Тиберий клавдий нерон и сексуальная распущенность в древнем риме. Шокирующая распущенность древней греции и рима Дикие нравы римской империи любовники

Свидетельства историков, писавших о проституции, дали повод Шатобриану написать красноречивую главу о нравах древних народов . Он показал нам римлян во всей их развращенности: Impios infamia turpississima, как энергично выражается латинский писатель . Далее он добавляет: «Были целые города, всецело посвященные проституции. Надписи, сделанные на дверях домов разврата, и множество непристойных изображений и фигурок, найденных в Помпее, заставляют думать, что Помпея была именно таким городом. В этом Содоме были, конечно, и философы, размышлявшие о природе божества и о человеке. Но их сочинения больше пострадали от пепла Везувия, нежели медные гравюры Портичи. Цензор Катон восхвалял юношей, предавшихся порокам, воспетым поэтами. Во время пиршества в залах всегда стояли убранные ложа, на которых несчастные дети ожидали окончания пиршества и следовавшего за ним бесчестия. Transeo puerorum infelicium greges quos post transacta convivia aliae cu biculi contimeliae exspectant .»

Историк IV века Аммиен-Марцелин , нарисовав верную картину римских нравов, показывает до какой степени бесстыдства дошли они. Говоря о потомках наиболее знаменитых и прославленных родов, он пишет:

«Возлежа на высоких колесницах, они обливаются потом под тяжестью одежд, которые, впрочем, настолько легки, что приподымают бахрому и открывают тунику, на которой вышиты фигуры всевозможных животных. Чужеземцы! Идите к ним; они забросают вас расспросами и ласками. Они объезжают улицы, сопровождаемые рабами и шутами… Впереди этих праздных семей выступают закопченные дымом повара, за ними следуют рабы и прихлебатели; шествие замыкают отвратительные евнухи - старые и молодые, с бледными и багровыми лицами.

Когда раба посылают справиться о чьем-нибудь здоровье, он не имеет права войти в жилище, не обмывшись с головы до ног. Ночью единственным убежищем для черни служат таверны или протянутые над местами зрелищ полотна: чернь проводит время в азартных играх в кости или дико забавляется, издавая носом оглушительные звуки.

Богачи отправляются в баню, покрытые шелком и сопровождаемые пятьюдесятью рабами. Едва войдя в комнату для омовений, они кричат: «Где же мои прислужники?» Если здесь случайно находится какая-нибудь старуха, в былое время торговавшая своим телом, они бегут к ней и пристают со своими грязными ласками. Вот вам люди, предки которых объявили порицание сенатору, поцеловавшему свою жену в присутствии дочери!

Отправляясь в летнюю резиденцию или на охоту, или переезжая в жаркие погоды из Путеол в Кайетту в свои разукрашенные шалаши, они обставляют свои путешествия так же, как некогда обставляли их Цезарь и Александр. Муха, севшая на бахрому их позолоченного опахала, или луч солнца, проникший сквозь отверстие в их зонтике, способны привести их в отчаяние. Цинцинат перестал бы считаться бедняком, если бы, оставив диктаторство, стал обрабатывать свои поля, столь же обширные, как пространства, занятые одним лишь дворцом его потомков.

Весь народ не лучше сенаторов; он не носит сандалий на ногах и любит носить громкие имена; народ пьянствует, играет в карты и погружается в разврат: цирк - это его дом, его храм и форум. Старики клянутся своими морщинами и сединами, что республика погибнет, если такой-то наездник не придет первым, ловко взяв препятствие. Привлеченные запахом яств, эти властители мира бросаются в столовую своих хозяев, вслед за женщинами, кричащими, как голодные павлины».

Схоластик Сократ (учитель красноречия), которого цитирует Шатобриан, говорит, что распущенность римской полиции не поддается описанию. Об этом свидетельствует событие, случившееся в царствование Феодосия: императоры воздвигли огромные здания, в которых находились мельницы, моловшие муку и печи, в которых пекли хлеб, предназначенный для раздачи народу. И вот множество кабаков открылось около этих зданий; публичные женщины завлекали сюда прохожих; едва переступив порог, эти жертвы проваливались через люк в подземелья. Они были обречены до конца дней своих оставаться в этих подземельях и вращать жернова; родные этих несчастных никогда не могли узнать, куда они исчезли. Один из солдат Феодосия, попавший в эту западню, с кинжалом бросился на своих тюремщиков, убил их и убежал из этого плена. Феодосий повелел срыть до основания здания, в которых скрывались эти вертепы; он уничтожил также дома терпимости, предназначенные для замужних женщин.

«Обжорство и распутство господствуют везде» - говорит он, - «Законные жены вынуждены находиться среди наложниц, хозяева пользуются своей властью, чтобы заставить своих рабов удовлетворять их желания . Гнусность царит в этих местах, где девушки не могут более оставаться непорочными. Повсюду в городах множество притонов разврата, посещаемых одинаково часто как женщинами из общества, так и женщинами легкого поведения. Они смотрят на этот разврат, как на одну из привилегий своего происхождения, и равно хвастают как своей знатностью, так и непристойностью своего поведения. Девушки-рабыни массами продаются в жертву разврату. Законы рабства содействуют этой гнусной торговле, совершающейся почти открыто на рынках.»

Проституция гетер и куртизанок вносила деморализацию в семью. Знатные куртизанки привлекали к себе отцов семейств, и законным женам, часто приходилось жертвовать честью, чтобы состязаться со своими соперницами в достижении кратковременной благосклонности мужей. Они считают особым счастьем отнять у своих соперниц хоть частицу того фимиама и тех ласк, которыми их мужья осыпают своих любовниц; с этой целью матроны, подобно meretrices, появляются на священных дорогах. Матроны мечтают о том, чтобы иметь такие же носилки, возлежать на таких же богатых подушках и быть окруженными таким же блестящим штатом слуг, как и куртизанки. Они перенимают их моды, подражают их экстравагантным туалетам и, главное, тоже хотят обзавестись любовниками из какого угодно слоя общества, какой угодно профессии: патриций или плебей, поэт или крестьянин, свободный или раб - все равно. Говоря коротко, гетеры и куртизанки создают проституцию матрон. Валькнер говорит об этом следующее: «Прислужницы, сопровождавшие жалкие носилки, на которых они возлежали в самых непристойных позах, удалялись, как только к носилкам приближались женоподобные юноши, effeminati. Пальцы этих юношей сплошь унизаны кольцами, тоги изящно задрапированы, волосы расчесаны и надушены, а лицо испещрено маленькими черными мушками, теми самыми, при помощи которых и наши дамы стараются придать своему лицу пикантность. Здесь же иногда можно было встретить гордых своей силой мужчин, старавшихся костюмом подчеркнуть свое атлетическое телосложение. Их быстрая и воинственная походка представляла собой полный контраст с чопорным видом, медленными, размеренными шагами, с которыми выступали эти юнцы, которые рисуясь своими тщательно завитыми волосами и накрашенными щеками, бросают вокруг себя сладострастные взгляды. К этим двум видам гуляющих принадлежали чаще всего либо гладиаторы, либо рабы. Женщины знатного происхождения иногда выбирали себе любовников именно из этих низших классов общества, когда как молодые и прекрасные их соперницы отказывали мужчинам своего круга, уступая исключительно знати из сенаторов».

Действительно, знатные римлянки выбирали себе любовников чаще всего из тутов, гладиаторов и комедиантов. В своей 6-й сатире Ювенал описал историю этой постыдной проституции, о чем мы, впрочем, уже упоминали в нашем труде «Медицина и нравы древнего Рима». Не щадят римлянок и злые эпиграммы древних поэтов. У Петрония они изображены в таком же виде: они ищут объекта для своей любви исключительно среди подонков общества, так как страсти их вспыхивают только при виде рабов или слуг в подобранных платьях. Другие без ума от гладиатора, запыленного погонщика мулов или гримасничающего на сцене шута. «Моя любовница, - говорит Петроний, - из числа именно таких женщин. Она в сенате совершенно равнодушно проходит мимо первых четырнадцати рядов скамеек, на которых сидят всадники, и подымается в самые верхние ряды амфитеатра, чтобы среди черни найти предмет для удовлетворения своей страсти».

Когда азиатские нравы особенно сильно распространились среди римского общества, римские женщины стали руководиться принципом Аристипа: Vivamus, dum licet esse, bene. Единственной целью их жизни были удовольствия, празднества, цирковые игры, еда и разврат. Столь любимые ими commessationes (пиршества) продолжались с вечера до зари и были настоящими оргиями, находившимися под покровительством Приапа, Комуса, Изиды, Венеры, Волюпий и Любенции и кончавшимися пьянством и развратом до полного изнеможения. День же они посвящали сну и бесстыдным забавам в общественных банях.

Наиболее точную картину пороков и разврата римского народа дают поэты-сатирики и особенно «Сатирикон» Петрония. Здесь мы находим и соперничество двух мужчин, влюбленных в одного и того же гитона; здесь и публичное изнасилование, совершенное этим жалким гитоном над малолетней Паннихис, которая, несмотря на свои семь лет, уже была посвящена в тайны проституции; здесь же отталкивающие сцены между старой колдуньей и разочарованным, импотентным юношей; здесь и пир старого развратника Тримальхиона со всей утонченностью богатства и тщеславия, с чисто животной прожорливостью и разнузданной роскошью. В промежутке между одним блюдом и другим акробаты разыгрывают свои гнусные пантомимы, шуты исполняют какой-нибудь острый, пряный диалог; индийские алмеи, совершенно обнаженные под своими прозрачными плащами, исполняют свои сладострастные танцы, шуты похотливо кривляются, а пирующие замирают в эротических объятиях. Для довершения картины Петроний не забывает описать нам и хозяйку дома Фортунату, законную жену амфитриона; эта матрона предается разврату с Сцинтиллой, женой Габинна, гостя Тримальхиона. Это начинается перед десертом, когда винные пары уже изгнали последний остаток стыда перед гостями.

«Господин подает знак, и все рабы три или четыре раза призывают Фортунату. Наконец, она появляется. Ее платье перехвачено бледно-зеленым поясом; под платьем видна ее вишневого цвета туника, ее подвязки с золотыми шпурами и туфли с золотым шитьем. Она ложится на то же ложе, которое занимала Сцинтилла, и последняя по этому поводу выражает ей свое удовольствие. Она обнимает ее, входит с ней в самую интимную связь и через некоторое время отдает Сцинтилле свои браслеты… Потом, сильно опьяневшие, обе любовницы начинают чему-то смеяться и бросаются друг другу на шею. Когда, таким образом, они лежат тесно прижавшись друг к другу, Габинн схватывает Фортунату за ноги и переворачивает ее вверх ногами на кровати. «Ах! - вскрикивает она, видя, что ее юбки поднимаются выше колен; затем, она быстро оправляется, снова бросается в объятья Сцинтиллы, прячет свое лицо под ее красным покрывалом, и это раскрасневшееся лицо придает Фортунате еще более бесстыдный вид» .

Что же, однако, еще придумать, чтобы достойно закончить эту вакхическую ночь? Отдаться разве последним ласкам перед сделанной из теста фигурой Приапа и, подымаясь на ложе, кричать: «Да защитит небо императора - отца отечества! Consurreximus altius, et Augusto, patriae, feliciter! diximus.»

Но это еще не все. Любовницы уже собирались уходить, когда Габинн стал восхвалять одного из своих рабов, кастрата, обладающего, несмотря на свое косоглазие, взглядом Венеры… Сцинтилла прерывает его и делает сцену ревности, обвиняя его в том, что он из ничтожного раба сделал своего любовника. В свою очередь Тримальхион покрывает поцелуями одного из рабов. Тогда Фортуната, оскорбленная попиранием своих супружеских прав, осыпает мужа ругательствами, кричит на него во весь голос и называет его мерзким, отвратительным за то, что он предается такому постыдному разврату. В заключение всех ругательств она обзывает его собакой. Выведенный из терпения, Тримальхион бросает в голову Фортунаты чашу; она подымает крик…

Здесь мы можем, кажется, остановиться, так как этой картины вполне достаточно, чтобы наши читатели могли составить себе ясное понятие о нравах римской аристократии. Правда, Сатирикон Петрония - только роман, а не исторический документ, и действующие лица его вымышлены; но роман этот обнаруживает близкое знакомство автора с римскими нравами. В символических сценах, так талантливо и смело написанных им, мы вполне вправе видеть картину скандальных ночей при дворе Нерона. И блестящая сатира так метко попала в цель, что римский Сарданапал немедленно подписал смертный приговор ее автору. Да и многим ли отличается описание римского общества в Сатирах Петрония от описаний, сделанных римскими историками? Эвкольп и Аскильт - одни из многих развратников, описанных Марциалом. Предметом описания Квартиллы служит никто иная, как куртизанка Субура, а Эвкольп принадлежит к типу тех тщеславных поэтов, которыми был переполнен Рим. Хрилис, Цирцея и Филумен - все это действительно существовавшие, не выдуманные типы. Наконец, Тримальхион дает нам яркую характеристику дерзости, низменности чувств и смешного тщеславия выскочки, скороспелого миллионера, который хочет удивить свет пышностью дурного тона и шумной щедростью, чем только возбуждает ненависть своих друзей и гостей. Одним словом, все эти герои не выдуманы, все эти положения взяты из действительности, все это картины с натуры.

Сегодня много кричат о тотальном падении нравов и попирании семейных ценностей. И действительно - звезды порноиндустрии больше не являются персонами нон-грата, а возглавляют автопробеги, педофильские скандалы частотой уже затмили скандалы финансовые. Но те, кто восклицает - «куда катится мир!», даже не подозревают, в каком целомудренном обществе мы на самом деле живем.

Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.

Пришел, увидел, поимел

Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами.

Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей - это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы - то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян - Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка - Европу, под видом лебедя - Леду, прикинувшись орлом - прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья - Евримедусу, в качестве голубя - Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира - Антиопу, под видом облака - Ио, в облике ежика... нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.

Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это - история, столь же реальная, как для нас - татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем - от поступков до секса.

Никаких секс- меньшинств

Первое, что нас бы поразило в античном обществе, - отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов - они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах - людях с собачьими головами. Все это - отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот - это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам - вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины - предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил - было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.

Платоническая любовь

Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» - слушателем, а старший - «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором - не удостоиться такой дружбы.

Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви - это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» - это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады - это мужской мир. Женщина в нем - существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, - еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.

Шестнадцатый год - это возраст богов, а желать семнадцатилетнего - удел не мой, а Зевса...» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса - дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм - полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм - удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция - считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.

Закон суров

И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.

Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но - при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.

Камасутра для рабов

Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки - вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше - за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.

Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (...) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator - значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон - Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда...

Ручная работа

Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе - здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль - ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.

Верность - понятие относительное

По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.

Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.

Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой - супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.

В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.

Ночные бабочки

Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.

Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян - совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное - как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны - спинтрии. Они изготавливались из бронзы, реже - из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра - то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем - 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.

В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.

Размер имеет значение...

Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член - страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах. Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум - каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша - древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным. В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер - не главное. Главное - любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор - тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса - своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители - разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков - и у каждого член с бантиком.

Прекраснозадая богиня

Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.

Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу - Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами... Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде - и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.

Дмитрий Лычковский

В античном Риме разврата не было. Здесь существовали довольно-таки жесткие моральные принципы. Муж даже не имел права поцеловать жену в присутствии посторонних, особенно . Ни о каком разврате и речи быть не могло. В те времена основой семьи были патриархальные устои. Главой семьи был отец, обладавший неограниченной властью и имевший все права наказывать домочадцев за малейшее непослушание.

Развод был неприемлем в римском обществе. Мало того, за него могли изгнать из сената, что и случилось с сенатором Луцием Аннием. Но через сто лет институт семьи стал настолько непопулярным, что многие римляне предлагали вообще отменить законы о семье. Но, к счастью, решение не было утверждено сенатом.

Что стало причиной таких фатальных и трагических перемен в развитии одной из величайших империй мира

Историки считают, что в падении моральных устоев римлян виноваты войны с греками и нашествия варваров, осаждавших Рим. Считалось, что греки были развратны по своей натуре и своим дурным примером влияли на римлян. Регулярные войны, которые Рим вел с другими государствами, давали ему огромное количество рабов. Раб считался в обществе человеком низшего сорта, не имевшим никаких прав. Разумеется с ним можно было делать все, что угодно. Рабов принуждали оказывать сексуальные услуги хозяину и его гостям.

В Риме очень сильно были распространены гомосексуальные связи, особенно в армии. Более того, это даже считалось нормой. Во втором столетии это пагубное явление достигло такого размаха, что власти вынуждены были законодательно решить этот вопрос, хотя ощутимых результатов это не принесло. Влияние христианской церкви в то время еще было очень слабо, а армия обладала могуществом и силой.

Поскольку всегда находятся люди, желающие вести развратный образ жизни, плотские удовольствия в Риме были официально разрешены. Более того, женщинам выдавали так званую «грамоту на изнасилование», которая давала ей право заниматься проституцией.

Известны случаи, когда представители аристократии не гнушались даже малолетними детьми. Во времена Тиверия существовало так званое учреждение «по делам сладострастия». В этом заведении он с успехом предавался разврату с мужчинами и женщинами, насиловал малолетних детей, называя их «маленькими рыбками».

Разумеется, все это привело к деградации «вечного города». Власти Рима не смогли или не захотели справиться с этой проблемой. Римский историк Гай Саллюстий Крисп писал о том, что люди более всего ценят праздную жизнь и всевозможные блага. Можно заметить, что даже растущее влияние христианства с его семейными ценностями и моральными устоями не смогли спасти падающего римского исполина.

Поистине кровожадными можно назвать некоторые утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна в том плане, что она была последней из египетских фараонов и первой женщиной-политиком. В одном из древних свитков современник писал о ней, что ценой ее любви была смерть. Но все же находились мужчины, которых не пугало столь зловещее условие. Безумно влюбленные в Клеопатру, они отдавали свою жизни за ночь, проведенную с нею, а утром их отрубленные головы выставлялись у входа во дворец…

Нравы того времени

Современному человеку утехи Древнего мира могут показаться верхом разврата. В то время не только сожительство, но и законные браки между отцами и дочерьми, дядями и племянницами, а также родными братьями и сестрами были достаточно широко распространены, особенно среди знати. Конечно же, первым мотивом, который побуждал к таким действиям, был имущественный интерес. Кроме того, люди видели, как поступали в таких случаях в царских семействах, и брали с них пример.

В Египте тоже практиковались подобные утехи Древнего мира. Клеопатра и ее брат не стали исключением. К тому же жрецы активно внедряли и всячески поощряли в царских семьях так называемую идею о чистоте крови. Видимо, в древности им уже было известно, что многоразовое кровосмешение приводит к различным душевным заболеваниям и иным недугам августейших потомков. Таким образом, развратные утехи Древнего мира жрецы могли использовать для достижения своих корыстных целей, ведь понятно, что больным или слабоумным человеком управлять гораздо легче.

Инцест в те времена был обычной практикой, при этом моральные качества людей здесь были ни при чем. Взять хотя бы, к примеру, фараона Эхнатона, который являлся, между прочим, мужем прекрасной Нефертити. Он был прогрессивным и хорошим во всех отношениях человеком, но еще при жизни супруги женился также и на своей второй дочери. Далее в этой статье пойдет речь о Египте и о том, какими были утехи Древнего мира. На свете правили многие, но все же Клеопатра была поистине необыкновенной женщиной.

Общие сведения

Родилась будущая царица Египта в 69 г. до н. э. Она являлась представительницей одного из самых знатных греческих кланов. Ее отцом был Птолемей XII, а матерью - Клеопатра V. Помимо нее в семье были и другие дети: три сестры - Арсиноя, Береника, Клеопатра VI, и двое младших в честь отца. Когда властный, жестокий и ненавистный владыка Египта, наконец, скончался, на престол взошли его дети: 12-летний сын Птоломей и его сестра Клеопатра, которой на тот момент исполнилось 17 лет. Согласно обычаю, принятому у фараонов, они поженились.

Надо сказать, что Клеопатра VII была достаточно образованной женщиной. Она изучала математику, философию, литературу, а также умела играла на некоторых музыкальных инструментах. Кроме того, она знала 8 языков и была единственной из всей династии Птолемеев, кто свободно изъяснялся с египтянами.

Внешность

До сих пор не удалось найти источник, где бы достоверно описывалась внешность этой царицы. Но можно точно сказать, что все исследователи в один голос твердят: Клеопатра была чувственной и обольстительной женщиной. Об этом свидетельствуют и факты из ее жизни.

Сейчас можно назвать безнравственными утехи Древнего мира. Клеопатра содержала много мужчин, но в то время это не считалось чем-то зазорным. Не секрет, что малолетний фараон Птолемей XIII только номинально считался правителем Египта. На самом же деле у власти стояла царица Клеопатра

Борьба за власть

Но так не могло долго продолжаться. Недовольный ее правлением наставник Птолемея XIII вместе с другими высокопоставленными сановниками в 48 г. до н. э. поднял восстание против Клеопатры в столице Египта - Александрии. Взбунтовавшийся народ угрожал убить царицу, поэтому ей пришлось бежать вместе со своей сестрой Арсиноей в сопредельные сирийские земли. При этом Клеопатра не считала себя побежденной.

Вскоре ей удалось собрать войско, во главе которого она двинулась к египетским границам. Брат с сестрой и муж с женой решили выяснить в бою, кому же будет принадлежать власть в стране. Две вражеские армии встретились лицом к лицу примерно в 30 милях восточнее Порт-Саида, у Пелузия.

Знакомство

Тем временем в Римской империи боролись за власть Юлий Цезарь и Помпей. Последний проиграл сражение при Фарсалосе и был вынужден бежать в Александрию. Но египетские вельможи решили выслужиться перед императором и казнили Помпея. Через несколько дней Цезарь приехал в Александрию, где его ждал своеобразный «сюрприз» - отсеченная голова его врага. Увидев ее, он ужаснулся и приказал Клеопатре и Птолемею прекратить войну, распустить своих солдат и прибыть к нему немедленно для объяснений и дальнейшего примирения.

Явившись в Александрию, малолетний фараон начал жаловаться на действия сестры. Но прежде чем принять решение, Цезарь пожелал выслушать и другую сторону конфликта. Царица знала, что как только она появится в столице, ее тут же убьют сторонники брата. Поэтому она придумала весьма оригинальный план: прибыла в Александрию ночью на простой рыбацкой лодке. Она велела завернуть себя в пеструю ткань (по иным источникам - ковер) и принести в покои императора. Это была одновременно отличная маскировка и оригинальная шутка. Таким образом произошло одно из самых романтических знакомств в истории.

Зная тонкости обольщения и все существовавшие на тот момент любовные утехи Древнего мира, Клеопатра, история любви которой до сих пор будоражит умы людей, поразила избалованного императора не только своей изобретательностью, но и тонким чувством юмора. Кроме того, ее движения и даже голос буквально очаровали Цезаря. Юлий, так же как и другие мужчины, не устоял против любовных чар обворожительной египтянки и в ту же ночь стал ее любовником.

Полноправная царица

Александрийская война, которую Цезарь вел исключительно ради любви к Клеопатре, завершилась спустя 8 месяцев. За время боевых действий две трети египетской столицы было сожжено, в том числе и знаменитейшая библиотека. После этого Александрия присягнула на верность Цезарю, а полнота власти вместе с троном вернулись к Клеопатре.

Не теряя времени, она тут же вышла замуж за следующего брата - Птолемея XIV. Стоит отметить, что этот брак был фиктивным. На самом же деле царица все это время являлась любовницей Юлия Цезаря и единовластно управляла государством при поддержке императорских легионов.

«Александрийская куртизанка»

Несмотря на то что Рим был охвачен беспорядками, и там лились реки крови, Цезарь не спешил возвращаться туда. В сладких объятьях своей любовницы он позабыл и о своем долге, и о государственных обязанностях. Дабы удержать возле себя императора, Клеопатра каждый день старалась удивлять и все больше заинтересовывать его. До этого времени искушенного в любви Цезаря ни одна женщина не могла привязать к себе надолго.

По немногочисленным свиткам, которые смогли уцелеть, и по произведениям искусства того времени можно представить себе, какие были утехи Древнего мира. Клеопатра со своим любовником развлекалась на роскошном корабле, длина которого составляла почти 100, высота - 20, а ширина - 15 метров. На его палубе возвышался настоящий двухэтажный дворец с кедровыми и кипарисовыми колоннадами. Обычно за кораблем следовал эскорт из 400 судов. Такая роскошь призвана была продемонстрировать правителю Римской империи все величие Египта, а также почести, которые ему оказывают.

Спустя несколько месяцев Цезарю пришлось попрощаться с Клеопатрой и отправиться назад. Любовные утехи Древнего мира в плане последствий не слишком-то отличались от современных: через какое-то время у Клеопатры родился сын по имени Птолемей-Цезарион. Чтобы защитить царицу и ее ребенка от возможных врагов, в Александрии постоянно находилось 3 которые предусмотрительно оставил римлянин.

Убийство Юлия Цезаря

Клеопатра вместе со своим мужем и сыном в 46 г. до н. э. отправилась с визитом в Рим, где им устроили триумфальную встречу. Местные жители были поражены невиданной роскошью кортежа чужеземной правительницы: вереница колесниц, сверкающих золотом, за которыми шло большое количество черных нубийских рабов, а также ручные гепарды, газели и антилопы.

Ради «александрийской куртизанки» Цезарь готов был изменить закон, который запрещал мужу иметь более одной жены. Кстати, его законной супругой была Кальпурния - бездетная женщина. Он же хотел официально жениться на египетской царице и сделать своего сына Цезариона единственным наследником Римской империи.

Надо сказать, что никто и никогда не обращал внимания на количество тайных любовниц Цезаря и на иные утехи Древнего мира, которые были ему не чужды. Но когда он попытался признать Клеопатру своей законной супругой, это было воспринято как оскорбление, нанесенное всему народу. И вот спустя 2 года после приезда египтянки, в марте 44 г. до н. э., группа из числа заговорщиков-республиканцев убивает Цезаря. Ему нанесли 23 Так драматично закончилась для него эта любовная история и попытка узаконить свои отношения с «александрийской обольстительницей». Некоторые правители государств именно так расплачивались за утехи Древнего мира. Клеопатра была потрясена, так как совершенно не ожидала такого поворота событий.

Бегство из Рима

Еще одним ударом для царицы стал документ, оставленный убитым императором. Когда было вскрыто завещание Юлия Цезаря, выяснилось, что преемником он назначил Октавиана, своего племянника, а официально признанного сына Цезариона даже не упомянул. Клеопатра поняла, что ей и ее сыну угрожает смертельная опасность, поэтому постаралась как можно быстрее покинуть Рим и возвратиться в Александрию.

Чуть позже при загадочных обстоятельствах умирает ее брат и муж Птолемей XIV. Есть предположение, что его отравила сама Клеопатра, чтобы стать единственной и полноправной властительницей Египта, а своим наследником сделать сына Цезариона.

После смерти римского императора в государстве началось противостояние между его убийцами и жаждущими отмщения Октавианом, Лепидом и Антонием. В итоге триумвират победил. Марк Антоний стал правителем восточных провинций. Но Клеопатра, покидая Рим, не знала, что сумела зажечь искру любви в его сердце.

Новая встреча

Марк Антоний был известным римским политиком и полководцем, а также другом и доверенным лицом Юлия Цезаря. Они всегда поддерживали друг друга в самые трудные для них времена. Так было до самой смерти императора.

После победы над убийцей Цезаря - Брутом - Марк отправился в Азию и Грецию, чтобы собрать контрибуцию. Везде его встречали овациями, и только Клеопатра не удостоила великого полководца своим вниманием. Разгневавшись, Антоний приказал ей прибыть в Тарсус.

Какие были утехи Древнего мира, можно судить и по тому, как явилась Клеопатра на, казалось бы, деловую встречу. Только представьте себе: владычица Египта приплыла на корабле в костюме Венеры в окружении купидонов, нимф и фавнов! Огромного размера судно, изготовленное из драгоценной древесины с золоченой кормой, шло под алыми парусами. Оно источало необыкновенное благоухание и подошло к берегу под звуки прекраснейшей музыки, когда солнце уже стало клониться к закату. В стремительно сгущавшихся сумерках на корабле внезапно вспыхнула великолепная иллюминация.

Марк Антоний - гениальный полководец, храбрец и любимец женщин, который, казалось бы, познал все утехи Древнего мира, - был сражен наповал столь грандиозным спектаклем. Поэтому, вместо того чтобы обрушиться на своевольную царицу с гневными речами и угрозами превратить ее страну в одну из многочисленных провинций великой Римской империи, он пригласил Клеопатру отобедать с ним наедине. В ответ она предложила Антонию подняться на борт ее корабля, буквально усыпанного лепестками роз, и устроила в честь него пир, длившийся 4 дня. Вот с такой вот роскошью в Египте обычно организовывались утехи Древнего мира. Клеопатра (фото царственной особы, естественно, мы предоставить вам не можем, зато картинок - сколько угодно) на этом не остановилась. Она пригласила высокопоставленного римлянина посетить ее дворец в Александрии.

Антоний прибыл в столицу и сразу же отправился в резиденцию царицы. Его ждал настолько великолепный прием, что он напрочь забыл о государственных делах. На протяжении всей зимы во дворце «александрийской куртизанки» устраивались оргии и иные сомнительные увеселения. Превратившись в настоящую вакханку, она ни на минуту не оставляла своего любовника и потворствовала всем его желаниям. Клеопатра постаралась сделать так, что каждый день, проведенный Марком Антонием рядом с нею, был неповторимым. Она придумывала все новые и новые увеселения, сулившие обоим массу удовольствий. Так она развлекала своего любовника, которому были в новинку подобные утехи Древнего мира. Фото, представленное ниже, - кадр из фильма «Антоний и Клеопатра», в котором роль египетской царицы сыграла великолепная Элизабет Тейлор.

Царь Египта

Очередную военную кампанию Антоний начал в 37 г. до н. э. В этот раз она была направлена на завоевание сирийских земель. Римлянин попросил Клеопатру выделить ему средства на парфянскую кампанию. Царица согласилась, а в обмен на это Марк отдал ей часть северной Иудеи и Финикии, а также узаконил свой брак и детей. Все помыслы полководца были заняты исключительно египетской владычицей. Завоеванные им земли он раздаривал ее детям. Она стала называться «Новой Изидой» и присутствовала на аудиенциях в костюме богини: в облегающей одежде с короной в виде головы ястреба и рогами коровы.

Везде, где бы ни воевал Антоний, его сопровождала «александрийская куртизанка», устраивавшая для него всевозможные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра как никто умела повелевать мужчинами. Она убедила Антония отречься не только от своей законной жены, но и от Рима. В конце концов, он стал именоваться и по его приказу начали чеканить монету, на которой красовался профиль Клеопатры. Кроме того, на щитах некогда римских легионеров стали выбивать ее имя.

Такое поведение Марка Антония не могло не вызвать глубокого возмущения римлян. По этому поводу в 32 г. до н. э. Октавиан со своей обличительной речью выступил в сенате. В результате было решено объявить войну египетской царице. Совместная армия Клеопатры и Антония превосходила римскую. Влюбленная парочка знала об этом, понадеялась на воинскую мощь и… проиграла. Дело в том, что царица, не имевшая военного опыта, взялась командовать частью морского флота. Очевидно, не поняв стратегии Марка, она в решающий момент битвы приказала своим судам отступать. Таким образом, римляне победили. Это произошло в начале сентября 31 г. до н. э. близ Актиума в Греции. Но Октавиану Августу понадобился еще год, чтобы подойти к Александрии. В отчаянии Клеопатра и Антоний устроили грандиозный прощальный пир, во время которого происходили нескончаемые оргии, каких Египет еще не видывал.

Смерть Антония и Клеопатры

Войска Октавиана к 30 г. до н. э. практически подошли к стенам Александрии. Надеясь несколько смягчить гнев нового римского императора, царица посылает к нему гонца со щедрыми дарами. Познав едва ли не все утехи Древнего мира, Клеопатра все же была уверена, что и в свои 38 она выглядит все такой же соблазнительной и неотразимой. Царственная особа решила скрыться в своей роскошной усыпальнице, которую недавно построили по ее приказу, и немного выждать.

А в это время Марку Антонию сообщили, что его любимая женщина покончила с собой. Услышав это, он предпринял попытку заколоть себя кинжалом. Полководец был еще жив, когда его принесли в усыпальницу. Через несколько часов Антоний умер на руках у своей любовницы.

Пока египетская царица тянула время, римлянам удалось захватить Александрию. Похоронив Марка, она вернулась во дворец. Стоит отметить, что новый римский император был известен своими амурными похождениями, и ему были не чужды утехи Древнего мира. Клеопатра правила мужчинами, которые правили миром, но в этот раз ей не удалось договориться с Октавианом - на римлянина ее женские чары не произвели никакого впечатления.

«Александрийская обольстительница» уже предвидела свое будущее и не питала насчет этого никаких иллюзий: ее, закованную в цепи, заставят идти по улицам Вечного города за колесницей триумфатора. Но, согласно легенде, Клеопатра избежала позора: ее верные слуги передали своей госпоже корзинку с едой, где спрятали небольшого ядовитого аспида. Перед смертью она написала Октавиану письмо, в котором просила похоронить ее вместе с Марком Антонием. Вот так в 30 г. до н. э. в последний августовский день закончилась любовная история египетской царицы.

«Александрийская куртизанка» была похоронена с великими почестями, так, как она и хотела. Как известно, Клеопатра была последней из фараонов. После ее кончины Египет был присоединен к Римской империи и получил статус провинции. По легенде, Октавиан Август приказал уничтожить все имеющиеся изображения царицы.

Надо сказать, что в то время всем вельможам были знакомы своеобразные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна. Согласно некоторым источниками, она не была красавицей, как это принято полагать. Но благодаря острому и живому уму, образованности и чарующей обворожительности смогла добиться расположения двух таких великих полководцев, как и Марк Антоний, которые готовы были отдать жизнь за ее любовь.

Рассказывают произведения литературы, скульптуры, прикладного искусства, о них можно судить на основании сохранившихся деловых и дружеских писем, трудов историков и философов.

Сила Древнего Рима ассоциируется с важными идеалами и принципами, которые воспитывались в каждом свободном гражданине с раннего детства:

  1. Верность государству;
  2. Служение обществу;
  3. Гармония духа и тела;
  4. Идеалы красоты и любви и др.

Один из принципов жизни – верность дружбе , которая выступала как основа взаимоотношений. Общение с друзьями занимало большое количество времени: встречи, беседы, семейные и дружеские торжества, взаимные услуги и помощь в деловой, воинской сфере. Дружба связывалась с понятиями благородства, взаимовыручки, доброты, сердечной привязанности.

Античный мир ассоциируется и с умением развлекаться. Если для низших слоев населения лучшими развлечениями были народные праздники и гуляния, посещение кабачков и трактиров, где можно было выпить, закусить и посплетничать, то высшие интеллектуальные слои населения предпочитали другие развлечения:

  • Модные в эпоху расцвета чтения стихов и трактатов;
  • Философские беседы;
  • Спортивные соревнования (состязания на колесницах, в гребле, беге и др.).

Если говорить о периоде упадка Рима, придется констатировать и всеобщий нравственный упадок.

Упадок

Роскошь и богатство высших слоев в период усиления империи привели к исчезновению скромности и бережливости, появлению разнузданности и высокомерия. Праздность и безделье, осознание власти и силы при отсутствии внешней угрозы создавали иллюзию безграничного могущества и вседозволенности. Принципами жизни стали нажива, богатство, увеличение владений, доходов за счет использования служебного положения.

Строит себе большие богато обставленные виллы, которые ломились от количества золотых вещей, дорогой одежды, женских украшений, диковинных заморских животных и др. Все меньше ценится семья, римляне не хотят иметь детей, думая только о собственных утехах и считая семью ненужной обузой.

У бедных слоев населения семья тоже перестает быть ценностью и опорой. В период упадка империи распространенным явлением становится подкидывание и продажа детей.

Обжорство

Если в прежние времена римляне ели вместе со слугами одну и туже простую пищу, то теперь господа трапезничают отдельно. Для них готовятся изысканные и . Среди слуг растет количество поваров, пекарей, кондитеров.

Пищу принимали лежа, раздевшись до пояса, чтобы «больше влезло», ели руками. Если пища переставала помещаться в желудке, ее извергали обратно и ели снова.

Перед пирующими выступали фокусники, танцовщицы, обжирающимся олигархам прислуживали женщины легкого поведения. На пирах присутствовали жены и дети, на равных с мужчинами участвовавшие в обжорстве, пьянстве и разврате.

Зрелища и кровь

Большое количество средств: и государственных, и личных средств крупных чиновников – тратилась на организацию развлечений для народа, знаменитых зрелищ. Количество выходных дней составило более трети дней в году. Развлечения для большей части толпы были бесплатными, платили только богатые за VIP места.

От развлечений ждали изощренной жестокости. Битвы гладиаторов в ценились тем выше, чем больше крови людей и животных на них приливалось. Если же развлечение не нравилось, жестоко истязали и убивали его организатора.

Вино и женщины

Излюбленными развлечениями богатых людей становятся не книги и философские беседы, а вино и женщины. Вместо семьи заводятся многочисленные эротические связи, которые не требовали проявления ответственности и заботы. Сладострастие удовлетворялось связями с несовершеннолетними, извращенными связями между полами, обычными становятся кровосмесительные связи. Чтобы продлить наслаждения, знатные семьи отказывались иметь потомство, женщины шли на любые меры, чтобы беременность не обезобразила их фигуры, а материнство не лишило свободы и праздности.

Нормальные отношения между мужем и женой становятся редкостью и многими высмеиваются. Результатом стал не только нравственный, но и генетический упадок нации. Венерические болезни и импотенция как следствие беспорядочных связей и излишеств становятся обычными вещами.
Разврат и цинизм проникают в литературу, театр, отражаются в произведениях декоративно-прикладного искусства.

В погоню за удовольствиями бросились не только мужчины, но и женщины из знатных семей. Стало модно иметь публичный дом, заниматься проституцией. Это ремесло не было позорным, существовало совершенно открыто.

Всенародные праздники посвящались богам Приапу, Венере, Изиде, в них принимали участие представители высших и низших классов, жрецы, мужчины, женщины и дети совершенно открыто и на равных.

В городах насчитывалось несколько публичных домов, популярностью пользовались и свободные куртизанки, приглашавшие к себе домой или зазывавшие клиентов на улицах, у храмов, в общественных местах.

Для занятий проституцией женщине низшего или среднего класса требовалась регистрация и уплата налога. Этот бизнес обслуживали зазывалы, акушерки, прислужницы, массажисты, лекари, изготавливавшие специальные составы для поддержания возбуждения. А богатые куртизанки вели себя открыто и нагло, хвастаясь драгоценностями, рабами и знатными поклонниками.

Местом, где процветал всеобщий разврат, были городские бани – . В период упадка Рима они были общими для мужчин, женщин и детей, хорошо освещались, а непристойное действо разворачивалось в больших бассейнах и около них.

Одним из направлений привычного разврата была мужская проституция, почти такая же популярная, как женская.

Размышляя о причинах падения Древнего Рима, можно с уверенностью сказать, что одна из веских причин – это постепенное падение нравов, утрата высоких идеалов, веры в государство, красоту, семью.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ