Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира. Сергей проханов, биография, новости, фото Где писатель проханов

Александр Проханов – известный российский публицист, литератор. Отличается самобытной манерой письма, своеобразностью изложения и сильными метафорами в текстах сочинений.

Будущий деятель родился зимой, 26 февраля 1938 года, в Тбилиси. В родственниках у Александра значатся молокане. В 1960 году юноша отучился в институте авиации в столице СССР. Затем стал получать деньги, работая инженером в НИИ. Еще в учебном заведении увлекся написанием стихов и прозаичных сочинений.

Два года – с 1962 по 1964 – Александр Андреевич был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. Тогда же познакомился с творчеством и .

Литература

Дебютные сочинения литератор публиковал в газете «Литературная Россия». Помимо этого, очерки издавались в журналах «Кругозор», «Семья и школа». В 1967 году успехом у читателей пользовался рассказ «Свадьба». После этого труды юного публициста привлекли внимание людей.


В 1971 году вышла первая книга Проханова «Иду в путь мой». Вводный текст к труду написал Юрий Трифонов. Спустя год выходит следующий сборник писателя «Неопалимый цвет». В 1972 году журналист вступил в Союз писателей СССР. С 1985 года он заступил на пост секретаря Союза. 1974 год ознаменовался выходом очередного собрания рассказов «Желтеет трава».

Дебютный роман Проханова «Кочующая роза» вышел в 1975 году. В произведении создатель поделился эмоциями от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом творении и следующих трудах литератор обнажал проблематику граждан Советского Союза.


Книги Александра Проханова "Крым" и "Русский"

С приходом 80-х годов писатель стал творить в военном жанре с примесью политики. Это было обусловлено служебными поездками Александра Андреевича в горячие точки. Написанные в командировках заметки привели к созданию четырех изданий под общим названием «Горящие сады».

В 1986 году из-под пера Проханова вышел роман «Рисунки баталиста». Персонажем литературного труда стал художник, отправившийся в Афганистан запечатлеть воюющих солдат. Сам Веретенов стремился увидеться с сыном. В 1988 году увидел свет роман «Шестьсот лет после битвы». В труде описывались истории бойцов после демобилизации.


Александр Проханов в Афганистане

В 1990 году он вдохнул жизнь в газетное издание «День». После происшествий 1993 года печать труда закрыли за распространение в статьях крайнего оппозиционного настроя. В ноябре 1993 года учреждена газета «Завтра». На пост главреда встал Александр Андреевич Проханов.

Перу Александра Проханова принадлежит «Семикнижие». Заключительный роман серии вышел в 2002 году под названием «Господин Гексоген». Он обратил на себя внимание критиков и общественности. За сочинение автор получил премию «Национальный бестселлер». В центре сюжета описывалась история заговора при переходе власти от действующего лидера государства к преемнику.


Книги Александра Проханова "Пепел" и "Путин, в которого мы верили"

В 2011 году Проханов обратился к теме политики. Вышли книги «Путин, в которого мы верили» и «Русский». В первом труде автор рассуждает, почему президент России не стал подлинным национальным лидером и не осуществил ожидаемые народом преобразования. Во втором труде героем романа стал русский человек, идущий трагическим русским путем, но не позволяющий обстоятельствам сбить себя с пути.

Спустя время Проханов изменил отношение к . Он заметил, что благодаря новому руководителю страны Россия выросла "из мокрой грязной лужи". В том же году он выпустил военный роман «Пепел».


В нем реальность граничит с фантастикой, когда герой удаляется в деревню, чтобы написать романтическое сочинение, по ходу действия превратившееся в описание батальных сцен будущей Афганской войны.

В июле 2012 года Владимир Путин издал Указ, в котором утвердил членов Совета по общественному телевидению. Проханов был включен в состав. В том же году литератор издал «Поступь русской победы», что указало на появление нового жанра в творческой биографии Проханова.


В 2014 году автор написал роман «Крым». Герой книги отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий, произошедших с Российской Федерацией.

В 2017 году автор издал роман «Убить колибри» о художнике-реставраторе, получившем способности интуитивно чувствовать и избавлять Россию и президента от сил зла, желающих уничтожить правителя и страну. В том же году опубликовал сатирическую брошюру «Русский камень», созданную в стиле абсурда.

Личная жизнь

Личная жизнь публициста сложилась успешно. Проханов женился на Людмиле Константиновне, после свадьбы взявшей фамилию супруга. От любимой женщины у писателя появилось на свет трое детей – одна дочь и двое сыновей. В 2011 году жена Александра Андреевича ушла из жизни.

Сыновья литератора стали известными людьми. Андрей пошел по стопам отца и стал публицистом. Является редактором интернет-канала «День». Василий занялся фотографированием и параллельно стал автором-исполнителем.


В 2014 году Проханов написал статью для газеты «Известия» под названием «Певцы и подлецы». В ней журналист дал информацию, что выступил перед украинскими солдатами, после чего они отправились убивать мирных жителей Донецка. Певец подал на публициста судебный иск.

Сначала от Проханова потребовали заплатить Макаревичу пятьсот тысяч рублей за моральный ущерб и опровергнуть описываемый факт. Потом штраф отменили, но размещение опровержения оставили в силе.


В 2015 году писатель запомнился обществу эпатажной выходкой. Он пришел на заседание Союза писателей с образом, на котором изображался с военачальниками.

Александр Проханов увлекается рисованием и коллекционированием бабочек.

С 2007 по 2014 годы являлся регулярным гостем передачи «Особое мнение», шедшей по радиоканалу «Эхо Москвы». Шесть лет – с 2003 по 2009 – был одним из постоянных участников шоу «К барьеру». С 2010 года стал участником нового шоу «Поединок». В 2013 году приглашен в качестве одного из телеведущих рубрики «Реплика» канала «Россия 24».


В 2017 году он стал одним из 20 людей, подписавшим открытое письмо президенту Франции о помиловании террориста Ильича Рамиреса Санчеса. Письмо осталось без ответа с французской стороны.

Александр является лауреатом множества наград.

В книге Сергея Соколкина «Rusкая чурка» представлен в образе литератора Порохова.

Александр Проханов сейчас

Сегодня Александр Проханов предстает одним из видных политических и общественных деятелей России. Занимает пост главного редактора газеты «Завтра».


Библиография

  • 1971 – «Письма о деревне»
  • 1972 – «Неопалимый цвет»
  • 1974 – «Желтеет трава»
  • 1975 – «Отблески Мангазеи»
  • 1976 – «Кочующая роза»
  • 1980 – «Место действия»
  • 1982 – «Дерево в центре Кабула»
  • 1988 – «Там, в Афганистане
  • 1993 – «Последний солдат империи»
  • 2002 – «Господин Гексоген»
  • 2005 – «Политолог»
  • 2006 – «Симфония «Пятой империи»
  • 2011 – «Русский»
  • 2011 – «Путин, в которого мы верили»
  • 2012 – «Поступь русской победы»
  • 2014 – «Крым»
  • 2016 – «Новороссия, кровью умытая»
  • 2017 – «Убить колибри»
Взято у Сергея Фомина
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/78708.html#comments

В ПЛАМЕНИ «ПОЖАРА» (часть 5)

«Купание красного кобла» (продолжение)

«Черного кобеля не отмоешь добела».
Русская поговорка

В одном из прошлых постов мы попытались разобраться в скрытых смыслах стиля А.А. Проханова, пообещав сопрячь его с некоторыми особенностями биографии писателя.
Предками Александра Андреевича, по его собственным словам, были молокане, бежавшие из Тамбовской губернии в Закавказье.
Секта эта в Российской Империи считалась «особенно вредной», строго преследовалась вплоть до либеральных указов Императора Александра I. Было это неспроста: молокане «отвергали православный культ», чтили субботу. По заметному сближению с иудаизмом их даже называли «субботниками», «жидовствующими», «новыми жидами». Подробно прочитать о них можно в любой еврейской энциклопедии.

При этом стоит заметить, что всё это отнюдь не «дела давно минувших дней», свидетельство чему - признания сына Александра Андреевича - заместителя редактора газеты «Завтра» Андрея Фефелова, сделанные им 13 августа 2014 г. в интервью:
«Часть моих предков - выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу. […] …Вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства. […] Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету “Завтра” пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько раз подряд по воскресеньям в редакции “Завтра” проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами».
И действительно, предки Александра Андреевича - далеко не рядовые сектанты.
Многое было завязано на двоюродном дедушке Александра Андреевича - Иване Степановиче Проханове (1869-1935). Он также был корневым молоканином, однако в 1875 г. его отец, а в 1886 г. и он сам присоединились к баптистам.
Переход этот был закономерным. В свое время историк Н.И. Костомаров подчеркнул связь появления секты молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований».

С биографией И.С. Проханова, этого «русского Лютера», может познакомиться всякий, заглянув в интернет. Там есть все факты, но подлинный смысл их остается как бы за кадром. Потому обратимся к давнему, написанному еще в мае 2005 г. посту из ЖЖ известного русского философа, писателя и публициста Д.Е. Галковского (пусть и спрямляющего некоторые углы и несколько категоричного, но заметившего многое):
http://galkovsky.livejournal.com/52 576.html?thread=37 ..
«Да это понятно, - высказался во время обсуждения одной из тем Дмитрий Евгеньевич, - Кого ещё “главным русским националистом” поставят, да в придачу дадут крупный печатный орган. Это не должен быть “человек проверенный”. Это должно быть “само оно”.
Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской Империи, Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Руководителем Проханова был Ленин (через Бонч-Бруевича). […] Вскоре Проханов стал главой российских баптистов и одним из 6 вице-председателей Всемiрного Союза Баптистов. В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии».
Прибавим к этому, что в описываемое время у И.С. Проханова были налажены связи с такими знаковыми фигурами, как С.Ю. Вите и П.Н. Милюков. Известно также, что Иван Степанович баллотировался в Государственную думу - известный рассадник русской смуты.

Но продолжим цитату из Д.Е. Галковского: «Что делал Проханов в 1917 и далее, думаю объяснять не надо. Впоследствии подлецы выдумали себе “репрессии” и слёзно рыдали примерно в таком ключе: “VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в г.Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их”.
Зацените. “Священник пробрался в доблестную ВЧК и оклеветал верных ленинцев”; “Подверглись чудовищным гонениям, в 1921 году три месяца провели в заключении”. Ужасы.
В 20-х годах Проханов активно разлагал Русскую Церковь, сотрудничая с “живоцерковниками”. Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом преспокойно ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских баптистов.
В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского СЕХБ, писал: “В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс и это подорвало средства существования Священного Синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...”».
А кстати, сравните этот пассаж Проханова-деда с текстом «письма махатм» 1926 г., написанного Н.К. Рерихом, по поэтике, как мы уже отмечали, весьма схожего с писаниями Проханова-внука: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов».
Прямая перекличка!

«Меня этот Проханов-гейт, - писал в комменте один из читателей приведенного нами поста Д.Е. Галковского, - не то чтобы обезкураживает, сколько просто непонятна удивительная преемственность поколений. Объяснить ее, пожалуй, можно лишь тем, что все это время со старой доброй эпохи была жива питательная среда (клуб, секта или вроде того), “духоборческая” дедушкина прокладка».
На другое, не менее удивительное созвучие, наталкивает и вот эта характеристика И.С. Проханова из книги ученого Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность» (СПб. 1997):
«По своей целеустремленности, уверенности в успехе своего миссионерского призвания, по организаторской хватке он был фигурой уникальной. Его не привлекала рядовая проповедническая деятельность. Россия, повторял он, представляет собой “духовное кладбище или долину сухих костей”. Но русский народ находится накануне восстания - “это будет подлинное воскресенье, духовное обновление и реформация”. […]
Энергия Проханова была поистине неисчерпаемой. Ему было тесно в рамках немногочисленного объединения. Он постоянно создавал новые союзы, организации, издания курсы и школы, издал не менее 10 сборников духовных гимнов, свыше тысячи (!) из них написал сам (“поэзия слетала с моего пера, как живой цветок”) составил вероисповедание ЕХБ, написал сотни статей, обращений, проектов. […] Его авторитарные методы, не всегда предсказуемые поступки смущали и раздражали более степенных и уравновешенных коллег, порождая дополнительные трения между союзами, несмотря на постоянные заверения во взаимной любви».
Вам ничего это не напоминает? Прочитав это, я, например, понял, что «пассионарность» Александра Андреевича Проханова - черта родовая.

Весь этот background писателя Президент В.В. Путин, по роду своих прежних занятий, вероятно, очень хорошо знает. Потому, видимо, и не идет на контакт с А.А. Прохановым, буквально навязывающим себя (вспомните хотя бы ответы Президента во время «прямой линии» на вопросы Александра Андреевича). При этом Владимiр Владимiрович, как известно, охотно общался с В.Г. Распутиным, А.И. Солженицыным, Н.С. Михалковым.
(Предупреждая возможное возражение, замечу, что причина такой дистанцированности вовсе не в навешенных некогда ярлыках. Ведь и В.Г. Распутина когда-то называли «красно-коричневым».)

Что касается Валентина Григорьевича, то он вряд ли знал подноготную Александра Андреевича, однако безусловною хорошо ее чувствовал.
Какие дрожжи там бродят, узнать нетрудно. Вот, например, взгляд на Русскую историю сына А.А. Проханова - Андрея Фефелова:
«Интересно, что род Романовых - эта когорта государей и государыней - стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. […] Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Лениным. […]
Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это “наш” враг, “наш” уникальный демон . И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года».
Нужно ли говорить, что вся эта (по всей вероятности, семейная, прохановская) историософия, была глубоко чужда Валентину Григорьевичу Распутину.

Напрасно в свое время волновался Виктор Астафьев за своего собрата: не повлияли на Валентина Распутина, не испортили его патриоты, вроде Проханова, которые Виктору Петровичу немилы были, по его словам, «за славословие революций». Не могли повлиять.
Находиться в одном помещении, хлебать из одной мисы - еще не значит быть единомышленниками.
Давно сказано: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19) .
И сейчас, после кончины Валентина Григорьевича, эта несовместимость, по предельной деликатности писателя, почти что никак не являвшая себя на людях (разве что «необщение» свидетельствовало об этом), стала совершенно неоспоримой.

Однако другая «опаска» В.П. Астафьева оказалась не столь уж пустой. В письме В.Я. Курбатову, отправленном в феврале 1994 г., он сетовал на то, что «товарищи Зюганов и Проханов с гордостью трясут вашими умствованиями и духовными на “народную тему” напоминаниями».
Всё это теперь, вроде бы, подтверждается. В разбираемой нами статье-манифесте А.А. Проханов перед тем, как навести тень на плетень, так прямо и пишет: «Недаром Валентин Григорьевич в годы перестройки подписал “Слово к народу”, недаром после он был близок к коммунистам, к Геннадию Андреевичу Зюганову».
Но возможно ли было избежать этого тогда ? Интересы народа и страны для таких, как В.Г. Распутин, были выше собственных амбиций и чистоты риз…

В обозреваемой нами статье «Распутин: империя и народ» А.А. Проханов поминает, собственно, одно произведение - повесть 1976 г. «Прощание с Матёрой».
Но вот как он выворачивает ее содержание: «…Русские, надрываясь на стройках, покидая и пуская под воду свои деревни, словно легендарный град Китеж…»
То есть САМИ (а вовсе не государство) ДОБРОВОЛЬНО пускают под воду свои избы, кладбища, поля!
Помимо открытого глумления над болью русского писателя и его народа (тут я категорически не согласен с теми, кто пишет, что «Прощания с Матёрой» Проханов-де «не понял»), такое прочтение, уже не распутинского текста, а «Сказания о Граде Китеже», свидетельствует о некой духовной порче выпустившего из-под пера такое.

Кадр из фильма «Прощание» по повести В.Г. Распутина. Режиссеры Лариса Шепитько и Элем Климов. 1981 г.

Нужно быть глубинно нерусским человеком, чтобы столь изощренно извращать один из архетипов нашего сознания.
Русский мессианский город «с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями» скрылся под воду «чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый», разорив Русь, подступил к нему.
«Его жители даже не собирались защищаться и только молились». Именно по тем молитвам «не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою».
Что касается наших Матёр, то под воду пускали их советские власти: местные - по указанию центральных. И оттуда, из водного зазеркалья, ту прежнюю Россию уже никому не достать. До тех пор пока она САМА (не выманенная «красными» или какими-либо иными заклинателями, а именно сама, по своей воле) оттуда не выйдет.
Выйдет же непременно, когда придет срок - «Последний срок».
«И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем».

Кадр из фильма «Прощание». 1981 г.
Трудно это понять тем, кто вырос на асфальте. Недостаточно даже два года лесником прокуковать и в геологические партии ходить. Да и к чему такие жертвы? Дело тут не в городе как таковом. Речь о душе. «Где сердце твое, брате?.. Где душа твоя, сестрица?..»
Трудно стать русским, не веря тому, во что верует народ, сыном которого ты себя числишь.
И прежде, чем учить других, сам пойди в ученики. Сядь с Марией у ног Христовых и послушай.
Тот же Валентин Распутин не посчитал для себя зазорным сделать это на 44-м году от роду, за что был хамски осмеян постоянным автором газеты «Завтра» Владимiром Бушиным.

Но у некоторых слушать что-то плохо выходит…
Вот последний номер газеты «Завтра», от 2 апреля. Как водится, передовица А.А. Проханова. В ней рассказывается о его недавней поездке в Сербию, а в конце - о «богослужении в соборе Святого Саввы… самом большом соборе в Белграде» (здесь и далее мы сохраняем оригинальную авторскую орфографию): «…Когда мы причащались, когда я вкушал из рук владыки вино и хлеб, вдруг испытал такой прилив света, любви и красоты».
Выходит для Проханова Тело и Кровь Христовы просто «вино и хлеб», да еще принимает он Их «из рук владыки», а не со лжицы из Евхаристической чаши? Любому церковному человеку и объяснять не нужно, о чем такое словоупотребление говорит…

Интересно, что другой ниспровергатель В.Г. Распутина (но уже со стороны либералов) Дмитрий Губин, о котором мы писали в одном из прошлых наших постов, синхронно (в передаче от 3 апреля) говорил, по существу, о том же самом, но уже в запредельно недопустимой форме. (Мне очень больно приводит эти слова, но, не сделав этого, мы едва ли поймем, с чем имеем дело.)
http://gubin-live.podster.fm/91
Для оправдания оскорбительной постановки «Тангейзера» в Новосибирске прошедший выучку в Англии Губин нашел не менее кощунственные выражения: «Любой родитель, который отводит детей на первое причастие, он отводит ребенка есть тело 33-летнего еврея и пить кровь 33-летнего еврея. Потому что таинство состоит в том, что вино и хлеб претворяются (это вам скажет любой священнослужитель Русской Православной Церкви) в настоящие и подлинные тело и кровь Христовы. Но мы же не бежим в прокуратуру с требованием остановить трупоядение. Мы понимаем: церковь так живет, она так устроена, это их территория, они не мешают тем, кого возмущает каннибализм в любом другом месте…»

Но вернемся к Александру Андреевичу, который, как мы помним, описывал свое Причастие в белградском соборе. (После Губина оно выглядит даже благочестивым.)
Буквально на обороте страницы, на которой напечатано это откровение, опубликована его же статья под весьма символичным, таящим в себе множество смыслов названием: «Истинный ариец». Она о недавней гибели во Франции пассажирского самолета и о летчике-немце, считающимся ныне виновником трагедии.
«…На мой взгляд, - пишет А.А. Проханов, - речь идёт о психиатрии целого народа - народа немецкого, народа, который пребывает сегодня в таком состоянии, что отдельно взятый немец, являясь частью этого народа, в состоянии совершить подобные акции самоубийства. […] Он показал, что Германия, которую так уничтожают, она вместе с собой в преисподнюю, в Валгаллу унесёт всё остальное человечество. […] …Эта таинственная и ужасная смерть может трактоваться как психиатрический диагноз сегодняшнего состояния германской нации».

Все эти рассуждения сами по себе, конечно, чудовищны и эпатажны, но, признаем, вписываются, всё же, в определенную систему ценностей.
Более того, этот первый удар по нервам микширует, как нам кажется, главный смысл, ради чего, собственно, видимо, и был создан этот текст:
«…Сам акт самоубийства вовсе не значит, что это акт страдания и желание порвать с жизнью. Быть может, этот акт следует трактовать как акт восстания. Может быть, немец или Германия, находящиеся в страшном унижении, стремясь вырваться из-под контроля, прибегают к последнему средству - к смерти, которая спасает человека от этого контроля.
Причём эта смерть не является рядовой смертью, смертью индивидуальной. Она является смертью, связанной с порывом в другие, грядущие германские измерения. И эта смерть носит ритуальный характер, поэтому пилот увлёк за собой в эту смерть 150 человек. Это была не просто смерть одиночки. Это было самосожжение на виду у всего мiра, самосожжение или самоубийство вопреки этому мiру».
Словосочетания: «акт восстания», «стремление вырваться из-под контроля», «последнее средство», учитывая мiровоззрение автора, безусловно, несут в себе положительные смыслы.
Их органично дополняют другие: «ритуальный характер», «увлечение за собой в эту смерть 150 человек».
И заключительный аккорд: «Это было самосожжение на виду у всего мiра […] вопреки этому мiру».
Тут уж апофеоз смерти, как «творческого акта». Раскольничьи гари! Священный суицид!
Сектантская закваска - куда же от тебя денешься?
Не зря, видимо, некоторое время общавшийся с Александром Андреевичем поэт Алексей Широпаев называл его «Красным Шаманом».
С гремящим бубном, выкриками-заклинаниями, верчением и подскоками…

Примечательно, что некоторая двусмысленность не скрыла, тем не менее, от «своих» главный нерв.
«По моему, - откликнулся один из постоянных авторов комментов на сайте газеты “Завтра”, - прятаться всё время за Бога, ссылаться на Бога, говорить о боге, надеяться на бога, - это ещё большая трусость, чем суицид. Это ещё и лишение себя свободы самостоятельного выбора, лишение себя ответственности за судьбу своей страны и своего народа - дескать всё в руках божьих».
Таковы подлинные птенцы гнезда Проханова.

Но в чем тогда смысл всех этих блёсток, мишуры, «православной» риторики Проханова, его поездок по монастырям-скитам-старцам?
Попытка ли это натянуть перед - всё еще оставшимся в сердцевине своей православным - русским народом овечью шкуру? Эксплуатация ли это авторитета чтимых Русским мiром православных подвижников для своих политических проектов?
Не будем гадать. Главным для нас является тот безспорный факт, что за всем этим - обман и ложь. Пусть даже, как некоторые считают, «во благо». Благими же намерениями, твердо знали наши предки, вымощена дорога в ад.
И еще одно (не менее важное): убеждая себя и других, что он отправляется в паломничество, на деле Александр Андреевич занимается двумя вещами: «агитпробегом» или «православным туризмом». Он так и не распахнул душу свою перед Богом, Который Сам бы и сотворил там Благое.
Порой, даже посещает мысль: хочет, но...не может.
И тут самое место повторить слова критика В.Я. Курбатова, обращенные им к В.П. Астафьеву: «Происходит это от неверия, от безрелигиозности. Боюсь, что он теперь в чем-то даже и расходится со своим народом, который повернул к Богу. Ему это кажется фарисейством, и, похоже, он не видит там спасения. […] Покоя нет, Стержня нет». (С небольшой, всё же, поправкой: не от «безрелигиозности» или атеизма, а - в данном случае - от искаженной сектантством духовности.)

Однако посмотрите, какой интересный расклад выходит. По одну сторону - так уж вышло! - Господь наш Иисус Христос, Вера наша Православная, писатель наш русский Валентин Григорьевич Распутин. А по другую - такие вроде бы разные по мiровоззрению и занимаемой политической позиции - писатель-патриот А.А. Проханов и либеральный журналист Д.П. Губин, которому регулярно предоставляет эфир пропрезидентское радио «Комсомольская правда».
Не правда ли, есть над чем призадуматься?

В этих непростых размышлениях, перед лицом предстоящего нелегкого выбора, помощником нашим, вольно или невольно, выступает Валентин Распутин. Он один из тех оселков, на которых многое (и многие), так или иначе, проверяются: на излом, на верность, на идеалы.
Смерть прояснила.
И тут на память неожиданно приходит заголовок давней рецензии на одну из последних повестей писателя: «“Пожар” высветил».
Если бы не этот печальный уход, подумалось, многие из нас, прочитав или послушав приведенные нами слова, в очередной раз так бы и прошли мимо, разве пробурчав себе под нос: «Снова он чудит».
Кончина Валентина Григорьевича, которого при жизни называли «совестью народа», напомнила и нам о нашем долге, сделала нас строже к себе и другим…

26 февраля 2018

Сегодня 80-летие отмечает известный публицист и писатель. Накануне юбилея Александр Проханов дал откровенное интервью. Оказалось, что он сильно скучает по своей супруге, которой не стало несколько лет назад.

Александр Проханов / фото: globallook.com

Сегодня 80 лет исполнилось Александру Проханову. Накануне своего дня рождения он дал откровенное интервью. Писатель и публицист признался, что отпразднует юбилей не в Москве, но точное место называть не стал. Он планировал отправиться в одно из мест, где ему когда-то было хорошо. Например, в Карелию, где он провел с женой медовый месяц, а может быть, и в Истру, где Проханов работал лесником одно время. Также он предположил, что может отправиться в уральский город Верхотурье, где часто бывал в юности.

Общаясь с журналистами, Александр Андреевич не стал скрывать, что скучает по своей жене Людмиле Константиновне, которая скончалась семь лет назад. Она подарила ему дочь Настю и сыновей — Андрея и Василия. Девочка выросла и пошла по маминым стопам. Она окончила текстильный институт. Младший наследник стал известным публицистом, а средний — Василий — фотографом, а также он автор-исполнитель песен. Все трое обзавелись детьми и подарили родителям восемь внуков. «Я думаю о жене каждый день, мечтаю о встрече с ней. Полагаю, что она тоже об этом мечтает. И мы с ней, я думаю, очень скоро повидаемся», — поделился своими мыслями Проханов.


Жена Александра Проханова с детьми/Фото: EG.ru

По словам писателя, с будущей женой он познакомился, когда она была художницей. Позже Людмила Константиновна посвятила свою жизнь материнству и супружеству. Александр Андреевич рассказал, что она была «возвышенным» человеком. Он не стал скрывать, что она явилась ему однажды во сне и предстала в новом «хрустальном» образе, в котором исчезло все, что раньше его могло раздражать или приводило к ссоре. Однако писатель добавил, что обязан всем также еще двум женщинам — бабушке и маме. Так как именно они его вскормили и воспитали, об этом Проханов рассказал

Александр Проханов - известный отечественный писатель, политик. Известен в качестве главного редактора газеты «Завтра», в 1982 году был удостоен премии Ленинского комсомола. Уже в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», в котором рассказывается о заговоре спецслужб с целью смены власти в России.

Детство и юность

Александр Проханов родился в 1938 году. Он появился на свет в Тбилиси. Его предки были молокане. Их вынудили переселиться из Саратовской и Тамбовской губерний в Закавказье. Дед героя нашей статьи был видным молоканским богословом, родным братом Степана Проханова, основавшего Всероссийский союз евангельских христиан.

Высшее образование Александр Проханов получил в Москве. В 1960 году он окончил авиационный институт, работал инженером в научно-исследовательском институте. Увлекся литературой на последнем курсе вуза, активно начал писать стихи и прозу.

Трудовая деятельность

При этом, поначалу Александр Проханов не помышлял о том, чтобы профессионально заниматься писательским ремеслом. Поэтому работал лесником в Карелии, экскурсоводом в Хибинах, участвовал в геологической партии на территории Тувы. В эти годы странствий по всему Советскому Союзу он особенно увлекся Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым.

В 1968 году он устраивается на работу в «Литературную газету», решая больше времени уделять собственным писательским возможностям. Преимущественно его отправляют в заграничные командировки. Александр Проханов, фото которого есть в этой статье, пишет репортажи из Никарагуа, Афганистана, Анголы, Камбоджи. Говорить о нем стали после того, как в 1969 году он, одним из первых, описал вооруженный пограничный конфликт между Россией и Китаем на Даманском острове.

Член Союза писателей

Совсем скоро талант писателя Александра Проханова решили признать официально. В 1972 году его принимают в Союз писателей СССР.

Расцвет его публицистического таланта пришелся на перестроечное время. В 1986 году он начинает активно публиковаться в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», продолжая сотрудничество с «Литературной газетой». С 1989 по 1991 годы он возглавляет журнал «Советская литература» в качестве главного редактора. Постоянно был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин». При этом так и не стал членом коммунистической партии, что удивительно для человека, сумевшего построить такую карьеру в Советском Союзе.

Одним из первых он понимает, что обществу необходима новая площадка, на которой излагать мысли и идеи можно будет принципиально новым языком, не боясь цензуры и каких-либо ограничений. Поэтому в самом конце 1990 года он создает газету под названием «День». Автоматически становится в ней главным редактором.

«Слово к народу»

В середине лета 1991 года в ней публикуется знаменитое «антиперестроечное» обращение, известное как «Слово к народу». В первую очередь оно было адресовано армии. В нем советские политологи и деятели культуры критиковали политику, которую проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Они призывали остановить распад СССР, создать влиятельное оппозиционное движение. Сейчас многие рассматривают «Слово к народу» как идеологическую платформу для августовского путча, который состоялся спустя ровно четыре недели.

Газета «День» рассматривалась как одно из самых оппозиционных и радикальных изданий в России начала 90-х годов. Она регулярно выходила вплоть до октября 1993 года. После расстрела Белого дома и Ельцинского переворота издание было запрещено. Но оно тут же начала издаваться под названием «Завтра», в таком виде сохранилось и до сегодняшнего дня. Ее главным редактором по-прежнему остается писатель Александр Проханов.

Участие в политической жизни страны

В начале 90-х годов Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, принимал непосредственное участие в политической жизни страны не только через свою газету. В 1991 на выборах президента РСФСР он был доверенным лицом генерала Альберта Макашова. Представлявший на этих выборах КПСС Макашов занял пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Во время августовского путча Проханов выступил на стороне ГКЧП.

В сентябре 1993 года герой нашей статьи на страницах своей газеты «День» призывал выступить против антиконституционных действий Бориса Ельцина, утверждая, что в стране фактически состоялся государственный переворот. Активным участником октябрьских событий стал Макашов, участвовавший в вооруженных столкновениях в Москве.

После запрета газеты Минюстом, по некоторым данным, редакция была разгромлена сотрудниками ОМОНа, работники избиты, а все архивы и имущество уничтожено.

Газету «Завтра» Александр Проханов учредил уже 5 ноября. Она до сих пор отличается радикальной позицией, часто материалы, которые в ней публикуются, обвиняют в профашистском, имперском, антисемитском характере.

В то же время Проханов остается верен себе, поддержав в 1996 году на президентских выборах Геннадия Зюганова. Однако и те выборы для лидера коммунистов завершились поражением. Как известно, он проиграл Борису Ельцину во втором туре.

При этом сейчас герой нашей статьи входит в состав Совета по общественному телевидению, созданного в 2012 году.

Особенности стиля

Многие знакомы именно по книгам с Александром Андреевичем Прохановым. Его стиль считается весьма колоритным, оригинальным и индивидуальным. На страницах романов героя нашей статьи можно встретить большое количество метафор, цветистых эпитетов, интересных персонажей, большое количество разнообразных деталей.

В его художественном творчестве и публицистике часто можно встретить симпатии к христианской религии, исконно русским традициям, при этом он регулярно критикует либерализм и капитализм. Не раз заявлял, что до сих пор считает себя советским человеком.

По мнению ряда критиков, как писатель Проханов является постмодернистом, а с идеологической точки зрения - имперским автором.

Ранние произведения

Первые труды Проханова были опубликованы в газете «Литературная Россия», затем выходили в журналах «Семья и школа», «Кругозор», «Олень», «Сельская молодежь». Из его ранних трудов можно выделить рассказ «Свадьба», увидевший свет в 1967 году.

Его первая книга называлась «Иду в путь мой», она были издана в 1971 году с предисловием Юрия Трифонова. Это сборник рассказов, в котором автор изображает настоящую русскую деревню с ее патриархальной этикой, обрядами и традициями, самобытными пейзажами и характерами. Вслед за этим в 1972 году он пишет очерк «Неопалимый цвет», где рассуждает о проблемах, с которым сталкивается советская деревня.

Из его рассказов, напечатанных в 70-е годы, нужно выделить «Двое», «Жестяная птица», «Машинист транссибирской», «Стан 1220», «Огненная купель», «Красный сок на снегу». В 1974 году выходит второй его сборник под названием «Желтеет трава».

На следующий год в печати появляется его первый роман, который носит название «Кочующая роза». Он написан в полуочерковом стиле, в его основе - впечатления автора от командировок на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В нем он обращается к актуальным проблемам современного ему советского общества. Они же беспокоят Проханова в трех последующих романах: «Место действия», «Время полдень» и «Вечный город».

Военно-политический роман

Стилистика писателя кардинально меняется в 80-е годы. Он начинает творить в жанре военно-политического романа. Произведения основаны на его командировках в разные страны мира.

В этот период выходит целая его тетралогия «Горящие сады», которая включает в себя романы «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...», «Африканист», «И вот приходит ветер».

К афганской теме он вновь обращается в романе «Рисунки баталиста» 1986 года. Его главным героем становится художник Веретенов, который по заданию своей редакции едет в Афганистан, чтобы сделать серию рисунков советских военнослужащих. В то же время у него есть и личный интерес - увидеть своего сына.

О солдатах, вернувшихся из Афганистана, рассказывается в книге Александра Проханова 1988 года «Шестьсот лет после битвы».

"Семикнижие"

Популярной становится серия романов «Семикнижие». Ее объединяет главный герой генерал Белосельцев, выделяющийся уникальным опытом созерцания и видения.

В этот цикл входят «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген».

Последний роман из этого списка стал особенно популярен. Проханов его издал в 2002 году. В книге описываются события 1999 года в России. В частности, серия взрывов в жилых домах, которая привела к многочисленным жертвам, преподносится как заговор власти с целью передачи правления от действующего президента его преемнику.

Заговорщики, среди которых представители спецслужб, используют в романе Проханова интриги, убийства и всевозможные провокации. Сам автор отмечал, что изначально воспринимал Путина как последователя Ельцина, но затем пересмотрел свое отношение к нему, заявив, что тот остановил распад России, убрал из руководства страной олигархов.

В этом романе наглядно прослеживается излюбленный писательский прием, когда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, олигарх, в котором угадывается Березовский, в больнице буквально тает под капельницей и исчезает в воздухе. Избранник, в котором угадывается намек на Путина, просится наедине управлять самолетом и тоже исчезает, превратившись в радугу.

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпускает новую книгу под названием «Поступь русской победы», в очень необычном для себя жанре. В ней рассказывается об идеологии современной России, а ее история условно делится на четыре временных периода. Это Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых и Сталинская империя.

Вся книга состоит из четырех частей. В первой приводятся основные тезисы, посвященные идее «Пятой империи», она называется «Гимны русской победы». Во второй части уделено внимание промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным заводам, ее название - «Марши русской победы». В третьей части, «Псалмы русской победы», рассказывается о русских приходах и монастырях, а в заключительной «Коды русской победы» - о Евразийском Союзе, который должен выполнить функцию предтечи «Пятой империи».

Кино и телевидение

Сразу несколько произведений Проханова были экранизированы или поставлены на театральной сцене:

  • В 1972 году вышел фильм «Отчизна» по его сценарию.
  • В 1983 году Анатолий Граник снял мелодраму «Место действия» по одноименному роману героя нашей статьи.
  • В 1988 году вышла драма Алексея Салтыкова «За все заплачено», для которой Проханов написал сценарий.
  • В 2012 году был запущен проект на телеканале «Россия-1». Цикл документальных фильмов «Солдат империи» подробно рассказывает о личности самого Александра Проханова.
  • «Страсти по государству» - документальная картина 2018 года, в которой автор анализирует последние коррупционные скандалы, взрывы в петербургском метро, демонизацию самой страны и ее руководителей на Западе и либеральную общественность.

Общественная жизнь

Проханов часто участвует во всевозможных политических ток-шоу, высказывает свое мнение о событиях, происходящих в стране. Он регулярный гость Владимира Соловьева в его ток-шоу «К барьеру» и новом проекте «Поединок». Является одним из ведущих рубрики «Реплика», которая выходит на канале «Россия 24».

О пенсионной реформе Александр Проханов высказал свое мнение. Он отметил, что обращение Путина к нации было безукоризненным, президент привел убедительные аргументы. Поэтому сам он поддерживает эту реформу.

Жена писателя

Можно сказать, что личная жизнь Александра Проханова сложилась успешно. Всю жизнь он прожил в браке с Людмилой Константиновой, которая после свадьбы взяла его фамилию.

У них родилось трое детей - дочь и двое сыновей. Один из них, Андрей Фефелов, стал публицистом. Сейчас он вместе с отцом работает редактором интернет-канала «День». Василий Проханов стал исполнителем авторской песни и фотографом.

В 2011 году Людмила Проханова ушла из жизни.

Известно, что в свободное время герой нашей статьи занимается коллекционированием бабочек и рисует.

Детство Сергея Проханова

Родной город Проханова – Москва. Семья жила рядом с Домом пионеров, благодаря чему Серёжа мог попробовать себя практически во всём, посещая предлагаемые Домом пионеров кружки. На первом месте всегда оставался театр. Достаточно успешно он занимался музыкой и пел. Серёжа даже выступал как-то по телевидению. Он обладал очень звонким голосом, говорили, что Проханов может много достичь в пении.

Первое яркое разочарование произошло, когда на конкурсе «Музыкальная весна» Серёжа не стал лауреатом. Для него это было большой психологической травмой. Примерно в тот период у него начал ломаться голос.

Колобок - Усатый нянь - Сергей Проханов

Семья у Проханова, как сам он выразился, пролетарская. Отец был рабочим. Темперамент и неуёмность будущий актёр унаследовал именно от отца, который всегда был душой компании. От мамы же он унаследовал нелюбовь к показухе. Проханов окончил физико-математическую школу, ему нравились точные науки.

Параллельно он занимался в театральной студии. Молодой человек выбрал для себя Щукинское училище и стал его студентом. Сергей попал на курс Веры Львовой. Многие называли в тот период Проханова лучезарным. Это было замечательное время. Студентов же этого курса называли не иначе, как «артисты праздника», они вели телепередачи на ТВ, могли поднять людям настроение.

Начало фильмографии Сергея Проханова

Ещё в училище Сергей начал сниматься. Его первая картина – «Семья, как семья». Его роль была небольшой. Начинающий актёр сыграл приятеля Лены, присутствовавшего на новогодней вечеринке. Будучи студентом, он также сыграл в «Юльке», «Весёлом калейдоскопе», снялся в роли пионервожатого в картине «Ох, уж эта Настя!» и др.

Получается, что окончив в 1974-ом театральное училище, Сергей уже активно снимался. Его первым театром стал театр «Моссовета», куда его пригласили, как выпускника училища. Там он с успехом дебютировал на одной сцене с заслуженными мастерами, однако будучи успешным в кино, там Сергей играл на протяжении ряда лет только второстепенные роли.

Настоящий перелом произошёл тогда, когда зрители увидели актёра в главной роли в постановке «Саша». С этого момента его в театре стали считать серьёзным актёром. Казалось бы, всё складывалось хорошо, но в тот период времени театр покинули такие именитые режиссёры, как Виктюк , Черняховский и Гинкас.

Лучшие фильмы Сергея Проханова

Сергей активно снимался, успевая за год поучаствовать в трёх-четырёх картинах, много играл на сцене. Успех пришёл к Проханову после сыгранной им главной роли в «Усатом няне». Он почувствовал, что значит быть знаменитым. Ему предлагали сыграть, чаще всего, весёлых и активных парней. Похожую роль ему предложили в фильме «Завтрак на траве». Там он был вожатым в пионерском лагере и снова занимался воспитанием ребят. Начиная с 1981-го года, предлагаемые роли были по большей части уже второстепенными или эпизодическими.

«Шантеклер» в театре Луны. Интервью с Прохановым

В то время он сыграл в фильмах «Чехарда», «Первая конная», «Сашка», «Размах крыльев», «Подвиг Одессы», «Белые вороны» и др.

Заметную роль Проханов получил в фильме, который зрители увидели в 1991-ом году. Его название – «Гений». В главной роли снимался Александр Абдулов . Сергей же сыграл спекулянта по имени Костик.

Окончательно расстаться с кино актёр решил после того, как завершились съёмки в детективе «Привал странников», где у него снова была небольшая роль.

Актёр считал, что кино умерло, и ему в нём делать нечего. Он полностью переключился на работу в театре. Однако на экране телезрители видели Проханова ещё и в качестве телеведущего. Он вёл передачу о кино «Знай наших». Сергей думал, что со временем она превратится в альманах, планировал создать несколько интересных рубрик, но на деле телепередача стала походить на телевикторину о тех или иных кинокартинах. Притом что работать телеведущим ему нравилось, с телевидения он ушёл.

Сергей Проханов в «Театре Луны»

Актёр принял решение создать при театре творческий кооператив «Маскарад». Когда в его родном театре начали готовить постановку известного мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда», его кооператив взял на себя обеспечение кордебалета, без которого этот мюзикл был бы невозможен. Надо сказать, что как руководитель кооператива, Проханов прекрасно справился с этой задачей. Мюзикл зрители увидели в 1992-ом году. Сорежиссёром был Проханов. Нельзя не отметить, что эта постановка до сегодняшнего дня остаётся популярной и идёт на сцене того же театра.


Когда в качестве режиссёра Проханов занялся постановкой «Византии» на сцене родного театра, оказалось, что надо ждать очереди, чтобы попасть в репертуар. Ждать можно было год или два. С этого момента стало понятно, что нужен свой театр. Это сразу предоставило бы Сергею возможность самостоятельно действовать.

Сергей Проханов в настоящее время

Все заработанные кооперативом деньги Проханов собирал для того, чтобы открыть собственный театр. Помещение он нашёл совершенно случайно. Это подвал неподалёку от театра «Моссовета». Название его театра – «Театр Луны».

Так Сергей стал режиссёром. Все постановки театра он перерабатывает сам. Проханов считает, что с этого момента он стал совершенно другим, уже не за него отвечали, а он отвечал за свою труппу.

В «Театре Луны» за более чем двадцатилетнюю его историю играло немало знаменитых актёров. Все постановки эмоциональны и чувственны, при этом не без эротизма. Проханов не терпит всего простецкого, считает, что в театре зрители должны ощущать мечту, должны видеть другой мир. В «Театре Луны» нет постановок о нищете, о каких-то «Васьках» и «Петьках». Само название спектаклей говорит об их воздушности и космичности: «Лиромания», «Маленькая Луна», «Ночь нежна», «Таис Сияющая».

Сергей Проханов в программе Будильник

При театре Проханова есть киностудия. Её название – «Луна-фильм». В главной роли в первой же картине снялся Проханов. По сюжету режиссёр прощается со своим театром и передаёт его другому руководителю.

Личная жизнь Сергея Проханова

С будущей женой Сергей Борисович познакомился, когда отдыхал на даче у друзей. Её имя – Татьяна. Она внучка двух известных маршалов – Василевского и Жукова. Девушка тогда училась в десятом классе. Они начали встречаться. Татьяна поступила в институт. Они поженились, когда ей исполнилось восемнадцать.

Когда недавно поженившиеся Татьяна и Сергей получили свою первую двухкомнатную квартиру, Сергей во время ремонта убрал почти все межкомнатные перегородки. Семье даже грозили за это выселением. Так в просторной квартире молодожёны прожили до тех пор, пока не появились дети, и им не потребовалась детская. Пришлось вновь возводить стены. На этот раз Сергей Борисович сделал перепланировку так, что у него появился даже маленький кабинет.

Вместе супруги прожили двадцать пять лет. Бывали в их жизни разные времена, актёрская профессия не могла не отражаться на семейной жизни. Жена занималась воспитанием их двоих детей. Старшая дочь стала художником по костюмам. Она трудится в театре у отца.

Сейчас Проханов в разводе. Он живёт один.