Дидактические игры по грамоте в подготовительной группе. Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте. Игра «Зашифрованная азбука»

ЗАДАЧИ:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Автоматизация и дифференциация звуков.
Развитие слухового восприятия, фонематических процессов.
Развитие сенсорных и моторных функций.
Развитие тонкой моторики посредством движений, целенаправленности действий.
Развитие эмоционально- волевой сферы в игровой деятельности.

ЦЕЛИ:

1. Закреплять умение последовательно называть все звуки в слове, умение
произносить их интонационно (для определения различий).
2. Развивать умение ориентироваться в звуковом составе слова,
дифференцировать звуки по группам, называть общее количество звуков в
слове, количество гласных в слове, количество твердых и мягких согласных в

слове.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, восприятия,
фонематического слуха, моторики мелких мышц.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: На прочной основе прямоугольной формы схематичное изображение кота. Сверху, на «хвосте» кота- карман для предметных картинок, снизу на четырех «лапках» по одному кругу. Каждый круг разбит на нужное количество секторов (по назначению). В каждом круге вращающаяся стрелочка определенного цвета.

Условное обозначение.
1 круг (1 лапка)- черная стрелка (общее количество звуков в слове).
2 круг (2 лапка)- красная стрелка (количество гласных звуков).
3 круг (3 лапка)- синяя стрелка (количество твердых согласных
звуков).
4 круг (4 лапка)- зеленая стрелка (количество мягких согласных
звуков).

ХОД ИГРЫ.

1 ВАРИАНТ: Воспитатель предлагает ребенку выбрать предметную картинку (слово для звукового анализа), вставить в карман на хвосте «кота».
Объясняет, что «все дело в лапках». Каждая «лапка» представляет собой круг, разбитый на 3- 4 сектора (по назначению). Таких кругов четыре, внутри них стрелки разного цвета и нужные цифры в секторах.
Ребенку нужно в выбранном слове определить:
1) Общее количество звуков в слове и показать стрелкой черного цвета в первом круге (первая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например : лиса- 4 звука.
Установим стрелку на цифру 4.
2) Количество гласных звуков в слове и показать стрелкой красного цвета во втором круге (вторая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например : лиса- 2 гласных звука.
Установим стрелку на цифру 2.

Также интересная дидактическая игра по математике:

3) Количество твердых согласных звуков в слове и показать стрелкой синего цвета в третьем круге (третья «лапка» кота) на нужную цифру.
Например: лиса- 1 твердый согласный.
Установим стрелку на цифру 1
4) Количество мягких согласных звуков в слове и показать стрелкой зеленого цвета в четвертом круге (четвертая «лапка» кота) на нужную цифру.
Например: лиса- 1 мягкий согласный.
Установим стрелку на цифру 1.

Игру можно проводить в паре игроков. Второй ребенок осуществляет проверку, затем меняет предметную картинку и сам выполняет задание. Первый ребенок выступит в роли «проверяющего».

2 ВАРИАНТ: Игру можно усложнить. Карман для предметных картинок переместить коту на «спину» или «живот», а на «хвост» поместить еще один круг со стрелкой, разбитый на сектора. Количество секторов соответствует количеству слогов в выбранном слове. Таким образом игроки смогут дополнительно потренироваться в счете и определении количества слогов в словах.

Название: Дидактическая игра по обучению грамоте в подготовительной группе «Все дело в лапках»
Номинация: Детский сад, Дидактические игры

Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – «Детский сад № 173» «Солнышко»
Месторасположение: город Барнаул Индустриальный район Алтайский край

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Образовательные цели:

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Учить называть слова по заданной модели.

Развивающие цели:

развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

I. Организационный этап.

II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

III. Основной этап.

Игра «Кто больше?»;

Игровое упражнение «Докончи слово»;

Игра «Малышки-коротышки»;

Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

Словесная игра «Скажи правильно»;

Игра «Назови братца»;

Игра «Узнай звук»;

Словесная игра «Заблудился звук»;

Игра «Кто внимательный?»;

Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

Игра «Исправь ошибку»;

Игра «Назови слова».

IV. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

(Звонит звонок, дети становятся в круг)

Воспитатель:

Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и концы.

(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл - с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

Умница, правильно все сделал.

Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

Молодцы!!!

Итог: - Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

(Звонит звонок, занятие закончилось)

Игры, направленные на обучение грамоте дошкольников подготовительной группы

Игра «Где наш дом?».

Цель:

набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Описание : ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

Игра «Стол находок».

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

Описание : воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

Игра «Как их зовут?».

Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Описание : воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Игра «Рассыпанные буквы».

Цель : развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

Игровой материал и наглядные пособия : разрезная азбука по количеству детей.

Описание : воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

Игровой материал и наглядные пособия : три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

Описание : воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

Описание: воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Игра «Зашифрованная азбука».

Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.

Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.

Игра «Помоги Буратино».

Цель : закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

Игровой материал и наглядные пособия : две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

Игра «Разведчики».

Цель : развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:

Я щерица живет в пустыне.

Ж ивотные могут быть дикими и домашними.

Д екабрь - зимний месяц.

У тром мы завтракаем.

Т емная туча заслонила солнце.

Е сли снег растаял, значит, наступила весна.

Б ревно - это спиленное дерево.

Я года малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.

Дидактические игры по обучению грамоте (подготовительная группа)

«Придумай слово»

Цель: учить основам звукового анализа, развивать

фонематический слух.

Методика проведения.

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно

посоревноваться, кто больше назовет слов.

«Хлопушка»

Цель: развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Методика проведения.

Педагог дает инструкцию.

Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» -хлопни два раза. Упражнение необходимо проводить в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорить четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Например, корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гадюка, доска.

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие-твердые согласные звуки, зеленые-мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.

Методика проведения.

1 вариант.

Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.

2 вариант.

Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.

3 вариант.

Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

4 вариант.

В верхнее окошко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.

«По волнам звуков и букв»

Цель: учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы, развивать фонематический слух.

Дидактический материал (оборудование).

Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды_. Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине-зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду «надувая паруса»), колокол-звонкие звуки, синий парус-твердые звуки, зеленый парус-мягкие звуки. Набор магнитных букв.

Методика проведения.

Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.

1 вариант.

На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука, определяя гласный или согласный, формируют их них «волны» для корабликов.

2 вариант.

Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначить его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.

«К кому пойти в гости»

Цель: развитие внутреннего планирования.

Методика проведения.

На доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того, чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.

1) Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.

2) Он пойдет в гости к тому, у кого в названии2 слога и первый звук согласный мягкий.

3) Они пойдут в гости друг к другу, в названии 3 слога.

«Самый зоркий» или «Кто быстрее»

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три-внимательно смотри!» -показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

Возможны варианты: аналогичная работа может проводиться со слогами.

Задания:

Найти слог с таким же согласным, но чтобы согласный звук был мягким. Например, слог «НА» - находим «НЯ».

«Бабочки на полянке»

Цель: обучение составлению и чтению слогов.

Методика проведения.

Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными-на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог.

Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предложить поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.