Теория по русскому языку. Егэ по русскому языку

Ударения

А: агЕнт, алкогОль, алфавИт, анАтом, анАлог, анонИм, апартамЕнты, апострОф, арАхис, арбУз, аргумЕнт, арЕст, аристокрАтия, асимметрИя, астронОм, атлАс (ткань), атлЕт, Атлас (геогр.), из аэропОрта, Августовский, апокАлипсис, афЕра,Б: балОванный, баловАть, бАнты, бАрмен, бЕздарь, безУдержный, бензоровОд, берЁста, благОе (дело),

блокИровать, бомбандировАть, боЯзнь, бУнгало, без Умолку, бесОвщина, брОня (закрепление чего-либо за кем-либо), бронЯ (защитная облицовка из стали), братАние, бытиЕ, блАговест, бОчковое, бряцАниеВ: вЕрба, вЕрование, взялА, взЯто, включИт, воспринялА, вперИть, временщИк, втрИдорога, ветрянАя (мельница), вероисповЕданиеГ: газирОванный, газопровОд, глашАтай, гналА, гофрирОванный, гравЁр, граждАнство, гУсеничный, гастронОмия, гЕнезис

Д: давнИшний, далА, двоЮродный, дефИс, деЯние, джЕнтельмен, дзюдО, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, докумЕнты, дОллар, дОсуха, доцЕнт, дОчернА, дралАсь, дрЕвко, дремОта, дрофА, досУг, духовнИкЕ: еретИк,Ж: жалюзИ, ждалА, жилОсь,

З: завИдно, завилА, заворожИть, завсегдАтай, зАгнутый, зАговор, заЁм, закУпорить, зАмкнутый, занЯть, заперлАсь, запломбирОванный, зАсуха, защЁлкать, звалА. звонИт, звОнница, зеркАл, зубчАтый, зимОвщик, знАмениеИ: избалОванный, избаловАть, избрАнник, Издавна, изрАильский, Иконопись, ИнАче, индУстрия,

инструмЕнт, ирИс (конф), Ирис (растение, нитки), Искоса, Искра, Исподволь, исчЕрпать, иерОглиф, исконИ К: кАмбала, каталОг, каучУк, квартАл, квартАльный, кедрОвый, кий – киИ – киЁв, киломЕтр, клялАсь, коклЮш, кОлледж, кОмпас, корЫсть, костюмирОванный, красИвее, кремЕнь, крОви, кулинАрия, кУхонный, крУжево, кружевА, квартАл (часть города, четверть года), кинематогрАфия. колОссЛ: лассО, ломОта, ломОть, лубОчный, лыжнЯ,

М: мальчикОвый, маркирОвать, мастерскИ, мАстерский, медикамЕнты, мЕльком, мизЕрный, мусоропровОд, мЫшлЕние, мытАрства, мАркетинг, мессИяН: нАбок, нАвзничь, надОлго, назвалАсь, нАискось, намЕрение, наОтмашь, начАв, нАчат, начатА, нАчал,

началАсь, нЕ был, нЕ были, не былА, некролОг, нЕнависть, нефтепровОд, новорождЁнный, нормировАть, нЕнецкий О: обеспЕчение, обетовАнная, обнялА, ободрИть, ободрЁнный, обострЁнный, оболжИт, ожилА, оперИться,

оптОвый, освЕдомить, отдЕлит, откУпорить, отнялА, Отроду, отчАсти, оценЁнный, Отзыв (на рукопись), отзЫв (депутата)

П: пАмятуя, паралИч, партЕр, пАсквиль, переведенЫ, перенесЁнный, повторИм, пОгнутый, подбодрИть, подкрАлась, подметЁнный, поднесЁнный, поднялА, подОгнутый, подОлгу, подорвалАсь, подрОстковый, пОнял, понялА, понЯть, пОрты (морские), посОленный, поутрУ, предложИть, предпрИнял, премирОванный, премировАть, прервалА, престИж, прибралА, прибЫвший, прИбыл, привезЁнный, приговОр, придАное, принесЁнный, принУдить, принЯвший, принялАсь, прИняли, приободрИть, приподнялА, припорошИт, приручИт, прислАла, произведенО, произнесЕн, произнесЁнный, простынЯ, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, путепровОд, пИхта, платО, пО трое, пИхта, предвосхИтитьР: разминУться, разОгнутый, разОмкнутый, рАкурс, ракУшки, раскУпорить, рвалАсь, ревЕнь (ревенЁм), револьвЕр, ремЕнь, ретировАться, руднИк, ржАвЕть

С: салютовАть, сантимЕтр, свЁкла, свекОльный, свеклИт, сдалИсь, сирОты, слИвовый, слУчай, снАдобье, соболЕзнование, сОвестливый, сОгнутый, созЫв, сосредотОчение, спалА, срЕдства, стАтуя, стеногрАфия, столЯр, сформирОвать, сцЕпленный, счастлИвый, санитАрияТ: табУ, тамОжня, танцОвщик(ца), теплопровОд, тиранИя, толИка, тОрты, тОтчас, тошнотА,

У: убралАсь, убыстрИть, увЕдомить, углубИть, углублЁнный, украИнка, украИнский, умЕрший, упрОчение, усугУбить, уценЁнный, учащЁнный,Ф: факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фольгА, формировАть,

Х: хвОя, ходАтайство, хозЯева, христианИн,Ц: цемЕнт, цЕнтнер, цитадЕль, цыгАн,Ч: чЕрпать,

Ш, Щ: шассИ, шевЕлишь, шофЁр, щавЕль, щекОтка,Э: экзальтирОванный, Экскурс, экспЕрт, электропрОвод (шнур), электропровОд, эпИграф, эпилОг,Ю: юрОдивый,Я: языковОй (речь), языкОвый (язык – орган)

Паронимы (+см. список в отдельном документе)

Лебединая песня

Лебяжий пух

Таинственный незнакомец

Тайный сговор

Обманчивая тишина

Обманный трюк

Ветряная мельница

Ветреная девчонка

Злой человек

Злостный браконьер

Болотная трава

Болотистая местность

Спасительная ложь

Спасательная бригада

Вековая мудрость

Вечная мерзлота

Мудрёные слова

Мудрый человек

Океанская рыба

Океанический лайнер

Пример с ошибкой в образовании формы слова

Числительное

Собирательные числительные (двое,трое, четверо) употребляются только в следующих случаях:С существительными, обозначающими лиц мужского пола:трое братьев.

С существительными дети, люди.

С существительными, обозначающими названия детёнышей животных: семеро козлят. С существительными, имеющими форму только мн.ч.:семеро суток.

С существительными, обозначающими парные (или составные) предметы: двое саней.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ их нельзя употреблять с ИС ж.р. и с ИС, обозначающими взрослых особей животных.Числительное оба употребляется только с ИС мужского рода:оба брата.

Числительное обе употребляется только с ИС женского рода:обе сестры.

У сложных числительных при склонении изменяются все (!) части:семьюдесятью.

У составных числительных изменяется каждое слово: двум тысячам пятидесяти трём.

Числительные полтора/полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, в остальных падежах – форму

полутора/полутораста.

Со словом сутки: двое, трое, четверо суток;НО пять, шесть, семь суток.

Прилагательное

ИП имеет две степени сравнения

нейтральная

сравнительная

превосходная

составная

составная

красивый

красивее

более красивый

красивейший

самый красивый

менее красивый

наиболее красивый

наименее красивый

2. в форме мн.ч. повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется суффикс –ся!

Местоимение

Притяжательные местоимения его, её, их имеют только данную форму!

Имя существительное

1. ИС, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в Р.п. имеют окончания –ов: томатов.НО:

2. ИС, обозначающие названия национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание: армян, осетин. НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.

3. ИС, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание:

ботинок, шорт, чулок. НО: носков, гольфов, клипсов.

4. ИС ж.р. на –ня в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание:пустынь, басен.

5. В некоторых случаях окончания ИС в И.п. ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов:

политические лагери – туристические лагеря.

6. Тюль, рельс, шампунь, рояль, кед, табель – м.р. НО табель о рангах– ж.р. (устаревшая форма).

7. Плацкарта (!), тУфля, тапка, манжета– ж.р.

А4 Выбор грамматически правильного предложения

В данном задании необходимо поставить запятую при деепричастном обороте.

Вызывает смех замечательная фраза, принадлежащая А.П. Чехову: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» («Жалобная книга»).

Что неправильного в данном предложении? -Субъект действия (подлежащее) –шляпа. -Действие (сказуемое) –слетела.

Добавочное действие (деепричастие) –подъезжая и глядя.

Может ли шляпа подъезжать и глядеть? Как правильно построить предложение? «Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа».

Ваши действия:

1. Найти грамматическую основу в заданиях.

2. Субъект (подлежащее) производит действие (сказуемое).

3. Дополнительное действие (деепричастие) будет выполнять тот же самый субъект. Запомнить!

1. Страдательная конструкция (был сделан) не сочетается с деепричастиями.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличных предложениях (заглянув в комнату, мне стало

страшно).

Поиск грамматических ошибок

На чём вас «ловят»:

1. Построение предложений с однородными членами.

2. Построение сложноподчинённых предложений.

3. Речевые ошибки.

I. В предложениях с однородными членами обратите внимание, правильно ли слова управляют зависимым словом.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Сказуемые восхищается ипридумал имеют общее словотеорией. Но глаголы могут управлять разными падежами!Придумал что? И восхищается чем?

Правильный вариант построения предложения:

Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею.

II. В СПП чаще всего могут быть допущены следующие ошибки:

1. Предложения, а которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Помни!

КТО, + ед.ч., + мн.ч.

Неверно: Все, кто интересуются театром, знают имя актёра.Верно: Все, кто интересуется театром, знают имя актёра.

2. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия предложения:

Неверно: В письме говорилось, что в город едет ревизор,которым управляет Сквозник-Дмухоновский.

(К какому из слов принадлежит выделенная часть?)

Верно: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

III. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Неверно: В комедии разворачивается конфликт,которым ведут герои.Верно: В комедии разворачивается конфликт,который ведут герои.

в заключение

в продолжение

в течение

наподобие

по причине

посредством

наперекор

благодаря

согласно

Трудные случаи управления

в меру (чего?) возможностей

в заключение (чего?) статьи

в виде (чего?) квадрата

в продолжение (чего?) статьи

в силу (чего?) привычки

в течение (чего?) недели наподобие (чего?) шара по причине (чего?) непогоды посредством (чего?) ввода

наперекор (чему?) условиям подобно (чему?) шару благодаря (чему?) договору согласно (чему?) расписанию

по приезде / по истечении / по прибытии

главное слово

зависимое слово

отличить

что? от чего?

чёрное от белого

различать

что? и что?

чёрное и белое

поражаться

терпению

терпением

воплотить

претворить

обидеться

на товарища

товарищем

превосходство

над другом

преимущество

перед кем?

перед другом

уверенность

рецензия

уплатить / заплатить

за проезд

оплатить

заслужить

упрекать

в излишествах

осуждать

за излишества

обрадован

конфетой

обрадоваться

беспокоиться

о чём? / ком?

тревожиться

из-за чего? / кого?

из-за детей

ПОМНИ Однородные члены предложения могут управлять разными падежами.

КТО, + ед.ч., + мн.ч.

К причастию задай правильный вопрос. Выучи трудные случаи управления. Благодаря = из-за.

Замена придаточного обособленным определением

Можно заменить причастным оборотом:

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если:

1. Сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы)

2. Сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит)

3. Придаточная часть представляет собой безличное предложение (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать)

4. Перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых, была очень ухабистой)

5. При сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения)

6. Придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

Логическое построение текста

Различают следующие виды связи предложений:

Параллельная – предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. Особенность – одинаковый порядок слов (Ктоне проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги? (А.С.Пушкин))

Параллельные связи часто используются в поэзии.

Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.

В этих же целях часто используется наречие места (справа, впереди) и времени (сначала,потом), деепричастные обороты, придаточные конструкции.

Во многих текстах с параллельной связью предложение данное –первое предложение, ановое – всепоследующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.

Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое построение: синтаксически однотипны, параллельны.

Цепная – повтор ключевого слова, замена его синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путём семантических соответствий или ассоциаций. (Например,имя героя – она - её).

Главный член предложения

Г Отвечает на вопросы, как правило, И.п.

Р (начальная форма) Может быть

А выражено разными частями речи.

М Субъект (лицо, предмет), который

А Субъект, о котором говорится в

Т предложении

И Слово или словосочетание.

«Тема», о которой сообщает

О сказуемое.

Н предложения состоящие только из

О подлежащего (могут присутствовать

Главный член предложения Чаще всего выражено глаголом в форме одного из наклонений.

«Сказывает» о субъекте.

Что (с)делает? Каков субъект? Кто он такой? Что говорится о субъекте?

По строению бывает простое и составное.

Составное глагольное: неопр. форма +

вспомогательный глагол (Он перестал плакать) Составное именное: глагол-связка + именная часть (Моребыло чёрным от водорослей)

Действие, выполняемое субъектом.

ГО может состоять только из сказуемого.

Определённо-личное предложение:сказуемое-

глагол в форме 1 и 2 лица. Приветствую тебя,

пустынный уголок!(А.С. Пушкин)

Неопределённо-личное:

глагол-сказуемое выражается формами 3 лица мн. ч. в настоящем и будущем времени и в форме мн. ч. в прошедшем времени.За рекой пели.

Обобщённо-личное:

указывают на обобщённое лицо. Им обычно бывает 2 л. и 3 л. Часто в такой роли выступают пословицы и поговорки. Цыплят по осени считают. Что посеешь, то и пожнёшь.

Безличное:

односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. В

окно дуло. Меня знобит с утра. Мне нездоровится.

Характеристика предложений

Чтобы выполнить данное задание, необходимы знания из раздела «Синтаксис»:

1. Простое осложнённое предложение (ПОП).

2. Сложное предложение: сложносочинённое предложение (ССП).

3. Сложное предложение: сложноподчинённое предложение (СПП).

4. Сложное предложение: бессоюзное сложное предложение (БСП).

Предложение может быть осложнено:

1. Однородными членами предложения: Француз или немецвек не смекнёт и не поймётвсех его

особенностей и различий.

2. Обособленным определением, выраженным одиночным ИП или причастием: Наконец пошёл снег,

густой, крепкий.

3. Обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом: Деревянная лестница, приставленная к дверям дома, вела на чердак.

4. Обособленным несогласованным определением, выраженным ИС с зависимым словами: Она, в новом голубом платье, была особенно хороша.

5. Деепричастным оборотом: Наш корабль ещё долго стоял в гавани,ловко примостившись между

судами-великанами.

6. Одиночным деепричастием: В груди, дымясь, чернела рана.

7. Обстоятельствами образа действия, выраженными сравнительными оборотами: Летит, как пух от уст

8. Обстоятельствами, выраженными ИС с предлогами несмотря на, невзирая на, имеющими уступительное значение:Вечер, несмотря на ветер с моря, был тёплым.

9. Обстоятельствами с предлогами благодаря, согласно, вопреки, если стоят перед сказуемым (выделяются факультативно):Согласно намеченному плану, мы вышли в путь рано.

10. Дополнениями с предлогами кроме, вместо, за исключением и др.:За исключением нескольких человек, все были в сборе.

11. Вводными словами и конструкциями: Я, пожалуй, сегодня не приду.

12. Обращениями: Приветствую тебя,пустынный уголок!

13. Сравнительными оборотами с союзом как: Весны была ранняя, как в прошлом году.

Вводными словами и конструкциями с союзом как: Мне, как говорится, было не до смеха.

Оборотами с сочетанием как и: Графиня страдала бессонницей,как и все старые люди. Оборотами не кто иной, как; не что иное, как: На сценене кто иной, как знаменитый маг.

Сочетаниями с указательными словами: Такой человек, как он, не откажет.

Сочетаниями с союзом как в значении причины: Ему, как заядлому охотнику, не сиделось долго на месте. 14. Уточняющими членами предложения, если они служат для пояснения, уточнения, конкретизации: Он был молод, не старше двадцати лет.

ССП Сложное предложение, в котором простые равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами:

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

СПП Сложное предложение, в котором одно простое предложение (придаточное) по смыслу подчинено другому

(главному) и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом: В пакете, который доставил офицер связи, был приказ корпусу срочно выступать.

БСП Такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое без союзов и

союзных слов: Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила.

Поиск части речи

Для правильного выполнения данного задания необходимо знать следующее: Определения всех частей речи.

Морфологические признаки всех ЧР.

В русском языке принято различать 10 ЧР: 6 самостоятельных (кроме причастия и деепричастия), 3 служебных и междометие.

Кроме того, необходимо помнить, что некоторые лингвисты считают, что причастие и деепричастие – это самостоятельные ЧР. Другие склонны признавать их формами глагола. Для решения задания ЕГЭ данный факт не является основополагающим.

Междометие не принадлежит ни к одной из категорий и стоит особняком в системе ЧР русского языка, т.к. служит для выражения только лишь чувства говорящего (ого, ай) или является звукоподражанием (мяу-мяу).

Самостоятельные (знаменательные) части речи

Часть речи

Лексическое

Морфологические признаки и категории

значение (общее

значение)

Предмет - КТО? ЧТО? Постоянные: собств. (все имена и названия) - нарицат.(стол,

существительное

растение), одушевл. {котенок, малыш, доктор) -неодушевл.

(дерево, собрание), род (м., ж., ср.), склонение (1 -парта, дядя; 2

– конь, стол, окно;3 - брошь, мышь, печь).

Непостоянные: падеж, число.

Признак - КАКОЙ?

Постоянные: разряд по значению (качественное – синий, высокий,

прилагательное

ЧЕЙ? КАКОВ?

относительное - деревянный, вчерашний, сельский,

притяжательное - лисья, овечий, сестрин).

Непостоянные: род, число, падеж, полное или краткое, степень

сравнения: простая - высокий - выше, высочайший: составная -

более высокий, самый высокий.

Число или

Постоянные: простое (три, пятьсот, сто) или составное

числительное

количество, порядок (двадцать четыре, две третьих),порядковое (двенадцатый)

предметов при счете или количественное (тысяча сто пятнадцать), обозначает

СКОЛЬКО?

целое (шестьдесят семь),дробное (две десятых)число или

КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ? имеет собирательное значение (трое, шестеро, оба, обе).

Непостоянные: род, число, падеж (если есть).

Местоимение

Указывает на

Постоянные: разряд по значению (личные – я, они, мы,

предмет, признак

возвратное - себя, вопросительные –кто, который,

или количество, но

относительные – что, кому, неопределенные -некто, кто-то,

не называет их.

чей-либо, кое-кому, отрицательные никто, никому, ничем, ни у

кого, притяжательные - мои, наши, его, их,указательные – то,

это, тем, определительные - каждый, всякий, разный, самый),

лицо у личных местоимений.

Непостоянные: род, число, падеж.

Глагол (причастие Действие или

Постоянные: вид (соверш. - что сделать?; несоверш. -что

и деепричастие) состояние

делать?), спряжение (1 и 2), переходность (переходные глаголы -

предмета

рисовать, писать, рассказать - глагол сочетается с сущ. или

ЧТО (С)ДЕЛАТЬ?

местоим. в винительном падеже без предлога; все остальные

непереходные - смеяться, поехать, выступить).

Непостоянные: наклонение (изъявительное думает, делал,

построит: повелительное - принеси, отрежьте, посмотрите;

условное - сделал бы, догадался бы, число, время, лицо, род.

Признак действия.

Постоянные: разряд по значению (места, времени, образа

предмета или

действия, степени и меры, причины, цели, степени сравнения.)

другого признака -

Неизменяемая часть речи: вчера, впереди, быстро, нарочно,

ГДЕ? КУДА? KOГДА? очень

ОТКУДА? ПОЧЕМУ?

ЗАЧЕМ? КАК?

Служебные части речи

Часть речи

Для чего служит

Морфологические признаки

Для связи слов в

Непроизводные - ни, по, про, с, за, в, перед.Производные - в

предложении

течение, в продолжение, вследствие, впоследствии, ввиду,

насчет, благодаря, спустя

Для связи

Простые - и, а, что, зато, да, или, либо

однородных членов

Составные - потому что, для того чтобы, не только... но и,

и простых

как... так и; Сочинительные (соединительные –и, или:

предложений в

противительные – а, но, зато: разделительные -то...то, не

составе сложного

то ... не то, либо, или)

Подчинительные – что, куда, потому что, если, когда

Для передачи

Модальные - как, что за, ли, таки:Отрицательные – не, ни.

дополнительных

Формообразующие – да, давай, бы

чувств говорящего

Трактовка значения слова

При выполнении этого задания следует ориентироваться прежде всего на свой речевой опыт, на собственную эрудицию, начитанность, заглядывать почаще в словари, в том числе и иностранных слов.

ПОДСКАЗКА! Попробуй «подставить» предложенное значение слова в предложение. Или, наоборот, заменить его близким по значению словом.

Правописание –Н и -НН

прилагательное

причастие

отыменные (нет действия)

отглагольное (есть

существительное

действие)

полная форма

есть зависимое слово

1. полная форма

1. нет приставки

есть приставка

2. нет зависимого слова

2. суффикс -ик, -иц-а, -ец

3. нет приставки

серебряный

На сковороде лежала

учёный, вареник, суженый,

жаренная в масле рыба

искл.: стеклянный,

Вязаная кофта висела на

ряженый, труженик,

На сковороде лежала

спинке кресла

мороженое, путаница

оловянный, деревянный

зажаренная рыба

краткая форма

есть приставка

в ИП без суффикса

1. есть приставка

зависимое слово есть

2. суффикс -ост-ь, -ик

(может отсутствовать)

юный, румяный, рьяный,

багряный, свиной, синий,

священник, посланник,

Рыба зажарена

доверенность

Рыба жарена

на стыке морфем (корня и суффикса)

телефонный, банный

ОНН- -ЕНН-

государственный искл.: ветреный

В краткой форме имени прилагательного (отыменного) пишется столько Н, сколько в полной форме (в мужском роде - всегда одна Н)

ПОДСКАЗКА!

1. От корней масл- иветр- произведены два ряда форм:

ИП от ИС масло иветер с суффиксом -ян (масляный торт, масляные краски, ветряной двигатель) отпричастные прилагательные с суффиксами -ен (н) в зависимости от отсутствия (н) или наличия (нн)

приставки (промасленный, масленые руки, ветреная погода, безветренная погода)

2. Краткая форма причастия – краткая форма имени прилагательного:

Краткая форма ИП

Краткая форма причастия

Девочка организованна

Дело хорошо организовано

Краткую форму ИП можно заменить полной формой Краткое причастие сохраняет больше признаков

ИП: девочка организованная

глагола и, соответственно, может быть им заменено:

дело хорошо организовали

экспЕрИмент Чередующаяся. Необходимо помнить корни с чередующимися гласными и правила их написания:

кАсаться – кОснулся (написание зависит от суффикса -А).

3. Список прилагательных (исключения):

купленный

рождённый

мгновенный

доморощенный

брошенный

медленный

первозданный

надменный

решённый

священный

нетленный

чеканный

считанный

блаженный

проникновенный

лишённый

обыкновенный

священник

балованный

обещанный

нечаянный

смиренный

ворованный

обиженный

невиданный

желанный

рискованный

обязанный

неслыханный

Чередование в корне гласных А иО

предлАгать - предлОжить

если в корне Г - то пишем А; если Ж - то О

загАр - загОрать

под ударением - А, без ударения - О

зАря - зОрька

под ударением - О, без ударения - А

кАсаться - кОснуться

после корня суффикс А - пишем А

скак-/скоч

скАкать - вскОчить

если в корне К - то А; если Ч - О (искл.скачок,

твар-/твор-

твОрец - твАрь

под ударением - А; без ударения - О (искл.

плав-/плов-

плАвникплАвать

под ударением и без ударения - А (искл.

пловец, пловчиха)

мОчить - обмАкнуть

"мокнуть", "мочить" - О; "обмакнуть во что-то"

"равный", "одинаковый"

"ровный", "гладкий"

срАвнение, урАвнение, рАвномерный

вырОвнять, подрОвнять, разрОвнять

(исключения: урОвень, рОвесник, порОвну)

исключения:рАвнина, (держать)

рАвнение, порАвняться (с кем-либо)пер-/пир-

пожАть - пожИнать

пожАть - пожИмать

опорный факт

в корне пишется И, если после корня следует суффикс А, в остальных случаях - Я (после шипящих - А).

Готовитесь к ЕГЭ по биологии?
Непрерывно пытаетесь найти лучший материал?
Стали постоянным покупателем в книжных магазинах?

Сегодня у Вас появилась возможность получить ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ в одном комплекте!

Я предлагаю Вам свою электронную книгу, результат месяцев труда, сборник

«Биология. Вся теория для подготовки к ЕГЭ».

Всего 295 руб!

Почему я уверена, что именно этот сборник Вам просто необходим? Что он решит многие проблемы, возникшие у Вас в процессе подготовки?

Уделите несколько минут чтению этой страницы, и Вы согласитесь со мной!

Итак, несколько основных достоинств этой книги:

  • почти на пятистах страницах собрана ВСЯ теория, необходимая для качественной подготовки к ЕГЭ по биологии;
  • материал отобран мною, опытным репетитором, по критерию его полезности для учеников;
  • материал сборника легко усваивается;
  • отсутствует «вода», весь имеюшийся материал совершенно необходим;
  • те ученики, которые готовились по моему сборнику, успешно сдали экзамен.

Вы хотите и дальше перелистывать множество учебников в поисках крупиц необходимой информации, тратить лишние средства на их покупку и дефицитное время на вычленение крупиц действительно ценной информации из многочисленных книг?

Или Вы цените свое время и свои деньги?

Сборник создан на основе 12 учебников.

Стоят все эти книги более 2400 рублей, это при том, что некоторые из них (зарубежные издания и издания советского периода), вообще невозможно сейчас приобрести.

А при отборе и систематизации материалов для сборника я использовала ВСЕ СВОИ ЗНАНИЯ И ВЕСЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ БИОЛОГА И РЕПЕТИТОРА.

Переработав более 5 500 страниц текста (!) я отобрала все самое необходимое для Вас, уместившееся в 460 страницах.

На это ушло больше года труда .

Сборник формировался отдельными главами, которые преподавались реальным ученикам. После этого ученикам предлагались тесты (для контроля), и по их результатам материал сборника либо признавался удачным, либо подвергался корректировке.

Вы сможете самостоятельно проделать всю эту работу? У Вас есть время на это?

Или вы предпочитаете приобрести уже готовые материалы в одной книге? И использовать освободившееся время на подготовку к экзаменам?

Вы считаете, что 295 рублей за один учебник – это не очень дешево?

Вы хотите купить в книжных и интернет-магазинах все эти учебники за 2400 рублей и проштудировать их, отделяя важное от ненужного, как это сделала я?

А потом купить еще тесты, еще учебники?...

Или заплатить один раз, получить всю нужную для подготовки к ЕГЭ теорию и не тратить больше время и деньги?

Ответ на все эти вопросы очевиден: нажмите на кнопку ниже, перейдите на страницу оплаты – и очень скоро вы сможете спокойно готовиться к ЕГЭ по биологии:

  • не тратя лишнего времени;
  • не забивая голову ненужной на экзамене информации;
  • не захламляя свое рабочее место лишней литературой.

Нажмите на кнопку и забудьте об этих заботах!

Всего 295 руб!

Что же Вы найдете в моем сборнике?

Раздел 1. Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука. Роль биологии
1.2. Признаки и свойства живого
1.3. Основные уровни организации живой природы

Раздел 2. Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке
2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
2.3. Химическая организация клетки
2.3.1. Неорганические вещества клетки
2.3.2. Органические вещества клетки: углеводы, липиды
2.3.3. Органические вещества клетки: белки
2.3.4. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты
2.4. Строение про– и эукариотической клеток
2.5. Метаболизм
2.5.1. Энергетический и пластический обмен
2.5.2. Диссимиляция
2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез
2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код
2.7. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел 3. Организм как биологическая система

3.1. Разнообразие организмов. Вирусы – неклеточные формы.
3.2. Воспроизведение организмов
3.3. Онтогенез
3.4. Генетика. Основные генетические понятия
3.5. Закономерности наследственности
3.6. Изменчивость признаков у организмов
3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Наследственные болезни человека
3.8. Селекция. Значение генетики для селекции.
3.8.1. Генетика и селекция
3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина
3.8.3. Центры происхождения культурных растений
3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование

Раздел 4. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории
4.2. Царство Бактерии.
4.3. Царство Грибы. Лишайники
4.4. Царство Растения.
4.4.1. Общая характеристика царства Растения
4.4.2. Ткани высших растений
4.4.3. Корень
4.4.4. Побег
4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия
4.5. Многообразие растений.
4.5.1. Жизненные циклы отделов растений
4.5.2. Однодольные и двудольные растения
4.5.3. Космическая роль растений
4.6. Царство Животные
4.6.1. Общая характеристика царства Животные
4.6.2. Одноклеточные или Простейшие
4.6.3. Тип Кишечнополостные
4.6.4. Тип Плоские черви
4.6.5. Тип Первичнополостные или Круглые черви
4.6.6. Тип Кольчатые черви
4.6.7. Тип Моллюски
4.6.8. Тип Членистоногие
4.7. Хордовые животные
4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых
4.7.2. Надкласс Рыбы
4.7.3. Класс Земноводные
4.7.4. Класс Пресмыкающиеся
4.7.5. Класс Птицы
4.7.6.Класс Млекопитающие

Раздел 5. Человек и его здоровье

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы
5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани
5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы
5.1.3. Строение и функции дыхательной системы
5.1.4. Строение и функции выделительной системы
5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека
5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы
5.2.2. Кожа, ее строение и функции
5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения
5.2.4. Размножение и развитие организма человека
5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека
5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет
5.3.2. Обмен веществ в организме человека
5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
5.4.1. Нервная система. Общий план строения. Функции
5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы
5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы
5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность
5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха
5.5.2. Высшая нервная деятельность
5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Раздел 6 . Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция
6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции
6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции
6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
6.3. Результаты эволюции. Доказательства эволюции живой природы.
6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека

Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды. Законы оптимума и минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм
7.2. Экосистема, ее компоненты, структура. Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций
7.3. Разнообразие, саморазвитие, смена экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем
7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем
7.5-7.6. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского.

Всего 295 руб!

Сборник Вы получите в электронном (в PDF формате), сможете закачать его в телефон, планшет, электронную книгу и работать с ним в любое свободное время.

Наверняка у Вас мелькнет вопрос: «Как я узнаю, что этот сборник мне реально помогает, что я хорошо готовлюсь к успешной сдаче экзамена?» Ответ на него очень прост: решайте тесты. Как в начале подготовки, так и в процессе…

Именно для этого сборник содержит следующие тесты :

  • входной;
  • промежуточный;
  • итоговый.

Кроме того, в конце каждой главы есть тематические тесты .

Вам этого мало?

Тогда Вы можете поискать тесты в интернете, купить в магазинах (заплатив от 90 до 150 руб. за каждый сборник, содержащий 5 – 10 тестов).

Однако вы можете не задумываться об этой проблеме, потому что если Вы купите сборник «Биология. Вся теория для подготовки к ЕГЭ», я сделаю Вам отличный ПОДАРОК :

Цена 95 руб , для Вас - бесплатно!

Сборник из 20 тестов по биологии:

  • разработанных с учетом требований ФИПИ;
  • учитывающих все нововведения на данный момент;
  • тщательно проверенных на предмет наличия ошибок;
  • многократно прорешенных мною и моими учениками;
  • с ответами;
  • с разбором ответов;
  • с подробными комментариями!

Причем ответы и их разбор не вынесены в конец сборника в малоинформативную таблицу, а расположены в самих тестах!

Это значительно увеличивает полезность тестов и позволяет использовать их не только для контроля знаний, но и как очень удобный учебный материал .

Еще раз подчеркиваю – ВСЕ покупатели сборника «Биология. Вся теория для подготовки к ЕГЭ» получат этот прекрасный набор тестов в подарок, СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Поэтому отбросьте сомнения, жмите на кнопку ниже и становитесь счастливым обладателем совершенно необходимых Вам сейчас САМЫХ ПОЛНЫХ материалов для подготовки к ЕГЭ по биологии и прекрасного бонуса !

Цена 295 руб!

Цена 95 руб !

Всего 295 руб !

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

  • Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
  • Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
  • Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
  • Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
  • Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
  • Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
  • Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
  • Часть С. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
  • Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
  • Хотя основной акцент на выпускных экзаменах делается на умение применять полученные в школе навыки на практике, для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку потребуется также знание теории. Необходимо не просто вызубрить все правила, но и уметь их использовать.

    Что потребуется при сдаче ЕГЭ?

    Для выполнения заданий по русскому языку нужно использовать весь объем знаний, полученный за годы обучения в школе. Нужно знать следующую теорию:

    • Правописание отдельных частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний).
    • Расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, для выделения слов, в других случаях.
    • Грамматические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы.
    • Синонимы, омонимы и антонимы.
    • Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
    • Правописание «не» и «ни».
    • Лексическое значение слов.
    • Информационная обработка и создание текстов различных стилей.
    • Анализ текстов.

    Как готовиться к экзамену

    Самостоятельная подготовка к ЕГЭ включает в себя изучение правил русского языка и применение их при выполнении упражнений. Недостаточно выучить определения, правила и исключения: важно их правильно применять. В то же время нельзя обойтись и совсем без изучения теории по русскому языку: попытки угадывать правильное написание слов или расстановку знаков препинания не приводят к нужному результату и не помогают усваивать знания.

    Начинать всегда следует с теории. Каждое тренировочное задание призвано проверить знание определенного раздела теории. Необходимо его повторить, уделив особенно пристальное внимание исключениям, а затем применить на практике при выполнении упражнений.

    • Не стоит пугаться большого количества правил. Почти все они хорошо известны выпускникам, навык их применения доведен до автоматизма. Во многих случаях изучение теории необходимо лишь для освежения и структурирования знаний.
    • В процессе самостоятельной подготовки к ЕГЭ могут обнаружиться типичные ошибки. Это указывает на определенные пробелы в знаниях. Вдумчивое изучение теории при подготовке к ЕГЭ позволяет заполнить эти пробелы, поэтому нельзя пренебрегать чтением правил.
    • Нет необходимости дословно запоминать все формулировки, гораздо важнее понять суть. Такое понимание – основа грамотного письма и грамотной речи. Изучайте примеры, обращайте внимание на закономерности.
    • Обязательно применяйте полученные знания на практике! Бесконечные упражнения быстро надоедают, но именно такие тренировки помогают довести навыки до автоматизма, научиться применять знания, даже не задумываясь об этом.
    Подготовка к экзамену – длительный процесс. Желательно изучить теорию еще в начале учебного года, а затем перейти к практическим занятиям. При возникновении затруднений возвращайтесь к изученным правилам, повторяйте их.

    Желаем вам успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку!