Пестов, николай евграфович. Профессор николай евграфович пестов Профессор николай евграфович пестов 1 2 том

Книга его воспоминаний и о нём, .

О нем в воспоминаниях дочери, особенно в 3 ч .

О влиянии Пестова на Меня, Зорин, .

Валерий Любартович

Православные подвижники на Старой Басманной улице в Москве

Ист.: http://www.stphilaret.ru/favor/dnev36.htm, 1998.

Согласно церковному преданию, древняя Басманная слобода была тем самым местом, где подвизался почитаемый в Москве святой Василий, Христа ради юродивый. Он родился вблизи этих мест, в селе Елохове , но свой подвиг творил и в приходе церкви в честь Владимирской иконы Богоматери, выстроенной в 1519г. "иждивением великого князя Василия Ивановича" на Покровской дороге (ныне именуется храмом святого Никиты-мученика на Старой Басманной) . До пожара, случившегося 18 июля 1905 г., в трапезной части храма сохранялся образ святого Василия Блаженного ХVII в., особо почитавшийся прихожанами и помещенный в этот храм, видимо, в воспоминание о жизни и подвиге у его стен знаменитого московского чудотворца .

Но и нашими современниками были удивительные люди, чья жизнь - теперь почти легенда, которые сохранили традиции пламенного подвижничества во Христе в годы жестоких церковных гонений ХХ в. К их числу принадлежат и три Николая со Старой Басманной улицы: Пестов, Варенцов, Понятовский. Только теперь мы можем по достоинству оценить вклад этих скромных тружеников в сокровищницу религиозной мысли, в сохранение православных духовных и нравственных ценностей, христианских идеалов.

До середины 1970-х годов во дворе дома №20 по улице Карла Маркса (а именно так тогда именовалась Старая Басманная улица) стоял небольшой двухэтажный дом - флигель существовавшей здесь с XVIII в. усадьбы.

В течение полувекового послереволюционного отрезка времени в этот дом стремился попасть каждый, кто считал себя другом, единомышленником или учеником глубокого религиозного мыслителя, ревностного православного христианина, видного ученого и педагога, профессора Николая Евграфовича Пестова, жившего в квартире №13 с 1926г. Биография Н.Е.Пестова не только поражает всех, кто с ней знакомится, событиями и жизненными ситуациями, которые ее наполняют и, подчас, кажутся глубоко противоречивыми, но и увлекает изложением практического духовного опыта на пути к христианскому мировоззрению

Николай Пестов родился 17 августа (н. ст.) 1892 г. в Нижнем Новгороде, в семье трудолюбивых людей с небольшим достатком. Мальчик рано потерял отца, и его воспитывали мать и няня. Особой религиозностью семья не отличалась, детей к молитве не приучали. С 11 до 18 лет Николай учился в реальном училище, в котором он познакомился не только с русской классической литературой, но и с трудами деятелей марксизма, книгой "Жизнь Иисуса" Э.Ренана и другими философскими произведениями, которые посеяли в его душе зерна атеизма. В 1910г. Николай Пестов поступает в Императорское техническое училище в Москве на химический факультет. Полный курс обучения ему пройти не удалось, так как с началом первой мировой войны студент Пестов посчитал своим долгом занять место в рядах защитников отечества, и его зачислили вольноопределяющимся 1-го разряда юнкером Алексеевского военного училища. После прохождения ускоренного курса училища подпоручик Пестов попадает в 56-й запасной пехотный полк, расквартированный в Покровских казармах в Москве, к августу 1917г. он служил в чине поручика адъютантом полка на фронте.

Февраль 1918 г. застает Н.Е.Пестова в Нижнем Новгороде, где он служит делопроизводителем в ЧК, в горпродкоме. После регистрации как военного специалиста старой армии его направляют на работу в органы Всевобуча, и в декабре 1918 г. он вступает в партию. Николай Евграфович воевал на Восточном фронте на стороне "красных", после чего ему было присвоено звание окружного военного комиссара Приуральского военного округа. О годах комиссарства он записал в своем дневнике: "Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар.... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..."

Постепенная стабилизация обстановки в России позволила Николаю Евграфовичу демобилизоваться и в 1921 г. вернуться в Москву для продолжения образования. В это же время он познакомился со студенткой Зоей Бездетновой, с которой они обвенчались в мае 1923 г. в храме Вознесения на Гороховом поле. Зоя Вениаминовна, закончив курс МВТУ, работала на Московском алкалоидном заводе, от которого она и получила трехкомнатную квартиру на Старой Басманной.

Н.Е.Пестов после окончания МВТУ сделал блестящую научную карьеру. Он становится видным ученым в области технологии минеральных удобрений, преподает во многих крупных столичных вузах. В январе 1941г. защищает докторскую диссертацию, пишет ряд книг, некоторые из них до сих пор не потеряли своего научного и методического значения и не залеживаются на полках научных и вузовских библиотек. В 1940-х годах Николай Евграфович был избран деканом, а затем назначен заместителем директора по учебной и научной работе Инженерно-экономического института в Москве, где проработал до выхода на пенсию в 1960 г.

Такова была та сторона его жизни, которая проходила на виду у всех тех, кто слушал его лекции, работал с ним в исследовательских лабораториях, встречался на научных конференциях, ученых советах, в издательствах. Однако было и другое, что наполняло его жизнь глубоким смыслом, определяло существо поступков и стало духовным оплотом, - православное вероучение.

Для комиссара, члена партии Николая Пестова религиозного мировоззрения не существовало, но вот наступило 1 марта 1921 г., и он увидел во сне Христа. Тогда же Пестов записал в своем дневнике: "В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидает меня".

Попав в том же году в МВТУ, он становится членом христианского студенческого кружка, руководимого выдающимся деятелем Русского христианского студенческого движения В.Ф.Марцинковским . Знакомство с Владимиром Филимоновичем, вскоре высланном из страны за религиозную проповедь среди молодежи, стало поворотным моментом в жизни Николая Пестова, которая строилась им отныне по заповедям Христа. В 1922 г. он выходит из партии.

До 1924г. РХСД и его отдельные кружки были зарегистрированы и пользовались всеми правами легальных общественных организаций. В 1924г. вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения. О времени репрессий, арестов и ссылок членов кружков сохранились свидетельства, относящиеся к биографии руководителя христианского студенческого кружка (ХСК) Владимира Амбарцумова (1892- 1937): "Вслед за запрещением на кружок обрушились репрессии, аресты, ссылки. Но в этот момент Владимир Амбарцумович [Амбарцумов - В. Л. ] чудом избежал ареста. Однажды он ночевал в доме Николая Евграфовича Пестова, активного члена ХСК, впоследствии известного в России духовного писателя. Ночью пришли чекисты. Следователь, проводивший обыск, не знал, что Владимир Амбарцумович является председателем ХСК и, продержав его всю ночь, пока шел обыск, наутро арестовав Николая Евграфовича, отпустил Владимира Амбарцумовича. Рано утром Владимир Амбарцумович пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет - шли обыски..."

За участие в кружке Николай Евграфович был арестован и просидел в Бутырках 40 дней. В тюрьме он познакомился с прихожанином церкви Свт.Николая на Маросейке и через некоторое время стал духовным сыном ее настоятеля о.Сергия Мечева. Пестов перестает посещать обновленческие храмы, становится активным членом общины Никольской церкви - духовной семьи, созданной мудрым и благочестивым пастырем о.Алексием Мечевым.

По благословению о.Сергия он был в храме кем-то вроде старосты - продавал свечи, ходил с тарелкой, участвовал в церковных собраниях. Примерно к этому же времени относится и приучение себя к творению "Иисусовой молитвы": "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Тогда же Николай Пестов понял, что его первая исповедь в Церкви, в начале его духовного пробуждения, недостаточно полна и глубока. Он вспоминал: "Тогда я решил принести так называемую "генеральную исповедь" грехов всей прожитой жизни. Выслушав меня и произнеся разрешительную молитву, батюшка сказал: "Больше никогда не вспоминайте свои прежние грехи. Они отошли от вас навсегда!" Какую радость я тогда почувствовал... "

К концу 1920-х годов начались гонения на верующих и духовенство, стали закрываться монастыри и храмы. Дочь Николая Евграфовича, Наталья Николаевна, так вспоминает о жизни семьи Пестовых в то время: "Мама постоянно собирала и запаковывала посылки, посылала их в лагеря и в тюрьмы, три года растила круглую сироту Таню, у нас часто проводили каникулы дети арестованных. В нашей семье двадцать семь лет прожила монахиня Евникия из Суздальского монастыря; постоянно гостила у нас сестра Марфо-Мариинской обители инокиня Магдалина... Ее не раз арестовывали, она пропадала из вида, но, отбыв срок, снова появлялась у нас дома и в Елоховском соборе, куда мы ходили на службу" .

В 1929г. был арестован и выслан о.Сергий Мечев, через два года закрыли и разорили церковь Свт.Николая на Маросейке. Но духовное общение части "мечевцев" продолжалось в тайном домовом храме, освященном в одной из комнат квартиры Н.Е.Пестова отцом Сергием. Иконы прятались в шкафу за занавеской, а столик, служивший жертвенником, накрывался покрывалом. На богослужения, совершавшиеся иереями закрытых церквей в глубокой тайне, собирались родные и друзья, а также священнослужители, оставшиеся верными "патриаршей" церкви.

Наталья Пестова так вспоминала об этих богослужениях: "Это было торжественно и таинственно. Накануне убирались, обсуждали обед, готовили. Нас предупреждали, просили быть серьезными и никому ничего не рассказывать. Батюшка располагался в кабинете папы. Еще до рассвета к нему спешили на исповедь его осиротевшие духовные дети. В темном узком коридоре, у двери кабинета, толклись плачущие старушки, а мама с предосторожностью отпирала сама дверь, впуская только тех, кого ждали. Утром служили литургию, во время которой пели, как комарики жужжат. Говорили друг с другом только шепотом, многозначительно переглядываясь, всхлипывали и глубоко вздыхали. Мы, дети, смотрели на все это с удивлением " .

Осенью 1943г. на фронте погиб сын Н.Е.Пестова Николай, которому отец посвятил одну из своих книг - "Жизнь для вечности". К концу военных лет он перестает скрывать свои убеждения, ходит в храмы, не боясь встретить там сослуживцев, начал работать над философскими произведениями. Глубокие размышления о смысле жизни, желание сделать достоянием других свой духовный опыт привели Николая Евграфовича к написанию первых трудов по богословию, объединенных в два тома под названием "Пути к совершенной радости", а также первой редакции книги "Над Апокалипсисом".

С середины 1950-х годов Н.Е.Пестов приступает к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни - многотомной диссертацией "Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)". О его работах быстро узнали многие люди, особенно молодые, нашедшие в них духовную и нравственную поддержку. На Старую Басманную, в дом Пестовых приходило множество посетителей, получавших здесь не только необходимые книги из богатейшей домашней библиотеки, но и духовное утешение, а также радость от встреч с хозяином дома. Н.Е.Пестов находил время для каждого, будь то его старый друг по студенческому кружку или молодой семинарист. Многие его друзья, почитатели и ученики перепечатывали и развозили по всей стране работы ученого, которые в наши дни стали выходить отдельными многотысячными тиражами. Можно было бы припомнить десятки имен современных церковных иерархов, маститых священнослужителей, известных ученых-философов и историков, чьи молодые годы прошли в духовном общении, общей молитве и в беседах с Николаем Евграфовичем. Он очень почитал русских подвижников благочестия и, в частности, с благоговением рассказывал о своей единственной встрече с преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1916г., оставившей глубокий след в его памяти .

Частыми гостями в доме Н.Е.Пестова в свои юные годы были митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). За книгами его духовной библиотеки и "самиздатовскими" сочинениями Пестова приезжал из Иркутска писатель Леонид Бородин. Молодой ученый, впоследствии известный историк Александр Рогов перепечатывал многие сочинения Николая Евграфовича и, в частности, имеющее подзаголовок "Диссертация на степень кандидата богословских наук Г.Б.Р." Эти три буквы не имели ничего общего с инициалами автора и означали "грешный Божий раб". В кабинете хозяина дома, стены которого были увешаны иконами с зажженными лампадами, вместе с Николаем Евграфовичем сосредоточенно молился генерал Советской армии Михаил Константинович Барановский.

К числу его задушевных друзей относился Николай Александрович Варенцов (1862-1947), с которым Николая Евграфовича, несмотря на разницу в возрасте в 30 лет, связывала крепкая дружба и духовная близость. Н.А.Варенцов был до революции видным российским предпринимателем, коммерсантом и благотворителем. Под его руководством работали такие крупные предприятия страны, как Московское торгово-промышленное товарищество, Большая Кинешемская мануфактура, хлопкоочистительные заводы в Средней Азии. Варенцов после революции был неоднократно арестован, хотя не противился национализации своих фабрик и заводов, не искал убежища за границей, а пытался быть полезным своей родине и при новой власти. Человек глубоких религиозных убеждений, он по-христиански смиренно относился к своей участи обездоленного и гонимого члена общества, знания и опыт которого не были нужны никому.

Н.А.Варенцов жил поблизости, в доме ј31 по Старой Басманной, и жена Н.Е.Пестова Зоя Вениаминовна и дочь Наталья Николаевна участливо помогали в годы войны больному старику, сыновья которого с начала войны были призваны в армию, делились с ним продуктами. Незадолго до смерти Николай Александрович подарил Зое Пестовой свой талисман - необработанный полудрагоценный камень, купленный им во время путешествия по Индии. Эта реликвия бережно хранится вместе с единственной фотографией Н.А.Варенцова в семье Н.Н.Пестовой-Соколовой.

Писатель А.А.Солодовников (1893-1974), хорошо знавший и Н.Е.Пестова, оставил такие воспоминания о Н.А.Варенцове: "Необыкновенна и в то же время достаточно типична для эпохи революционной стихии судьба этого человека... Богач, обладатель 11-миллионного состояния. Удачлив и смел в делах, он сумел отстоять русское среднеазиатское хлопководство от попыток американских банкиров демпингом задушить его. После 1917г. он лишился всего и стал нищим в полном смысле этого слова. Пройдя через такие духовные перегрузки, он не утратил ясности души, все воспринимал с благодарением и умер, повторяя: "Слава Богу". Одной женщине, заботившейся о нем, он говорил: "Через Вас Бог сподобил меня познать любовь Его ко мне. Слава Богу!" .

Может быть, этой доброй женщиной была Наталья Григорьевна Понятовская, дочь выдающегося ученого-филолога, хранителя отдела рукописей Румянцевского музея Григория Петровича Георгиевского, жена еще одного близкого друга Николая Евграфовича - Николая Павловича Понятовского. Представитель старинного польского аристократического рода Н.П.Понятовский служил в Красной армии, а затем учился в Военно-медицинской академии. Начальству стало известно, что сын диакона Николай Понятовский подписал протест верующих против закрытия Троице-Сергиевой лавры, и он был исключен из числа слушателей академии. Через несколько лет ему удалось поступить на медицинский факультет МГУ и получить диплом врача. Н.П.Понятовский прославился в Москве как превосходный доктор-гомеопат. В годы войны он стал начальником крупного военного госпиталя, а также личным врачом Святейшего Патриарха Алексия I .

Понятовские жили по соседству от Пестовых, в доме №22 по Старой Басманной, и вели подлинно христианский образ жизни, наполненной участием и помощью ближним. Известный искусствовед, специалист по древнерусскому искусству Светлана Витальевна Гнутова, отец которой - дирижер и музыкант В.Д.Гнутов - вместе со своей семьей поселился в 1971г. в бывшей квартире Понятовских, рассказала пишущему эти строки, что среди жильцов дома до сих пор жива память о тех десятках людей , ежедневно приходивших к врачу Н.П.Понятовскому не только для получения помощи от физических страданий, но и для нравственного укрепления в сложных жизненных ситуациях. Зятем Н.П.Понятовского был видный московский священник, протоиерей Анатолий Серафимович Казновецкий (1926-1995), служивший в Елоховском соборе, храмах Иоанна Воина и Всех Святых на Соколе, в патриарших представительствах в Александрии (Египет) и в Нью-Йорке.

Кстати, внуки Николая Евграфовича также выбрали в жизни церковный путь, как и их отец, муж Натальи Пестовой, протоиерей Владимир Петрович Соколов (1920-1995). Один из них, Серафим (в монашестве Сергий), кандидат богословия, нес почетное и ответственное послушание в качестве старшего иподиакона Святейшего Патриарха Пимена и был затем инспектором Московской духовной академии. Призванный к высокому архиерейскому служению, владыка Сергий ныне является епископом Новосибирским и Бердским. Два других внука стали православными священниками и настоятелями московских храмов: о.Николай - в храме свт.Николая в Толмачах (у Третьяковской галереи) и о.Федор - в храме Спаса Преображения в Тушине.

В 1975г. Пестовы переехали на новую квартиру, их старый дом был снесен. Однако каждое воскресенье Николай Евграфович приезжал к ранней литургии в храм Ильи Обыденного и причащался Святых Таин. Во время тяжелой болезни Николай Евграфович пребывал в непрестанной молитве, он скончался 14 января 1982г. и был похоронен на кладбище при Смоленско-Никольском храме в с.Гребнево Московской области.

Память о Николае Евграфовиче Пестове пребывает и среди жителей Старой Басманной улицы, где он прожил почти 50 лет, и среди бывших студентов МВТУ им.Баумана, МХТИ им.Менделеева, ИЭИ им. Орджоникидзе, которые получили от своего профессора обширные знания в области точных наук. В тех книгах, которые он написал и оставил потомкам как сокровищницу практического духовного опыта современного христианина, читатели находят обстоятельные советы по устроению христианской жизни, молитвенному правилу, воспитанию детей и по многим другим аспектам православной жизни.

Старая Басманная улица в Москве стала "свидетельницей" трудной и долгой жизни, совместной молитвы и православного делания трех друзей и сподвижников, трех Николаев - Пестова, Варенцова и Понятовского. Им не суждено было узнать, что улица Карла Маркса в 1990г. обретет свое прежнее, старомосковское название. Им не довелось услышать колокольного звона возрожденных "басманных" храмов - Великомученика Никиты, Святых Петра и Павла, Вознесения Господня. Они не дожили до 23 июля 1991г., когда мимо их домов на Старой Басманной улице многотысячная процессия во главе со Святейшим Патриархом Алексием II крестным ходом пронесла святые мощи преподобного Серафима Саровского в начале их пути в Дивеевский монастырь. Но они верили в возрождение страны, работали на ее благо и посильно участвовали в просвещении и воспитании народа Божия, а также людей, стоящих за оградой Церкви и ищущих правду жизни...

Примечания

1. Г.П.Георгиевский. На родине Василия Блаженного // ЖМП, 1947, ј4. С. 33 -37.

2. В.Д.Цветков. Старая Басманная слобода в Москве с историческим и археологическим описанием приходского (Никитского) храма. Рукопись. ОПИ ГИМ, Ф.104, Оп.1, Д. 6, Л. 137-144.

3. Там же. Л. 192. 9. Н.Е.Пестов. Из воспоминаний об основоположниках Марфо-Мариинской общины в Москве... // Там же. С.138-147.

10. Александр Солодовников. Сокровища Введенских гор. Московский журнал. 1992, ј3. С. 55.

11. Серафим Четверухин. Толмачи. Воспоминания об отце. М., 1992. С.37.

Застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел..."

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как "выдающийся офицер".

Из дневника Пестова:

"Духовная жизнь в России в это время была очень сложна и разнообразна. Православную Церковь раздирали расколы. Было несколько основных группировок, в которых мне, молодому христианину, было трудно разобраться. Большинство храмов Москвы находилось в руках обновленцев, во главе которых стоял Александр Введенский (впоследствии обновленческий митрополит). Я в тот период еще не представлял себе той разницы, которая существовала между обновленцами и "Тихоновской Церковью" и посещал те и другие храмы".

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в г. совершил поездку в Саров и Дивеево , где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как "врага народа" талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

"Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - писал он позже.

"Пусть никто не думает, что все эти положительные отзывы дорогих для меня людей питают мою гордость и тщеславие, - записал Пестов в конце 1970-х годов. - Я постоянно помню те бездны греха, в которые я впадал в течение последних трех лет до обращения к христианской вере. Я искренне раскаялся в них и верю, что Господь, по Своей неизреченной благости, простил мне грехи, но сознание своего ничтожества во мне сохранилось и будет со мной до смерти..."

Из воспоминаний внука:

"...Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние Литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Тайн. Это великое Таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником. Особенно это было заметно в последние годы его жизни. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. ...Принимали участие в этих молитвах и мы, внуки, читая трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы. Но, несомненно, большую часть молитвословий дедушка совершал наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее, так что иногда, нечаянно зайдя в кабинет, можно было стать свидетелем этой лишенной всякого внешнего эффекта живой беседы с Богом, в эти моменты обычно дедушка не замечал вошедших, а мы поспешно удалялись, унося в себе непонятное чувство вины."

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом года он попросил его пособоровать . Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Труды

  • Пестов Н.Е. Обновление человеческой души. (Преображение "внешнего" и "душевного" человека во "внутреннего" и "духовного"). М.: Изд-во Московской патриархии, Центр БЛАГО, 1998. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=2569
  • Пестов Н.Е. Основы православной веры. М.: Елеон, 1999. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=7490
  • Пестов Н.Е. Что такое послушание православного христианина. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=3718
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Сущность цели брака. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Выбор супруга. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p2.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Брачная жизнь. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p3.htm
  • Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.:Сатис,1999. http://www.wco.ru/biblio/books/pestov1/main.htm
  • Жизнь для вечности или Памятник на могилу сына. Новосибирск, 1997.

Использованные материалы

  • На сайте "Бердск православный"

Издательство "Сатис" с согласия родственников Николая Евграфовича поэтапно осуществило издание этого труда в 4-х томах, озаглавив его "Современная практика православного благочестия".- Спб., 1994-96

Немногие знают, что старое, давно закрытое кладбище в подмосковном Гребневе, недалеко от известной усадьбы, является последним пристанищем для талантливого профессора, доктора химических наук, известного историка православной церкви и выдающегося богослова Николая Евграфовича Пестова (1892 - 14 января 1982).

Не всякий знает и то, как добраться до его надгробия, увенчанного замечательной ажурной сенью с куполами: соседние оградки расположены впритык друг к дружке. Недавно посетившим наш край уважаемым коллегам-краеведам, кажется, это так и не удалось (см.). Утром 16 сентября 2014 г., воспользовавшись прекрасной солнечной погодой, мы посетили кладбище и, не без препятствий на пути, добрались до могилки, добром помянув этого достойного человека, необычной судьбе которого и посвящён наш сегодняшний рассказ...

Провидение одарило Николая Евграфовича долгой жизнью, продолжавшейся девять десятилетий. Непосредственно с Гребневым связаны последние четыре десятилетия его долгой жизни.

Николай Пестов родился 4 (17) августа 1892 года в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком в семье. В 1910 г., окончив полный курс реального училища, он поступил поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического училища (ныне МВТУ им. Баумана) , но, не окончив курса, в начале Первой мировой войны (в 1914 г.) на правах вольноопределяющегося поступил в Алексеевское военное училище . В феврале 1916 года Николай Пестов женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.


В октябре 1917 года, поручик Пестов находился в Луге в штабе полка, но в декабре уже был в Нижнем Новгороде, где незадолго до того установилась советская власть. С февраля по август 1918 года Н.Е. Пестов работал делопроизводителем в Нижегородском Чрезвычайном Комитете, потом в Горпродкоме.13 августа 1918 г. Н. Пестов был арестован, провёл в тюрьме полтора месяца, но был оправдан и выпущен на свободу 2 ноября. Уже 26 ноября 1918 года Николай Пестов был направлен на работу в органы Нижегородского Всевобуча (всеобщего военного обучения) , где проработал до конца января 1919 г., вступив в Коммунистическую партию в декабре 1918-го.


Н.Е. Пестов в годы Гражданской войны.

Весной 1919 г. Н. Пестов был отправлен в Северную группу Восточного фронта, в августе вызван в Москву для окончания Центральных Высших курсов Всевобуча, одновременно работая в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе, и, после присвоения звания окружного военного комиссара был назначен на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа. Занимая эту высокую должность, в Свердловске (Екатеринбурге) Н.Е. Пестов неоднократно встречался с такими людьми, как М.В. Фрунзе, И.И. Вацетис, М.Н. Тухачевский, В.И. Шорин, Г.Д. Гай, С.С. Каменев и другими крупными военными и государственными деятелями. Работа Н.Е. Пестова заслужила одобрение председателя Реввоенсовета Советской республики, Льва Давидовича Троцкого . На одной из подаренных Пестову книг Троцкий написал: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий» . По словам самого Н.Е. Пестова, "Спустя много лет, вспоминая те годы, я прихожу к выводу, что это была поистине демоническая личность. И тем более горько сознавать, что в тот период я своими действиями и поступками заслужил его одобрение" .

Сень над надгробиями Пестовых на старом Гребневском кладбище.

Ночью на 1 марта 1921 года Николая Евграфовича посетил сон, круто изменивший всю его жизнь. Впоследствии Н.Е. Пестов так описывал увиденное: "Какое-то полутемное обширное подземелье с земляными стенами и сводами. С левой стороны вижу в стене вход в коридор, ведущий куда-то вниз. Кругом полутьма... И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа. Он не идет, а, скорее, как бы плывет по воздуху... Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая Сила и Величие, но Огонь могущества, святости и бесконечно-снисходящая любовь... Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли... Я проснулся мгновенно... что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств... И сжигающая сознание огненная мысль: «Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь... И взгляд Христа...»" И, в другом месте: "В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня"...В июле 1921 года Николай Евграфович уволился из рядов РККА, демобилизовался и уехал в Москву для окончания своего образования. В том же году его жена, Руфина, ушла от него. Больше они не встречались.

Старая табличка на деревянном кресте.

Осенью 1921 года Н.Е. Пестов попал на лекцию выдающегося деятеля Российского студенческого христианского движения (РСХД) Владимира Филимоновича Марцинковского (1884 - 1971).

В.Ф. Марцинковский. Фотография отсюда .

Спустя некоторое время Николай Евграфович познакомился со студенткой МВТУ им. Баумана, и душой Христианского студенческого кружка Зоей Вениаминовной Бездетновой (1899 - 1974) и стал её помощником в организации лекций Марцинковского на духовные темы в МВТУ. 20 мая 1923 года в храме Вознесения на Гороховом поле состоялось венчание Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны.

З.В. Пестова (ур. Бездетнова). Фотография отсюда .

В том же 1923-м после очередного ареста В.Ф. Марцинковский был выслан в Германию. В следующем, 1924 году вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения, в частности, это происходило и на квартире Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых.
В ноябре 1924 года члены Христианского Студенческого кружка были арестованы.
Николай Пестов пробыл в Бутырской тюрьме 40 суток, получив уведомление об освобождении в день своего ангела — Святителя Николая. Во время арестов членов кружка Зою Вениаминовну, как кормящую мать, освободили от ареста (18 февраля 1924 г. на свет появился первенец, названный Николаем) [cм. ].

Семья Пестовых. Довоенная фотография. Отсюда .

Вернувшись из тюрьмы, Н.Е. Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Никольской церкви в Кленниках на Маросейке и духовным сыном о. Сергея (Мечёва) (1892 - 1942), причисленного в 2000 г. к лику священномучеников. 8 сентября 1925 в семье Пестовых родилась дочь Наталия, а 8 октября 1927 года в ней родился третий ребенок - сын Сергей.

Надгробие Н.Е. Пестова.

Николай Евграфович работал сотрудником Научного Института по Удобрениям. Впоследствии, окончив курс МВТУ, работал ассистентом академика Э. В. Брицке, а позднее читал доцентский курс по технологии удобрений, он перешел во 2-ой МХТИ, а затем в Военную Академию Химической Защиты Красной Армии им. К. Е. Ворошилова, где в должности зав. кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года. С осени 1933 года Николай Пестов оставил Военно-химическую академию и до осени 1937 года преподавал в МХТИ им. Менделеева, где читал курс, руководил дипломным проектированием и дипломными работами по специальности "Технология минеральных удобрений". В 1937 году Н. Пестов отказался выступить на собрании с осуждением арестованного заведующего кафедрой профессора Юшкевича, под непосредственным руководством которого он работал. За это был освобожден с работы в МХТИ им. Менделеева. Осталась работа в научно-исследовательском институте по удобрениям (НИУИФ).

Надгробие З.В. Пестовой.

Летом 1939 г. Н. Пестов был избран заведующим кафедрой Хим. технологии МИЭИ. Помимо этого с декабря 1942 г. по октябрь 1943 г. он был деканом химического факультета. С октября 1943 г. состоял заместителем директора по научной и учебной работе. После защиты В январе 1941 года в Академии наук СССР состоялась защита докторской диссертации Н.Е. Пестова на тему "Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности". Н.Е. Пестов был утвержден в степени доктора химических наук.

Началась Великая Отечественная война. Из-за бронхиальной астмы Н.Е. Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет. В сентябре 1942 г. его призвали в армию, а в октябре 1943 года он погиб в бою.

Сын Н.Е. Пестова, Н.Н. Пестов.

В годы войны Н.Е. Пестов вел интенсивную научную и педагогическую деятельность. 4 ноября 1944 г. он был награжден орденом "Трудового Красного Знамени", а в 1946 году — медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала.

8 февраля 1948 года дочь Николая Евграфовича, студентка Строгановского института, Наталия Николаевна (8 сентября 1925 - 23 января 2014) вышла замуж за псаломщика подмосковных храмов в с. Гребнево, Владимира Петровича Соколова (1920-1995), сына служившего в этой церкви и умершего в тюрьме диакона Петра Васильевича (1886--1941) и Елизаветы Семёновны Никологорской (1883-1959), - дочери священника храмов села Гребнево Семёна Никологорского. 14 февраля того же года Владимир Соколов был рукоположен во диакона в свой родной приход .
С этого времени, продолжавший работать в МИЭИ и по совместительству в НИУИФ,Николай Евграфович стал бывать в Гребневе, навещая семью своей дочери и своих внуков. Начиная с ок. 1960 г. вместе с Зоей Вениаминовной писатель проводил здесь время летних отпусков, снимая дачу. По воспоминаниям внука Н.Е. Пестова: "Мое детство проходило в с. Гребневе Московской области. Это пятидесятые годы.В памяти запечатлелись летние картины, когда дедушка и бабушка жили недалеко от нас на даче. Дедушка регулярно ездил в Москву (возможно, он еще тогда работал), а мы с мамой ходили его встречать в березовую рощу. От рощи далеко за полем хорошо виднелась московская дорога с идущими по ней автомашинами. Мама с нами устраивалась на холмике возле «святого колодца», и мы начинали наблюдать, не забывая при этом вдоволь напрыгаться и набегаться на березовой опушке. Но вот на горизонте останавливался автобус, и мы до рези в глазах всматривались вдаль: приехал ли дедушка. Наконец кто-то, сначала один, а потом и все видят на горизонте маленькую белую фигурку, скорее точку. Это дедушка, летом он всегда носил белую панамку и белый китель, в руках у него тяжелые сумки с продуктами и гостинцами для внуков. Мы наперегонки мчимся ему навстречу по узкой тропинке. До сих пор помню эти радостные моменты встречи. Дедушка вынужден остановиться, поставить сумки на землю, иначе нельзя: поочередно на его шее висит то один, то другой шалун. Далее следует раздача сладостей. В боковом кармане «толстовки» у дедушки всегда хранилась жестяная коробочка с леденцами или другими конфетами. Дедушка достает ее, постукивает по ней пальцами и торжественно открывает. Угостив всех нас, он продолжает свой путь в плотном окружении встречающих. Мы идем с дедушкой к маме, которая все еще ждет нас у «святого колодца». Как от мамы, так и от бабушки дедушка часто выслушивал упреки за то, что конфетами перебивал детям аппетит и пр., но, как помню, коробочка с конфетами в его кармане неизменно была и всегда регулярно пополнялась. Конфетами угощались буквально все дети, которых дедушка встречал на даче ли, в лесу на прогулке или еще где." [см. 3]...


Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна Пестовы. Фотография отсюда .

После ухода на пенсию всю свою энергию Николай Евграфович сосредоточил на работе над основным своим богословским произведением - многотомной диссертацией "Пути к совершенной радости", или, как он еще ее назвал: "Опыт построения христианского миросозерцания". Все труды Пестова-богослова изданы посмертно. Наибольшую известность из них получил двухтомник «Современная практика христианского благочестия». Труды его вскоре стали пользоваться большим успехом и перепечатки их расходились по многим городам и селам России.

Н.Е. Пестов у Гребневских храмов. Фотография 1975 г. из кн Н.Н. Соколовой "Церковь села Гребнево в годы гонений".

В Гребнево потянулись из Москвы старые друзья, молодежь, бывшие члены христианского студенческого кружка. По воспоминаниям дочери М.Е. Пестова, Натальи Николаевны Соколовой: "Вокруг Николая Евграфовича, отдыхавшего на лавочке [у гребневских храмов], часто собиралась толпа ребят, которым старик рассказывал без устали и о Первой мировой войне, и о революции, и о святых... Он обсуждал со слушателями характеры и поведение героев всем известной со школьной скамьи классической и художественной литературы. Николай Евграфович критически относился, например, к Лермонтову, возмущался поведением Печорина, называя его подлецом. Лермонтов находил что-то прекрасное в образе демона, а Николай Евграфович доказывал, что в сатане нет ничего привлекательного, а только ложь, гнусность и греховная скверна... Эти беседы длились около двух часов и оставляли у всех глубокое впечатление" ".

Православная молодёжь в Гребневе. Фотография 1977 г. Отсюда .

В те времена, когда духовная литература была недоступна верующим, многие из них просили почитать книги из его домашней духовной библиотеки.Многие книги из библиотеки Н.Е. Пестова часто передавались из рук в руки и возвращались лишь через многие годы, а то и вообще не возвращались.Вскоре последнее обстоятельство побудило Николая Евграфовича заняться копированием духовной литературы, и самостоятельным изданием своих трудов.За многие годы из огромного объема книг выделились отдельные, наиболее популярные издания. авторы, которых всегда у дедушки спрашивали и даже заказывали. Машинистки помогали в копировании текста. Готовые блоки Н.Е. Пестов переплетал собственноручно. По воспоминаниям родных, в год Н.Е. Пестов выпускал до 100 экземпляров книг духовного содержания, и это в те годы, когда подобная деятельность строго каралась властями [см . 3; 5].

Николай Евграфович Пестов (сидит в первом ряду), Юрий Кочетков (стоит за ним). Верхний ряд справа налево: внуки Н.Е. Пестова Серафим и Федор Соколовы, далее - Александр Копировский. Перед Федором Соколовым чуть правее стоит Евгения Кузьминична Кочеткова.1970-е гг. Фотография отсюда .

В 1973 году, вскоре после празднования "золотой" свадьбы, умерла супруга Зоя Вениаминовна. Проведя лето1981 г. в Гребневе, осенью Н.Е. Пестов вернулся в Москву, где скончался в ночь на 14 января 1982 г. 16 января в храме святых мучеников Адриана и Наталии состоялось отпевание, после чего его прах был перевезён в Гребнево и погребён поблизости от могилы Зои Вениаминовны. Впоследствии на средства почитателей Николая Евграфовича над захоронениями была возведена нынешняя кованая сень, украшенная гроздьями винограда, - глубокого христианского символа - эмблемы спасения и возрождения к вечной жизни .

На надгробии Николая Евграфовича можно прочесть евангельские слова: "Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11), - слова, с которых начиналась широко известная статья автора "Совершенная радость" [см. ; 9], и пути к которой он посвятил свой труд "Путь к совершенной радости" [см. ]. 32 года прошло со смерти Николая Евграфовича, но и поныне его богословские труды находят благодатную почву в душах широких кругов православных читателей, а повзрослевшие дети, которых седовласый старик-профессор когда-то угощал конфетами, приносят их на его могилку среди старого кладбищенского парка...

См .
7. Соколова Н.Н. Церковь села Гребнево в годы гонений. М., 2006.
8. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).
9. См.: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Книга IV. СПб, 1996.

Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа (1892-08-17 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января (1982-01-14 ) (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде . Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903-1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение - в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища . В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище , он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика . Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б) . В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ . На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт , приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке , в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во , а позже - в Военную академию химической защиты , где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933-1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ (профессор кафедры с 1934 года) . За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича , осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии , где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов - автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года . Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Православное воспитание детей . - СПб. : Сатисъ, 2010. -

Духовный писатель, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог. Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 17 августа 1892 г. Его отец относился к мещанскому сословию, мать – к купеческому. В результате воздействия литературы марксистов и Ренана он был атеистом, став военным комиссаром в 1919 – 1921 годы.

О том, что написано о периоде коммиссарства в дневнике писателя можно найти лишь эти заметки: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..». В 1921 году, первого марта во сне Николаю явился Христос. В ту ночь Господь вошёл в его сердце, и с тех пор, что бы ни делал Николай, что бы он ни чувствовал, он знал, что Христос всегда рядом с ним, и Божья помощь никогда не покидает его.

Н.Е Пестов был известен как видный учёный, работающий в области минеральных удобрений. Он занимался преподавательской деятельностью во многих крупнейших вузах столицы. Январь 1941 года стал временем защиты докторской диссертации и началом написания ряда книг, до сих пор не утративших своего методического и научного значения.

Деятельностью, связанной с написанием богословских трудов, он начал заниматься в военное время, после того, как осенью 1943 года в бою погиб Николай – его девятнадцатилетний сын.

Первой книгой, положившей начало литературно-духовного периода Николая Евграфовича Пестова, стала книга с названием «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына». Эта книга основывалась на письмах Николая с фронта и различных документах. Через некоторое время эта повесть была переименована автором, получив название «Жизнь для вечности».

Память о сыне послужила и продолжению трудов по нравственному богословию. Именно воспоминания о сыне стали главными мотивами для создания интереснейшего двухтомника «Пути к совершенной радости» для написания первой редакции книги «Над Апокалипсисом».

Середина пятидесятых годов стала знаменательна для Николая Евграфовича Пестова тем, что именно тогда им была начата работа над своим главным философско-религиозным трудом. Это многотомная диссертация, имеющая объединяющее название «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». О том, чтобы обратиться в полиграфию для того, чтобы там напечатали что-либо подобное, в то время не могло быть и речи. Поэтому выпуск «самиздатом» был единственно возможным вариантом, и спрос на многотомник «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)» был очень большим. Его многократно переписывали на пишущих машинках, а после в наше время этот труд стал жечужиной православной литературы.