Тесты по общей и экспериментальной психологии синергия. Тесты экспериментальная психология. Учение о методах научного познания

1. Соотнесите уровни методологического анализа с их основными особенностями:

А) Общая методология;

Б) Специальная методология

В) Частная методология.

1. эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, опрос и т.д.);

2.диалектико-материалистический поход и основные научные представления о первичности материи и вторичности сознания, о движущих силах развития объективной реальности и психике и т.д.

3.методологические принципы; детерминизма, единства сознания и деятельности, объективности и т.д.

2. Соотнесите принципы отечественной психологической науки с их описанием:

А) Принцип объективности;

Б) Принцип детерминизма;

В) Принцип единства сознания и деятельности;

Г) Принцип развития;

Д) Принцип личностного подхода;

Е) Системно-структурный принцип.

1. Психика может быть правильно и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

2. Признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания.

3. Любое явление необходимо рассматривать как элемент сложной системы.

4. Ориентация на индивидуальные и социально-психологические особенности человека.

5. Причинная обусловленность психических явлений.

6.Сознание и деятельность не противоположны друг другу и не тождественны.

3. Какой вид психологического исследования описан ниже?

«Студентка пишет дипломную работу, направленную на изучение особенностей взаимоотношений больных шизофренией с родственниками, итогом работы она собирается вывести практические рекомендации для родственников таких больных».

4. Приведите пример теоретического исследования.

5. Определите объект, предмет, цель, гипотезу и задачи представленных тем:

«Взаимосвязь особенностей характера и адаптации студентов первого курса»;

«Особенности агрессивного поведения в среде рабочей молодежи»;

«Психологический анализ интеллектуальной одаренности детей из различных социальных групп».

6. Определите виды гипотез в следующих примерах:

А) «В своей работе мы исходим из предположения, что понятие эмоциональная зависимость существует»;

Б) «В своей работе мы исходим из предположения, что если у детей младшего школьного возраста повышать уровень креативности, то у них развиваются общие интеллектуальные способности»;

В) «Мы исходим из предположения, что между уровнем диалогической речи и уровнем развития творческой игры есть прямая связь».

7. Соотнесите методы сбора данных по Кеттеллу с их значениями:

А) L-данные;

Б) Q-данные;

В) Т-данные.

1. Сведения, получаемые с помощью объективных тестов;

2. Сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни;

3. Сведения, получаемые с помощью опросников и самоотчетов.

8. Распределите методы по основным 4-м группам, предложенным Б.Г. Ананьевым:

А) организационные методы;

Б) эмпирические методы;

В) обработки данных;

Г) интерпретационные методы.

1. Генетический метод;

2. Обсервационные методы;

3. Сравнительный метод;

4. Лонгитюдный метод;

5. Методы качественного анализа;

6. Комплексный метод;

7. Структурный метод;

8. Методы математической статистики;

9. Праксиметрические методы;

10. Метод моделирования.

9. Определите вид организационных методов в следующих примерах:

А) «В исследовании мы брали студенческую группу, в которой изучали динамику уровня толерантности на протяжении всего периода обучения»;

Б) «В исследовании мы изучали поведение людей, страдающих эпилепсией в ситуациях неопределенности. К нашему исследованию так же подключились клинический психолог и психотерапевт»;

В) «В исследовании мы сравнивали уровень общего интеллекта у детей, посещавших ДОУ и не посещавших (домашнее образование)».

10. Определите основные достоинства и недостатки метода наблюдение.

11. Продолжите определение. Опрос – это…..

12. Определите вид наблюдения в следующих примерах:

А) Психолог наблюдал за Марией в течение определенного периода. Он фиксировал все ее проявления психической деятельности.

Б) Анатолий (психолог) занимался интроспекцией, для определения провалов в памяти.

В) За Виталием (он один из близнецов в приемной семье) наблюдали в течении 10 лет, что бы определить его развитие в чужой семье.

Г) Карина для изучения особенностей работы в коллективе издательства «Речь» устроилась туда на работу.

Д) Анатолий анализировал поведение грабителей, наблюдая события на пленке.

13. С каких слов необходимо начинать вопрос, что бы человек начал рассказывать о себе, а не о событиях?

14. Объясните суть техники «Молчание».

15. Чем будет отличаться метод интервью, от метода беседа.

16. Выберите методы, которые относятся к группе праксиметрических:

А) Библиографический метод;

Б) контент-анализ;

В) метод моделирования;

Г) проективные методы;

Д) архивный метод.

17. Метод исследования причинно-следственных связей между изучаемыми переменными – это….

18. Соотнесите виды экспериментов с примерами:

А) Лабораторный.

Б) Естественный.

В) Формирующий.

1. В эксперименте проводился шестидневный тренинг по развитию эмпатийной наблюдательности для студентов-психологов.

2. Студентам в специально отведенном помещении предлагали разыграть ситуацию экзамена, для изучения особенностей памяти в стрессогенных ситуациях.

3. Экспериментатор измерял уровень «забывания» материала у студентов сразу после экзамена.

19. Верно ли утверждение, что генеральная совокупность и выборка это одно и то же?

20. Определите зависимые и независимые переменные в следующих примерах:

А) «Мы исходили из предположения, что если у детей младшего школьного возраста уменьшать нагрузку на глаза, то у них поднимется уровень успеваемости»;

Б) «Мы исходили из предположения о том, что если помещать подростков в специальную треннинговую среду у них снизится уровень агрессивности».

21. Вставьте пропущенные слова. В эксперименте всегда изменяется …… переменная, а наблюдается …. переменная.

22. Свойство истинности, правильности, соответствия реальности – это….

23. Определите, какие эффекты описаны ниже и к какой валидности они имеют отношение:

А) «Вы проводите естественный эксперимент, вашим испытуемым необходимо рассказывать о своих переживаниях прямо перед классом, но почему-то то, как отвечают испытуемые, не соответствует вашим изначальным представлениям»;

Б) «Вы проводите эксперимент, результаты которого повлияют на трудоустройство испытуемых. Один из претендентов показался вам надменным и излишне высокомерным, в результате по всем показателям у вас он получил низкий бал»;

В) «Вы проводите эксперимент, связанный с интеллектуальным уровнем одаренных детей, но почему-то одаренные дети пишут интеллектуальные тесты с теми, же результатами, что и обычные дети. Но вам для работы нужен более высокий уровень и вы ставите этим детям лишние баллы».

24. Какая валидность не соблюдена, если ваши данные не соответствуют теории, в рамках которой вы проводили эксперимент?

25. Соотнесите виды контроля и их описание.

А) элиминизация внешних переменных;

Б) создание константных условий;

В) балансировка;

Г) контрбалансировка.

1. Включение в дополнение к экспериментальной группе контрольной группы;

2. исключение влияния внешних переменных (помещения без звука, вибрации и т.д.);

3. создание неизменных внешних и пространственно-временных условий на протяжении всего эксперимента;

4. прямой порядок заданий в одной группе компенсируется иным порядком заданий в другой группе.

26. Определите модальность собеседника:

А) «Он смотрит в бок, когда вспоминает прошлые события».

Б) «Он смотрит вниз, вспоминая прошлые события».

В) «Он смотрит, вверх вспоминая прошлые события».


Экзаменационный тест по экспериментальной психологии

Вариант 1

ФИ_______________________________________дата______группа________

Количество правильных ответов _________ отметка_____________________

1. Опишите схематично классификацию методов по Ананьеву Б .Г.:

2. Выберите правильный вариант ответа.

Система принципов построения и способов организации научного исследования называется…

в) научным мировоззрением; г) методологией исследования ;

д) философским мировоззрением.
3. Выберите правильный вариант ответа.

г) все вышеперечисленное.

4. Выберите правильный вариант ответа.

Свойство теста измерять именно ту характеристику, для измерения которой он и был создан - …

а) надежность; б) устойчивость; в) валидность; г) точность;

д) стандартизированность.
5. Дополните.

опровергнуть) свою гипотезу-..

а) эффект плацебо; б) эффект Хоторна; в.) эффект фасилитации/ингибиции;

г) эффект ожидания; д) эффекта Пигмалиона.
10. Выберите правильный вариант ответа.

Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление :

а)Д. Кэмпбелл. б) В.Вундт в) В.В.Дружинин г) Ф.Дж.Мак Гиган
11.Дайте название шкалам в соответствии с определениями :

Шкала получаемая путем присвоения «имен» объектам-__________________

Шкала образующаяся, если на множестве реализовано одно бинарное

отношение - порядок (отношения «не больше» и «меньше»)-_______________________


12. Выберите правильный вариант ответа.

Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого -…

А) беседа, Б) интервью, В) тестирование, г) опрос

13. Дайте определение понятия.

Валидность – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Дополните.

Это целенаправленное , организованное и определенным

образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

15. Вставьте правильный вариант ответа.

Проводится для того, чтобы одновременно проверить все возможные гипотезы.

а) «пилотажное исследование» б)полевое исследование в) критический эксперимент

Тесты по 15 минут и экзамен 20 минут Вопросы к экзамену 1. Определение предмета экспериментальной психологии. 2. Особенности и проблемы экспериментальной психологии. 3. Основные направления методологии научного исследования. 4. Наука как специфический вид человеческой деятельности. 5. Принципы научного исследования. 6. Научное исследование и его характеристика. 7. Типы научного исследования по характеру. 8. Типы научного исследования по цели. 9. Идеальное научное исследование, и его характеристики. 10. Реальное научное исследование, и его характеристики. 11. Научная парадигма и ее основные компоненты. 12. Понятие научной проблемы, ее характеристика и основные уровни. 13. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. 14. Виды экспериментальных гипотез и их характеристика. 15. Классификация исследовательских методов. 16. Эмпирические методы в психологическом исследовании. 17. Особенности экспериментального метода исследования. 18. Понятие научной теории. Структура и компоненты научной теории. 19. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. 20. Экспериментальное общение, его особенности. 21. Экспериментальные эффекты проявляющиеся на уровне испытуемых. 22. Влияние личности экспериментатора на результат (эффект Пигмалиона). 23. Типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. 24. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне испытуемых. 25. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне личности экспериментатора. 26. Типы испытуемых, их мотивация на участие в эксперименте. 27. Норма эксперимента. Инструкция. 28. Описание экспериментальной ситуации. 29. Типы экспериментальных ситуаций. 30. Виды экспериментального исследования. 31. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. 32. Основные структурные компоненты научного исследования. 33. Валидность: внешняя, внутренняя, операционная. 34. Экспериментальная выборка и способы ее создания. 35. Понятие об экспериментальной и контрольной группах. 36. Планирование эксперимента на одном испытуемом. 37. Доэкспериментальные планы их специфика. 38. Основные экспериментальные плапы, их специфика и схемы. 39. Основные квазиэкспериментальные планы. 40. Корреляционное исследование и его планирование. 41. Теория психологических измерений. 42. Типы шкал и виды допустимых преобразований. 43. Виды шкальных преобразований. 44. Основные виды психологических измерений и их классификация. 45. Результаты эмпирического исследования и их представление. 46. Обобщение экспериментальных результатов. 47. Представление результатов исследования: табличное, графическое, символическое, вербальное. 48. Требования к научному тексту.

Тема 1. Введение в экспериментальную психологию. История ее становления.

1. Гальтон Ф

Один из основателей психологического тестирования. Разработал психофизиологический метод парных сравнений. Обнаружил феномен антиципации при тахископическом предъявлении объекта.

2.Джеймс Мак-кин Кеттел

Один из первых использовал вариационно –статистические методы в области экспериментальной психологии. Пионер применения психологических тестов, анкет, вопросников.

3.Челпанов Г.И.

Первый психолог изучивший «память и обучаемость с помощью

экспериментального метода.

4.Эббингауз Г.

Основоположник экспериментального исследования личности в России. Разработал процедуру проведения естественного эксперимента.

5. Лазурский А.Ф.

Разработал схему экспериментального исследования осязания, для чего сконструировал прибор « эстезиометр» .

6.Эрнест Генрих Вебер

Создал «Институт экспериментальной психологии» в Москве в 1912г.

Интроспективная психология- это:

А. область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения, называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Б. ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.

В. наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей.

Г. отрасль психологии, изучающая психику животных, её проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе.

1. Заполните пробелы (****) в предложениях:

1.**** это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

2.**** гипотеза выдвигается для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

3.**** гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается).

4. гипотеза о **** формулируется, как предположение о наличии определенных явлений, событий.

5. гипотеза о **** формулируется, как предположение о том, что какие то показатели связаны (находятся в определенных соотношениях друг с другом).

6. **** формулируется, как предположение о том, что одно явление влияет на другое явление (изменяет) его.

2. Установите соответствие между терминами (1, 2, 3, 4, 5 и их определениями (А, Б, В, Г, Д)

Это форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации.

2. Проблема исследования

система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу. С ее помощью фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект.

3.Парадигма

это способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.

4.Методика

совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

5. Идеографический подход

подход к изучению личности, при котором уникальность каждого человека является первичной целью исследования. Впервые введен Олпортом.

3. Заполните пробелы (****) в предложениях (названия научных исследований):

    **** исследование проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

2. **** исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае – психологии).

3. **** исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

4. **** эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.

5.**** исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

6. **** исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

4. Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В, Г) только один правильный.

К поисковому типу исследования относится:

А. Исследования проводимые в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность, исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Б. Под этим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями “методом тыка”:

В. Исследования в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика.

Г. Точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Тема 3. Теория психологического эксперимента.

1.Основоположником изучения социально-психологических аспектов психологического эксперимента стал Р. Зайонцем. В 1933 г. он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента.

2. Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Хоторном.

3. Совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых-это психологический эксперимент.

4. Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считали, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдалось улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

5. Правильно поставленная беседа позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения беседы.

6. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Лабораторный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры.

7. Различают одномерный и многомерный эксперименты по количеству изучаемых переменных.

    Формирующий эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

9. Основу констатирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

10. Экспериментально-генетический метод исследования психического развития разработан А.Н. Леонтьевым и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций.

11. Пилотажный эксперимент -это когда изучаемая область неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

12. Группа испытуемых, которые не подвергаются никаким экспериментальным воздействиям, так как она служит для сравнения во время эксперимента –контрольная группа

13. Группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы)-экспериментальная группа

2. Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В, Г) только один правильный.

«Двойной слепой метод»-это метод:

А. Проведения исследования реакции людей на какое-либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования (маскируется влияние независимой переменной). Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.

Б. Конструирования экспериментальной ситуации таким образом, чтобы исключить какое-либо в ней присутствие внешней переменной.

В. Когда не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Этот метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.

Г. Систематизированной количественной оценки содержания текстов. Впервые применен К. Юнгом при анализе результатов ассоциативного эксперимента. Широко используется в психологической диагностике (прожективные методики), специальной психологии, психолингвистике и т. д.

Д. Случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу. Применяется при отборе членов популяции в экспериментальную выборку, а также при распределении испытуемых по экспериментальным и контрольным группам.

3. Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В, Г) только один правильный.

Внешней переменной называют переменную:

А. Которую изменяет экспериментатор

Б. Которая изменяется под влиянием зависимой переменной

В. Которая недоступна управлению со стороны экспериментатора

Г. Которая остается константной на протяжении эксперимента

4. Заполните пробелы (****) в предложениях (характеризующие способы контроля внешних переменных).

1. (****)– т.е. создаются условия, когда внешние переменные не изменяются и одинаково влияют на всех испытуемых. (Например: шум улицы за окном рассматривается как постоянно действующая переменная).

2. (****) - это конструирование экспериментальной ситуации таким образом, чтобы исключить какое-либо в ней присутствие внешней переменной. (Например: максимально изолированное от внешнего мира помещение).

3. (****)-создание контрольной выборки, находящейся в таких же условиях, что и экспериментальная, и отличающейся от нее только отсутствием воздействия независимой переменной.

4. (****)-способ контроля эффекта порядка путем чередования воздействий. Каждая группа испытуемых получает один и тот же набор воздействий, меняется лишь их последовательность в серии. Каждый набор воздействий предъявляется одинаковое число раз.

5. (****) - т.е. случайный выбор испытуемых в группу. Это позволяет исключить влияние как индивидуально-психологических особенностей испытуемого, так и исключить влияние пристрастий того, кто набирал группу.

6. (****)-заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования (маскируется влияние независимой переменной).

7. (****)-этот метод позволяет замаскировать от испытуемых и от экспериментатора влияние независимой переменной.

5. Установите соответствие между названиями исследовательских планов (1, 2, 3, 4, 5) и их версиями: (А, Б, В, Г, Д).

1.Истинный" экспериментальный план.

2. Доэкспериментальные планы

1. план с предварительным и итоговым тестированием и КГ

4.План корреляционного исследования.

2. план 3х2

3. плана Зх3

5.факторные планы.

1.Сравнение двух групп

6.

6.Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В,) только один правильный.

Доэкспериментальные планы-это:

1.А это планы в которых требуется выявить влияние двух и более НЗП на одну ЗП. При этом НЗП могут иметь несколь­ко уровней интенсивности,

заключаются в создании условий, при которых бы все уровни сочетались бы друг с другом. Число ЭГ берется равным числу сочетаний уровней всех НЗП.

2.Б это планы в которых все измеряемые переменные – зависимые. Фактором, определяющим эту зависимость, может быть одна из переменных или скрытая, неизмеряемая переменная.

3.В это,исследования, проводимые по определенным схемам, без учета требований, предъявляемых к плану классич.экспериментального исследования. Причина - невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях.

1.Ответьте, верно или неверно каждое из следующих утверждений:

1. Под беседой понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта

2. С помощью метода наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".

3. Главными особенностями метода тестирования являются:

Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта

Пристрастность (эмоциональная окрашенность)

Сложность (порой - невозможность) повторения

4. Интервью называют целенаправленным опросом.

5. Метод тестирования –это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

6. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был К. Лоренц. Исследуя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и опросил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых.

7. Исследования, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.-называют историей отдельного случая.

8. Психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы –это ме?тод опро?са.

2. Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В, Г) только один правильный.

Измерительная шкала представляют собой:

А. последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один раздельный интервал, а высота столбца – это частота или количество случаев.

Б. это свойство распределения частот.

В. метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов некоторыми признаками, наличие или степень выраженности которых представлена и оценивается испытуемыми в виде числовых значений, графического изображения или в вербальной.

Г. Такое значение во множестве наблюдений которое встречается наиболее часто. Сложность в том, что редкая совокупность имеет единственную моду.

3. Установите соответствие между терминами (1, 2, 3, 4, 5 и их определениями (А, Б, В, Г, Д), виды измерительных шкал.

1.Интервальная шкала

это шкала, классифицирующая по названию и устанавливающая соответствие признака тому или иному классу. Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого.

отношений

это шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц",первая метрическая шкала, определяющая величину различий между объектами в проявлении свойства. При этом, используя шкалу, выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.

3.Порядковая шкала

это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства, она имеет значимую нулевую точку, которая не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства.

4.Шкала разностей

это шкала, классифицирующая по принципу "больше - меньше". Здесь субъекты могут быть ранжированы, например, по весу или росту.

наименований

имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует аддитивная группа действительных чисел. Классическим примером этой шкалы является историческая хронология.

1. Выберите из предложенных вариантов ответа (А, Б, В,) только один правильный.

Артефакт –это:

А. результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных, является следствием ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования.

Б. способ контроля действия внешних переменных, при котором каждой группе испытуемых предъявляют различные сочетания независимой и дополнительных переменных.

В. последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один раздельный интервал, а высота столбца – это частота или количество случаев.

2. Заполните пробелы (****) в предложениях:

1. (****) гипотеза находящееся в отношении взаимоисключения с основной рабочей гипотезой.

2. (****) последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один раздельный интервал, а высота столбца – это частота или количество случаев.

3. (****) это гистограмма, но линии соединяют середины столбцов каждого разрядного интервала. Так как на разрядах справа и слева от разрядов распределения частот, частота имеет нулевое значение, поэтому продолжают до горизонтальной оси в середине интервала ниже меньшей оценки и выше высшей оценки.

4. (****) график, на котором результаты наблюдений изображаются в виде столбиков.

5. (****) строгое математическое правило, по которому принимается или отвергается та или иная статистическая гипотеза, представляет собой выбор подходящей функции от результатов наблюдений, которая служит для выявления меры расхождения между эмпирическими значениями и гипотетическими.

6. (****) это показатель характера взаимного стохастического влияния изменения двух случайных величин, обозначается латинской буквой R.

3. Установите соответствие между терминами (1, 2, 3, 4, 5 и их определениями (А, Б, В, Г, Д), характеризующие меры изменчивости, меры центральной тенденции

1.Среднее отклонение

это разность максимального и минимального значений в группе.

это совокупность отклонений каждого значения от среднего, взятого по модулю.

3.Дисперсия

мера рассеивания (отклонения от среднего). В статистике среднее арифметическое из квадратов отклонений наблюденных значений (x1, x2,...,xn) случайной величины от их среднего арифметического.

наиболее распространенный показатель вариации количественной переменной, измеряет "средний" разброс значений переменной относительно ее среднего арифметического в тех же единицах измерения, что и сама переменная; равен корню квадратному из дисперсии.

5.Стандартное

отклонение

это такое значение во множестве наблюдений которое встречается наиболее часто.

6. Среднеари-фметическое

это сумма всех значений, разделенная на их количество

Тема 1. Введение в экспериментальную психологию. История ее

становления.

    1Б, 2А, 3Е, 4В, 5Г, 6Д.

Тема 2. Наука и научное исследование.

    Гипотеза

    Теоретическая гипотеза

    Научная гипотеза

    Гипотеза о фактах

    Гипотеза о взаимосвязи между явлениями

    Причинно-следственная гипотеза

1. Прикладное

2. Монодисциплинарные

3. Фундаментальное

4. Междисциплинарные

5. Комплексные

6. Аналитическое

Тема 3. Теория психологического эксперимента

    неверно (С. Розенцвейг)

    неверно (Р. Зайонцем)

5. неверно (эксперимент)

6. неверно (Естественный эксперимент)

9. неверно (Формирующего эксперимента)

10. неверно (Л.С. Выготским)

1. Создание константных условий

2. Элиминация

3. Балансировка

4. Контрбалансировка

5. Рандомизация

6. Слепой метод

7. Двойной слепой метод

Тема 4. Неэкспериментальные методы психологического исследования.

    неверно (наблюдение)

    неверно (наблюдения)

    неверно (Гальтон.)

7. неверно (“архивный метод”)

Тема 5. Использование методов математической статистики в психологическом исследовании.

1.Альтернативная гипотеза

2. Гистограмма

3. Полигон распределения

4. Столбиковая диаграмма

5. Статистический критерий

6. Коэффицие?нт корреля?ции

Виды, Разновидности

исследовательских пл. и их назначение

Исслед.пл. и их назначение

Версии вариантов планов

1.Доэкспериментальные планы

Это,исследования, проводимые по определенным схемам, без учета требований, предъявляемых к плану классич.экспериментального исследования. Причина - невозможность их учета при проведении реального исследования в конкретных условиях. Исследования по схеме доэкспериментальных планов проводились еще до возникновения теории планирования эксперим. К ним планам относятся:

1. с него обычно начинается любая научная работа. Такого рода исследования, как правило, проводятся на первых этапах научной деятельности для сопоставления их результатов с обыденными представлениями о реальности. Но научной информации они не несут. (Контроль ВП и НЗП полностью отсутствует.)

2. часто применяется в социологических, социально-психологических и педагогических исследованиях, отсутствует контрольная выборка. поэтому изменения ЗП в ходе тестирования, вызваны именно изменением НЗП. Кроме того, этот план не позволяет контролировать эффект "естественного развития",другие "фоновые" события.

3. План для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия. позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению КГ, а также отчасти контролировать влияние "истории" - фоновых воздействий на испытуемых и ряд других внешних переменных. невозможно учесть эффект естественного развития.

Этот план применим в корреляционном исследовании.

1.план исследования единичного случая

2.план с предварительным и итоговым тестированием одной группы

3.сравнение статистических групп

2.Истинный" экспериментальный план.

признаки:

1. рандомизация

2. наличием ЭГ и мин.1 КГ.

3.завершением экспер. тестированием и сравнением поведения группы ЭГ и КГ.

1.пользуется популярностью у психологов. Контролируется фактор "истории" ("фона"), так как в промежутке между первым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым ("фоновым") воздействиям.

2. План включает две ЭГ и две КГ. представляет собой объединение двух планов. Соломон с помощью своего плана выявляет эффект экспериментального воздействия четырьмя разными способами: при сравнении.

Для избегания эффекта тестирования

*** план для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием в 2-х группах и итоговым тестированием в 4-х группах.

Проверить изменения во времени эффекта эксперимента

*** план для 4-х рандомизированных групп с предварительным тестированием во всех группах и итоговым в разное время.

3. рекомендуют использовать в том случае, когда нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование испытуемых. При качественной рандомизация этот план является наилучшим, он позволяет контролировать большинство источников артефактов.

4. Иногда сравнение двух групп недостаточно для подтверждения или опровержения экспериментальной гипотезы. При реализации этого плана каждой группе предъявляется лишь один уровень НЗП. Возможно, и увеличение числа ЭГ соответственно числу уровней НЗП.

***план для 3-х групп и 3-х уровней НЗП.

1. план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой

2.план Соломона для 4-х групп

3. планом для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия

Планы для одной независимой переменной и нескольких групп.

факторные планы. Они используются, если требуется выявить влияние двух и более НЗП на однуЗП. При этом НЗП могут иметь несколь­ко уровней интенсивности,

заключаются в создании условий, при которых бы все уровни сочетались бы друг с другом. Число ЭГ в факторном плане берется равным числу сочетаний уровней всех НЗП.

1.для выявления эффекта воздействия двух НЗП на одну ЗП. Для составления этого плана применяется принцип балансировки.

2. применяется в тех случаях, когда нужно установить вид зависимости одной ЗП от одной НЗП, а одна из НЗП представлена дихотомическим параметром.

3. применяется в том случае, если обе НЗП имеют несколько уровней и есть возможность выявить виды связи зависимой переменной от независимых. Этот план позволяет выявлять влияние подкрепления на успешность выполнения заданий разной трудности.

4. план организации многоуровневого эксперимента, в котором вторым экспериментальным фактором выступает порядок предъявления разных условий НЗП.

применяется тогда, когда нужно исследовать одновременное влияние трех переменных, имеющих два уровня или более. Принцип "латинского квадрата" состоит в том, что два уровня разных переменных встречаются в экспериментальном плане только один раз. позволяет значительно сократить число групп.

1.планы для двух НЗП и двух уровней типа 2х2

2. план 3х2

3. плана Зх3

4.планы 2х2х2: "три независимые переменные - два уровня. Упрощенный вариант- "Латинский квадрат"

3.Квазиэкспериментальные планы

создаются специально с отступлением от схемы "истинного эксперимента". Исследователь осознает те источники артефактов - внешние переменные, которые он не может контролировать.

является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными (“если А, то В”), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или “параллельный контроль” с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.

1. направленны на установление причинной зависимости между двумя переменными, в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. Участие КГ заменено сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.

это планы, в которых учитываются ограничения форм контроля до осуществления экспериментального воздействия.,тестирование проходит одна группа, а итоговое (после воздействия) - эквивалентная (после рандомизации) группа, которая подверглась воздействию. Недостаток - невозможность контролировать"влияние фактора "истории"

2. планы, построенные по схеме временных серий на одной группе, по структуре сходны с экспериментальными планами для одного испытуемого. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень ЗП на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых ЭГ, варьируя НЗП, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, ЗП до и после воздействия.

1-.планы с неэквивалентной КГ

План для неэквивалентных групп

2. планы дискретных временных серий

План корреляционного исследования.

все измеряемые переменные – зависимые. Фактором, определяющим эту зависимость, может быть одна из переменных или скрытая, неизмеряемая переменная.

1.План применяется для установления сходства или различия двух естественных или рандомизированных групп по выраженности того или иного психологического свойства или состояния.

2. План близок к эксперименту, так как условия, в которых находится группа, различаются. В случае корреляционного исследования мы не управляем уровнем НЗП, а лишь констатируем изменение поведения индивида в новых условиях.

3. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. Дизи-готные или монозиготные близнецы разбиваются на две группы: в каждой – один близнец из пары. У близнецов обеих групп измеряют интересующие исследователя психические параметры. Затем вычисляется корреляция между параметрами (О -корреляция) или близнецами (Р-корреляция).

4. Отбирается группа, которая представляет собой либо генеральную совокупность, либо интересующую нас популяцию. Отбираются тесты, проверенные на надежность и внутреннюю валидность. Затем группа тестируется по определенной программе.

5. Исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей различных групп.

6. Исследование строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени. Помимо эффектов обучения, последовательности и т. д. следует учитывать эффект выбывания: не всех испытуемых, первоначально принимавших участие в экспер., удается обследовать через какое-то определен. время.

1.Сравнение двух групп

2.Одномерное исследование одной группы в разных условиях.

3.Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп.

4. Многомерное корреляционное исследование.

5. Структурное корреляционное исследование

6. Лонгитюдное корреляционное исследование

Московский Региональный Институт

Высшего Социально- Экономического Образования

Тестовые задания

По предмету: «Экспериментальная психология»

Преподаватель: Аржакаева Т.А.

Студентка: Бричковская М.Н.

группа: 3ПС-07/У

ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Тестовые задания

по «Экспериментальной психологии»

специальности 020400 - «Психология»

Хабаровск 2008

Разработчик:

Должность: Ст. Преподаватель

Кафедра : Психологии подпись ____________

Тестовые задания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________

Протокол № ________

Тестовые задания

020400 «Психология»

«ОПД. Ф.3» «Экспериментальная психология», 180 часов

Федеральный компонент,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Соответствует ГОС

2. Цель познакомить студента с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждений психолога при проверке гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходах к организации эмпирического исследования.

Задачи дисциплины:

· Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;

· Эмпирические методы в психологии психологию

психологического эксперимента;

· Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и

психологические измерения;

· Представление результатов.

3. Данные тестовые материалы предназначены для студентов 3 курса специальности «Психология»

4. 44 тестовых задания, 60 – 90 минут

5. Представлены следующие виды тестовых заданий: закрытые, открытые, на соответствие


6. Представлены задания всех степеней трудности

7. до 50% выполненных заданий – неудовлетворительно, 50% – 60 % - удовлетворительно, 61% - 80% - хорошо, 81% - 100% - отлично.

8. Соответствие тестовых заданий дидактическим единицам

Наименование дидактических единиц ГОС

№ тестового задания

Тема задания

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.

Основные понятия экспериментальной психологии. Научное исследование, принципы и структура.

Методология экспериментального психологического исследования.

Теория и ее структура. Виды теорий. Способы построения. Научная проблема. Зависимая и независимая переменные.

Классификация исследовательских методов в психологии.

Классификация методов исследования.

Теория психологического эксперимента.

Эксперимент, как метод психологического исследования

Планирование эксперимента и контроль переменных.

18 – 21

Организации яи проведение экспериментального исследования

Квазиэксперимент.

22 – 25

Квазиэксперимент.

Корреляционные исследования.

26 – 29

Корреляционные исследования.

Измерение в психологии.

30 – 33

Специфика измерений в психологии.

Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимание).

34 – 38

Процедура и основные характеристики видов психологического экспериментов

Анализ и представление результатов психологического исследования.

1 вариант

1. Самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучение системы психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическому методу – это ………

2. Установите соответствие между видами исследования по характеру и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Фундаментальное

Проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

Прикладное

Проводятся с помощью системы методов и методик по средствам которых ученные стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности

Монодисциплинарное

Направлено на выявление одного, наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности

Комплексное

Направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания

Однофакторное

Проводится в рамках отдельной науки

3. Данное исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона или для проверки того какая из двух гипотез точнее прогнозирует реальность – это …

4. К классификации исследований по цели относят:

A. Поисковое

B. Критическое

C. Междисциплинарное

D. Уточняющее

E. Многофакторное

F. Воспроизводящее

G. Прикладное

5. Высшая форма научного знания – это ……………………


6. К структуре теории относится:

В. Закономерности

С. Исходная эмпирическая основа

H. Гипотезы

J. Постулаты

K. Логика теории

L. Утверждения

M. Аксиомы

7. Выделите способы построения теорий:

A. Аксиоматические

B. Гипотетико – дедуктивные

C. Гипотетические

D. Дедуктивные

E. Индуктивные

8. Установите соответствие между видами теорий и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Качественные

D. Достоверность результатов

E. Конструктивная валиность

26. Укажите основные характеристики реального эксперимента:

A. Контроль независимой переменной зависимая остается неизменной

B. Контроль зависимой переменной независимая остается неизменной

C. Внутренняя валидность

D. Достоверность результатов

E. Внешняя валидность

F. Обобщение полученных результатов

G. Репрезентативность результатов

H. Достоверность выводов

27. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов выборки:

A. Селекция

C. Экспериментальный отсев

D. Естественное развитие

E. Эквивалентность группы

F. Состояние испытуемого

G. Внешняя валидность

H. Внутренняя валидность

28. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов побочные элементы:

A. Эффект истории

B. Эффект тестирования

C. Инструментальная погрешность

D. Взаимодействие факторов

E. Свойства индивида

F. Надежность теста

29. Установите соответствие между понятием и его определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Совокупность

Это часть генеральной совокупности

Генеральная совокупность

Множество единиц обладающих некоторыми общими свойствами существенными для их характеристики

Совокупность единиц относительно которой необходимо сделать вывод на основе выборки

30. Укажите, какие виды выборок выделяют:

A. С одним испытуемым

B. С двумя испытуемыми

C. С двумя группами

D. С одной группой

E. С группами по – парного дизайна

F. Сколько угодно групп

31. Какие виды критериев формирования выборки выделяют:

B. Критерий эквивалентности

C. Рандомизация

D. Стратометрический отбор

E. По парный отбор

F. Критерий операциональной валидности

32.Объект исследования – это ………………

A. Фрагмент реального мира

B. Форма данности объективной реальности субъекту

C. Фактический вопрос, требующий решения

33. Предмет исследования – это …………….

A. Аспект изучения выбранного объекта

B. Специфика исследования

C. Форма данности познаваемого объекта познающему субъекту

34. П. Фресс выделяет такое понятие, как «хорошая» гипотеза и выделяет её признаки. Укажите эти признаки.

A. Адекватность проблеме

B. Наличие элементов нового знания

C. Правдоподобность

D. Непротиворечивость научным данным

E. Проверяемость

35.Образ будущего результата, к которому должно привести исследование – это……….

36.Установите соответствие между понятием видов целей и их определений:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Описание нового факта

Определение характеристик

Упорядочивание знаний

Выявление взаимосвязи

Изучение развития в онтогенетическом (возрастные изменения) и филогенетическом (эволюционные) планах

Изучение генетической динамики

Выделение наиболее существенного в совокупности явлений

Обобщение

Обнаружение корреляционной связи между психическими явлениями

Систематизация

Описание или обнаружение свойств, характеристик психических явлений

Разработка и совершенствование

методов и методик

Факт открывается неожиданно при решении задач или проверке гипотезы

37.Выделите основания классификации данных: