Отец феодосий. Православные святыни Кубани. Пустынь Феодосия Кавказского. Акафист преподобному Феодосию Кавказскому

Через многое пришлось пройти некоторым угодникам Божиим. Феодосий Кавказский родился и вырос в Сибири, на Юге оказался уже в зрелом возрасте, здесь и встретил конец своей жизни. Преподобный является местночтимым святым, но паломники на могилку его едут со всей страны.


Житие Феодосия

Точно неизвестна дата рождения святого и обстоятельства жизни до того, как он явился в один из монашеских скитов на Афоне - там, где хранится пояс Пресвятой Богородицы. Братия приняла его, вскоре юноша был рукоположен в священный сан, также имел право принимать исповедь (в Греции оно дается не всем, обычно духовник должен набраться опыта). Было это в 1897 г. Феодосий Кавказский в монастыре вместе с братией возделывал землю.

Житие Феодосия Кавказского составлено по разным источникам. В нем не описаны точные причины, по которым он покинул святую гору. Часто батюшка путешествовал в Константинополь, где тесно общался со своими духовными дочерьми. Там вокруг него образовалась небольшая община, чем было недовольно монашеское начальство - монахам было принято проживать лишь на Афоне.

Одна из его почитательниц в мужской одежде приехала с Феодосием на Афон. После разоблачения последовал громкий скандал и изгнание, как свидетельствуют светские источники. Инок удалился в Константинополь, где прожил несколько лет. Затем переехал в святую землю, где служил возле Гроба Господня. Там святой Феодосий Кавказский познакомился с одним влиятельным чиновником, который уговорил его вернуться в Россию. Таким образом старец вернулся в Россию, остановившись на Кавказе.


Жизнь Феодосия Кавказского В России

Поселился Феодосий Кавказский в старом домике на месте разрушенного монастыря. Чудеса сопровождали его постоянно - народ шел бесконечным потоком. Часами молился в ущелье, даже сподобился явления Божией Матери, как гласит предание. Во время революционных времен (в 20-е годы) старец подвергался аресту. По свидетельству его духовных детей, он велел им готовиться к Пасхе, а сам ожидал, что за ним придут. Так и случилось.

Где пребывал старец, точно неизвестно, возможно, на Соловках. Не было его в течении шести лет. Затем из заключения он был отпущен и прожил еще долгое время. В Минеральных водах он стали известен, как юродивый. Носил яркую рубашку, бегал с детворой. Народ очень полюбил доброго старца.


Чудеса

В пустынь Феодосия Кавказского ехали люди со всей страны - многих он исцелял, давал наставления. Но некоторым отказывал - одной женщине велел вернуться домой и расстаться с незаконным мужем. Только после этого обещал ее принять. В военные годы также совершал много чудес, о которых составили повествование его духовные дочери.

  • Однажды проходил Феодосий Кавказский мимо вагонов с боеприпасами. Очевидцы видели, как силой молитвы он их сдвинул в сторону. Позже был налет и в это место попал вражеский снаряд.
  • Во время наступления немцев, старец вывел детей из детского сада. Позже он подвергся обстрелу, но никто не погиб.

Также святой обучал местных детей грамоте, те приносили вместо платы продукты. Своим посетителям завещал молиться - всегда читать молитву Иисусову. После его отшествия в мир иной, люди продолжали приходить в пустыньку, просить помощи. В 90-е года церковь решила изучить жизнь подвижника, поскольку в народе он почитался как святой.

Мощи

Мощи Феодосия Кавказского были подняты в 1995 г. Сегодня они хранятся в Минеральных водах, в Покровском кафедральном соборе. Сюда продолжают идти страждущие, которые оставляют свидетельства о помощи.

  • Исцеление ребенка от заболеваний нервной системы по молитве и после помазывания маслом от мощей.
  • У женщины вышли полипы, которыми она страдала много лет.
  • Помощь в продаже квартиры.

Обращаться к преподобному можно в любых нуждах. Святому Феодосию Кавказскому составлены молитва и акафист - читать можно перед образом в любое время.

Молитва Феодосию Кавказскому

Всю жизнь Христу Богу отдал еси, преподобне отче Феодосие, подвиги молитвы, стояния у Гроба Господня, поста, воздержания, юродства, темничнаго заточения Его ради претерпел еси до конца. Темже и Христос долголетием и чудесами тя обогати, яко и доныне людие земли нашея к мощем твоим притекают с верою и получают просимое. Отче наш Феодосие предивный, моли Господа Бога и Владыку всех о сохранении в стране Российстей Православия, умирениии мира и спасении душ наших.

Феодосий кавказский - икона, мощи, житие, молитва was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского в Минеральных Водах торжественно отметили память преподобноисповедника Феодосия Кавказского. Тысячи и тысячи людей из разных уголков России и зарубежья стремятся посетить в эти дни Покровский собор, где пребывают святые мощи преподобного.

Торжества начались 7 августа всенощным бдением. Затем в течении всей ночи в храме совершалось богослужение. В 3 часа ночи началась ранняя Божественная литургия, которую совершили насельники Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря, за которой причащались около пятисот человек, в 5 часов утра была совершена 2-я Божественная литургия, за которой причащались около трехсот человек.

В 9 часов началась поздняя Божественная литургия, которую возглавил настоятель Покровского собора протоиерей Илия Агеев, ему сослужили благочинные и клирики Пятигорской епархии, а также гости из Москвы и Марселя, причащалось более трехсот человек. Затем был совершен крестный ход вокруг храма.

Богослужение завершилось, но паломники, в течении всего дня, непрестанным потоком, прибывали в храм, чтобы в этот праздничный день, помолиться возле раки с мощами преподобноисповедника.

Преподобный Феодосий Кавказский

Иеромонах Феодосий (в миру Федор Федорович Кашин) родился 4 ноября 1862 года в Пермской губернии.

Родители его, Федор и Екатерина, были благочестивые и глубоко верующие христиане и, несмотря на бедность и многодетность, приучали детей жить благочестиво. С молоком матери впитывал будущий великий подвижник слова псалмов и песнопений.

Неудивительно, что, обладая глубоким религиозным настроением и стремлением к подвижнической жизни, Феодор Кашин в 1889 году направил свои стопы в Святую Гору Афон. В Иверском монастыре в течение нескольких десятилетий он прошел путь от послушника до настоятеля подведомственной этому древнему монастырю келии Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и через 8 лет был рукоположен в священный сан.

Вот что гласит свидетельство о рукоположении "русского уроженца, преподобнейшего Феодосия, твердо держащегося православного учения и ведущего беспорочную жизнь и всеми за такового признаваемого", которое совершил 12 декабря 1897 года Митрополит Нил, бывший Карпатский и Касский. "Так как вышеназванный священник имеет все качества, требуемые для духовника, то посему даем ему позволение исповедывать помыслы желающих приступить к исповеди /:/; и возводимых в сан священства он обязан испытывать и исследовать обстоятельно, как того требует Апостольский и Соборный закон. Дозволяется же ему постригать и в монахи с испытанием их и быть их восприемником".

С 1909 по 1913 года будущий исповедник совершал паломничество в Святой град Иерусалим, где неоднократно служил у Гроба Господня.

В 1913 году иеромонах Феодосий вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Северный Кавказ, где и поселился в станице Кавказской с намерением устроить там "больницу-богадельню с домовой церковью".

После 1917 года иеромонах Феодосий, поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в 27 километрах от города Крымска, где постепенно сформировалась женская иноческая община. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом. Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и осужден к 3 месяцам лишения свободы.

В 1929 году постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Чуть позже концлагерь заменили на высылку в Казахстан.

В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его "дедушкой Кузюкой". Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Минераловодские жители рассказывают множество необычных случаев, в которых отец Феодосий приоткрывал завесу будущего.

В последние годы своей жизни отец Феодосий жил с послушницами в небольшом домике. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Евангелие он знал наизусть. Порой без всяких книг читал вслух без перерыва, лампадка и свечи в его комнате сутками не угасали. Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. В храме отец Феодосий буквально преобразился, его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности.

Житие отца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Дивна и смерть отца Феодосия. К счастью, остались еще в живых свидетели и очевидцы его кончины, наступившей 8 августа 1948 года. Раба Божия Антонина рассказывает: "Перед смертью, видя нашу растерянность и наше горе, отец Феодосий утешал нас словами: "Обо мне не беспокойтесь. Бог все управит".

Вот что рассказывает о погребении исповедника житель Минеральных Вод С. Г. Дидик. "После смерти отца Феодосия отпевали — Николай, что из Грозного, другие священники. Народу было — не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес — легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают: Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал — смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой".

Отец Феодосий прожил на земле долгую и богоугодную жизнь. Многих наставил мудрым советом и указал путь в жизнь вечную. Сам блаженный старец говорил своим духовным детям, что мог бы жить еще, но уже — пора.

Он часто говорил перед смертью: "Кто меня будет поминать, с тем всегда рядом буду". И слова эти исполнились. Верующие люди давно почитают преподобного Феодосия, совершают паломничество к месту его погребения, и многие, очень многие получают просимое. Народная тропа к могилке старца не зарастает и поныне. Да и как же могло быть иначе, ведь у Бога все живы, наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38).

Тысячи и тысячи верующих людей Кавказа и всей Руси Великой стремятся к могилке и святым мощам преподобного, имея живую веру в то, что они получат просимое предстательством и молитвами старца Феодосия — нашего кавказского угодника Божия.

Память и почитание в церковном сознании преподобного Феодосия как истинного угодника Божия и молитвенника за землю Кавказскую, находившие отражение в сердцах многих и многих православных христиан, как в пределах Ставропольской епархии, так и во всей России, привели к рассмотрению Епархиальным советом Ставропольской епархии вопроса о прославлении в лике местночтимых святых старца Феодосия как покровителя и молитвенника земли Кавказской, бескорыстного пастыря, исполненного глубокого смирения и ради преданной любви к Богу и людям подвиги молитвы, поста, воздержания, юродства, темничного заточения, стояние у Гроба Господня совершившего.

По тщательному изучению данного вопроса комиссией по канонизации святых при Ставропольском епархиальном управлении, в начале 1995 года Епархиальный совет, воздав хвалу и благодарение Господу Спасителю и Промыслителю о всем мире, дающему неоскудевающую милость Своей Церкви, определил обратиться с прошением к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II благословить почитание в лике местночтимых святых исповедника Феодосия и совершать память ежегодно 8 августа — в день его блаженной кончины.

11 апреля 1995 года, во вторник шестой седмицы Великого поста, в городе Минеральные Воды совершилось торжественное обретение честных останков исповедника.

8 августа 1998 года, в пятидесятую годовщину блаженной кончины Старца совершилось перенесение останков старца Феодосия из Михаило-Архангельского храма в Покровский собор г. Минеральные Воды. В крестном ходе и богослужениях приняло участие более семидесяти тысяч жителей города и паломников, прибывших не только со всего Кавказа, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.

Источники:

1. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 5 отд., 1 ст., д. 44

2. Архив Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, № п20857. Дело №66943.

3. Письмо архимандрита Леонида (Сеннова), начальника Русской духовной Миссии в Иерусалиме № 249 от 12. 09. 1912 г.

В 1948 году в Минеральных водах скончался батюшка Феодосий Кавказский. Жизнь и смерть этого человека была связана со многими чудесами, некоторые из них задокументированы, но большинство же сохранилось в виде легенд и народной молвы. В наше время Преподобный Феодосий Кавказский считается покровителем города Минеральные Воды и всего Кавказа в целом. Паломники в Минводах посещают сразу два места – часовню на месте могилы Феодосия и храм, в котором находятся его мощи.

Преподобный Феодосий Кавказский

Жизнеописание Преподобного Феодосия Иерусалимского (Кавказского) утверждает, что прожил он 148 лет. Родился Феодосий в 1800 году под Пермью, его звали Кашин Федор Федорович – один из детей в многодетной крестьянской семье. В возрасте 3-х лет сбежал из родительского дома на Афон в Грецию, сказавшись сиротой, там и прослужил послушником до 14-ти лет. Потом был пострижен в монахи и получил имя Феодосия.

Хотя чудеса сопровождали Феодосия с самого рождения, судьба его не была легкой. В 1907 году он прибыл с Афона в Иерусалим и принял схиму. Затем вернулся в Россию, жил и служил на Кавказе до 1925 года. После сослан на Соловки, где находился 6 лет. После ссылки о. Феодосий приехал в Минводы и жил здесь до самой смерти, юродствуя и нищенствуя. Официальную «советскую» церковь Преподобный Феофан не принимал и совершал службы в катакомбах. За долгие годы Феофан спас немало жизней, исцелил и наставил на путь истинный сотни человек, и после его смерти на могиле Феофана люди исцелялись.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

За 5 лет – с 1992 по 1997 годы – в Минеральных Водах выстроили поражающий своими размерами, величием и своеобразной архитектурой Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Автор проекта храма – православный осетин, Коэрбек Макхеев. Собор освещен 14 октября 1997 года, а в августе 1998 года сюда торжественным крестным ходом во главе с Высокопреосвященнейшим Гедеоном, митрополитом Ставропольским и Владикавказским, были перенесены мощи Святого Феодосия Кавказского.

В Храм ведут массивные каменные ворота с входом-аркой, выполненные в лучших традициях русского зодчества. Большой двор красив благодаря разнообразной зелени и цветам. Собор Покрова Пресвятой Богородицы состоит из нескольких зданий – непосредственно храма, административного здания и келий для посещающих храм паломников. Сам Собор Покрова Пресвятой Богородицы имеет сдержанные, почти канонические формы. В его основе – равноконечный крест, храм венчают 9 куполов. В звоннице 8 колоколов, настраивал их главный звонарь России Игорь Коновалов.

Внутри храм имеет удивительную по красоте, но при этом практически академическую и соответствующую всем канонам, роспись. Четырехъярусный иконостас поражает своим убранством. Но чаще всего сюда едут и идут паломники, чтобы поклониться мощам Святого Феодосия Кавказского. Говорят, все, о чем ни попросить Святого Чудотворца, исполняется, люди исцеляются от болезней и обретают счастье.

Храм находится в Минеральных водах, на улице Пятигорской, д. 35.

Часовня Преподобного Феодосия Чудотворца

На кладбище, где был похоронен Феодосий, а точнее, на месте его могилы в 1998 году возведена часовня. Белое каменное строение с классической для часовен архитектурой, которое венчает золотой купол с крестом, заметно издалека и является местом паломничества. Внутри, в крошечном пространстве, прихожане видят надгробие из белого мрамора с православным крестом в изголовье. У могилы всегда стоят цветы и горят свечи.

Найти часовню просто. Она стоит на территории кладбища в поселке Ленинский, туда можно добраться из Минвод на электричке до станции «3-й километр» или на маршрутном такси №103 от железнодорожного вокзала Минеральных вод.

Преподобный Феодосий (в миру Кашин Федор Федорович) родился в Пермской губернии, в бедной крестьянской семье. Многие источники временем его рождения называют 1800 год, а днем - 3/16 мая. Родители его, Федор и Екатерина, были люди добрые, исповедовали православную христианскую веру, и жили благочестиво. Несмотря на бедность и многодетность, тому же учили и своих детей. Всей семьей посещали богослужения в храме, совершали утреннее и вечернее правило, никогда не садились за стол без молитвы, без молитвы не выходили за порог, с молитвы начинали всякое дело, полагаясь во всем на волю Божию.

При рождении Федора повивальная бабка сказала родителям, что он будет великим священником. Вся последующая невероятно долгая жизнь отца Феодосия и его деяния показали, сколь пророческими оказались слова той благочестивой старушки.

Ребенок рос и развивался необычайно быстро. Господь от материнского чрева соделал его Своим избранником и сподобил особенных благодатных дарований. В совсем еще малом возрасте, едва научившись ходить и говорить, он всей своей чистой детской душой возлюбил своего Создателя и, будучи младенец летами, разумом далеко превосходил свой возраст.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благотворно действовал и на душу мальчика. Достигнув двухлетнего возраста, Федор воспылал пламенной любовью к Богу, и выражал свою любовь в детской молитве, которую впитал с молоком матери.

Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву. Если случалось ему быть одному дома, при закрытых дверях, он приспособился открывать дверь, поставив стульчик на лавку, стоящую вдоль стены и концом упирающуюся в угол, около которого была дверь: встав на стульчик, он доставал щеколду и открывал дверь. Таким образом, и ночью, когда, уставшие от дневных забот, все домашние засыпали, юный молитвенник открывал дверь и выходил в лес, на опушке которого стояла изба Кашиных, творить молитву горячо любимому Богу. В лесу был большой камень, на котором маленький Федор долго, по-детски, горячо молился. Однажды во время молитвы был к нему голос: «Камень, на котором ты молишься - Раев». Так и называл он его: «Раев камень».

Семья, в которой рос Федор, была большая, и собирались все вместе обычно во время обеда: тогда небольшая изба едва вмещала всех жильцов. Однажды, когда все собрались к обеду и уселись за стол, от Святого угла, прямо из икон вылетел голубь. Покружив, он сел на ручку Федора, тот с любовью погладил его, а мать сказала: «Отпусти голубя, хватит тебе с ним играть, надо кушать». Федор поднял голубя на руке насколько мог: голубь взлетел с детской ручки, и скрылся за иконами. Все очень удивились такому чудному гостю, и обрадовались, и лишь спустя много лет мать уразумела, какое это было чудное посещение.

Отец со старшими детьми трудился во дворе или на поле, а мать, управившись с делами на кухне, садилась за прялку. За этим занятием она всегда пела своим певучим приятным голосом псалмы и молитвы, а Федор, примостившись у ног матери, любил их слушать и, не отходя от нее, запоминал слова. В детстве все называли его Батюшкой, помня слова повивальной бабки. Так он и рос в своей семье тихим, спокойным молитвенником, укрепляясь духом и телом.

После трехлетнего возраста случилось ему выйти на берег реки; там он увидел баржу, на которую вносили груз и входили пассажиры. Вошел и Федор вместе с ними на палубу; никто не обратил на него внимания. Как взрослый, никому не докучая, он молча сидел, углубившись в себя. Никому и в голову не пришло, что он без родителей. Только через два дня, когда баржа была далеко от дома, на него обратили внимание и стали спрашивать, где его родители. Он ответил, что у него нет родителей. Тогда у него спросили: «Куда же ты едешь?» - «На Афон, в святую обитель», - ответил он. Все были удивлены: малыш, а дает такой умный ответ. Оказалось, что среди пассажиров были паломники, направлявшиеся в святые места, а поскольку мальчик был таким тихим и смиренным, никто не мог его оттолкнуть; так он вместе с паломниками и приехал на Афон как сирота.

На Афоне паломники подошли к воротам «Положения Пояса Богоматери». У ворот стоял привратник. Мальчик упал ему в ноги, поклонился и попросил позвать игумена.

Удивителен Промысел Божий, научивший дитя такому поведению. Привратник пришел к игумену и говорит: «Какой-то маленький чудесный ребенок просит вызвать игумена». Игумен удивился и подошел к воротам: там стояло несколько мужчин и с ними мальчик, который поклонился игумену и сказал: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться, и буду вам все делать». Игумен обратился к мужчинам с вопросом, чей это мальчик; оказалось, что ничей, одинокий; рассказали игумену, что он ехал на пароходе в обитель как сирота. Игумен еще больше удивился и, увидев в этой необычной истории Промысел Божий, принял его в обитель и устроил на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте и был на послушании. Жизнь в монастыре была суровой, но мальчик переносил все невзгоды с любовью и смирением.

Когда Федору исполнилось 14 лет, Афон посетил один русский генерал. Он привез свою больную жену, одержимую нечистым духом, для получения исцеления. Больной во сне было сказано, что она получит исцеление на Афоне. Вход на Афон женщинам воспрещается, и она находилась на пароходе, а генерал отправился в обитель к игумену, рассказал ему все и просил у него помощи, сказав, что во сне жена видела молодого монаха, который должен помолиться за нее Господу, и тогда она исцелится.

Игумен велел всей братии, кроме послушника Федора, отправиться на пароход. Но среди них женщина не нашла того, кто был показан ей в видении: она объяснила, что видела совсем юного монаха. Игумен велел позвать Федора, и когда тот подошел и женщина увидела его, то закричала бычьим голосом: «Вот этот меня изгонит». Все были очень удивлены, так как считали его последним между братии. Игумен спросил его: «Кому ты молишься, что так сильна твоя молитва?» - «Золотенькой Божией Мамочке». Игумен велел Федору взять икону Божией Матери, полить на нее водичкой и принести эту воду ему. «Отче, дай мне подержать пост три дня» - просил Федор. Игумен благословил его на трехдневный пост, а по прошествии его Федор взял икону Казанской Божией Матери, горячо помолился, полил ее водичкой, и с игуменом принес эту воду на пароход больной женщине. Как только женщина увидела их, она стала громко кричать: «Куда ты меня гонишь?» Отслужили молебен над больной, покропили ее водой, напоили, и она исцелилась. Генерал в благодарность за исцеление жены дал Федору большую сумму денег, но он их не взял, а сказал: «Отдайте это игумену на святую обитель, а я великий грешник, недостойный такой награды. Ибо Сам Целитель душ и телес наших через Свою Пречистую Матерь помог больной избавиться от ее недуга, Их и благодарите». Это было первое чудо, сотворенное по молитвам послушника Федора, Первое время братия монастыря очень притесняла Феодора, а после такого явного чуда просто восстали против него. Архимандрит Софроний (Сахаров) писал, что на Афоне монахи подвергаются одному сильному искушению: «Все эти люди принесли жертву, имя которой: "мне мір распялся, и я мipy» (Гал, 6, 14), После этой жертвы, не достигая искомого, монах подвергается особому искушению - духовной зависти, подобно тому, как Каин, видя, что жертва брата принята Богом, а его отвергнута, от зависти дошел до братоубийства, и монахи если не убивают своего брата физически, то нередко создают для него чрезвычайно трудные духовно условия».

Должно быть, инокам обители тоже трудно было видеть, как юный послушник быстро преуспевает в молитве и духовном делании, дважды хотели опорочить его и изгнать, но оба раза Царица Небесная и Архангел Михаил помогали Своему избраннику. Наконец, когда Федор должен был принять иноческий постриг, игумену было открыто, что у Федора есть родители и он должен взять у них благословение. Игумен позвал Федора и рассказал ему все, что ему было открыто в видении и, благословив, отпустил его к родителям. И отправился Федор в далекую Пермь на поиски своих родителей.

Отыскав местечко, где, по видению игумена, должны проживать его родители, и расспросив местных жителей, он подошел, наконец, к своему родному дому и с благоговейным трепетом и волнением в груди как странник попросился на ночлег.

Вспомним, что Федор ушел из дому в три года от роду, и конечно, никто из родных не мог бы узнать в юном страннике маленького Федю. Да и сам он едва ли мог кого признать.

Встретила его мать, и на просьбу о ночлеге впустила в дом; сама присела на лавочку у окна, где всегда неизменно пряла пряжу, и стала расспрашивать, откуда он и по каким делам. Справившись с волнением, Федор коротко рассказал о себе и в свою очередь стал расспрашивать у нее об их житии, кто чем занимается, кто жив, кто отошел ко Господу. Мать всех называла, обо всех рассказывала. И в конце со слезами стала рассказывать, как пропал в лесу у них малолетний ребенок, и что она в печали и не знает, как его поминать. Прошло много лет, а сердце материнское не хочет успокоиться и горю нет конца: если бы, мол, знала, что умер, похоронила бы, как подобает, тогда и не предавалась бы такой печали.

Федор с участием расспрашивал о мальчике, спросил, какие приметы у него были, Мать, вся в слезах при этих воспоминаниях, сказала, что за правым ушком у него была большая родинка. Тогда Федор, не выдержав нахлынувшего волнения, рукой отбросил прядь волос с правой стороны, и показал за правым ухом большую родинку. Мать, увидев родинку и вглядевшись в его лицо, со слезами радости и волнения припала к груди найденного сына, и, казалось, радости ее не будет конца. Кто может передать материнскую печаль и материнскую радость!

Родители благословили Федора иконой Казанской Божией Матери, и он, радостный и счастливый, с родительским благословением снова отбыл на Афон в свою обитель, По прибытии в обитель он принял постриг в иноки с именем Феодосий. Спустя непродолжительное время его рукоположили в иеродиакона, а затем - в иеромонаха.

Позже иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Прибыв в Святую Землю, он обошел святые места, поклонился всем святыням. Обойдя Святую Землю, Феодосий пришел в Иерусалим и остался служить у Гроба Господня. К тому времени Господь дал ему дар говорить на многих языках. Говорят, у гроба Господня в Иерусалиме о. Феодосий прослужил 60 лет. Сохранилась фотография тех лет, где из благословляющей руки отца Феодосия исходит сияние.

В 1879 г. отец Феодосий отправился на Афон - место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель "Положения Пояса Богоматери», он, по откровению Свыше, остался служить в ней, находясь в послушании настоятеля о. Иоанникия до 1901 г., а с 1901 г., после смерти отца Иоанникия, он, по преемственному праву, стал настоятелем обители. Отец Феодосий тяготился своими новыми обязанностями, ибо надо было много хлопотать по руководству обителью, а его влекло к живой молитве Богу, и в 1907 г.", по усиленной просьбе, его освободили от должности настоятеля, и он отправился в Иерусалим, где принял схиму. Ему было тогда уже 107 лет.

В 1908 г., по Промыслу Божию, в Иерусалим из России, из станицы Платнировской заехал отставной генерал, и встретившись с отцом Феодосием, настоятельно просил его приехать в Россию. После некоторых хлопот он получил разрешение на выезд отца Феодосия в Россию.

Сюда старец с собой привез святыньки, которые вызывали лютую ярость демонов. Впоследствии, когда о. Феодосий примет подвиг юродства, он будет говорить о себе в третьем лице: «Мой дяденька». Вот что он говорил одной своей духовной дочери: «Мой дяденька шестьдесят лет служил у Гроба Господня в Иерусалиме, а потом Мамочка Боженькина велела ему возвращаться домой в Россию. Он уносил с собой святыни, а бесы гнались за ним по пятам, хотели отнять».

Пожив некоторое время в Челябинске, батюшка переселился на Северный Кавказ. Кавказ - место знаменательное, как Афон и Иерусалим. Когда по Вознесении Господнем ученики и Пречистая Матерь пребывали в Сионской горнице, апостолы бросили жребий: кому где проповедовать. Богородице выпала Иверская земля. Она тотчас хотела ехать туда, но Ангел остановил Ее: «Не отлучайся теперь из Иерусалима». Так Кавказские пределы стали уделом Владычицы, пославшей вместо Себя на проповедь равноапостольную Нину.

Эти места были оглашены апостольской проповедью задолго до Крещения Руси. Слово Божие возвещали здесь Андрей Первозванный и Симон Кананит. Сюда Благая Вратарница и привела схииеромонаха Феодосия, причастника благодати первого и второго Ее уделов. Это был Ее третий удел, и в этом видится тайна Святой Троицы, которая воплотилась в служении о. Феодосия в трех Богородичных уделах. На небосводе Русской Церкви зажглась новая звезда.

Некоторое время о. Феодосий жил на хуторе Романовский, в станице Кавказской, а позже, по откровению Божию, поселился в пустыни Темные Буки, что в 27 км от города Крымска.

Обитель укрылась на хребте Кавказских гор, между Анапой и Новороссийском, в густом буковом лесу, откуда и произошло название обители. Его основателем был схимонах Иларион, проведший 25 лет на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре. Известно, что он жил там тогда же, когда и о. Феодосий служил в обители "Положение Пояса Богоматери». Возможно, они были знакомы еще на Святой Горе. Схимонах Иларион опочил в 1916 году, похоронен под часовней в Темных Буках, где совершались богослужения.

После переселения схииеромонаха Феодосия в Темные Буки молва о необыкновенном старце мгновенно распространилась среди окрестных жителей. К нему стали стекаться паломники. Люди увидели в нем истинного служителя Божия и молитвенника к Богу о людских нуждах. Обладая даром духовного прозрения, он многих исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился чутко и с участием, направляя на путь спасения.

В пустыни, в ущелье на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На этом месте зеленел барвинок, и до сего дня те два места покрыты барвинком, а больше его нигде нет в ущелье. Возможно, что именно при первом явлении Богородицы о. Феодосию в этом ущелье, Пречистая оставила отпечаток Своей стопочки на камне, который до времени был не известен.

На указанном Богородицей месте, на склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне отец Феодосий с помощью близ живущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы.

В свободное время о. Феодосий обучал местных детишек грамоте.

К источнику живой воды, исходящей из уст благочестивого старца Феодосия, потянулись жаждущие и ищущие пути ко спасению, ищущие наставлений и утешений в слове Божием. Он принимал до пятисот человек в день: с Кавказа, Кубани, Сибири, Украины, Белоруссии, России, со всеми беседовал на их родном языке. Несколько раз он молча проходил мимо стоящих паломников. Потом начинал говорить, по очереди отвечая каждому на невысказанный вопрос: «Будешь, будешь в монастыре», или: «Благословляю повенчаться», или: «О женитьбе думаешь? Забудь. Один живешь, один и помрешь».

Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом, иных утешал в скорбях. Ко всем относился с участием, направлял на путь спасения. Он заранее знал, кто, и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь же по молитвам отца Феодосия забил из-под земли источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих.

Много чудес сотворил здесь батюшка, даруя каждому по его потребности для спасения.

Привезли как-то в пустыньку человека на костылях. Долго говорил с ним батюшка, обличал во грехах, о которых больной и помнить перестал, и горько заплакал тот покаянными слезами. Старец принес ему кружку мутной воды, и говорит: «Крестись истинно и пей до дна. Здесь все твои грехи». Осенил его крестом, и дал крест поцеловать. И совершилось чудо - мужчина встал и, отбросив костыли, сделал несколько шагов. Он был здоров. Бросился на колени перед отцом Феодосием, и возблагодарил со слезами Бога и старца. Батюшка же сказал ему: «Иди в мир и не греши». Рассказ об этом мгновенно облетел все окрестности, и молва сделала свое дело: в пустыньку стали стекаться еще более многочисленные паломники.

Молва о необыкновенном старце распространялась, и к нему стали приходить за благословением и советом и крестьяне, и люди знатные.

Рассказывают, как-то собрались к старцу Феодосию паломники - взрослые и дети. Шли долго, и на дорогу, ведущую к пустыньке, вышли только к вечеру. Неожиданно выскочили собаки, сторожившие отару овец. Люди в страхе остановились. И вдруг видят: к ним быстро приближается человек с палкой. Это был отец Феодосий. «Я вышел вас встречать, чтобы вы не устрашились». «Батюшка, а откуда Вы знали, что мы идем?». «Царица Небесная сказала. Иди, говорит, встречай, идут к тебе рабы Божий, они забоялись в дороге».

Однажды о. Феодосий до глубокой ночи молился на камне. В то время духовная дочь старца, Екатерина из Ростова несла послушание сторожа. Она стала свидетелем необычайного явления. Вдруг горы как бы вспыхнули, и все ущелье осияло необыкновенным, радужным светом. Женщина неземной красоты в лучах чудесного сияния подошла к батюшке и беседовала с ним. Екатерина упала ниц, и потеряла ощущение времени. Когда батюшка поднялся с камня, от него исходило мягкое свечение, которое медленно таяло. На вопрос Екатерины о. Феодосий сказал: «Мамочка Боженькина приходила посетить нас». И просил до времени умалчивать об этом.

Раба Божия Варвара приехала в пустыньку помолиться, поработать. Одновременно батюшку посетили два странника, которые три дня жили в келлии старца и вели с ним тайные беседы. Варвару разбирало любопытство. Наконец странники собрались в путь, и Варвара вызвалась их провожать. Одеты эти люди были странно, в рубище и без обуви - босиком, без сум, только посохи в руках. Варвара, простая добрая душа, подумав, что у них, наверное, и денег-то нет на проезд, стала предлагать рубль на билеты, горячо уговаривая. Странники посмотрели друг на друга и, улыбнувшись, сказали: «Мы путешествуем без билетов». На станции Варвара вдруг потеряла их из виду, будто сквозь землю провалились ее спутники. Вернувшись в пустыньку, она поделилась своими смущениями с батюшкой, на что тот сказал: «Тот, кому ты рубль давала - Илья-пророк, а другой - Иаков, брат Господень, но не открывай этого до моей кончины никому».

Когда в пустыньке гостила странница Мария, небо среди ночи заиграло всеми цветами радуги. «Пожар!» - испугалась она, выбежала из келлии и видит: о. Феодосий преклонил колена на камне, руки воздеты к небу. Рядом два прекрасных мужа с молниевидными ликами, такими яркими, что невозможно взирать, собеседуют с батюшкой. Она впала в забытье, и не помнит, что было дальше. Очнувшись, Мария подошла к церквице - батюшка уже облачался к службе. «Кто были эти двое?» - прошептала она. Старец запретил спрашивать об этом, но после настойчивых расспросов все же открыл, что его посетили библейские пророки Илия и Енох.

Енох - допотопный праведник, седьмой человек на земле от Адама, был восхищен на небо, минуя смерть. Пророк Илия, обличитель беззаконных правителей и их народов, вознесен на небо в огненной колеснице. Оба пророка, взятые живыми на небо, до сих пор живут во плоти в райских селениях. Так и будет со святыми, взятыми Господом, до начала мировой скорби, до наступления апокалипсического суда. Но перед этим Господь пошлет Своих пастырей Илию и Еноха, чтобы они в последний раз испробовали обратить людей к Богу перед лицом торжествующего зла.

О чем была беседа со старцем? Нам неведомо. Но можно сказать одно, что мы живем накануне...

Антихрист еще не открылся миру, но уже на подходе.

В это время по всей Святой Руси богоборцы-большевики, злодейски восхитившие власть и умучившие Святого Царя-Мученика Николая и все Августейшее Семейство, развернули жесточайшие гонения против Церкви Христовой. Расстрелы, пытки, разрушения церквей, конфискация церковных ценностей, осквернение святых мощей. Не довольствуясь явными гонениями, богоборцы создали собственную лжецерковь - обновленческую, выступившую против Святого Патриарха Тихона и хранимого им Истинного Православия.

Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в середине 20-х гг., освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: «Столько здесь рыбок, а останутся только четыре». Что это значило, стало ясно, когда старца арестовали, а его духовные дети разошлись кто куда, и в пустыньке остались только четыре женщины.

Скорбя о бедствиях, постигших Церковь Христову и Святую Русь, старец Феодосий выступил ревностным хранителем чистоты Истинного Православия, сохраняя верность заветам Святого Патриарха-Исповедника Тихона, отвергая соглашательство с богоборчеством и обновленчеством.

Вскоре Русскую Церковь постигла новая скорбь: митрополит Сергий (Страгородский) по требованию гонителей издал богоотступническую Декларацию о признании Церковью советской антихристианской власти, ранее анафематствованной Святейшим Тихоном. Ревностное сердце старца Феодосия с таким отступлением от Христа не могло примириться. Когда ему прислали Декларацию, он сжег ее при всем народе.

А вскоре, в марте 1927 г., за две недели до Пасхи, Батюшка велел матушкам Талиде и Елене печь пасхальные куличи и красить яички. Они очень удивились: такой пост и еще двенадцать дней до праздника - и вдруг печь пасхи, но послушание выполнили, и все было сохранено до Страстной пятницы, а в Страстную пятницу Батюшка отслужил обедню, освятил пасхи и яички, и сказал: «Будете разговляться, а меня с вами не будет, потом вы езжайте в Минводы и там живите».

Как только он это сказал, вдруг заходят трое чекистов в черных кожаных куртках и говорят: «Отец, собирайся, мы приехали взять тебя в гости».

«А я вас уже жду», - ответил Батюшка.

У матушки Фионы попросил тазик с теплой водой, омыл матушкам ноги, накормил их, сам им прислуживал, затем пошел в свою келью, помолился, взял крест, перекрестил все четыре стороны кельи, благословил всех, кто там был из пришедших и живущих в пустыни. Все плакали, а он сказал: «Что вы плачете, молиться надо, Господь в эти дни страдал, молитесь». Еще раз благословил всех и сказал чекистам: «Я готов».

Его увезли в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. О пребывании в лагерях и заключениях старец-исповедник практически никогда ничего не рассказывал. Говорят, его отправили в лагерь на Соловки. Этап проходил через Краснодар, там он пробыл месяц, еще месяц - в Ростове, а затем отправили, уже без задержек, до места назначения. Позже его перевели в лагеря Казахстана. А ведь старцу тогда уже было сто двадцать девять лет.

В заключении и ссылке ветхий старец Феодосий пробыл 5 лет. В 1932 г. его освободили, и он приехал в Минводы. Здесь матушки Тавида и Елена, которые по благословению старца еще сразу после его ареста переехали из пустыньки в город, с Божией помощью приобрели хатку и остались на жительство, ожидая возвращения батюшки.

Поселившись в неприметной хатке, батюшка принял подвиг юродства Христа ради: ходил по улицам разодетый в цветную рубашку (что тогда считалось смешным), играл с детьми, бегал и скакал с ними, за что дети называли его "дедушка Кузюка». Вероятно, это было единственное верное для того времени и того положения, в котором оказался старец Феодосий, решение - и единственно возможное, чтобы продолжать служить Господу. Такой подвиг принял на себя в те годы и Епископ Варнава (Беляев), знаменитый сейчас духовный писатель, да и вообще очень многие исповедники Православия. Это позволяло им не просто выжить в тяжелейших условиях советских концлагерей, но и открыто проповедовать Христа среди заключенных. Лагерное начальство их за это не трогало: ну что взять с дурачков?

В домике старца одна комната была жилая, а в другой помещалась тайная домовая церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца и благостного отца. Своим духовным чадам старец не налагал строгих епитимий, объяснял, как различаются по своей тяжести грехи. «Есть грех по естеству, а есть через естество, - говорил он. - По естеству - это как бы по случайности, если кого осудил, обидел. Вечером почитай "Отче наш», "Богородицу», "Верую», и Господь простит. А через естество - это воровство, убийство, прелюбодеяние и другие тяжелые грехи, их необходимо исповедовать у священника, исправлять». Тайно каждый день он служил Божественную Литургию, причащался сам и причащал своих духовных чад.

Через несколько дворов от Батюшки, на улице Озерной, жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное заключение, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а по соседству на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала им пропитание.

Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца, и вдруг видит, что дед Кузюка что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. Она подошла, взяла узелок, а там много денег, одни тридцатки. Она подумала, что старик выжил из ума (он ведь юродствовал), спутал свой двор с ее двором, и бросил деньги по ошибке, как бы спрятал их, - юродивый ведь, и вид у него такой, не знает по своему неразумению, куда бросить деньги. Утром она пошла к нему с этим узелком и говорит: «Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите». «Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке (так он всегда говорил о себе) и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души», - ответил ей Батюшка. Она не поняла, что он говорит о себе, и говорит ему: «А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок». «Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло», - сказал ей Батюшка. Поняла тогда женщина, что ведомы ему ее мысли, зарыдала, упала на колени, в ноги батюшке и со слезами благодарила Бога и Его милосердие, обнимала ноги Батюшке и слезами омывала их. Он же поднял ее и сказал: «Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии». Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых они воспитали честными, добропорядочными людьми. Одному Господу ведомо, откуда Батюшка взял такую большую сумму денег, ведь юродствовал, сам жил бедно, ничего не имел, иногда за целый день не было у него куска хлеба, а тут вдруг такое богатство, и ведь себе не оставил ни единой бумажки.

Ночью как-то пришел Батюшка к железнодорожнику Петру и говорит: «Пойдем скорее на угольный склад». Дочь их Люба поднялась и пошла за Батюшкой, дорогой вспомнила и говорит: «Я книжку угольную не взяла» - «Сегодня она не нужна, иди быстрее», - ответил Батюшка. Подходят к воротам склада, а у ворот стоит молодой человек. Батюшка говорит ему: «Что же ты хочешь делать с собой, подумал ли ты, куда пойдет твоя душа?! Воспитывай детей своих и молись Богу. У тебя ведь жена и двое детей, а ты собрался душу свою отдать диаволу». Люба осмотрелась и видит: над его головой на воротах - веревочная петля. Человек собирался повеситься, а Батюшка спас его душу, не дав диаволу его добычу. Не допустил Господь погибели, но ждет покаяния.

Известны случаи, когда юродивый необычным образом пытался предостеречь людей от трагедий...

Однажды Батюшка бросил в сенцы к соседке белую простынь. «Сумасшедший, что с него взять. Что взбредет в голову, то и делает», - подумала женщина, и не обратила внимания на предостережение, не забеспокоилась. А утром ее сына привезли мертвым: убило сцепкой вагона.

К другому соседу дед Кузюка зашел с веником и стал мести из углов, с подоконников, полок. Хозяин стал возмущаться, выгонять... А наутро к этому дому подкатила машина. Имущество конфисковали, семью выслали.

За год до войны раба Божия Александра приехала к отцу Феодосию, а он ей говорит: «Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия».

Юродствуя, он дерзновенно проповедовал, назидая людей, и, опять-таки, совершал чудеса.

Во время войны в Минводах работала медсестрой женщина по имени Елена. Пришло время, когда жизнь совсем стала ей невмоготу: есть нечего, двое детей, сестра-инвалид и престарелая мать. Женщина уже стала думать о том, чтобы избавить себя и родных от напрасных мучений... И вдруг стук в окно. Открывает - там юродивый. Протягивает конфеты: «На вот пока. А хлеб у тебя будет». Всю ночь Елена не спала, а на следующий день пришла к дому старца. «Что же ты надумала, губить четырех человек? - встретил женщину отец Феодосий. - Они были бы в раю, а куда бы пошла твоя душа?» Он велел ей работать и молиться. Потом простился и сказал, что хлеб у нее теперь будет всегда. Скоро слова старца стали сбываться. Для Елены нашлась работа, ей давали хлеб, и семья ее теперь всегда бывала сыта.

Неся свой подвиг юродства, он совершал необыкновенной силы чудеса.

Когда немцы подступили к Минводам, был такой случай. Быстро-быстро подбегает дед Кузюка в своей цветной сорочке к детскому саду и кричит: «Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите» - и побежал в сторону, высоко и смешно задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил снаряд и разрушил его, но никто не пострадал, все убежали за чудачливым старичком, всех спас прозорливый старец.

И еще один случай. Рядом с железнодорожными путями в Минеральных Водах находилась городская больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином, а рядом вагоны с боеприпасами. Вдруг стрелочники заметили быстро бегущего деда Кузюку. В одной руке у него крест, другой силится столкнуть с места вагоны. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Глянули - и глазам не верят: вагоны потихоньку сдвинулись и покатились по путям. И только они успели откатиться - мощный взрыв потряс воздух. На место, где стояли вагоны, упала бомба, не причинив вреда ни больнице, ни людям, работающим неподалеку.

Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста, а о многих знает только Бог и те люди, которым в тяжкую годину пришел на помощь старец.

Главная ценность этих свидетельств - в описаниях опыта духовной жизни, которые можно назвать «голосом заботливого предостережения».

Часто отец Феодосий говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу. Он наставлял творить молитву Иисусову, и креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Сам он Евангелие знал наизусть. Порой без книг читал вслух без перерыва. Лампадка и свечи в его комнате сутками не потухали. Советовал своим чадам почаще читать откровение Иоанна Богослова: «Тогда страх Божий у вас будет».

Однажды приехала к батюшке духовная дочь Антонина из Новороссийска, а в те годы советская власть стала вдруг открывать церкви. И поделилась радостью: «Дедушка, рядом храм Божий, благословите посещать, а то раньше я ездила далеко». Старец покачал головой: «Там священничек толстенький, водочку пьет, папиросочки курит. Впрочем, если иногда зайдешь, не согрешишь. Слушай, как поют, читают. Иконы не осквернены, крест не осквернен, можешь приложиться, но под благословение не подходи».

В последние годы жизни старец Феодосий обитал с послушницами в небольшой хатке с очень низкими потолками. В ней было сыро. Батюшка почти все время лежал, а вставал по веревочке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Учил своих духовных детей: «Скажете не больше семи слов в сутки - спасены будете». Креститься учил не только одним крестом, а с умной молитвой на устах: на лоб со словами «Господи», на грудь «Иисусе Христе», направо «Сыне Божий», налево «помилуй мя грешного». «И всегда читайте молитву Иисусову, идешь ли, стоишь ли, сидишь ли. Залезь в «колодезь» и твори там молитву, чтобы не видеть и не слышать ничего», - поучал старец.

Житие отца Феодосия - это непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг, самое возвышенное служение. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, - это дела, сделанные ради Христа.

Как-то отец Феодосий говорит: «Молил я Боженьку: «Возьми меня, Боженька, хватит мне жить». А Боженька говорит: «Поживи еще немножечко, у тебя миллион духовных деточек, ты всех их любишь и всякую тварь жалеешь». Стало быть, немного еще поживу».

Старец Феодосий всем напоминал, что со времени земной жизни Спасителя только в Православии ничего не изменилось, и необходимо строго придерживаться апостольского учения и правил Святых Отцов. Он предсказывал, что Православная Церковь не лишится благодати, пока будет приноситься бескровная жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений.

В последний год жизни старца Феодосия пригласили в легальную сергианскую Покровскую церковь посмотреть, как там все красиво устроили. Стояла зима, старец был очень слаб, но пошел, зачем-то взяв с собою саночки. Около храма на глазах у всех он поскользнулся и сильно разбился - на его же саночках старца Феодосия отвезли обратно домой. Не было воли Божией на посещение сергианского храма... Тогда многие так и поняли: нельзя посещать красную церковь, можно духовно сильно разбиться. Это была одина из последних проповедей-уроков юродивого Христа ради и для нас немощных.

Вскоре Батюшка сказал, что через три дня наступит конец света. Все подумали о Страшном Суде, а он говорил о своей кончине. Говорил, что после его смерти будут плакать и курочки, и петушок, и котики, и птички. Рядом дежурила Мария. Старец взглянул на нее внимательно, как-то по-особенному, и спросил: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» - «Один Боженька знает, а я не знаю». - «Истинно говорю тебе и неложно, Господь свидетель, мне тысяча лет». Потом опять говорит: «Как ты думаешь, сколько мне лет?» - «Боженька знает, я не знаю». - «Истинно говорю и неложно, Господь свидетель, мне шестьсот лет». Помедлив немного, в третий раз спрашивает: «Как ты думаешь, Мария, сколько мне лет?» - «Один Боженька знает, я не знаю».- «Истинно, неложно говорю, Господь свидетель, мне четыреста лет». Что за тайна скрыта за этими цифрами?

«Я уже был мертв, но упросил Боженьку оставить пожить еще немного», - признался Батюшка. «Хоть бы годик», - подумала Мария. «Нет, мало, совсем мало», - ответил на ее мысли Батюшка. На шестой день поднялся по веревочке, вышел на улицу, собрал детей, бегал и играл с ними. На седьмой день слег и больше не вставал.

Перед смертью старец попросил умыть его руки крещенской водой, потом всех благословил. При нем было пять человек, и они говорили между собою, как хоронить, если умрет? Спросить стеснялись. Батюшка сам сказал: «Дети, читайте Иисусову молитву и правильно креститесь, а меня Господь Сам управит, Сам пришлет человека».

Перед самой кончиной о. Феодосий сказал: «Вы не знаете, кто я такой, а когда Господь придет во славе во время Второго Своего славного Пришествия, глазам не поверите, где я буду». И еще говорил: «Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду».

Полина стояла у порога. Батюшка поднял руку для благословения. «Иди скорее, Поля», - шепчутся все, а она стоит, бледная как полотно, с места не может сдвинуться. Люба притянула ее к одру, и батюшка успел благословить. «Я видела, Сам Спаситель стоял за батюшкой и держал его душу, как младенца». Когда старец испустил дух, многие услышали, что в святом углу, как на Пасху, вдруг зазвонили колокола, такие долгие и благозвучные. Старец окончил свой земной путь. Произошло это 26 июля / 8 августа 1948 года.

Перед отпеванием появился неизвестный странник в сандалетах с крестобразными ремешочками, в руках посох с крестом на конце: «Благословите пропеть», - попросил странник. Исполнив положенный чин необычайно красивым голосом, он приложился к покойнику со словами: «Спаситель ушел уготовать место Своим ученикам, а ты идешь уготовать место своим чадам».

Иулиания пошла провожать неизвестного странника и хотела купить ему билет, а он сказал: «Господь мне не велит покупать билетов». И когда все-таки Иулиания пошла к кассе, странник исчез.

Перед выносом на кладбище люди захотели в последний раз сфотографироваться с Батюшкой, но от гроба шло такое сияние, что снимать было трудно. Даже фотограф спросил: «Кто был этот человек, что вокруг него столько света?»

Когда похоронная процессия приближалась к кладбищу, с полевых работ возвращалась супружеская пара. «Никак солнце из гроба сияет?» - изумившись, сказала женщина мужу.

А вот что рассказал о погребении преподобноисповедника житель Минеральных Вод С.Г. Дидик: «Народу было - не пройти, не проехать. Пели так, что все дрожало. Гроб я нес - легкий такой, ведь дедушка маленький был. На похоронах столько калек было! Мы идем, а они под гроб падают. Крестик у него был золотой, на веревочке. Когда гроб забивал - смотрю, крестик у дедушки светится. Лежал он, как живой, сухенький такой».

Рассказывают, что когда вынесли гроб и пронесли до окраины города, подошло четверо красивых юношей, с волосами по плечи, в белых длиннополых сорочках, черных брюках и сапожках, что по тем послевоенным временам было роскошью. Они подняли гроб на руки и несли без перемены до самого кладбища. Когда опустили гроб в могилу, бросили по горсточке земли, заровняли холмик и собрались идти поминать, хотели пригласить и этих юношей, но среди присутствующих их не оказалось. Они были очень приметны, но никто не видел, куда они скрылись. Между тем место вокруг открытое, все стороны проглядываются на несколько километров. Многие подумали тогда: ангелы, что ли, его несли в виде юношей, и сам Предтеча отпевал?

И после смерти Батюшка Феодосий не оставил своих духовных чад. На его могилке и до наших дней совершаются неисчислимые чудеса. Механизаторы, работавшие на поле близ кладбища, часто видели над могилкой о. Феодосия сильное свечение, как бы световой столп поднимается к небу.

Когда раба Божия Екатерина молилась здесь вместе с послушницей старца инокиней Лидией, она увидела три огненных столпа. Они уходили ввысь, и чем выше поднимались, тем ярче были видимы. Стоял непогожий серенький день, а над могилкой небо отверзлось: нестерпимо яркий квадрат, куда вливаются сияющие столпы, как три пламенных ручья.

Иногда, когда восходило солнце, люди видели радужное сияние, лики Спасителя и Пречистой, голубей. Чудесные птицы прилетали на могилку и садились на ограду.

Раба Божия Екатерина, жившая неподалеку, видела, как в утренней дымке над кладбищем показался собор с куполами, не похожими на русские, более плоскими и выпуклыми. Недаром могилку Батюшки называли «вторым Иерусалимом». Когда приезжали к Батюшке богомольцы, он говорил: «В Иерусалим приехали». По пророчествам, в Иерусалим в конце времен будут сходиться скрывавшиеся в пустынях православные. Недаром Царство Божие называют Новым Иерусалимом - живая скиния, святилище правой веры, где обитает Святая Троица...

Дивный случай. Когда люди возвращались с кладбища, после похорон Батюшки им встретился мальчик, который задорно спросил людей, чем-то омраченных: «Вы откуда идете?» - «Да вот, батюшку Феодосия похоронили». А мальчуган переспросил: «Деда Кузюку?» - «Да»,- ответили ему. А мальчуган улыбнулся и сказал: «А я его только что видел. Он из могилки вылез, земельку отряхнул с себя и пошел».

Преподобный Феодосий, принявший на себя подвиги монашества, старчества и юродства, был наделен от Господа даром чудотворений. Люди вспоминают, что однажды по его молитве во время жаркой засухи пошел долгожданный дождь.

А вот как свидетельствует Владимир Ляшенок из Армавира:

«Когда-то очень сильно я болел туберкулезом, и сам, будучи врачом, не мог излечиться от этой болезни. Она прогрессировала, мне становилось все хуже и хуже. Однажды поехал на могилку старца Феодосия, почитал акафисты, каноны, помолился. Взял с могилки земли, воды, масла. Стал регулярно употреблять их. Вскоре пошел на рентген. И врач удивился - легкие были совершенно чистыми. Сейчас я и не вспоминаю о болезни. Слава Господу и Его угоднику преподобному Феодосию!»

Множество подвигов и чудес, совершенных отцом Феодосием за его долгую-долгую жизнь, сокрыто от нас. Некоторые, милостию Божией, ныне открываются нашему грешному взору для нашего назидания и укрепления.

Перед смертью старец говорил: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду...»

Скольких еще исцелит, скольких приведет к вере, скольким поможет преподобный старец! «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду...» - завещал великий старец.

«Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений…

В последние времена будут крестить людей, не подготовленных должным образом к святому Таинству Крещения; мало кто будет соблюдать правила, связанные с подготовкой к Святому Таинству Причащения; усопших будут отпевать, не задумываясь о том, достойны ли они этого».

Из предсказаний преподобного Феодосия Кавказского

Преподобный старец Феодосий Кавказский (1841-1948):

О вере православной : «Вера наша принесена с Неба, поэтому не покоряйтесь обстоятельствам века сего. Истинный православный христианин боится не земной смерти, а вечной. Хуже всего бояться чего-либо больше Бога, а по сему согрешить».

О смертной памяти : «Всегда имейте при себе память смертную, а также постоянно держите в уме мысль – что бы вы ни делали, вы делаете в присутствии Бога.

Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу , а то думают – умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается – земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот все терпит».

О спасении : «Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью. Ближних же своих спасайте, сколь можете – тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым – даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

О скорбях : «Мученичество Христа ради есть путь наш, а если наказывает нас Господь, то ради нашего же спасения от мучений вечных. Принимайте же все земные скорби с благодарностью».

О молчании : «Кто не больше семи слов в сутки скажет, тот спасен будет. Молчание оберегает от всякого зла…»

О любви к ближним: «…Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым, - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Краткое жизнеописание старца Феодосия Кавказского.

В совсем юном возрасте, движимый Духом Святым, Федор (так звали преподобного старца в миру) покинул свой дом и, пристав к группе паломников, отправился с ними на Афон. Игумен обители Положения Пояса Божией Матери устроил Федора на жительство. Там мальчик рос, обучался грамоте, нес монастырские послушания. Находя его исполнительным, способным и усердным в молитве, игумен взял его к себе, дал ему келью. Юный подвижник разговаривал только в случае крайней необходимости, вдохновенно молился, пребывал в смирении, с уст его не сходила Иисусова молитва, ум и сердце были отданы сладчайшему Имени. С необыкновенной теплотой слезно молился он Пресвятой Богородице, и Она на всю жизнь стала его Усердной Заступницей и Помощницей.

Его благочестие и добродетели стали предметом зависти и ревности монастырской братии. Мальчика нещадно избивали, издевались над ним, но он смиренно терпел все унижения.

Когда Федору исполнилось четырнадцать лет , в обитель приехал некий российский генерал. Он привез с собой очень больную жену. Оставив ее на судне, генерал стал просить помощи у игумена. Тот велел позвать Федора, и юный молитвенник сотворил первое чудо – исцелил больную женщину от недуга.

Монастырская братия продолжала ненавидеть Федора. Он же старался смирением и послушанием служить Богу и братии, ни на кого не имел обиды, молился за всех и безропотно терпел все козни. Во время испытаний Господь чудесно помогал ему: несколько раз Пресвятая Богородица и Архангел Михаил спасали его от неминуемой гибели.

Близилось время пострига. Игумен отослал юношу на родину, чтобы тот получил родительское благословение. Федор вернулся в Пермь, разыскал отца и мать и, получив благословение, уже с чистым сердцем вновь отбыл на Афон, в свою обитель, где и принял постриг с именем Феодосий. Спустя некоторое время его рукоположили во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

Когда озлобленная братия обвинила Феодосия в греховной связи с женщиной, которую он якобы под видом монаха поселил в своей келье, иеромонах Феодосий некоторое время находился под стражей в Константинополе, но заступничеством Ангела Господня получил освобождение.

Около пяти лет будущий великий старец нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи и наставлениях.

Решив совершить паломничество на Святую Землю, иеромонах Феодосий отправился в Иерусалим. Побывав у многих святынь и поклонившись им, он остался служить у Гроба Господня. Здесь иеромонах Феодосий прослужил не один десяток лет, хотя нам и неизвестны подробности этого служения. Но, вероятно, именно здесь он духовно окреп, молясь за свой народ, свою Церковь и свою Родину. Впоследствии в народе иеромонах Феодосий стал зваться Иерусалимским батюшкой и старцем Феодосием Иерусалимским.

В конце XIX столетия отец Феодосий возвращается на Афон – место начала своей духовной жизни, своего детства и принятия пострига. Вернувшись после столь длительного отсутствия в обитель Положения Пояса Божией Матери, он, по откровению свыше, остался служить в ней в послушании у настоятеля Иоанникия до 1901 года. После смерти отца Иоанникия иеромонах Феодосий по преемственному праву стал настоятелем обители. Но он тяготился своими новыми обязанностями по руководству обителью, его влекло к живой молитве Богу. В 1907 году, по усиленной просьбе, он освободился от должности настоятеля и снова удалился в Иерусалим, где вскоре принял схиму.

По Промыслу Божию в Иерусалим из России приехал отставной генерал. Встретившись с отцом Феодосием, генерал настоятельно просил его переехать на Родину. После некоторых хлопот, поклонившись Святой Земле, отец Феодосий в 1908 году отправился в Россию.

Пустынь Феодосия Кавказского п.Горный (Темный Буки) г.Новороссийск

Всего год прожил он в имении генерала в Платнировке, а затем поселился неподалеку от поселка Темные Буки (хутор Горный), в двадцати семи километрах от города Крымска. Здесь он основал пустыньку, где вместе с ним проживали несколько монахинь из близлежащего монастыря, а также две девочки-подростка, приведенные к нему Божиим Промыслом, — Аня и Люба. Именно они, тридцать лет находясь рядом с отцом Феодосием, свидетельствовали о нем после праведной кончины старца, составив рукописания о его удивительном житии. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась мгновенно. К нему стали приходить за благословением и советом, так как он обладал даром духовного видения.

Одних он обличал, других исцелял от болезней, иных врачевал словом. Ко всем относился с участием, направляя на путь спасения. Он заранее знал, кто и с какой просьбой к нему обратится, предвидел будущую жизнь и смерть своих собеседников. Здесь, в пустыньке, по молитвам отца Феодосия, забил источник ключевой воды, имеющий свойство исцелять страждущих.

В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, преподобный Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Он находился под следствием до января 1929 года, после чего, приговоренный к трем годам лагерей, был отправлен в ссылку. Туда за старцем поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушки Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минводы, где с Божией помощью приобрели хатку и остались на жительство, ожидая возвращения батюшки.

В ссылке преподобный Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минводы, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его дедушкой Кузюкой.

Вероятно, это было единственно верное решение, учитывая то страшное время и то положение, в котором оказался преподобный Феодосий, решение, которое помогло старцу творить людям добро.

При его подвиге юродства он владел многими иностранными языками. Минераловодские жители рассказывают множество необычайных случаев, в которых преподобный Феодосий приоткрывал завесу будущего.

Однажды соседка отца Феодосия гнала корову из стада и увидела, что старец подбежал ко двору и что-то бросил ей в сенцы. Подходит она и видит белую простынь. «Юродивый, что с него взять, что взбредет в голову, то и делает», — подумала женщина. А утром ее сына привезли мертвым: убило сцепкой вагона.

К другому соседу старец Феодосий зашел с веником и стал мести с подоконников, полок, изо всех углов. Соседка жаловалась послушницам: «Ваш дед с ума сошел, вы его не пускайте!» Наутро к дому подкатила милицейская машина, имущество конфисковали, семью выслали.

За год до войны раба Божия Александра приехала к старцу Феодосию, и он ей сказал: «Будет война такая страшная, как Страшный суд. Люди будут гибнуть. Разнесет их ветер, как пепел, и признака не останется. А кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствий».

Во время Великой Отечественной войны старец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России, постоянно молясь о здравии защитников России и об упокоении погибших воинов, тем более что Господь даже открывал ему имена некоторых из них. Неся свой подвиг юродства, он дерзновенно проповедовал, назидая людей и совершая необыкновенной силы чудеса.

В годы войны рядом с железнодорожными путями в Минводах находилась городская больница. На рельсах стояла огромная цистерна с бензином. Однажды стрелочники заметили быстро бегущего преподобного Феодосия. В одной руке – крест, другой – силится столкнуть вагоны с места. «Ну и дед чудной, ему ли сдвинуть такую тяжесть?» Только это подумали, глянули – и глазам не верят. Вагоны потихоньку сдвинулись и покатились по путям. И только они успели откатиться – мощный взрыв потряс воздух. На место, где только что стояли вагоны, упала бомба, не причинив большого вреда ни больнице, ни людям, работавшим неподалеку.

Вскоре после того, как немцы подступили к Минводам, произошел такой случай. Быстро-быстро, совсем не по-стариковски, подбегает преподобный Феодосий к детскому саду и говорит гулявшим на улице детям: «Гулю, гулю, за мной, деточки! Бегите за мной!» Забавы ради дети побежали за старцем, воспитатели – за детьми. А в это время снаряд угодил прямо в здание детского сада и разрушил его. Но никто не погиб – всех вывел прозорливый старец.

Благодарная народная память собрала множество таких примеров, передаваемых из уст в уста верующими людьми.

Часто старец наставлял, чтобы творили Иисусову молитву, и говорил, что если бы люди знали, что ожидает их после смерти, то день и ночь молились бы Богу .

В последние годы своей жизни старец Феодосий жил с послушницами в небольшой хатке. Там было сыро, потолки низкие. Старец почти все время лежал, а вставал по веревке, привязанной над кроватью. Почти все время молчал. Учил своих духовных детей немногословию, молчанию. Креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду».

Евангелие старец знал наизусть . Бывало, подолгу, без перерыва читал его по памяти вслух; лампадка и свечи в комнате преподобного Феодосия сутками не потухали… Советовал своим чадам читать почаще Откровение Иоанна Богослова.

За несколько дней до кончины старец лежал больной и говорил: «Через три дня конец света» — люди думали, что через три дня Господь придет судить и будет конец земного мира, но он говорил о своей кончине. Он был светильник миру, и этот светильник угасал.

Незадолго до своей кончины старец попросил, чтобы его отвезли в церковь Покрова Божией Матери. Его укутали и отвезли на каталке в дневное время, когда не было службы. В храме преподобный Феодосий буквально преобразился – его лицо воссияло неземным светом, он весь исполнился благодатной силы и находился в состоянии истинной одухотворенности. Несколько часов подряд старец в пламенной молитве взывал ко Господу об укреплении, расширении и благоденствии Русской Православной Церкви. Он вышел, качаясь, весь в слезах…

Приезжавших многочисленных паломников старец Феодосий встречал словами: «Как вы успели меня застать?»

Он всем напоминал, что со времен жизни Спасителя в Православии ничего не изменилось и необходимо строго придерживаться Апостольского учения и правил святых отцов.

Старец предсказывал, что Церковь не лишится Благодати, пока будет приноситься Безкровная Жертва и Евхаристия будет совершаться без отклонений, но с сожалением отмечал, что в последние времена будут крестить людей, не подготовленных должным образом к святому Таинству Крещения; мало кто будет соблюдать правила, связанные с подготовкой к Святому Таинству Причащения; усопших будут отпевать, не задумываясь о том, достойны ли они этого.

Житие старца Феодосия есть непрерывное устремление к Богу, непрерывный подвиг возвышенного служения. Все дела, которые он делал в своей земной жизни, — это дела, сделанные Христа ради.

Перед самой кончиной старец сказал: «Мог бы я еще пожить, но уже – пора. Я на малое время скроюсь – так сейчас угодно Богу, но когда Господь придет во славе, глазам не поверите, где буду…»

«Этого необыкновенного старца, по сути дела, никто не постиг по-настоящему. Сила в нем была духовная – почти апостольская. Но вся сила его была втайне», — так говорил о старце раб Божий Николай, знавший его при жизни.

8 августа 1948 года старец просил обтереть освященной водой его руки, благословил всех своих послушниц и, закрыв глаза, тихо отошел светлой своей душой ко Господу.

По книге: «Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления. М.: Трифонов Печенгский монастырь; «Новая книга», «Ковчег», 2001г.