Индивидуальная речевая карта ребенка дошкольника. Речевая карта (Индивидуальная логопедическая карта). Схема обследования детей с алалией

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________

Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________

Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)__

Домашний адрес, телефон_______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________

Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________

Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________

Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________

Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________

Крик: был, нет___________________________________________________________

Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________

Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________

Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________

Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________

_______________________________________________________________________

Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________

_______________________________________________________________________

Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________

Выписка из родильного дома на______день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________

Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9-10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).

Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______

Перенесенные заболевания:

до 1 года _______________________________________________________________

после 1 года_____________________________________________________________

до 3 лет ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.

Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________

Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре_________________________________________

Данные о развитии речи

Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).

Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.

Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________

_______________________________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________

Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________

Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________

_______________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Состояние неречевых психических функций

Исследование восприятия

Зрительное восприятие

Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.

Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее - все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3-4 изображения, перечеркнутые разными линиями - горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.

Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

Слуховое восприятие

При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен - дудочка, барабан - гармонь, бубен - погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Пространственный праксис

При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.

Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.

Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.

При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.

Конструктивный праксис

Логопед использует приемы:

Складывание пирамидки;

Складывание доски Сегена;

Складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.

Складывание фигурок из 2-4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.

Динамический праксис

Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.

Кулак - ребро - ладонь.

Исследование моторики

Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

Пройти по начерченной на полу линии;

Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

Попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

Ударять ладонью по мячу об пол;

Повернуться туловищем вправо - влево.

Ручная моторика.

© сжать кулаки - разжать;

© похлопать в ладоши;

© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

Пальчиковая моторика.

~ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

~ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

~ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

~ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

~ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

~ завязать бантик.

Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.

Исследование зрительной памяти

Задание: запомнить и найти 3-4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.

Ребенку предлагается запомнить 3-4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.

Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.

Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

Исследование импрессивной речи

Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.

Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.

Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».

Понимание различных грамматических форм:

~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;

~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;

~ дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;

~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.

Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

Исследование пассивного словаря

Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.

Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д..

Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит - выходит открывает - закрывает

подходит - отходит стоит - идёт

длинный - короткий широкий - узкий

влетает – вылетает

большой - маленький

высокий - низкий

Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).

Исследование экспрессивной речи

Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.

Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.

Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.

Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ - вытянуть вперед - улыбнуться - губы хоботком и подвигать ими вправо - влево. Для языка - открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу - опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот. Для мягкого неба - широко открыть рот - покашлять с открытым ртом - закрыть рот.

У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ - выдвинуть губы вперед - покой. Для языка - показать широкий язык или показать узкий язык.

Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:

~ фонетически резко различающихся: [Р] - [С], [Л] - [П],

~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],

Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.

Исследование активного словаря

Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.

Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ..., кузнечик - ..., змея - .... лошадка - ..., собака - ..., корова - ..., самолет - ... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит - ... закрывает - ...

встает - ... поднимается - ...

ползет - ... бежит - ...

улетает - ... ложится - ...

плачет - ...

Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.

Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.

Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.

Исследование грамматического строя речи

Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я мечтаю о красном... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол - столы ухо - уши

лист - листья пень - пни

кукла - куклы рот - рты

глаз - глаза стул - стулья

дерево - деревья рукав - рукава

окно - окна воробей - воробьи

Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар - шара - шаров

мяч - ... - ...

дерево - ... - ...

окно - окна - окон

дом- ... - ...

шапка - ... - ...

Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар - голубой

чашка - голубая

платье - голубое

машина - ...

ведро - ...

Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол - столик ложка - ложечка

кукла - куколка ковер - коврик

окно - окошечко кровать - кроватка

Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха - (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)

мяч из резины - (резиновый) кувшин из стекла - (стеклянный) платье из шелка - (шелковое) замок из железа - (железный) платок из шерсти - (шерстяной) кофточка из кружев - (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить -...; бежать - ...; летать -....

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит -... столом. Мяч упал - ... пол. Птичка слетела - ... ветки. Игрушки висят - ... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].

Фонематические представления

Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).

При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз

Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________

Учитель-логопед_______________________________________________________________

Речевая карта

(образец заполнения на ребенка с ОНР)

1 . Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________

  1. Школа ____________________________, класс ____________________
  2. Домашний адрес ___________________________________ телефон __________
  3. Дата зачисления на логопедический пункт _______________
  4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года
  5. Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя : на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери : говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
  6. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
  7. Состояние слуха проверяется при необходимости .
  8. Данные о ходе развития речи : Со слов матери : слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
  9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
  10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).

а) словарный запас : (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.

Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):

Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…

Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.

в) произношение и различение звуков:

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),

ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

  1. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):

лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).

г) темп и внятность речи : речь невнятная, замедленного темпа.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
  2. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
  3. Чтение :

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
  2. знает все буквы, но не читает;
  3. читает слоги и односложные слова;
  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;

б) ошибки при чтении : лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:

  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
  3. испытывает некоторые затруднения.
  1. Проявление заикания : не заикается .

А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);

б) сформированность языковых средств;

в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.

17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1 ) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).


Речевая карта

(образец)

1. Фамилия, имя

2. Возраст

АНАМНЕЗ.

1. От какой беременности ребенок

2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)

3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)

4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)

5. Когда закричал

6. Асфиксия (белая, синяя)

7. Резус-фактор (совместимость)

8. Вес при рождении

9. Вскармливание:

а) когда принесли кормить

б) как взял грудь

в) как сосал

г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания

10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему

РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

1. Голову держит с /1,5 мес/

2. Сидит с / 6 мес/

3. Стоит с /10 мес/

4.Ходит с /11-12 мес/

5. Первые зубы/6-8 мес/

6. Перенесенные заболевания:

До года…

После года….

Инфекции…

Ушибы, травмы головы…

Судороги при высокой температуре….

7. речевой анамнез:

Гуление……../2 мес./

Лепет…../6 мес./

Первые слова…./к 12 мес./

Первые фразы…./к 1,5-2 года/

Прерывалось ли речевое развитие…..

Речевая среда………

Занимался ли с логопедом ребенок раньше……

Отношение к своей речи…..

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…

2. Состояние слухового внимания:

*покажи, какая игрушка звучала

*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)

3. Зрительное восприятие

* основные цвета (количество)

* оттеночные цвета

* подбор картинок к цветовому фону…

4. Ориентация в пространстве:

а) в собственном теле – правая, левая сторона

б) в пространстве – правая левая сторона

в) вверху, внизу, спереди, сзади

5. Ориентация во времени:

*Утро, день вечер, ночь

*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра

*Сначала, потом, сейчас

6. Различение геометрических форм:

а) в активе

б) в пассиве

7. Счет: прямой

обратный

счетные операции

8. Логическое мышление

а) выделение 4-го лишнего :

кошка, собака, утка, мышка

кошка, волк, собака, корова.

б) классификация предметов : назови одним словом:

Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.

Сапоги, туфли, тапочки, валенки.

Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.

Шкаф, стол, кресло, тумбочка.

Синица, ворона, утка, воробей.

Автобус, электричка, трамвай, самолет.

9. Общая моторика:

Ловкий, неуклюжий…

Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…

ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

1. Губы:

Тонкие, толстые, короткие, расщелина.

Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).

2. Зубы:

Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.

3. Твердое нёбо:

Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.

4. Мягкое нёбо:

Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.

Прикус:

Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.

6. Язык:

а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.

б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…

в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…

г) удержание позы, симметричность.

д) наличие синкинезий.

е) тремор.

ж) саливация.

7. Состояние мимической мускулатуры:

* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

* равномерно поднять брови

* нахмурить брови

* сглаженность носогубных складок.

8. Общее звучание речи:

* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)

* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)

* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)

*дикция (нечеткая, смазанная…)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Разговорно-описательная беседа:

Как твоя фамилия?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

Как зовут твою маму?

Как зовут твоего папу?

Есть ли брат, сестра?

Кто старше, младше?

Кем работает мама, папа?

Есть ли у тебя друзья?

2. Составление рассказа по картинке: ….

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…

4. Пересказ…

5. Рассказ по представлению…

СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,

1. Состояние словаря:

а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…

б) объяснение значений слов :

холодильник…

пылесос…

самолет…

в)название частей предметов :

Чайник

Донышко

Носик

Крышка

Ручка.

Часы

Циферблат

Цифры

Стрелки

Ремешок

Стул

Сидение

Спинка

Ножки.

г) Глагольный словарь:

Что делает:

Повар

Учитель

Врач

Почтальон?

Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,

Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.

д) словарь признаков:

--подбор прилагательных к имени существительному :

Лимон (какой?)

Платье (какое?)

Лиса (какая?)

-- подбор антонимов :

широкий - …

прямой - …

сухой - …

высокий - …

длинный - …

больной - …

веселый - …

светлый - …

холодный - …

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Стол –

Дом –

Ковер –

Топор –

Гриб –

Книга –

Рука –

Тетрадь –

Кошка –

Ведро –

Гнездо –

Окно –

Облако –

Воробей –

Хлеб –

Перо –

Б) Образование глаголов префиксальным способом:

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)

В) Образование прилагательных от существительных (относительных):

Скамейка из дерева (какая?)

Сумка из кожи

Ручка из пластмассы

Стакан из стекла

Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров

Гвоздь из железа

Г) Образование притяжательных прилагательных:

У зайца хвост заячий, а у волка?

Голова чья?

Дом чей?

Сумка чья?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

1. Обследование понимания грамматических конструкций:

а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.

б) понимание числа :

покажи, где карандаш, а где карандаши;

дети рисуют карандашом или карандашами?

покажи, где машина, а где машины?

в) понимание рода :

Где Саша упал? Где Саша упала?

Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?

г) понимание падежа :

покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?

д) понимание предлогов :

на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.

2. Наличие аграмматизмов:

Словоизменение:

А) изменение имен существительных по падежам:

У меня есть карандаш.

У меня нет…

Я рисую …

У меня есть бабушка.

Дома нет …

Подарю цветок …

Пойду гулять с …

Вспоминаю о …

Б) предложно-падежные формы:

(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)

В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:

Стол – столы

Окно - …

Глаз - …

Дерево - …

Пень -…

Стул - …

Рот - …

Рукав - …

Воробей - …

Ухо - …

Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Одна корова – две … - пять …

Один дом – два … - пять …

Одно кресло – два … - пять …

Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:

Столы – столов – столами – о столах,

Окна - …

Стулья - …

Ведра - …

Рыбки - …

Куклы - …

Уши - …

Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:

Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.

Синяя машина - …

Синее платье - …

Красный флажок - …

Красное солнышко - …

Красная звезда - …

Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:

Синий шар – синие шары,(см. выше).

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

1. Гласные:

2. Звонкие и глухие согласные:

Б-П

В-Ф

Д-Т

К-Г

3. мягкие и твердые согласные:

Н-Нь

М-Мь

Т-Ть

К-Кь

Г-Гь

Х-Хь.

4. Свистящие:

ССь

ЗЗь

Ц

5. Шипящие:

ШЖ

ЩЧ

6. Сонорные:

ЛЛь

РРь

Й

7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:

С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.

Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.

Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.

Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:

Аоэ, уио, иэу.

Аэоу, уиоэ, уаэу.

2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.

Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.

Кот-кот-год, том-дом-том.

3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:

Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.

4. Выделение на слух последнего звука в слове:

Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:

1. Воспроизведение слоговой структуры слова:

Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.

2. Отраженное проговаривание:

Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.

3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)

Дети из снега слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Часовщик чинит часики.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Милиционер едет на мотоцикле.

Регулировщик регулирует движение.

Логопедическое заключение:______________________________________

Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя___

Дата рождения___

Домашний адрес___

Домашний телефон ___

Откуда поступил___

Сведения о родителях :

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Заключение ПМПК___

Дата заполнения речевой карты___

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ___

Перенесенные заболевания :

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Раннее развитие

Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с норме : с 6 мес.) ___

Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с норме : с 10 - 11 мес.) ___

Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с норме : с 2,5 - 3 мес.) ___

Первые зубы появились в норме : 6 - 8 мес.) ___

Количество зубов к году норме : 8 зубов) ___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )

Невролог___

Речевой анамнез

Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в норме : с 4-6 мес.) ___ ___

Первые слова (в норме : около года)___

Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

Определение направления звука___

Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___

Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___

Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).

Выполнение упражнений :

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).

Кинестетическая основа движений :

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений :

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___

Навыки работы с карандашом :

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

Манипуляции с предметами :

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)

Выполнение упражнений :

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

Движения нижней челюсти :

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Движения губ :

Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___

Движения языка :

«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___

Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

2. Понимание различных форм словоизменения.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :

носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)

Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

Понимание предложений (по предложенным картинкам )

Понимание текста, сказка «Колобок» ___

4. Состояние фонематического восприятия.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

мышка - мишка ___ почка - бочка ___

катушка - кадушка ___ корка - горка___

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :

речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи :

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель : ___

Овощи : ___

Фрукты :___

Птицы : ___

Назвать части тела и части предметов (по картинкам )

Нос ___ рукав___

рот___ воротник___

шея___ пуговица___

живот___ кабина машины___

грудь___ руль___

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

Ответить на вопросы :

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают) ___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .

Рот - рты___ Лев - львы ___

Река - реки___ Ухо - уши ___

Кольцо - кольца___

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже) ___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .

Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___

Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .

с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j

Изолирован

т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’

Изолирован

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

Продолжительность речевого выдоха ___

6. Особенности динамической стороны речи.

Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

Ритм (нормальный, дисритмия) ___

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___

Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

Выделение начального ударного звука из слов.

Астра арка_ ___

Осень ___ озеро __

Улей ___ уши___

Иглы искры ___

Логопедическое заключение

Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)


  1. Фамилия, имя, возраст

  2. Школа класс 1

  3. Домашний адрес

  4. 18.09

  5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,

  6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.

  7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.

  8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.

  9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.

  10. (строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.

  11. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
а) Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).

Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.

В) ^


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;

  2. различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
С Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом.)

Г) темп и внятность речи:

12. ^ Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:

Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;

4-й? - а.

Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.

Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?

Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;

2-й - ? - га.

Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:


  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);

  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы.
14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения


  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);

  2. называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;

  3. читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
б) ошибки при чтении:

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.

^ 15. Проявление заикания:

А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):

Б) сформированность языковых средств:

В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

Г) адаптация к условиям общения:


  1. ^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.

  2. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

Логопедический пункт

при общеобразовательной школе №

^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)


  1. Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет

  2. Школа № 1 класс 1

  3. Дом. адрес

  4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09

  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.

  6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

  7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

  1. Состояние слуха проверяется при необходимости.

  2. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.

  1. ^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.

  2. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
^ Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.

Грамматический строй: типы употребляемых предложений,

Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись

Беседы и связного высказывания):

^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...

Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-

лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

^ Произношение и различение звуков:


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;

  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
Темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».


  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.

  2. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;

  2. знает все буквы, но не читает;

  3. читает слоги и односложные слова;

  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:


  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;

  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;

  3. испытывает некоторые затруднения.
^ 15. Проявление заикания: не заикается.

А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);

Б) сформированность языковых средств;

В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);

Г) адаптация к условиям общения.

Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.

Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).