Михаил шахнович. Михаил Иосифович Шахнович: биография. История этических учений

Биография

Становление

Направление научных интересов М. И. Шахновича во многом было предопределено учёбой в Санкт-Петербургском 3-м реальном училище, где наибольшее влияние на него оказали В. Я. Пропп (тогда учитель русской литературы), А. И. Боргман (учитель истории) и А. А. Богданов , ведший кружок по философии. Первыми произведениями Шахновича стали репортажи и очерки, напечатанные в конце 1920-х годов в газетах «Безбожник » и «Смена».

В 1929-1932 годах, во время учёбы М. И. Шахновича на историко-филологическом отделении Ленинградского университета, его преподавателями в разное время выступали П. К. Коковцов , Ф. И. Щербатской , В. А. Алексеев, И. Г. Франк-Каменецкий и В. В. Струве . Три года аспирантуры в Академии наук СССР (1933-1936) прошли уже под руководством М. К. Азадовского . Также в это время М. И. Шахнович сотрудничает в области этнографии и сравнительного религиоведения с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным, занимая в то же время пост ответственного секретаря журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор».

Научная деятельность и карьера

За написанную в 1936 году диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» М. И. Шахновичу в 1937 году были присвоены две научные степени - кандидата исторических и кандидата филологических наук. Доктор философских наук (тема диссертации - «Ленин и проблемы атеизма : критика религии в трудах Ленина» (1963)). Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

Более 40 лет, начиная с 1946 года, читал курс «Всеобщая история религии и атеизма» на философском факультете ЛГУ .

В 1953 году учёному за восстановление Музея истории религии АН СССР и Казанского собора после Великой Отечественной войны был вручен орден «Знак Почёта».

Дочь, Шахнович Марианна Михайловна - доктор философских наук (), c 1999 года заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ .

Наследие

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

История философии

Начиная с 1930-х годов, М. И. Шахнович развернул работу над проблемами происхождения мифологии , а также взаимоотношения её и философии. Результаты этой деятельности наиболее полно отражены в труде «Происхождение философии», исследующем проблемы первобытного мышления, возникновения мифологии и натурфилософии , в частности космо- и теогоний . Он был издан двумя отдельными книгами: «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973).

Религиоведение и история религий

Философия религии

Искусство и религия

Взаимоотношение искусства и религии было затронуто в вышедшей в 1965 году монографии М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции», написанной им специально к 125-летию со дня смерти великого испанца. В книге раскрыты и описаны жизнь и творчество знаменитого художника, даны комментарии к офортам из серии «Провербиос» («Диспаратес») и «Капричос », в частности, при опоре на фольклорные источники во многом были прояснены сюжеты данных произведений.

Деятельность в Музее истории религий

М. И. Шахнович был также одним из основателей Музея истории религии АН СССР, где последовательно занимал должности старшего научного сотрудника в 1932-1941 годах и заместителя директора по научной части в 1944-1960 годах. Он участвовал с 1932 года в создании всех выставок данного музея, а, начиная с 1946 года , руководил ими и даже составлял путеводители по ним.

Библеистика и гебраистика

Как историк иудаизма и библеист , М. И. Шахнович впервые проявил себя в 1929 году, когда вышла его книга «Социальная сущность Талмуда ». Через десять дет, в 1939 году, он уже участвует в организации выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР». Основными последующими работами в этом направлении стали: «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии» (1960), «Закат иудейской религии» (1965), в которой был напечатан фрагмент его же труда об «протоколах сионских мудрецов », и «Библия в современной борьбе идей» (1988).

Этнография и фольклористика

Ещё одним важной областью научных исследований М. И. Шахновича стала русская паремиография. Результатом многолетних изысканий по этой теме стал его труд «Русская паремиография как исторический источник», но только его первая часть увидела свет. Он вышла под названием «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» в журнале «Советский фольклор» в 1936 году . Выпущены были также два приложения, содержавшие архивные материалы, касающиеся В. И. Даля . Также важными работами учёного как паремиографа являются его библиографический указатель по русской паремиографии, содержащий 1435 работ, «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945) и неопубликованная «Русская книга любви», содержащая эротические и «заветные» пословицы.

Следствием паремиографических исследований М. И. Шахновича явился его интерес и к народным приметам, что нашло отражение в выпуске двух книг соответствующего содержания: «Приметы в свете науки» (1954, 1963, 1964) и «Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия» (1984).

Этика и история этических учений

Преподавая с 1946 года историю этических учений на философском факультете, М. И. Шахнович выступил впоследствии инициатором и редактором (вместе с Б. А. Чагиным и 3. Н. Мелещенко) коллективного труда «Очерки истории этики» (М., 1969), написав также такие разделы как «Этика древнего и средневекового Востока», «Этика Древнего Рима» и многие другие.

В. Я. Пропп о М. И. Шахновиче

Следующие слова написаны В. Я. Проппом по поводу книги М. И. Шахновича «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина»:

«Большое, большое спасибо Вам за Вашу книгу. Так надо писать. Ясная, логическая система и по возможности полный охват материала. Огромная эрудиция. Очень хорошо! По стилю своей работы Вы остаетесь в целом верны себе, начиная от Вашей кандидатской диссертации, которая поразила меня своим объемом. Я этот стиль очень одобряю» (цит. по изданию: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 3. 1992.).

Основные работы

  • Шахнович М. И. Социальная сущность Талмуда. - Л., 1929.
  • Шахнович М. И. Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок // Советский фольклор. 1936. № 4-5.
  • Шахнович М. И. Военные пословицы русского народа. - Л., 1945.
  • Шахнович М. И. От суеверий к науке . - Молодая гвардия, 1948. - 380 с.
  • Шахнович М. И. Реакционная сущность иудаизма: краткий очерк происхождения и классовой сущности иудейской религии . - Издательство Академии наук СССР , 1960. - 236 с. - (Научно-популярная серия).
  • Шахнович М. И. Ленин и проблемы атеизма . - Издательство Академии наук СССР , 1961. - 670 с. (переведена также на немецкий и польский языки)
  • Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции. - Л., 1965.
  • Шахнович М. И. Закат иудейской религии . - Л. : Лениздат , 1965. - 242 с.
  • Шахнович М. И. Современная мистика в свете науки . - Наука , 1965. - 205 с.
  • Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. - Л., 1971.
  • Шахнович М. И. Происхождение философии и атеизм . - Л. : Наука , 1973. - 250 с. (переведено на армянский язык).
  • Шахнович М. И. Новые вопросы атеизма: Социологические очерки . - Л. : Лениздат , 1973. - 240 с.
  • Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Очерки народного знания и бытового суеверия. - Л., 1984.
  • Шахнович М. И. Библия в современной борьбе идей . - Л. : Лениздат , 1988. - 238 с.
  • Шахнович М. И. Тайны бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. - Киев, 1990.
  • Шахнович М. И. Петербургские мистики . - СПб. : Невский глашатай, 1996. - 253 с.

Литература

  • Памяти Михаила Иосифовича Шахнович (жизненный и творческий путь) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1992. № 20. Вып. 3.
  • Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия проф. М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Вып. 8. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001.
  • Два поколения на одном факультете // Vita cogitans. № 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2002..

Важное место в исследовательской деятельности М. И. Шахновича было отведено изучению мистики и оккультных наук. Начало было положено приглашением Шахновичу от профессора Л. Л. Васильева принять участие в деятельности комиссии, объектом изучения которой стали различные явления человеческой психики. После длительного сотрудничества с различными психиатрами (А. В. Дубровским и др.) и глубокого изучения данной темы Шахнович ещё в 1930-е годы пишет «Историю спиритизма», только малая часть которой увидела свет. Следующим шагом в этом направлении был выпуск в 1965 году книги «Современная мистика в свете науки», в которой были впервые в стране рассмотрены такие темы как происхождение самой мистики, её сущность, была дана классификация её форм. В 1967 году М. И. Шахнович в соавторстве с психиатром А. А. Портновым выпускает брошюру «Психозы и религия», где изучение предмета было продолжено. Уже в 1996 году была выпущена книга учёного под названием «Петербургские мистики», по сути сборник очерков о встречах медиумами, алхимиками и предсказателями Санкт-Петербурга, начатый ещё в середине 1991 года.

Взаимоотношение искусства и религии было затронуто в вышедшей в 1965 году монографии М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции», написанной им специально к 125-летию со дня смерти великого испанца. В книге раскрыты и описаны жизнь и творчество знаменитого художника, даны комментарии к офортам из серии «Провербиос» («Диспаратес») и «Капричос», в частности, при опоре на фольклорные источники во многом были прояснены сюжеты данных произведений.

М. И. Шахнович был также одним из основателей Музея истории религии АН СССР, где последовательно занимал должности старшего научного сотрудника в 1932-1941 годах и заместителя директора по научной части в 1944-1960 годах. Он участвовал с 1932 года в создании всех выставок данного музея, а, начиная с 1946 года, руководил ими и даже составлял путеводители по ним.

Библеистика и гебраистика

Как историк иудаизма и библеист, М. И. Шахнович впервые проявил себя в 1929 году, когда вышла его книга «Социальная сущность Талмуда». Через десять дет, в 1939 году, он уже участвует в организации выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР». Основными последующими работами в этом направлении стали: «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии» (1960), «Закат иудейской религии» (1965), в которой был напечатан фрагмент его же труда об «протоколах сионских мудрецов», и «Библия в современной борьбе идей» (1988).

Этнография и фольклористика

Ещё одним важной областью научных исследований М. И. Шахновича стала русская паремиография. Результатом многолетних изысканий по этой теме стал его труд «Русская паремиография как исторический источник», но только его первая часть увидела свет. Он вышла под названием «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» в журнале «Советский фольклор» в 1936 году. Выпущены были также два приложения, содержавшие архивные материалы, касающиеся В. И. Даля. Также важными работами учёного как паремиографа являются его библиографический указатель по русской паремиографии, содержащий 1435 работ, «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945) и неопубликованная «Русская книга любви», содержащая эротические и «заветные» пословицы.

Следствием паремиографических исследований М. И. Шахновича явился его интерес и к народным приметам, что нашло отражение в выпуске двух книг соответствующего содержания: «Приметы в свете науки» (1954, 1963, 1964) и «Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия» (1984).

Этика и история этических учений

Преподавая с 1946 года историю этических учений на философском факультете, М. И. Шахнович выступил впоследствии инициатором и редактором (вместе с Б. А. Чагиным и 3. Н. Мелещенко) коллективного труда «Очерки истории этики» (М., 1969), написав также такие разделы как «Этика древнего и средневекового Востока», «Этика Древнего Рима» и многие другие.

В. Я. Пропп о М. И. Шахновиче

Следующие слова написаны В. Я. Проппом по поводу книги М. И. Шахновича «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина»:

Основные работы

  • Шахнович М. И. Социальная сущность Талмуда. - Л., 1929.
  • Шахнович М. И. Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок // Советский фольклор. 1936. № 4-5.
  • Шахнович М. И. Военные пословицы русского народа. - Л., 1945.
  • (переведена также на немецкий и польский языки)
  • Шахнович М. И. Гойя против папства и инквизиции. - Л., 1965.
  • Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. - Л., 1971.
  • (переведено на армянский язык).
  • Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Очерки народного знания и бытового суеверия. - Л., 1984.
  • Шахнович М. И. Тайны бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога. - Киев, 1990.

Михаил Иосифович Шахнович (23 февраля 1911 - 4 марта 1992) - философ, историк культуры, фольклорист, специалист в области философии религии и религиоведения.

Научные интересы М. И. Шахновича определились ещё в юности во время учёбы в Санкт-Петербургском З-м реальном училище (102-й школа Петрограда) под влянием его школьных учителей, прежде всего, его классного наставника В. Я. Проппа, преподававшего русскую литературу ифольклор, А. И. Боргмана, преподававший историю, и А. А. Богданова, ведшего кружок по философии. В конце 20-х годов, ещё учась в школе, М. И. Шахнович начинает активно работать как журналист в газетах «Смена» и «Безбожник», пишет репортажи, очерки, фельетоны.

На историко-филологическом отделении Ленинградского университета М. И. Шахнович учился (1929-1932) у П. К. Коковцева, Ф. Ф. Щербацкого,В. А. Алексеева, И. Г. Франк-Каменецкого, В. В. Струве. В аспирантуре (1933-1936) в Академии наук СССР он занимался фольклористикой под руководством М. К. Азадовского, одновременно сотрудничая с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным в области этнографии (этнологии) и сравнительного религиоведения. В этот же период М. И. Шахнович был ответственным секретарем журналов «Советская этнография» и «Советскийфольклор». В 1936 году он написал диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник», за которую в 1937 г. решением ВАК получил сразу две степени - кандидата исторических и кандидата филологических наук.

[править]Научная деятельность и карьера

М. И. Шахнович окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932-1941), зам. директора этого музея (1944-1960). В 1946-1949; 1953-1960 гг. совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965-1991). Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами и медалями. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны награждён орденом «Знак почета» (1953). Кандидат исторических и филологических наук (диссертационный труд «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1937)). Доктор философских наук (тема «Ленини проблемы атеизма: критика религии в трудах Ленина» (1963)). В 1946 г. впервые в истории ЛГУ начал преподавать на философском факультете курс «Всеобщая история религии и атеизма», затем, постоянно обновляя и дополняя, читал его более 40 лет. Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

Дочь - Шахнович Марианна Михайловна - доктор философских наук, в настоящее время преподаёт на философском факультете СПбГУ.

Ещё в 30-е годы М. И. Шахнович работал над изучением проблем происхождения мифологии и взаимоотношения мифологии и философии. Результатом этой многолетней работы стал труд «Происхождение философии», опубликованный в сокращенном варианте в виде двух отдельных книг «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973; переведена на армянский язык). В них исследуются особенности первобытного мышления, и происхождение мифологии, показывается, как в пределах мифологического мировоззрения зародились рационалистические представления о мире, рассказывается о зачатках философии в древневосточной «литературе премудрости», рассматривается проблема возникновения натурфилософии. Большой интерес представляют главы, посвященные анализу происхождения и сущности космогонических сказаний (см. также «Мифы о сотворении мира». М., 1969) и появлению философии как преодоления теокосмогоний.

Особое место в наследии М. И. Шахновича принадлежит монографии «Ленин и проблемы атеизма. Критика религии в трудах Ленина» (М.; Л. 1961). Этот капитальный труд (50 п.л.), переведенный на польский и немецкий языки, - фундаментальное сочинение по истории русского марксизма имарксистской философии религии. В нём анализируется марксистская теория происхождения и сущности религии, взаимоотношения религии, философии и науки, рассматривается отношение Ленина к православной церкви, сектантству, христианскому социализму и т. д.

В начале 30-х годов член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор Л. Л. Васильев пригласил М. И. Шахновича для участия в комиссии по изучению таинственных явлений человеческой психики. Длительная экспериментальная работа совместно с психиатрами (А. В. Дубровским и др.), а также глубокое знание истории оккультных наук в России сделали М. И. Шахновича крупам специалистом по изучению мистики. В 30-е годы он подготовил большую книгу «История спиритизма», из которой опубликована лишь малая часть. В 1965 г. в издательстве «Наука» вышла в свет книга «Современная мистика в свете науки», в которой впервые в нашей стране были раскрыты на большом фактическом материале происхождение и сущность вневероисповедной мистики, дана классификация форм мистики и проведен анализ психопатологии мистицизма. В брошюре «(Психозы и религия». Л., 1967), написанной совместно с известным психиатром профессором А. А. Портновым, исследование этой темы было продолжено. В середине 1991 г. М. И. Шахнович начал писать книгу очерков «Мистический Санкт-Петербург. Потомки Калиостро» - воспоминания о своих встречах с питерскими медиумами, алхимиками, магами, астрологами, теософами ипредсказателями. Это увлекательное сочинение стало последним трудом профессора. Перед самой своей кончиной он делал исправления в рукописи этих очерков для газеты «Невские ведомости», в которой они печатались из номера в номер. В 1996 г. книга была опубликована под названием «Петербургские мистики».

В 1965 г. в издательстве АН СССР небольшим тиражом вышла монография М. И. Шахновича «Гойя против папства и инквизиции» (25 п.л.). Она сразу стала библиографической редкостью. Интерес к этому художнику возник у М. И. Шахновича ещё в середине 30-х годов, когда он участвовал в создании выставок «Инквизиция» (позже преобразованная под его руководством в отдел «Истории папства и инквизиции») и «Революционная Испания в борьбе с фашизмом», в которых были использованы офорты Гойи. Книга была написана к 125-летию со дня смерти художника. В ней М. И. Шахнович рассказывал о жизни и творчестве великого просветителя и гуманиста, наследие которого отразило трагическую судьбу испанского народа в конце XVIII-начале XIX в. Ценность исследованию придают комментарии к офортам серии «Капричос» и «Провербиос» («Диспаратес»). М. И. Шахновичу удалось раскрыть тайны «зашифрованных» офортов. Глубокое знание фольклорных источников произведений Гойи позволило прояснить загадочность их сюжетов, показать связь «потусторонних кошмаров» художника с народным антиклерикализмом.

Научная деятельность М. И. Шахновича была неразрывно связана с Музеем истории религии АН СССР. Он был один из его основателей (1932) и прошёл путь от старшего научного сотрудника (1932-1941), до зам. директора по научной части (1944-1960). (Директором в это время был В.Д. Бонч-Бруевич, постоянно живший в Москве). Все экспозиции музея с 1932 по 1960 г. были созданы при его участии, а с 1946 по 1960 г. - под его руководством. За возрождение Музея истории религии АН СССР и восстановление Казанского собора после Великой Отечественной войны М. И. Шахнович был награждён орденом «Знак почета» (1953). Он составил несколько развернутых путеводителей по экспозициям музея, редактировал знаменитые музейные «Ежегодники».

М. И. Шахнович - историк иудаизма и библеистики. Его первая книга «Социальная сущность Талмуда» (М., 1929), вышедшая, когда автору было 18 лет, выявила его интерес к библейской и талмудической литературе, истории еврейской культуры в целом. В 1939 г. он был одним из организаторов большой выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР» (Путеводитель. Сост. И.М. Пульнер и М. И. Шахнович. Л., 1939). Современному читателю названия книг М. И. Шахновича, в которых рассказывается о прошлом и настоящем еврейской религии, о еврейских вольнодумцах, - «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущнсти иудейской религии» (М.; Л. 1960) и «Закат иудейской религии» Л., 1965) - могут показаться одиозными. Но в тех условиях это был единственный способ «протащить» в подцензурную печать подобную тему. М. И. Шахнович всегда боролся против расовой вражды, шовинизма и национализма, против позорного пережитка средневековья - антисемитизма. С молодых лет он собирал материал об истории создания и распространения фальшивки царской охранки - «протоколов сионских мудрецов». Лишь небольшой фрагмент этого труда был опубликован в 1965 г. в книге «Закат иудейской религии». Книга о «протоколах» говилась к печати трижды (последний раз в 1990 г.), но так и осталась ненапечатанной. В 1988 г. в Лениздатевышла последняя книжка М. И. Шахновича на библейскую тему - «Библия в современной борьбе идей».

М. И. Шахнович - автор фундаментального труда «Русская паремиография как исторический источник». К сожалению, была опубликована лишь первая его часть - «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» («Советский фольклор». 1936. № 4-5), а также два приложения - архивные документы, связанные с В. И. Далем. В 30-е годы М. И. Шахнович исследовал весь доступный русскийпаремиографический материал как рукописный, так и печатный, и составил первый библиографический указатель по русской паремиографии на 1435 работ. Сам паремиографический материал (свыше 2,5 тысяч пословиц) был собран и систематизирован по 20 разделам. Среди них такие разделы, как «Феодальные княжества XIV–XVI вв.», «Господин Великий Новгород», «Татарское господство», «Московский царь и бояре», «Царский суд и тюрьма», «Правда и кривда», «Богатый и бедный», «Крестьянская война XV–XVII вв.» и т. д. В работе Шахновича впервые было доказано, чторусская паремиография является бесценным источником для изучения истории, она дает такой материал о семье, праве, языке, религии и проч., который не может быть получен из других источников. («Русские пословицы и поговорки как исторический

Ее очерк об отце:

"Направление научных интересов М. И. Шахновича во многом было предопределено учёбой в Санкт-Петербургском 3-м реальном училище, где наибольшее влияние на него оказали В. Я. Пропп (тогда учитель русской литературы), А. И. Боргман (учитель истории) и А. А. Богданов, ведший кружок по философии. Первыми произведениями Шахновича стали репортажи и очерки, напечатанные в конце 1920-х годов в газетах «Безбожник» и «Смена».

В 1929-1932 годах, во время учёбы М. И. Шахновича на историко-филологическом отделении Ленинградского университета, его преподавателями в разное время выступали П. К. Коковцов, Ф. И. Щербатской, В. А. Алексеев, И. Г. Франк-Каменецкий и В. В. Струве. Три года аспирантуры в Академии наук СССР (1933—1936) прошли уже под руководством М. К. Азадовского. Также в это время М. И. Шахнович сотрудничает в области этнографии и сравнительного религиоведения с В. Г. Богоразом и Н. М. Маториным, занимая в то же время пост ответственного секретаря журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор».

М. И. Шахнович окончил ИФЛИ ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Один из основателей Музея истории религии АН СССР (1932). Старший научный сотрудник (1932—1941), заместитель директора этого музея (1944—1960). В 1946—1949 и 1953—1960 годах совмещает работу в музее с преподавательской деятельностью на философском факультете ЛГУ. Старший преподаватель (1960), доцент (1962), профессор философского факультета ЛГУ (1965—1991). Участник Великой Отечественной войны.

За написанную в 1936 году диссертацию «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» М. И. Шахновичу в 1937 году были присвоены две научные степени — кандидата исторических и кандидата филологических наук. Доктор философских наук (тема диссертации — «Ленин и проблемы атеизма: критика религии в трудах Ленина» (1963)). Подготовил более 120 кандидатов и докторов наук.

Более 40 лет, начиная с 1946 года, читал курс «Всеобщая история религии и атеизма» на философском факультете ЛГУ.

В 1953 году учёному за восстановление Музея истории религии АН СССР и Казанского собора после Великой Отечественной войны был вручен орден «Знак Почёта».

Дочь, Шахнович Марианна Михайловна — доктор философских наук (2000), c 1999 года заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ.

М. И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его книги до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

ачиная с 1930-х годов, М. И. Шахнович развернул работу над проблемами происхождения мифологии, а также взаимоотношения её и философии. Результаты этой деятельности наиболее полно отражены в труде «Происхождение философии», исследующем проблемы первобытного мышления, возникновения мифологии и натурфилософии, в частности космо- и теогоний. Он был издан двумя отдельными книгами: «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973).

Важное место в исследовательской деятельности М. И. Шахновича было отведено изучению мистики и оккультных наук. Начало было положено приглашением Шахновичу от профессора Л. Л. Васильева принять участие в деятельности комиссии, объектом изучения которой стали различные явления человеческой психики. После длительного сотрудничества с различными психиатрами (А. В. Дубровским и др.) и глубокого изучения данной темы Шахнович ещё в 1930-е годы пишет «Историю спиритизма», только малая часть которой увидела свет. Следующим шагом в этом направлении был выпуск в 1965 году книги «Современная мистика в свете науки», в которой были впервые в стране рассмотрены такие темы как происхождение самой мистики, её сущность, была дана классификация её форм. В 1967 году М. И. Шахнович в соавторстве с психиатром А. А. Портновым выпускает брошюру «Психозы и религия», где изучение предмета было продолжено. Уже в 1996 году была выпущена книга учёного под названием «Петербургские мистики», по сути сборник очерков о встречах медиумами, алхимиками и предсказателями Санкт-Петербурга, начатый ещё в середине 1991 года.

М. И. Шахнович был также одним из основателей Музея истории религии АН СССР, где последовательно занимал должности старшего научного сотрудника в 1932—1941 годах и заместителя директора по научной части в 1944—1960 годах. Он участвовал с 1932 года в создании всех выставок данного музея, а, начиная с 1946 года, руководил ими и даже составлял путеводители по ним.

Как историк иудаизма и библеист, М. И. Шахнович впервые проявил себя в 1929 году, когда вышла его книга «Социальная сущность Талмуда». Через десять дет, в 1939 году, он уже участвует в организации выставки в Государственном Музее Этнографии «Евреи в царской России и СССР». Основными последующими работами в этом направлении стали: «Реакционная сущность иудаизма. Критические очерки происхождения и классовой сущности иудейской религии» (1960), «Закат иудейской религии» (1965), в которой был напечатан фрагмент его же труда об «протоколах сионских мудрецов», и «Библия в современной борьбе идей» (1988).

Ещё одним важной областью научных исследований М. И. Шахновича стала русская паремиография. Результатом многолетних изысканий по этой теме стал его труд «Русская паремиография как исторический источник», но только его первая часть увидела свет. Он вышла под названием «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» в журнале «Советский фольклор» в 1936 году. Выпущены были также два приложения, содержавшие архивные материалы, касающиеся В. И. Даля. Также важными работами учёного как паремиографа являются его библиографический указатель по русской паремиографии, содержащий 1435 работ, «Пословицы и поговорки о попах и религии» (1933), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945) и неопубликованная «Русская книга любви», содержащая эротические и «заветные» пословицы.

Следствием паремиографических исследований М. И. Шахновича явился его интерес и к народным приметам, что нашло отражение в выпуске двух книг соответствующего содержания: «Приметы в свете науки» (1954, 1963, 1964) и «Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия» (1984)".

Михаил Иосифович Шахнович (23 февраля 1911 — 4 марта 1992) — советский философ, историк культуры, фольклорист, историк общественной мысли, специалист в области философии религии и религиоведения.

Научные интересы М.И. Шахновича определились еще во время учёбы в Санкт-Петербургском 3-м реальном училище (102 единой трудовой школе) под влиянием его учителей В.Я. Проппа (тогда учитель русской литературы), А.И. Боргмана (учитель истории) и А.А. Богданова, ведшего кружок по философии. Еще в юности в конце 1920-х годов начал писать статьи и очерки в газетах «Безбожник» и «Смена». Первая книга М. И. Шахновича «Социальная сущность Талмуда» была опубликована в 1929 г., когда автору было 18 лет.

В 1929-1932 годах на историко-филологическом отделении Ленинградского университета учился у П.К. Коковцова, Ф.И. Щербатского, В.А. Алексеева, И.Г. Франк-Каменецкого и В.В. Струве. В аспирантуре (1933-1936) в Академии наук СССР он занимался фольклористикой под руководством М.К. Азадовского, одновременно работая под руководством В.Г. Богораза и Н.М. Маторина в области этнографии и сравнительного религиоведения. В этот же период М.И. Шахнович был ответственным секретарем журналов «Советская этнография» и «Советский фольклор».

Начиная с 1930-х годов, М.И. Шахнович изучал проблемы происхождения мифологии и философии. Результаты этих исследований наиболее полно отражены в труде «Происхождение философии», рассматривающем проблемы первобытного мышления, возникновения космогоний, теогоний и натурфилософии. При публикации книга была сокращена и разделена на две части: «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии» (Л., 1971) и «Происхождение философии и атеизм» (Л., 1973).

М.И. Шахнович автор более 250 научных трудов, демонстрирующих многосторонность его исследовательских интересов. Многие его работы до сих пор не напечатаны, а некоторые вышли совсем не в том виде, в каком они задумывались или были написаны первоначально.

Книги (10)

Библия в современной борьбе идей

Профессор, доктор философских наук М.И. Шахнович рассказывает о «священных книгах» христианства и иудаизма, на большом фактическом материале раскрывает реакционную сущность деятельности западных антикоммунистических центров, спекулирующих на Библии.

Мифы о сотворении мира

Опыт полувековой истории советского общества подтвердил прогноз, что преодоление религии — продолжительный процесс.

Массовый отход трудящихся от религии произошел в результате глубоких изменений социально-экономических условий жизни, культурной революции, совершившейся за 50 лет Советской власти, и огромной идейно-воспитательной работы, которую вели Коммунистическая партия и Советское государство.

В книге отображена материалистическая трактовка наивного атеизма: «чего нельзя понюхать и потрогать — того не существует». Современная наука — это информационно-преступное сообщество, которое выбирает и подгоняет данные под удобные для сатанистов теории, все же факты и находки, которые вопиюще противоречат этим теориям, замалчивает.

Приметы верные и суеверные

Книга профессора, доктора философских наук М.И. Шахновича разоблачает тайны примет, унаследованных из глубокой древности.

Происхождение философии и атеизма

В настоящей книге М.И. Шахнович в увлекательной форме рассказывает о происхождении философии, продолжая изложение проблемы ее истоков, начатое им в книге «Первобытная мифология и философия. Предыстория философии».

Автор критикует вымыслы богоискателей о религиозных основах философии, модные в капиталистических странах «гипотезы» о фантастических древних государствах Атлантиде и My — «колыбелях мудрости», показывает, как в борьбе с религиозными суевериями родились натурфилософия и этика, знакомит с выдающимися мыслителями Древнего Востока, с семью мудрецами Эллады и возникновением материалистической философии.

Реакционная сущность иудаизма

В книге рассматриваются основные этапы многовековой истории иудейской религии, начиная с ее возникновения и до настоящего времени, в связи с той борьбой, которую вели против иудаизма передовые мыслители прошлого.

Автор вскрывает реакционную сущность иудейства в СССР и в капиталистических странах, освещает вопросы, наиболее актуальные для современной критики этой религии, для разоблачения еврейских буржуазных националистов-клерикалов и сионистов.

Современная мистика в свете науки

Профессор Ленинградского государственного университета, доктор философских наук М.И.Шахнович, автор книг «Ленин и проблемы атеизма», «Гойя против папства и инквизиции», «От суеверий к науке», впервые в советской литературе освещает происхождение и реакционную сущность современной вневероисповедной мистики.

Разоблачая на большом фактическом материале теорию и практику астрологов, спиритов, теософов, антропософов, радиэстезистов и тому подобных шарлатанов, которые гримируют мистицизм под науку, автор рассказывает о прогрессивных ученых, борющихся в капиталистических странах против воскрешения средневековой магии под новым названием оккультизма.

В заключительной главе говорится о необходимости полного преодоления любых пережитков мистицизма в Советском Союзе.

Тайна бога. Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога

В понятие «бог» представители разных религий вкладывают свой, особый смысл. В современном мире образ бога принимает все более туманные формы «мирового разума», «чистого духа», «космического единства всего сущего».

В предлагаемой читателю научно-популярной книге известный советский ученый М.И.Шахнович приглашает поразмышлять над вопросами «рождения» бога, его личности и тем, как быть с ним современному человеку. Большое внимание автор уделяет отношению религиозных организаций к глобальным проблемам современности.

Человек восстает против Бога

Книга профессора, доктора философских наук М.И. Шахновича рассказывает о том, что такое религия, какова ее роль в современном мире; знакомит с историей атеистической мысли, с развитием и формированием научных знаний в борьбе против религиозных суеверий.