Конспект урока «Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи. Односоставные предложения: примеры, виды. Односоставное безличное предложение: примеры Роль определенно личных предложений в речи

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу ученицы 9-го класса. Данная работа посвящена вопросу об односоставных предложениях и их роли в художественном тексте (на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»). Выбрать такое произведение нам показалось особенно интересным, так как Глеб Успенский – наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы? Процесс обучения становится осознанным, учащийся осваивает научный стиль речи, учится писать точно и лаконично. Кроме того, реферат может быть засчитан в качестве экзаменационного сочинения.

Учитель И.Е. ЛАРИКОВА

Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» (, с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Ну что ж, посмотрим, попытаем счастья...

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить , персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел) . Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой! ) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли .

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще : глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались : глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» (, с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь...

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену .

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др . Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др . Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А . Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М . Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э . Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М . Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И . Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора . Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию .

ТИП УРОКА: обобщающее повторение по теме.

ЦЕЛЬ: понаблюдать, проследить, выяснить, как «работают» односоставные предложения в тексте, как помогают создавать художественный образ.

(цель в схеме)

ЗАДАЧИ (слайд 3):

  1. проанализировать функцию односоставных предложений (ОП);
  2. проанализировать строение и структурные признаки;
  3. формировать умение находить данные конструкции, оказывать их, отличать от других конструкций;
  4. учить умению заменять ОП синонимичными конструкциями;
  5. учитывать стиль и тип речи при употреблении ОП;
  6. правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в состав которого входит ОП.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д.С.Лихачев. «Как говорить?» (слайд 4)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

(тема, задачи, эпиграф урока). Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева? Оформление тетрадей.

II. Повторение

Индивидуальные задания:

  1. два ученика готовятся к рассказу об ОП (с использованием компьютера). (слайд 5-8)
    Класс прорецензирует их ответ на основании следующих критериев: полнота знаний, речевое оформление, качество приводимых примеров.
  2. Словарная работа. С чем у вас ассоциируется слово «культура»? Запишите те слова, которые вы вспоминаете в связи с этим словом (класс диктует, один ученик записывает на доске).

III. Работа над темой урока. Тренировочные упражнения.

1. Анализ поэтического текста. (слайд 9)

Спишите текст (стихотворение И.А. Бунина «Едем бором, черными лесами»)

  1. Едем бором, черными лесами.
  2. Вот гора, песчаный спуск в долину.
  3. Вечереет.
  4. На горе над нами
    Лес щетинит новую вершину.
  5. И темным - темно в той новой чаще,
    Где опять скрывается дорога.
  6. И враждебен мой ямщик молчащий.
  7. И надежда в сердце лишь на бога.

Определите главные члены предложений. Укажите, чем они выражены.

Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Запишите номер ОП и его тип.

Каковы тема и идея стихотворения?

Какие художественные средства использует поэт?

Объясните орфограммы в личных окончаниях глаголов.

2. Анализ миниатюр В.П. Астафьева.

Краткое слово учителя о «Затесях» Астафьева.

«Затеси» - это короткие рассказы - воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни. (слайд 10)

Что же такое затесь?

Сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателем, проследим, какие у Астафьева «работают» односоставные предложения.

Прочитайте миниатюры «Мелодия» и «Предел». (слайд 11)

Встретились ли в миниатюрах ОП? Какие преобладают?

Какова роль назывных предложений в данных текстах?

Обратите внимание, как во 2-м тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это лишь назывное предложение.

Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными? Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?

Почему в первом тексте употреблены распространенные назывные предложения?

IV . Проверка понимания наиболее сложного материала: безличных предложений, умение производить синонимическую замену двусоставных предложений односоставными безличными. Разбор сказуемого.

Переделайте диктуемые предложения в безличные и запишите их. Подчеркните сказуемое и произведите синтаксический разбор 2 из них.

  1. Осенний лес был пуст и гол.
  2. Все веселы, все радостны.
  3. Лес пахнет сыростью.

V. Диагностирующая проверка понимания всей темы. "Проверь себя". (слайд 12)

VI. Творческая работа. (слайд 13)

1. Слово учителя о молодежном сленге. Сопоставление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык» и анекдота «Когда типа кумарит, когда, в натуре, рвет башню от гонимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, - ты мне один в кайф, крутой, пацанский, отпадный, чисто русский базар!»

Какое из этих высказываний вам нравится и почему? Чем они отличаются? Какое из них передает чувства автора?

2. Задание: Написать сочинение - миниатюру с использованием всех типов ОП, где это возможно:

  1. в рамках литературного языка;
  2. в рамках сленга;
  3. построить фрагмент, подобный данному. Тема - ночь.

Проверка.

Тест (слайд 14)

VII. Подведение итогов.

Достигли цели урока, выполнены все ли задачи?

Какова роль ОП в речи?

Литература

  1. Г.Р.Старовойтова «Уроки русского языка в 7 классе» - М., Просвещение – 1989г.
  2. В.П.Астафьев. Миниатюры.
  3. Материал приложения «Русский язык» к газете «Первое сентября».
  4. Авторская разработка презентации к уроку.

Муниципальная

научно – исследовательская конференция

«Первый шаг в науку»

Тема

(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

Выполнила:

Фейз-оглы Эмине Яшаровна

учащаяся 8 класса

Руководитель:

Шипилова Ольга Михайловна

учитель русского языка и литературы

2015

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГРИБАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)

Содержание

    Введение_____________________________с.2

    Определённо-личные предложения_____с.3

    Неопределённо-личные предложения___ с.4

    Обобщённо-личные предложеня________с.6

    Безличные предложения_______________с.7

    Назывные предложения________________с.9

    Заключение___________________________с.11

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.

Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица». Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Через пятнадцать минут выступаем (с.461)

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

Противника не бойтесь (с.460)

Идём на Выпь-озеро, Глядите сюда. (с.461)

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.

В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на -л стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.

Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Васильев:

Радоваться после войны будем (.441)

После завтра вернусь. (с.462)

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Васильев как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки (с.451)

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.

Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Упрямо лезут, зло.(с.468): глагол употреблен в форме настоящего времени;

А потом стояли у окна (с.451): глагол употреблен в форме прошедшего времени.

Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива: К тому времени обедать кликнули (с.479).

Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.

Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Васильев широко использует этот вид предложений:

Писанину развели! (с.446)

Правильно решили. (с.479)

Ну задержатся, ну разведку вышлют, ну произучают их, пока не поймут, что в заслоне этом – ровно пятеро. (с.483)

Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Б.Васильеву акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.

Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.

Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего. В лоб такую не остановишь. (с.428)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).

Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Быма не было.(.471)

2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: Полоснуло Васкова по сердцу (с.463)

3. Предложения, выражающие состояние природы: Тихо-то как…(с.470).Стихло кругом.(с.477).

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица. Солнце давно село, но было светло. (с.474)

2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием. Так в уставе сказано. (с.511)

3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Девчата, айда купаться!...- звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде.(с.486)

4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! (с.506)

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.

Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).

Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.

Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет у нас теперь артиллерии, девчонки. (с.523)

Имечко у меня некруглое, конечно, уж какое есть…

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природы: Песок! – сердито продолжал старшина.(с.468)

2. Описывать среду и обстановку. Пляж, девчонки! (с.468)

3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: У меня конституция такая.(с.472)

4. Выражать пожелание, приказ и вопрос: Немцы…-одними губами сказала Рита.- Где немцы? (с.525)

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.

Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Вот, например, как Васков, отдавая приказ, описывает позицию отряда: Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро…(с.472)

А вот как описывает Васильев в конце повести природу:

Тут полное безмашинье и безлюдье… К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов! (с.531)

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Бориса Васильева. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и безличные, реже употреблялись назывные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения. В повести события излагаются не от первого лица; здесь всё пропущено через восприятие самих героев: пяти девушек-зенитчиц и более всего – старшины Васкова.

Список литературы

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Москва «Просвещение». 1979

5. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8.Библиотека мировой литературы для детей. Ю.Бондарев. В.Богомолов. В.Быков. Б.Васильев. Москва «Детская литература» 1986.

Учитель

Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Роль односоставных предложений в речи.

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена;

Слайд 1. Орфографическая разминка.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры, пр..восходить, пр..бить, пр..глушить, пр..вокзальный, пр..высить скорость, пр..светлый образ, пр..окский, пр..неприятный, пр..рываемый, пр..вязанный, пр..дать форму, пр..бывать в унынии, пр..брежный, поезд пр..бывает, пр..городный, пр..клеить, пр..сесть, пр..града, пр..дел желаний, пр..дел храма, пр..данья старины, пр..уменьшить, пр..образовать, радиопр.. ё мник.

Слайд 2. Самопроверка

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, придать форму, пребывать в унынии, прибрежный, поезд прибывает, пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преданья старины, приуменьшить, преобразовать, радиопри ё мник.

Слайд 3 Найдите грамматическую основу в предложениях . /Предложения двусоставные./

- В чём особенность предложений справа? Вывод: Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Слайды 4-5 Тема урока и цели.

- Итак, перед нами односоставные предложения.

1. Люблю грозу в начале мая…

2. Мне сказали о вашей просьбе.

3. Мне не спится.

4. Весна.

- Посмотрите, чем отличаются первые три предложения от четвёртого. /В 1-м – 3-м предложениях главный член – сказуемое, а в 4-м - подлежащее/

Вывод: По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

Слайд 7 Понятие об односоставных предложениях §212

- Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Почему? /возврат к слайду 6/ Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. Как мы видим, мысль, выраженная односоставным предложением, тоже полноценная, не усечённая. Запись в тетради «Стилистика русского языка » §212 /последний абзац/

Слайд 9 Разминка!

Слайд 10 САМОПРОВЕРКА!

Слайд 11 Определённо-личные предложения. §213

- Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях?

1. Люблю безмолвие полношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. / глаг., 1-е л., ед. ч., наст. вр./

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? /глаг., 2-е л., наст. вр./

3.Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья . /глаг., 1-е л., буд. вр./

4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии . /глаг., 1-е л., мн. ч., буд. вр./

5. Уходи, зима седая!

6. Звени, звени, златая Русь , Повелит накл.

Волнуйся, неу ё мный ветер!

7. Напиши мне письмецо!

Чтение и комментарий §213.

- Всё же в чём же превосходство О-Л предложений? §213./чтение и комментарий/

Итак, как мы видим, второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. В русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь О-Л. сфера использования О-Л предложений обширна /разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи/ запись в тетради «Стилистика»

Слайд 13. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзь ями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».

К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?

Слайд 14 Обобщённое значение О-Л предложений

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом все прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревожен­ные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Не бери в лес ружье... (По Н. Сладкову.)

От какого лица ведётся рассказ? /от 1-го лица/

Какая форма глагола указывает на это?/ Глаголы 1-го лица, изъявит накл., наст времени./

В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? /В форме 2-го лица, ед. ч., изъявит. накл./

Как вы думаете, с какой целью автор это делает?/Очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщённого лица, т. е действие относится к любому лицу: это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста./ §213 /последний абзац/

Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения? /Да, писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьём, появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср.: Но вот я вхожу в лес… - при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения. / ВЫВОД: О-Л предложения используются в текстах для передачи значения обобщённого лица, а также порядок слов /инверсия/ может вносить в предложение значение обобщения. /См. Практика № 000 с.86, устно/

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин определённо-личные. 2. Кто является деятелем в О-Л предложениях? 3. Какую роль играет окончание сказуемого в О-Л предложениях? 4. Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь О-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности О-Л предложений?

Слайд 15 Неопределённо-личные предложения. §214

Найдите в предложениях 1-2 сказуемое-глагол, определите, в какой грамматической форме он употреблён. Формы 3-го лица мн. ч. настоящего времени и мн. ч. прошедшего времени не указывают на какое-либо определённое лицо: они, кто именно? Нашли – мы, вы, они? Здесь не важно лицо, совершающее действие, а важно само действие.

1. Ведут ко мне коня.

2. Потом его в степи

без чувств нашли.

(М. Лермонтов.)

/ Открыть правую верхнюю часть/ §214

Слайд 17 Закрепление

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В. Песков.)

1. Как мыслятся действующие лица в предложениях этого отрывка?

2. Можем ли мы сказать определённо, кто именно проявил внимание к дельфинам?

ВЫВОД: в этих предложениях всё внимание сосредоточено на действии, а сам производитель действия не назван, т. к. это совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Слайд 18 Обобщённое значение Н-Л предложений

А теперь определите грамматическую форму сказуемых в предложениях 1-2. / 3-е лицо настоящего времени./ В этих примерах формы сказуемых вновь не подразумевают определённого лица, но они обращены ко всем, имеют переносное значение./ открыть правую часть. §214 /последний абзац/

1. Цыплят по осени считают.

(Пословица.)

2. От добра добра не ищут

(Пословица.)

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

Использует приём, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе на слушателя. Запись в тетради «Стилистика»

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин неопределённо-личные. 2. Кто является деятелем в Н-Л предложениях? Чем может быть выражено сказуемое в Н-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь Н-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности Н-Л предложений?

Слайд 19 Определите вид предложения

1. За правое дело стой смело. /Пословица./

2. Сижу за столом у открытого окна. /В. Бианки./

3. Сегодня с утра начали жать рожь. /В. Бианки./

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…/М. Лермонтов./

5. Меня приняли в баскетбольную команду…/Н. Носов./

6. Одной рукой и узла не развяжешь. /Пословица./

7. Брошу в море сети частые, белый парус подыму. /В. Брюсов./

8. Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9. Бездонную бочку водой не наполнишь. /Пословица./

10. К кому-то принесли от мастера ларец. /И. Крылов./

Слайд 20 Безличные предложения

Слайд 21 Безличные предложения §215 Переход на слайд 22 безличные глаголы.

Глаголы обычно обозначают действие лица или предмета, поэтому грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Однако в русском языке есть группа глаголов, которые обозначают действие без деятеля (без действующего лица или предмета), поэтому такие глаголы называются безличными:

Ветром унесло лодку.

Слайд 23 Определите способ выражения сказуемого в безличных предложениях.

Светает (состояние природы). Безличный глагол

Приятно пахнет чер ё мухой (состояние среды).Личный глагол в безличном значении

Мне не спится (состояние человека). Возвратный глагол в безличном значении

Быть грозе! (неизбежность). Инфинитив

В лесу тихо (состояние природы). Слово состояния

Мне грустно (состояние человека). Слово состояния

Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо). Неизменяемая глагольная форма нет

Слайд 24. Определите способ выражения сказуемого

1. Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. 2. Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. 3. Нам (не)просто смотреть друг другу в глаза. 4. Нет дороги н.. впер ё д и н.. назад. 5. Вальдшнепа н..где не видно. 6. Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч ё рную (не)запотчевать. 7. Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. 8. Савельича со мною (не) было.

Слайд 25. Алгоритм

Опираясь на данный алгоритм, назовите виды односоставных предложений.

Алгоритм определения вида простого предложения:

1. Выделить главные члены предложения.

2. Установить: двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определённо или неопределённо-личное.

7. Если нет – это безличное предложение.

Ночь. Читаю книгу. Рассвело. В дверь постучались.

Слайд 26. Обобщение.

Слайд 27. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Лес. Поляна. Безлюдье.

3. В школе готовятся к празднику.

4. В доме ожидают гостей.

5. В лесу шумело.

6. В трубе свистело, гудело, ухало.

7. Не бери в лес ружь ё .

8. Познай самого себя.

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово;

4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;

5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.

Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).

Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.

Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).

Вариант I.

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Вариант II.

Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.

Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.

Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;

во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);

в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;

наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.

Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.

Вариант III. .

Задание. Является ли это предложение именительным представления?

Устно объясните значение выделенного слова.

Мелколесье 5. Степь да дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(С. Есенин).

Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.

Мелколесье5 - небольшой лес.

V. Творческая работа

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.

(Проверяется 2-3 работы)

Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).

VI. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).

Ф. И. учащегося.

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное

VII. Итог урока, домашнее задание.

Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Всё убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять! "

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Отркрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Скрип шагов вдоль улиц белых...