные им противоречия между пролетариатом и крестьянством по итогам октябрьских событий самым ярким образом проявились уже к концу 1920х гг. во время массовой сталинской коллективизации. Ниже приводится впервые переведенный с немецкого языка отрывок из книги Бауэра "Большевизм или социал-демократия?", в котором дается характеристика прихода к власти большевиков и роли крестьянства в русской революции 1 .

Публикацию подготовил Михаил Борисёнок, аспирант

В феврале 1917 г. голодные бунты рабочих Петрограда переросли в революцию в тот момент, когда солдаты-крестьяне в военной форме - встали на сторону пролетариев. Эта революция была с самого начала определена двумя требованиями, заполнявшими все сознание пролетариев: солдат требовал мира; крестьянин требовал помещичью землю. Временное правительство должно было отсрочить выполнение этих требований. Под угрозой германского империализма, скованное обязательствами перед империалистическими державами Запада, оно не могло заключить мир. До тех пор, пока война продолжалась, Временное правительство не могло приступить к радикальному преобразованию аграрных отношений; ведь сама новость, что в деревне начинается передел господской земли, разложила бы армию на фронте, потому что ни одна сила не смогла бы удержать одержимых земельным голодом крестьян в окопах. Таким образом, крестьянин-солдат полгода напрасно ждал земли и мира. С каждым месяцем его терпение таяло. Он был разочарован. Он ощущал себя обманутым. Так он стал восприимчивым к пропаганде большевиков, которые обещали ему немедленный мир и немедленный передел земли. Когда пролетариат столиц в октябре 1917 г. выступил против Керенского, он повлек за собой значительную часть армии, в то время как другие солдаты разбежались по своим деревням, чтобы не опоздать к раздаче земли. Так русский пролетариат завоевал власть. Русский пролетариат мог установить свою власть, поскольку лишь с его помощью русский крестьянин мог получить помещичью землю. Пролетарская революция должна была победить в России, поскольку только она могла здесь осуществить то, что в Западной и Центральной Европе уже сделала буржуазная революция: разрушение феодальной сельскохозяйственной системы; установление буржуазного права собственности в деревне.


Аграрная революция под диктовку эсеров

25 октября (по старому стилю) 1917 2 года Петроградский совет завладел властью в столице. Уже на следующий день, 26 октября, Всероссийский съезд советов по предложению Ленина принял декрет, который упразднил помещичье землевладение и передал эти земли, а также государственные и церковные, в управление крестьянским земельным комитетам. Права на землю затем отрегулировал принятый III съездом Советов "Основной закон о социализации земли". Содержание этого закона во многом определялось не взглядами большевиков, а теориями левых эсеров, которые в то время входили в коалицию с большевиками и внутри этой коалиции были глашатаями крестьянства. [...]

Наследники народничества, социалисты-революционеры, еще до 1905 г. стали идеологами русского крестьянства, после 1905 г. укрепили свои позиции среди крестьян, а во время революции 1917 г. стали настоящими глашатаями революционного крестьянства. В партии эсеров отразилась революционная борьба крестьян за передел помещичьих земель на отдельные крестьянские хозяйства; борьба не за социализацию сельского хозяйства, а за утверждение и расширение индивидуального частного крестьянского хозяйства за счет класса землевладельцев. Но поскольку эсеры были революционной партией, они упаковали свою борьбу за установление буржуазных порядков в социалистическую обертку. Их аграрная программа строилась вокруг иллюзии о построении социализма на руинах крупных землевладений с помощью индивидуальных хозяйств. [...] 9 февраля 1918 г. эта утопия вошла через "Основной закон о социализации земли" в свод законов Советской России.


Противоречия земельного закона

"Всякая собственность на землю и недра, - гласит закон, - отменяется навсегда". Всякая собственность; включая собственность крестьян. Собственником всей земли является совокупность всего трудового народа, от имени которого крестьянские и городские Советы распоряжаются ею в своих административных границах. Земля, до тех пор пока она не отошла совхозам - крупным предприятиям под управлением Советов - отдается в пользование крестьянам-единоличникам. Получить землю в пользование может лишь тот, кто будет обрабатывать ее со своей семьей; использование наемного труда запрещено и может караться лишением права пользования. [...]

"Основной закон" сохраняет существование индивидуального крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство остается самостоятельным предприятием, а сам крестьянин - производителем товара, с которым общество связано лишь отношениями купли-продажи. [...] В этом заключается свойственная эсерам иллюзия: они, как глашатаи крестьянства, хотели укрепить и расширить индивидуальное крестьянское производство и верили в возможность достижения тех результатов, которые могут быть претворены в жизнь лишь при социалистическом производстве. В силу этой иллюзии в "Основной закон" вкрались внутренние противоречия, которые, с одной стороны, делают его невыполнимым в принципе, с другой стороны, его выполнение, вероятно, станет одним из тяжелейших препятствий для развития производительных сил.

Одна лишь "социализация" земли, передача собственности на нее "всему трудовому народу", является бессодержательной фразой. [...] Ограничение права пользования продолжительностью жизни крестьянина остается на бумаге; советская власть, хоть и декретировала отмену права наследования, но не предприняла попытки распространить ее на крестьянство. Декрет от 1 мая 1918 г. четко устанавливает, что его положения об отмене права наследования не распространяются на крестьянскую собственность, что было бы бессмысленным, если бы имели силу положения закона о социализации, запрещающие наследование земли.

На практике крестьяне оставляют землю своим детям; советская власть также не может воспрепятствовать тому, чтобы ее делили, продавали и покупали. Таким образом, несмотря на декрет, земля остается товаром. [...]

Запрет на наемный труд вообще не реализуем; там, где экономика уже развивается интенсивно, этот запрет будет невозможно установить. Ведь интенсивное сельское хозяйство - это сезонное производство, которое не может целый год кормить такое количество рабочих, каковое требуется в период наибольшей потребности в рабочей силе. Товарное сельское хозяйство не может обойтись без наемного труда; нельзя сохранить индивидуальное товарное производство и при этом стремиться ликвидировать наемный труд.

В действительности декрет от 11 июня 1918 г. об организации "сельской бедноты" 3 даже крестьянам, которые используют наемный труд, дает активное и пассивное избирательное право в комитетах бедноты в случае, если их хозяйство не превышает "потребительской нормы". Если в июне крестьяне, которые используют наемный труд, еще относятся к "сельской бедноте", то, конечно, декретированная в феврале отмена наемного труда не могла быть осуществлена. Итак, от "социалистической" обертки реформы ничего не остается. Ее истинным содержанием является не "социализация" земельной собственности, а передел земли помещиков между крестьянами; не обобществление сельского хозяйства, а, наоборот, замещение обобществленного, разумеется, обобществленного на феодальных или капиталистических началах труда в крупном хозяйстве индивидуальным трудом в мелком крестьянском хозяйстве.


Семь бед - один декрет

В противоречиях между реальным содержанием и "социалистической" демагогией аграрных декретов проявляется влияние левых эсеров на аграрное законодательство Советской республики: это элемент старого народничества в революции под предводительством марксистов. Однако этот элемент не случаен. В том факте, что победа большевиков дала эсерам вписать в закон свою аграрную программу, выражается то, что политическая победа пролетариата проложила крестьянам путь к достижению их социальной цели. [...]

Однако историческое значение аграрных декретов совершенно не зависит от их отдельных положений. Они по большей части заключаются в том, чтобы, с одной стороны, санкционировать завершенный передел помещичьей земли, с другой - дать крестьянству сигнал к захвату этой земли там, где это еще не произошло. Экспроприация проходила стихийно, дико, с большими разрушениями и разорениями, соответствуя уровню культуры необразованного, в большинстве своем неграмотного крестьянства, лишь несколько десятилетий назад освободившегося от крепостной зависимости и одичавшего во время войны. О содержании аграрных декретов освободившиеся от своих оков массы не заботились. Те положения, согласно которым в первую очередь должны были быть обеспечены землей безземельные и малоземельные крестьяне, чтобы ликвидировать расслоение в крестьянской среде, не оказали влияния. Именно богатые крестьяне и середняки завладели большей частью добычи, не только потому, что в деревне они - наиболее активные, ведущие социальные слои, но и потому, что деревенские комитеты в большинстве случаев дают столько земли, сколько крестьянин может обработать; малоземельные и безземельные крестьяне в силу нехватки или отсутствия инвентаря могут получить лишь немного земли. То, что передел помещичьей земли вопреки декрету не проводился на "уравнительно-трудовых началах", доказывает хотя бы тот факт, что уже через год после передела началась упорная борьба между "деревенской буржуазией" и "деревенской беднотой". Но как бы дико и беспорядочно ни был осуществлен передел, он был осуществлен. Именно так русский крестьянин освободился от барщины и оброка, которые в измененном виде на шесть десятилетий пережили крепостное право. Именно так были разрушены последние пережитки крепостного права, последние остатки феодального рабочего законодательства. [...] Как бы ни определялось отношение крестьянина к земле юридически, с точки зрения экономики он является собственником земли до тех пор, пока земельная рента достается ему, и только ему. Как и в других случаях, новая земельная конституция пытается выглядеть "социалистической", но на практике она наделяет крестьян буржуазной собственностью; ведь она не отменяет присвоение прибавочной стоимости, а отдает прибавочную стоимость в форме земельной ренты в руки крестьянину.

1. Перевод сделан по изданию: Bauer O. Bolschewismus oder Sozialdemokratie? Wien, 1920.
2. Бауэр ошибается, называя в этом месте 1918 год вместо 1917-го.
3. Имеется в виду декрет ВЦИК об организации комитетов бедноты (комбедов) от 11 июня 1918 года. В оригинале у Бауэра стоит неверная дата 20 мая.