Датировка керамики. Керамика своими руками: рекомендации и видео урок. Лепка из глины

Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?

Какая нужна глина

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Основные методы изготовления керамики

Есть разные технологии изготовления изделий из глины:


Лепка из глины

Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.

Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.

Полезные советы:

  • Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
  • Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
  • Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.

Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.

Есть два типа полимерного материала для лепки:
для первого требуется обжиг при температуре 110С;
второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.

Гончарное дело по всем правилам

Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.

Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.

Шликерное литье

Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.

Почему гипсовые формы?

Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.

Цельные или разборные формы?

Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.

Требования к глиняному шликеру:

  • Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
  • Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
  • Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.


Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Финишное декорирование

Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.

Основные требования к такой лепке

Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

Химики из университетов Манчестера и Эдинбурга предложили новый метод датировки древней керамики, который оказался более точен, чем радиоуглеродный анализ, но при этом обходится гораздо дешевле, ведь для его выполнения нужны всего лишь огонь и вода.

У археологов до сих пор нет надёжного метода анализа возраста керамики. Существует, конечно, термолюминисценция, которая позволяет установить дату появления того или иного предмета по его естественной радиоактивности.

Если повезёт найти в том же пласте породы какие-либо органические вещества (частички костей или дерева), то можно воспользоваться методом радиоуглеродного анализа. Но он даёт широкий разброс дат, и при этом всегда существует опасность загрязнения образцов чужеродной органикой.

Ещё один вариант: датировать, к примеру, горшок по стилю его исполнения, который существовал в определённые времена. Но что делать, если в наличии лишь отдельный черепок?

Британские учёные предлагают новый метод «регидроксиляционной датировки» (rehydroxylation dating), который можно использовать для керамики из обожжённой глины.

Всё началось с того, что в 2003 году эта команда учёных установила закон, определяющий зависимость скорости реакции керамики и атмосферной воды от времени.

Закон, по которому происходит постепенное накопление воды: y=x 1/4 . Он показывает, что если за первый день (месяц, год) керамика впитала один грамм воды, то через шестнадцать дней (месяцев, лет) она наберёт уже два грамма, через 81 – 3 грамма, и так далее (иллюстрация WolframAlpha).

Полученные данные свидетельствовали: глиняные изделия с годами набирают вес (чем старше, тем больше), а начинается этот процесс после того, как керамику вытаскивают из печи после обжига.

Применение открытию нашли не сразу, но постепенно учёные догадались, что нагревание керамики до 500 °C приведёт к потере химически связанной накопленной воды.

Точное измерение потери веса позволяет определить, сколько воды тот или иной артефакт набрал с годами, а значит, и сколько ему лет.

Позже метод доработали и проверили на экспонатах, которые хранятся в Лондонском музее (Museum of London). Предметы искусства принадлежали разным эпохам (Римская империя, средневековье, а также современность). Достоверный и очень точный результат (вплоть до года) учёные получили с теми из них, возраст которых не превышал двух тысяч лет. Впрочем, в дальнейшем археологи надеются расширить границы до 10 тысяч лет.

Новому методу есть и другое применение: зная точный возраст керамического изделия, можно будет определить, при какой температуре он содержался первые годы. Таким образом, станет возможным больше узнать о климатических условиях определённой местности, которые существовали много лет назад.

«Это может пригодиться для исследования изменений климата», — говорит один из авторов работы, доктор Мойра Уилсон (Moira Wilson).

Также новый метод позволит выявлять поддельные керамические изделия.

Новый метод позволит определять возраст не только горшков, но и черепицы, а также построек из кирпича (фото University of Manchester).

В планах британских археологов — выяснить, можно ли использовать регидроксиляционную датировку для определения возраста фаянса и фарфора.

Подробнее о новом методе датировки можно узнать из пресс-релиза университета Манчестера и статьи (PDF-документ, 291 килобайт), вышедшей в Proceedings of the Royal Society A.

Керамика почти всегда занимает наибольшее место среди археологических материалов, добываемых археологическими экспедициями. Как правило, целые сосуды встречаются редко; в основном керамический материал находят при раскопках в виде разрушенных сосудов или отдельных фрагментов.

Имеющиеся литературные источники по реставрации керамики бедны и ограничиваются работами б. Института археологической технологии Академии истории материальной культуры. К тому же они недостаточно освещают вопрос техники реставрации и рекомендуют клеящие вещества, в настоящее время устаревшие, в связи с наличием богатого выбора их из искусственных смол. Настоящая работа по реставрации керамики обобщает опытную работу и реставрационную практику Лаборатории ИИМК.

Физико-механические свойства древней керамики

Весь процесс изготовления керамических сосудов, начиная с момента появления керамики до позднейших времен, сводился к заготовке глиняного теста, лепке сосудов от руки, а в позднейшее время - формовке на гончарном круге с последующим обжигом.

Технологический процесс изготовления керамических сосудов всегда определял физико-механические свойства их, главнейшими из которых были пористость и прочность. Основные условия, определяющие эти свойства керамики, - состав глиняного теста и качество обжига. Условия залегания в течение столетий коренным образом влияют на сохранность и состояние сосудов. Керамический материал, добываемый при раскопках, может поэтому иметь иные физико-механические свойства, по сравнению с его первоначальным состоянием. Минеральные элементы почвы, попадая в поры черепка вместе с почвенной водой и отлагаясь там, нарушают структуру черепка, оказывая известное влияние на его пористость и прочность. Наибольшим изменениям подвергаются сосуды, где в компоненты глиняного теста входят примеси минерального и органического происхождения. Показания прочности керамического черепка для целей реставрации не имеют значения. Достаточно изучить пористость черепка, так как это свойство определяет характер склейки в смысле подбора клеящего состава соответствующей вязкости. Определение пористости древней керамики Камеральная лаборатория ИИМК ставит целью изучения для тех видов керамики, которые поступали в Лабораторию для обработки. Этот материал в достаточной мере может характеризовать типы керамического материала различных эпох.

Одним из наиболее простых методов определения пористости керамики является испытание ее на влагопоглощаемость. Сущность этого метода сводилась к следующему: отдельные фрагменты сосуда высушиваются при 110° С и после просушки взвешиваются на технических весах с точностью до 0.01 г (р. сух.). Затем черепки помещают в сосуд, над дном которого устанавливается металлическая или веревочная сетка, предохраняющая черепки от соприкосновения с перегретым дном сосуда, и заливают водой. Черепки кипятят в воде в течение 2-3 часов, затем оставляют стоять в той же воде 1-2 суток. Насыщенные водой черепки вынимают из сосуда, слегка обтирают полотенцем и взвешивают (р. насыщ.). Вычисления вод о поглощаемости ведутся по такой формуле:

Требования, предъявляемые к клеящим веществам при реставрации древней керамики

Древние керамические сосуды часто поступают в реставрацию в виде отдельных фрагментов (до 100 и более). Разбитые древние сосуды должны быть собраны с большой точностью, чтобы в реставрированном сосуде была представлена четко форма древнего сосуда. Места склейки отдельных фрагментов должны быть точно пригнаны между собой, и сосуд в завершенном состоянии должен представлять монолитное целое. Сборка сосудов, состоящих из небольшого числа фрагментов, не представляет трудностей. Реставрация же сосудов, состоящих из большого числа отдельных фрагментов, представляет значительные трудности, требуются навык и соответствующая техника. При склеивании сосудов с большим числом фрагментов почти всегда возможны, а порой и неизбежны, ошибки. При склеивании отдельных фрагментов, вследствие многих причин, порой не зависящих от реставратора, возможно неточное соединение фрагментов. Такого рода ошибки возможны и при дальнейшем последовательном соединении других фрагментов и склеивания частей сосудов, состоящих из нескольких фрагментов. В результате таких небольших неточностей, при окончательной сборке сосуда порой получаются значительные отклонения, нарушающие правильное соединение частей сосудов. Такая неточность совпадения может достигать значительной величины. Наибольшее отклонение и неточность соединений возможны при склеивании керамики с обкатанными краями, нечетко выраженным изломом, засоренностью поверхности излома посторонними элементами в виде остатков нерастворимых солей и иных механических вкраплений. Отклонение неизбежно при плохой расчистке поверхностей склеиваемых фрагментов. Это часто наблюдается у керамики рыхлой, слабо обожженной, дающей нечеткий излом. У керамики плотной, с ярко выраженной линией излома, дающей при соединении отдельных фрагментов точное сопряжение, отклонения наблюдаются редко.

Нередко при применении клеев, которые довольно толстым слоем наносятся на поверхность склеиваемых предметов (цементы и др.), отклонения бывают довольно часто. Кроме того, такого рода клеящие вещества исключают всякую возможность исправления этих недостатков, вследствие их необратимости, т. е. неспособности их при воздействии теплозых и химических агентов приобретать первоначальное состояние. Для исправления ошибок сосуды, скленные такого рода клеями, могут быть разобраны только при механическом воздействии на них.

Для последующего склеивания таких сосудов должна быть произведена расчистка «швов» от ранее нанесенного клея. Механический способ расчистки не исключает (возможности повреждения микрорельефа склеиваемых поверхностей фрагментов. Эти повреждения при повторной склейке сосуда могут вызвать еще большее несовпадение фрагментов. Все неточности и неизбежные отклонения при склейке можно исправлять только при склеивании сосудов клеями, обладающими термопластическими свойствами, т. е. способностью клея размягчаться и быть пластичным при известной температуре, зависящей от его химических свойств. При применении термопластичных клеев для реставрации керамики неизбежные и возможные ошибки, допущенные при склеивании отдельных фрагментов или целых сосудов, легко исправляются при подогревании сосуда и отжимании клея в момент его полного размягчения.

Итак, теомопластичность клея - первое и самое необходимое условие при склеивании древних керамических сосудов. Кроме того, клей должен давать достаточно прочную пленку, обеспечивающую хорошее склеивание фрагментов сосудов.

В настоящее время среди искусственных смол имеются смолы, обладающие клеящими свойствами и удовлетворяющие всем требованиям, необходимым при склеивании керамики.

Клеи термопласты

За последнее время количество клеящих веществ значительно увеличилось благодаря клеям из искусственных смол. Эти клеи дают основную массу клеящих веществ различных отраслей техники и быта. Среди массы искусственных смол, обладающих клеящими свойствами, имеются термопластичные смолы, которые при испытании в Лаборатории ИИМК удовлетворяют всем требованиям, необходимым при реставрации керамики.

Лучшими оказались:

1. Поливин и лацетатная смола. Бесцветная прозрачная масса без запаха и вкуса. Уд. вес 1.19. Температура размягчения лежит в пределах 60-70. Хорошо растворяется в ацетоне, этиловом спирте, толуоле. Раствор смолы бесцветен.

2. Полистрол. Твердая прозрачная, бесцветная, стекловидная или белая порошкообразная масса. Уд. вес 1.05. Температура размягчения лежит в пределах 80-100°. Растворяется в бензоле, толуоле, этиловом эфире.

Кроме этих клеев термопластов, Лаборатория ИИМК испытала клеи, которые не обладают термопластическими свойствами, но находят применение при реставрации керамики. Они применяются при склеивании отдельных фрагментов, хорошо соединяющихся друг с другом, при склейке днищ, а также и сосудов, состоящих из небольшого числа фрагментов, которые при сборке дают хорошее соединение, исключающее возможность отклонения. Лучшим из них можно назвать клей БФ-4. В Лаборатории ИИМК этот клей с большим успехом применяется для склеивания разнообразных археологических предметов (керамики, кости, железа, дерева и др.).

Процесс склеивания керамики

Склеивание керамики основано на проникновении в поры керамики клеящего состава и образования пленки клея между склеиваемыми поверхностями керамики.

Согласно закону поверхностного натяжения, клеящий состав, нанесенный на поверхность керамики, проникает в поры керамики; переплетаясь в капиллярах, он образует «мостик» между поверхностью склеиваемых фрагментов.

Глубина проникновения клеящего состава находится в зависимости от пористости черепка и вязкости клеящего состава. Как правило, чем глубже проникновение клеящего состава в поры керамики, тем лучше и прочнее склеивание. Соответствующим подбором вязкостей клеящих составов можно усилить проникновение клея в поры керамики. Таким образом, процесс склеивания керамики чисто механический, основанный на законах проникновения клея в поры керамики. Применяемые в лаборатории клеи обеспечивают достаточно прочную склейку керамики.

Техника склеивания сосудов

Склеивание керамических сосудов требует определенного навыка и техники, которые приобретаются практикой. В реставрационной практике Лаборатории ИИМК совершенно отказались от клеев, ранее применявшихся при реставрации керамики (шеллак, белковые клеи и пр.), а полностью перешли к новейшим клеящим веществам из искусственных смол. По длительным наблюдениям лучшие результаты при склеивании керамики получены при применении поливинилацетоновой смолы. Клей из этой смолы дает очень прочное склеивание: как термопласт он удобен при исправлении ошибок, допущенных при склеивании.

Для склеивания приготовляются два рабочих раствора - один 10-15°, другой 40-50°. Смолу растворяют в ацетоне, так как ацетоновые растворы, в отличие от других, дают более быстрое схватывание, вследствие большей летучести ацетона, что обусловливает и удобство работы.

Не останавливаясь на описании подготовки керамики к склеиванию (промывка, просушка, подборка), вся работа по технике склеивания сводится к следующему.

У склеиваемых фрагментов достаточно жесткой щеткой тщательно прочищают обе соединяющиеся поверхности. Такая расчистка «шва» производится для удаления пыли, частиц приставшей почвы и различных механических вкраплений, которые могут мешать плотному соединению склеиваемых поверхностей и лучшему смачиванию их клеящим составом. Очень плотно приставшая почва и другие элементы, которые не счищаются щеткой, удаляются осторожно иголкой или скальпелем, с последующей прочисткой щеткой. Затем при помощи кисточки или палочки на расчищенную поверхность наносится сначала слой клея меньшей концентрации.

Клеящий состав меньшей концентрации наносится для лучшего смачивания рельефа склеиваемых поверхностей и для лучшего пропитывания поверхностного слоя. При пористой керамике клеящий состав быстро впитывается внутрь керамики. Затем наносится вторично клей меньшей концентрации. По прошествии некоторого времени, если не замечается быстрого «высыхания» клея (обусловливаемого опять впитыванием клея), на поверхность наносится слой клея большей концентрации. Клеящий состав наносится в небольших количествах, во избежание выхода его из «швов» при соединении склеиваемых поверхностей.

После нанесения клея склеиваемые фрагменты соединяются между собой при некотором усилии. Необходимо указать, что при склеивании указанными выше составами не получается быстрого «схватывания», как это наблюдается при применении шеллака или канифольно-восковой мастики. Склеенные фрагменты помещаются в ящик с песком в вертикальном положении таким образом, чтобы центр тяжести фрагментов проходил в плоскости склеиваемых поверхностей. Такое положение в песке склеенных фрагментов дает затвердение клея без всяких отклонений. Для ускорения работы в песок размещаются скленные фрагменты, из которых по затвердевании клея собираются уже части сосуда.

В зависимости от окружающей температуры, толщины стенок керамики и размеров склеиваемых фрагментов «схватывание» получается через 10-20 минут. По прошествии этого времени получается достаточно прочное склеивание, при котором возможно последующее склеивание фрагментов. При склеивании целых сосудов необходимо производить последовательное соединение фрагментов таким образом, чтобы не было входящих углов, что в последующем затрудняет работу и может влиять на точность соединения.

Ошибки, допущенные при склеивании отдельных фрагментов в смысле неточности соединения их, исправляются следующим образом. Части фрагментов по линии «шва» разогревают на электрической плитке или спиртовой лампочке. При нагревании клей приобретает пластичность и, не отрывая фрагменты друг от друга, исправляются ошибки и неточности склеивания. При сборке целых сосудов из больших частей нередко отмечается несхождение венчика или средней части. В таких случаях весь сосуд подогревается, и после приобретения клеем пластичности сосуд обжимается до полного схождения всех его частей.

В практике реставрации встречаются случаи повторного переклеивания некоторых фрагментов. В таких случаях «швы» разъединяются при подогревании, и ранее нанесенный клей смывается при помощи кусочка ваты или марли, смоченной в растворителе (спирт, ацетон). После удаления клея из «швов» склеивание производится обычным порядком.

Некоторую сложность представляет реставрация керамики с неясно выраженной линией излома. Нередко у такой керамики края излома стерты или, как говорят, обкатаны. Наиболее часто такое явление наблюдается у слабо обожженной керамики. Склеивание такого рода керамики не всегда происходит успешно при применении обычных способов. Склеиваемые поверхности соприкасаются не плотно, поэтому не обеспечивается прочное склеивание. В таких сосудах на местах соприкосновения нередко получаются «просветы» и неточности совпадения фрагментов. В этих случаях фрагменты с неточным совпадением «сажают» на мастику, которая приготовляется следующим образом. Берут керамику, близкую по цвету с фрагментами склеиваемого сосуда, толкут ее в ступке до образования порошка. Истолченная керамика просеивается через частое сито. Клеящий состав наполняют этим порошком до потери текучести клея. Полученную мастикообразную массу наносят, как клей, на склеиваемые поверхности, предварительно смазанные жидким клеем, и соединяют их. При засыхании мастики получается прочное склеивание. Этой же мастикой заполняются просветы.

Правильно склеенный сосуд при просушивании должен быть звонким, что указывает на его монолитность. Дребезжащий звук указывает на дефекты, допущенные при склеивании.

При склеивании сосудов нередко получаются затеки клея и выход его из швов на внутреннюю и внешнюю поверхности, что портит его внешний вид. При окончательной отделке сосуда все затеки и выходы клея на поверхности должны быть зачищены. Для этого кусочек ваты или марли смачивается растворителем (ацетон, спирт), которым протираются места затеков до полного удаления клея. Очистка затеков на сосудах с раскрашенной поверхностью требует большой осторожности и тщательности. Предварительно на менее ответственных местах сосуда производят испытание на обесцвечивание красок растворителем и уже после производят очистку обычным способом.

При реставрации склеиваются различные типы сосудов - от очень плотных до весьма рыхлых и пористых. При склеивании плотной керамики с малой пористостью не происходит быстрого впитывания клея внутрь керамики. Нередко бывает достаточно однократного нанесения клея на поверхность для получения прочного склеивания.

Закрепление рыхлой керамики

Встречаются случаи склеивания керамики, которая крошится, при небольшом усилии распадается на части, расслаивается. Эти явления наблюдаются у керамики слабого обжига, которая подвергалась действию разрушающих факторов во время залегания в почве. Склеивание таких сосудов представляет большие трудности, а порой и невозможность их реставрации. Такого рода керамика, иногда весьма ценная в археологическом отношении, должна быть перед склеиванием закреплена.

В настоящее время имеется богатый выбор закрепляющих средств; среди них искусственные смолы занимают первое место как по легкости работы с ними, так и по конечному результату. Для закрепления такой керамики в Лаборатории ИИМК были разработаны два способа:

1) способ поверхностного закрепления керамики;
2) способ, основанный на погружении керамики в закрепляющий состав.

При первом способе закрепление керамики производится нанесением закрепляющего состава при помощи кисти на поверхность керамики. При этом способе закрепляющий состав не проникает глубоко в поры керамики. Все же получается достаточно прочная пленка на всей поверхности закрепленного фрагмента.

Лучшие результаты получаются при применении способа погружения керамики в закрепляющий состав. Этот метод основан на вытеснении воздуха из пор керамики и заполнения их закрепляющим раствором.

Наилучшие результаты получаются при закреплении керамики с большой пористостью. Для закрепления могут быть применены смолы полимеризационные, т. е. затвердевающие при нагревании, а также смолы, не подвергающиеся полимеризации.

В практике Лаборатории ИИМК хорошие результаты получены при применении смол, среди которых наиболее пригодным оказался клей БФ-4.

Техника, закрепления

Все фрагменты закрепляемого сосуда хорошо просушиваются при 105-110° С. После просушивания фрагменты помещают в сосуд с закрепляющим раствором (раствор смолы в спирте в отношении 1: 4 или 1: 5). После погружения начинается выделение пузырьков воздуха из пор и заполнение их закрепляющим раствором. Для лучшего заполнения пор раствор подогревают до 30-35°. Фрагменты выдерживаются в растворе до полного прекращения выделения пузырьков. Извлеченные из раствора фрагменты кладут на сетку для стекания излишней жидкости. По прошествии некоторого времени керамика обсыхает; необсохшие места с большим скоплением закрепляющего состава протирают марлей или ватой, смоченной в спирте, для удаления излишнего состава. Несмытый с фрагментов закрепляющий состав дает в этих местах лакированную поверхность. Обсохшие фрагменты помещают в сушильный шкаф, где выдерживают минут 15-20 при t 35-40°. Затем температуру повышают до 120-140эи выдерживают керамику при этой температуре около I-1.5 часа. При этом происходит процесс полимеризации, т. е. затвердевание смолы. После этого керамика приобретает достаточную прочность, обеспечивающую возможность ее склеивания. Охлаждение керамики ведут в сушильном шкафу. Клей БФ-4 не нарушает микрорельефа керамики, но немного изменяет цвет ее в сторону потемнения.

Необходимо указать, что при применении клея БФ-4 можно керамику не подвергать нагреванию. Через сутки получается достаточно прочное закрепление, допускающее сборку сосудов без опасения разрушения и ломкости фрагментов.

Дефекты и повреждения керамики

Главнейшими видами повреждений и дефектов, с которыми наиболее часто приходится встречаться в практике реставрации, следующие.

1. Трещины на сосудах. Иногда на первый взгляд хороший сосуд или часть сосуда при простукивании дает дребезжащий звук, что указывает на присутствие трещин в сосуде. Трещины на сосудах иногда слабо выражены и могут итти в самых различных направлениях. В случае непринятия мер к исправлению этого дефекта, может быть распадение сосуда по линиям трещин. Для исправления этого дефекта с внутренней стороны сосуда в трещину заливают клеящий состав слабой концентрации. На керамике невысокой механической прочности, поддающейся действию инструмента (нож, скальпели и др.), необходимо «расшить» линию трещины, т. е. с внутренней стороны расчистить линию трещины скальпелем или ножом, не повреждая наружной поверхности сосуда. Расчищенную трещину заливают клеем, и сосуд обвязывают веревкой или шпагатом. При удачной заливке швов получается прочное сцепление клея по линии трещины и отсутствие дребезжания при простукивании сосуда.

Трещины на сосудах, полученные при обжиге, более широки, дают просвет и не сближаются при сдавливании сосуда. Такого рода трещины не представляют опасности для распадения сосуда. Они заделываются мастикой, сделанной на том же клею.

2. Расслаивание керамики. Нередко встречается расслаивание керамики, которое происходит вследствие потери связи между частицами массы. Такое явление иногда наблюдается даже на лощеной керамике (отслаивание лощеной поверхности). Если отслаивающиеся части держатся на сосуде, то между расслаивающимися слоями наливают клей, после чего фрагмент или сосуд зажимают, чтобы обеспечить плотное соприкосновение отслаивающихся частиц. Отстающие от сосуда части тщательно наклеивают на сосуд. Хорошие результаты получаются при применении клея БФ-4.

3. Слущивание поверхностного слоя. На целых сосудах или отдельных фрагментах происходит иногда слущивание поверхностного слоя. На поверхности сосуда появляется тонкая рыхлая пленка, разбитая на множество мелких частиц, которая при небольшом усилии рассыпается. В этом случае сосуды просушивают, и поврежденный поверхностный слой при помощи кисти или пульверизатора пропитывают клеящим составом слабой концентрации. При хорошем впитывании состава необходимо двух-, трехкратное покрытие. Хорошие результаты получаются при применении клея БФ-4, разведенного в спирте.

Гипсовка сосудов

При подборке сосудов часто нехватает некоторых частей. Склеенный сосуд из неполного числа фрагментов получается с отверстиями, что влияет на его прочность. В таких случаях принято заполнять места отсутствия фрагментов мастикой или гипсом. Такое заполнение придает сосуду большую прочность и нормальное зрительное восприятие. Наиболее удобно и быстро заполнять недостающие места гипсом. Для этого применяют гипс мельчайших фракций, который при последующей отделке загипсованных мест, путем зачистки металлической сеткой или шкуркой, дает гладкую полированную поверхность. В случае применения гипса крупных фракций при отделке выступает «зерно», т. е. вкрапления крупных частиц гипса, что не дает гладкой поверхности загипсованных мест.

Техника гипсовки. Места отсутствия фрагментов в сосуде закладывают с внешней стороны пластилином или скульптурной глиной с таким расчетом, чтобы получилось правильное очертание сосуда или лучше с небольшим запасом для срезания гипса при последующей отделке. Затем с внутренней стороны накладывают гипс, полностью закрывающий отверстие. Небольшую часть гипса накладывают на края керамики для более прочного удерживания гипса в отверстии. После затвердевания гипса снимают пластилиновую накладку и производят обрезку и зачистку гипса с внешней и внутренней сторон сосуда. Обрезка гипса с внешней стороны в мягком состоянии недопустима, так как мягкий гипс, попадая при об¬резке на поверхность сосуда, замазывает его внешнюю поверхность, оставляя плохо смываемую белесость, которая портит внешний вид сосуда. Особенно это относится к сосудам без поливы и лощения.

Обрезка и зачистка гипса на внешней поверхности производятся в соответствии с формой сосуда. Зачистка загипсованных мест производится металлической сеткой. После высыхания загипсованных мест они вновь зачищаются металлической сеткой или шкуркой.

В настоящей работе даны только первые результаты опытов и реставрационной практики Лаборатории ИИМК в части склеивания древних керамических сосудов. Опытная работа Лаборатории направлена в настоящее время на изучение новых клеящих веществ, улучшение реставрационной техники, разработку более совершенных методов закрепления керамики, а также на очистку и консервацию древних сосудов.

Введение

Керамика – материал благодатный, обладающий массой выразительных свойств и способствующий самовыражению и самореализации художников различных направлений. Кто-то лепит для себя и друзей, кто-то – с целью реализации изделий, кто-то – потому, что не может не лепить… Как правило, все это – грани творческой деятельности любого керамиста (художника, педагога, человека).

В развитии художественной керамики, важную роль играли открытия,

заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приеме формировки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельнотонкую и красивую по тону керамику, прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо другот друга) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг отдруга эпохи.

С древних времен люди изготавливали посуду, статуэтки из глины. С развитием цивилизации появилось много других материалов и технологий, которые заменили глину. И все же лепка из глины является очень распространенной, как среди профессиональных скульпторов, так и среди любителей, поскольку для большинства людей очень важна возможность творческой самореализации



Лепка является одной из важнейших составных частей развития учащихся. Занятия по лепке имеют образовательное и воспитательное значение. В результате систематической работы учащиеся приобретают навыки не только условного решения формы, но и её орнаментального оформления.

Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность, в связи с тем внимание ребенка, направленно на пространственное видение ребенка. Так же глина однотонна и красива,что позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, и изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества.

В школе на уроках изобразительного искусства мало уроков отводится на темы по лепке, а так же отсутствуют наглядные пособия по лепке. Поэтому мы предлагаем ввести в школы кружковые занятия по лепке и разработать наглядное пособие.

Исходя, из актуальности мы выбрали следующую тему:

Тема выпускной квалификационной работы: «Свадьба». Керамика».

Цель исследования: выполнить творческую работу «Свадьба». Керамика».

Объект исследования: процесс выполнения декоративной керамики.

Предмет исследования: керамика «Свадьба».

Задачи:

1) Изучить, проанализировать и обобщить специальную, методическую и педагогическую литературу по данной теме.

2) Рассмотреть историю возникновения керамики.

3) Разработать план - конспект кружкового занятия по лепке из глины и рекомендации проведения кружковых занятий по лепке.

4) Выполнить работу «Свадьба».

Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована как наглядный материал на кружковых занятиях по лепке, как самостоятельное произведение на выставках и использоваться для оформления интерьера.

Методы: исследовательский, анализ педагогической, искусствоведческой, методической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы, апробация данной работы на практике, защита выпускной квалификационной работы.

Новизна заключается в разработке и выполнении работы «Свадьба. Керамика»; по проведению кружковых занятий по лепке, на которых наша работа может быть использована в качестве наглядного пособия.

База апробации данной работы проходила на базе МАОУ«СОШ № 2» городского округа города Стерлитамак.

Глава 1. Основные сведения о керамике

1.1 Исторические сведения о керамике

Изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве. .

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800...900°С), позднее появились специальные обжигательные печи. По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами. .

В период позднего неолита и энеолита (медного века) - 4...2 тыс. до н. э. - формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Узоры часто были многоцветными, использовались- сочетания красных, белых, черных и других красок. В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности. Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее. .

Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с двумя ручками - из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху ле-киф с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. .

В развитии художественной керамики важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону керамику, прочную и легкую, керамисты разных стран приходили к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и весьма отдаленные друг от друга эпохи.

В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны. В прошлом веке только гончарство было развито более чем в 190 уездах России. В наши дни, когда широкое развитие получила фарфорово-фаянсовая промышленность, сохранившиеся традиционные центры искусства народной керамики не так многочисленны. Сегодня только организованных предприятий около сорока, и в каждом из них создается немало интересного, у каждого своя история, свои мастера, бережно сохраняющие и развивающие лучшие художественные традиции данного промысла. .

Способы изготовления керамических изделий в истории их развития претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районов нашей страны до сих пор. Так делают посуду мастера Таджикистана, живущие в предгорьях Памира. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом. .

В мировой истории керамики важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художественной керамики многих стран Европы и Азии. В области архитектурной керамики особенно выделяются многоцветная со сложными узорами глазурованная облицовка зданий Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, арабских стран, а так же процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архитектурного декора в 10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамическая облицовка зданий Самарканда и Бухары. С последней четверти 18века начинается возрождение интереса к художественным возможностям более грубых видов керамики- каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. .

Наряду с повышением художественного уровня массовой керамики с 1960 годов усиливается интерес к уникальной декоративной керамики, в которой все шире начинают использовать не только грубые ее виды, но и такие материалы, которые прежде считались нехудожественными. Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приемы декорировке, новые типы декоративных изделий. Возрождаются традиционные центры народной керамики, а ее традиции используются в производстве ряда мастеров декоративной керамики.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что керамика – это изделия и материалы, полученные спеканием глины и их смесей с минеральными добавками.

Пластичность глин использовалась человеком еще на заре существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные еще в палеолите. .

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos – глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается. Керамика отражает высокие достижения искусства всех времен и народов. .

Мы пришли к выводу, что с древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран

хранится немало шедевров керамического мастерства. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора-таков путь развития керамики.

При изучении мы выяснили, что происходящие исторические события в культуре и в искусстве повлияли на развитие такого вида искусства, как, керамика.

1.2 Художественная обработка глины

Глина - один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность позволяет изготавливать множество необходимых в быту предметов посуду, украшения. .

Самые ранние изделия из глины были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах поэтому можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели его на мысль обжигать для прочности глиняные изделия. Их назвали керамикой. Таким образом, основа любого керамического изделия - глина, и не какая-то специальная, а даже та, на которой можно поскользнуться в мокрую погоду.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий. .

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.

Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. .

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет совершенную технологию и новые материалы. Но создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, и в домашних условиях. .

Ручная лепка сохранилась вплоть до изобретения гончарного круга, но и по сей день, не забыты способы и приемы ручной лепки.

При ручном изготовлении керамики используются способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка, способ кругового налепа, способ выбирания глины стеком, способ выбирания глины стеком.

Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной формы. Более мелкие детали присоединяют, легко прижимая и приглаживая.

Пластический способ – лепка из целого куска глины, когда все части вытягиваются из целого куска. Он требует точный движений, хорошего глазомера и хорошего представления о форме и пропорциях предмета.

Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.

Свободная лепка – древнейший способ изготовления керамических изделий: из приготовленного глиняного теста вручную лепят различные фигурки, свистульки, иногда – горшки больших объемов. Выполняют свободную лепку ленточным способом или путем выбирания глины стекой.

Способ кругового налепа (спирального – кольцевой налеп). Сосуды лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы. Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду и выкладываются в виде спирали. И в том и в другом случае жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы. .

Способ выбирания глины стеком заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки – лопаточки, удаляют материал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, выполняемого концами пальцев, стекой и тряпкой. Продольным движением пальцев и стеки, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазывают или счищают все неровности. То же можно сделать и слегка увлажненной тряпочкой, если изделие выполняют из глины. Прием заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой. В местах закруглений и соединений различных частей. Выделение ребер осуществляют совокупным приемом оттягивания и заглаживания. .

Разнообразная фактура обогащает работу из глины, она может быть гладкой или шероховатой в зависимости от композиционного и образного строя работы. Для декорирования нашего изделия мы использовали технику налепного рельефа. Этот метод заключается в изменении поверхности изделия слепленным в ручную орнаментом или специальным инструментом. С технической точки зрения при этой работе необходимо соблюдать два правила: во – первых, глиняная пластилина должна быть достаточно плотной и не подвергаться во время сушки и обжига деформации или вспучиванию; во – вторых, дополнительно нанесенный рельеф должен быть легким и невысоким, так как его вес или толщина могут создать проблемы при обжиге. Моделировать следует, пока глина еще достаточно мягкая. .

Однако орнамент не следует наносить непосредственно после формировки изделия, а только после того, как глина уже начнет затвердевать.

Наиболее простой метод – это лепка небольших рельефных форм из мягкой глины на поверхности изделия при условии, что его структура не разрушится на стадии затвердевания. Рельеф формируется из жидкой глины или шликера.

Прорезь. С помощью этой техники можно отделывать изделия, вырезая фигурные отверстия в стенках работы. Визуально сложность исполнения изделия можно оценить по толщине стенок, а также по площади проделанной прорези. После вырезки края искривленного отверстия следует очень тщательно обработать. Необходимо удалить образовавшиеся остатки глины. Разумеется, все это надо проделать после того, как глина окончательно высохнет. Затем края необходимо отполировать с помощью алюминиевой лощилки.

Техника расчесывание. Можно использовать старую расческу с редкими зубьями, зазубренный пластик, или резину, или кухонную принадлежность, которая применяется для нарезки лука. Проведите расческой по слегка сырому верхнему слою, создавая волнообразный узор. .

Все существующие приёмы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида – рельефное и гладкое декорирование.

Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье.

К гладкому декорированию относят лощение и морение (черчение), ангобирование, роспись. В одних случаях изделия подвергают декоративной отделке до обжига, в других – после него. .

Таким образом, мы пришли к выводу, что при ручном изготовлении керамики используются способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка и т.д. Разнообразная фактура обогащает работу из глины, она может быть гладкой или шероховатой в зависимости от композиционного и образного строя работы.

Выводы по первой главе

Керамикой называют изделия из обожженной глины. Делать из керамики художественный вещи люди научились много веков назад. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

С древних времён и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира.

Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как её иначе называли, поливой, были сделаны в Египте.

Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовали разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор.

Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени.

Интерес к керамике сохранился и в наше время. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решёток и многими интересными вещами.

Существует довольно много способов ручной лепки, это: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка, способ кругового налепа, способ выбирания глины стеком, способ выбирания глины стеком и.т

Чтобы создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, нужно знать способы и приемы лепки.

Благодаря своим свойствам глина предоставляет огромные возможности для творчества и самовыражения. Поэтому лепка из глины - один из любимых видов художественного творчества.