Антенна для рации в машину своими руками и ее настройка. Рация своими руками: простые модели и схемы. Инструкция и советы по реализации надежных функциональных устройств Самодельный усилитель си би радиостанции

Установить в машину рацию можно по разным причинам. Это может быть будущая совместная поездка с друзьями в отпуск на машинах или даже страсть к подслушиванию чужих разговоров в автомобиле. Но в основном такой аппарат устанавливают или таксисты, или дальнобойщики. Какой бы ни была причина, для надлежащей работы прибора должна быть установлена антенна для рации.

Такая установка только на первый взгляд может показаться простой. На самом деле здесь есть несколько нюансов, которые нужно учесть при выборе, изготовлении и установке антенны.

Виды внешних приемопередающих устройств

Для раций в автомобиле предусмотрены два вида антенн:

  • врезная:
  • с магнитной основой.

Они принципиально не отличаются. Главное отличие в том, что врезная антенна для рации - стационарная, а с магнитной основой - съемная, она может быть снята или переставлена в другое место.

Врезные антенны

Из названия ясно, что они крепятся в одном месте. Поэтому перед тем как установить данное устройство, нужно внимательно подумать, где его вмонтировать, чтобы не мешало, и приём был хорошим. Следует также учесть факт: антенна для рации в машину должна быть прикреплена на несущий кузов. Если пренебречь этим постулатом и установить её, например, на капот или крыло, то есть на фальшивую массу, эффективность устройства теряется на 30-40%. Некоторые автолюбители пробуют усовершенствовать такую систему и пытаются прокидывать массу дополнительными проводами к кузову. Но все равно желаемого эффекта таким образом не достичь. Хотя иногда и срабатывает, но крайне редко. Как правило, на приём такая антенна для рации ещё работает вполне нормально, но передача с помощью такого устройства очень скверная.

Важным фактором при установке будет высота. Чем выше установлен аппарат, тем эффективнее будет его работа. Для примера, если вмонтировать антенну в бампер автомобиля, дальность передачи и приёма уменьшается наполовину.

Оптимально устанавливать антенну посредине крыши. Некоторые мастера убеждают, что с равным успехом можно установить ее на кронштейн в углу крыши. Но тут есть некоторые моменты, которые нужно учесть для целесообразного монтажа. Если установка рации нужна только для езды по городу, то вариант крепления на кронштейн подходит полностью. Это не повлияет на работу прибора в связи с тем, что в городе не будет создаваться эффект направленности из-за дополнительных отражений. Если же данный аппарат устанавливается для дальних поездок по трассе, то монтаж антенны для автомобильных раций в углу крыши будет нецелесообразным.

Установка врезной антенны

Устанавливая антенну в крышу, нужно обязательно усилить место стыка дополнительной металлической пластиной. Это нужно в первую очередь для большей прочности соединения.

Само полотно и удлиняющая катушка должны быть по возможности максимально удалёнными от всех вертикальных металлических плоскостей, что расположены параллельно основанию антенны. Минимальное расстояние между ними должно быть 50 см. Если пренебречь этим фактором, то устройство не будет работать надлежащим образом из-за высокой реактивности пространства. Этот нюанс следует учитывать при монтаже антенны для автомобильных раций, в грузовых машинах в том числе.

Антенны с магнитной основой

Антенна с магнитной основой, или, как в народе её называют, «магнитка», может использоваться на любых автомобилях. Но есть несколько моментов, которые следует соблюдать при её установке.

  1. Для более эффективной работы и правильной настройки данное устройство также следует устанавливать на несущий кузов.
  2. Ни в коем случае нельзя менять длину кабеля от антенны. Это приведёт к невозможности настройки или повлияет на ухудшение работы прибора.
  3. Не рекомендуется сворачивать кабель в бухту, это также неблагоприятно может повлиять на работу аппарата. Если кабель длиннее, чем нужно, то его надо просто аккуратно проложить по салону.
  4. Положение антенны на крыше может быть произвольным. Такой вид не слишком требователен к местоположению. Но если есть потребность в демонтаже устройства, то в следующий раз, когда снова придётся использовать его, следует постараться поставить антенну на то же место.

Антенна для рации своими руками

Самым простым вариантом решения такого рода апгрейда автомобиля будет покупка антенны. Но она может быть изготовлена и самостоятельно. Для этого можно следовать пошаговой инструкции.

  1. Взять простую антенну-хлыст от радио. От неё потребуется только основание.
  2. Купить вязальные металлические спицы с диаметром 3-4 мм.
  3. Изготовить катушку удлинения. Она должна быть на оправке 10 мм. Для её правильной работы нужно намотать 44 витка провода ПЭВ 0,41.
  4. Далее следует припаять концы катушки к втулкам из латуни. Это позволит обеспечить хороший контакт и создаст дополнительную прочность конструкции.
  5. После этого во втулки нужно с каждого конца подсоединить спицы. Важно, чтобы обе спицы были равной длины.
  6. Далее проводится настройка КСВ-метром и проводится подгонка спиц и катушки.
  7. Затем проводится непосредственная установка антенны для автомобильных раций.
  8. Вскрыть потолок.
  9. Открутить штатную антенну, отвинтить 2 винта, вынуть плату активного усилителя и аккуратно её выпаять.
  10. На место впаять 50-омный коаксиальный кабель. Важно соблюсти порядок жил, массу к массе.
  11. Все соединения герметизировать.
  12. Провести коаксиальный провод под обшивку, коврик и вывести к рации.
  13. Прикрепить антенну на место.

Если все шаги алгоритма проделывались правильно, то антенна для рации своими руками сделана. Можно приступать к следующему этапу - настройке. Но, как утверждают специалисты, это достаточно сложный и тонкий процесс. Это связано с многими аспектами: нужно аккуратно уметь паять, обмотку катушки тоже непросто сделать грамотно. Как вывод: самодельный прибор можно изготовить только достаточно подготовленному любителю. Иначе хорошая антенна для рации таким способом не получится.

Настройка антенны

Если антенна установлена грамотно и правильно, то она нуждается только в небольшой корректировке. Но многие автолюбители к этому процессу подходят скептически, думая, что данный элемент системы связи не имеет особого значения для работы всего аппарата. И глубоко заблуждаются. От того, насколько правильно будет установлена антенна для рации и настроен аппарат, зависит не только сигнал приёма, но и работа самого аппарата. Более того, если неправильно настроить рацию, можно вывести из строя не только транзисторы выходного каскада, но и угробить сам аппарат.

Пошаговая инструкция настройки

Настройка антенны рации должна происходить по следующему алгоритму:

  • Для корректной настройки необходимо иметь такой прибор, как КСВ-метр.
  • Процесс настройки надо проделывать вдалеке от конструкций из металла, бетона или дерева. Желательно, чтобы деревья были размещены не ближе чем 15-20 м.
  • Очень желательно автомобиль остановить на чистой, ровной и сухой плоскости.
  • На настройку антенны также могут влиять расположенные вблизи другие автомобили с антеннами для раций. Далее необходимо установить КСВ-метр согласно инструкции, то есть между самой рацией и антенной. При этом нельзя использовать усилитель.
  • Замеры прибором надо произвести на нескольких разных каналах и в разных точках. Целесообразно провести данную процедуру в разных сетках. Это позволит увидеть реальную картину настройки.
  • Следующий шаг очень важен: следует найти показатель-минимум КСВ, в идеале показатель должен быть равен 1, желательно записать, где он расположен. Если он расположен на частоте ниже указанной, то это значит, что антенну нужно укоротить. Соответственно, если выше - нужно удлинять.
  • Следующим шагом будет укорачивание или удлинение антенны, в зависимости от показателей прибора КСВ. Удлинение или укорачивание - это процесс добавления или, наоборот, отматывания витков с катушки согласования, а не укорачивание антенны кусачками.
  • После этого снова нужно посмотреть показатели КСВ-метра. Процедуру повторять до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат. Иногда в некоторых моделях не удаётся достигнуть идеального показателя, но это не страшно. При отклонении показателя, например до 1,5, потери будут равны 5%. Рация вполне нормально будет работать и при показателе 3. Если в систему вмонтирован усилитель, нужно учесть что показатель-минимум не должен превышать 2.

Если все шаги алгоритма пройдены правильно, антенна для рации в машину будет служить отменно.

Гражданскими радиостанциями пользуются люди, чьи профессии или увлечения непосредственно связаны с необходимостью регулярно выходить на связь. Поэтому СиБи рации с частотной (FM), амплитудной (АМ) и однополосной (SSB) модуляцией пользуются большим спросом.

Усилители сигнала

Россия - это огромная страна, на её просторы не хватает мощности радиостанции, поэтому радиолюбители стремятся устанавливать специальные усиливающие сигнал устройства. Усилитель для Си Би радиостанции можно купить во множестве специализированных торговых точек, но гораздо выгодней сделать это в интернет-магазине «РадиоЭксперт».
Усилитель для СиБи радиостанции, купленный на ресурсе, отличается высоким качеством. Его цена находится на приемлемом уровне. Стремясь купить усиливающее оборудование для рации, следует помнить, что прибор отвечает только за усиление исходящего сигнала.
Низкая стоимость, которой отличается усилитель для радиостанции 27 МГц, далеко не единственное преимущество сайта. Интернет-магазин «РадиоЭксперт» осуществляет доставку по России и в страны СНГ. Кроме того, специалисты компании оказывают полную информационную поддержку клиентов.
Продажа радиотоваров осуществляется круглосуточно, семь дней в неделю на сайте. Здесь же можно заказать доставку. Прежде чем приобрести интересующий вас товар, рекомендуем полностью изучить прайс и проконсультироваться со специалистами, чтобы подобрать радиотехнику, цена и качество которой находятся в оптимальном соотношении.

На что обратить внимание при выборе усилителя?

Стоимость усиливающего оборудования - это не главный критерий, определяющий качество работы. В некоторых случаях можно недорого приобрести отечественный усилитель для рации 27 мегагерц, ничем не уступающий в работе импортному аналогу.
При выборе радиотоваров подобного типа следует уделить внимание следующим моментам:

  • наличие гарантии;
  • выходная мощность от 100 до 200 Ватт;
  • оригинальные составные части.

Вы можете купить усилитель для радиостанции 27 МГц прямо сейчас. Сбор заказа и его доставка не займут много времени.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Общее назначение усилителя радиосигнала заключается в том, чтобы увеличить мощность радиостанции, подводимую к внешней антенне, не внося при этом искажений в саму структуру сигнала.

При выборе усилителя и его эксплуатации следует обращать внимание на ряд нюансов:

1. Усилитель вносит изменения в характеристики комплекта вашей аппаратуры только при работе на передачу. Что с усилителем, что без него, принимать корреспондентов Вы будете, в целом, одинаково. Правда, производители часто встраивают в некоторые усилители схемы, усиливающие и принимаемый сигнал. (так называемые "предварительные усилители"). Но смысл этого не совсем понятен, ведь такой усилитель будет усиливать как полезный сигнал, так и помехи.

Дело в том, что чувствительность радиостанции ограничена не усилением, а уровнем шумов (как собственных, так и эфирных). Т.е. способностью выделять полезный сигнал на фоне помех. Не вдаваясь в сложные технические подробности, можно с уверенностью предположить, что если Ваша антенна в порядке, данная функция будет скорее вредить, чем помогать уверенному приёму, так как усиливаться будут в том числе и шумы. Практика это подтверждает.

2. Усилитель включается в разрыв антенного кабеля, т.е. между радиостанцией и внешней антенной и подключается толстыми проводами к мощному источнику питания. Обычно при установке усилителя в машину толстый провод тянут непосредственно от плюсовой клеммы аккумулятора, обязательно защитив его предохранителем возле самой клеммы. Минусовой провод выбирают такого же сечения и минимальной длины, его надо "посадить" на кузов и обеспечить хороший контакт.
Большое сечение проводов обусловлено тем, что усилитель потребляет при работе на передачу весьма приличный ток, и нужно обеспечить минимально возможную "просадку" напряжения в проводах питания. Короткий минусовой провод сводит к минимуму резонансные эффекты на рабочей частоте в цепях питания. По ряду причин следует очень внимательно следить за целостностью минусового шлейфа, так как его обрыв может в некоторых случаях привести к серьёзной поломке аппаратуры.
Вопреки частым заблуждениям, длина высокочастотного коаксиального кабеля, соединяющего радиостанцию и усилитель, может быть любая (в рамках разумного, конечно, учитывайте затухание сигнала в кабеле (!), может быть от 15-ти сантиметров до 10-ти метров - та, какая Вам удобна), а вот качеству заделки разъемов на его конце и на конце антенного кабеля стоит уделить особое внимание. В большинстве случаев, если фирма прячет точку заделки кабеля в разъем под термоусаживаемую трубку - значит, есть, что прятать.
На практике рекомендуется применять усилители с выходной мощностью 100 - 200 Ватт. В этом случае можно ожидать увеличения дальности связи, при меньшей мощности Вы можете не получить ощутимого результата.

И последняя рекомендация по усилителям: антенна, подключенная к усилителю, должна быть хорошо настроена (иметь КСВ близкий к 1) и содержаться в порядке, если вы не хотите его сжечь.
Если же антенна не подключена или её кабель поврежден, нажатие на тангенту радиостанции почти наверняка станет для Вашего усилителя смертельным. (!)

Описание некоторых моделей усилителей:

KL - 200
Простой, недорогой и надежный, построен по однотактной схеме. Прослужит долго, если соблюдать правила эксплуатации. Ориентировочная выходная мощность 80-90 Вт при раскачке 6-ю ваттами. Если раскачивать 10-ю ваттами - есть шанс сжечь. Для уверенной работы в городских условиях такой выходной мощности может быть недостаточно.

KL - 300
Оптимальный вариант для применения в машине. Выходная мощность свыше 150-ти Ватт. Отсутствие ненужных схемотехнических усложнений. Удобное управление. Одна из самых популярных моделей.

KL - 400
Оптимальный вариант для применения в машине. Выходная мощность свыше 150 Вт.
К сожалению присутствуют ненужные усложнения.

KL - 500
Некоторые экземпляры раскачиваются более чем до 400 Ватт (!) . Схемотехнически представляет из себя спаренный KL - 400.

При покупке усилителя мощности для Вашей рации помните о максимальной разрешенной мощности в используемом диапазоне частот!

И помните. самый лучший усилитель это антенна!!!

Записан

Как работает усилитель.


Усилители мощности Си-Би диапазона - Midland AB300, 747, 777, Zetagi BV131.

Радиосвязь в диапазоне 27 МГц имеет в нашей стране свою постоянно растущую аудиторию. Она доступна, как по стоимости необходимой аппаратуры, так и по эксплуатационным расходам - регистрации и абонентской плате. Да и сам диапазон интересен тем, что лежит на границе КВ и УКВ диапазона и поэтому ему присущи характерные черты обоих диапазонов. С одной стороны, радиоволны в этом диапазоне распространяются в пределах прямой видимости, как на УКВ, с другой - при определенном состоянии природных условий наблюдается дальнее прохождение радиоволн за счет отражения от ионосферы Земли, как на КВ.

В первом случае дальность связи составляет несколько километров, во втором - несколько сотен километров. Но все же дальнее прохождение в Си-Би диапазоне явление не столь частое, дальность связи в нем ограничена параметрами радиостанции, типом и высотой подвеса антенны, рельефом окружающей местности, а в городах - еще и уровнем индустриальных радиопомех. Очевидно, единственно верный способ установить надежную связь между подвижными объектами в этом диапазоне - увеличение мощности передающего устройства.

Мощность радиопередатчика Си-Би радиостанции ограничена действующими нормами нашего законодательства. Сначала уровень допустимой мощности был определен в 4 Вт, а затем планку подняли до 10 Вт, что сегодня является нормой. Превышать эту норму закон запрещает. Вместе с тем многие фирмы-производители аппаратуры для Си-Би связи (MIDLAND, ALBRECHT и др.) выпускают усилители мощности (УМ), которые повышают выходную мощность передающего устройства до 50…100 Вт.

Использование такого усилителя для автомобильной и стационарной радиостанций увеличивает дальность радиосвязи и повышает ее надежность. Удобством является, и возможность исключить УМ из работы без всякого переключения кабелей - требуется всего лишь выключить питание УМ.

Перед рассмотрением конкретных схем промышленных УМ необходимо отметить следующие особенности их схемотехники:
применение автоматической коммутации УМ в режимах „Прием/Передача”,
переключение режимов работы УМ при использовании различных видов модуляции,
построение УМ по однотактной или двухтактной схемам на транзисторах или радиолампах.

Использование в современных типах Си-Би радиостанций различных видов модуляции - АМ (амплитудной), FM (частотной) и SSB (однополосной) - требует работы УМ в определенных режимах. Так как объем данной статьи не позволяет остановиться на некоторых теоретических вопросах, то читателю полезно самостоятельно разобраться в особенностях таких режимов работы УМ, как A, AB, B, BC, C.

На передней панели УМ расположены два переключателя питания S1 и S2:
первый - служит для включения питания каскада УВЧ,
второй - для включения питания УМ.

Применение такой коммутации обеспечивает пользователю большую гибкость при эксплуатации радиостанции:
для улучшения качества принимаемого сигнала бывает достаточно лишь подключить дополнительный УВЧ, не увеличивая выходной мощности передатчика;
улучшить прием сигнала корреспондентом можно, включив один лишь УМ.

Такая комбинация переключения УМ и УВЧ особенно интересна при использовании радиостанции в стационарном или автомобильном вариантах.

Неисправности УМ

Неисправности УМ можно разделить на три категории:

1. неисправности цепей питания,
2. выход из строя выходных транзисторов УМ,
3. неисправности схемы управления.

Неисправности цепей питания возникают чаще всего из-за больших протекающих токов. Их выявляют путем внешнего осмотра и проверки питающих напряжений в контрольных точках.
Выходные транзисторы выходят из строя чаще всего при работе на несогласованную нагрузку. Это происходит из-за обрывов антенны, соединительного кабеля и грозовых разрядов. При замене транзистора иногда требуется подобрать его аналог, а при подборе рекомендуется использовать материал статьи .
В схеме управления чаще всего выходят из строя диоды выпрямителя с удвоением напряжения, реже транзистор. Часто при замене диодов на отечественные УМ не работает. Это связано не с качеством диодов, а с правильностью их выбора. Для замены лучше всего подходят точечные германиевые диоды, например типа Д2, Д9. Они обеспечивают большее значение выпрямленного напряжения, чем другие типы диодов, и, соответственно, более устойчивую работу УМ.

Литература:
1. Транзисторы для усилителей мощности передающих устройств - Ремонт & Сервис, 2000, №3.

Инструкция

Усилитель радиосигнала изменяет характеристики аппаратного обеспечения только при работе устройства в режиме передачи. На качестве приема сигнала от других респондентов усилителя не скажется. Некоторые производители встраивают в схемы, усиливающие и принимаемый сигнал, но вместе с усилением полезного сигнала в этом случае происходит также усиление помех.

При подключении усилителя вставьте его в разрыв антенного кабеля, а именно между радиостанцией и внешней антенной. Подключите усилитель толстыми проводами к источнику питания. Если усилитель ставится на автомобильную станцию, провод подсоедините к «плюсовой» клемме аккумулятора, защитив его возле клеммы предохранителем. «Минусовой» провод подберите такого же сечения и минимальной длины.

Большое сечение проводов требуется для обеспечения возможной «просадки» напряжения в проводах питания, ведь усилитель потребляет при работе на передачу весьма большой ток. Короткий «минусовой» провод ограничивает эффект резонанса в цепях питания. Этот провод должен быть надежно закреплен, поскольку его обрыв иногда может привести к выходу аппаратуры из строя.

Хорошо настройте антенну, подключаемую к усилителю, и содержите ее в порядке. Нажатие на клавишу переключения на переговорном устройстве при отключенной антенне или поврежденном кабеле может привести к поломке усилителя.

Источники:

  • Зачем нужна радиосвязь и радиостанции?
  • мощность радиостанции

Для настройки радиостанции обычно требуется иметь радиоприемник, знать ее частоту и несколько секунд крутить ручку настройки. Однако, с появлением интернета настройка радиостанции приобрела несколько иной вид.

Инструкция

Откройте браузер и зайдите на сайт интересующей вас . Подавляющее большинство радиостанций имеют собственные сайты в сети. На главной странице сайта нажмите на ссылку "Прямой эфир" или "Слушать эфир". При нажатии на ссылку откроется новое окно браузера в виде медиаплеера, в котором можно будет регулировать громкость, меня битрейт потока или ставить его на паузу. При настройке радиостанции данным способом, отключите блокировку всплывающих окон в , так как она может помешать открытию окна медиаплеера.

Некоторые радиостанции вещают преимущественно в , работая таким образом, что эфир их можно слушать с помощью обычных, установленных на медиаплееров, при условии стабильного подключения . Для настройки радиостанций найдите ссылку на эфир и откройте ее с помощью медиаплеера. Обратите внимание, что ссылка на эфир имеет расширение.m3u или.pls, как стандартных плейлистов. Как правило, на сайте радиостанций размещается несколько ссылок на эфир, которые отличаются форматом, либо битрейтом своего вещания. Сделайте выбор формата и битрейта исходя из скорости вашего соединения с интернетом, поместите ссылку на эфир в буфер обмена (скопируйте ее), откройте медиаплеер, нажмите на кнопку "Открыть URL", вставьте ссылку и нажмите "Открыть". При желании, ссылку можно сохранить в списке плейлистов и открывать в любое время.

Настроить радиостанцию в интернете также можно при помощи специальных сервисов, предназначенных для прослушивания радиостанций в прямом эфире, а также их архивов. Популярнейшим проектом такого рода является moskva.fm, на котором можно прослушать любую вещающую в Москве радиостанцию. Для настройки желаемой радиостанции выберите ее из раскрывающегося списка "Радиостанции" на главной странице и нажмите на ссылку "Слушать радио онлайн".

Видео по теме

Рации пользуются популярностью у дальнобойщиков и охранников, так как людям этих профессий необходимо постоянно поддерживать связь между собой. Использование в таких случаях мобильной связи не целесообразно из-за высокой стоимость минуты разговора. Используя современные рации, можно разговаривать друг с другом без перерыва неограниченное количество времени.

Инструкция

Большинство раций от ведущих мировых товаропроизводителей имеют дальность действия около километра, что позволяет при охране какого-либо объекта охранникам переговариваться между собой. Рано или поздно у каждого человека, использующего рацию, возникает желание увеличить дальность ее действия. Существует несколько способов реализовать это желание.Например, если вы хотите увеличить дальность рации, замените обычную спиральную антенну специальным четырех волновым штырем, который можно купить практически на каждом рынке.

Также можно использовать в роли антенны длинный кусок коаксиального кабеля, который способен значительно усилить сигнал. Затем настройте частоту рации таким образом, чтобы она отсылала сигнал как можно дальше.

Дальность действия антенны зависит и мощности выходного тракта. Выбирайте оптимальные частоты для передачи сигнала, помня о том, что ближе к краям рабочего диапазона значительно ухудшаются многие характеристики рации для дальнобойщиков, такие как чувствительность и мощность. Именно поэтому в стандартной комплектации антенна настроена на середину частотного диапазона. То есть, если ваша рация передает сигнал в диапазоне от 136-174 МГц, то наибольшую дальность она будет показывать при частоте 155 МГц.

Используйте только хорошо заряженные аккумуляторы, так как выходная мощность зависит от питания. Поэтому, если вы собираетесь использовать рацию длительное время, всегда носите с собой запасной аккумулятор. Также в случае необходимости увеличения дальности передачи сигнала своей рации марки midland для сеанса связи, по возможности, используйте возвышенности на местности.

Хорошо работающая рация позволит вам поддерживать связь со своим коллегой по работе и в случае непредвиденной ситуации оперативно прийти ему на помощь. На данный момент самыми популярными производителями раций являются Midland и Motorola. Каждая из этих компаний предоставляет широчайший ассортимент различной цифровой и электронной продукции от обычных раций до многофункциональных радиостанций.

Для получения разрешения на использование радиостанции, работающей в так называемом гражданском диапазоне, не требуется оформление специальной лицензии. Поэтому такие типы устройств при необходимости можно усовершенствовать, повысив качество связи и расширив количество функций. Если вы хотите увеличить мощность радиостанции, вам понадобится усилитель сигнала.

Это схема коротковолновой радиостанции содержит в своем составе всего три транзистора. Самая простая рация для повторения начинающими радиолюбителями. Конструкция была взятая из старенького журнала, но актуальности своей ни капли не потеряла. Единственное, что устарело, так это радио компоненты, которые необходимо заменить на современные аналоги, в результате характеристики радиопереговорного устройства улучшатся.

Схема радиостанции

Схема простая, особенно если понимать её работу. Предлагаю вам сразу визуально разделить её на левую сторону с одним транзистором и правую с двумя транзисторами. На транзисторе VT1 собран передатчик и приемник одновременно. Когда переключатель замыкает контакты «1», рация находится в режиме приема и этот транзистор работает в режиме сверхгенеративного детектора. А когда замыкаются контакты в режим «2» - это передача и транзистор работает как задающий генератор. С этим, я думаю понятно. На транзистора VT2, VT3 собран простой низкочастотный усилитель, который в зависимости от положения переключателя либо усиливает сигнал с микрофона и передает его на передатчик, либо усиливает сигнал сверхгенеративного детектора и передает его на громкоговоритель. Кстати, громкоговоритель и микрофон это один и тот же элемент – высокоомный телефонный капсюль ДЭМ.

Детали для радиостанции

Катушка L1 намотана на каркасе диаметром 8 мм с ферритовым сердечником виток к витку и имеет 9 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. Катушка L2 намотана поверх катушки L1 и имеет 3 витка того же провода. Катушка L3 имеет диаметр 5 мм и содержит 60 витков провода ПЭЛ диаметром 0,5 мм. В качестве дросселя L4 можно использовать первичную обмотку выходного трансформатора транзисторного приемника.

Конструкция антенны


Антенна сделана мной из толстого алюминиевого провода, с куском изоляции, поверх которой и намотана катушка L3.

Моя модернизация

Я делал такую рацию ещё в школе, но тогда уже поменял все транзисторы на более современные и с высоким коэффициентом усиления. К примеру, я заменил VT1, VT2 на КТ361, а VT3 на КТ315.
Сейчас я бы конечно поменял полярность питания и полярность конденсаторов, заменил все транзисторы с структуры n-p-n на p-n-p, и p-n-p на n-p-n. Ну и установил бы современные транзисторы. Требований к транзисторам особо никаких нет, поэтому подойдут абсолютно любые.
Автор схемы говорит, что радиус действия однотипных радий на открытой местности – 100-200 метром. Я же разгонял такие рации до 500 метров, для этого использовал современные транзисторы, антенну увеличил до 900 мм, плюс увеличил ток генератора, заменив резистор 100 Ом на 50 Ом. Кто-то скажет, что все из-за увеличения антенны, с чем я не соглашусь и скажу, что с «родной» антенной мне удавалось связь на 300 метров.

Настройка

Если вы собрали рацию правильно и из исправных деталей, то вся настройка сведётся к настройке катушки L1 на частоту 27 МГц. Делать это можно подстрочным сердечником, либо конденсатором в контуре.