Русская философия - климент смолятич. Значение климент смолятич в краткой биографической энциклопедии Митрополит климент смолятич

Второй митрополит русского происхождения . Был высокообразованным человеком своего времени. В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало».

Биография

Точных данных, впрочем, как и неточных, о жизни Климента весьма мало. Существуют споры относительно следующих данных из его биографии:

Достоверно известно, что Климент был монахом Зарубского монастыря (на берегу Днепра , напротив устья Трубежа).

Неразбериха в Константинополе (после скандального патриаршества Михаила II Куркуаса и Косьмы II Аттика патриарший престол пустовал до конца декабря 1147 года) способствовала тому, что кандидатура Климента, человека достойного и богословски образованного, была принята большинством русского духовенства. Климент Смолятич, родом русин, черноризец и затворник, строгий и просвещённый подвижник.

Однако, вследствие того, что в междукняжеской борьбе Климент встал на сторону Изяслава, его полномочия были признаны только в тех землях, которые находились в сфере политического влияния киевского князя. Под руководством новгородского епископа Нифонта и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными.

После смерти Изяслава (1154) Климент Смолятич принуждён был оставить митрополичью кафедру.

Литературное наследие

До нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее - «Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом». Старший из известных списков Послания датируется

Говоря о высоком уровне торжественного красноречия XII в., мы можем опираться по преимуществу на творчество Кирилла Туровского, произведения которого - в какой-то своей части - дошли до нашего времени. Но нельзя не согласиться с убеждением Н. К. Никольского, что «наша древняя литература была значительно богаче памятниками, сравнительно с тем, сколько их сохранилось доныне; что в рядах авторов тогда числились имена, о которых доселе ничего не было известно; что литературная работа не прерывалась на Руси в половине XII века, как полагали нередко доселе». Одним из оснований для этого вывода послужило предпринятое Н. К. Никольским исследование творчества Климента Смолятича. Наши сведения о Клименте весьма ограниченны: он был родом из Смоленска, подвизался в Зарубском монастыре под Киевом; в 1146 г. ставший великим князем киевским Изяслав Мстиславич предложил кандидатуру Климента на митрополичью кафедру. Однако попытка поставить русского митрополита без благословения Константинополя встретила противодействие среди некоторых русских иерархов, и хотя в 1147 г. поставление все же состоялось, положение Климента было непрочным. После смерти своего покровителя в 1154 г. Климент вынужден был оставить митрополичий престол (хотя, возможно, короткое время вновь занимал его в 1158 г.).

О творчестве Климента мы знаем чрезвычайно мало: бесспорно принадлежащим ему можно считать лишь начало «Послания Фоме прозвитеру». Но летопись восторженно говорит о Клименте: «…и бысть книжник и философь так, якоже в Руской земли не бяшеть». Можно объяснять эту восторженную характеристику Климента тем, что сообщение принадлежит сочувственно относившемуся к нему летописцу Изяслава Мстиславича, а в слове «философ» видеть указание на то, что Климент учился в Константинополе, но об эрудиции и образованности митрополита свидетельствует прежде всего сам текст дошедшего до нас Послания. Поводом для его написания явилось, видимо, следующее обстоятельство. Климент, переписываясь со смоленским князем Ростиславом, чем-то задел пресвитера Фому. Тот в свою очередь обратился к Клименту с укоризненным посланием, обвиняя митрополита в тщеславии и стремлении представить себя «философом» и в том, что Климент пишет «от Омира, и от Аристоля [Аристотеля], и от Платона, иже во елиньскых нырех славне беша». Это послание Климент прочитал публично перед князем и его окружением и обратился к Фоме с ответным посланием, которое и дошло до нас. Однако неясно, что представляет собой вторая часть Послания, содержащая различные философские и богословско-догматические вопросы и ответы на них: были ли все эти вопросы и ответы приведены в самом Послании Климента как иллюстрация отстаиваемого им приема «приточного» толкования священного писания или же эта часть Послания - результат последующего комментирования текста Климента (на что указывает, возможно, упоминание в заголовке «Афанасия мниха»). Сам жанр «вопросов-ответов» был весьма популярен в Киевской Руси.

Значительно шире наши сведения о произведениях другого выдающегося мастера торжественного красноречия 2-й половины XII в. - Кирилла, епископа города Турова (на северо-западе Киевской земли). «Житие Кирилла» сообщает, что он рано постригся в монахи, затем «на болшая подвиг желая во столп вшед затворися» и в этом добровольном заточении «много божественная писания изложи». Князь и горожане умолили Кирилла занять епископскую кафедру в родном Турове. Слава о его образованности и высоком литературном даровании, видимо, широко распространилась по Руси. Характерно, что даже составитель краткого проложного жития Кирилла счел необходимым отметить его литературную и проповедническую деятельность: он обличал ересь епископа Федорца, «Андрею Боголюбскому князю много послания написа от евангельских и пророчьских писаний, яже суть чтоми на праздники господьския, ина многа душеполезна словеса, яже к богу молитвы, и похвалы многим, и ина множайша написа, в церкви предаст; канун великий о покаянии створи к господу по главам азбуки». Авторитет творений Кирилла был настолько велик, что многие его «слова» включались в сборники «Златоуст» и «Торжественник» наряду с произведениями Иоанна Златоуста и других «отцов церкви».

«Слова» Кирилла Туровского написаны на евангельские сюжеты, однако проповедник позволял себе в ряде случаев дополнять библейский рассказ новыми подробностями, сочинять диалоги персонажей и т. д. Таким образом создавалась новая сюжетная канва, которая предоставляла бо?льшие возможности для аллегорического истолкования изображаемого события.

Исключительно большое значение придает Кирилл стилю своих «слов», каждое из них - блестящий образец празднично-яркого витийства. «Слово» Кирилл начинает обычно обращением к слушателям, призывая их принять участие в торжестве и вместе с проповедником поразмыслить над событием, которому посвящено богослужение: «Радость сугуба всем крестианом и веселие миру неизречено пришедшаго ради праздника» (13, 412), - восклицает Кирилл, сразу же приготовляя окружающих к восприятию своей торжественной, нарочито изысканной речи. Даже традиционная для древнерусских книжников самоуничижительная формула приобретает у Кирилла новую редакцию, оправдывая и извиняя проповедника, дерзающего пространно рассуждать о высоких божественных предметах: «Не от своего сердца сия изношю словеса - в души бо грешьне ни дело добро, ни слово пользно ражаеться - нъ творим повесть, въземлюще от святаго евангелия, почтенаго нам ныня от Иоана Фелога [Иоанна Богослова], самовидьця Христовых чюдес» (15, 336). Кирилл в совершенстве владеет различными приемами торжественного красноречия. То он апеллирует к воображению слушателей («Взидем ныне и мы, братье, мысленно в Сионьскую горницю, яко тамо апостоли събрашася…» - 13, 417), то передает евангельский сюжет с помощью красочных аллегорий и сам же раскрывает их смысл («Ныня зима греховная покаянием престала есть и лед неверия богоразумиемь растаяся; зима убо язычьскаго кумирослужения апостолскимь учениемь и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показаниемь Христов ребр растаяся» - 13, 416), то находит сокровенный смысл в самых бытовых деталях евангельского рассказа («На тръсти губой [губкой] оцьта с золчию въкуси, да загладить рукописание человечьскых съгрешений. Копиемь в ребра прободен бысть, да пламеньное оружие отложить, бранящее человеком въхода в рай» - 13, 423), то вопрошает и тут же отвечает себе, полемизируя при этом с самой постановкой вопроса («Небомь ли тя прозову? Нъ того светьлей бысть богочестьемь… Землю ли тя благоцветущю нареку? Нъ тоя честьней ся показа… Апостоломь ли тя именую? Нъ и тех вернее и крепъчее обретеся…» - 13, 425).

Исследователи (М. И. Сухомлинов, В. П. Виноградов) давно установили, что в выборе аллегорических толкований, создании аллегорических картин, и в их истолковании, и даже в самих риторических приемах Кирилл Туровский не всегда был оригинален: он опирался на византийские образцы, порой и цитировал или перелагал фрагменты из «слов» прославленных византийских проповедников - Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Симеона Логофета, Епифания Кипрского. Но в целом «слова» Кирилла Туровского не просто компиляция из чужих образов и цитат: это свободное переосмысление традиционного материала, в результате которого появляется новое, совершенное по форме произведение, пробуждающее в слушателях чувство слова, раскрывающее богатые возможности поэтической речи, завораживающее гармонией ритмического слога. «Слова» Кирилла Туровского с их обостренным вниманием к параллелизму форм, с широким применением морфологической рифмы как бы компенсировали отсутствие книжной поэзии, подготавливали восприятие «плетения словес» и орнаментального стиля XIV–XV вв. Приведем лишь один пример. В тираде: «[Христос] въводить душа святых пророк в небесное царство, разделяеть своим угодником горняго града обители, отверзаеть праведником рай, венчаеть страдавъшая за нь мученикы» (15, 343) - параллельны каждый из трех членов конструкции (сказуемое, прямой и косвенный объекты), но далее ритмический рисунок еще более усложняется, ибо прямой объект, выраженный до этого одним словом, теперь превращается в словосочетание, каждый из компонентов которого в свою очередь имеет параллельные конструкции: «милуеть вся творящая волю его и хранящая заповеди его, посылаеть благоверным князем нашим съдравие телесем и душам спасение и врагом одоление… благословляет вся крестьяны, малыя с великыми, нищая с богатыми, рабы с свободными, старьце с унотами и женимыя с девицями».

Творчество Кирилла Туровского свидетельствует о том, что древнерусские книжники в канун монголо-татарского нашествия, надолго прервавшего культурное развитие Руси, достигли высокого литературного совершенства, свободно владели всем арсеналом приемов, известных классикам византийской литературы.

Второй митрополит русского происхождения, был назначен киевским князем Изяславом Мстиславичем , избран на соборе епископов шестью голосами против трех и посвящен 27 июля г. в Софийском кафедральном соборе с использованием мощей - «главы» св. Климента Римского . Эта попытка порвать с традицией назначения русских митрополитов в Константинополе объясняется политической предвзятостью митрополита Михаила , предшественника Климента. Новый киевский князь хотел иметь в лице главы русской церкви послушное орудие своей политики.

Неразбериха в Константинополе (после скандального патриаршества Михаила II Куркуаса и Косьмы II Аттика патриарший престол пустовал до конца декабря г.) способствовала тому, что кандидатура Климента, человека достойного и богословски образованного, была с удовлетворением принята большинством русского духовенства.

Однако вследствие того, что в междукняжеской борьбе Климент встал на сторону Изяслава, его полномочия были признаны только в тех землях, которые находились в сфере политического влияния киевского князя. Под руководством новгородского епископа св. Нифонта и князя Юрия Долгорукого против Климента возникла влиятельная церковно-политическая оппозиция. Попытки Климента привлечь на свою сторону колеблющихся (см., например, его послание к смоленскому князю Ростиславу) остались безрезультатными. Налицо был церковный раскол: Нифонт и прочие придерживавшиеся традиции епископы оказались в непосредственном подчинении патриарха.

Судьба Климента зависела от результатов борьбы за киевский стол. Он был вынужден покинуть столицу вместе с Изяславом 26 августа г., вернулся туда в апреле г. и снова оставил Киев вскоре после смерти Изяслава, в начале г. В последний раз Климент служил в Софийском соборе примерно в течение трех месяцев, после того как 22 декабря г. Киев оказался в руках Изяславова сына Мстислава .

После смерти митрополита Феодора (+ 1163) киевский князь св. Ростислав Мстиславич обратился в Константинополь с ходатайством утвердить задним числом Климента в качестве митрополита, однако успеха это ходатайство не имело.

Как писатель Клим известен своим посланием к священнику Фоме. Богословская эрудиция Климента, знание им греческого языка, владение приемами риторики, а также компетентность в вопросах церковного права заставляют предполагать, что он получил образование в одной из высших школ в Византии (ср. его прозвище «Философ»). До своего назначения на митрополию Клим подвизался на высшей ступени монашества - в великой схиме - и в этом качестве вел жизнь затворника . Выражение «заруб», откуда «вывел» Клима на митрополию Изяслав, следует понимать в смысле «затвора», как это однозначно следует из текста летописи («вывел из заруба, бе бо черноризец-скимник») и вполне согласуется с аскетическими склонностями митрополита. Тем самым дискуссия о том, не происходил ли Клим из монастыря в местечке Заруб близ Смоленска или Киева, является беспочвенной. Равным образом и прозвище «Смолятич», которое толковали в смысле «из Смоленска» по месту рождения или расположения монастыря, следует, скорее, понимать как отчество: «сын или внук Смоляты».

Год смерти Клима неизвестен; встречающиеся указания на г. не находят подтверждения в источниках.

Использованные материалы

  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Климент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю Ростиславу (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. И. Срезневский, "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882); Х. Лопарев, "Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский, "О литературных трудах митрополита Климента" (ib., 1892); его же, "Материалы для истории древнерусской духовной письменности"(ib.,1907).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (1-я пол. 12в. - 1164) древнерусский мыслитель, церковный деятель. Монах Зарубского монастыря около Киева. Известен своей эрудицией и литературным талантом. …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент (Клим) Смолятич, Философ (+ после 1163), митрополит Киевский. Второй митрополит русского происхождения, был назначен …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (? - после 1164) киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Смолятич, Клим Смолятич (год рождения неизвестен - умер после 1154), древнерусский церковный писатель, монах Зарубского монастыря (около Киева). В 1147 …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (т. е. родом из Смоленска) — митрополит киевский (1147-1155) — один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (т. е. родом из Смоленска) ? митрополит киевский (1147?1155) ? один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о …
  • КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ
    (? - после 1164) , киевский митрополит в 1147-54, древнерусский писатель. Широко образованный мыслитель. Боролся за независимость русской церкви от …
  • КЛИМЕНТ
    КЛИМ́ЕНТ СМОЛЯТИЧ (? - после 1164), митрополит Киевский в 1147-59 (в 1155-58 был изгнан из Киева), др.-рус. писатель. Широко образованный …
  • КЛИМЕНТ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (снисходительный, милостивый; Филип. 4:3) - на него указывает ап. Павел в означенной цитате, как на одного из сотрудников, имена которых …
  • КЛИМЕНТ в Большом энциклопедическом словаре:
    VIII (Clemens) (в миру Ипполито Альдобрандини Ippolito Aldobrandini) (1536-1605), папа Римский с 1592. Кардинал и легат в Польше (1585). После …
  • КЛИМЕНТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛ́ИМЕНТ РИМСКИЙ (Clemens Romanus), христ. епископ в Риме (вероятно, третий после апостола Петра), отец Церкви (1 в.). С его именем …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (? - до 215), христ. богослов и писатель, стремившийся к синтезу эллинской культуры и христ. веры; …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ V (Clemens) (?-1314), папа Римский с 1305. Под давлением франц. короля Филиппа IV перенёс свою резиденцию в 1309 в …
  • КЛИМЕНТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КЛИМ́ЕНТ Охридский (Величский или Словенский) (ок. 840-916), слав. просветитель, ученик и ближайший сподвижник Кирилла и Мефодия. Один из основоположников др.-болг. …
  • КЛИМЕНТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? митрополит тырновский; ум. в 1901 …
  • КЛИМЕНТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • КЛИМЕНТ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, клим, …
  • КЛИМЕНТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Климент, (Климентович, …
  • КЛИМЕНТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Анкирский (Многострадальный) (ум. 312), епископ Анкирский, священномученик, пострадавший в гонение императоров Диоклетиана и Максимиана. После неоднократного заключения в тюрьму был …
  • КЛИМЕНТ РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент I (Clemens Romanus) (+ 101), епископ Римский, священномученик. Память 25 ноября …
  • КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент Охридский, Болгарский (+ 916), епископ, святитель. Память 22 ноября (Болг.), 25 ноября …
  • КЛИМЕНТ АНКИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Климент Анкирский (258 - ок. 312), епископ, священномученик. Память 23 января. …
  • КЛИМЕНТ ТЫРНОВСКИЙ (В МИРУ ВАСИЛИЙ ДРУМЕВ)
    Климент Тырновский - митрополит, болгарский писатель и церковный деятель (1841 - 1901), в миру Василий Друмев. Учась в одесской духовной …
  • КЛИМЕНТ (В МИРУ КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ЗЕДЕРГОЛЬМ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Климент, в миру Константин Карлович Зедергольм - иеромонах Оптинского скита, духовный писатель (умер в 1878 г.), сын реформаторского суперинтенданта. Окончил …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 пап и 3 антипап.Климент I — см. Климент святой.Климент II (1046-1047, Суидгар, епископ бременский) — возведен на престол …
  • КЛИМЕНТ, РИМСКИЕ ПАПЫ И АНТИПАПЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? имя 14 пап и 3 антипап. Климент I ? см. Климент святой. Климент II (1046?1047, Суидгар, епископ бременский) ? …
  • ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ в Новейшем философском словаре:
    комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся …
  • ФЕОДОР КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор (+ 1163), митрополит Киевский. Поставлен митрополитом киевским по ходатайству нового киевского князя св. …
  • РОСТИСЛАВ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) (+ 1167), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный …
  • РИМСКИЕ ПАПЫ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • КЛИМЕНТ КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Климент Смолятич ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ОТ ПЕРВЫХ ПАМЯТНИКОВ ДО ТАТАРСКОГО ИГА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рсли в понятие литературы внести широкое понятие художественного творчества народа в слове (а не только в письме), то первым фактом …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …