Родительское собрание на тему "Трудовое воспитание в семье и школе". Родительское собрание " трудовое воспитание детей начинается в семье" Трудовое воспитание школьников общешкольное родительское собрание

Составлено и проведено А.Л. Потаповой

Цели:

— сформировать у родителей отчетливое представление о роли и возможностях трудового воспитания младших школьников;

— оказать помощь родителями в поиске путей и способов трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся и родителей, делает его анализ.

Анкета для учащихся

1. Помогаешь ли ты дома?

2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?

3. Какие это поручения?

4. Охотно ли ты их выполняешь?

5. Поощряют ли тебя за это родители? Как?

6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручения? Как?

7. Выполняешь ли ты вместе с родителями какую-либо работу?

8. Если «да», то какую?

Анкета для родителей

1. Помогает ли вам ребенок по дому?

2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому?

3. Если поручения существуют, то какие?

4. Охотно ли ваш ребенок их выполняет?

5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? Если «да», то каким способом?

6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Если «да», то каким способом?

7. Выполняете ли вы вместе с ребенком какую-либо работу?

8. Если «да», то какую?

II. Классный руководитель изучает научно-методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников в семье, вырабатывает свои представления о форме, ходе, решении родительского собрания.

III. Классный руководитель продумывает способы активизации участия родителей в обсуждении рассматриваемой проблемы.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на доске написаны слова К.Д. Ушинского: «...Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»;

— в центре классной доски изображено дерево без листьев и плодов;

— таблички в форме листьев дерева с надписями «Цели», «Задачи», «Домашние поручения», «Полезные советы», «Труд не понарошку»;

— вырезанные из картона «яблоки», к которым приклеены картинки с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности.

I. Вступительное слово классного руководителя. Сообщение темы родительского собрания

На доске изображено дерево. Классный руководитель обращает внимание родителей на это дерево.

Уважаемые родители! В данный момент на этом дереве нет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться в любой момент, если наше обсуждение проблемы трудового воспитания детей окажется продуктивным. У меня есть таблички-листики с названиями этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно я буду листики прикреплять к изображению дерева. Итак, тема нашего собрания — «Без трудов нет и плодов».

II. Определение целей и задач трудового воспитания в семье

Осуществить трудовое воспитание детей учитель может только с родителями. С первых дней обучения в школе он обращает особое внимание на их трудовую подготовку, самостоятельность, исполнительность, готовность браться за дело и доводить его до конца. Если ребенок не приучен к труду, самостоятельности, то в работе с ним возникают осложнения — он отстает от других детей, требует постоянного внимания к себе, его надо систематически приучать к труду дома и в школе. Конечно, каждая семья имеет свои особенности, и учитель находит наиболее действенные меры трудового воспитания ребенка. Самое важное в том, чтобы создать благоприятные условия, которые побуждали бы детей к труду, исполнению своих обязанностей в семье, заботе о других. Не поучения, укоры и замечания нужны, а жизненно необходимые дела, исполнение обязанностей в быту, без которых семья не может обойтись.

Чувство ответственности и необходимости труда побуждает у детей совместная работа со взрослыми — родителями, учителями. Сам факт работы вместе со взрослыми, участия в деле для ребенка — особое доверие, которое требует большой ответственности. Трудолюбие воспитывается тогда, когда труд приносит радость, успех, когда он — желаемая необходимость. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у детей в повседневных практических делах. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение для детей — у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать свои трудовые умения и навыки.

В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.). У детей младшего школьного возраста важно заложить стремление быть трудолюбивым. Поэтому существует ряд целей и задач трудового воспитания детей:

— способствовать усвоению знаний о роли труда в жизни людей;

— воспитывать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать у детей стремление выполнять любую работу старательно;

— формировать общетрудовые умения и навыки.

При постановке цели труда важно в воображении детей представить картину того, какую пользу принесет их труд, как он изменит и преобразит действительность (уборка игровой площадки, сбор ягод для подкормки птиц зимой, посадка деревьев и др.). Но главное — непосредственное участие детей в труде. Только в процессе труда, при активном участии ребенка воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки. Даже самый непривлекательный, тяжелый труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.

Классный руководитель прикрепляет листья «Цели», «Задачи» на изображение дерева.

Родители вносят свои предложения об ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив приклеенных табличек-листиков.

III. «Труд не понарошку»

Классный руководитель прикрепляет к дереву табличку- листик «Труд не понарошку». Больших усилий от учителя требует работа с детьми, у которых родители воспитывают потребительское, беззаботное отношение к тому, что добывается трудом взрослых. Родители не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Добрые намерения, стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить от забот о себе, домашнем хозяйстве, младших и старших наносят вред воспитанию личности. Ребенок привыкает беспечно и равнодушно относиться к материальным ценностям, привыкает к праздности и безответственности. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому важно, чтобы дети приучатись с юных лет работать», — отмечал Л.Н. Толстой. Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, ребенок, став взрослым, будет избегать труда.

Классный руководитель анализирует результаты анкетирования. Например, говорит о том, что у детей есть постоянные поручения по дому, но не все выполняют их охотно и т.п.

IV. «Домашние поручения»

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности: самому заправлять постель, следить за состоянием обуви и одежды, подавать на стол хлеб, мыть посуду и т.п. Родители должны терпеливо учить, показывать, не ругать и не наказывать за некачественно выполненную работу. Больше помогать и поощрять, давать возможность ребенку испытать удовольствие от выполненной работы. Домашние дела — прекрасная тренировка для ребячьих рук.

Родители предлагают варианты поручений, используемых в практике воспитания своих детей. Классный руководитель прикрепляет табличку-листик «Домашние поручения», а затем анализирует результаты анкетирования родителей. Например, отмечает то, что родители и дети часто работают вместе, наиболее распространенными поручениями являются помощь в уборке квартиры, забота о младших, мытье посуды, уход за домашними животными и др. Отмеченные поручения записываются на доске напротив таблички-листика «Домашние поручения».

V. Классный руководитель прикрепляет на изображение дерева табличку-листик «Полезные советы».

Родители делятся своими советами, которые записываются на доске напротив соответствующего листика. Затем классный руководитель по мере необходимости дополняет список своими советами. По мнению педагога, полезными могут быть такие советы.

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместно.

4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.

5. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

VI. «Удивительный плод». Итог собрания

Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи — это трудолюбие». И тогда наше дерево будет плодоносить.

Классный руководитель помещает на изображение дерева «яблоки» с фотографиями участия детей в различных видах трудовой деятельности.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы педагога и предложения родителей, высказанные на собрании.

3. Предложить родительскому комитету школы обсудить на своем заседании проблему трудового воспитания детей в семье.

Литература

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. М., 1985.

Кушаев И.А. Мир детства. М., 1988.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., 1987.

Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, плакаты, раздаточный материал.

Подготовительная рабата: анкетирование учащихся.

План собрания:

    Теоретическая часть

Доклад: «Роль родителей в трудовом воспитании подростка»;

    Практическая часть

Анкетирование родителей;

Работа в группах;

    Доклад

Задачи трудового воспитания в семье;

Участие подростка в семейном хозяйстве, семейном бюджете;

Трудовое воспитание и профориентация.

Ход собрания.

I Вступительное слово педагога.

Добрый день уважаемые гости, родители! Тема собрания: «Роль родителей в трудовом воспитании подростка».

Семья является самой естественной, самой благотворной средой, в которой формируется личность ребенка его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду.

Семья, как и школа, оказалось в новых условиях трудового воспитания. Мы вступили в период рыночных отношений.

Для успешного развития рынка необходим человек, в котором были бы воспитаны такие свойства, как умение опираться на собственные силы, надеется на себя и верить в успех; проявлять творчество, изобретательность, способность изворачиваться и ухищряться в рискованных и запутанных ситуациях; быть любезным, вежливым, производить впечатления надежности и нравственной безупречности. Это и будет человек рынка.

Качество личности, к воспитанию которых должны приложить усилия в семье- это честность, совестливость и порядочность; предприимчивость и деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая дисциплина труда; неприятие рвачества и халтуры. Одна из проблем сегодня – сохранение и поддержание авторитета честного труда как основного средства достижений жизненного успеха. Семья призвана помочь детям разобраться в современной ситуации, отделить временное сиюминутное- от главного, постоянного. Убедите, что без честного труда, хорошей жизни не будит. Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного. Тот, кто не понимает этого разрушает в себе человека.

Хотя в большинстве семей постоянно занимаются трудовым воспитанием, существует ряд нерешённых проблем, в подготовке молодёжи к труду, в первую очередь, в формировании у неё трудолюбия и прилежания.

В подростковый возраст дети вступают с неодинаковым уровнем развития трудолюбия; с разнообразными мотивами труда, с далеко не одинаковыми навыками, умением и привычкой трудиться. Некоторые не приучены заниматься трудом как физическим, так и умственным. Но у любого подростка есть немало положительных качеств, потребностей и стремлений, опираясь на которые можно устранять отрицательные влечения и склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие. Главное - быть твёрдо уверенным в его возможности стать лучше.

Осуществляя трудовое воспитание подростков, следует учитывать, что подросток, считая себя взрослым человеком, стремится доказать это делом. Он хочет полной самостоятельности в выполнении порученного дела, простора для творчества, которое позволило бы ему доказать свою взрослость. Опека над ним рождает протест с его стороны, нередко ведёт к ссоре с опекающими. Едва опека приобретает длительный характер, подросток, внутренне примиряясь со своим положением, становится исполнителем по принципу «от и до».

Родители должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который предстает перед ним как необходимость и осознается как долг. Наряду с пониманием необходимости труда ребенок должен знать конечную его цель. Достижению поставленной цели он подчинит свои мысли, желания, волю.

На формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение к труду. Какие бы умные, правильные слова ни говорили они о роли и значение труда в жизни человека, эти слова не оставят положительного следа в сознание детей. В той семье, где отец и мать создают порядок и уют в квартире, умело, не упрекая друг друга, поддерживают его, дети охотно помогают им. У них сравнительно быстро формируются умения выполнять различные виды бытового труда, добросовестность и аккуратность. Бережное отношение отца и матери к предметам быта формирует у ребенка ценные качества хозяина.

Дочь семиклассница, выслушав просьбу матери убраться дома, пренебрежительно ответила:

Я не домработница, чтобы делать это. Мне надо уроки учить. До этого времени девочка охотно выполняла все поручения родителей. В 6кл, когда учебная нагрузка возросла, мать полностью освободила дочь от домашних дел, чтобы она была отличницей. Дома все делали для нее за нее, и девочка не только привыкла к такому положению в семье, но и прониклась презрением к бытовому труду. Много терпения выдержки понадобилась матери, чтобы исправить последствия ошибочного отношения дочери.

Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку не достает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Но не в коем случае не освобождать от домашних обязанностей, ведь ребята стали старше, физически окрепли, приобрели больше знаний о жизни. Ребенку необходимо больше самостоятельности, создавать условия проявления инициативы, преодоления трудностей.

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.

Успешное воспитание у детей трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумном организованном семейном хозяйстве у детей не произвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, бережность, предупредительность, ответственность.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные –поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка- у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности. Но по данным социологического исследования, лишь у 33%опрошенных родителей дети имеют постоянные домашние обязанности, в каждой пятой семье они помогают эпизодически, а в остальных не помогают вообще.

Родителям необходимо воспитывать у детей бережность и ответственность. Мировая практика показывает, что ориентация в финансовых вопросах невозможна без знаний и опыта, прививаемые с детства. Не только слова, но и обстоятельства должны научить ребенка тому, как зарабатывать и ценить деньги. Начинать можно с копилки. Карманные деньги тоже следует давать. Так со временем вырабатывается взрослое разумное экономическое поведение.

Семейный бюджет, финансовое положение семьи не должно быть тайной для ребенка. Они должны принимать участие в обсуждении финансового бюджета. Здесь польза многократная. Ребенок приобретает полезный жизненный навык, учится сопоставлять возможности семьи со своими потребностями. Он ощущает за собой право голоса в решение семейных финансовых проблем.

У детей важно сформировать четкое представление о трудовом источнике заработка. Хорошо, если ребенок знает, как вы зарабатываете деньги. Рассказывайте ему о своей работе, при возможности берите его на работу. От родителей не должна исходить ориентация на праздность. Не следует становиться и «трудоголиком». Это может отпугнуть ребенка от труда. Идеальный способ выявить для ребенка связь между трудом и заработком- оплачиваемый детский труд. У нас школе уже несколько лет дети трудятся на пришкольном участке. За один день они зарабатывают 50 руб. А. Люлина, В. Герасимов, и другие, все лето трудились и заработали 800руб.

Семья, воспитывая у ребенка трудолюбие, готовит, тем самым, его к вдумчивому выбору профессии, к поиску дела по душе, интересам, по общественной значимости. Но подросток не всегда может оставить выбор на той профессии, которая отвечает его физическим и психологическим особенностям: у него не хватает жизненного опыта, он предрасположен к переоценке своих способностей. Семья выступает важнейшим фактором в определении жизненного пути ребенка в выборе им профессии. Кто, как не родители, лучше других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет умело и ненавязчиво подсказать, убедить. Ну и когда говорим с ребятами о проблеме «Кем стать», надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком. Важно в каждом специальности быть честным, работоспособным, внимательным. Рассказы матери, отца, их друзей о том, как они работают, что творят и созидают, - все это захватывает ребят. Очень важно, чтобы у ребят складывались правильные представления о месте и значении той или иной профессии, о ее содержании, требованиях, которые она предъявляет человеку.

Практическая часть.

Во время подготовительной работы было проведено анкетирование учащихся.

Было предложено такие вопросы:

Анкета учащихся.

1.Помогаешь ли ты дома родителям?

2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому? Какие?

3.Охотно ли ты их выполняешь?

4. Какие дела ты хотел бы выполнять?

5. Поощряют ли тебя за это родители?

6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручений. Как?

7. Делятся ли в вашей семье дела на мужские и женские?

Педагог: Дорогие родители, сейчас предлагаю анкету для вас.

Анкета для родителей

1.Помогает ли ребенок по дому?

2.Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому? Какие?

3.Охотно ли он их выполняет?

4.Приходиться ли вам повторять просьбу?

5 Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей?

6.Что вы делаете если ребенок отказывается делать домашнюю работу?

7.Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Каким образом?

8.Есть ли у вас в семье общие трудовые дела?

9.Делите ли вы домашнюю работу на женскую и мужскую?

Анкеты собираются и обрабатываются. Родителям предлагается Слайд-шоу

Работа в группах. Разрешение некоторых ситуаций.

Раздается разноцветные карточки. По цветам вы создаете 4 семьи. Каждая семья получает по одной ситуации. Вы подумайте и разрешите эти ситуации.

Ситуация 1

Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.

Ситуация 2

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовые повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учится так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Ситуация 3

Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с одноклассниками, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители ругались, мать плакала, сын из комнаты так и вышел. Предложите вариант решения проблемы.

Ситуация 4

Мать и отец приходят с работы. В раковине гора –невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Дети демонстративно затыкают уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.

Каждая семья обсуждают свою ситуацию и выдвигает свою точку зрения.

Потом обсуждается всеми.

Педагог: Дорогие родители. Сейчас вспомните пожалуйста пословицы и высказывания о труде.

Родители называют.

Родителям предлагается игра. «Найди строчку». Раздается строки из стихотворений о труде. Нужно прочитать стихотворение.

№1 семье №2 семье

Каждый город, каждый дом Слышен грохот под землей-

Создан радостным трудом Рудокоп пошел в забой

Без работы, без труда Без работы, без труда

Не построить города. Не появятся руда

№3семье №4 семье

Экскаватор зашагал В корпусах станки стучат

Будет рыт в степи канал Человек работе рад.

Без работы, без труда Поспевая шепчет рожь:

Не пойдет в поле вода «Без труда не проживешь!»

Родители составляют стихотворение.

Итог собрания.

    Анализ анкет;

    Советы родителям.

1.Будьте последовательны в своих требованиях.

2.Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3 Не скупитесь на благодарность и похвалу, если ребенок хорошо трудился.

4. Не прибегайте к наказанию трудом.

5.Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

6 Воспитывайте у детей уважение к любому труду.

7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Педагог: Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Список литературы

1. Журнал «Управление ДОУ» №6, 2005г.

2. Журнал «Управление ДОУ» №8, 2005 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2007 г.

4. Журнал «Домашний очаг» №1, 2006 г.

5. Журнал «Домашний очаг» №2, 2006 г.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Система воспитания индивидуальности дошкольников.

Разработка и продвижение сайтов. ПК "Цефей" и WEB профи, 2012.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Родительское собрание

«Воспитание в труде. Роль семьи в развитии ребенка»

Подготовила: педагог

дополнительного образования

Савушкина М. М.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема: Воспитание в труде.

Цель: получить информацию об организации труда в семьях учащихся; сформировать у родителей представление о роли, возможностях и способах трудового воспитания.

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание трудовое. Труд всегда был основой для человеческой жизни, для создания её благополучия.

Первое – это насколько подготовлен ваш ребенок к участию в трудовой жизни. От этого будет зависеть его благосостояние, материальный уровень его жизни. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудовых качеств человека – это подготовка и воспитание будущего гражданина.

Второе – трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд становится для него основной формой проявления личности и таланта.

Третье – в труде воспитываются нравственные качества, ответственность, взаимопомощь. Совместные трудовые усилия, работа в коллективе, взаимопомощь – формируют человеческие отношения. Эти отношения состоят не только в том, что человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других хочет того же.

Четвёртое – неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы и другие физические качества. Главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека.

Пятое – необходимо указать еще на одно обстоятельство. Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни.

В трудовом воспитании важным является следующее: перед ребенком должны ставиться посильные задачи, не обязательно на короткий период.

С возрастом трудовые усилия должны быть усложнены.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ:

    Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

    Вытирать пыль.

    Накрывать на стол перед обедом.

    Следить за письменным столом.

    Кормить и ухаживать за домашними животными.

    Производить уборку в своей комнате.

    Следить за своей одеждой.

    Отвечать за порядок в шкафу.

    Помогать взрослым по хозяйству.

Распределяя обязанности, нужно всегда помнить, что дети учатся в школе, и значительную часть времени они проводят в учебном учреждении. Родители должны подсказывать как выполнить ту или иную работу. Родители должны воспитывать у детей способность терпеливо, без хныканья выполнять работы. Потом, даже самая неприятная работа, будет приносить ему радость.

Никогда не нужно выполнять работу за ребенка, только в редких случаях, когда часть задания, явно, ему не по силам.

Рекомендую, в решении поставленных трудовых задач, какие-либо поощрения или наказания. Сам процесс деятельности должен доставлять удовольствие. Признание хорошо выполненной работы должно быть лучшей наградой за его труд.

Еще один немаловажный аспект трудового воспитания – бюджет семьи. Здесь можно воспользоваться следующими советами:

    Как можно раньше ребенок должен узнать где работают родители, в чем состоит их работа, насколько она трудна, что производят они на работе.

    Ребенок должен знать семейный бюджет. Участвовать при распределении денег, должен знать, в чем нуждается семья в первую очередь.

    Если семья не испытывает материальных затруднений, нельзя допускать, чтобы ребенок гордился этим.

    Немаловажное значение имеет воспитание честности.

Заботливость, бережливость, ответственность – это основные качества, которые и формируются в сочетании с трудовым воспитанием. Родители должны помнить, что воспитывая хорошего, честного хозяина – они тем самым воспитывают и хорошего гражданина. Важно, чтобы отношения внутри семьи строились в спокойном и, в тоже время, в дисциплинированном порядке. Чтобы не было излишней нервозности, нытья, а было бы больше бодрости и дружного стремления улучшить всем вместе жизнь семьи.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий.

Родительское собрание Тема: Вредные факторы влияющие на подростка

Подготовка к родительскому собранию
заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
Подготовка презентации.
Видеоматериалы
список с именами и отчествами родителей.
подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Цели:
1. Обратить внимание родителей на проблему - подросток в мире вредных привычек;
2. Пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками алкоголя и наркотических веществ, о вреде курения;
3. Ознакомить родителей и учащихся о влиянии вредных факторов на организм подростков, и взрослых; дать возможность родителям получить интересующую их информацию из компетентных источников;
4. Способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей;
5. Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.
Задачи :
1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы влияния на подростков вредных факторо влияющих на подростка в современном мире.
2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения,накосодержащих смесей,алкоголем.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Анализ предварительной работы по подготовке собрания.
3. Анализ фактов и статистика по проблеме.
4. Болезни, связанные с зависимостью.
5. Советы некурящих родителей борющемуся с курением.
6. Видеоматериалы на тему влияние наркотических средств на человека
7. Отчет о пройденных мероприятиях в группе.
8. Награждение родителей благодарственными письмами.
9. Подведение итогов собрания

Ход мероприятия:
Добрый день уважаемые мамы и папы! Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема влияния на подростков вредных факторов. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему табакокурения, наркосодержащих смесей,алкоголя влияющих на подростков необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения проблемы.
Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.
Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые "профессии" курильщиков - с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).
Второй опасный фактор, влияющий на жизнь подростка это наркотические, психотропные вещества. Считалось, что главный враг в России – это алкоголь. Но сейчас эпидемия наркомании, так называемый наркотический бум, который охватил многие страны мира, дошел и до нашей страны.
Так что же такое наркомания? На мониторе показывается фильм влияние наркотических веществ на организм подростка
Наркомания – это болезненное пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.
Рассмотрим понятие «наркотики». В переводе с греческого – приводящий в оцепенение, одурманивающий. Существует большое количество разнообразных веществ, которые активно действуют на нервную систему, психику человека.
Вот наиболее часто встречающиеся:
1. Психоделики – вещества вызывающие психоделические состояния. При этих состояниях возникают зрительные и слуховые галлюцинации, изменение в восприятии собственного тела, пространства. К таки веществам относятся: гашиш, марихуана (синонимы: анаша, травка, курево, харас).
Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движения, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.
К группе психоделиков также относятся и галлюциногены. К ним относятся ЛСД, мескалин, псилоцибин. Их прием усиливает тревожность, возникают приступы паники, сильные галлюцинации.
2. Стимуляторы . К ним относятся кокаин, некоторые медицинские препараты (эфедрон, перветин), экстази.
При употреблении кокаина наблюдаются следующие симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках, гиперемия слизистой оболочки носа.
При употреблении медицинских препаратов (эфедрон, перветин) возможны вспышки агрессии, гнева, бурные истерики.
Экстази – синтетический наркотик, приводит к нарушению водного баланса, усиливает потребность в двигательной активности. Поэтому подростки часто употребляют экстази как дополнительный заряд энергии на дискотеках, чтобы танцевать всю ночь. Большинство молодежи, употребляющей экстази имеет слабо тренированное сердце, в связи с чем возрастает количество смертей от сердечного приступа.
Героин , морфий, кодеин. Их употребление сопутствуется следующими симптомами: ступор, сонливость, следы уколов, водянистные глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обоженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.
Употребление крэка сопровождается коротким периодом эйфории, сменяющимся депрессией, гиперактивностью на начальных стадиях, апатичностью, непрекращающимся насморком. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетах, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.
Что же является основными причинами употребления наркотиков подростками:
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперапекой. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия. Мы так боимся, чтобы наши дети наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить,
3. Любопытство: жажда испытать новые ощущения («все в жизни надо испытать, попробовать»), проверить себя в новой ситуации.
Как бороться с вредными факторами влияющими на здоровье подростка?
1. Родители должны первыми освободиться от вредных факторов влияющих на здоровье.
2. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - это способствует отказу от курения.
3. Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.
4. Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.
5. Вовлечь ребенка в кружки.
6. Посещать мероприятия организованные педагогическим составом.
Отчет о пройденных мероприятиях в группе

Вручение родителям благодарственных писем, чьи дети активно участвовали в жизни колледжа.
Личные беседы с родителями. Часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
  2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.
  2. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.
  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка ? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания .

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка !

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник (слайд 11)

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.