Икона феодор стратилат с житием. Святые феодор стратилат и феодор тирон. Жизненная история Феодора

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата

В храме святого Евстафия покоятся и мощи двух прославленных воинов-мучеников - святого Феодора Тирона и святого Феодора Стратилата (Воина).
Во времена гонений на христиан при императоре Максимиане (286 - 305 г.) в понтийском городе Амасея (территория севера современной Турции) от святого Феодора Тирона, который в ту пору был солдатом римской армии, потребовали отречься от Христианской веры и принести жертву идолам. Он отказался это сделать, после чего был брошен в темницу и подвергнут жестоким истязаниям. Во время заточения ему явился Господь Иисус Христос, укрепляя и утешая страдальца. В конце концов, его приговорили к смерти и сожгли заживо в 305 году. Сначала его похоронили в Евхаите, позже мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви, посвященной ему. Глава святого Феодора Тирона находится в городке Гаэта в Италии.

Примерно через пятьдесят лет после своей кончины святой сотворил то чудо, которое более всего известно православным. В годы правления императора Юлиана Отступника (361-363 г.) правитель Константинополя решил обманом заставить христиан участвовать в языческих празднествах, и во время первой недели Великого поста приказал окропить пищу, продаваемую на рынке, кровью животных, которые были принесены в жертву языческим богам. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию, рассказал о намерении правителя и попросил передать христианам, чтобы не покупали оскверненную пищу, а вместо этого приготовили коливо (вареную пшеницу с медом). Так христиане избежали осквернения, и каждый год в первую субботу Великого поста празднуется память святого великомученика Феодора - служится молебен, верующие вкушают коливо в память о его заступлении.

Святой Феодор Стратилат был римским военачальником в армии императора Ликиния (312 - 324) и военным правителем города Гераклия. Его служение, как военное, так и в качестве градоначальника, было весьма достойным, и Ликиний, желая публично воздать ему честь, позвал его на языческое празднество, которое должно было состояться в Никомидии. Феодор понял, что пришел час, когда ему придется публично отказаться поклониться языческим богам и воздать хвалу Христу. Слуги императора доставили к месту проведения праздника золотых идолов, но святой Феодор приказал своим солдатам разбить идолы еще до начала торжеств и раздать обломки нищим. Когда это деяние стало известно императору, тот в ярости призвал к себе Феодора, и Феодор говорил с ним о Христе. Ликиний вынес ему смертный приговор. Святого подвергли бичеванию, ему было нанесено более тысячи ударов. После этого он был распят и пронзен стрелами. Во время страданий он непрерывно славил Бога. К недоумению палачей, он остался жив и умер лишь после усечения мечом 8 февраля 319 года. После победы Константина над Ликинием и восшествия его на трон Императора, мощи святого Феодора были перенесены из Евхаиты (его похоронили там рядом со святым Федором Тироном) в Константинополь и впоследствии положены в знаменитой церкви во Влахерне. Ему молятся как покровителю православного воинства.

Святой Георгий Новый Мученик из Неаполиса

Мощи святого Георгия также находятся в церкви святого Евстафия. Он жил в XVIII веке в малоазийском городе Неаполисе и был иеромонахом. Во время Орловского восстания 1770 года (неудавшейся попытки добиться независимости Греции в ходе русско-турецкой войны) турецкие пастухи, недовольные восстанием и раздраженные тем, что рядом находится священник, то есть глава местной христианской общины, убили его, когда он шел в соседнюю деревню служить литургию. Его закололи кинжалом, а тело бросили в поле. Спустя несколько дней после кончины он явился своим родным и рассказал, где искать его останки. После этих событий по молитвам у его мощей происходили чудеса.

Храм Успения (Святые Елевферий и Анфия)

В храме Успения в районе Неа Иониа находятся мощи священномученика Елевферия, который во II веке принял мученическую кончину вместе со своей матерью Анфией. Этот Иллирийский иерарх ранней Церкви пострадал при римском императоре Адриане (117 - 138 г.). Как сказано в традиционном Житии, святой родился в Риме, где его отец занимал высокое положение при дворе. После ранней кончины отца мать Елевферия Анфия вместе с маленьким сыном тайно присоединилась к растущей христианской общине, помогая материально небольшой группе учеников святого апостола Павла. Согласно одному из преданий, она еще девочкой приняла крещение от самого Апостола. Однажды епископ Рима Анаклет (76 - 88 г., третий епископ римский после Петра и Лина) заметил благочестие и благородство манер юноши и решил помочь ему в получении воспитания и образования. В пятнадцатилетнем возрасте молодой человек стал диаконом, в семнадцать - священником, в двадцать - епископом. После посвящения в епископский сан он отправился пасти стадо Христово в Авлону (или Валону, которая сейчас называется Влор и находится на территории современной Албании). Анфия поехала туда с ним. Вскоре по всей Иллирии и Эпиру (ныне северная Греция) разнеслась весть о молодом епископе-чудотворце, и так велика была его известность, что римские власти забеспокоились и начали чинить ему препятствия. В конце концов он был взят под стражу по приказу императора Адриана.

Один из центурионов, пришедших взять его, вошел в храм в тот момент, когда Елевферий говорил проповедь. Послушав проповедь, этот центурион (имя его было Феликс) пожелал стать христианином и попросил крестить его. Он принял крещение, а потом, по настоянию самого Елевферия, исполнил приказ - привел епископа в Рим. Елевферия подвергли истязаниям, за которыми наблюдал местный правитель Хорибус. Увидев, что Святой остался невредим после погружения в кипящее масло, пыток на раскаленной железной решетке, бичевания и пребывания в горящей печи, правитель тоже принял Христианство. Епископ Елевферий, центурион Феликс, правитель Хорибус и еще несколько человек, обращенных Елевферием, были обезглавлены. Мать епископа Анфия стояла над телом сына в молитве. Ее схватили и также отсекли ей голову. Это произошло в 120 году от Рождества Христова. Полагают, что святые мощи матери и сына перевезли в Авлону его последователи. Римляне до сих пор отмечают день их памяти 18 апреля, традиционно считающийся днем их мученической кончины. Православная же служба в их честь совершается 15 декабря: в этот день в Константинополе при императоре Аркадии (395 - 408) была освящена церковь святых Елевферия и Анфии.

Частица мощей священномученика Елевферия имеется еще в итальянском городке Реати, где традиционно проживала большая греческая община; а церковка Успения в Неа Ионии в Афинах - это основное место, куда паломники со всего православного Востока приезжают поклониться этому Святому. Говорят, что в Авлоне (ныне албанский городок Влори) также до сих пор пребывает частица его мощей, и что и сейчас происходят чудеса по молитвам святого. К сожалению, местонахождение мощей мученицы Анфии неизвестно, хотя вполне возможно, что во Влори есть их частица.

Когда в XII веке французские захватчики превратили Парфенон, бывший собором Богоматери Атениогасса, в католический храм, одна маленькая церковь в честь святого Елевферия была освящена как Православный собор Афин и продолжала выполнять эту функцию, и службы продолжались и при турках. Помимо прочего, в этой церковке состоялось посвящение в сан епископа святителя Дионисия из Закинфа. Она все еще стоит на этом месте, хотя и кажется крохотной по сравнению с "Митрополией" - митрополичьим собором, построенным в XIX веке, в котором пребывают мощи святой Филофеи Афинской и патриарха Григория V.

Святые Елевферий и Анфия считаются покровителями беременных женщин и рожениц. К тому же, святому Елевферию молятся за плененных, и обоим этим святым - об ограждении от вмешательства бесовских сил. Имя Елевферий означает "свобода", и потому ему молились борцы за независимость во времена греческого восстания и православные греческой Церкви в Албании под гнетом коммунистического атеизма.
Епископа Елевферия не следует путать с Елевферием Папой Римским (175 -189 г.), который, по преданию, послал христианских миссионеров в Англию.

Храм преподобномученицы Параскевы Римляныни (Прмц. Параскева Римляныня)

Мощи святой мученицы Параскевы находятся в районе Афин, который так и называется "Параскеви", в храме, посвященном ее имени. Она родилась в семье благородных римлян около 130 года, во времена правления императора Адриана, когда принадлежность к Христианской Церкви считалась преступлением. Родители девочки, Агафон и Политая, долгие годы прожили в браке бездетными, поэтому появившееся у них на склоне лет дитя они в благодарность Небу посвятили Господу. Они призвали для воспитания и образования дочери умелых наставников, и, вдохновленная добрым примером родителей, она после их кончины раздала свое наследство бедным. В возрасте двадцати лет поступила в обитель христианских дев - подобие будущих монастырей, - где посвятила себя служению Богу. Достаточно преуспев в духовной жизни, покинула общину и стала проповедовать на улицах Рима.

Параскева была настолько преисполнена Божией благодати и так горела духом, что, по сведениям агиографов, множество людей обращалось ко Христу, просто услышав ее проповедь. Совершенно очевидно, что она была сильной личностью и на многих оказала влияние, поскольку Римские власти преследовали ее с неуемной энергией. Ей удалось избежать преследований лишь перебравшись в Малую Азию, где она продолжала проповедовать на территории нынешней Турции. Наконец, ее схватили в Терапии солдаты императора Антония Пия (138 - 61 г). Обвинили не только в оскорблении богов, но и в том, что именно она стала причиной всех несчастий, случавшихся с империей в те времена!

Параскеву привели на суд к императору Антонию, который сначала попытался уговорить ее отречься от своей веры, а когда она отказалась, велел заточить ее в темницу и подвергнуть мучениям. Ежедневные пытки оказались безрезультатными, каждое утро стражники снова и снова находили ее в добром здравии, без каких бы то ни было следов пыток, напротив, она была бодра и весела, будто ничего и не происходило. Видя это, правитель приказал бросить ее в котел с кипящей смолой, маслом и водой. У него на глазах ее погрузили в эту кипящую смесь по самую шею, однако она вела себя так, будто эта жижа была едва теплой. Он подумал, что всему виною его солдаты, их халтурное отношение к делу, и начал бранить их. Он потребовал, чтобы Параскева плеснула на него немного смеси. Она повиновалась и плеснула на него ладонью. Кипящая смола и масло ослепили его. Он начал умолять ее о помощи, обещал стать христианином, если она вернет ему зрение. Она вышла из котла, направилась к ближайшему источнику и, помолившись, умыла ему глаза ключевой водой. Зрение вернулось к нему, после чего он, как и обещал, крестился и прекратил гонения.

Параскева вернулась к апостольской деятельности, но во времена правления Марка Аврелия, преемника императора Антония, была снова взята под стражу и на этот раз обезглавлена по приказанию наследника престола Тарасия 26 июля 180 года. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь, а при Обмене Населением в 1922 году часть их попала в Афины.

Монастырь Пендели (Свят. Тимофей из Пендели)

Тимофей родился в середине XVI века в городке Каламосе в семье клирика и получил образование в Афинах под покровительством епископа Оропова. Он принял сан священника, и после кончины своего благодетеля стал его преемником на епископской кафедре. Потом он был назначен архиепископом Эврипоса (Халкиса) и реорганизовал митрополию Халкиса. Добродетельный человек, энергичный, блестящий деятель, он к 1565 году стал для местных христиан путеводной звездой на пути к спасению. В то время на турецком престоле восседал печально известный Султан Селим II (1566 - 1574), и многие церкви в Константинополе были конфискованы под мечети. Хока Садеддин, учитель сына Селима II Мурада III хвастался, что "те церкви, что находились в черте города [Константинополя], освобождены от мерзких идолов, от скверны идольских нечистот, и после того, как с их образов были стерты лица, а в самих храмах зазвучали мусульманские молитвы и проповеди, многим монастырям и часовням могут позавидовать сами райские Сады". Подобное отношение к церквам было преобладающим, поэтому и в Халкисе, скорее всего, тоже существовала постоянная угроза конфискации церквей. Ориентируясь на антихристианскую политику Константинополя и опасаясь растущей популярности и влияния Архиепископа, паша Халкиса в 1570 году приказал взять Тимофея под стражу, но Нурбану, любимая жена из гарема Селима, мать его сына и наследника Мурада III, велела тайно предупредить Архиепископа, и он бежал вместе со своим дьяконом и несколькими священниками на гору Пендели, что недалеко от Афин.

Гора Пендели расположена в 20 километрах от центра Афин и имеет высоту 430 метров. Она веками давала приют отшельникам-аскетам, жившим здесь в пещерках и небольших монастырях. В таком месте Тимофей мог быть просто одним из многих здешних монахов. Как пишет один автор, "иногда инокам приходилось жить бок о бок с ворами, но воры их не беспокоили, поскольку,во-первых, у них нечего было красть, а, во вторых, воры видели их благочестие и святую жизнь. Некоторые из этих преступников даже раскаялись и сами стали монахами". На горе Пендели был монастырь св. Георгия Кикинариса, св. Иоанна из каменоломен, святых Архангелов, св. Петра и пещера Давела.

Придя впервые на гору Пендели, святитель Тимофей поселился возле небольшой церкви Святой Троицы, здание которой в наши дни является монастырской часовней. Потом он спустился немного ниже и стал жить на месте древнего заброшенного монастыря. Там, под одной из олив, он нашел икону Богородицы и воспринял это как знак свыше, указывавший на необходимость возродить древний монастырь. Со дня своего основания этот монастырь находился под охраной фирмана, выданного от имени султана и его преемников (более снисходительных, чем Селим), хотя местные правители иногда (к примеру, в 1688 - 1690 годах) игнорировали фирман, глядя сквозь пальцы на разграбление монастыря. После 1821 года монастырь Пендели, бывший ранее ставропигиальным (то есть подчинявшимся непосредственно Константинопольскому Патриарху) перешел в ведение Афинской епархии. К сожалению, икона Богородицы, бережно хранимая со дня обретения ее святителем Тимофеем в 1570 году, в 1966 году была украдена и так с тех пор и не найдена.
Восстановление и строительство зданий монастыря завершилось в 1578 году, после чего он был освящен в честь Успения Божией Матери. В монастырь начали приходить люди, желавшие жить обычной монашеской жизнью, и святитель Тимофей перебрался в храм св. Георгия Гаргетоса неподалеку оттуда, а потом еще дальше, в другой храм св. Георгия во Вравоне. Там одна турчанка, обратившаяся в Христианство, пожертвовала святителю Тимофею какой-то земельный участок после того, как он спас ее детей от пиратов. Как сказано в хрониках монастыря Пендели, местные турки и другие соседи были недовольны фактом пожертвования. Похоже, помимо этого были еще и трения между св. Тимофеем и св. Филофеей, поскольку, как пишет один местный историк, желая уладить вопрос о пожертвованной земле и "положить конец разногласиям между ним самим и св. Филофеей, св. Тимофей удалился на остров Кея (Циа) и построил там монастырь св. великомученика Пантелеймона". Какое-то время он жил на этом острове в пещере, возле которой и по сей день время от времени появляется чудесный источник, связанный с его именем. Он почил на острове Кея 16 августа 1590 года, через полтора года после кончины св. Филофеи.

Из мощей святого Тимофея сохранилась только глава. Она хранится в часовне св. Тимофея, которая находится слева от храма Успения, во дворе. Глава источает тонкое благоухание. По предстательству святителя Тимофея происходило много чудес. Дважды афиняне спасались от эпидемий чумы и холеры после крестного хода с его мощами.

Во времена турецкого ига монастырь Пендели устраивал в своих пещерах школу для детей повстанцев. После провозглашения независимости Греции в 1821 году она до 1920 года служила в качестве обычной государственной школы. Монахи Пендели активно участвовали в Войне за Независимость 1821 года. Двадцать два из них принимали участие в "Битве при Малых Мостах", а также в осаде Акрополя, где был ранен настоятель монастыря.

И монастырь, и пещера, в которой размещалась школа, открыты для посетителей. В пещере есть еще небольшой музей.

Храм Айя Динамис

Часовня XVII века Айя Динамис (Святая Сила), расположенная на углу улиц Пендели и Метрополис в юго-западной части, связана с монастырем Пендели и Войной за Независимость 1821 года. Во времена турецкого ига множество ценных предметов церковной утвари и монастырских архивов было спрятано в подземном проходе под храмом Айя Динамис. К сожалению, турки обнаружили и разграбили этот тайник. Позднее, с одобрения турецкого правителя Али Хасеки (1775 - 1795) приход монастыря участвовал в изготовлении пороха и пуль для защитников Афин. В XIX веке по подземному проходу под храмом Айя Динамис контрабандой переправляли амуницию для греческих повстанцев. Ночью 25 апреля 1821 года повстанцы, в числе которых были и монахи Пендели, начали осаду Акрополя - там скрылись бежавшие турки. Монахи даже предлагали свои книги и архивы для изготовления пыжей, которыми в бою набивали стволы ружей и орудий.

Византийский музей

Византийский музей расположен в красивом здании флорентийского стиля недалеко от площади Синтагма. Здесь хранится обширное и прекрасное собрание предметов христианского искусства IV - XIX веков. Среди экспонатов музея - иконы всех периодов византийской эпохи, образцы ранневизантийской скульптуры и даже одна маленькая раннехристианская базилика. Есть здесь и рельефные изображения (бронзовые, золотые и серебряные), а также хорошо сохранившиеся мозаики и фрески.

Старая церковная школа Ризариоса (Свят. Нектарий Эгинский)

Недалеко от Византийского музея находится старая церковная школа Ризариоса, которую с 1894 по 1908 год возглавлял святитель Нектарий Эгинский. В этом здании сейчас размещаются административные офисы школы; сама же школа переехала в район Халандри. Эта церковная школа - одна из многих в Греции, где мальчики 12-18 лет могут получить православное воспитание и изучать помимо школьных светских еще и церковные предметы. Многие учащиеся готовятся здесь к поступлению в духовные учебные заведения и к принятию сана. Рядом с административным зданием школы расположена церковь св. Георгия, построенная в 1834 году, в которой долгие годы совершал литургии святитель Нектарий. В этой церкви хранятся некоторые из его личных вещей и частица его мощей. Церковь открыта ежедневно.

Гора Химеттус и монастырь Кессариани

До горы Химеттус из центра Афин всего двадцать минут езды на автобусе, но здесь царят покой и чистота, столь дорогие сердцу паломника, изнуренного городским шумом и пылью. Поросший лесом горный склон дает живое представление об облике Афин на протяжении их истории. Еще в сороковых-пятидесятых годах XX века пастухи с дудочками, как в древности, пасли здесь свои стада. Здесь все так же вьются пчелы, собирая нектар с соцветий тимьяна. Любой мед афиняне называют "химеттус", но самый ароматный и вкусный - тот, что взят из ульев на склоне этой горы.

Монастырь Кессариани, посвященный Введению во Храм Пресвятой Богородицы, построен в XI веке на месте древнего храма Аполлона, который в более поздние времена классической эпохи был храмом богини Афродиты. В церкви сохранились ионические колонны и пол того времени, органично вписавшиеся в облик монастыря. Обитель Кессариани прекрасно сохранилась. Это монастырь Византийской эпохи в чистом виде, без каких-либо существенных изменений; сохранился даже католикон (главная церковь, собор) XI века. Собор выполнен в форме креста и увенчан куполом, стоящим на четырех колоннах. Купол украшен иконой Христа Вседержителя, стены апсиды расписаны фресками с изображениями Божественной литургии. Арка северного фасада является ярким образцом превосходного искусства византийских каменщиков. Нартекс и неф украшены фресками XVII века кисти известного иконописца Иоанниса Ипатиоса. Заказчиком этих фресок был Николас Бенизелос (один из членов той семьи Бенизелос, в которой за столетие до того родилась святая Филофея). К собору примыкает небольшая часовня святого Антония.

Строения монастыря располагаются вокруг внутреннего двора. Собор находится в восточной части, трапезная и кухня - в западной, а в южной части стоит баня (раньше это был масличный пресс), к которой примыкало двухэтажное здание с монашескими кельями. По всей вероятности, монастырь достиг своего расцвета в XIII веке, хотя и во времена турецкого ига он был известен как центр духовного просвещения и учености. К сожалению, в наши дни Кессариани - это только музей. Несмотря на это, красота его строений, хранимых с такой заботой, и окружающая природа - покрытый лесом и цветами горный склон - излучают мир и спокойствие, свидетельствующие о многовековом присутствии монахов-молитвенников.

Великомученик Феодор Стратилат: житие

Святой Феодор происходил из города Евхаит (в Малой Азии, нынешней Турции) и был воеводой (по-гречески - «стратилатом») в городе Гераклее у Черного моря.

Многие язычники, видя его добродетельную жизнь и кротость, принимали веру Христову.

Император Ликиний, соправитель Константина, узнав об этом, прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям.

Феодора распяли на кресте, а ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие.

Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром.

Великомученик Феодор Стратилат: молитва

Молитва
великомученика Феодора Стратилата

Господи Боже Всесильный, всех уповающих на милость Твою не оставляяй, но защищаяй их! Буди мне милостив и соблюди мя от прелести вражия Твоим защищением, да не паду пред сопротивники моими и да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвизе сем за имя Твое святое. Ты мя укрепи и утверди и подаждь силу стати мужественно за Тя до крове и положити душу мою по любви к Тебе, якоже и Ты, возлюбив нас, положил еси на Кресте душу Свою за ны. Аминь.

Феодор Стратилат является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Икона великомученика может стать вашим личным оберегом, который защитит вас от любых жизненных трудностей.

При жизни Феодор Стратилат прославился не только своими героическими поступками, но и непоколебимой вера в Бога. За его милосердие и храбрость Господь просветил его познанием христианства, что помогло святому Феодору защитить себя и человечество в бою со страшным змеем, который держал в страхе всех жителей Евхаита. До последних дней своей жизни великомученик отстаивал христианскую веру в мире язычников, что впоследствии и стало причиной его страданий и мучительной смерти.

История Феодора Стратилата

Великомученик Феодор Стратилат родился в старинном городе Евхаит. Не только храбрость и героические поступки прославили воина среди местных жителей, но и его вера в Бога, которую он не скрывал от других людей. Когда в окрестностях города завелся огромный змей, который пожирал все, что встречалось на его пути, и держал в страхе всю округу, только Феодор не побоялся отправиться на бой с чудовищем. Вооружившись мечом и молитвой, обращенной к Господу, он в одиночку напал на змея и безжалостно обезглавил его. После этого подвига Феодор заслуженно был назначен военачальником Гераклея, но помимо службы продолжал проповедовать христианскую веру.

В это время к власти пришел император Ликиний, который не одобрял проповеди молодого воина. В лице христианских верующих он видел угрозу для язычества. Однажды император прибыл в Гераклею и потребовал, чтобы святой поклонился языческим идолам, на что получил твердый отказ. Ликиния разгневал такой ответ, и он потребовал подвергнуть Феодора страшным мучениям. В этот же день Феодора распяли на кресте, но ангел, явившийся ночью, исцелил его. На следующее утро язычники увидели великомученика живым и невредимым и решили, что это Божье чудо. Узнав об этом, император приказал обезглавить Феодора.

Описание образа великомученика Феодора

Старинная икона Феодора Стратилата была написана в 19 веке в иконописной мастерской, расположенной рядом с Великим Новгородом. На ней вы можете увидеть храброго воина, который держит в одной руке копье, а в другой — круглый воинский щит или крест, что свидетельствует о мученических подвигах Феодора. На данный момент существует много разновидностей икон с изображением святого, но по композиции они похожи друг на друга.

О чем молятся Феодору Стратилату

Приобретя небольшую икону святого Феодора, вы можете сделать ее своим оберегом. Она помогает в укреплении веры, защищает от проблем и трудностей и помогает найти выход из любой ситуации.

Военные почитают Феодора Стратилата как своего покровителя и, отправляясь на службу, просят его о благословении и защите.

Заключенные обращаются к великомученику Феодору с просьбой о прощении грехов и скором освобождении.

Если в семье есть больной или одержимый злыми духами, родственники обращаются к святому Феодору с просьбой об исцелении и заступничестве.

Где находится икона святого Феодора

Во многих храмах нашей страны вы можете увидеть почитаемый образ великомученика Феодора Стратилата. Одна из самых знаменитых икон по сей день украшает северный фасад часовни Александра Невского, расположенной на Ваганьковском кладбище в Москве.

Молитва Феодору Стратилату

«О славный и великий мученик святой Феодор Стратилат! Защити нас грешных, обращающихся к тебе с молитвами в надежде на помощь твою. Заступись за нас перед Господом Богом, попроси его о прощении грехов наших, пускай убережет Он нас от зла и нападения безбожников. Пусть даст он нам житие тихое и узнает о нашей вере в Него, Его силу и могущество. Славим Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Дата празднования иконы

Молитвы, обращенные к святому Феодору, помогут вам защитить себя и своих близких от любых неприятностей. Попросить великомученика о помощи вы можете в любой день, но лучше всего сделать это 21 февраля или 21 июня . Именно в эти дни состоятся богослужения, посвященные памяти Феодора Стратилата.

Искренняя молитва — лучший оберег на все случаи жизни. Чтобы защитить себя от зла и проблем, обратитесь за помощью к святым, а поможет вам в этом эффективная молитва . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.02.2018 05:18

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят...

По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, - Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.

Кондак, глас 2:

Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

8. Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты
9. Серапис - египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение
10. Аполлон - греко-римский бог солнца и умственного просвещения
11. Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии
12. Ликиний в переводе с латинского, значит - веятель; Феодоръ - с греческого Божий дар
13. Нотарий - скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты
14. Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою
15. Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонный Руси, ныне западная Украина
16. Святой Феодор был усечен мечем в 319 году