В чем смысл монашества? Что значит быть монахом? Происхождение монашества и его значение в церкви Что значит средний путь монашества

  • свт.
  • Напоминание всечестным инокиням … свт.
  • О трех обетах монашества архим.
  • игумен Дионисий (Шленов)
  • прп.
  • свт.
  • О том, как монаху быть совершенным прп.
  • Отречение oт мира мон.
  • архим.
  • свт.

Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий ) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию , подвигам.
Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни . Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к , отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
епископ

«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря:

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» ().

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (

Когда-то Марина Цветаева написала такие строки:
«Ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми… ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей… без круга, без среды, без всякой защиты… хуже чем собака, а зато, а зато – все».

«Всё»… Имеется в виду, очевидно, дар духовного вникновения в мир, духовного постижения мира, способность слышать горнее и поэтически выражать духовную сущность бытия. Мы знаем, что Цветаева всю жизнь страдала.

В 80-х годах другая поэтесса, Белла Ахмадулина, жившая вполне хорошо, спокойно и богато, прочитав эти строки, обратилась к Небу с такой молитвой: «Я Тебя не знаю, кто Ты – Бог? Высшая сила? Вселенский разум? Но прошу Тебя – дай мне всё!». И она уверяет, что тотчас услышала в сердце своём ответ: «А за что тебе всё???».

По мысли сербского святого Иустинa, «благодать отмеряется человеку по мере труда».
И монах – это тот человек, который готов на тяжелейший труд ради того, чтобы по-настоящему жить Богом.

Поэтому монашеская жизнь хоть и трудна, но самими монахами определяется как радость.

Святой Варсонофий Оптинский: «Монашество есть блаженство».
Из нашего мира уходит желание и умение жить подвигом, терпеть ради преображения, исцеления отношений и себя самого, быть готовым умереть за то, что решилось полюбить сердце. И хотя многие ещё согласятся с Конфуцием, что «умереть от голода – небольшое дело, а утратить мораль – большое», но на практике мало кто будет готов умереть от голода ради того, чтобы всё совершить правильно и праведно. А ведь наша жизнь имеет цену, только когда нам есть за что умирать, чему отдавать себя. Этим чем-то не может быть никакой отдельно взятый человек – этого слишком мало для всеобъемлющего, вселенского измерения каждого из нас. Но актуализировать родство к человеческому роду, быть всем для всех или хотя бы попытаться так жить – вот это труд, достойный человеческого величия.

Путь к себе настоящему, путь к другим, путь к Богу – это триединый путь. Человек идёт этим путём только по мере жертвы. Насколько он отдаёт себя, настолько подлинное бытие совершается в нём. И если стать святым действительно сложно, то быть героем должно быть естественно для христианина. Герой героичен именно тем, что не живёт для себя. Ему не нужно ни самоутверждение, ни положение, ни власть, ни деньги, ни комфорт, ни удовольствие, но только свет в сердцах тех, кто любимы им. Герой даже не думает, куда Бог поместит его после смерти – он всецело доверяет решению Христову и волнуется только о том, как бы больше, вернее и чище послужить тому Богу, который дорог герою. Дорог не ради наград, сам герой может вести жизнь, с точки зрения всех других, очень трудную. Но он никогда не ропщет, ибо ищет не покоя телесного, а желает всех и каждого вобрать в своё сердце, чтоб его «я люблю» было чистым и верным и в полной мере являло измученному миру Христа.

Христианин может не стать святым, но он не может не быть подвижником. Монашество – путь постоянного подвига, когда человек старается исполнять одни только заповеди Христовы во всяком времени, месте и деле.
Христианство сразу провозгласило себя религией аскетической… Аскетизм в христианстве не есть удел немногих избранных, но непременное и необходимое условие подлинно христианского жития, поскольку каждый христианин должен быть подвижником и аскетом.

П. Пономарёв «Догматические основы христианского аскетизма»: «Что действительно в первые три века христианства аскетизм был известен членам церкви Христовой как один из существенных подвигов, проходя который они тем самым более осуществляли заповеди Христа, – в этом нет никакого сомнения. Учёные разных направлений, исследующие жизнь первенствующих христиан вплоть до эдикта императора Константина Великого, все единогласно говорят о существовании у них аскетизма».

История возникновения монашества:
Рассмотрим это на таком важном примере, как описание причин зарождения монашества. У И. Мейендорфа, А. Дворкина и А. Шмемана причина такова – после подписания Константином с Лицинием в 313 году Миланского эдикта, в котором разрешалось христианство, язычники во множестве хлынули в Церковь (духовной же жизнью из них почти никто не жил), и те, кто хотел угодить Богу и был против обмирщения Церкви, становились монахами.

Но совсем иной взгляд на происхождение монашества современного профессора МДА А. Сидорова. Он, приводя множество фактов, обращает наше внимание на тот факт, что монашество появилось раньше миланского эдикта и вырастает ещё из ветхозаветного назорейства. Преподобный Антоний, оформивший монашество как образ жительства, родился в 253 году и в 20 лет стал монахом, живя под руководством опытного старца. То есть такая форма жизни была ещё до Антония.

А. Сидоров: «Монашество не вдруг и не сразу появилось на сцене всемирной истории, оно не было duesexmachine, ибо на протяжении более двух столетий зрело в лоне Церкви в виде того, что условно можно назвать древнехристианским аскетизмом».

Монашество появилось и в тех странах, которые не имели никакого отношения к Византийской империи: Сирии, Ирландии, Галлии.

П. С. Казанский: «Быстрое распространение иночества в то время, когда вера христианская сделалась господствующей в Римской империи и прекратились гонения за веру, показывает, что благочестивая ревность христиан к сей жизни только стеснялась в своём обнаружении временами гонений и, получив свободу, стремится обнаружиться во всей силе».
Итак, аскетическая жизнь соприродна Церкви и совечна ей.

Святой Иустин Философ (100–165 гг.): «И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые из девства сделались учениками Христовыми, живут в девстве, и я готов указать таких из всякого народа».

Тертуллиан (155–220 гг.): «Сколько людей посвятило себя целомудрию сразу после крещения! Сколько супругов с обоюдного согласия отказались от плотского общения, став добровольными скопцами ради Царства Небесного».

Ориген (185–254 гг.) прямо говорит о существовании в Церкви его времени вдов и воздерживающихся как особой группы христиан, посвящающих себя целиком аскетическому служению Богу.
Святой Антоний Великий (251–356 гг.) пришел учиться к старцу-отшельнику, живущему недалеко от селения. Этот старец обитал там с юности. Антоний также ходил ко многим известным подвижникам того времени и учился у них духовной жизни.

С. Смирнов «Духовный отец в древней восточной церкви»: «Преподобный Антоний уже имел старцев-руководителей».

Мы видим, что общий настрой жизни первых христиан был аскетическим. Они боролись со своим ветхим человеком ради того, чтобы в них просияла икона их самих.

При этом каждый выбирал тот путь, которому более всего соответствовал, которого желало его сердце. Кто-то вступал в брак и жил аскетически, имея детей. Кто-то, вступая в брак, жил с супругом или супругой как брат с сестрой. Кто-то жил в девстве вне брака, но при этом учился всех любить. Например – святая мученица Татьяна, которая была диакониссой, то есть служила бедным и больным. Постепенно путь безбрачия исторически трансформировался в те формы, которые и стали монашеством, нынче существующем в Церкви.

М. Скабалланович: «Монашество в Церкви появилось гораздо раньше IV века».

И по Промыслу Божию, когда язычники во множестве пришли в Церковь, они по всему миру встречали великих подвижников монахов и учились у них православной духовной жизни. Конечно, мы должны знать, что не только среди монахов было тогда (как и сейчас) в Церкви множество подвижников и подвижниц.

Некоторое время монашество существовало в форме отшельничества. Хотя, конечно, сравнительно скоро появилась идея общежительного монастыря. В современные формы монашество оформил святой Василий Великий, который особенно отстаивал идею общежительной монастырской жизни. Он считал, что отшельничество не так полезно по той причине, что отшельнику некому служить любовью. А любой христианин должен жить для других и служить другим. В общежитии это легко сделать.

Святой Василий Великий рассматривал монашество не как некую элиту, стоящую над Церковью несовершенных и несколько особняком от неё, но как осуществление церковного идеала христианского совершенства тем путём, который в принципе доступен любому верующему. Он учил, что нет и принципиально не может быть особой этики для монахов и для мирян.

Святой Василий Великий: «Разве не для вступивших в браки написаны Евангелия?».
Святой Василий Великий пишет известные нравственные правила не как монашескую этику, но как этику всех христиан вообще. Святой лично знал многих подвижников, и девствующих и женатых. Ко вторым можно отнести его мать – святую Эмилию, брата – святого Григория Нисского (которого VII Вселенский Собор назовёт «Отцом отцов»).

В 22-м послании, представляющим собой аскетический трактат «О совершенстве жизни монашеской», святой Василий говорит о христианском, а не некоем особом монашеском совершенстве: «Христианину следует иметь помыслы, достойные небесного призвания, и жить достойно Евангелию Христову».

Уже в XX веке праведный митрополит Антоний Сурожский скажет, что все мы должны жить так, чтобы, если Евангелия будут утеряны, другие люди смогли бы написать их, глядя на наши лица.
«Нравственные правила» святого Василия Великого не есть монашеский устав в собственном смысле слова. Это сборник аскетических произведений, первоначально называющийся «Аскетикон».

В монашестве были течения, которые не слишком серьёзно относились к необходимости Таинств. Святые отцы, напротив, говорили о необходимости участия в Таинствах.

Отшельники, жившие далеко от храма, и иноки, отправлявшиеся в путешествие, брали с собой причастие.

Святой Василий Великий: «Все проходящие монашескую жизнь в пустынях, где нет священников, имеют причастие дома и принимают его своими руками. А в Александрии и Египте даже из мирян почти каждый имеет дома у себя причастие».

Это замечание важно для нас, потому что, по мысли отцов, только своими силами не стать праведником. Праведность благодатная обретается в синергии, сотворчестве Бога и человека.

Евангелие требует от всех христиан нравственно-доброй жизни и борьбы со своими страстями и пороками, но вместе с тем с самого начала христианской Церкви многие из верующих стремились к достижению высшего духовного совершенства. Они добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным, принимали на себя обет девства, проводили время в непрестанной молитве, трудах, посте и воздержании. Христиан, выбравших высший путь служения Христу через отречение от материальных и иных благ мира, называют монахами (от греч. «monos» – один, одинокий) или иноками , т. к. они ведут особый (иной, отличный от мирского) образ жизни.

Монашество возникло еще в период гонений на христиан, во II–III веках. Расцвет монашеского подвига приходится на IV–V века, когда гонения на христиан прекратились и христианская вера в Римской империи стала государственной. В это время большое число христиан, желая всецело посвятить себя Богу, стало покидать города и селиться в пустынях. Обычно этот исход связывают с притоком в Церковь большого числа язычников. Прежде люди становились христианами по глубокому убеждению, понимая, что этим они обрекают себя на гонения и смерть. Теперь христианство, как религию, покровительствуемую и распространяемую государством, можно было принимать безбоязненно. Это неизбежно приводило к снижению духовного уровня и высоты жизни христиан, к увлечению житейскими попечениями, роскошью и увеселениями. Поэтому многие ревностные христиане, ищущие возможности во всей полноте исполнить заповеди Христовы, понести особенный подвиг ради Него, удалялись от мира и шли в пустыню.

Родиной иноческого подвига является Египет, а отцом монашества считается египетский подвижник св. Антоний Великий (251–355). Он не был первым пустынножителем, но стал первым человеком, возбудившим широкий интерес к этому роду христианского подвига. Высота духовной жизни и добродетелей преподобного Антония, его нравственный авторитет побудили огромное число христиан последовать его примеру и вступить на иноческий путь.

Антоний родился в богатой семье, в 18 лет стал сиротой. В подражание апостолам, все оставившим ради Христа, он отдал свое имение нищим и стал учеником старца, жившего на краю селения . Посещал Антоний и других отшельников, желая воспользоваться их советами, перенять их опыт подвижнической жизни. Уже в это время Антоний так прославился своими подвигами, что его называли «другом Божиим».

В стремлении к полному уединению в 34 года Антоний оставил старца и поселился в совершенно безлюдных местах на берегу на берегу Нила. Антоний страдал от голода и жажды, мучился от тяжелых помыслов. С нападавшими искушениями подвижник боролся постоянным физическим трудом и молитвой. Однажды, когда святой подвижник изнемогал и готов был впасть в уныние, ему явился Господь. Увидев Его, Антоний воззвал: «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» Господь ответил: «Я был здесь и ждал, пока не увижу твоего подвига».

Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди, что не может укрыться город, стоящий наверху горы. Через некоторое время слава о необыкновенной жизни преп. Антония распространилась по всему Египту. Приходившие к Антонию удивлялись, не находя в нем следов изнурения от величайших лишений, которым он подвергал себя; это был спокойный и со всеми одинаково приветливый старец. Многие христиане стремились поселиться около него и вести подвижническую жизнь.

Преподобный Антоний является основателем отшельнического подвига. Он не оставил после себя монастыря, устроенного по строго определенным правилам, как это делали впоследствии многие преподобные. Колонии отшельников, появившиеся под его влиянием, были объединены только духовными связями. Отшельники жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах, предавались посту, молитве, трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и т. п.). Антоний был духовным отцом этого множества иноков, он наставлял учеников жить в полном отречении от земных благ, в совершенной преданности воле Божией, в непрестанном труде и молитве, учил борьбе со страстями и духами злобы. Наставления преподобного Антония легли в основу всей последующей аскетики, а его житие, написанное свт. Афанасием Великим, на многие века стало образцом для составления жития преподобного. За свои подвиги святой Антоний заслужил наименование Великого.

В Египте зародилась еще форма иноческой жизни – скитская или полуотшельническая . Подвижники, имея при себе одного-двух учеников, жили в хижинах или пещерах (келиях) и только по воскресеньям сходились в храм. Наставника называли «авва», что означает «отец». Отношения между аввой и его учениками строились на взаимной любви и послушании наставнику. Среди египетских подвижников, ведших полуотшельнический образ жизни, пожалуй, более всех известен прп. Макарий Великий († 400), преемник прп. Антония, бережно хранивший его наследие и продолживший после его кончины дело духовного назидания иноков.

Основателем третьего уклада монашеской жизни – общежительного – стал св. Пахомий Великий († 346). Он происходил из языческой египетской семьи и был воином. Во время службы Пахомий имел случай ближе узнать христиан и проникся к ним большим уважением. По окончании войны Пахомий принял крещение, ушел в Фиваидскую пустыню и провел там 15 лет под руководством одного старца-отшельника. По внушению Божию Пахомий оставил старца и на острове посреди Нила устроил монастырь. В этом первом общежительном монастыре монахи жили по трое в келье, вместе один раз в день вкушали пищу (хлеб с солью, иногда овощи без масла), вместе занимались рукоделием (доходы принадлежали всей общине), носили одинаковую одежду (льняной хитон, кожаный пояс, островерхая шапочка, сандалии), несколько раз в день сходились в храм для молитвы.

Для всех монахов обязательным было отречение от всего мирского (родных и имущества), полное подчинение настоятелю и отсечение своей воли.

Впоследствии прп. Пахомий основал еще несколько монастырей. Он же устроил и первый женский монастырь. В конце жизни преп. Пахомия под его управлением было уже 11 монастырей, из которых 2 женских. Все эти монастыри подчинялись одному настоятелю (Пахомию) и жили по единому, им созданному Уставу. Большинство древних авторов сообщает, что правила, по которым строилась жизнь в обителях прп. Пахомия, были дарованы ему Ангелом. По некоторым сведениям, к концу IV века в устроенных прп. Пахомием монастырях подвизалось до 7000 монахов .

Общежительные монастыри прп. Пахомия имели большое значение для распространения монашества. Отшельнический подвиг чрезвычайно труден и доступен для немногих, наиболее опытных и духовно сильных подвижников. А общежительный монастырь с посильными для обычного человека правилами давал возможность жить монашеской жизнью всем желающим. В общежитие мог быть принят любой, даже новообращенный христианин. Иногда в обители прп. Пахомия приходили люди, не знавшие молитвы Господней «Отче наш». Жизнь в обществе единомышленников служила хорошим наставлением в вере, оказывала благотворное влияние на новообращенного. Впоследствии стало правилом, чтобы благословение на отшельнический подвиг иноки получали только после многих лет жизни в общежительном монастыре.

В скором времени монашество распространилось и в других районах – в Палестине и на Синае, в Сирии, Малой Азии, Западной Европе, позднее – на Святой горе Афон. Монастыри устраивали не только в пустынях, но и вблизи городов, при этом городские монастыри по высоте жизни нисколько ни отличались от пустынных. Одним из самых знаменитых городских монастырей был Студийский монастырь в столице Византийской империи Константинополе.

В некоторых областях монашество приобрело своеобразные черты. Очень суровыми подвигами отличались сирийские монахи. Иные не употребляли вареной пищи и питались травами, иные жили под открытым небом, носили вериги или приковывали себя цепью к скалам. В Сирии появился такой вид подвига как столпничество (многолетнее молитвенное стояние на столпе – башне). Основателем подвига столпничества считается прп. Симеон Столпник († ок. 459), который провел на столпе около 80 лет.

В Палестине иноки не брали на себя таких тяжелых подвигов и старались шествовать средним путем, более доступным. Здесь был распространен полуобщежительный тип жизни. Несколько скитов соединялись под властью одного настоятеля в единый монастырь – лавру . Каждый инок трудился и хозяйничал сам, но для всех были общие правила жизни и общий храм. Самой известной палестинской лаврой является существующая и доныне Лавра прп. Саввы Освященного (†532), расположенная недалеко от Иерусалима. Палестинские иноки находили время и для служения миру: они устраивали больницы, странноприимные дома, участвовали в борьбе с ересями. Впоследствии именно палестинский образ монашеской жизни был воспринят на Руси.

Монашество всегда оказывало великое благотворное влияние на христиан, несущих подвиг в мире. Иноки показывали мирянам образец жизни во Христе. За годы многолетних подвигов монахами была глубоко изучена человеческая душа, ее страсти (духовные болезни, внесенные первородным грехом) и найдены принципы борьбы с ними. Жития и записи мудрых изречений святых подвижников стали руководством в духовной жизни для последующих поколений христиан.

Монашество содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества. Высокая жизнь иноков приводила в удивление даже язычников и была для них доказательством святости христианской веры. Антоний Великий одним появлением своим в Александрии, по свидетельству святого Афанасия Великого, обратил к Христовой вере столько язычников, сколько в другое время их обращалось в год.

Иноки являлись усердными сотрудниками епископов в борьбе с еретиками, они безбоязненно обличали сильных мира за уклонение от Церкви и Православия. Показателем признания высокого значения монашества в жизни Церкви стало принятое в XI веке решение об избрании епископов только из среды монахов.

Монашество - явление, непонятное большинству. Это не удивительно, ведь образ жизни монаха стоит вне мира, принципиально отмежевавшись от всего, что миру привычно и естественно. И мир не способен понять того, кто сознательно стремится за его пределы.

Но испытующие с благим настроем могут приблизиться к пониманию смысла монашества. Для этого необходимо уяснить, как в Православии понимается слово «грех».

Современное общество уверено, что грех - это некая вина перед Богом, в которой нужно «каяться». При этом и само понятие покаяния часто не осознается адекватно.

В православном же богословии термин «грех» имеет несколько значений:

Личный грех - сознательное нарушение воли Божией отдельно взятой личностью. Прародительский грех - личный грех Адама и Евы в Раю. Родовой грех - следствие греховной жизни семьи, рода, особые склонности к каким-либо страстям членов одной семьи.

Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум - существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй половины, второго «я», через обретение другого. В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку.

«Тайные» постриги совершаются и сейчас,вот только вопрос об их необходимости в православных кругах не всегда вызывает одобрение.Гораздо чаще в наше время распространена традиция «монаха в миру», когда человек в постриге живёт дома, ходит в храм по силам и возможности, посещает обычные для мирского человека места. В основном,это женское преимущество (из мужчин встречала только о.Рафаила и его папу(не знаю имени в постриге),и то,кажется,о.Рафаил числится в штате ОП).По благословению духовников, женщины, как правило не могущие по своим физическим силам жить при обителях, принимают постриг и продолжают жить в миру.Есть среди них очень внимательные и добрые люди.Но,как это ни печально, часто встречаются очень странные личности.Знаю таких монахинь не одну и не двух,поэтому говорю о вполне реальных вещах.Кто-то «бегает» за батюшкой, выпрашивает постриг, в назначенный день просто «просыпает» время пострига (и так до трёх раз).

Монах в переводе с греческого означает – одинокий, уединенный. По официальным энциклопедическим источникам это - член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве.

Есть и более продвинутые, раскрывающие более или менее философский смысл определения:

«Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть монахи. …Монах - значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединён, тот ещё не монах, хотя бы и жил в уединённейшем монастыре.»

Тем не менее, для большого числа пытливых искателей понятие монашества окружено ореолом тайны, как и многое другое в нашу смутную эру беспредельной лжи. Всё же давайте попробуем найти хоть какой-то понятный (с человеческой точки зрения) смысл в этом явлении, не прибегая к передергиваниям, подменам и прочим профанациям.

В IV веке, при императоре Константине Великом, христианство стало государственной религией Римской империи. В результате этого в христианской среде стали появляться новообращенные язычники, чей образ жизни был далек от чистоты веры. Тогда некоторые ревностные христиане, удаляясь от мирских соблазнов, стали уходить в пустыни. Так было положено начало монашеству или по-русски иночеству, то есть иному, духовно совершенному образу жизни.
О том, что же такое монашество, мы беседуем с игуменом Игнатием (Душеиным), благочинным VIII округа Калужской епархии.

Отец Игнатий, как правильно переводится слово «монах»: «один», «одинокий» или «единое»?

Думаю, правильнее будет сказать «уединенный». Не одинокий, в смысле отсутствия компании, а уединившийся от мира и суеты.

Пострижение в монашество принято относить к числу обрядов, хотя древние церковные авторы (Дионисий Ареопагит, Феодор Студит) называли его Таинством и включали в число Таинств. пострижение в монашество, подобно крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно браку, оно есть обручение Небесному Жениху - Христу; подобно священству, оно - посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно - соединение с Христом. Как при крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь, он добровольно становится младенцем, чтобы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4,13).

В чем смысл монашества? Зачем люди идут в монастырь?Уходят в монастырь и принимают монашество чтобы устранить все препятствия на пути души к Богу. Различные материальные потребности, родственные связи, свои собственные желания и прихоти могут служить препятствием, уводить в сторону. Для монаха все это должно быть сведено к минимуму. Уходя в монастырь и принимая монашество, человек главной целью своей жизни ставит поиск и исполнение Божьей воли, Божьего промысла о человеке.постоянная ссылка »

Как стать послушником монастыря?

В монашестве человек приносит Богу обеты, это очень серьезный шаг, обратного пути уже нет. Чтобы не произошло ошибки, человека длительное время испытывают. Для этого в монастыре есть несколько степеней монашеской жизни, это последовательное восхождение к монашеству, вот они:

Первый чин – это трудник, человек, который просто приехал познакомиться с монастырем, поработать во Славу Божью, то есть бесплатно, не за деньги.

Монашество Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного.

На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.

Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов. Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы. Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».

Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.

В IVвеке, при императоре Константине Великом, христианство стало государственной религией Римской империи. В результате этого в христианской среде стали появляться новообращенные язычники, чей образ жизни был далек от чистоты веры. Тогда некоторые ревностные христиане, удаляясь от мирских соблазнов, стали уходить в пустыни. Так было положено начало монашеству или по-русски иночеству, то есть иному, духовно совершенному образу жизни.

О том, что же такое монашество, мы беседуем с игуменом Игнатием (Душеиным), благочинным VIII округа Калужской епархии.

Отец Игнатий, как правильно переводится слово «монах»: «один», «одинокий» или «единое»?

Думаю, правильнее будет сказать «уединенный». Не одинокий, в смысле отсутствия компании, а уединившийся от мира и суеты. Под словом «мир» следует понимать не человеческое общество (иногда духовно цветущие монастыри находились в столичных городах), а, как пишут святые отцы, «совокупность страстей».

В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть непорочен, одной жены муж (1Тим.3:2). Разрешение это можно объяснить только обстоятельствами того времени. В 1-м послании к Коринфянам самым определенным образом выражена мысль, что служитель Церкви не должен иметь житейских попечений: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви; а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (7:32-33). Ради служения Господу сам апостол остался безбрачным (1Кор.7:8). Блаж. Феодорит говорит, что апостол принужден был выказать подобное снисхождение по отношению к епископам, т.е. допустить им иметь одну жену, потому что проповедь Евангелия была только в зародыше: язычники не имели понятия о девстве, иудеи же и не допускали его, так как рождение детей считали благословением.

Митрополит Иларион (Алфеев): «О монашестве» Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум - существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй «половины», второго «я», через обретение «другого». В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку. Не случайно многие

Перед каждым православным человеком в определенный момент встает вопрос, какой путь выбрать: семейной жизни или монашества? О том, как его разрешить и каковы эти пути, говорил преподобный Паисий Святогорец, чьи наставления представлены вашему вниманию в этой статье.

Худ. Владимир Егорович Маковский

Каждый человек, достигнув определенного возраста, оказывается на жизненном распутье и, порой, не знает, что ему выбрать: путь семейной жизни или монашества. Старец Паисий Святогорец старался помочь таким людям и напоминал, что в первую очередь необходимо для самого себя понять, каково предназначение человека. По его словам, всегда нужно помнить, что смысл жизни состоит в том, чтобы достичь Царствия Небесного, куда ведут два благословенных Богом пути. Оба эти пути разные, но ведут к одной цели. Самое главное, чтобы идущий по одной дорожке не осуждал того, кто идет по другой. Сами по себе монашество или семейная жизнь не делают человека святым, наследником вожделенного рая. На обоих этих путях встречаются свои горечи и беды. Только личное любочестие и усердное стремление подвизаться добрым подвигом освящают монаха либо семьянина. Отец Паисий говорил: «Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим» .

«Смысл жизни состоит в том, чтобы достичь Царствия Небесного, куда ведут два благословенных Богом пути. Оба эти пути разные, но ведут к одной цели».

Человеку, идущему в монастырь, следует убедиться, что желания его исключительно направлены на то, чтобы послужить Богу, а не удовлетворить собственным эгоистичным мыслям, навеянным гордостью. Ибо если он не создал семью из-за того, что в молодости предавался плотским страстям, а теперь, устав от разнузданной жизни, поспешно становится монахом, весьма сомнительно, что в монастыре такой человек сможет заполнить пустоту своего сердца.

Главное, чтобы молодые люди делали свой выбор решительно и не имели в себе гордости и эгоизма. Потому что иногда молодежь считает себя какой-то особенной и бережет себя для чего-то исключительного, не такого, как у всех. «Можно подумать, что они золотые и боятся, что их - словно простую железку - используют в железобетонной конструкции» , - говорил старец.

Некоторые боятся сделать выбор, потому что считают нынешнее время тяжелым. Старец на это говорил, что данная позиция неправильна, потому что если имеешь доверие ко Христу, то ничего не страшно.

«Молодым людям нужно постараться избежать поверхностной восторженности от монашества или семейной жизни»

Не стоит забывать, что время юности летит чрезвычайно быстро. Поэтому молодым людям лучше не стоять в нерешительности на распутье, а выбирать бракили монашество в соответствии со своими призванием, расположением и склонностями, не откладывая решение на потом. Чем человек становится старше, тем сложнее ему сделать выбор, особенно после тридцати лет, когда характер уже сформировался, а жизненный опыт заставляет действовать с оглядкой на трудности, которые сопутствуют обоим путям, в то время как молодые люди умеют отчасти закрывать на них глаза. Однако знание трудностей и скорбей, которые встречаются на обоих этих путях, необходимо, ибо оно может помочь избежать поверхностной восторженности как от монашества, так и от семейной жизни. Итак, каковы эти пути?

Монашеский путь

Монашество - это особый благодатный путь, на который человека призывает сам Бог.Старец Паисий много писал о том, в чем заключается глубокий смысл монашества в Православной Церкви. Монах уходит далеко-далеко от мира, потому что он любит мир и хочет помочь ему своей молитвой. Он уходит оттуда, где его молитве может что-то помешать, и идет туда, где сможет совершать молитву чистую и непрестанную за весь мир. Если человек мирской, оказывая кому-то благодеяние, помогает пачкой крупы или парой сапог, то монах своим непрестанным молитвенным стоянием оказывает материальную помощь всему миру, так как Благой Бог по его смиренной молитве дает нуждающимся пропитание. Великий постриг. 1898, худ. Нестеров Михаил Некоторые утверждают, что монахи -лентяи и нечего не делают, не приносят пользы миру. Но старец напоминал, что еще до того, как стать монахами, они уходят из мира, раздавая нуждающимся свое мирское имущество, которое им больше не нужно. Таким образом, они приносят огромную пользу тем, кто нуждается, живя в миру.

«Молодому человеку или девушке перед вступлением в монастырь необходимо внутренне повзрослеть»

Тому, кто выбрал путь монашества, важно до конца овладеть своим сердцем, чтобы в нем не было каких-либо чувств к какой-либо девушке (юноше). То есть, избирая монашество, молодой человек или девушка не должны иметь ни капли сомнения. При этом необходимо отличать сердечные чувства, присутствие которых закрывает вход в монастырь, от обычной плотской брани, которая не является препятствием к вступлению на монашеский путь.

Послушнику необходимо забыть мир и все мирское. Для этого он будет обязан избегать встреч с людьми мирскими, с посетителями и родственниками.

Молодому человеку или девушке перед вступлением в монастырь необходимо внутренне повзрослеть. Потому что каждый монах (или монахиня) призывается к тому, чтобы иметь отеческую любовь к приходящим за советом из мира. Также необходимо быть внимательными к младшим монахам (монахиням). Это важно, потому как монах не повзрослевший всегда будет требовать заботы о себе, а заботиться об окружающих, как ему и полагается, не станет.
Духовное окормление, худ. Навозов Василий Иванович После поступления в монастырь новоначальному послушнику, а впоследствии и иноку, не следует обольщаться тем, что он меняется внешне. Особоевнимание он должен уделить своему внутреннему изменению - преображению. В этом отношении поучительными являются слова старца Паисия о самом себе: «Величайший мой враг - возношение монашеским званием. Горе монаху, который только меняет имя , и затем не обретает безмолвия, и вообще начинает воображать о себе такие вещи, которых нет в действительности» .

В отличие от христиан в миру, монашествующие обязаны творить молитву непрестанно. Каждое искушение от диавола инок должен использовать как повод для молитвы. Необходимо молиться о том, чтобы Господь помог победить страсти.

«Жизнь монаха есть жертва. Это суть монашества»

Поскольку у монаха нет мирских обязанностей, он обязан развивать в себе великую жертвенность. Он всегда и везде должен быть готов принести себя в жертву во имя Христа. Старец Паисий часто повторял в своих беседах, что жизнь монаха есть жертва. Это суть монашества. Монах должен, принимая постриг, решиться на смерть. Тогда в трудную минуту инок и со страхом справится, и от Христа не отречется, и легко отдаст себя на мучения. В этом смысле монах должен быть всегда готов к мученичеству.

Путь семейной жизни

Если же молодой человек принял решение жениться, то ему предстоит непростое дело - выбор невесты. Отец Паисий давал юношам советы, на что, прежде всего, необходимо обращать внимание, выбирая спутницу жизни.

По словам старца, самое главное, чтобы девушка, будущая жена, была по сердцу. Кроме того, хорошо, чтобы она обладала такими качествами, как простота, смирение, надежность, мужество, чтобы имела страх Божий.
Венчание в православной церкви, худ. Андрей Карташов. Говоря о характере будущей невесты, отец Паисий замечал, что молодому человеку не стоит искать себе вторую половинку с таким же характером, как у него. Лучше, когда у невесты склад, нрав и характер отличаются. Потому что разные характеры будущих мужа и жены дополняют друг друга, из чего и складывается семейное счастье. Например, муж решительный, а жена нет. В таком случае муж будет принимать решения в экстремальной ситуации и поможет жене преодолеть ее неуместную рассудительность, а жена во время опасности сможет «затормозить» неосторожную пылкость мужа. Таким образом, семья всегда будет оставаться крепкой. Старец приводил такой наглядный пример: «В автомобиле необходимы обе педали: и газ, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двинулась бы с места, а если бы у нее имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться» . Кроме того, разница в характерах супругов дает возможность детям находиться в состоянии равновесия: строгость отца держит детей в узде, а доброта матери помогает им свободно развиваться. Поэтому ни жениху, ни невесте ни в коем случае не надо ломать свой характер - просто его надо начать правильно использовать, так, чтобы он приносил пользу семье.

«Самое главное, чтобы девушка, будущая жена, была по сердцу»

Старец Паисий настаивал на том, что период между предложением и венчанием не должен быть слишком долгим. В это время необходимо сохранить девство и целомудренное отношение друг к другу. Очень важно этому учиться с самого начала, тогда будет возможно избегать многих болезненных моментов во взаимоотношениях в дальнейшей семейной жизни.

Нет на земле вещи сложнее, чем человеческие взаимоотношения. А взаимоотношения между мужем и женой вдвойне сложны.Мужу и жене необходимо усвоить и явить в своей жизни все те добродетели, которыенеобходимы всем православным христианам. В основании жизни супругов, в сердцевине их взаимоотношений, всегда должны быть: любовь и смирение, духовное благородство, жертвенность, терпение, которое начинается с любви и боли за близкого человека, постоянное возделывание добрых, кротких помыслов. Терпение нужно, чтобы терпеть причуды друг друга и хранить семью от распада. Смирение - чтобы быть снисходительными к недостаткам и немощам супруга. Хорошо, когда у супругов есть, как выражался старец, «добрая ссора», то есть когда супруги постоянно стремятся перехватить обязанности друг друга, больше потрудиться, чтобы другой мог больше отдохнуть. Когда у старца спрашивали, кто в семье должен заниматьсядомашними делами, он отвечал: «Кто успевает первым, тот приобретает... » .
Худ. Панов Эдуард. Также очень способствует доброй атмосфере в семье ежедневное чтение и знание Евангелия и стремление воплотить его в семейной жизни.

Муж должен любить жену. Эта любовь должна быть такой сильной и полной, чтобы она могла переливаться через край и передаваться всем окружающим. Жена же, в свою очередь, обязана чтить мужа. Это почтение даже должно переходить в некое благоговение, как перед святыней. Потому что для любой жены муж является святыней. Жене ни в коем случае не следует перечить мужу, потому что это развязный нрав, недостойный истинной христианки.Если супруги имеют такие глубокие чувства любви друг к другу, то они чувствуют близость даже на расстоянии. А если таких чувств нет, то они будут далеки друг от друга, даже находясь рядом.Однако, старец Паисий предостерегает всех супругов, что любить мужа или жену нельзя больше Бога. Такая искаженная любовь приводит к разводам. Люди не понимают, почему сначала они жили душа в душу, а потом их отношения резко разладились, и ничего не остается, кроме как развестись.

Так же причиной развода нередко становится измена одного из супругов. Однако в таких случаях старец уговаривал пострадавшую сторону изо всех сил терпеть, молиться,насколько возможно, вести себя по-доброму с тем, кто изменил, и до развода не доводить, потому что предельная любовь, терпение, сострадание потерпевшей стороны возвращают виновного на добрый путь, так как его(или ее) сердце размягчается, видя такую преданность.

Об измене старец Паисий говорит то же самое, что о несправедливости. То есть, что к ней следует относиться духовно. Супруг(или супруга) в любой ситуации не должен говорить: «Я прав». Супруги, даже будучи правыми, не имеют права быть правыми. Они всегда должны стремиться доставить покой другому.

Рождение детей - это благословение Божие. Поэтому не стоит строить своих планов, а лучше всего возложить проблему деторождения на Бога. Сейчас немало семей подвергается такому испытанию, как бесплодие. Старец считал, что причин этому может быть много. Иногда бесплодие постигает тех женщин, которые, когда у нихбыло здоровье, чтобы рожать, привередничали и не хотели замуж. А выйдя замуж уже в преклонном возрасте, не могли зачать и родить ребенка. Но не всегдабесплодие является последствием греховной, неправильной жизни. У Господа для каждого человека приготовлен свой план спасения. Поэтому Бог кому-то сразу дает ребеночка, а кому-то медлит дать. На все Воля Божия. «Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему» . Супружеская пара к тому, что у нее нет детей, должна относиться с большим смирением, потому что Бог, «видя, что у супругов, испытывающих трудности в связи с рождением детей, есть смирение, ...может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными» .

«Муж должен любить жену. Эта любовь должна быть такой сильной и полной, чтобы она могла переливаться через край и передаваться всем окружающим»

Тем, у кого своих детей нет, надо, например, помогать какому-нибудь нуждающемуся в помощи ребенку, когда появляется возможность. Старец очень жалел бездетных женщин, потому что любовь, которую Господь заложил в их сердца, не находит себе выхода. Он учил, что надо извлекать духовную пользу из сложившейся ситуации. Например, заняться благотворительностью, помогать тем, кто в нужде. Женское сердце обязательно должно направлять любовь, которая в него заложена, на какое-то дело.

И вообще в семье нужно довольствоваться малым и оказывать милостыню нуждающимся. Старец Паисий говорил: «Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе, и своей семье» .

Кроме того, ежедневно в семье должно совершаться молитвенное правило. Родителям хорошо хоть какое-то время молиться вместе. Детям тоже необходимо присутствовать на молитве, но давить на них не следует - продолжительность детской молитвы зависит от возраста. В семье очень важно всем вместе садиться за стол, перед едой обязательно надо читать молитву. Если же у супругов разное духовное развитие, им следует подстраиваться друг под друга и вместе стремиться к совершенству с рассуждением.

Сам отец Паисий именно молитвой больше всего помогал людям, и семейным, и монашествующим, но вместе с тем и наставлял приходящих к нему. И слова преподобного старца оказывают огромную помощь многим людям по сей день.
Паисий Святогорец, старец. Свидетельство паломников. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - С. 81.

Паисий Святогорец, старец. Слово о родителях и их обязанностях. М.: Святая Гора, 2011. - С. 14.

Там же. - С. 15.

Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. IV. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2001. - С. 165.