Урок литературного чтения
Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»
Класс: 3
Тип урока: лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I . Образовательно-развивающие:
1.1 выведение новых понятий: -
1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.
1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).
1.4 развитие специальных умений:
Понимать смысл текста,
Объяснять название текста.
Задавать вопросы по тексту,
Объяснять значение непонятных слов, пословиц,
Составлять план рассказа.
II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.
Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.
Заявка на оценку:
21 балл и более - «5»
17 – 20 баллов - «4»
12 – 16 баллов - «3»
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).
Карточки по СДО
Карточка №1
Вопрос- понятие
1. Что называется?
2. Что считается?
3. Что понимается под?
4. Что представляет собой?
5. Что выражает?
6. Что является?
7. Что такое?
8. Каковы свойства и виды?
9. В чем заключается сущность?
Карточка №2
Вопрос- суждение
С?
С- вопросительные слова
1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)
Связка между понятиями
2- второе понятие
1. Чем объяснить, что?
2. Как доказать, что?
3. В каком случае?
5. Каким образом?
6. Вследствие чего?
7. Почему?
Карточка №3
(сравнение)
1. По сравнению с …..
2. Так же ка и ……
3. Как ….., так и …….
4. Сравнивая………, можно сказать…..
5. Кроме……, ещё……
6. Помимо…….
7. Больше чем…….
8. Не только, а и ……
9. Наряду с …….
10. Если ……, то….
11. В отличии от……
Карточка№4
(противоречие)
1……..что, а……..
2. …….тем, что……
3. ……не, но……
4. …..хотя…..
5. …….если, то…….
6. ……..тем, чем……
7. …..не смотря на…..
8. ……однако…..
9. ……не толко……
1. Качество- количество
3. Первичное- вторичное
4. Сущность- явление
5. единство- многообразие
7. Причина- следствие
8. Общее- особенное- единичное
9. Пространство- время
10. Возможность- действительность
11. Необходимость- случайность
Карточка№ 6
(умозаключения)
Дедукция (от общего к частному)
1.. Поскольку…
Следовательно…
Индукция.
1. Если……
Следовательно…
Аналогия
1. Если…..
Следовательно
План-конспект
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы
Деятельность учащихся
I .
Оргмомент
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)
слайд 1
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)
«5» – 20 баллов и больше
«4» – 16 -19 баллов
«3» – 12 - 15 баллов
II .
До чтения
Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)
«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»
А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).
по 1 б. за прого
2 балла за прав версию
Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)
III .
Анализ темы урока
Откройте стр 124.
Сегодня мы будем работать с текстом произведения.
Какую работу мы будем проводить?
Работа с текстом
«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».
Объяснять название текста.
Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)
Работа по теме урока
Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.
К какому жанру мы отнесем это произведение?
Обоснуйте свой выбор в виде понятия
родовой+ видовые признаки.
Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?
В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.
1 балл за каждую версию
Борис Шергин.
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Родовой - литературное произведение повествовательного характера,
Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.
Ответы (фиксируются на доске):
Пословица
Бабушка говорила
Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.
Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.
(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»
Чей образ вы себе представили?
А какой вы её увидели?
Что про нее говорят старики?
Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.
Что говорит про бабушку Ваня?
Что говорит про бабушку старичок?
Слушание аудиозаписи.
Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.
Из песен сделана, из пословиц сложена.
Моя бабушка рисовать умеет
Старичок:
У нее есть звание «Мастер малярного дела».
Она и штукатурное и малярное дело умеет.
Краску знает.
Древесную породу понимает.
С ней советуются художники, как разводить краску.
О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте
В каких случаях так говорят?
О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?
Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)
Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в
Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.
А вот какое определение дается в словаре Ожигова:
Древесная- получаемая из древесины
Коричное дерево-
Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии
Академия- высшее научное или художественное заведение
- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»
- «Глаза боятся, а руки делают».
Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.
Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.
Что называется древесной породой?
В чем заключается сущность слова красовито?
Что представляет собой коричное дерево?
Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?
Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?
Вследствие чего настроение Мити испортилось?
Когда испортилось настроение у Мити?
Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?
Радость- испуг.
Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.
Радость от того, что доверили важную работу.
Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.
Испуг- не успеет сделать работу в срок.
Каким образом разрешилось это противоречие?
Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.
Почему мастер не стал ругать Митю?
В чем ценность его позиции?
Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.
Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.
Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.
Продолжим работу в четверках.
Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе
- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)
- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.
- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.
- Придумайте новое название рассказу
Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.
Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.
Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.
Дело мастера боится.
Итог урока.
Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?
- читал с выражением.
Объяснил название текста.
Задавал вопросы по тексту,
Объяснял значение непонятных слов, пословиц,
Принимал участие в работе с кубиком Блума
Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?
У кого 21 балл и более - «5»
17 – 20 баллов - «4»
12 – 16 баллов - «3»
Рефлексия. Выставление оценок.
Нарисовать рисунок по тексту рассказа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ст.Кущёвская Краснодарского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по ФГОС
Предмет: литературное чтение
по программе «Школа России» класс: 3
Тема:
Работа с пословицами и фразеологизмами.»
февраль, 2014 г.
Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Работа с пословицами и фразеологизмами».
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: презентация «Б.В.Шергин»; ягоды для рефлексии, карточки «тест», карточки с названиями пословиц и фразеологизмов.
Ход урока:
Подписи к слайдам:
Тема: «Знакомство с разделом. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Словарная работа Академия – высшее учреждение. Вылощил волчьим зубом – натёр до блеска. Паркетчик – мастер, который составляет из дощечек узоры.
Правила работы в группе 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5. Изберите секретаря и презентатора группы. 6.Хорошее настроение – успех в работе.
Работа по картине
Работа по картине
Восстановите цепь событий в рассказе: «И в один день закончил верхний угол» «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
(то и пожнёшь) (не выловить и рыбку из пруда) (гуляй смело) (ни одного не поймаешь) (люби и саночки возить) (вылетит – не поймаешь) Что посеешь… Без труда… Сделал дело… За двумя зайцами погонишься… Любишь кататься… Слово не воробей… Игра «Кузовок» Продолжить пословицы:
Закончи предложения Сегодня на уроке я познакомился с… Мне показалось интересным … Меня удивило…
Предварительный просмотр:
№ п/п | Высказывание | Ответ ученика | Правильный ответ |
Бабушкиного внука зовут Иван. | |||
Произведение «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» написал Александр Иванович Куприн. | |||
Мастер поручил Мите выклеить столешницу. | |||
Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю… | |||
Бабушка закончила рассказ словами «Делу время – потехе час». |
Тест «Согласен ли ты с … »
Поставь напротив высказывания «+», или «-» .
Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?
Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.
Собирай по ягодке - будет кузовок,
Засучи повыше белый рукавок.
Осторожно надо положить на дно
Присмотреться к следующей и сорвать еще,
Коли делать нечего и в лесу светло
Собирай неспешливо - будет все твое.
А другие люди пусть себе спешат.
Пусть горстями хапают, мельтешат
Пусть бегут усталые из лесу потом,
Чтоб продать на трассе, да за городом.
Пусть получат денежек и опять
Собирают спешно все подряд.
Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.
Пусть потратят денюжки на конфетный рай.
Ты же тихим вечером, варенье положи
Внуку про лесные встречи расскажи.
Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,
Ароматом сочным в лес опять манят,
Собирать по ягодке полный кузовок,
Сок Земли родимой мудрым людям впрок.
На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.
Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.
Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.
Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.
Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.
Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!
Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.
Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .
Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.
Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.
Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.
Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.