Конспект занятия по изо на тему весна. Конспект урока ИЗО на тему «Весна. I. Орг.момент.2 мин

План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

виктория ильина

Задачи : Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотопии. Учить рисовать зеленую весну , использую соответствующие цветовые сочетания. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении с помощью техники монотопии.

Раздаточный материал : Листы альбомной бумаги, гуашевые краски , тонкие и толстые кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Воспитатель : ребята, пришла весна , давайте поговорим о приметах зеленой весны . Из теплых краев возвращаются птицы, снег полностью сходит, прекращаются ночные заморозки, расцветают растения, появляются насекомые – какие? (Ответы детей) .

Давайте разучим стихотворение М. Пляцковского :

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И значит, настроение

У всех людей - весеннее!

Воспитатель : Ребята, что вы представили, слушая стихотворение? Какие признаки весны перечислил автор ?

Я предлагаю вам нарисовать зеленые деревья на берегу озера. Для этого альбомный лист нужно положить вертикально и сложить пополам, потом развернуть. Порядок выполнения рисунка в технике монотопия такой : широкой кистью смачиваем нижнюю часть листа и растушевываем голубую краску. Это вода нашего озера. В ней будет отражаться пейзаж. На верхней части мы рисуем зеленые деревья, прилетевших из теплых стран птиц. Прорисовываем тонкой кистью, используйте яркие цвета. Складываем половинки по намеченной линии, прижимаем – и смотрим на отражение в воде озера. Исходный пейзаж можно снова подкрасить гуашевыми красками .

Спасибо, молодцы, а теперь мы кладем наши работы сушиться, а сами наводим порядок на рабочем месте и моем руки.

Публикации по теме:

Конспект занятия Тема: «Весна» Цель: Расширять представление детей о характерных признаках весны. Учить находить признаки самостоятельно.

Продолжая реализовывать технологию эффективной социализации детей дошкольного возраста Н. П. Гришаевой, используя ситуацию месяца "Я-часть.

Конспект комплексной НОД для детей средней группы «Весна, весна красная» Конспект комплексной НОД для детей средней группы «Весна, весна красная» Задачи: - Уточнить и обобщить представления детей о характерных.

Конспект занятия «Весна» Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку.

Программное содержание:обогатить знания детей о Великом дне;постараться донести до детей понимание важности этого праздника; воспитание.

Конспект занятия «Весна» Программное содержание: Продолжать формировать у детей обобщенные представления о весне, об изменениях в живой и неживой природе. Расширять.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Центр детского творчества

«Надежда»

«Весна пришла»

Педагог: Ибрагимова Эльвира

Илачитдиновна

Салехард

2015 г.

Тема: Весна пришла

Цель: Познакомить учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.

В процессе обучения развивать мышление, воображение, приучать детей к самоанализу, самонаблюдению.

Привить любовь к природе.

Оборудование: таблицы, репродукции великих русских художников, конверты с заданиями, кроссворд.

Ход занятия.

Здравствуйте. Тема сегодняшнего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Знаю, знаю ждут меня повсюду.

Всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям

И зовут меня … (весна)

Молодцы, отгадали. И так, тема сегодняшнего занятия «Весна пришла».

Вы уже знаете, что весна, как и другие сезоны состоит из 3-х месяцев, а каких вы должны отгадать.

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел. (Апрель)

  1. Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

Белый свет оделся,

Пчелы первые летят

Гром грохочет, Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Хорошо. А кто назовет эти месяцы по порядку, т.е. как они идут друг за другом.

(март, апрель, май)

Март – первый весенний месяц. Но поглядите в окно; идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по – зимнему, и не веется, что зима уже позади.

А весна все таки приближается. Вспомните, как вы вставали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно, приходилось зажигать свет. Теперь же солнце восходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера; день прибавила почти на пять часов.

Кто скажет 22 марта, что за день? 22 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь – уменьшатся.

В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.

Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

(Дети читают пословицы и приметы).

О марте.

Март – утро весны

Как в марте зима не злится, а весна покорится.

Синие облака к теплу или дождю.

Из березы течет много сока – к ненастью.

Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.

Апрель с водой – май с травой.

Не ломай печей, еще апрель за плечей.

Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.

Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь к сухой погоде.

Конкурс.

Ребята получили пять зеленых конвертов с заданиями:

  • Рассказать, как птицы встречают весну.
  • Какие изменения происходят в жизни растений.
  • Как животные встречают весну.
  • Труд в поле.
  • Весенние работы на огороде.

Конкурс отгадывание загадок.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

Это птица никогда

Не строит для себя гнезда

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок)

Конкурс чтецов.

1 ученик. Весна – красна.

Ты, весна, весна – красна,

что с собой принесла?

Принесла для лугов

покрывало из цветов.

Принесла для елки.

Новые иголки

Для осин и для берез

свежих листьев целый воз.

2 ученик. Я – Весна - красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Погоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я нес.

3 ученик. Первоцвет весенний

Жёлтенький цветок

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны,

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мелкого, душистого

Друга моего.

Разгадывание кроссворда.

(загадки)

  1. Под ногами шурава, под названием (трава)
  2. Без рук, без топорёнка, построена избенка (гнездо)
  3. Красная девушка по небу ходит (солнце)
  4. Синенько шубенка весь мир покрыла (небо)
  5. Фуршет, рычит, ветки ломает, пыль поднимает (ветер)
  • Кто может рассказать по своим наблюдениям о признаках весны в неживой природе?

Появление сосулек и капелек – это первый признак прихода весны. Надежной защитой снег служит для растений. Многие растения живут и зеленеют на дне мертвого снежного покрова (земляника, одуванчик и т.д.) Многие животные (глухарь, рябчик, куропатка) нашли свои зимние квартиры. Вся толщина снега пронизана ходами переходами маленьких зверюшек, которые добывают в снежном покрое себе еду. Мыши – полевки добывают здесь корешки, а хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут за этими грызунами, птицами. Но сейчас снег из друга превратился в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветки деревьев, кустарников. С наступлением оттепелей снег покрывается ледяной коркой, что становится очень опасно для многих зверей и птиц, которые на ночь зарываются в него, а утром нередко не могут вырваться из плена и погибают.

Снег сейчас стал рыхлым, темным. Из под него вытекают сверкающие водяные струйки.

Они соединяются в быстрые ручьи и бегут по лесам,по полям, превращаясь в бурные потоки. По дорогам они подхватывают семена различных деревьев (осины, ивы, березы, клена, сосны и т.д.), травы и относят их далеко от родительского дома.

Солнце стало светить светлее и дольше: раньше рассветает, позднее смеркается, день сравнялся ночью и начал обгонять её. Иногда лучи солнца греют руки, лицо. Этот период времени в народе называют переломным периодам зимы.

В природе произошли следующие изменения: образовалось снежная корка, выдерживающая человека без лыж, потемнел снег, появились проталины, первая капель, сосульки, воронки, затоки у стволов одиноких деревьев, появились ручейки первых весенних вод, и т.д.

В корнях деревьев вода растворяет сахар, который был специально летом в их «кладовых», и вместе с ним отправляется по коре деревьев так же вверх, к тем же почкам, чтобы подкормить их и поэтому кора деревьев: ив, осин, клена, малины, яблонь, а особенно берез – стала сладкой.

Лес еще не одет в зеленую листву, но ива, осина, береза уже готовится к цветению.

Все растения рады приход весны, но для многих её появление оборачивается горем. Так как у нас в Сибири наблюдается чрезмерный сбор лесных и полевых цветов, что является одной из причин исчезновение запасов ярко - цветущих и лекарственных растений. Так 19 видов из них (горнецвет, зверобой, подорожник, мать – и – мачеха, медуница, сон – трава, колокольчик, багульник. Редко можно встретить ландыш) уходят от нас.

Весну всегда открывает песня большой синицы, первая дробь большого дятла. Значит зверей леса: белки, лисицы, медведя, лося, косули и других животных началось линька, они все меняют теплую густую шубу на более легкую. В марте просыпается медведь в своей берлоге. Барсук просыпается ещё раньше, в феврале. Бурундук уже проснулся и часто бегает поглядеть на первую оттепель.

Начинают выходить из нор суслики, скоро появятся первые насекомые.

Немного о растениях.

  1. Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускание листьев? (ива, орешник, ольха)
  2. Какой вред приносит сбор сока деревьев? (дерево без сока засохнет, погибнет)
  3. Почему мать – и – мачеху называют лекарственным растением? (из её листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
  4. Очень изящное небольшое растение с приятным запахом, цветки маленькие, белые душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появилась . (майник)
  5. Растение с ярко – желтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (чистяк)
  6. Зеленовато – желтые цветки похожи на маленькие мини, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие этим растением любят лакомиться гуси. (гусиный лук)
  7. Это дерево – особый род ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветви цветущего дерева люди приносят в свои жилища. (верба)
  8. Кудри в речку опустила

И о чем – то загрустила.

И о чем – она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Итог.

О каком сезоне сегодня говорили?

Назовите признаки весны?

Что нового ты узнал?

Назовите несколько пословиц или примет связанных с весной?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 58 г. ТОМСКА

1 класс

Тема «Весна идет»

Учитель изобразительного искусства,

Следенко Наталья Михайловна

Томск

Открытый урок по изобразительному искусству

1 класс

Тема «Весна идет»

Изучаемая тема: Тематическое рисование.

Тема урока: Весна идет

Вид урока: рисование по воображению.

Цель урока: Познакомить учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.

Нарисовать сюжет на весеннюю тему. Показать красоту родного края.

Задачи:

Обучающие: обучать гармоничной наполненности плоскости листа бумаги.

Развивающие: развивать изобразительные навыки, чувство композиции, формы, цвета, творческие способности.

Воспитывающие: художественный вкус, эстетическую отзывчивость, природоохранительные качества, любовь к родному краю.

Время выполнения: 40 минут.

Тип урока: комбинированный

Методы:

    словесные;

    наглядно-демонстрационные;

    практические

Оборудование для преподавателя: ТСО – мультимедиа. : Таблицы, репродукции великих русских художников. Репродукции картин А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март», В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Оборудование для учащихся : лист бумаги (формат А3), акварельные краски, белая гуашь, кисти, банка с водой.

План урока:

1. Приветствие. Объявление темы и задач урока
2. Просмотр изображений весенних пейзажей, повторение основных примет весны.
3. Дидактическая игра «Палитра»
4.
Объяснение последовательности выполнения композиции «Весенняя земля». Педагогический рисунок
5.
Самостоятельная работа учащихся

6. Практическая работа.
7. Подведение итогов. Выставка работ

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку,

Поднимем настроение

себе и другу.

2. Проверка готовности класса к уроку

Проверьте свои рабочие места, всё ли готово у вас к уроку. Не забыли ли вы взять с собой хорошее настроение и фантазию? Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны

Сегодня мы продолжим разговор о весне. Вспомните, как вы вставали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно, приходилось зажигать свет. Теперь же солнце восходит раньше и заходит позже. Начиная с 22 марта, день по долготе равен ночи, это день весеннего равноденствия, т.е. Дальше он будет все прибывать, а ночь – уменьшатся.

Сколько месяцев у весны?

Как оны называются?

Вы уже знаете, что весна, как и другие сезоны состоит из 3-х месяцев.

В природе бывает три весны:

весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май .

Поговорим о приметах.

О марте.

Март– утро весны

    Солнце греет всё теплей

    Начинается капель.

    День прибывает.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей.

Апрель - месяц великого переселения птиц на родину.

    Снег с полей бежит ручьями

    На дорогах лужи.

    Расцвёл подснежник.

    Распускается верба

О мае.

Май – богат цветами.

Май холодный – год хлебородный.

    Лес в мае словно рождается заново.

    Зацветает черемуха, яблоня, слива.

    Просыпаются насекомые.

    Расцветают цветы на полянах

Какие чувства вызывает пробуждение весны?

Почему говоря о весне «Весна - красна»?

Какие есть цвета у весны?

Знакомство с произведениями искусства

Давайте посмотрим, как весну изобразили художники.

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», создана более ста лет назад. Художник изобразил приход весны. На полотне только серые и темные краски.

Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зелёный)

Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые…)

Картина И.И. Левитана «Март».

Талантливый русский художник И.И. Левитан все свой картины посвятил русской природе. Одна из его картин называется «Март». Она пронизана трепетным дыханьем жизни, чувством взволнованного ожидания весны. В картине передана весенняя яркость неба, желтый солнечный свет. Теплую ноту в пейзаж вносит незримое присутствие человека.

Картина И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

На картине изображено половодье, когда вышедшая из берегов «большая вода» покрыла прибрежные земли, затопив все в округе. Вода на картине неподвижна и тиха, в ней отображается высокое небо с бегущими по нему легкими облаками и обнаженные ветки деревьев. Цветовая палитра картины образуется из различных оттенков желтого, голубого и зеленого. Голубая гамма преобладает на холсте, именно с ней сочетается желтизна стволов деревьев, и берега, на котором густым зеленым пятном изображены ели. Оттенки зеленого прослеживаются и в рядом стоящем с ней дубе и сараев, виднеющихся вдали. Разнообразен больше голубой цвет, его оттенки присутствуют в картине полной гаммой от практически белого до темно-голубого.

Картина В.Н.Бакшеева «Голубая вода»

Ребята, жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа, называется - пейзаж

Последовательность выполнения работы:

1 2 3 4

5 6 7 8

    Проводим линию горизонта.

    Намечаем ручейки.

    Пишем небо голубыми оттенками.

    Пишем землю (синий, зеленым, коричневый, цвет)

    Физминутка.

Представьте себе, что вы березки и могучие дубы. Тела ваши - стволы, руки- ветки, пальцы - тоненькие веточки, могучие корни, уходя в землю. Ноги поставьте шире.

В етер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

6 Изображаем стволы берез белой гуашью (толстой кистью) Просыпается и кудрявая берёзка. Корни берёзы пьют влагу из земли. Сок бежит по стволу, по веткам, доходит до почек. Почки начинают набухать. Скоро из них покажутся молодые клейкие листочки. Они потянуться к весеннему солнцу. Потом берёзка выпустит зелёные серёжки. Тёплый ветерок будет играть её кудрявыми ветками.

7 Изображаем ветки (средней кистью).

8 Тоненькие веточки (тонкой кистью).


И вот у нас получилась березовая роща. На следующем уроке мы нарисуем птиц и пустим их в березовую рощу.

Итоги работы на уроке.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем .

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

Выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учителя:

  • Магнитофон, записи(по возможности)
  • Оформление доски
  • Плакаты, иллюстрации, репродукции на тему весны
  • Мольберт для фронтального показа учащимся

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
  • Карандаши простые и восковые
  • ластик
  • Гуашь, акварель
  • кисти, поролон
  • ведерко с водой
  • палитра
  • бумага с восковой основой для работы в технике граттаж
  • ножницы, цветная и бархатная бумага, природный материал
  • Трафареты зверей.

Ход урока

I. Орг.момент.2 мин.

II. Основная часть:

Вступление (цель).3мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой домашнего задания. 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4-5 мин

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20-25 мин

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, гратаж

Физ.минутка.(1-2 мин в процессе работы).

Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.

Подведение итогов занятия, анализ удачных работ. 5-6 мин

Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю - Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский См. приложение 1. п 1

Чтение учителем (на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

Теперь вы поняли, почему мы прислушивались именно к вашим горячим сердечкам?

Что удалось услышать? (Ответы детей)

Только человек с горячим сердцем может творить прекрасное и дарить людям радость и красоту.

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Ответы детей)

– А что ему помогло?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения

(Необходимо создать настроение, включить музыку о весне, почитать стихи, поговорить о тех радостях, которые доставляет детям весенняя природа. Поговорить об особенностях весны: в чем ее отличие от других времен года.)

Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:

А вы что знаете о весне? - Стихи

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. (давайте вспомним, что это за картины – хотя бы те, что есть на доске)

Внимание на опорный ряд на доске:на выбор учителя репродукции картин К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце”, И.Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Мартовский снег”, Н.Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, А.Кокорина “Тарусы. Март”, С.Герасимова “Лед прошел”, Ф.Васильева “Оттепель” и др. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга необходимо рассмотреть несколько репродукций картин.

Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке.

Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки, и т. д.)

Ответь на вопросы: (необязательно - при наличии времени) См. приложение 1. п. 4

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен

года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту весенней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию.

Поэтому у нас получилось несколько (4) групп:

1группа: В этой группе ребята выбрали технику граттаж. Они будут рисовать весну на специальном листе. Какая предварительная работа была дома?

Гратаж - работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше – для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (какой цвет лучше использовать для весенней картины?), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.
– Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать “выцарапывать” солнце, деревья, дом, тающего снеговика и т.д.

2 группа: Вторая группа будет работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни

3 группа Ребята в третьей группе рисуют ластиком. – Объясните, как это вы будете делать? – Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.

4 группа В четвертой группе разные виды работ. (Учитель может выбрать только один вид – например, только ватой на бархатной бумаге).

Аппликация ватой на бархатной бумаге, аппликация из цветной бумаги, из природных материалов (по желанию и при наличии подходящих).

Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге? – Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка, предварительно выполненные на бумаге и там, где снег еще не растаял, накладывается тонкий слой ваты (без клея).

Можно напомнить правила работы при выполнении аппликаций, ТБ при работе с ножницами и т.п. (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) См. приложение 1. п. 5

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физ.минутка в ходе работы по мере необходимости. (можно с народными закличками и приговорками, можно с обыгрыванием народных песенок и игр о весне. Например “Ой, бежит ручьем вода”)

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах и запахах весны, повторить, что краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов. (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки)

Д/задание:

Посмотреть мультипликационный фильм “Незнайка на Луне”.

Подготовить затонированные листы для работы на следующем уроке “Космос. Полеты на другие планеты”

(это задание дается на усмотрение учителя, т.к. может быть выполнено вместе с детьми во внеурочное время, например, на кружке)

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!