Пословица соберешь по ягодке наберешь кузовок. Шергин Б. В. Собирай по ягодке-наберёшь кузовок. Применяется фразеологизм в случае, если требуется

Урок литературного чтения

Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I . Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: -

1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).

1.4 развитие специальных умений:

Понимать смысл текста,

Объяснять название текста.

Задавать вопросы по тексту,

Объяснять значение непонятных слов, пословиц,

Составлять план рассказа.

II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.

Заявка на оценку:

21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Карточки по СДО

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2. Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С?

С- вопросительные слова

1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)

Связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

(сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

(противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

1. Качество- количество

3. Первичное- вторичное

4. Сущность- явление

5. единство- многообразие

6. Общее- частное

7. Причина- следствие

8. Общее- особенное- единичное

9. Пространство- время

10. Возможность- действительность

11. Необходимость- случайность

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция (от общего к частному)

1.. Поскольку…

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I .

Оргмомент

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

«5» 20 баллов и больше

«4» 16 -19 баллов

«3» 12 - 15 баллов

II .

До чтения

Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»

А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).

по 1 б. за прого

2 балла за прав версию

Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)

III .

Анализ темы урока

Откройте стр 124.

Сегодня мы будем работать с текстом произведения.

Какую работу мы будем проводить?

Работа с текстом

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Объяснять название текста.

Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)

Работа по теме урока

Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.

К какому жанру мы отнесем это произведение?

Обоснуйте свой выбор в виде понятия

родовой+ видовые признаки.

Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?

В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.

1 балл за каждую версию

Борис Шергин.

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Родовой - литературное произведение повествовательного характера,

Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Ответы (фиксируются на доске):

Пословица

Бабушка говорила

Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.

Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.

(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»

Чей образ вы себе представили?

А какой вы её увидели?

Что про нее говорят старики?

Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.

Что говорит про бабушку Ваня?

Что говорит про бабушку старичок?

Слушание аудиозаписи.

Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.

Из песен сделана, из пословиц сложена.

Моя бабушка рисовать умеет

Старичок:

У нее есть звание «Мастер малярного дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет.

Краску знает.

Древесную породу понимает.

С ней советуются художники, как разводить краску.

О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте

В каких случаях так говорят?

О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?

Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)

Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в

Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.

А вот какое определение дается в словаре Ожигова:

Древесная- получаемая из древесины

Коричное дерево-

Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии

Академия- высшее научное или художественное заведение

- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»

- «Глаза боятся, а руки делают».

Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.

Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.

Что называется древесной породой?

В чем заключается сущность слова красовито?

Что представляет собой коричное дерево?

Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?

Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Вследствие чего настроение Мити испортилось?

Когда испортилось настроение у Мити?

Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?

Радость- испуг.

Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.

Радость от того, что доверили важную работу.

Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.

Испуг- не успеет сделать работу в срок.

Каким образом разрешилось это противоречие?

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.

Почему мастер не стал ругать Митю?

В чем ценность его позиции?

Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.

Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.

Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.

Продолжим работу в четверках.

Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе

- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)

- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.

- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.

- Придумайте новое название рассказу

Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.

Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.

Дело мастера боится.

Итог урока.

Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?

- читал с выражением.

Объяснил название текста.

Задавал вопросы по тексту,

Объяснял значение непонятных слов, пословиц,

Принимал участие в работе с кубиком Блума

Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?

У кого 21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок по тексту рассказа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ст.Кущёвская Краснодарского края

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: литературное чтение

по программе «Школа России» класс: 3

Тема:

Работа с пословицами и фразеологизмами.»

февраль, 2014 г.

Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Работа с пословицами и фразеологизмами».

Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Тема: «Знакомство с разделом. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Словарная работа Академия – высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Правила работы в группе 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5. Изберите секретаря и презентатора группы. 6.Хорошее настроение – успех в работе.

Работа по картине

Работа по картине

Восстановите цепь событий в рассказе: «И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

(то и пожнёшь) (не выловить и рыбку из пруда) (гуляй смело) (ни одного не поймаешь) (люби и саночки возить) (вылетит – не поймаешь) Что посеешь… Без труда… Сделал дело… За двумя зайцами погонишься… Любишь кататься… Слово не воробей… Игра «Кузовок» Продолжить пословицы:

Закончи предложения Сегодня на уроке я познакомился с… Мне показалось интересным … Меня удивило…

Предварительный просмотр:

№ п/п

Высказывание

Ответ ученика

Правильный ответ

Бабушкиного внука зовут Иван.

Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн.

Мастер поручил Мите выклеить столешницу.

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…

Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час».

Тест «Согласен ли ты с … »

Поставь напротив высказывания «+», или «-» .

Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?

    Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.

    Собирай по ягодке - будет кузовок,

    Засучи повыше белый рукавок.

    Осторожно надо положить на дно

    Присмотреться к следующей и сорвать еще,

    Коли делать нечего и в лесу светло

    Собирай неспешливо - будет все твое.

    А другие люди пусть себе спешат.

    Пусть горстями хапают, мельтешат

    Пусть бегут усталые из лесу потом,

    Чтоб продать на трассе, да за городом.

    Пусть получат денежек и опять

    Собирают спешно все подряд.

    Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.

    Пусть потратят денюжки на конфетный рай.

    Ты же тихим вечером, варенье положи

    Внуку про лесные встречи расскажи.

    Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,

    Ароматом сочным в лес опять манят,

    Собирать по ягодке полный кузовок,

    Сок Земли родимой мудрым людям впрок.

    На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.

    Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.

    Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.

    Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.

    Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.

    Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!

    Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.

    Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .

    Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.

    Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.

    Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.

    Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.