Как учесть суммы пособий, не принятых фсс. Как учесть суммы пособий, не принятых фсс Бухгалтерские проводки по непринятым расходам фсс

Подали на возмещение больничного листа в Фонд Социального Страхования документы во 2-м квартале 2018г. Проверка закончилась в конце третьего квартала 2018г. Фонд не принял часть больничного листа.
1. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в зарплату?

2. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в отчетности за 3-й квартал или подать уточненку за 2-ой квартал?

3. В какой срок необходимо доплатить налоги по не принятой сумме?

4. Как не принятую сумму отразить в бухгалтерском учете?

Сообщаю Вам следующее:

Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты.
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях. В Документе 3 отражен порядок представления уточненного расчета.
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и . Рекомендуется уплатить недоимку и пени в кратчайшие сроки, так как за каждый день просрочки начисляются пени (в Документе 4 представлен материал, где указан порядок взыскания задолженности налоговым органом).

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

Как учесть расходы, не принятые к зачету ФСС

ФСС может не принять расходы к зачету, если документы на выплату пособий неправильно оформлены, фальшивые либо их совсем нет ( Закона N 255-ФЗ). Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и .

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Документ 3

Порядок представления уточненного расчета следующий:

— в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений);

— в уточненный расчет подлежит включению «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в отношении тех физических лиц, в отношении которых производятся изменения (дополнения);

— при перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

И, конечно, уточненный расчет представляется за тот период, в котором непринятые расходы были первоначально отражены.

Если в уточненном расчете меняется только сумма расходов на выплату страхового обеспечения, то из него надо исключить не принятые ФСС расходы на выплату пособий:

— корректировки вносятся в расчета;

— соответствующие изменения вносятся в Приложение 2 к разд. 1 расчета ( — );

На основании приведенных норм финансисты делают следующие выводы:

— во-первых, непринятые суммы пособий не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— во-вторых, выплаченные работнику суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Данный подход к рассматриваемому вопросу представлен и в более поздних письмах ФНС России ( от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).

Если территориальный орган ФСС не принял к зачету расходы на выплату пособий на обязательное социальное страхование, то плательщик обязан представить уточненный расчет по страховым взносам, скорректировав сумму расходов.

Что касается вопроса об обложении страховыми взносами сумм не принятых к зачету расходов, он сегодня является спорным. Плательщик должен принять самостоятельное решение, следовать ему разъяснениям контролирующих органов, которые настаивают на обложении указанных выплат, или руководствоваться судебными решениями, признающими спорные суммы страховым обеспечением, которые не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

Документ 4

1.1. Действия плательщика после выявления им недоимки по страховым взносам

Если в расчете отражена неправильная сумма взноса, нужно подать уточненный расчет ( , НК РФ).

Срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, включает:

  1. Требование об уплате страховых взносов

Требование может направлять инспекция, в которой страхователь состоит на учете. Также его может направить налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по НК РФ ( , НК РФ).

  • сумму задолженности (на момент направления требования);
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок исполнения требования (если дата исполнения не указана, то его нужно исполнить в течение восьми дней с даты его получения; меньший срок не может быть установлен, срок можно продлить);
  • меры по взысканию и обеспечению, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • основания взимания сбора со ссылками на законодательство;
  • предупреждение об обязанности налогового органа направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки содержит признаки преступления, совершенного в крупных и особо крупных размерах ( УК РФ).

На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговый орган обязан передать материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования задолженность не погашена в полном объеме ( НК РФ).

Если обязанность по погашению недоимки не исполнена, можно использовать средства банковского вклада (в том числе в драгоценных металлах), но только по истечении договора банковского вклада. Тогда на основании поручения банк проводит перечисление средств на расчетный (текущий) счет страхователя в размере, необходимом для погашения недоимки.

При продлении договора вклада банк сначала исполняет поручение налогового органа ( Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32431).

Обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денег

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги . Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

В статье приведен ответ на вопрос об отражении в бухгалтерском учете не принятых к зачету сумм страховых взносов по акту проверки ФСС.

В редакцию журнала от читателей – бюджетных учреждений поступили вопросы о том, как отражать в бухгалтерском учете не принятые к зачету суммы страховых взносов по акту проверки ФСС. Отказ в принятии к зачету сумм страховых взносов был обусловлен неверным начислением пособия по временной нетрудоспособности (при расчете пособия не была учтена предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС, листок нетрудоспособности был оформлен с нарушениями). В настоящей статье рассмотрим некоторые ситуации, которые выявляются проверяющими, и дадим рекомендации о том, как бухгалтеру следует действовать в таких ситуациях.

ФСС – орган контроля, осуществляющий проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. Кроме того, ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

Оспаривание результатов выездной проверки

Результаты контрольных мероприятий отражаются в акте проверки. Общие правила оформления результатов проверки установлены ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ . Из положений п. 2 ст. 38 данного закона следует, что по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, составляется акт проверки по форме 17 – ФСС РФ . Акт в течение пяти дней с даты его подписания вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, знакомится с актом и в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, вправе высказать такое несогласие. Оно представляется в ФСС в письменной форме в течение 15 дней со дня получения акта проверки. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ).

Акт проверки, письменные возражения по нему и другие материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ . Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

  • устанавливает, нарушало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, законодательство РФ о страховых взносах;
  • устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 212-ФЗ;
  • устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, определенного названным законом;
  • выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Федеральным законом № 212-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение (п. 8 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ):

  1. о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к такой ответственности.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (п. 12 ст. 39 Федерального закона № 212-ФЗ). Такое лицо при наличии у него объективных причин вправе не согласиться с решением контрольного органа и обратиться в суд, чтобы уже в судебном порядке доказать правомерность своих действий.

Нарушения при заполнении листков нетрудоспособности – обоснованная причина отказа в зачете страховых взносов?

Достаточно часто проверяющие из ФСС отказывают в принятии к зачету сумм страховых вносов по причине заполнения листка нетрудоспособности с нарушениями. Напомним, Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок № 624н). В статье Ю. Мельниковой «Ошибки при выдаче медицинской организацией листков нетрудоспособности» (№ 3, 2015) автор привел примеры из судебной практики 2014 года, доказывающие, что некоторые ошибки при заполнении листков нетрудоспособности являются незначительными и не могут рассматриваться как основания для непринятия к зачету страховых взносов, направленных на выплату пособия по таким больничным листам. Анализ практики проверок ФСС показывает, что контрольные органы при проведении проверки не принимают к зачету при наличии любого (даже незначительного) отклонения листка нетрудоспособности от требований Порядка № 624н. С такой ситуацией столкнулся и наш читатель. При заполнении больничного листа был нарушен п. 29 Порядка № 624н, предусматривающий, что временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена инвалидность, может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 дней или до повторного направления на медико-социальную экспертизу (МСЭ). При отказе гражданина от направления на МСЭ или несвоевременной его явке на такую экспертизу по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа от направления на МСЭ или регистрации документов в учреждении МСЭ. Соответствующие сведения указываются в листке нетрудоспособности и медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного. Судебных решений относительно непринятия к зачету страховых взносов, направленных на выплату пособия, если листок нетрудоспособности заполнен с нарушениями п. 29 Порядка № 624н, информационно-правовая система не имеет. Однако судьи считают, что спорные больничные листы (оформленные медицинской организацией с нарушениями Порядка № 624н) не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату. При подтверждении факта наличия заболевания застрахованного лица расходование средств обязательного социального страхования на выплату пособий не может расцениваться как нецелевое использование средств (постановления АС УО от 29.08.2014 № Ф09-4877/14 № А60-48209/2013, ФАС ПО от 24.03.2014 № А55-4867/2013). Кроме того, учреждение может подать в суд на медицинскую организацию, выдавшую листок нетрудоспособности, оформленный с нарушениями. Пунктом 68 Порядка № 624н установлено, что за нарушение положений Порядка № 624н медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Конечно, каждая конкретная ситуация, случившаяся в учреждении и выявленная в ходе проверки, индивидуальна. Суд будет рассматривать конкретный случай, озвученный истцом, и доводы, приведенные ответчиком. Ввиду отсутствия судебной практики относительно нарушения п. 29 Порядка № 624н нельзя с уверенностью утверждать, что суд встанет на сторону страхователя и отменит решение ФСС. Тем не менее не стоит боятся отстаивать свои права в суде. Имеется достаточно много судебных решений, когда суд поддерживал страхователя. Например, в Постановлении АС ЗСО от 16.01.2015 № Ф04-13946/2014 по делу № А27-12270/2014 суд признал недействительными решения отделения ФСС в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. ФСС принял решение о непринятии к зачету страховых взносов, которые были направлены на выплату пособия по листку нетрудоспособности, оформленному с нарушениями п. 5, 6, 14, 57, 58, 60 Порядка № 624н. Судьи посчитали, что нарушения, допущенные медицинским учреждением, являются незначительными, факты наступления страховых случаев в виде временной утраты трудоспособности застрахованных лиц не опровергнуты, нарушения целевого характера выплаты денежных средств не установлены.

В случае, когда ФСС отказался принимать к зачету суммы страховых взносов, направленных на выплату пособий, по причине нарушения норм Федерального закона № 255-ФЗ (например, при расчете среднего заработка для выплаты пособия не была учтена предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС, как того требует п. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ), учреждение, допустившее нарушение, не сможет доказать свою правоту. Напомним, что в силу норм п. 4 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС. В такой ситуации учреждение будет вынуждено сторнировать излишне начисленную сумму пособия и отнести ее на расходы учреждения (код вида деятельности 2).

Как в бухгалтерском учете отражаются операции по не принятым к зачету суммам страховых взносов?

Предлагаем на конкретных примерах рассмотреть операции, которые должен совершить согласно решению ФСС о непринятии к зачету сумм страховых взносов. Поскольку данный материал подготовлен по просьбе читателей – бюджетных учреждений здравоохранения, корреспонденция счетов будет составлена в соответствии с нормами Инструкции № 174н .

Пример 1

Сотруднику учреждения здравоохранения по коду вида финансового обеспечения 7 в 2012 году было излишне начислено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 5 000 руб. Ошибка бухгалтера, производившего расчет пособия, состояла в том, что он не учел предельную величину базы для начисления страховых взносов. Общая сумма пособия, которая была выплачена работнику, – 15 000 руб. Сотрудник отказывается вернуть излишне начисленное ему пособие.

В бухгалтерском учете операции по сторнированию суммы начисленного пособия за счет средств ФСС будут отражены так:

Сумма, руб.

(15 000 руб. x 13%)

Перечислен в бюджет НДФЛ

(15 000 - 1 950) руб.

– суммы пособия

– суммы НДФЛ

Отнесена на расходы учреждения текущего года часть пособия, которая ошибочно была начислена работнику

(5 000 - 650) руб.

– выдача денежных средств

Пример 2

Сотруднику бюджетного учреждения оплачен по коду вида финансового обеспечения 7 листок нетрудоспособности в размере 10 000 руб., который, как показала проверка, оформлен с нарушением норм Порядка № 624н. ФСС не принял к зачету суммы страховых взносов, которые были потрачены на выплату пособия. Учреждение обратилось в суд, чтобы взыскать с медицинского учреждения, выдавшего такой больничный лист, сумму ущерба. Судьи встали на сторону учреждения. Медицинское учреждение перечислило ему 10 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по сторнированию суммы начисленного пособия за счет средств ФСС будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС

Удержан НДФЛ с суммы пособия, выплачиваемого за счет средств ФСС

(10 000 руб. x 13%)

Перечислен в бюджет НДФЛ

Выдано пособие из кассы учреждения сотруднику

(10 000 - 1 300) руб.

После проверки произведена корректировка методом «красное сторно» операции по начислению:

– суммы пособия

– суммы НДФЛ

Отнесена на расходы учреждения текущего года сумма пособия в части, по которой страховые взносы не были приняты к зачету

(10 000 - 1 300) руб.

Отражены исправительные операции по выдаче пособия:

– возврат пособия, выданного работнику по коду вида деятельности 7, методом «красное сторно»

– выдача денежных средств

Отражен в учете размер ущерба, подлежащего возмещению по решению суда

Поступили в учреждение денежные средства от медицинской организации, выдавшей листок нетрудоспособности с нарушениями

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в случае непринятия ФСС к зачету сумм страховых вносов, направленных учреждением на выплату пособия, по причине заполнения листка нетрудоспособности с нарушениями норм Порядка № 624н учреждение вправе обратиться в суд, чтобы отменить решение ФСС и (или) привлечь к ответственности медицинское учреждение, выдавшее больничный лист, оформленный с нарушением Порядка № 624н.

Анализ судебных решений показал, что судьи в ходе разбирательств отменяют решения ФСС о непринятии к зачету страховых взносов, направленных на выплату пособия по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушениями Порядка № 624н. В случае если причиной непринятия к зачету сумм страховых вносов стал неверный расчет пособия, данные суммы относятся на расходы учреждения.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Форма акта проверки утверждена Приказом Минтруда РФ от 27.11.2013 № 698н.

Данным пунктом установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Таким образом, срок, в течение которого должно быть принято решение по акту, равен 25 дням со дня получения акта лицом, в отношении которого проводилась проверка (15 дней дается на обжалование акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, и 10 дней дается ФСС на рассмотрение материалов проверки и принятие по ним решения).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Фонд социального страхования осуществляет контроль за правильностью произведенных расходов, а также проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона № 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Территориальный орган страховщика выделяет (возмещает) средства на осуществление расходов, которые произведены страхователем на выплату страхового обеспечения в соответствие с требованиями действующего законодательства, и которые по результатам проверки приняты к зачету (ст.ст.4.6, 4.7 Закона № 255-ФЗ).

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, отказывает в возмещении средств страхователю (ст.4.2 Закона № 255-ФЗ), а также выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов. Не принятые к зачету расходы являются неуплаченными страховыми взносами, так как сумма произведенных расходов в нарушение действующего законодательства была зачтена в счет предстоящих платежей.

До 01.01.2017 непринятые к зачету расходы отражались в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, увеличивая задолженность страхователя по уплате страховых взносов, чем и обеспечивался возврат суммы непринятых к зачету расходов в бюджет Фонда социального страхования.

В Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы, непринятые к зачету расходы не отражаются.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется Фондом социального страхования в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (Порядок представления решений определен Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016).

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы налоговым органам. Разъяснения по вопросам информирования плательщиков страховых взносов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01.2017 возлагаются на налоговые органы (Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ, № 250-ФЗ).


ФСС может не принять пособия к зачету. Предприниматель не может проигнорировать это решение органов. Он должен правильно учесть расходы, не принятые к учету, внести исправительные записи.

Причины неприятия пособий к зачету

Существуют различные виды зачетов: по больничным листам, декретные и детские пособия. Для чего вообще нужен их зачет? Средства изначально выплачиваются работодателем. Однако расходы последнего компенсируются ФСС. Принятие пособий выполняется по итогам их проверки. В пункте 1 статьи 4.2 и пункте 4 статьи 4.7 ФЗ №255 «Об обязательном соцстраховании» от 29 декабря 2006 года указано, что ФСС может не принимать пособия к вычету в этих случаях:

  • Средства выплачены на основании неправильно оформленных документов.
  • Были нарушены законы о соцстраховании.
  • Документация вообще отсутствует.

К СВЕДЕНИЮ! ФСС может обнаружить признаки того, что фирма искусственно создала условия для выплаты пособий. К примеру, это могут быть подделанные листы нетрудоспособности.

Варианты действий

Если ФСС не приняла пособия к вычету, существует два варианта действий:

  1. Оспаривание решения.
  2. Внесение изменений в учет.

Варианты действий зависят от нюансов конкретной ситуации.

Особенности оспаривания

Оспаривание возможно только в том случае, если решение о непринятии пособий принималось на базе субъективных причин. То есть служба не обосновала свое решение. Иск нужно подавать в адрес самой ФСС. В заявлении требуется изложить все обстоятельства дела, приложить подтверждающие документы.

Часто незачет выполняется тогда, когда есть ошибки в листе нетрудоспособности. К примеру, это могут быть следующие ошибки:

  • Неправильное указание возраста.
  • Сокращено наименование фирмы.
  • На листе присутствуют пустые ячейки.
  • Присутствуют кавычки, запятые.
  • Есть очевидные описки.

Отражение пособий, которые не приняты к учету

Если пособия не были приняты, бухгалтер должен действовать в соответствии с этим алгоритмом:

  1. Использование сторно в учете относительно сумм пособий, не принятых к зачету.
  2. Списание пособий в траты или их удержание с сотрудника.
  3. Исчисление с выплат страховых взносов.
  4. Начисление и удержание с сотрудника. Исключение составляют пособия по временной нетрудоспособности. Если ФСС не признает расходы, они перестают относиться к тратам, на которые не начисляется налог. То есть если сотрудник не вернул пособие, оно начинает считаться его доходом. С него нужно удерживать подоходный налог.
  5. Если сотрудник возвращает выплату, на которую уже уплачен подоходный налог, образуется переплата. О переплате нужно сказать работнику на основании пункта 1 статьи 231 НК. Переплата засчитывается в счет следующих платежей по НДФЛ. Она также может быть возвращена на р/с сотрудника.
  6. Перевод взносов и НДФЛ в государственную казну.
  7. Определение размера пени по взносам и налогам. Откуда образуются пени? В период признания расходов появляется недоимка. Выплаты становятся облагаемыми, и дата перевода выплат является стандартной.
  8. Изменение отчетности. Корректирующие записи вносятся и в налоговый, и в бухгалтерский учет.

То есть непризнание пособий предполагает целый ряд проблем. Бухгалтер обязательно должен предпринять соответствующие меры.

Учет пособий при их возврате сотрудником

Бухучет выплат определяется тем, вернул ли пособие сотрудник. Записи по тратам нужно сторнировать. Дата новой проводки аналогична дате решения фонда о том, что выплаты не будут приниматься к зачету. Удержание пособий может проводиться только при этих обстоятельствах:

  • Сотрудник получил деньги на основании заведомо ложной информации. К примеру, он предоставил поддельный лист нетрудоспособности.
  • Бухгалтер допустил ошибку счетного характера.

Если указанные условия отсутствуют, удержание может выполняться только добровольно.

В части 4 статьи 137 ТК РФ, части 4 статьи 15 ФЗ №255, части 1 статьи 138 ТК РФ указано, что подобные траты могут удерживаться из доходов сотрудника в размере не больше 20% от ежемесячного заработка.

Если сотрудник вернул средства, в учете выполняются эти проводки:

  • ДТ69 КТ70. Сторно начисления пособия.
  • ДТ20, 23, 25 26 44 КТ70. Сторно пособия по больничному листу за первые 3 дня (выплаты за остальные дни выполняются работодателем).
  • ДТ70 КТ68. Сторно НДФЛ с выплат по листу нетрудоспособности.
  • ДТ73, 76 КТ70. Пособие отнесено в категорию расчетов с сотрудниками по прочим операциям. Если трудящийся уволился, переплата возвращается на счет 76.
  • ДТ50, 51, 70 КТ73, 76. Специалист вернул средства (добровольно или принудительно).
  • ДТ69 КТ51. Доплата пособия. Необходимость ее связана с тем, что на сумму выплат были сокращены взносы на временную нетрудоспособность.
  • ДТ70 КТ51. Переплата НДФЛ. Возврат переплаты на р/с сотрудника.

Сторно представляет собой возврат изначально указанного значения. То есть это исправление ранее внесенной записи.

Учет пособий в том случае, если сотрудник их не вернул

Сумму пособия нельзя вернуть в принудительном порядке в случае, если незачет — это следствие нарушения законов бухгалтером учете. Взыскание средств – это право, а не обязанность работодателя. То есть он может и не взыскивать пособие, даже если на это есть основания (основание – статья 240 ТК РФ).

Если сотрудник не возвратил пособие, выполняются эти проводки:

  • ДТ69 КТ70. Сторно начисленного пособия.
  • ДТ91/2 КТ70. Отнесение расходов на счет прочих трат.
  • ДТ91/2 КТ69. Начисление страховых взносов на сумму.
  • ДТ70 КТ68. Удержание НДФЛ с выплат. Исключение составляет пособие по нетрудоспособности.
  • ДТ91/2 КТ69 (специальный счет «Пени, штрафы»). Пени по взносам, выплаченным с опозданием из-за недочета.
  • ДТ91/2 КТ68 (специальный счет «Пени и штрафы»). Пени по НДФЛ, внесенному несвоевременно.
  • ДТ69/68 КТ51. Перечисление страховых взносов и НДФЛ в государственную казну.

С сотрудника будет удерживаться НДФЛ. Если работник уволился, о невозможности удержания налога нужно сообщить в ФНС.

Особенности составления отчетности

Если произошел незачет, нужно внести изменения и в отчетность:

  • 2-НДФЛ. Нужно убрать сумму пособия. Бухгалтеру требуется составить и сдать справку по корректировкам. Актуально это в том случае, если выплаты изначально облагались НДФЛ и сотрудник вернул средства. Если работник не вернул средства, нужно составить корректирующую 2-НДФЛ. Ранее использованный код 2300 заменяется на код 4800. Если выплаты не облагались НДФЛ и сотрудник их вернул, в отчетности менять ничего не требуется. Если средства не облагались налогом и сотрудник их не вернул, у него образуется доход. Он фиксируется в отчетности под кодом 4800.
  • 6-НДФЛ. Если выплата облагалась НДФЛ и сотрудник ее вернул, нужно сдать корректирующую отчетность. Ее нужно составлять и сдавать также за предыдущие периоды. Если выплаты облагались налогом, однако работник их не вернул, в отчетности ничего не меняется. Если сумма не облагалась НДФЛ и сотрудник ее не вернул, у него образуется доход. Необходимо сдать корректирующую отчетность.

Внесение изменений зависит от обложения пособий налогами и от того, возвращена ли сумма сотрудником.

ФСС РФ отказался принять к зачету расходы на выплату пособий. Как учесть такие суммы и отчитаться об исправлении нарушения, читайте в статье.

Таким образом, в иных случаях для возврата суммы не принятого фондом пособия необходима добрая воля получателя. Однако добровольное внесение на практике встречается редко. Как правило, эти суммы приходится списывать за счет собственных средств организации, производить исправления в бухгалтерском и налоговом учете, корректировать уже представленные отчетные формы.

Исправительные записи в бухгалтерском учете

Факт отказа фонда возместить выплаченные суммы пособия отражается в Решении о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по , утвержденной .

Сторно начисленных пособий. На основании этого документа страхователь сторнирует записи по начислению сумм не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и всвязи с материнством на дату вынесения решения (п. и ПБУ 22/2010).

Бывшее пособие - за счет собственных средств. Суммы, восстановленные по дебету счета 69, не могут быть списаны на затраты, как, например, зарплата. Их следует отнести в уменьшение собственных средств страхователя.

Поскольку они не признаются при расчете налога на прибыль, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство.

НДФЛ. Заметим, что пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ в силу прямого указания в статьи 217 Налогового кодекса (). Поскольку мы говорим о случае, когда работник добровольно не вернул сумму пособия, не принятого фондом (он получил доход), сторнировать сумму удержанного с него НДФЛ нет необходимости.

Если фонд не принял к зачету не облагаемое налогом пособие, эту сумму следует включить в облагаемую базу по НДФЛ.

Рассмотрим на примере бухгалтерские записи по исправлению допущенного нарушения.

ПРИМЕР 1.

В ЗАО «Амурские куры» в феврале 2015 года работникам были выплачены:

  • пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 26 827,33 руб.;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 465,2 руб. ( «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Однако по результатам камеральной проверки, проведенной фондом в августе, расходы на выплату пособий из-за неправильного оформления представленных документов приняты не были.

Необходимо составить исправительные проводки.

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма» КРЕДИТ 70

26 827,33 руб. - сторнирована сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» КРЕДИТ 70

465,2 руб. - сторнирована сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 70

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - выплаченные работникам суммы не принятых к зачету пособий отражены по счету расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

ДЕБЕТ 69 субсчетов расчетов с ФСС РФ по двум видам социального страхования КРЕДИТ 51

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - перечислены в ФСС РФ суммы задолженности страхователя перед фондом, возникшие в связи с отказом фонда принять суммы пособия к зачету;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 76

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - отнесены за счет собственных средств страхователя суммы выплаченных работникам пособий, не принятых фондом к зачету;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ»

60 руб. (465,2 руб. × 13%) - удержан НДФЛ с суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»

5458,51 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 20%] - отражено постоянное налоговое обязательство.

Заметим, что если речь идет об обычном пособии по временной нетрудоспособности, то следует сторнировать и начисление пособия за первые три дня временной нетрудоспособности на счета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44).

Последствия неначисления страховых взносов с не принятых фондом пособий

В связи с отказом территориального отделения фонда принять пособие к зачету возникает вопрос о занижении суммы выплат, облагаемых страховыми взносами.

Доначисление страховых взносов

Пока выплата считалась пособием. В момент назначения пособия оно считается начисленным правомерно и не облагается страховыми взносами ( ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - , и п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее - ).

Когда выявлено нарушение. В момент вынесения решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения выплаченные суммы утрачивают статус страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Таким образом, они должны быть исключены из перечня не облагаемых страховыми взносами выплат и на них следует начислить страховые взносы ().

Нарушение допущено в текущем году. Если фонд не принял к зачету пособия, выплаченные в текущем году, доначисление страховых взносов производится в том отчетном периоде, когда выявлена ошибка ().

Нарушение прошлых периодов. Если речь идет о результатах выездной проверки, глубина которой охватывает и прошлые периоды, порядокдоначисления страховых взносов зависит от момента выявления ошибки, от того является ли она существенной, утверждена ли отчетность прошлого года и т. д.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. ЗАО «Амурские куры» не имеет права применять пониженные тарифы страховых взносов. Основной вид деятельности ЗАО «Амурские куры» относится к VII классу профессионального риска. Ему соответствует тариф страховых взносов на случай травматизма - 0,8%.

Получатели непринятых сумм пособий родились после 1967 года. Сумма их доходов, облагаемых страховыми взносами, в совокупности с суммами непринятых к зачету пособий в августе не превысила предельную величину облагаемой базы. Как доначислить страховые взносы с непринятых сумм пособий?

РЕШЕНИЕ. В августе 2015 года бухгалтер ЗАО «Амурские куры» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам»

6004,35 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 22%] - доначислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

791,48 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 2,9%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма»

218,34 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 0,8%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай травматизма;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС»

1391,92 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 5,1%] - доначислены страховые взносы в ФФОМС.

Ответственность за занижение облагаемой базы по страховым взносам

Если расходы на выплату пособий приняты не были, у организации возникает недоимка по страховым взносам. Недоимка взыскивается с начислением пеней и облагается штрафом за занижение облагаемой базы.

Пени по страховым взносам за просрочку. Согласно статьи 25 Закона № 212-ФЗ пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Заметим, что день погашения просроченной задолженности по страховым взносам в период просрочки не входит (). Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Это предусмотрено , и ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

Штраф. За занижение облагаемой базы организацию могут оштрафовать в размере 20% неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленных действий со стороны страхователя - в размере 40% (ч. и ст. 47 Закона № 212-ФЗ и Закона № 125-ФЗ).

Уточнение ранее сданных расчетов по страховым взносам

Если организация занизила облагаемую взносами базу, она согласно статьи 17 Закона № 212-ФЗ обязана представить уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (форму-4 ФСС и форму РСВ-1 ПФР).

Если база занижена в текущем году. Следует подать уточненный расчет за тот период отчетного года, в котором нарушение допущено. Например, если организация выплатила пособия в феврале 2015 года, а фонд не принял эти суммы в августе 2015 года, нужно представить уточненный расчет только за I квартал 2015 года.

Обратите внимание , сложившаяся практика показывает, что «уточненка», сданная после окончания приема отчетности, используется в справочных целях. Ее показатели не меняют картину «закрытого» отчетного периода. Исправление нарушения специалисты фонда учтут на основании расчета за период, когда нарушение было выявлено и фактически исправлено (за 9 месяцев).

База была занижена в прошлом году. Если выявлено нарушение, допущенное в предыдущем отчетном периоде, уточненный расчет (также для справки) нужно подать за тот год, а фактические исправления отразить в строках 4 и 5 таблиц 1 и 7 расчета за период, когда нарушение выявлено и исправлено. Сдать уточненный расчет нужно на старом бланке (

РЕШЕНИЕ. Нарушение допущено и исправлено в течение одного года. Определим перечень корректировок показателей расчета за I квартал 2015 года, которые бухгалтер должен произвести в уточненном расчете. Скажем сразу, уточненный расчет за I квартал 2015 года в конечном итоге должен отражать расчеты с фондом таким образом, как будто нарушения и не было. Для этого ряд показателей первичного расчета за I квартал 2015 года следует уменьшить (увеличить) на непринятые суммы пособий.

На сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует уменьшить (-):

  • показатель строки 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования» таблицы 1. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»), в графе 3 строки 15 таблицы 1;
  • графы 3 строки 18 «Всего (сумма строк 12 + 15 + 16 + 17)» таблицы 1;
  • графы 4 строки 5 «Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности» таблицы 2;
  • графы 3 строки 12 «Итого (сумма строк 1 + 3 + 5 + 6 + 7 + 10 + 11)» таблицы 2.

Одновременно на сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму не принятых к зачету пособий следует увеличить (+) показатели, отражающие величину облагаемой базы по обоим видам страхования:

  • граф 5 и 3 строки 1 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ» таблицы 3;
  • граф 5 и 3 строки 4 «Итого база для начисления страховых взносов (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3)» таблицы 3;
  • графы 3 «Выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы» строк 4, 2 и 1 таблицы 6.

На сумму доначисленных страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (791,48 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели:

  • строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 1. Увеличение должно отразиться в графах 1 и 3 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);
  • графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 1;
  • графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) нужно уменьшить (-) показатели:

  • строки 11 «Расходы по обязательному социальному страхованию» таблицы 7. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца»), в графе 3 строки 11 таблицы 7;
  • графы 3 строки 14 «Всего (сумма строк 10 + 11 + 12 + 13)» таблицы 7;
  • графы 4 строки 1 «Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, всего» таблицы 8;
  • графы 3 строки 10 «Всего расходов (сумма строк 1 + 4 + 7 + 9)» таблицы 8.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного периода» таблицы 7.

На сумму доначисленных взносов на случай травматизма (218,34 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели II раздела формы-4 ФСС, посвященного страховым взносам на случай травматизма:

  • граф 1 и 3 строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 7 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);
  • графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 7;
  • графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 7.

Помимо корректировки стоимостных показателей, следует поправить натуральные показатели, отражающие количество выданных пособий (графа 3 строки 5 таблицы 2), дней временной нетрудоспособности (графа 3 строки 1 таблицы 8), численность пострадавших (графа 3 строки 1 таблицы 9).

Напомним, что поданная «уточненка» за I квартал используется лишь в справочных целях, поэтому реальное исправление нарушения нужно отразить при составлении расчета за 9 месяцев, а именно:

  • увеличение облагаемой базы по обоим видам социального страхования (26 827,33 руб. + 465,2 руб.);
  • фактически произведенное доначисление страховых взносов по двум видам социального страхования (791,48 руб. и 218,34 руб.) с суммы не принятых к зачету пособий, не взысканных с получателей;
  • уплату сумм не принятых к зачету пособий и доначисленных страховых взносов по обоим видам социального страхования.