Шум дождя поделка из борщевика. Диджериду из обычного борщевика. Мазь от борщевика

Посох дождя или флейта дождя (рейнстик,хмара)- это особый инструмент, который изначально использовался племенами Африки и Индонезии с целью наладить контакт с духами Воды. Делался он из полой трубки (стебля сухого растения), в которую засыпали зерно. Она создавала эффект переливающейся воды и имитировала шум дождя или водопада.

Вы можете сделать этот простой и столь волшебный и завораживающий инструмент своими руками (звук его вы найдете ниже).

Из чего сделать посох дождя

Самый лучший вариант — сухой стебель борщевика или дудника. Чем он будет толще и длиннее, тем эффектнее будет инструмент — «вода» будет переливаться очень долго. Еще вариант — толстый бамбук. Он будет немного глуше из-за толщины стенок, но надежнее (даже если вы случайно наступите на него). Если у вас нет природного материала, можете использовать картонную трубку или даже сложенный в рулон лист картона.

Что вам потребуется

  • шило или бормашинка (если вы работаете с бамбуком),
  • ножницы,
  • зубочистки,
  • несколько видов сухой крупы (чечевица, рис, гречка),
  • клей ПВА,
  • картон, кусочки кожи,
  • наждачка.

Ход работы

1) По всей длине трубки по спирали прокалываем стенку сухой травы (в нашем случае это дудник). Шаг 1 см.

Между витками спирали делаем еще одну спираль (можно 2 и больше). Чем ближе будут витки друг к другу, тем более продолжительный будет посох по звучанию.

2) Теперь берем зубочистки и продеваем их через одно намеченное отверстие, а другим концом протыкаем противоположную стенку стебля так, чтобы палочка проходила как раз по середине полости.

Это довольно долгий и медитативный процесс. С бамбуком придется повозиться подольше, просверливая дырочки нужного диаметра бормашинкой.

В результате получается вот такая «булава»- кактус.

3) Теперь ножницами или бокорезами аккуратно срезаем концы зубочисток.

4) Образовавшиеся «пеньки» зашкуриваем наждачкой.

5) Промазываем весь стебель клеем ПВА (чтобы зафиксировать результат).

6) Теперь с одного конца трубки приклеиваем картонную заслонку, чтобы зерна не высыпались.

7) Ура! Теперь самое интересное…Засыпаем внутрь крупы (чечевица, горох, рис, греча). Лучше засыпать разнокалиберные крупы, чтобы звук имел много оттенков.

Белорусский театр «Лялька» в Витебске впервые украсили к новогодним праздникам в экостиле — минимум мишуры и венки из веток. А еще здесь изобрели новый способ борьбы с борщевиком — высушенное растение разобрали на декоративные элементы, пишет «Віцебскі зялёны партал» . Удивились не только маленькие гости театра, но и взрослые, в том числе чиновники.

Автор необычного оформления — заведующая художественно-постановочной частью театра Оксана Никеенко . Источником вдохновения для нее стали работы участников второго урбан-арт-форума «Прастора» в витебском парке имени Фрунзе, который прошел нынешним летом.

— Это было очень эффектно, — вспоминает Оксана. — Впечатления отложились до зимы — чтобы в фойе театра появилось вот такое оформление.

Стиль рустик (использование в интерьере природных материалов без обработки или с минимальной обработкой) сегодня активно используют для отделки помещений. Оксанину идею «впустить» рустик в театр поддержала режиссер-постановщик Дарья Зимницкая . И творческий тандем создал уникальный, не похожий на предыдущие, образ детского праздника.

— Для тех, кому все-таки нужен яркий блеск, мы повесили немного шаров, — продолжает Оксана Никеенко. — Но в целом для оформления практически ничего не покупали: в парке я выбрала ветки — подходящие по форме и размерам, собрали еловые шишки. Найти борщевик в нашем регионе — тоже не проблема (около 70% занятых этим растением площадей Беларуси в Витебской области. — Прим. TUT.BY). И вот, декорации готовы!

Оформление театра без лишней мишуры оценили и работники, и зрители, и гости.

— На экскурсию к нам пришли руководители отделов культуры из разных регионов области. И такую реакцию я наблюдала впервые, было даже немного странно: больше всего внимания досталось не эксклюзивным куклам, изготовленным нашими художниками, а борщевику. Настолько этот декор оказался неожиданным, — говорит заведующая литературно-драматической частью «Ляльки» Людмила Симоненок .

К следующему Новому году Оксана Никеенко снова планирует украсить театр природными материалами. А пока советует, как оформить к празднику эффектными и экологичными материалами свой дом:

— Сходите под березу, она скидывает к зиме ветки. Считается, что для плетения хороша ива. Но береза — тоже очень благодатный материал. Из него можно сплести веночки, положить туда подкрашенные шишки. Такой декор сделать несложно, а смотреться он будет эффектно.

Хорош для новогодних фантазий и сухой борщевик. Зимой растение не выделяет опасный сок и становится вполне пригодным для творчества:

— Борщевик по фактуре напоминает бамбук. К тому же его рифленый стебель очень легко красить или покрывать лаком.

Беседа с настоящими верхневолжскими ремесленниками под звуки экзотического музыкального инструмента с красивым названием «Флейта Дождя» - так у редакции ТИА началось утро понедельника. Мастерица на все руки Елена Борискова радушно встретила гостей в своем доме в поселке Кушалино и провела настоящий рукодельный мастер-класс. Гвоздем программы стало ненавистное и вездесущее ядовитое растение - борщевик. Удивительно, но именно из него рукодельница и создает свои флейты.

Елена рассказала об истории и этнической принадлежности этого необычного музыкального инструмента:

- Его использовали шаманы древней Африки, Индонезии и Латинской Америки, чтобы вызывать дождь и управлять грозовыми тучами. Я, конечно, уже придаю ему немножко другое значение: это релаксация, украшение интерьера, подарки друзьям и родным. Флейт я делаю много и многие из них потом дарю.

Елена взяла в руки самую большую свою «Флейту дождя», перевернула ее как песочные часы, и в этот момент произошло чудо: комнату наполнили настоящие звуки воды - казалось, что тысячи маленьких капель стекаются куда-то в потоке.

На деле, конечно, никакой воды в сухих стволах жгучего растения-великана не было, а были лишь сотни семян, падающих вниз и проходящих на своем пути лабиринт из зубочисток.

Мастерица рассказала, что хоть борщевик и славится как опасное растение, способное вызывать серьезные ожоги, если собирать его с умом, то ничего плохого не произойдет.

- Опасен сок борщевика, поэтому для творчества растение нужно собирать сухим, то есть либо поздней осенью, либо и вовсе прошлогодний, тогда он не наносит никакого вреда.

Процесс подготовки стеблей борщевика для будущих флейт трудоемок, ведь растение зачастую может быть грязным, тогда его приходится мыть под душем и чистить - Елена делает это жесткой металлической щеткой. Затем она сушит стебель, который, кстати, полый внутри, делает дырочки по спирали, и вставляет в них обычные зубочистки. Далее следует наполнение инструмента различными крупами или семенами, а затем самая приятная часть работы - декорирование.

- Зубочисток много уходит и крупы тоже. А вот украшения разные беру, но обязательно природные: камушки, перышки всякие. Наполняю флейту по-разному - на слух определяю, чтобы звук нравился. Бывает, наполню, потом не нравится, тогда высыпаю все и начинаю сначала. Звук флейты зависит от толщины стебля, его длины, от того, на каком расстоянии друг от друга зубочистки воткнуть и, самое главное, от наполнителя - пшено дает эффект шелеста, горох звучит гулко. У гречки очень красивый звук, часто ее использую.


Изготовлением «Флейт дождя» Елена занимается уже около 9 лет. Она рассказала, как случайно увидела этот инструмент на одном городском празднике и решила сделать такой же самостоятельно.

- Как именно тот борщевик шумел, я тогда еще не очень понимала, дома начала наугад пробовать. Первую свою работу я сделала без перемычек, без вот этих вот зубочисток, украсила ее, а потом уже поняла, что звучит как-то не так и мне не нравится. Позже методом проб и ошибок выяснила, как именно лучше делать. А еще позже все это в интернете много раз видела и убедилась, что действительно нужно протыкать стебель внутри. Но вот что касается декорирования - это уже чисто моя фантазия, украшаю, как душе угодно, очень люблю джут и другие природные материалы, чтобы все было натуральным.


Интересно, но, по словам Елены, далеко не каждый может услышать в шелесте пересыпающихся семян звуки воды.

- Дети почему-то всегда слышат море. А вот у взрослых у всех по-своему, кто-то вообще ничего такого не слышит. Я лично слышу воду, дождь и море.

Семья поддерживает хобби Елены. Она рассказала, что материалы собирает вместе с сыном, правда, в творчестве он не очень охотно участвует, но заготовки помогает делать, чистит борщевик, например.

По образованию Елена - технолог швейного производства, в Тверскую область она приехала с семьей в 2004 году и именно здесь посвятила себя творчеству.

- По специальности я никогда не работала - всегда шила на заказ, тоже такая творческая работа у меня была. А когда мы в Верхневолжье приехали, то здесь меня окончательно, что называется «поперло» на творчество. Есть в Твери такая Надежда Новожилова, она занимается золотошвейной вышивкой, я у нее училась, у меня есть диплом и даже работы в храме - настоящая церковная вышивка. Занималась также бисероплетением, делаю еще цветы из ткани. Всего понемногу, в общем. Особенно сейчас, когда столько всего интересного в области рукоделия можно на просторах интернета увидеть: и куклы, и цветы - хочется все попробовать.


Помимо «Флейт дождя» рукодельница также продемонстрировала маракасы из борщевика, ручную вышивку, кукол из кукурузных листьев, цветы из органзы, «Ловцы снов» из джута и даже кошачий домик из картона.

Подруга Елена Татьяна Попова - тоже рукодельница, она делает замысловатые этнические украшения из бисера и камней. Татьяна рассказала о том, как случайно пристрастилась к этим разноцветным маленьким бусинкам и камушкам:

- Все началось с интереса дочки к бисеру. Потом и я, помогая ей, увлеклась, а направление почти сразу выбрала этническое, ведь оно весьма интересно. Такие украшения идут всем и сочетаются почти с любой одеждой - в этом их особая прелесть.

Подруги уверены, что интерес к этническим ремеслам и национальному рукоделию обязательно нужно возрождать среди молодого и подрастающего поколений. В будущем они с другими односельчанами хотят организовать творческие кружки и преподавать в них. Муж Татьяны, человек с художественным образованием, например, сказал, что мог бы преподавать роспись по дереву. Он, кстати, и список составил, где перечислил все ремесла и другие дисциплины, занятия которыми среди молодежи принесли бы пользу культуре Тверского края.

Помимо вышивки, бисероплетения, в списке оказались гончарное дело, скульптура, ковка и многое другое, даже краеведение и походы. При этом энтузиасты уверены, что в селах и городах Верхневолжья такие мастера есть и при возможности с радостью возьмутся за обучение ребят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

Школьница Варвара Быкова научилась делать музыкальный инструмент из растения, которое безуспешно пытается извести вся страна. Пока взрослые изобретают способы борьбы с ядовитым борщевиком, маленькая жительница Коми-Пермяцкого округа придумала, как использовать его творчески и на пользу людям.

Своей методикой Варя поделилась с корреспондентом сайта «АиФ-Прикамье».

В Новому году Варя сделала больше 10 инструментов и подарила их друзьям. Фото: Из личного архива семьи Быковых

Музыка дождя и ветра

На языке коми «зэр» означает «дождь», а «пу» - «ветер». Другое название инструмента - посох дождя. Его мелодичный шелест и успокоит нервы, и расслабит в конце тяжёлого рабочего дня. Сделать его, оказывается, довольно просто.

Технологией изготовления инструмента Варя поделилась на своём Youtube-канале . Девочка ведёт видеоблог уже довольно давно. Со своими подписчиками она делится всем, что считает любопытным: от кулинарии до разнообразных хобби, которыми увлекается. К слову, кроме создания сюжета для видеоканала Варя ходит на каратэ. А вот музыкой девочка, которая научилась изготавливать столь мелодично звучащий инструмент, не занимается.

«В поисках интересного сюжета она отыскала информацию о том, что в Чили и Перу делают перкуссионные инструменты из кактуса. Кактусы у нас не растут, и Варя стала искать дальше. Оказалось, что нечто подобное делают наши соседи - мастера из республики Коми. Только не из кактуса, а из борщевика. Посмотрев их вариант, Варя придумала свой», - говорит Ольга Быкова, мама Вари.

В Прикамье растут два вида этого растения - сибирский и борщевик Сосновского. Первый не опасен, но для изготовления инструмента оказался непригодным, так как ствол у него тонкий, а для такого инструмента нужна большая полая трубка. Второй вид борщевика выделяет токсин, способный вызвать серьёзные ожоги. Однако трубочка у него как раз подходит по размеру.

Мелодия чечевицы

Варя выяснила, что борщевик совершенно безвреден после заморозков и в начале весны, когда токсичный сок полностью высыхает. Вот тогда и можно срезать стебли и заготавливать их. Далее Варя промыла, очистила и засушила заготовку. Затем шилом по спирали сделала отверстия. В них вставила зубочистки, а потом их обрезала.

В высушенный ствол борщевика вставляют зубочистки, чтобы наполнитель, соприкасаясь с ними, мелодично звучал. Фото: Из личного архива семьи Быковых

После этого она покрасила трубку морилкой для дерева. Потом закрыла с одного конца, а с другого засыпала наполнитель. Наполнитель может быть любой: рис, греча, чечевица, речной песок. Эксперименты оказались очень интересными, так как наполнители давали самые разные звуки. Чечевица звучит мелодичнее всего¸ у гречки звук очень выраженный, яркий. Варьировать звук можно и с помощью длины трубки. Чем длиннее инструмент, тем мелодичнее его звучание.

«Я заинтересовалась этим инструментом, потому что его можно изготовить из доступных материалов. Делать его интересно и не очень сложно. А самое главное, это звучание Зэр Пу. Очень успокаивает, невозможно оторваться! На изготовление одного инструмента обычно уходит несколько дней. Конечно, если делать все аккуратно и тщательно. К Новому Году я сделала чуть больше десяти инструментов и подарила своим близким и друзьям. Все рады!», рассказала Варя.

Сотрудники Кудымкарского драмтеатра помогли записать «Зэр Пу» и внимательно прослушать нюансы его мелодичного шуршания. Инструментом заинтересовались и актёры театра. Они планируют использовать его для создания музыкальных произведений. Посох дождя оказался прекрасным подарком: его можно оформить индивидуально. Можно наслаждаться звуками инструмента или просто повесить дома как элемент дизайна.

Александр Ветошкин изготовил аналог австралийского музыкального инструмента

Артист Национального музыкально-драматического театра Коми Александр Ветошкин уже много лет мастерит коми традиционные музыкальные инструменты. Помимо этого он изобретает и авторские инструменты. Например, из сухого стебля борщевика он сделал аналог диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов) и представил его сыктывкарцам на открывшейся только что выставке «Рождение музыки».

– Идея использовать борщевик в качестве трубы пришла спонтанно, – рассказал «Республике» Александр Ветошкин. – Это, конечно, очень похоже на дидж, но звук немножко слабее из-за рыхлой структуры стебля борщевика. Да и мы пока еще не владеем той техникой игры, которая используется при игре на диджериду. Я из борщевика уже делал «посох дождя», калюки, а тут вот такое. Звук отличается от настоящего диджа, но ведь у нас и не было претензий на создание «коми диджериду». А вообще аналогов этого инструмента довольно много, в том числе и среди финно-угров: у мари, например, это пуч, у мордвы – торома. Честно говоря, мне бы хотелось быть ближе к финно-угорской культуре, нежели к австралийской.

По словам Александра Ветошкина, ему интересно использовать природный материал для создания каких-либо музыкальных инструментов, как это всегда было в традиционной культуре коми. В Австралии диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, и внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска.

Коми диджериду и другие свои интересные музыкальные инструменты Александр Ветошкин представил публике в минувший четверг на открывшейся в Сыктывкаре выставке музыкальных инструментов «Рождение музыки». Выставка посвящена двадцатилетию республиканского творческого союза мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов. В зале Финно-угорского культурного центра России представлены духовые, струнно-смычковые, клавишные инструменты, а также традиционные коми музыкальные инструменты, отреставрированные или созданные мастерами союза.

Мастера по изготовлению коми народных музыкальных инструментов Александр Ветошкин и Александр Забоев рассказали посетителям выставки об истории, технике изготовления некоторых духовых и струнных коми народных музыкальных инструментов и показали их в действии. Мастера делали уклон не столько на самих инструментах, сколько на материалах, из которых они изготовлены. Александр Ветошкин и его коллега по театру Анна Попова исполнили вокально-инструментальную композицию на тему частушки-страдания «Мича пуясса ме борйи» под аккомпанемент коми инструментов – сигудöк и öтика пöлян.

В экспозиции также представлена коллекция музыкальных инструментов известного мастера Владимира Павлова из фондов Музея культуры и истории Сыктывдинского района. На выставке можно увидеть и работы его дочери – Татьяны Павловой, мастера, члена Союза художников Российской Федерации. Также показаны работы председателя союза Валерия Остроухова. Профессиональный музыкант-скрипач, педагог, мастер музыкальных инструментов, он уже более тридцати лет занимается изготовлением и реставрацией скрипок.