Что означает дервиш у турков. Кто такой дервиш. Законы жизни дервишей

- (перс. derwesch бедный). Нищенствующий мусульманский монах, получающий иногда от монастыря жилище и скудную пищу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕРВИШ мусульманский монах, давили обет нищенства.… … Словарь иностранных слов русского языка

дервиш - а, м. derviche m., нем. Dervisch <перс. darvis нищий. Нищенствующий мусульманский монах. БАС 1. Препираются жестоко феологи Мухаммеданские, о уставе жития, некиих дервишев. Кн. сист. 222. Не стирая с туфлей прах У Муфтьев, Дервишей, Иманов, В… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Дервиш, отшельник, аскет. Отворяющий ворота, неимущий, бедняк (Магдиев). Имя одного из казанских князей (Кунцевич). Активно употреблялось в XV XVI веках. Сохранилось в фамилиях Дербышев, Дарвишев, Тарпышев. Фамилия Дербышев встречается также у… … Словарь личных имен

Марабут, накшбенди, факир, монах Словарь русских синонимов. дервиш сущ., кол во синонимов: 5 абдал (4) марабут … Словарь синонимов

дервиш - и устаревающее дервиш. Произносится [дэрвиш] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (по персидски бедняк, нищий) мусульманский монах, приверженец суфизма. Дервиши делятся на странствующих и живущих в обителях под началом шейха настоятеля … Исторический словарь

ДЕРВИШ, дервиша, муж. (перс. darvig нищий). Мусульманский нищенствующий монах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Д ервиш, дерв иш м. 1. Ведущий аскетический образ жизни мусульманский монах. 2. Член мусульманского суфийского братства; суфий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ДЕРВИШ, а, муж. Мусульманский нищенствующий монах аскет, факир. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. мусульманский нищенствующий монах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (перс.) общее название суфия. Это слово является синонимом арабского слова факир. (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) … Ислам. Энциклопедический словарь.

Книги

  • Скажи нам, дервиш, о любви , Mike Tyurin. В издание вошли стихи автора разных лет, калейдоскоп разноцветных картин «художника без рук и лица», мелодий «флейты Души» о любви безусловной… электронная книга
  • Я, Данила , Дервиш Сушич. Книга современного югославского писателя Д. Сушича «Я, Данила» (1960) построена в форме монолога главного героя Данилы Лисичича, в прошлом боевого партизанского командира, а ныне председателя…

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.

Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….

Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.

В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.

Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.

Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.

Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Дервиш - слово, порождающее множество мыслей. Кто-то говорит, что это - монахи, кто-то убежден, что они просто танцоры, развлекающие публику, а кто-то уверен, что дервиш - это простой сектант. Чтобы понять истинное значение этого слов обратимся к истории.

Дервиш - это синоним суфия

История появления дервишей, или суфиев восходит к одиннадцатому веку. Когда на Руси активно развивалось христианство, на востоке появился первый дервиш. Значение слова на русский можно перевести как нечто среднее между бродягой, аскетом и непоседой.

Адепты этого ордена дают обеты, призывающие их вести умеренный образ жизни, соблюдать аскезу, отказаться от эгоистичных мотивов и строить свою жизнь, исходя из постулатов любви. Первый дервиш - это Руми. Именно он впервые представил движение монахов-аскетов как самостоятельное течение, которое тем не менее пропагандировало давно известные традиции и практики. Дервиши - оптимисты. Религия для них - только способ приобретения духовного опыта, возможность слиться с божественным посредством совершения ритуальных действий. Три кита традиции дервишей, или, каких еще называют, суфиев, это любовь, интуитивное восприятие и интеллект. Здесь нет место покаянию, трагичности бытия и тому подобным привычным для нас вещам.

Законы жизни дервишей

Как представители любого религиозного течения, дервиши придерживаются четких законов и правил в обыденной жизни. Они просты, понятны и человечны. Все это обеспечивает учению возрастающее число последователей. Несмотря на суровость законов и непреложное их соблюдение, монахов-аскетов нельзя назвать несчастными.

Само слово "дервиш", значение которого изначально было "аскет", сегодня стало синонимом расслабленного человека, который не переживает за будущее и ведет аскетичный образ жизни. Итак, основные законы суфийских мудрецов (или дервишей) включают в себя:

  • Отказ от собственности. Поскольку дервиш - это странствующий служитель культа, поклявшийся вести аскетичный образ жизни, то он должен быть готов отказаться от всего своего. В некоторых случаях требуется даже исключить из употребления слова "мой, моя, мое". Считается, что через отказ от эго дервиши постигают Бога.
  • Любой дервиш, даже тот, который живет с семьей, должен почтительно относиться к гостю. В частности, если гость что-то пожелает, пребывая под кровом суфия, тот должен ему это отдать. По некоторым версиям это связано с верой в то, что под видом странника и незваного гостя в дом мудреца может заглянуть Бог и проверить, как тот выполняет законы и аскезы.
  • Запрет на милостыню. Ни один служитель этого религиозного течения не должен попрошайничать и просить милостыню.
  • Все поступки и любое взаимодействие с окружающим миром должны быть основаны на принципах возвышенной любви. Любовь к окружающему миру и людям - это выражение любви к Богу, ведь Он создал все.

Аналог монастыря - текие

Дервиш - это странствующий мудрец и мистик. Но время от времени они все должны посещать обители. Это касается не только вечных странников, но и оседлых суфиев. Посещение обители обязательно перед важными плясками. Течение суфизм в исламе очень популярно, а количество орденов странствующих мудрецов насчитывает более семидесяти.

Только один из них расположен на территории Европы. Все остальные - в странах Азии и Африки. Однако в Крыму до сих пор есть действующие текие, построенные дервишами более 700 лет назад. Публичные богослужения здесь проводятся каждый четверг.

Не танец, а служение

Дервиши известны благодаря своим танцам, которые ошибочно принимают за театрализованное представление. Отчасти оно так и есть, но изначально кружение - это способ медитации, в ходе которой суфии пытаются достичь слияния с Божественным разумом, прикоснуться к Нему. В этом - сакральный смысл их танцев.

Давным-давно, когда по нашим рекам ходили скандинавские барки, прокладывая путь «из варяг в греки», в лесах злобствовали соловьи-разбойники, а в селах на базарных площадях тешили простой люд веселые скоморохи, где-то на юге, а точнее в Персии мудрый Руми, великий суфий и поэт по-совместительству основал суфийский орден Мелвеви — общество странствующих дервишей.

Оптимистическая религия

Еще в одиннадцатом веке появилось слово, а значит и понятие «дервиш» (персидское) или «суфий» (арабское), что одно и тоже. Обозначали эти слова человека-непоседу, нищего бродягу-аскета. Суфий-поэт Руми стал первым дервишем, который оформил это движение в осознанное религиозное течение, сделав странствующих дервишей носителями и адептами уже давно существующей идеологии и обычаев. Основная цель философии суфиста (дервиша) в том, чтобы при помощи религии приобрести особый духовный опыт. Идея эта очень оптимистична. Никакой трагедии, слез и печали в ней не присутствует. Интеллект, интуиция и любовь – вот ее основные движущие силы. Хотя суфизм считается одной из разновидностей мусульманской религии, он так же далек от нее, как старообрядничество от католической церкви.

Законы суфизма

Интересно, что первоначально добровольно избранный образ жизни мусульманских скоморохов, оформленный в религиозное течение, стал правилом жизни, требованием и законом. А законы были и остаются для приверженцев суфизма достаточно суровыми:

1. Не иметь ничего своего. Исключить из лексикона слово «мое».

2. Даже оседлым, живущим семьями дервишам полагается отдавать все гостю, посетившему его дом и пожелавшему это иметь.

3. Никогда не просить милостыню.

4. Строить отношения на любви.

Текие – обитель дервишей

Во многих мусульманских поселениях существуют постройки, под названием текие. Это приют странствующих дервишей. Аналог наших монастырей, но, естественно, со своими законами. Текие – временный дом, обитель дервишей , место отдыха и общения. До настоящего времени это течение в мусульманской религии очень популярно. Сейчас существует более 70 орденов дервишей. Все они располагаются в Азии и Северной Африке (Турция, Иран, Ирак, Египет и т.д.) и только один в Европе. В Крыму в Евпатории сохранились и действуют сооружения мусульманского монастыря текие, построенные примерно 700 лет назад. Здесь живут дервиши и каждый четверг на Азизе проводят публичные богослужения с танцами.

Танцующие дервиши

Танец дервишей известен во всем мире. Вспомните бесконечное фуэте балерины в «Лебедином озере». Мы же все удивляемся, как у нее не закружится голова в бесконечном вращении! Так вот, танец дервиша, это очень похоже, только на много дольше. Знаете, сколько могут вращаться крутящиеся дервиши? 10-15 минут! Искусству такого танца начинают учить ребенка с раннего детства, и только спустя 20 лет танцор может достичь совершенства. Мы удивляемся количеству оборотов, красоте порхающих юбок, а для самого артиста это не танец, а молитва, разговор с богом, медитация. Посмотрите танец дервишей видео:

Музыка дервишей

Если вспомнить пляски шамана вокруг костра и программирующие ритмы ударов бубна, то можно представить, как под веселую, но монотонную музыку бесконечное кручение может загипнотизировать неискушенную публику. Танцующие дервиши завораживают зрителей своей отстраненностью и ритмичностью оборотов, как маятник перед вашим носом. Прислушайтесь к музыке, под которую крутится бродячий артист. Традиционные музыкальные инструменты, но в кульминации обязательно присутствует соло, исполняемое 10 минут тростниковой старинной флейтой. Музыка дервишей – это такое же бесконечное кручение национальных мелодий. Дервиши не только создали свою философию, религию, танцы, но и свою систему медитации. Отталкиваясь от общей концепции философии суфизма, йога дервишей , призванная слушать и танцевать для бога, очень похожа на йогу индийскую. Только с кручениями под музыку.

А жаль!

В нашем современном мире любое сильное и интересное явление пытаются использовать в политических целях люди, рвущиеся к власти. Не остались без внимание и дервиши. В Северной Африке сейчас зародились и успешно разрастаются суфистские ордена, которые проводят политику противостояния европейскому влиянию, активно пропагандируют какие-то другие политические направления. Но, если вспомнить историю дервишей, их аполитичность и аскетизм (мудрецы и страдальцы), то сразу становится понятно, что их имидж просто используют. А жаль.

Прототип монаха, и странствующий нищий, и факир, лекарь, прорицатель для беднейших слоев населения стран исповедывающих . Многообразие сущностей дервиша складывалось веками, начиная, примерно с VIII века. Дервиши живут и продолжают поиск духовного совершенства на территории Пакистана, Индии, Ирана, некоторых стран юго-восточной Азии и северной Африки.

Такие разные дервиши

Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях (текие, ханака). В любом случае, дервиши не должны иметь собственности, обязаны полностью подчиняться учителю (шейху) и, в идеале, соблюдать обет безбрачия. Существуют, однако, дервиши, которые имеют свое ремесло или должность, свои дома и семьи и живут вне стен обители. В этом случае, они должны быть щедры, гостеприимны, готовы расстаться с имуществом, ибо все принадлежит Аллаху. Им вменяется совершать особые молитвы братства в определенные часы и посещать обитель 2-3 раза в неделю и по религиозным праздникам.

Суть религиозного убеждения дервишей

Дервишей объединяет стремление к отшельнической жизни и суфизм - одно из основных направлений мусульманской . Главная идея последнего в индивидуальном достижении связи с Богом, в очищении сердца от всего кроме Бога. Пути достижения духовного совершенства могут выражаться в молчаливом, углубленном созерцании, в общих молениях вслух, сопровождающихся пением, в , с религиозным подтекстом, танцах под музыку. Мистический экстаз идуший от чистого сердца помогает больше, чем попытки интеллектуального осмысления учения.

Ордена дервишей

Известно более 70 дервишей, основанных именитыми старейшинами, или шейхами. Старейшим из них считается орден эльвани, который основал шейх Эльван (умер в Джидде в 766 г.). Другие древнейшие ордена - это эдгемиты, бекташи и сакати. Существуют и секты отступающие от основных законов ислама, т.н. свободные (асад) или беззаконники (бишер). Набожные мусульмане приносят богатые дары или вклады в обители относящиеся к тем или иным орденам. Однако, о своем одеянии дервиши должны заботиться самостоятельно. Цвет одежды выбирается черный или темно-зеленый; у шейхов - белый и зеленый. Голову дервиши покрывают тюрбаном различной формы.

Танцующие дервиши

Множество орденов дервишей существовало на территории бывшей Оттоманской империи. В 1925 г., при переходе Турции к республиканскому строю управления, дервиши и их ордена были запрещены. Со средины 50-х годов XX века, отношение к дервишам со стороны государства смягчилось. Некоторые ордена дервишей встроились в современную жизнь Турции и стали туристической достопримечательностью. Например, танцующие дервиши ордена мевлеви в г.Конья, 200 км южнее Анкары. Дважды в году их празднества сопровождаются захватывающим танцем-кружением наполненным глубоким мистическим смыслом.