Эссе связь биологии с моей будущей профессией. Эссе «Я и биология. Матусевич Татьяны Валентиновны

Эссе

«Биология в моей жизни»

Енина Анастасия Васильевна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Дмитриевка

Новоузенского района Саратовской области»

«Какое наслаждение вопрошать природу,

пытать её. Какой рой вопросов, мыслей,

соображений! Сколько причин для удивления,

сколько ощущений приятного при попытке

обнять своим умом, воспроизвести в себе ту

работу, какая длилась века в бесконечных её

областях»

В.И. Вернадский

Если кто спросит меня: «Какой предмет самый любимый»? Я, не задумываясь, отвечу: «Биология»!

Удивительный и прекрасный мир природы открыли для меня мои учителя биологии. Первые весенние экскурсии в природу не могли оставить меня равнодушной. Я не могла не увидеть красоты первоцветов, не удивиться стройному коническому куполу муравейника, муравьям перепачканных в жёлтой пыльце.

С пятого класса занимаюсь в эколого-биологическом кружке «Подснежник». Знания, полученные на уроках биологии, я использую на занятиях кружка и во время проведения полевых практик. Одновременно на уроках биологии и занятиях кружка мы решаем задачи теоретического и прикладного характера, приобщаемся к практической натуралистической и природоохранительной деятельности.

Уроки биологии и кружковая работа расширяет у нас, школьников, биологический кругозор, развивает исследовательские способности: наблюдения за растениями и животными, ведение учёта и анализ данных, умение составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу.

Хорошие результаты даёт мне работа под открытым небом, в поле, в степи, на реке. Именно там я впервые получила возможность приобщиться к исследовательской деятельности.

Ежегодно после окончания учебного года у нас проходят полевые практики, в ходе которых я занимаюсь исследовательской деятельностью по различным направлениям:

    гидрологическое – изучение морфологических данных, температуры, определение цветности, прозрачности, РН, расчитывание жесткости воды в окружающих наше село водоёмах;

    зоологическое – изучение жизнедеятельности муравьёв: учёт численности муравейников, определение состава их строительного материала, питание. Результат этой работы позволил выявить неблагополучные участки на изученной территории и основные причины их появления; топографическое – изучение и сравнение механического состава почвы в разных биотопах – участках с однотипными рельефами и почвой;

    экологическое – изучение видового состава растений, влияние сорняков на урожайность культурных растений.

Но больше всего меня увлекает мир растений. Мне нравиться заниматься их изучением. Меня, как и многих других на Земле, волнует исчезновение ряда видов растений. Одним из редких растений нашей местности является Тюльпан Шренка (Геснера), занесённый в Красную книгу Саратовской области. С целью сохранения и охраны тюльпанов, мною были изучены его морфологические и биологические особенности. Во время цветения тюльпанов проводим рейды, акции, выступаем с призывами на страницах районной газеты «Степному тюльпану – заботу и охрану»! Эти мероприятия вовлекают ребят в практическую деятельность по охране природы.

Исследования, связанные с длительными наблюдениями и статистической обработкой данных, помогли включиться в реальную сельскохозяйственную деятельность, которой занимаются мои родители. Большую часть своего времени отвожу исследованиям на полях КФХ. Мой папа - глава крестьянско – фермерского хозяйства, и я часто слышала о том, что из-за появления горчака ползучего на полях возникает много проблем при выращивании с/х культур.

Знания, полученные на уроках, и дополнительные источники информации помогли изучить морфологические и биологические особенности горчака и определить наиболее эффективные методы обработки почвы, засоренные горчаком. Исследования на полях, засеянных по различным предшественникам, дали возможность обозначить наиболее эффективные предшественники для увеличения урожайности с/х культур.

Конечным результатом моей исследовательской деятельности являются выступления на конференции в школе, которые направлены на экологическое просвещение не только школьников, но и взрослого населения села. Мои выступления на районных, областных конференциях:

    в Областном детском экологическом центре (2011, 2012, 2013гг.);

    на II , III Саратовском региональном туре Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского (2012, 2013 гг., на XX Всероссийских юношеских чтениях в Москве 2013г.);

    публикация моей работы в Практическом журнале для учителя и администрации школы №5, 2013г.

Изучение проблем водоснабжения, состояние водоёмов в окрестностях села, работа по защите и охране растений и животных, участие в конференциях, встречи и дискуссии с экспертами, учёными, своими сверстниками вдохновляет меня на новые творческие планы, и повлияли на выбор будущей профессии.

Моя мечта – стать студенткой биологического факультета Саратовского государственного университета.

Эссе «Я учитель ХХI века»

Новонежинская СШ. им. Б. Кенжетаева

Учитель биологии Сушко Марина Владимировна

В обществе бытует мнение, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять «разумное, доброе, вечное»...

В каждой школе есть примеры потомственных учителей, целых династий педагогов, но это случай не из моей биографии…

Выросла я в семье обычных рабочих людей. Росла любознательным ребенком, с постоянным вопросом «почему?», дома с головой уходила в чтение книг о животных и растениях, в этот огромный всепоглощающий мир флоры и фауны. Зачитывалась допоздна, не замечая вокруг себя суеты, громкого разговора и других проявлений жизни. Со временем определился стойкий интерес к биологическим наукам.

Этот интерес к биологии продолжился и в старших классах, что повлияло на выбор моей будущей профессии. В 1999 году после окончания школы, я поступила в Кустанайский Государственный Университет им. Ахмета Байтурсынова на биолого-химический факультет.

После окончания университета я пришла в родную Новонежинскую школу, где могла себя реализовать в качестве учителя биологии. Однако в связи с переменой места жительства, мне пришлось прервать свою карьерную деятельность.

Спустя 9 лет я вышла в «свободное плавание по волнам таинственного и полного загадок мира педагогики», испытывая чувство волнения и даже некоторой неуверенности в своих силах. В связи с долгим перерывом в работе взгляды общества на систему образования кардинально изменились. Но рядом со мною шли мои замечательные учителя, а теперь уже и коллеги, помогая мне, молодой и неопытной, овладевать педагогическим мастерством.

С каждым уроком приходила ко мне уверенность в своих силах.Первой наградой стали заинтересованные взгляды детей, их неподдельный интерес к тому, о чем я им рассказывала. И для себя я сделала вывод учитель по-прежнему остается одной из самых востребованных профессий. Развивается и педагогическая наука, появляются новые педагогические технологии. И мы, учителя, конечно же, должны хорошо ориентироваться во всем их многообразии.

ХХI век, новое десятилетие педагогической деятельности, требует эволюции профессиональных взглядов: события сменяют друг друга как кадры кинохроники, лавина информации, книги и учебники как источник информации не выдерживают конкуренции, и в школы активно внедряются современные средства обучения. Огромным подспорьем учителю и ученику в настоящий момент оказывает интенсивное внедрение современных средств обучения.

Сегодня я с удовольствием применяю информационные технологии на уроках и во внеурочной работе, готовлю презентации, открытые уроки. Мною выбрана методическая тема: «Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии». Цель моей работы умелое применение информационных технологий, компьютерных программ и программных продуктов для повышения качества образования за счет доступности образовательных ресурсов и снижения учебной нагрузки учеников. Наверное, единственным недостатком в моей работе с интерактивной доской является … ее отсутствие в кабинете биологии.

При подготовке открытого урока, классного часа или семинара – интерактивная доска становится незаменимым помощником учителя.

Я думаю, продуманный до мелочей флипчарт, возможность учащихся продемонстрировать свои навыки и умения в работе с доской, применение богатого арсенала интерактивных средств и методов станет гарантией успешного проведения задуманного мероприятия.

В работе стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом.

Для своих учеников стараюсь быть и другом, и хорошим собеседником, и строгим, но справедливым наставником. Очень важно, то, что ребята с желанием, а не под «давлением» изучают мой предмет. Считаю, что учителю необходимо, кроме отличного владения своим предметом, педагогической подкованности, хорошо знать психологию и возрастные особенности детей.

С 2011- 2013 года занимаюсь научно-исследовательской работой с учениками. В 2012 году учащийся 11 класса КоскадамовТемирлан выступил на районном конкурсе научных проектов с научной работой на тему: «Альгофлора озер поселка Новонежинка». Призером районной олимпиады по биологии 2012-2013гг.стала учащаяся 11 класса Шиндавлетова Жанара.

Нельзя не сказать и о подготовке к ЕНТ в 11 классе, которая начинается для меня уже с 6 класса. Что бы не говорили о ЕНТ, на данный момент тестирование является главным критерием успешности не только одного конкретного учителя, но и всей школы, всего коллектива учителей. Еще большее значение итоговый результат ЕНТ имеет для выпускников школы: от этого зависит их будущее, выбор профессии.

У каждого учителя в этом направлении выработан свой алгоритм работы. Я при подготовке к ЕНТ успешно применяю тематические тесты, разнообразные приемы индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Наряду с этим огромную роль играет психологический настрой учащегося, очень важно его настроить, мотивировать на конечный результат.

Мною разработана программа углубленного изучения биологии для 6- 7 классов. Основной целью обучения углубленного курса биологии является подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы вызвать у ребят интерес к многоотраслевым наукам, чтобы они сумели найти себя в жизни и применить всё то, что было заложено в них школой. Поэтому стараюсь создать в классе такие условия, такой климат, в которых могла бы формироваться творческая индивидуальность, разносторонне развитая личность ребенка.

По моему мнению, лучший способ научить - личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний.

Компетентность будущего выпускника в современных условиях должна определяться не просто багажом предметных знаний в отдельных областях, приобретенных во время обучения, но и способностью к продолжению самообразования уже в условиях профессиональной деятельности.

В последнее время я стала с тревогой наблюдать за неутихающим шквалом «революционных идей», «новейших методик и технологий» в образовании, за которыми просто не успеваешь. Имеются опасения, что в погоне за тем, чтобы дети сами могли извлекать и применять полученные знания, мы скоро не услышим «живого голоса» учителя.

В ХХI веке учителю сложно соответствовать бегу времени, выдерживать постоянную проверку на прочность, быть в курсе огромного количества новейших методик и технологий.

А может быть это и правильно? Когда нет одной господствующей идеи, непререкаемых догматов, сковывающих общество, мешающих его развитию, как это было в советские времена.

Я, считаю, что во всем важна «золотая середина», нет смысла отказываться от «благ цивилизации», но и наработанный десятилетиями педагогический опыт не заслуживает того, чтобы о нем забывали.

Меня волнует и содержание образования, методы и приемы работы, новые технологии и их внедрение в учебно-воспитательный процесс школы.

Поэтому я активно включаюсь в конкурсы, осваиваю новые информационные технологии.

Вообще, на мой взгляд, не очень то и важно: учитель ты ХХ или ХХI века, главное, чтобы это было твоим призванием, чтобы работа педагога приносила пользу обществу.

Наверное, важнее соответствовать званию «современный учитель» или «любимый учитель».

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.

И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.

И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.

Эссе

«Я – учитель»

На свете есть много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя.

Но нет благородней, нужней и чудесней

Чем та, кем работаю я!

Многие из нас еще в детстве задумываются о выборе профессии. Нам нравятся известные люди, и мы хотим быть похожими на них. Мы представляем себя доктором или известным журналистом, юристом или популярным артистом, иногда даже мечтаем быть президентом. Нередко хотим быть похожими на маму или папу. С возрастом наши взгляды меняются: не все профессии, о которых мы мечтали, нас устраивают. Мы более реально смотрим на мир и понимаем, что от того, какую профессию выберем, зависит наше будущее.

Выбор профессии - один из самых ответственных моментов в нашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя. Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их педагогические судьбы... Кто-то с детства видит в профессии учителя свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно...

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Бычкова Лидия Владимировна. Она пришла к нам в школу совсем молодым педагогом, но зато с какой любовью и пониманием относилась к каждому из нас! Класс у нас, хотя и был небольшой, но все равно, нужно было каждого научить и читать, и писать, а самое главное - самостоятельно добывать знания, стремиться добиваться успеха, находить интересные пути решения и не бояться проблем.

А так же, на выбор моей будущей профессии повлияло то, что моя мама работала в детском саду, младшим воспитателем. Я очень часто, после занятий в школе, бежала к ней в сад и там проводила свои детские уроки для ребят. Готовила им карточки с заданиями, рисовала картинки, учила считать конфеты. Еще тогда, в детстве, решила для себя - хочу быть учителем!

После окончания школы устроилась работать продавцом в наш сельский магазин. Работа была интересная, нравилась, но детская мечта об учительстве меня не оставляла. Поступила учиться на заочное отделение в НГПУ, будучи в декретном отпуске, в 2011 году получила диплом об окончании университета.

В 2012 году директор школы пригласила меня в школу, появилась вакансия учителя. Сегодня я работаю в школе, в которой училась сама, поэтому всем сердцем и всей душой люблю ее. В школе сложился сплоченный коллектив, объединенный одной общей идеей. Работать в таком коллективе - одно удовольствие.

Кто же он – современный учитель?

На мой взгляд, это человек, увлеченный своей любимой работой, старающийся быть важным, необходимым для того, кто нуждается в его внимании, заботе, и самое главное - в знаниях. В профессии учителя много привлекательных сторон: она представляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. А сколько радости приносит работа с детьми.

Для меня современный учитель - это новатор, проявляющий готовность к испытаниям, полностью отдающий себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, всегда стремится к развитию и совершенству.

Я люблю свой предмет, мне интересно готовиться к своим урокам, ещё интереснее рассказывать детям о такой замечательной науке, как биология. Многообразие растений и животных, проблемы экологии, строение человека, генетика - разве это не интересно?

Какой я учитель? Спросите вы у меня. Иногда я бываю требовательной, строгой; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Я считаю, что важно не просто учить предмету, а необходимо формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Самыми главными и необходимыми профессиональными ценностями учителя считаю интерес к инновациям, новым методам преподавания и совершенствования качества образования, оригинальности и креативности мышления, неординарности в поиске решений нестандартных задач и проблем, которые помогают в организации исследовательской деятельности во время уроков и во внеурочной работе. Конечно, очень важно прекрасное знание своего предмета, осведомленность и желание изучать новейшие аспекты развития предмета как науки, способность решать сложные и нестандартные задачи, которые возникают в нашей профессии.

В наши дни, когда с невиданной скоростью происходит радикальная смена представлений о мире, о жизненных приоритетах и моральных ценностях, требуется формировать у детей такие понятия, как любовь к Родине, толерантность, уважение к старшим, наследуя моральные и нравственные ценности, оставленные нашими предками.

Школа – это мой второй дом. Ей я отдаю свое время и силы.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…


МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

У врача – клятва Гиппократа. У солдата – присяга. А какое обещание дает учитель, выбирая свой путь служения людям?

Почему становятся учителями? Почему я среди всех профессий для себя выбрала профессию учителя? Учителя химии?

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила математику, биологию, физическую культуру, и, конечно, химию.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласны ли мы быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных, ролях?

Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят за «лечение», в общем-то не очень и стремятся «лечиться».

Пройдут годы, прежде чем «вылеченный», поставленный на ноги, придет и скажет «Спасибо». Но этого надо ждать годы.

Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!

Пианист в день концерта иногда не ест, ни с кем не разговаривает, молча готовится к свиданию со зрителем, копит свое вдохновение. Хирург перед операцией долго и тщательно моет и без того стерильно чистые руки: он тоже готовится, собирается с силами. А ведь у учителя нет и этих спасительных минут перед уроком. Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, не отдохнув, учитель входит в класс. И сразу же овладевает «и партером, и галёркой». Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.

Лучами сотен огоньков,

То неподвижных, то игривых,

Глаза моих учеников

Спокойных, добрых, шаловливых.

То незабудок синева,

То карих угольков сияние,

То грусть недетская вошла

В черноресничное мигание.

Не все откроют, не всегда

Слезою выльется случайное.

Глаза – зеркальная вода,

На дне их – сердца тайна тайная.

…Прочесть бы многое без слов,

Найти ответное, мгновенное,

Смотрю в глаза учеников,

Понять пытаясь сокровенное.

Что школа должна дать ребенку? На всю жизнь я запомнила слова героини А. Алексина: «Он сделал мне самый дорогой подарок — подарил мне меня». Школа должна дать ребенку возможность самовыражения, самоутверждения. Задача задач учителя — в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Подарить самого себя. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти «слова, исполненные доброго доверия».

Не сумма знаний, а развитие способностей — моя цель. Для меня главное — золотое сердце и золотые руки, а не золотая голова. Талант — удел немногих. А сделать сердце и руки добрыми можно! Уверена! И мы творим на уроке, творим на сцене: словно цветок, распускаются души, ум требует новой пищи, рука тянется к книге, пробуждается жажда знаний и творчества.

Сотворчество, сотрудничество… Эти слова для меня однокоренные. Нет творчества без труда! И какой же труд без творчества!? Моя задача — воспитывать «привычку к труду благородную». Эта привычка — основа будущего счастья, духовного обогащения.

Учить и учиться — вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное — чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу. Идти вперед…

«Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет».

(Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848)

— русский писатель и литературный критик)

Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного. Человека – личность, человека – творца. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить: скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину, ибо «каждый выбирает по себе».

И я ищу свой путь и свою истину…

Будучи ещё школьницей, я прочитала «толстую», на первый взгляд, но интересную книгу великого русского педагога А. С. Макаренко «Педагогическая поэма». Знакомство с его трудами помогло мне обрести веру в себя, веру в людей, веру в то, что человек способен к совершенствованию.

А ещё я никогда не забуду уроки учителя химии Карлушиной Марины Петровны. Именно она привила мне любовь к химии, научила решать задачи, которые я до сих пор решаю с удовольствием. Сначала нравилось, потому что получалось, потом, потому что могла объяснить, как решать другому ученику, испытывающему затруднения в задаче.

Марина Петровна была для меня не только учителем химии. Как классный руководитель она стала моим идейным вдохновителем. Благодаря ей я решила связать свою жизнь с образованием.

И теперь я с гордостью думаю о себе: Я — УЧИТЕЛЬ. Учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать им свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что маленький человек совершил добрый поступок: отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, для меня важно то, что при этом чувствует ребенок? Искренне радуется или хочет, чтобы его поступок заметили, похвалили.

Ю.Е.Соловьева, учитель химии МОУ СОШ №5 г.Вятские Поляны Кировской области

Исследовательская работа школьников на уроках биологии

Преподавание есть искусство,
а не ремесло – в этом самый корень учительского дела.

Я, Покашникова Мария Владимировна, учитель биологии, работаю в МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородской области второй год.
Моя мать, Андреева Нина Анатольевна, закончила Боровичский индустриальный техникум, но стала экономистом, а отец, Андреев Владимир Григорьевич, всю свою жизнь посвятил медицине.
В старших классах я прониклась любовью к естественным наукам – биологии и химии, поэтому целенаправленно готовила себя к поступлению в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого на специальность «Биология».
Мой путь учителя начался не сразу. Первые семь лет после окончания университета я проработала в Национальном парке «Валдайский» научным сотрудником. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Оценка состояния окружающей среды в насаждениях в зонах промышленных выбросов с помощью растений-индикаторов».
После отпуска по уходу за ребенком жизнь «поставила меня на путь «педмастерства». Профессия учитель уникальна, она очень интересна живым общением с подрастающим поколением. Подготовка к урокам, составление конспектов занимает все твое свободное от работы время.
Талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось решить поставленную перед ним проблему. Для решения этой задачи я использую личностно-ориентированный подход: создание благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. Именно поэтому на уроках я стараюсь использовать приемы и методы развивающего обучения, которые заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Биология – наука о жизни, в которой все взаимносвязано.
Я активно использую на своих уроках современные педагогические технологии: разноуровневое обучение, развивающее обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Основными принципами разноуровневого обучения являются следующие принципы:
- всеобщая талантливость;
- взаимное превосходство;
- неизбежность перемен.
Чаще всего ученикам с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) или высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания.
В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме «Отделы растений» (6 класс):
1*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные виды мхов.
2**Перечислите известные виды мхов Новгородской области. Чем мхи отличаются от водорослей?
3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям. Ответ обоснуйте. Назовите известные виды мхов на латинском языке.
Разноуровневый подход – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющее в разноуровневых заданиях на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Ведь дети все очень разные: одни творческие, другие не очень. Но каждый ребенок должен САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.
Обучение должно быть направлено на формирование понятий, возникающих и формируемых на основе соответствующих действий, с самого начала связанных с представлениями об условиях их конкретного и практического применения. Обучение должно стать таким, чтобы его развивающий эффект являлся не побочным, а прямым результатом (Концепци построения и организации подростковой школы…, 2003).
В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова может рассматриваться как процесс раскрытия ведущих биологических понятий на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач.
Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нем интересного?
Как углекислый газ проникает в лист? Обоснуйте планитарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу (Воронина, 2013).
За семь лет работы в особо охраняемой природной территории мне близки методы исследовательского обучения в биологии. Биология изучает живые системы с помощью различных методов. Вместе с учащимися, изучая объекты живой природы, я поняла: ЧТОБЫ ЗНАНИЕ СТАЛО ВАЖНЫМ ДЛЯ УЧЕНИКА, ОН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЕГО СОЗИДАНИИ.

Я стараюсь при обучении опираться на методы проблемного изложения материала, организовать частично-поисковую деятельность учащихся, целенаправленно провожу обучение исследовательской деятельности через учебную работу.
Начала с изучения отдельных ступеней исследовательской деятельности учащихся:
1. Постановка проблемы;
2. Определение темы исследования;
3. Формулировка целей исследования;
4. Догадка; выдвижение гипотезы;
5. Проверка гипотезы, выбор метода;
6. Анализ данных (интерпретация);
7. Оформление результатов;
8. Вывод.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации.
При изучении в 5 классе темы: «Внутреннее строение листа», спрашиваю: «Как вы думаете, почему распределение устьиц на верхней и нижней сторонах листовой пластинки зависит от условий обитания растений?» Высказываются, что концентрация кислорода в воздухе несколько раз выше, чем в воде, и листовой пластинке выгоднее переместить на верхнюю сторону, чем кислород, растворенный в воде. Проблемный вопрос возникает и на следующий вопрос: «А как же дышат полностью погруженные в воду растения?».
Далее наступает этап выдвижения гипотез. Каждому хочется высказать свою точку зрения. При разнообразии возможных гипотез моя задача отобрать наиболее правильную.
Наступает этап исследования гипотезы. Очень ценно, когда учащиеся сами предлагают пути поиска ответа. В данном случае ребята предложили узнать, а есть ли вообще устьица у этих растений, то есть проверить лабораторным путем.
После того, как под микроскопом проведено исследование эпидермиса листа, прошу сравнить то, что получилось с выдвинутой гипотезой. Прошу записать результат в виде краткого ответа.
5 класс. Тема: "Химический состав растительной клетки".
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические.
Неорганические вещества - это вода и минеральные соли. Вы, наверняка, слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Опыт № 1. Прокаливание семян.
В пробирку положим сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Опыт № 2. Взвешивание.
Я заранее взяла 2 листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем?
Учащиеся предположили, чтобы испарилась вода из клеток.
Теперь проверим наше предположение: взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. Результаты запишем в тетрадь.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. К этим веществам относятся белки, жиры, углеводы.
Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Спор разрешит опыт.
Давайте вспомним, сколько весил сухой лист. Теперь сожжем его, а потом взвесим то, что осталось после горения, то есть золу. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы примерно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
6 класс. Тема: "Лишайники".
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Ответ учеников - присутствие лишайников на деревьях указывает на экологически чистую среду.
Пояснения учителя - это «часовые загрязнения», в городах этих организмов не встретишь, так как они накапливают тяжелые металлы и сернистый ангидрид, из-за чего процесс фотосинтеза нарушается. Тем не менее лишайник способен выжить в таких условиях среды, которые гибельны для всех других растений. Воду они могут поглощать даже из тумана. При неблагоприятных условиях водоросли, входящие в состав лишайников, как бы консервируются. В частности, они останавливают свою работу при засухе и воздействии экстремальных температур, причем на длительное время.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Проблема: важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду.
Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока опускали в него лягушек. Как вы думаете, на чем основан такой способ хранения молока?
Ответ: молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
Проблемные вопросы, которые я ставлю на уроках биологии, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление. Всё это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.
Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины. Например, при изучении темы «Углеводы» я ставлю такой проблемный вопрос: «Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?».
В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Используя средства массовой информации, я учу ребят видеть проблемы или противоречия. Например, в средствах массовой информации, по всем каналам телевидения постоянно транслируется огромное количество роликов, призывающих нас пить вкусные газированные напитки. Нас зазывают шипящими, манящими звуками, красивой этикеткой, так же показывают, что не одна встреча друзей не обходится без этих освежающих напитков. И действительно, в жаркий знойный день нам так хочется купить бутылочку «Колы».
Но, изучив более детально состав сладких прохладительных напитков, дети узнают, что в их состав входят углекислый газ, сахар, красители и ароматизаторы, кофеин, консерванты.
Постепенно вырисовывается проблема: как же быть?
При проблемном изложении материала я, как учитель руковожу мыслительным процессом учащихся, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. Прежде чем я дам ответ на поставленный вопрос, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и своими выводами.
В том случае, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а так же умением выдвигать гипотезы, я использую метод самостоятельной поисковой исследовательской деятельности учащихся – высшую форму самостоятельной деятельности. Без отработки первых двух методов перейти к этому нельзя.
Особенностями учебного исследования является то, что истина, которую ребята открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже известна. Для учащихся эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели.
При исследовательском методе обучения познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности учёного, открывающего новые научные истины. Таким образом, использование исследовательского метода обучения, как одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Итогом моего обучения в этом году стала работа, выполненная учащейся 11М класса Петровой Викторией, обучающейся МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи: «Реакция листа Acer platanoides L. на загрязнение окружающей среды». Работа заняла 2 место в областном детском экологическом форуме "Зеленая планета" в номинации "Экология воздушного бассейна", который проводился в ноябре 2014 года. Итоги конкурса доступны для свободного ознакомления на страницах сайта ОАОУ "Новгородский институт развития образования", а также я продолжаю систематизировать дидактический материал проблемного характера по теме «Экология», который я использую при подготовке и проведении своих уроков.