Традиции русского народа воронежского края. Исследовательская работа "традиционные представления, культы и верования русского населения воронежского края". Не надо психотерапии

Воронеж, 20 июня - АиФ-Черноземье. «В июне заря с зарёй сходятся», - говорили наши предки. Действительно, дни солнцеворота проникнуты особым волшебством и напоминают о времени, когда люди узнавали о мире из мифов и чувствовали ритм природы.

Какие поверья и традиции продолжают жить на воронежской земле, рассказала Татьяна Пухова, доцент ВГУ.

Солоноворот

АиФ: - День Ивана Купалы у нас - 7 июля. Но ведь это праздник летнего солнцестояния. И именно в конце июня его отмечают во многих странах.

Т.П.: - У нас этот праздник передвинулся из-за разницы между старым и новым стилем. Но обряды доказывают, что Иванов день действительно связан с летним солнцеворотом, или солоноворотом, как говорили в народе. Это верхушка лета, вся природа радуется, всё цветёт. Плетутся венки, заготавливаются лекарственные травы - с рассветом, пока не высохла роса.

Обычно собирались на возвышенностях - лысых горах. Почему? На открытом месте и ближе к солнцу. Так же и на веснянки, когда пекли «жаворонков», дети надевали их на палочки, забирались на горки, сараи, плетни и пели. Чтобы солнце увидело их и подарило свои лучи, чтобы быстрее снег сходил, быстрее засеять поле и вырастить хлеб. Об этом думали всегда - иначе не выжить.

На Купалу приходила молодёжь из разных сёл, а когда-то, возможно, из разных племён - чтобы избежать кровосмешения. Молодые люди выбирали себе суженых. Пары прыгали через огонь, и ни в коем случае нельзя было разорвать руки. А когда день кончался, зажигали колёса и спускали с горы: ведь год пошёл под уклон. Языческие символы плодородия - это и яйца, которые мы красим на Пасху, и курица - не случайно её всегда давали молодым на свадьбе.

В древности праздник назывался просто Купала, это уже в христианский период он совпал с днём Иоанна Крестителя. Почему Купала? Накануне отмечалась Агрофена-купальница, праздник, связанный с почитанием воды, а до этого - русалии. Русалка - богиня воды, благодатного дождя, орошающего поля. Это уже позже русалки превратились в грешниц, которые заманивают и щекочут до смерти. В это время ходили на поля и освящали посевы: когда наливается колос, дождь необходим.

Илье на бородку

АиФ: - А что сегодня осталось в воронежских сёлах от праздника Ивана Купалы?

Т.П.: - Во многих сёлах ребятишки и взрослые обливают друг друга водой. Распространено и собирание лекарственных трав. Про папоротник в основном просто рассказывают былички. А вот о том, чтобы у нас в области в последние годы прыгали через костёр, мы не слышали. Кстати, Купалу больше празднует украинское население, а в русских сёлах шире отмечают Троицу.

АиФ: - А какие ещё языческие традиции можно встретить?

Т.П.: - У нас аграрный регион, и поэтому в какой-то мере сохранились обряды, связанные с будущим урожаем. Например, колядование. Колядовщики олицетворяют силы будущего, поэтому им надо давать дары - пусть копеечные: пряник или баранку. Но важно, чтобы произошла связь. Пекут обрядовое печенье: «козульки» на Рождество, «жаворонков» на Сороки, «кресты» на Средокрестие, «просвирки» на Благовещенье, «лесенки» на Вознесение. Съедается не всё, часть печенья сохраняют и во время сева бросают в поле. До последнего времени в наших сёлах «водили русалку». Русалкой наряжали девушку, лошадь или просто чучело, собирали по дворам подарки и шли в поле. «Русалка» должна была коснуться посевов, чтобы пошёл дождь. Это магия касания, когда сила божества переходит на предмет, который требует воздействия.

Ещё недавно был жив обычай оставлять несколько колосьев - Илье на бородку. Последний сноп могли оставить в поле, украсить, положить туда кусочек хлеба или сальца. Возможно, это была жертва богу-полевику. Иногда сноп несли домой или в церковь. Потом его зёрнышки использовали в обряде посевания на Старый Новый год. Мужчины шли по селу, заходили в дома и пели: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!», обсыпали зерном иконы и хозяев.

Есть древний обычай почитания предков. Рано утром на Рождество семья выходила во двор и жгла пурину - солому.

Это называлось «греть покойников» - ведь им тоже холодно в мороз. Все стояли молча. Важно было, чтобы мысли смешались с дымом. Так семья воссоединялась с предками - родителями, дедами, прадедами. Это свои, хорошие покойники.

А есть покойники «заложные» - самоубийцы, чужестранцы, которых было запрещено хоронить на родовом кладбище.

Ещё в XIX веке, когда начинался мор - такой, например, как сегодняшняя чума свиней в южных районах, - жители сёл вспоминали, что неправильно похоронили какого-то покойника: предки возмутились и наслали беду. Селяне шли на кладбище, вырывали мертвеца и несли за ограду. Потом были судебные процессы, ведь язычество преследовалось.

За тёмными лесами…

АиФ: - Сегодня популярно так называемое «родноверие», многие популяризируют «Велесову книгу». Как вы к этому относитесь?

Т.П.: - Подобные вещи специально финансируются и навязываются. Фальшивки выходят огромными тиражами, тогда как наши работы - самое большее в 100 экземплярах. О мифах мы узнаём через фольклор, этнографию, орнаменты. Так вышло, что на Руси язычество была запрещено именно в момент его становления как государственной религии, и у нас не сложилось высшей мифологии с чёткой системой богов, как у египтян или греков. Но у нас море быличек о воздушных духах, домовых, леших, русалках.

У нас есть замечательные сказки, в которых масса язычества. Превращения, великолепные образы - браки царевен с орлом, соколом, всевозможные образы помощников-животных, волшебных вещей. А былины наши? Ведь можно составить циклы об Илье Муромце, Алёше Поповиче, о богатырях второго уровня - Ставре, Даниле Ловчанине, Сухмантии. Там же десятки образов богатырей, и их создавал не просто народ, а дружинники, которые имели хорошее для своего времени образование.

АиФ: - А может ли современный человек быть язычником?

Т.П.: - Древний человек всё понимал буквально и не мог поступать иначе, а современный, как бы ни старался себя убедить, всё равно может быть язычником лишь в игровой форме. Конечно, нет ничего плохого в том, что кого-то привлекают обряды, связанные с почитанием стихий. Ведь люди стремились угодить божеству своим поведением: не вредили лесу, не истребляли понапрасну животных, не загрязняли реки. Органичное взаимодействие с природой - это прекрасно. Но всё должно быть разумно. Не должно быть полного подчинения этим верованиям. Поэтому, конечно, возродить язычество в чистом виде немыслимо. Но какими-то элементами мы можем украсить свою жизнь.

Цель: приобщение детей к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.

Задачи:
расширение и углубление знания детей о культуре, истории, традициях жителей Воронежского края;

формирование эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию;

развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества;

воспитание чувства национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, внимательного отношения к слову, культуре речи.

Ход деятельности

Воспитатель : Дети, какое ваше самое любимое занятие дома или в детском саду?

Ответы детей

Включается презентация (дети свободно располагаются на ковре)

1 слайд

Воспитатель : игры бывают разные и их огромное множество. Но многие из них пришли к нам из далекой старины. Во все века и времена дети любили играть.

2 слайд

Воспитатель : русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, лапту и салочки, состязались в ловкости. В разные времена года играли в различные игры. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Что такое обрядовые игры, как вы думаете?

Ответы детей

А вы хотите поиграть вместе со мной в старинные игры, в которые играли у нас в Воронежской губернии? (Ответы детей).

Воспитатель : у меня есть колесо времен года, оно нам укажет на время года и мы поиграем в календарные игры.

Дети крутят импровизированное колесо с четырьмя цветами, обозначающими времена года. На каком цвете остановится стрелка, об играх такого времени года и пойдет речь.

3 слайд Зима

Воспитатель : зимой устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками.

« »

Детская игра, в старое время бытовавшая во время Масленицы: дети, подражая взрослым, изображали обрядовое катание на тройках. Мальчики, девочки брались по двое или по трое за руки, прикусывали зубами веревочки, концы которых держал кучер, и бежали.

«Коробочка»

Брали «коробочку» (льдинку или замерзший кусок навоза), вставали в круг, выбирали водящего, который старался пнуть «коробочку» так, чтобы она обязательно коснулась ноги, понравившейся ему девушки. А она, следя за ее движением, подскакивала, стараясь избежать соприкосновения. При этом играющий не должен был выходить из круга и вырывать руки из рук соседей справа и слева. И так игра продолжалась, пока мороз не проникал за воротники овечьих шубок и тулупов.

Играем в каждую из этих игр.

4 слайд Весна

В Воронежской области был обычай «водить кобылу»: «На четвёртый день „водили кобылу“. На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган „грыз“ ей ухо и она вставала» . У умелых коневодцев (парней, изображавших кобылу) лошадь «умела» танцевать и вставать на дыбы, она лягала всех подряд, а особенно девок.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. Пасха является самым главным христианским праздником и по сей день.

5 слайд Лето

Главное место в летних праздниках принадлежит Троице. В Воронежской губернии обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища. Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена.

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) обозначал наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца - жатвы. В этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке - «чтобы не болеть».

«Бубенцы»

Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют: Тpынцы-бpынцы, бубенцы, Диги-диги-диги-дон Отгадай, откуда звон! После этих слов игрок с завязанными глазами должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника. Когда участник с бубенцом пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.

Играем в игру.

6 слайд Осень

Осенью, после сбора урожая на ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна; бои на бревне: когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.

«Репа»

Забава по мотивам русской народной сказки «Репка». Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных. Есть и другой вариант игры: Игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за палку. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника

Играем в игру.

Воспитатель: Вот в такие игры, многие из которых мы играем до сих пор пришли к нам из старины. Какая из игр вам понравилась больше всего?

Народные традиции и календарные обряды Воронежского края.

В календарных обрядах Воронежской области, как и во всем русском фольклоре, тесно переплелись христианство и язычество. Часть народных обрядов непосредственно связана с христианским учением, с памятными датами церковного календаря, как, например, предвестие о рождении Иисуса Христа (Благовещенье), праздник Рождества Христова, Пасха. Но еще до того как были введены эти праздники, существовали языческие обряды, которые долгое время подвергались церковным гонениям и запретам. К ним относятся Масленица, Встреча весны, Семик, Ивана Купала и многие другие, которые впоследствии были совмещены с новыми для народа христианскими праздниками. В результате подобных преобразований в русской традиции сложилась своя уникальная мировоззренческая система, так называемое двоеверие, в которой соединились и христианские, и языческие представления о мире. До настоящего времени в селах и деревнях Воронежской области сохранились в памяти жителей сведения о народных обрядах и обычаях, включающих архаические элементы христианства и язычества.

Среди календарных праздников одним из особо почитаемых были зимние Святки, открывавшие новый земледельческий год. Готовиться к ним начинали задолго, еще с декабря. Кода декабрь-студень на дворе, а у него, как известно, семь погод: сеет, веет, рвет и метет, земля отдыхала под белой пеленой снега до красной весны. Но уже с зимы крестьянин готовился к полевым работам, думал о будущем урожае. С Филиппова дня (14/27 декабря) наступал рождественский пост, или филипповки. Конец свадьбам, посиделки становятся строже. 6/19 декабря – день Николая Чудотворца, Никлая Зимнего, одного из наиболее почитаемых святых на Руси. Культ Николая приближался к почитанию самого Бога. Зима в это время вступила в свои права. 12/25 декабря – день святого Спиридония. После Спиридония день начинал прибавляться, говорили: «Спиридон-поворот, солнцеворот», солнце «поворачивало» на лето.

Зимние святки длились две недели и включали три больших праздника: Рождество Христово, Васильев вечер (Старый новый год) и Крещение. В народных зимних обрядовых песнях о них так и пели, как о трех братьях.

Все три даты воспринимались как единый цикл праздников, представляющих собой смешение языческих и христианских ритуалов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот.

День накануне Рождества (24декабря / 6 января) назывался сочельник, от слова «сочиво», т.е сушеные хлебные зерна, размоченные водой, которые употребляли в этот день в пищу. В рождественский сочельник заканчивались все приготовления к празднику.

Урок 26. Тема: «Традиции и быт народов Воронежской области»Цель: сформировать представление у учащихся о народах, которые проживали на территории Воронежской области, познакомиться с особенностями их жилища, одежды, быта.

Задачи: 1. Показать взаимосвязь быта крестьян с окружающей природой. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, творческие умения. 3. Воспитывать у детей любознательность, расширять и систематизировать знания детей об историческом прошлом нашего края.

Тип урока: урок- практикум.

Урок проведён в краеведческом музее.

Структура урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Прямо сейчас мы отправимся в путешествие, в котором нам предстоит узнать много нового о жизни и быте наших предков, а помогут нам экспонаты музея.

Предшествующие поколения донесли до нас и сделали понятными многие обычаи, однако многое было и забыто. Надеюсь, что некоторые тайны мы сможем открыть сегодня.

Когда мы задаем себе вопрос, что такое семья в нашем представлении, согласитесь, чаще всего возникает образ Дома, в котором живут папа, мама, каждый из нас, наши братья, сестры, а, может быть, и дедушка с бабушкой.

В каком доме вы живете?

В каменном или деревянном?

Сколько окон в доме? Куда они смотрят?

Является ли ваша квартира угловой?

Все это я спрашиваю не просто так, за каждым из вопросов, если задуматься, скрывается немало тайн. Хорошо ли вы знаете свой дом? Чем был дом для наших предков?

На эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Учитель: Дом для русского человека — это счастье, достаток, единство семьи и рода. Дом — защита, крепость. Это граница между внешним миром, который был враждебен человеку. Поэтому покупка, а чаще постройка дома, было большим событием в жизни русского человека. Дома строили разные: избы, пятистенки, крестовики, но основа строительства была единой.

А теперь приглашаю всех заглянуть внутрь дома. (Крестьянская комната)

Знаете ли вы, как выглядело русское жилище?

Какие части дома считались главными?

Какие предметы особенно ценились нашими предками?

Учитель: Одними из главных частей дома были: красный угол, матица, наиболее почитаемыми предметами — стол и печь.

Почему эти места в доме и эти предметы были наиболее почитаемые?

(учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя)

Учитель: Красный угол — это священное место в доме. В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась культурная высшая ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами

Учитель: Как же нужно было входить в дом, сразу обращаться к хозяину или существовали какие-то правила?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Учитель: Оказывается, что человек, входящий в дом, прежде всего, крестился, глядя на иконы, а уже потом обращался к хозяевам дома.

Учитель: Посмотрите, какой предмет располагается рядом с красным углом?

Учащиеся: Стол.

Учитель: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска» — так говорили наши предки. И действительно, у них всегда на столе находились хлеб и соль.

«Без соли стол кривой», «Без соли хлеб не еда».

Ни в коем случае нельзя было стучать по столу, так как стол — ладонь Бога, протянутая людям.

Очень важным было размещение за столом во время еды. Наиболее почетным местом было место во главе стола, под иконами. Там должен был сидеть мужчина — глава семьи. Далее по сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие; на самом нижнем конце сидели женщины. Но могло быть и по-другому: с одной стороны по старшинству садились мужчины, напротив — женщины.

Учитель: Но прежде, чем сесть за стол, еду нужно было приготовить.

Посмотрите, где располагается печь в русском доме?

Учащиеся: По диагонали от красного угла.

Учитель: С незапамятных времен люди связывали печь с понятием «дом». Появилось и понятие «домашний очаг», да и само название русского жилища — изба — связано с печью: изба — истьба — истопка, то есть отапливаемый дом. Печь грела, кормила, лечила, мыла и спать укладывала. На ней спали старики, грели косточки. А если не было бани, то в печи и мылись. Уважительное отношение к печи нашло отражение во множестве поверий, примет, обрядов, поговорок.

Какие пословицы и поговорки о печи вы знаете?

(проводится конкурс «Кто больше?» на знание пословиц и поговорок о печи)

«Хлебом не корми, только с печи не гони»;

«Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть»;

«Как ни мечи, а лучше на печи».

Есть калачи…(не сидеть на печи)

Без работы и…(печь холодна)

Кабы мужик на печи не лежал…(корабли бы за море снаряжал)

Пошла по масло, а …(в печи погасло)

Садит в печь пирожки, а вынимает…(покрышки на горшки)

Хорошо на печи пахать, да (заворачивать круто)

Не печь кормит, а …(руки)

Сижу на печи, да слушаю…(людские речи)

Учитель: С печью связано много поверий и запретов: большим грехом, например, считалось плевать на печь или огонь. А один из обрядов, связанный с печью, мы знаем с детства. Какой?

Учащиеся: Прятать в печи или за печью молочные зубы.

Учитель: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Фактически утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь.

Назовите предметы обихода, которыми пользовались наши предки (учащиеся называют предметы домашней утвари, представленные в крестьянской комнате: горшок, самовар, кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело)

А сейчас мы познакомимся с одеждой, которую носили жители Воронежской губернии. (Учащиеся переходят в зал музея, где представлен народный костюм)

Воронежские крестьянки носили понёвный тип одежды. Что он означал?

Полный набор этого костюма состоит из следующих элементов:

понёва- юбка

рубаха- блуза;

запан- фартук, передник;

покромка- пояс;

кокошник, сорока или кичка- головной убор.

Обратите внимание на цвета деталей одежды, орнамент. Оказывается одежда, также может многое рассказать о жизни наших предков, о связи их с окружающей средой. Например, основное поле понёвы было чёрным и разбивалось на квадраты красными полосками шириной 0,5-1 сантиметр. Чёрные «окна» квадратов символизировали участки чернозёмного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, межи и реки на земле. В каждом селе такие квадраты- клетки были разных размеров. По легенде, размер клеток указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. По нижнему краю понёвы проходила полоса шириной от 10 до 25 сантиметров, которая сплошь заполнялась тканым и вышитым пышным геометрическим орнаментом. Детали орнамента символически изображали то, что растёт на земле. Названия головных уборов произошли от названия птиц: сорока, кика.

Красный цвет символизировал связь с небом, радость, возрождение. Это цвет плодородия, могущества, власти. Синий — символизировал воду, небо. Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а так же изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. Умело вышитые на одежде «островки» зелёного цвета вызывают ассоциации с лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами Воронежской земли.

Учитель: Итак, ребята, наше путешествие в далёкое прошлое наших предков подходит к концу. Надеюсь, что сегодня вам удалось узнать многое о жизни, культуре, быте жителей Воронежского края. А домашним заданием вам будет следующее:

Практическая работа

«Особенности жилища, одежды, быта крестьян и их связь с окружающей средой»

Используя полученные знания, а так же материалы других источников географической информации, выполните следующую работу:

а) опишите жильё наших предков: русскую избу, крестьянскую комнату, быт крестьян;

б) нарисуйте костюм Воронежской крестьянки.

в) На конкретных примерах покажите взаимосвязь наших предков с окружающей средой.

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Коренева А.В. 2007

УДК 394.262 1470.324) «19»

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КРЕСТЬЯН ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье дается обзор календарных обычаев и обрядов крестьян Воронежской губернии в начале XX века, начиная с зимнего и заканчивая осенним периодами земледельческого календаря. Он позволил выявить элементы повторяемости разных периодов и раскрыть их непрерывность. Объясняя степень сохранности ритуалов, обнаруживаются архаичные элементы традиционной культуры во взаимосвязи с мировоззрением крестьян.

Ключевые слова: народный земледельческий календарь, обрядовые действия, обычаи и традиции, мировоззрение крестьян.

Крестьянская жизнь начала XX в. по-прежнему регламентировалась созданным еще в древности земледельческим календарем. Он был четко привязан к религиозным датам и праздникам, учитывал цикл сельскохозяйственных работ и их сезонность. Хозяйственные и климатические изменения находили отражение в разнообразных обычаях и обрядах. В них содержались зашифрованные элементы рациональных знаний и навыков, приобретенных в процессе привыкания сотен поколений к окружающей среде.

В отечественной историографии усилиями, прежде всего, В.Я. Проппа, В.И. Чиче-рова, Д.К. Зеленина и другими исследователями удалось раскрыть содержание аграрных праздников восточных славян1, самобытность их культурных традиций2, рассмотреть календарь в аспекте его семантики и функционирования в системе традиционной культу-ры3. В тоже время, не все регионы страны в равной мере подверглись изучению. Так, календарь Воронежского края, описанный в статьях краеведов и этнографов, начиная с XIX в., не дает возможность в полном объеме рассмотреть весь годовой цикл4.

Для уточнения и систематизации материала необходимо привлечение ранее не публиковавшихся архивных материалов. В качестве основного источника использованы полевые записи кабинета народной музыки Воронежской государственной Академии искусств, что позволит глубже рассмотреть календарный год как единый цикл и выявить не только элементы повторяемости в обрядах разных периодов, но и обнаружить его непрерывность.

В Воронежской губернии, как и повсеместно в русской традиции, начало нового земледельческого цикла у крестьян связывалось с зимними святками, знаменующими наступление нового солнечного года (25 декабря - 6 января по старому стилю)5. Под влиянием православной христианской церкви Святки стали связывать с рождественскими обрядами и отмечать по церковному календарю - от Рождества до Крещения. Их сов-

1 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000; Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря ХУІ-ХІХ веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957; Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М., 1999; Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - нач. XX в. М.: Наука, 1979; Виноградова Л. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982; Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: «Индрик», 2002.

2 Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX - XX в.) / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1988. .

3 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- XX в. Л.: Наука, 1998; Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М, 1998.

4 Памятная книжка Воронежской губернии на 1905 г. Воронеж, 1905. 492 с.; Памятная книжка Воронежской губернии на 1910 г. Воронеж, 1910. 320 с.; Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 Воронеж, 1914.

5 Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М.: Вост. Лит., 1996. С. 203.

А.В. КОРЕНЕВА

Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей

падение по времени (начало года) способствовало смысловому сближению языческой святочной обрядности с христианской.

Зимние обряды, совершавшиеся в Воронежской губернии, содержали традиционные компоненты, характерные для восточных славян: поздравительные обходы дворов, колядование, магические действа с хлебом и зерном, поминальные обряды, обрядовую еду, гадания, ряжение. Ритуальными действиями крестьяне стремились воздействовать на природу, с целью получения хорошего урожая. Так, обход дворов на Святки совершался несколько раз: накануне Рождества, утром в день Рождества, вечером под Новый год и утром Нового года, сопровождалясь пением специальных песен - колядок или авсеней. После их следовало обязательное угощение колядующих. В случае недостаточного одаривания или отказа в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии колядующие произносили угрозы и даже выполняли их, например, могли сломать ворота. В с. Коротояк Острогожского уезда говорили так: «Кто давал пирага, таму желали счастья и здаровья»6.

Колядующие разграничивались по возрастному признаку: дети, молодежь и пожилые люди ходили отдельно. Под Новый год дети ходили и посыпали избы и хозяев зерном со словами: «Сею-вею, насеваю, с Новым годам паздравляю...». В северных районах губернии был распространен обычай обхода дворов пастухом7.

Поминальные обряды происходили в форме разжигания ритуальных костров из соломы. В с. Истобное Нижнедевицкого уезда под Новый год и Рождество жгли снопы: «обогревали своих родителей»8. По мнению В.Я. Проппа «поминовение усопших в разных формах есть одни из постоянных элементов аграрных обрядов, празднеств»9.

Рождественский ужин представлял собой поминальный стол. Одним из непременных блюд являлась кутья. В с. Шубное Острогожского уезда «варили перловую кутью10. Для земледельцев очень важно было употребление такой еды в наступающем новом году, так как зерна и ягоды имели символику возрождения жизни.

Во время святочных гаданий крестьяне хотели узнать свое будущее11. В с. Ростошь Валуйского уезда был распространен обычай «выстраивания» колодца, чтобы во сне пришел суженый. В с. Ситное Воронежского уезда сыпали овес к дверям и приговаривали: «Суженый-ряженый приходи ко мне косить, а я буду вязать»12. В сл. Осетровка Бо-гучарского уезда разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, в с. Пузе-во Бобровского уезда - гадание с зеркалом13.

В основе ряжения лежит идея перевоплощения человека в какое-то другое существо, его связь с потусторонним миром14. В Воронежской губернии рядились дикими и домашними животными, стариками, цыганами.

Завершение Святок отмечали обряды и обычаи Крещения (6/19 января): в сопровождении священника совершались крестные ходы к «Ердани» - проруби, имевшей форму круга или креста. В ней купались с целью очищения и обливали священной водой скотину. В с. Шубное Острогожского уезда для защиты от злых духов на дверях домов рисовали мелом кресты («закрещивали» злых духов). В этот день выпускали голубей и стреляли вверх из ружья15.

После Крещения наступало время крестьянских свадеб - Мясоед (так называли несколько недель до Масленицы - единственного праздника крестьянского земледельческого цикла, не получившего христианского толкования). В это время ели очень много масленой пищи. Праздник носит переходный характер: сочетает элементы весенней и

6 Воронежская Государственная Академия искусств. Архив кабинета народной музыки (ВГАИ АКНМ). №23/10.

7 Там же. № 453/18; № 456/36.

8 Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л., 1975. С. 178.

9 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 25.

10 ВГАИ АКНМ. № 55/20, 22, 23; № 64/3-5.

11 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957. С. 85.

12 ВГАИ АКНМ. № 656/3, 9, 28, 29; № 817/17, 18-22.

13 Там же. № 661/4, 8, 10; № 576/1, 8.

14 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957. С. 3.

15 ВГАИ АКНМ. № 55/20, 22, 23.

зимней обрядности. С приближением весны у земледельцев начинался весенний цикл обрядов, когда было необходимо готовиться к предстоящим полевым работам16. В это время исполнялись обряды, изгонявшие зиму, и встречающие весну, которая несла свет, тепло и пробуждение природы17. Следующий за Масленицей понедельник в сл. Березовка Новохоперского уезда назывался «тожики» или «тужики», «нету ничего - ни блинов, ни масла уже, квасок, да картошечка»18.

Поминальным кушаньем на этой неделе были блины. В с. Пекшево Воронежского уезда в пищу еще употребляли и рыбу19. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался умершим предкам. Его клали к иконам «в угол - к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине. В сл. Березовка Новохоперского уезда на Масленицу было принято раздавать блины20.

Обряды семейно-брачной тематики, присутствующие в зимних святках, несли продуцирующую функцию, способствовали пробуждению земли и росту культурных растений, обеспечивали будущий урожай21. Так, в первый день Масленицы в с. Гремячье Воронежского уезда молодые ходили в гости к теще на блины. В с. Копанище Острогожского уезда молодые в прощенный день шли к родителям невесты, по дороге молодая угощала детей орешками, сделанными из хлебного теста, и семечками22.

На масленичной неделе были широко распространены кулачные бои, в которых принимали участие одни мужчины, а женщины присутствовали в роли зрительниц.

Большой комплекс обрядовых действий на Масленицу был связан с аграрной и скотоводческой деятельностью человека. В Воронежском уезде в это время катались с гор на плетенках23, в Россошанском - на лошадях и качелях, высота взлета которых служила символом мощного роста растений24.

Другими ритуальными действиями были зажигание костров и проводы или похороны чучела Масленицы, изготавливаемого из соломы. В с. Краснолипье Острогожского уезда чучело делали в виде снопа25. «Масленичные костры... это и проводы Масленицы как календарного периода, и один из способов уничтожения мифологических персонажей, старых, ненужных вещей и выпроваживание духов предков, всю масленичную неделю незримо присутствовавших в мире людей»26.

Обычай ряженья на Масленицу бытовал в с. Ростошь Валуйского уезда: девушки одевали на себя несколько юбок27.

В последний день Масленицы, Прощеное воскресенье, просили прощенья не только у своих самых близких родственников, но и у всех членов сельской общины. В с. Сенное Воронежского уезда в этот день ходили на кладбище «к родителям» и там просили прощенье28.

Необходимо отметить, что в традиционном праздновании Масленицы к концу 30-х гг. сохранились архаичные, наиболее существенные элементы этого обряда: поминальные обряды, ритуальная еда и кулачные бои.

Весенний период крестьянского календарного цикла определялся началом Великого поста и начинался с празднования Встречи весны. В народе этот праздник, соответствующий христианскому Дню памяти сорока мучеников (22 марта), называют Сороки.

16 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 221.

17 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 11.

18 ВГАИ АКНМ. № 246/2, 31; № 715/15, 60.

19 ВГАИ АКНМ. № 815/13, 15.

20 Там же. № 813/11-15, 20; № 818/36.

21 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 230.

22 ВГАИ АКНМ. № 200/20.

23 Там же. № 261/12; № 354/18; № 355/6.

24 Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М.: Индрик, 1994. С.380.

25 ВГАИ АКНМ. № 565/14.

26 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 228.

27 ВГАИ АКНМ. № 656/3, 9, 28, 29.

28 Там же. № 818/36.

В Воронежской губернии, как и в целом в русской традиции, наступление весны крестьяне связывали с прилетом птиц: дети исполняли специальные песенки - заклички весны, в которых призывали быстрее прилететь жаворонков. Так же выпекали «жаворонков» - обрядовое печенье в форме птичек из пресного или кислого теста, с которым дети залезали на заборы, крыши домов, скирды соломы, подбрасывали птичек вверх29. Существовал обычай в жаворонков запекать денежку и гадать - кому она достанется, тот будет счастливым30.

Следующий весенний праздник, почитаемый крестьянами - Благовещенье. Отмечался он по старому стилю 25 марта (по новому - 7 апреля) и до настоящего времени остается одним из главнейших христианских праздников. Так, «черты древнеязыческих богинь Живы, Лады, слились с христианскими понятиями о Богоматери, покровительнице труждающихся и обремененных»31.

В середине четвертой недели Поста отмечался праздник - Середокрестие, когда в ночь со среды на четверг Пост, как говорили в народе, «переламывался пополам». В этот день приготавливали обрядовое печенье в форме крестов и ходили в церковь.

Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресенью, называется вербным. Крестьяне шли домой из церкви с освященными ветками вербы, слегка «хлестали» ими всех членов семьи и скотину. Считалось, что это придаст всем здоровья, очистит духовно и предохранит от болезней32. Принесенная в дом верба означала «присутствие душ предков на земле» и хранили ее до первого выгона скота33.

В дни последней недели Поста выделялся Великий четверг - день духовного очищения, принятия таинства покаяния. Распространенным обычаем было очищение водой

Умывание, обливание, иногда купание, уборка дома. В народе четверг называется «чистым».

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. В этот день играли, катались на качелях, водили хороводы, ходили на кладбище и там катали яйца по могилам, а потом отдавали их детям34.

Одним их обрядов, совершавшихся в этот день, был пасхальный обход дворов, который перекликается с обходом дворов на Святки. Отличием является то, что в это время по дворам ходили дети и собирали яйца.

Пасха является самым большим христианским праздником, вследствие чего наблюдается малочисленность народных обычаев, приуроченных к ней. Несмотря на запреты духовенства, крестьяне оставались верными своим традициям: продолжали водить хороводы и кататься на качелях. Они верили, что все эти действия помогут получить и сохранить хороший урожай, обеспечат растительности быстрый рост. В последний день пасхальной недели (в первое воскресенье после Пасхи) отмечали праздник Красная горка35. В этот день поминали родителей, ходили на кладбище36.

Следующим праздником весеннего цикла отмечалось Преполовение (на 25-й день после Пасхи). В с. Ростошь Валуйского уезда Воронежской губернии «сохой делают круг в земле, а в нем крест»37. По мнению крестьян, обряд способствовал избавлению от какого-либо бедствия - эпидемии или засухи.

Значительное место занимал Егорьев день - первый выгон скота. В народном сознании Егорий был покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. Совершавшиеся обряды, были направлены на оберег скота и усиление плодородия. Крестьяне считали, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория и ударять освященной веточкой вербы, сохранившейся от праздника Вербного воскресенья. В с. Козловка Валуйского уезда на

29 ВГАИ АКНМ. № 550/10, 11, 13.

30 Там же. № 853/39, 43.

31 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 180.

32 ВГАИ АКНМ. № 431/24.

33 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 30.

34 ВГАИ АКНМ. № 428/51; № 863/16, 21.

35 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 227.

36 ВГАИ АКНМ. № 815/13, 15; № 446/2.

37 Там же. № 657/1.

Егория с вербой выгоняли скот, со словами: «Верба хлест бей да слез, Да краснае яичка, да бела малачко»38. Хозяева одаривали пастухов обрядовой пищей: хлебом, пирогами, яйцами, салом, молоком, маслом.

На сороковой день после Пасхи отмечался праздник Вознесения, к которому крестьяне приурочили действия, способствовавшие росту посевов и увеличению урожая. В этот день выпекали специальное обрядовое печенье - «лесенки»39.

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежит Троице (празднуется на пятидесятый день после Пасхи). Он «осознается как пограничный между весной и летом, так как приходится на пик расцвета природы»40, «связан с культом растительности»41. В Воронежской губернии этот обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, кумле-ние, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища.

Основной зеленью на Троицу были ветви березы42. Крестьяне украшали ими дома для придания силы своей семье и хозяйству. Принесенная из леса зелень должна была обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме, предохранить от всего нечистого и вредоносного43. Бытовал обычай оставлять троицкую траву после праздника, потому что она считалась целебной и ее «хранили как лекарство». В с. Солдатское Нижнедевицкого уезда с Троицы засушивали травы и потом прикладывали к больному месту, лечили скотину44.

Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена. В с. Болдыревка Острогожского уезда говорили: «вянки завивали, значит гулять по сялу»45. На венках гадали: бросали в воду и смотрели, если утонет - значит, несчастье будет, а если поплывет - благополучная жизнь.

Одним их характерных ритуальных действ в Воронежской губернии был обряд кумления46, во время которого в с. Копанище Острогожского уезда говорили «давай по-жалеемся». Покумившиеся девушки считались родственницами и дружили всю жизнь. Разновидностью этого обряда было кумление во время общей трапезы. В с. Копанище Острогожского уезда на второй день Троицы «ссыпались» складывались продуктами молодежь, на третий «ссыпались» старики и старухи47.

Большое значение имели обряды поминовения умерших предков, которых называли обобщенно «родители» и людей, умерших неестественной смертью - самоубийц и утопленников. Повсеместно в Воронежской губернии был распространен обычай носить еду на кладбище и трапезничать там.

В эти дни на улицах плясали под гармонь и балалайку, играли песни, «ходили ку-рагодами», одевались в праздничную одежду, в лесу собирались на «коньки» (карусели), устраивали балаганы и ярмарки48.

Во время Троицы повторяются многие обряды годового цикла: зажигание костров, обливание водой, кулачные бои. Семицко-троицкий цикл во многом повторял Святки и включал множество обрядов, характерных для начала новых календарных периодов (ряжение, гадание, поминовение умерших).

Через неделю после Троицы отмечали Русальную неделю, «русальное заговенье» 49. По народным представлениям русалки - утонувшие девушки или души детей,

38 Там же. № 159/20.

39 Там же. № 853/39, 43; 438/3.

40 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 56.

41 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 258.

42 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 69.

43 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 190.

44 ВГАИ АКНМ. № 996/16-19.

45 Там же. № 1002/18.

46 Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 116.

47 ВГАИ АКНМ. № 200/20.

48 Там же. № 446/2.

49 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 221.

умерших некрещеными. Под воздействием духовенства, русалки стали превращаться в существа, вредящие человеку: нередко их сравнивали с ведьмами50. В конце русальной недели в Воронежской губернии совершался обряд «проводов русалки»51. В с. Ступино Воронежского уезда девушки делали чучело из соломы или травы, несли в рожь и там раскидывали52. По народным представлениям русалки способствовали лучшему урожаю 53.

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) отмечался 24 июня (по старому стилю), наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца - жатвы. В Воронежской губернии, как и вообще в русской традиции, в этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке - «чтобы не болеть»54. В с. Никольское Воробьевского уезда обливали водой молодоженов, когда они приходили в гости к родителям. В Иванов день вода считалась целебной, ею обливались и умывались от разных болезней. Чаще всего такие обливания совершались парнями55. Крестьяне считали, что все растения в ивановскую ночь наделены чудесными свойствами, поэтому повсюду собирали лекарственные травы56.

Из жатвенного комплекса интересен обряд, связанный с последним снопом: несжатый пучок соломы оставляли на поле - «Илье на бороду, штоб дал урожай хороший на следующий год»57. Несмотря на немногочисленность сведений по жатвенной обрядности, следует отметить, что этот период, наряду с другими обрядовыми комплексами календаря, составляет единую систему годового цикла, обрядовые действия которого направлены на обеспечение урожая.

Из осенних обрядов в Воронежской губернии отметим обряд «похорон» мух, относящийся к проводным обрядам58. По окончании всех сельскохозяйственных работ крестьяне отдыхали, устраивали посиделки, вышивали рушники, вязали, шили, пряли шерсть. Посиделки начинались с Семенова дня (14 сентября), с Покрова (14 октября) или под Дмитриев день (9 ноября). Молодые девушки собирались отдельно от пожилых59.

Народный календарь Воронежской губернии относиться к традиции позднего формирования, в связи с этим слабо выражены обряды жатвенного периода. Сроки и продолжительность данного цикла зависели от конкретных погодных условий местности, из-за которых жатвенный период сдвигался во времени.

Календарные обычаи и обряды Воронежской губернии начала XX в. показывают, что наиболее полными сведениями представлены зимний «святочный» период и троицкие обряды. Формирование такого типа традиции объясняется причинами исторического характера, условиями заселения данной территории, а также характером хозяйственной деятельности проживающих здесь людей. Так, например, в западных уездах губернии (Воронежском, Нижнедевицком, Острогожском) обнаруживается более развитая обрядность и сохранившийся календарный фольклор, так как эта территория заселилась на два века раньше, чем остальные части Воронежской губернии (с XVI в.). Центральные районы осваивались, в основном, в петровскую эпоху ремесленным и рабочим населением, переводимым сюда для строительства русского флота. Календарная система этих районов сильно разрушена, представлена единичными сведениями. Большое влияние на южные районы Воронежской губернии оказала украинская традиция, это ярко проявилось в календарных обрядах.

В заключении необходимо отметить, что календарный земледельческий цикл Воронежской губернии представляет собой комплекс различных обрядовых действий,

50 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 216.

51 Крюкова Т.А. Вождение русалки в селе Оськино Воронежской области // Советская этнография №1, 1947. С.107.

52 ВГАИ АКНМ. № 692/16, 439/2.

53 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 222.

54 ВГАИ АКНМ. № 934/39.

55 Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 128.

56 ВГАИ АКНМ. № 940/1.

57 Там же. № 949/16.

58 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 115.

59 ВГАИ АКНМ. № 39/2.

сформировавшихся в результате длительного исторического развития. В нем сочетались черты как языческой, так и христианской обрядности, базирующиеся на так называемом народном двоеверии. В связи с изменением жизни менялось и мировоззрение людей, традиционные обряды постепенно утрачивали свой ритуальный смысл, обрядовое значение действий постепенно забывалось и чаще всего воспринималось как развлечение.

CALENDAR CUSTOMS AND RITES OF VORONEZH PROVINCE PEASANTS AT THE BEGINNING OF XX CENTERY

Voronezh music-college named after Rastropovi-ches

The article gives a survey of Voronezh province peasants calendar customs and rites at the beginning of XX century, starting with winter period and ending in autumn period of the agricultural calendar. It made possible to reveal elements of recurrence of different periods and their continuity. While explaining the degree of rites" safety, archaic elements of traditional culture are displayed in correlation with peasants" outlook.

Key words: folk agricultural calendar, ritual actions, customs and rites, peas-